Научная статья на тему 'Факторы и специфика рыночного поведения российских компаний в условиях экономического кризиса'

Факторы и специфика рыночного поведения российских компаний в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / СОКРАЩЕНИЕ ЗАТРАТ / СТРАТЕГИЯ / MARKET BEHAVIOR / PRODUCTION OPTIMIZATION / COST REDUCTION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Ирина Вениаминовна, Погосян Маргарита Аваковна

Текущий экономический кризис имеет структурную основу и изменяет динамику конкурентных и поведенческих параметров функционирования экономических субъектов во внешней среде хозяйствования. Рыночные стратегии поведения российских фирм и сектора домохозяйств, различаются базовыми подходами реализации адаптивных инструментов, нацеленных на снижение рискогенности и неустойчивости развития макроэкономической динамики. Рыночное поведение отечественных компаний в условиях экономического кризиса, охватывает, прежде всего, короткий горизонт планирования и связано с первостепенными мерами по сокращению затрат на материалы, оптимизацией производства, сокращению затрат на маркетинг и логистику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND SPECIFIC MARKET BEHAVIOR OF RUSSIAN COMPANIES IN THE ECONOMIC CRISIS

The current economic and structural framework are changing competitive dynamics and behavioral parameters of the functioning of economic entities in the environment management. The market strategy of behavior of Russian firms and household sector, which vary the basic approaches of realization of adaptive tools aimed at reducing risktaking and volatility of macroeconomic dynamics. Market behavior of domestic companies in the economic crisis, primarily covers the short planning horizon and is associated with the paramount measures by reducing the cost of materials, optimization of production, reduction in marketing and logistics costs.

Текст научной работы на тему «Факторы и специфика рыночного поведения российских компаний в условиях экономического кризиса»

Dikinov Andzor Hasanbievich, doctor of economic sciences, Professor, senior researcher of the Department of forecasting and sustainable regional development; Institute of Informatics and the problems of regional management of Kabardino-Balkarian Science Centre of the Russian Academy of Sciences (37-a, I. Armand street, Nalchik, KBR, 360000, Russian Federation). Е-mail: dikinovthor@mail.ru.

Mushkaeva Maria Alievna,- applicant Department "Prediction and sustainable regional development; Institute of Informatics and the problems of regional management of Kabardino-Balkarian Science Centre of the Russian Academy of Sciences (37-a, I. Armand street, Nalchik, KBR, 360000, Russian Federation). Е-mail: maria.m-95@mail.ru

OPTIMAL LAND USE PROCESSES ALLOWED AS SINGLE REAL REGIONAL LAND PROPERTY COMPLEX Abstract

The modern format of social fabric created in the country is characterized other than earlier applied models of the relations and ownership rights on the earth which in turn left the mark on structure of a social production and processes of social and economic development of regions of the country. Unlike others the systems of complexes, the system of land use has the uniform hierarchically subordinated and interconnected structure consisting of a large number of the various straight lines and feedback defining and forming optimum admissible development of processes of land use as a uniform immovable property and land complex on the one hand and as specific object natural among with set of biological, landscape and geographical and climatic factors - on the other hand. Keywords: regional economy, property and land complex, property management, rational land use.

УДК 338

ФАКТОРЫ И СПЕЦИФИКА РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита, Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького,88). Е-mail: irarostov@mail.ru экономист, Южный федеральный университет (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького,88). Е-mail: margarita-p.2015@yandex.ru

Аннотация

Текущий экономический кризис имеет структурную основу и изменяет динамику конкурентных и поведенческих параметров функционирования экономических субъектов во внешней среде хозяйствования. Рыночные стратегии поведения российских фирм и сектора домохозяйств, различаются базовыми подходами реализации адаптивных инструментов, нацеленных на снижение рискогенности и неустойчивости развития макроэкономической динамики. Рыночное поведение отечественных компаний в условиях экономического кризиса, охватывает, прежде всего, короткий горизонт планирования и связано с первостепенными мерами по сокращению затрат на материалы, оптимизацией производства, сокращению затрат на маркетинг и логистику.

Ключевые слова: рыночное поведение, оптимизация производства, сокращение затрат, стратегия.

Кризисные явления в российской экономике имеют структурную основу и изменяют динамику конкурентных и поведенческих параметров функционирования экономических субъектов во внешней среде хозяйствования. Рыночное поведение экономических субъектов во многом определяется состоянием конкуренции и обусловлено целым рядом факторов, определяющих условия доступа к ресурсам,

Фролова Ирина

Вениаминовна Погосян Маргарита Аваковна

условиям производства и реализации товаров и услуг, что с одной стороны структурирует рыночное поведение экономических субъектов, а с другой детерминирует функциональные параметры государства как одного из регуляторов рыночных позиций экономических субъектов [6].

