Научная статья на тему 'Факторы и тенденции дальнейшего развития лизинговых услуг в Российской Федерации'

Факторы и тенденции дальнейшего развития лизинговых услуг в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
820
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЛИЗИНГОВЫЕ УСЛУГИ / ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ECONOMY / LEASING SERVICES / MAJOR FOUNDATIONS / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамов Насрулла Абдурахманович, Пенчукова Тамара Александровна

Лизинг является тем механизмом, посредством которого целесообразно начать масштабную модернизацию экономики, особенно теперь, когда Российская Федерация выбрала свой путь вступления в мировую экономическую систему. Авторами выявлены современные тенденции развития рынка лизинговых услуг в России, дана их оценка, уточнена значимость данного вида услуг для модернизации основных фондов хозяйствующих субъектов в условиях глобализации и влияния последствий экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and Tendencies of Further Development in Regard to Leasing Services in Russian Federation

Leasing is a mechanism by dint of which it is expedient to start large-scale modernization of economy, especially now, when Russian Federation has opted its own way of entering into the world economic system. The author has elicited modern tendencies in reference to the development of leasing services market in Russia, he gives his own assessments, specifies the significance of the services of this type for modernization of principal foundations of economy subjects under the conditions of globalization and the aftermath of economic crisis.

Текст научной работы на тему «Факторы и тенденции дальнейшего развития лизинговых услуг в Российской Федерации»

Адамов Насрулла Абдурахманович,

профессор Российского университета кооперации, Россия Пенчукова Тамара Александровна,

младший научный сотрудник Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, Россия

ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕ ДЕРАЦИИ

Важнейшей тенденцией развития современной мировой экономики является глобализация, усиление конкуренции как между государствами, так и между отдельными хозяйствующими субъектами. Рынок диктует чрезвычайно жесткие условия к производству товаров и оказанию услуг, так как экономика стала открытой, что привело к участию в конкурентной борьбе иностранных хозяйствующих субъектов, адаптировавшихся к рыночным условиям много десятилетий назад.

В сложившихся условиях для Российской Федерации, которая выбрала свой путь вступления в мировую экономическую систему, очень важно найти самые передовые инструменты для повышения своей активности в международных хозяйственных процессах.

Международный опыт показывает, что начиная с 50-х годов ХХ века, лизинговые услуги во многих экономически развитых странах заняли важнейшее место среди основных источников финансирования, обновления и модернизации основных фондов.

В отличие от наиболее экономически развитых государств, роль лизинга в обновлении основных фондов в России оставляет желать лучшего (4; 6; 7). Последние два года отмечается незначительная динамика роста рынка лизинга, по мнению экспертов, это обусловлено:

- падением активности лизинга железнодорожной техники, который в течение многих лет на российском рынке лизинговых услуг играл роль своеобразного драйвера;

- заметным ростом процентных ставок по банковским кредитам.

В ходе проведенного исследования было установлено, что первая двадцатка рейтинга наиболее крупных лизинговых компаний существенно не изменилась по своему составу и по-прежнему первая пятерка лизинговых компаний - это компании с государственным участием в капитале, и все так же этой пятерке принадлежит около 60% всего рынка лизинговых услуг (рисунок 1).

Я ВЭБ-лизинг

■ ВТБ Лизинг

■ СбербанкЛизинг

■ ТрансФин-М Газтехлизинг

Иостальные

Рисунок 1. Доля рынка, занимаемая крупнейшими лизинговыми компаниями

Как показывает практика, лизинговые компании ценят автомобильный транспорт в качестве предмета лизинга за его высокую ликвидность, так что не исключено, что в 2013-2014 году это станет своеобразным драйвером для роста лизингового рынка. Кроме того, на рост сегмента строительного оборудования и дорожно-строительных машин должно повлиять осуществление крупных строительных проектов, таких как 0лимпиада-2014 и Мировой чемпионат по футболу - 2018. Потенциально капиталоемкими направлениями, способными «поднять» лизинговый рынок, являются морские и речные суда, авиатехника и недвижимость, но станут ли они драйверами - покажет время.

Как считают эксперты рынка лизинговых услуг, при неблагоприятном варианте развития макроэкономической ситуации рынок лизинга может остаться на том же уровне, что и в 2012 году.