В этой связи целесообразно рассмотреть рыночные стратегии поведения российских фирм и сектора домохозяйств, различаются базовыми подходами реализации адаптивных инструментов, нацеленных на снижение рискогенности и неустойчивости развития макроэкономической динамики.

Со стороны домохозяйств в современных кризисных условиях отмечается длительное и резкое падение частного потребления в России. В отличие от предыдущих кризисных периодов развития российской экономики, глубина реального сокращения потребительского спроса в современных условиях оказалась более значительной, поскольку в предшествующие кризисы властные структуры старались не допустить существенного сокращения частного потребления. То, что происходит сейчас, является прямо противоположным подходом, власти не только допускают падение потребления, но и делают все возможное, чтобы оно было более глубоким и длительным. Так по сравнению с мартом 2014 г. объем розничного товарооборота сократился на 14 %, в течение почти двух лет происходит сокращение розничных продаж. Подавляющая часть населения ощущает на себе влияние текущего кризиса: более 90% респондентов отмечают снижение покупательной способности, и 53% не способны делать какие бы то ни было накопления [4].

В начале 2016 года уже проявились структурные изменения покупательского спроса на рынке, поведение покупателей меняется, и некоторые изменения в покупательских привычках будут носить долговременный характер. В условиях резкого падения уровня реальных доходов, население переходит к стратегии бережливого потребления: снижение объема покупок, переход на продукты более дешевого сегмента, приобретение товаров «по акции» и др. Реальные доходы продолжают снижаться, вследствие чего значительное количество людей, которые раньше принадлежали к среднему классу, уже не могут рассматриваться как его представители. Даже та часть населения, которая по-прежнему относится к среднему классу по уровню доходов, постепенно меняет свои привычки: начинает ограничивать себя в покупке товаров повседневного спроса, откладывать крупные покупки из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне, урезать расходы на развлечения и так далее. Это может означать, что средний класс постепенно утрачивает свою традиционную роль движущей силы экономического роста.

Падение потребления вызвано и объективными причинами. Кризис 2008 г. удалось преодолеть, в том числе, за счет резкого скачка потребительского спроса, банки располагали ликвидностью, рост кредитования населения к 2014 г. достиг пика. После введения санкций в отношении российских компаний, доступ к международному рынку капиталов оказался закрыт, банки потеряли возможность рефинансировать долги, объем кредитования снизился, закономерно произошло падение потребительского спроса. Если учесть уровень падения реальных доходов населения, то можно сделать вывод, что снижение спроса достигло критического значения. Розничный товарооборот в 2015 г. упал на 10%, он продолжает снижаться в первом квартале 2016 г. Падение реальных доходов за 2015 г. около 6%, заработной платы - 10% [1]. В этой связи можно сделать вывод, что политика заморозки индексации пенсий и заработных плат только усугубит сложившуюся ситуацию, повлечет дальнейшее падение реальных доходов, снижение платежеспособного спроса населения.

В поведении отечественных компаний экономический кризис проявляется в виде снижения прибыли и сокращения возможностей для финансирования новых проектов. Перспективы преодоления кризисных явлений по опросу российских и зарубежных предпринимателей (опрос, 2015 г.), отражены на рис. 1 [3].

Российские предприниматели менее оптимистично настроены на перспективу роста выручки предприятия и преодоления кризисных явлений как в мировой экономике, так и в отечественной экономической системе.

Большинство российских компаний считают основными негативными последствиями кризиса снижение спроса и рост производственных затрат, которые, в свою очередь, оказывают давление на рентабельность. Это обстоятельство, с учетом его негативного влияния на рентабельность, а также ориентированности большого числа акционеров на краткосрочные перспективы, может иметь крайне негативное влияние на возможности долгосрочного роста компаний [2].

В ноябре 2015 г. ВЦИОМ опубликовал данные, из которых стало понятно, что нынешняя рецессия экономики самая длительная по отношению к кризисам 199798 гг. и 2008-09 гг. и длится уже на протяжении 19 месяцев. Поэтому говорить о каком-то оздоровлении экономики преждевременно, а выжившим компаниям необходимо переходить от тактических к структурным изменениям.