Как уже было сказано, лизинговый рынок России находится в не очень благоприятных условиях, макроэкономические показатели не благоприятствуют динамичному развитию лизинга, явных драйверов, которые могли бы «потянуть» за собой данный рынок, тоже не наблюдается. Следовательно, лизинговым компаниям следует сосредоточить главные усилия на микроэкономических рычагах развития лизинга, таких как: эффективность управления текущими расходами; повышение эффективности менеджмента; повышение эффективности управления ресурсами (активами), в частности повышение результативности администрирования дебиторской задолженности; минимизация предпринимательских рисков и т.д.

Исследование показало, что объем лизинговых услуг, оказываемых на российском рынке, пока еще значительно уступает рынкам лизинговых услуг ведущих зарубежных государств, но при этом темпы роста данного сегмента в России вселяют определенные надежды.

По оценкам экспертов, при осуществлении инерционного (умеренного) сценария развития на рынке лизинговых услуг до 2020 года в России будет иметь место

экономическим цикл продолжительностью примерно пять лет с темпами роста лизингового рынка на 15-25%'.

Проведенное исследование предпринимательской активности российских предприятий на основе данных Росстата Российской Федерации установило, что в 2012 году рынок лизинга увеличился по сравнению с 2007 годом в 1,32 раза (рисунок 2). Но также стоит отметить, что в кризисные 2008-2010 гг. произошло его сокращение более чем в 3 раза по сравнению с 2007 годом, таким образом, на данный момент рынок лизинга не только восстановился, но и продолжает расти.

-Объем ЛИЗИНГОВОГО рынка в России (млрд.

руб)

Рисунок 2. Объем лизингового рынка России за 2007-2012 гг

Одним из важнейших факторов, вызывающих спрос на лизинговые услуги, является высокая степень износа основных фондов российских предприятий во многих отраслях экономики. По официальным данным, в среднем износ основных фондов российских предприятий превышает 50% и имеет тенденцию дальнейшего роста, так как это средний показатель. Очевидно, что в некоторых отраслях изношенность основных фондов существенно выше. По данным Счетной палаты РФ, на изготовление машин и оборудования в 2011 году было направлено только 1,6 % от общего объема предоставленных кредитов, что явно недостаточно для технологического перевооружения российских предприятий (1, 22-27).

Для иллюстрации современного состояния основных фондов российских предприятий можно провести такое сравнение: в 1970 г. около 40% основных фондов имело возраст ниже 5 лет, а в 2013 году этот показатель ниже 10%. По данным Минфина России, для модернизации производственных фондов необходимо инвестировать около 30% от ВВП ежегодно. Между тем в 2012 году данный показатель был ниже 20% от ВВП. Для решения проблемы модернизации парка устаревшего оборудования специалисты отводят лизинговым услугам особую роль (5, 345-351).

1 Данные источника Рейтинговое агентство «Эксперт РА» http://raexpert.ru/strategy/conception/part5/scenario/

По рейтингу Всемирного экономического форума1, глобальная конкурентоспособность России по итогам 2012-2013 находится на 67-м месте (в 2011 году находилась на 66-м месте, в 2010 - 63 место). В то же время повышение конкурентоспособности отечественной продукции является важным фактором экономического роста в среднесрочной перспективе, этот вопрос приобретает особую актуальность с неизбежным обострением конкуренции по отдельным рынкам, вызванным с переходом Российской Федерации в режим функционирования по нормам и правилам Всемирной торговой организации (ВТО). Данная проблема усугубляется тем, что российская экономика испытывает необходимость одновременно в увеличении объемов инвестиций в основной капитал, но, вместе с тем, и в значительном повышении эффективности инвестиций, без чего невозможно создать конкурентоспособное производство.

В условиях высокой конкуренции хозяйствующему субъекту требуется постоянное обновление производственных линий с применением при этом самых инновационных технологий и новейшей техники. Лизинг способствует быстрой адаптации к часто изменяющимся условиям рынка и выпуску изделий, способных выдержать конкуренцию с самыми современными иностранными аналогами, не прибегая к крупным первоначальным заимствованиям (2; 3). Не исключено, что в дальнейшем процесс технического перевооружения предприятий будет, в большинстве случаев, происходить с применением лизинга, а не благодаря покупке оборудования.

В рамках договора об оперативном лизинге у лизингополучателя появляется возможность использования основных фондов для решения поставленных перед приятием текущих производственных задач не приобретая их в собственность. Кроме того, у лизингополучателя есть возможность отказаться от морально устаревшего оборудования до окончания срока его эксплуатации, переоснащая свою производственную базу, чтобы не перестать быть конкурентоспособным.