Уверенность в росте выручки на своем предприятии в ближайший год

Уверенность в преодалении

кризисных явлений в 37 14

мировой экономике, в ближайший год

О 10 20 30 40 50 60

«Мир I РФ

Рис. 1. Перспективы преодоления кризисных явлений по опросу российских и зарубежных предпринимателей (опрос, 2015 г.)

Последние два года в стране активно реализуется политика импортозамеще-ния. Однако данная политика не имеет смысла в условиях, когда в стране реализуется курс деиндустриализации. Часто импортозамещение сводится только к продуктовому, а не к технологическому, а иногда просто к замене страны-поставщика. Поэтому вопрос технологического суверенитета страны в современных условиях выходит на первый план. Считаем необходимым в качестве фундаментальные антикризисных преобразований, прежде всего, ориентироваться на курс индустриализации экономики.

Текущий кризис в настоящее время можно разделить на три этапа:

1. Первая волна падения экономики - май-август 2014 г. Далее на протяжении трех месяцев была краткосрочная стабилизация.

104

3! 16 -

2. Вторая волна падения - декабрь 2014 г. - июнь 2015 г. С июля по сентябрь 2015 г. прошла волна стабилизации.

3. Третья волна падения - с ноября 2015 г. по настоящее время.

Аналитики и экономисты сходятся во мнении, что дно кризиса еще не достигнуто, а его развитие отличается от классического волнообразного цикла. Современный кризис в России имеет ступенчатую форму и количество этих ступень прогнозировать сложно, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Основные кризисные тенденции для российских предприятий в ближайшие пять лет (опрос, 2015 г.), отражены на рис. 2 [3].

Кризисные тенденции, которые будут оказывать пролонгированное действие на рыночное поведение российских компаний, связано с изменением регулирования конкуренции в отрасли - 54%, изменением числа конкурентов - 42%, изменением в поведении потребителей и клиентов - 38%, изменением логистических цепочек и каналов реализации товаров и услуг - 28%.

■ Кризисные тенденции для российских предприятий

Рис. 2. Основные кризисные тенденции для российских предприятий в ближайшие пять лет (опрос, 2015 г.)

К основным угрозам компаний в условиях современного финансового кризиса, можно отнести:

1. Политическая ситуация в стране/мире влияет на условия торговых сделок со странами-партнерами, компании имеют сильную зависимость от данного фактора, так как большинство российских компаний производит международные закупки сырья и материалов, необходимого для производства основной продукции.

2. Колебание валютного курса - основной фактор, оказывающий критическое влияние на финансовый результат отечественных компаний. В настоящих условиях постоянного повышения курса доллара по отношению к рублю, компании испытывают дефицит оборотных средств. Однако стоит отметить, что сама по себе девальвация национальной валюты является мощным драйвером экономического роста при соблюдении ряда условий: доступность дешевых кредитов, налоговое стимулирования, индексация денежных доходов граждан.

3. Предложение на рынке трудовых ресурсов высококвалифицированных рабочих и специалистов оказывает критическое отрицательное влияние, так как высоко-

классных специалистов по профилю работы на рынке труда ограниченное количество. Состояние профильных учебных учреждений для подготовки персонала -очень важный фактор с негативным влиянием, так как профильных учреждений недостаточно, качество выпускников очень низкое.

4. Совершенствование технологий производства продукции (сокращение потребности в персонале с низкой квалификацией, увеличение высокотехнологичных рабочих мест и пр.) является критически значимым фактором, так как позволяет компании сокращать издержки производства продукции.

5. Рост ожиданий персонала - в нынешней экономической и политической ситуации данный фактор оказывает критическое негативное влияние, так как работники ожидают ежегодного повышения заработной платы, выплаты годовых премий, выполнения плана обучения и т.д. В условиях нехватки финансовых ресурсов компании не имеют возможности удовлетворить всех ожиданий сотрудников.

6. Еще одно ограничение, с которым столкнулись компании в условиях текущего кризиса - это полное отсутствие ликвидности. У компаний затруднен доступ капиталу, многие банки прекратили фондирование и перешли на «ручной» режим, даже уже по открытым кредитным линиям.

7. Отсутствие возможности рефинансировать долги.

В результате компании зачастую прибегают к мерам тактического характера, таким как снижение прямых затрат и сокращение бюджетов на маркетинг. После начала кризиса большинство компаний отреагировали на него в первую очередь снижением расходов на закупаемые материалы и маркетинг, однако не всегда такие меры являются рациональными. Многие компании также начали принимать меры по оптимизации логистической деятельности и производства, но в рамках текущей организационной структуры, то есть без существенных преобразований.