Быстрое развитие лизинговых услуг порождает ассортимент сопутствующих лизинговому имуществу услуг, связанных с обслуживанием, а также наладкой приобретаемого оборудования, превращаясь в своеобразного драйвера, тянущего другие отрасли экономики. Лизингополучатели как пользователи основных фондов защищены от многих забот, у них отсутствует необходимость детально вникать в технические особенности оборудования. Кроме того, лизингополучатель может получить оборудование вместе с его обслуживанием, чтобы не тратить финансовые ресурсы на создание собственной материально-технической базы. Привлекательность лизинговых услуг повышает то, что действующее законодательство предоставляет возможность согласования гибкого графика начисления платежей по договору лизинга, давая возможность учесть сезонность бизнеса лизингополучателя или иные факторы, препятствующие равномерному формированию выручки.

Наиболее интересной с точки зрения бизнеса особенностью лизинговых отношений является использование предоставляемых государством налоговых льгот. Лизингополучатель относит свои лизинговые платежи по договору лизинга на

1 http://www. weforum. огц/ (Дата обращения: 26.10.2013.)

расходы текущего периода, что снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, следовательно, и величину причитающегося в бюджет налога.

Особенно неоценима роль лизинга для субъектов малого бизнеса, потребляющих лизинговые услуги, так как собственные финансовые ресурсы субъектов малого бизнеса незначительны, а получение банковских кредитов существенно затруднено по разным причинам. Иногда лизинг для них становится единственным доступным источником финансирования приобретения основных фондов. Как известно, первоначальные затраты на покупку имущества несет лизингодатель, который напрямую заинтересован в сотрудничестве с субъектами малого бизнеса. Быстрому развитию лизинговых компаний, нацеленных на малый бизнес, способствует относительно недорогая стоимость оборудования или машин для субъектов малого бизнеса. Лизингодатели, специализирующиеся на оказании услуг субъектам малого бизнеса, имеют более благоприятные возможности для диверсификации предпринимательских рисков за счет наличия значительного количества сделок с разными лизингополучателями, что влияет на снижение уровня вероятности неуплаты лизинговых платежей.

Не стоит забывать, что именно малый и средний бизнес является основой социально ориентированной рыночной экономики. «В развитых странах число малых предприятий достигает 60-80% от общего числа предприятий, на них занято 2/3 трудоспособного населения, они производят более половины ВВП» (8,22). В России малый бизнес развит куда хуже, его доля в ВВП занимает около 10 %, в то время как в странах Европы этот показатель может достигать 70%. По словам председателя Правления Восточного комитета германской экономики Экхарда Кордеса, в Германии малый и средний бизнес занимает более 90% от общего числа предприятий, в то время как в России этот показатель держится на уровне 18% (9).

А ведь устойчивость и быстрая адаптация малого и среднего бизнеса способствуют поддержанию социально-экономической активности в государстве, что очень актуально во время кризисов.

Лизинг является тем механизмом, посредством которого целесообразно начать масштабную модернизацию экономики. Если экономика будет расти высокими темпами в условиях существенной изношенности основных средств многих предприятий, появляется значительный спрос на инвестиции, чтобы модернизировать и обновлять производственные мощности. Проведенный анализ показал, что во многих экономически развитых странах именно лизинговые услуги явились главным источником инвестирования в процесс модернизации основных фондов. Ниже приведен сравнительный анализ источников финансирования малого бизнеса в РФ и Европе, между ними существует довольно большое различие по структуре (рисунок 3).

Россия в %

Рисунок 3. Источники финансирования малого бизнеса в России и странах Евросоюза (1)1

Из рисунка видно, что в Европе лизинг находится на втором месте по источникам финансирования и составляет 25 % от общего объема средств организации, в России же лизинг занимает пятое место и составляет 7%.

Проведенное исследование показало, что наряду с перспективами и предпосылками динамичного развития лизинговых отношений в России, имеются также факторы, препятствующие более быстрому распространению лизинговых услуг. Так, при опросе лизинговых компаний в 2012 году были выделены следующие основные факторы, препятствующие их развитию:

- конкуренция со стороны организаций, осуществляющих деятельность в сфере лизинговых услуг;

-отсутствие информации о деятельности потребителя («информационная непрозрачность »);

-несовершенное нормативно-правовое регулирование лизинговой деятельности.

Не будет лишним отметить, что в 2011 году основными факторами, препятствующими развитию лизинга, были несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности и недостатки налоговой политики государства.