На рис. 3 представлены тактические антикризисные меры, которые принимали отечественные компании в 2015 г. [3] Среди основных тактических антикризисных мер, которые реализуют в своем рыночном поведении отечественные предприятия -это сокращение затрат на материалы 52%, оптимизация производства -42%, сокращение затрат на маркетинг - 34% и затрат на логистику - 28% В целом, сокращение издержек по разным факторам формирования себестоимости продукции - мера, к которой в той или иной степени обратились все российские компании.

Сокращение затрат на логистику

Сокращение затрат на маркетинг

Оптимизация н

производства I

Сокращение затрат на щ

материалы

0 10 20 30 40 50

Антикризисные меры

Рис. 3. Антикризисные меры российских компаний опрос, 2015 г.

В отношении затрат на оплату труда сокращений практически не планируется, 52% компаний планируют увеличить заработную плату сотрудников на 7% в 2016 году.

В 2008 году только 35% компаний выплатили годовые бонусы своим сотрудникам, в 2015 г. доля таких компаний составила 70%. Можно сделать вывод о том, что руководители и HR-директора компаний были подготовлены к текущему кризису, 59% компаний пересматривают KPIs (Key Performance Indicators) с большим фокусом на эффективность [2]. Однако существует проблема в том, что многие бизнес структуры не в состоянии объективно определить, какой характер изменений им требуется. Сценарий развития зависит от того, какова глубина текущих проблем внутри компании:

1. Нехватка ликвидности, поверхностная глубина проблем. Сценарий развития: восстановление операционной эффективности;

2. Средняя глубина финансовых проблем. Сценарий развития: изменение бизнес-модели компании, бизнес-реструктуризация;

3. Глубокие финансовые проблемы. Сценарий развития: изменение финансовой модели компании, финансовая реструктуризация, работа с активами.

Для определения и прогноза своего положения на рынке необходимо знать, на сколько и как быстро упадет спрос, при самых негативных сценариях, также необходимо оценивать реальный уровень ликвидности компании.

Можно выделить несколько последствий текущего кризиса, которые проявятся в ближайшее время или уже проявились: падение инвестиций в течение трех лет подряд, утечка капиталов, рекордное падение уровня жизни населения, официальный уровень падения экономики на 4 %, падение уровня промышленности в январе 2016 г. на 2,5%. Данные показатели указывают на глубину и структурность текущего кризиса, на его долгосрочность.

Отсутствие инвестиций в реальный сектор экономики - основная проблема современной России. Политика импортозамещения без инвестиций не будет иметь никакого положительного эффекта. Малые и средние субъекты экономики не имеют доступа к рынку капитала, а без него промышленное развитие и индустриализация невозможны.

Подводя итог, можно сделать вывод, что сырьевая экономика является банкротом. Выход из кризиса один - переход от спекулятивной, дезинтегрированной, деиндустриализированной экономики к инновационной, наукоемкой, экономике высоких технологий, экономике реальной конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса - это основная задача современной экономики, так как этот сектор обеспечивает диверсификацию экономики, снижает зависимость от экспорта сырья, делает экономику более устойчивой, обладает социальной функцией (самозанятость, самофинансирование), формируется рыночная среда.

Первыми шагами на пути к оздоровлению могут стать:

1. Введение реальных налоговых льгот для реального сектора экономики, освобождение от налогов новых предприятий, которые инвестируют в сельское хозяйство, станкостроение, машиностроение, высокие технологии, переработку сырья. Введение новой налоговой нагрузки (система «Платон», повышение акцизов на топливо) повышают издержки производства и, в конечном счете, отражаются на цене продукта или услуги, что финансово отражается на доходах населения.

2. Обеспечить доступность рынка капитала, проводить политику стимулирования инвестиций. Доля малых предприятий в России составляет всего 20%. Многие правительственные чиновники ссылаются на санкции в отношении России, как на одну из причин экономического кризиса.

Однако единственный и самый существенный отрицательный эффект от санкций - это ограничение доступа к финансовому рынку капиталов. Однако президентом России уже был предложен инструмент финансирования бизнес-структур -инвестиционные контракты, которые позволят обеспечить целевое использование выделенных средств.

Принципы проектного финансирования необходимо применять и в российской экономике. Однако на практике этот инструмент не работает. За последние два года ЦБ РФ сократил объем рублей в экономике более чем на 5 трлн руб., происходит сжатие денежной массы (мероприятие направлено на таргетирование инфляции), повышены процентные ставки, а на проектное финансирование выделено около 79 млрд руб. В таких условиях кредит для бизнеса становится недоступен. В настоящее время необходимо не менее 7 трлн руб. для восстановления нормального уровня монетизации экономики.

3. Обеспечить устойчивость законодательства в сфере малого и среднего бизнеса. Законы меняются постоянно, предприниматель не может построить долгосрочную стратегию развития.

4. Развитие рынка облигаций.

5. Создание и развитие инвестиционных институтов.

Для преодоления кризисных явлений, помимо создания благоприятной среды для бизнеса, необходимы качественные изменения в самой экономической политике государства в отношении бизнеса.

С точки зрения государственной политики необходима обязательная модернизация инфраструктуры (единственная сфера, в которой государство не конкурирует с бизнесом), резкое стимулирование деловой активности, качественное снижение издержек.

Для этого необходимо провести следующие мероприятия:

1. Ограничение коррупции (преодолеть нельзя, но ограничить, возможно).

2. Ограничение влияния монополий.

3. Обеспечение разумного протекционизма (хотя бы на европейском уровне).

4. Обеспечение доступа бизнеса на рынки сбыта (глобальные, национальные, региональные).

Кризисные явления изменяют параметры функционирования рыночной среды столь быстро и кардинальным образом, что компаниям достаточно сложно адекватную стратегию на быстрое изменение внешней среды хозяйствования. В условиях, с которыми Россия столкнется в ближайшие несколько лет, придется отказаться от цели быстрого развития и сместить акцент в сторону оптимизации бизнес-моделей для сохранения рентабельности в условиях низких темпов роста.

Таким образом, рыночное поведение отечественных компаний в условиях экономического кризиса, охватывает прежде всего короткий горизонт планирования и связано с первостепенными мерами - по сокращению затрат на материалы, оптимизацией производства, сокращению затрат на маркетинг и логистику. Следующий шаг в поведенческой стратегии отечественных компаний, связан с необходимостью адаптации организационных бизнес-моделей к риско-ориентированному управлению с учетом новой клиентской и логистической базы, что позволит с одной стороны, скорректировать свое конкурентное предложение, а с другой - изменить операционную бизнес-модель для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию рыночного положения компании.

Литература

1. Дмитриева О.Г., первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам. МРОТ: почему это важно? // Интервью, «Реальное Время», телеканал Царьград, выпуск 12.04.2016 г.

2. Игнатова Т.В., Рогова В.А. Управление устойчивостью предприятий как фактор экономической безопасности производства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 8 (63). С. 93-99.

3. Полякова И.А. Оценка персонала в условиях экономической нестабильности // Ежеквартальный научно-практический журнал «Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института». 2016. №1(17). С. 150-155.

4. Российский выпуск 18-го Ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира 2015 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/ceo-survey/assets/18th-ceo-survey-russia-rus.pdf (дата обращения 1.03.2016 г.)

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 1.03.2016 г.)

6. Экономическая политика государства: концепции, методология, направления совершенствования: Монография / Галич Ж.В., Фролова И.В., Казачанская Е.А., Туманян Ю.Р., Ищенко-Падукова О.А., Мовчан И.В., Кашникова Т.В., Стрельченко Е.А., Мурат Е.П., Васькина М.Г., Прокопенко З.В., Козлов А.Н., Погорелова Т.Г., Панфилова Е.А., Матыцына Т.В., Киселева А.В. Ростов н/Д: Изд-во ИП С.В. Беспа-мятнов, 2015 -106 с.

Frolova Irina Veniaminovna, associate professor, PhD, Southern Federal University (88, st. of Gorky, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: irarostov@mail.ru

Pogosyan Maragarita Avakovna, bachelor of economics, Southern Federal University, (88, st. of Gorky, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: margarita-p.2015@yandex.ru

FACTORS AND SPECIFIC MARKET BEHAVIOR OF RUSSIAN COMPANIES IN THE ECONOMIC CRISIS Abstract

The current economic and structural framework are changing competitive dynamics and behavioral parameters of the functioning of economic entities in the environment management. The market strategy of behavior of Russian firms and household sector, which vary the basic approaches of realization of adaptive tools aimed at reducing risk- taking and volatility of mac-roeconomic dynamics. Market behavior of domestic companies in the economic crisis, primarily covers the short planning horizon and is associated with the paramount measures - by reducing the cost of materials, optimization of production, reduction in marketing and logistics costs.

Keywords: market behavior, production optimization, cost reduction strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.