Самыми серьезными барьерами для резкого расширения рынка лизинговых услуг и превращения лизинга в распространенный и востребованный финансовый инструмент, в частности, являются правовые противоречия, которые повышают предпринимательские риски участников лизинга.

Наряду с тем, что Правительство инициирует различные нормативно-правовые акты, создающие благоприятные условия для развития лизинга в России, остаются нерешенными многие проблемы и препятствия для дальнейшего динамичного

1 Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», «SME Acces to Finance», European Commission.

развития лизинга в России. В ходе исследования было установлено, что для оптимального развития рынка лизинговых услуг в России необходимо устранить следующие «пробелы»:

- трудности, связанные с возвратом из бюджета налога на добавленную стоимость;

- иные фискальные сложности, с которыми сталкиваются участники лизинговых отношений во взаимоотношениях с представителями налоговых ведомств;

- пробелы в действующей нормативно-правовой базе, регулирующей лизинговую деятельность в России;

- отсутствие достаточного размера собственного капитала у участников лизинговой деятельности;

- не отвечающая современным реалиям методика бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности участников лизинговой деятельности;

- неоднозначная правовая и экономическая трактовка важнейших терминов лизинга, приводящая к спорным правовым ситуациям;

- недостаточное правовое обеспечение отдельных сегментов рынка лизинговых услуг, таких как «оперативный лизинг», «выкупная стоимость предмета лизинга» и др;

- непроработанность вопросов, связанных с отраслевой спецификой лизинга недвижимости, речных и морских судов, авиатехники;

- сложности ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности.

Существенное повышение динамики развития лизинговых услуг в России, на наш взгляд, возможно лишь путем устранения противоречий в существующем законодательстве, а также устранении правовых пробелов по важнейшим вопросам, касающимся участников лизингового договора.

Список использованной литературы:

1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 5 октября 2012 г. № 41К (874). - С.22-27.

2. Адамов Н.А., Кеменов А.В. Логистические методы управления инвестиционностроительной деятельностью //Глобальный научный потенциал.- № 18. -2012.- С. 6772.

3. Адамов Н.А., Сарибекян В.Л. Правовое регулирование налога на прибыль лизинговых организаций // Все для бухгалтера. -№ 9, 2006. - С.35-39.

4. Адамов Н.А., Тилов А.А. Приобретение основных средств: взять в лизинг или купить, что выгоднее? //Все для бухгалтера. -№ 10 (178). -2006. -С.17-20.

5. Антоновская Е.А. Предпосылки развития инвестиций в форме финансового лизинга // Вестник Чувашского университета. -2012. -№ 1. -С. 345-351.

6. Лещенко М.И. Основы лизинга. -М.: Финансы и статистика, 2002.

7. Пенчукова Т.А. Развитие системы государственного регулирования лизинговых услуг в России // Российский экономический интернет-журнал. -№ 3. -2013.

8. Суходолов А.П., Кульдюкова И.В. Особенности финансирования субъектов малого бизнеса с применением лизинговой схемы //Известия Иркутской государственной экономической академии. -2011. -№ 3.- С. 22-25.

9. Стенограмма IV Российско-Германской конференции малого и среднего предпринимательства, 31 мая 2011г.

Н.А. Адамов., Т.А. Пенчукова Факторы и тенденции дальнейшего развития лизинговых услуг в Российской

Федерации

Ключевые слова: экономика, лизинговые услуги, основные фонды, модернизация Лизинг является тем механизмом, посредством которого целесообразно начать масштабную модернизацию экономики, особенно теперь, когда Российская Федерация выбрала свой путь вступления в мировую экономическую систему. Авторами выявлены современные тенденции развития рынка лизинговых услуг в России, дана их оценка, уточнена значимость данного вида услуг для модернизации основных фондов хозяйствующих субъектов в условиях глобализации и влияния последствий экономического кризиса.

N. A Adamov, T.A. Penchykova

Factors and Tendencies of Further Development in Regard to Leasing Services in Russian

Federation

Key words: economy, leasing services, major foundations, modernization

Leasing is a mechanism by dint of which it is expedient to start large-scale modernization of economy, especially now, when Russian Federation has opted its own way of entering into the world economic system. The author has elicited modern tendencies in reference to the development of leasing services market in Russia, he gives his own assessments, specifies the significance of the services of this type for modernization ofprincipal foundations of economy subjects under the conditions of globalization and the aftermath of economic crisis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.