Научная статья на тему 'Факторы и ресурсы развития молочной отрасли агропромышленного региона (на материалах Ростовской области)'

Факторы и ресурсы развития молочной отрасли агропромышленного региона (на материалах Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
847
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК МОЛОКА / DAIRY PRODUCTS. / GOVERNMENT REGULATION / A REGIONAL MILK MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онипко Е. А.

В статье рассматриваются факторы развития предприятий молочной отрасли и инструменты регулирования этого сегмента агропродовольственного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and resources of the dairy industry agricultural region (on the materials of the Rostov region)

The article discusses the factors of development of dairy industry and regulatory instruments in this segment of agricultural food market.

Текст научной работы на тему «Факторы и ресурсы развития молочной отрасли агропромышленного региона (на материалах Ростовской области)»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ФАКТОРЫ И РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

ОНИПКО Е.А.,

соискатель экономического факультета, Южный федеральный университет, e-mail: e-onipko@mail.ru

В статье рассматриваются факторы развития предприятий молочной отрасли и инструменты регулирования этого сегмента агропродовольственно-го рынка.

Ключевые слова: государственное регулирование; молочная продукция; региональный рынок молока.

The article discusses the factors of development of dairy industry and regulatory instruments in this segment of agricultural food market.

Keywords: government regulation; dairy products, a regional milk market.

Коды классификатора JEL: Q13, Q18.

В последние годы отечественная молочная промышленность становится более конкурентоспособной, на рынке представлен широкий ассортимент молочных продуктов, выпускаемых российскими предприятиями. Стремление России к интеграции в мировое сообщество, а также развитие рыночных отношений внутри страны приведет к еще большему росту товарообмена, а значит, перед предприятиями стоит важная задача — адаптироваться к условиям и «правилам игры» на международном рынке. Качество выпускаемой продукции при этом будет важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Конкурентоспособность молочных продуктов зависит от множества причин. На нее влияет количество и качество используемого молочного сырья, использование различных финансовых механизмов для увеличения рентабельности производства, новейших технологий и техническое оснащение отрасли, возможность привлечения инвестиций и многое другое. Среди важнейших неблагоприятных факторов, сдерживающих развитие отечественных предприятий, создающих угрозу для ведения молочного бизнеса, — недостаток молока-сырья из-за медленного развития молочного скотоводства.

Российское правительство вместо эффективного проведения требуемой аграрной реформы открыло внутренний рынок для импорта, что предопределило деградацию отечественной молочного промышленности и существенное снижение потребления молочных продуктов на душу населения России. Рост благосостояния граждан, а также попытки государственного воздействия, направленные на стабилизацию агропро-довольственного рынка страны и поддержку национальных сельхозтоваропроизводителей детерминировали повышение инвестиционной привлекательности аграрной сферы. В связи с этим усилились диспропорции между спросом на молочные продукты и их предложением, появился дефицит молочного сырья и кормов для его произ-

© Онипко Е.А., 2010

водства, что вызвало рост цен на зерно и молоко. Сокращение предложения сырья для молочной промышленности произошло одновременно с ростом потребительского спроса, который стал удовлетворяться за счет использования порошкового молока, различных добавок.

Структурно рынок молока и молочных продуктов состоит из трех основных сегментов: готовой молочной продукции, молочного сырья, цельного молока. В настоящее время развитие рынка молока и молочных продуктов России характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями: с одной стороны, усилением спада производства, а с другой, возникновением новых субъектов в дополнение к традиционным, организацией новых каналов товародвижения. Принимая во внимание тенденцию к сокращению поголовья коров, вероятна реализация двух основных вариантов обеспечения населения страны молоком и молочными продуктами:

• удовлетворение спроса возможно за счет переработки постоянно увеличивающегося импорта молочного сырья;

• наращивание процессов импортозамещения с постепенным переходом к обеспечению российских молокоперерабатывающих предприятий количеством отечественного сырья, составляющим не менее двух третей от потребности.

При исследовании условий развития конкуренции на рынке молока и молочных продуктов необходимо учитывать, что успешное развитие этой отрасли обусловлено прежде всего уровнем ее научно-технического, инновационного потенциала, а также степенью удовлетворения спроса населения на продукцию, который определяется национальными традициями питания населения. Общеизвестным является факт, что из-за проводимой китайскими властями пропаганды в КНР значительно выросло потребление молока и молочных продуктов, что также это повлияло на мировой рынок.

Тенденции развития отдельных предприятий отрасли обусловлены задачей формирования оптимального ассортимента молочных продуктов, повышения рентабельности производства, снижения затрат на реализацию, формирования сети поставщиков, внедрения трудо- и энергосберегающих технологий. От этих факторов и зависит конкурентная позиция предприятия на рынке. Поэтому предприятия стремятся обеспечить максимальную глубину переработки молока, комплексное использование всех его компонентов. Стремление населения к здоровому образу жизни и правильному питанию детерминирует необходимость увеличения производства низкожирной продукции (питьевого молока, творога, кисломолочных напитков, йогуртов), до 40-50% от объема производства, а также производство продуктов повышенной пищевой и биологической ценности, обогащенных сывороточными белками, витаминами и другими биологически активными веществами, с оптимальным углеводным, минеральным, жирнокислотным составом. Особое внимание должно быть уделено росту производства молока и молочных продуктов для детского питания, традиционных и обладающих профилактическими и лечебными свойствами, в том числе кисломолочных продуктов, комбинированных продуктов на молочной основе с направленно заданными составом и свойствами [2].

Для повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей рациональной стратегией является интеграция и кооперация технологически связанных предприятий по производству и переработке молока, создание вертикально интегрированных формирований. На региональном уровне организацию таких формирований целесообразно проводить на базе имеющихся молокоперерабатывающих предприятий в целях расширения ассортимента и качества продукции, увеличения ее объемов, захвата максимальной доли рынка молока и молочных продуктов. Реализация этой стратегии в молочнопродуктовом сегменте будет способствовать усилению заинтересованности всех участников интеграции в создании интенсивных сырьевых зон, а также в решении основных проблем производственно-сбытовой деятельности участников за счет концентрации общих денежных средств.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

Рыночный процесс формирования и развития регионального рынка молока и молочной продукции должен дополняться эффективным применением организационноэкономических и финансово-бюджетных инструментов государственной политики. По нашему мнению, приоритетным механизмом функционирования рынков молока и молочной продукции должен оставаться рыночный, адекватно дополняемый при необходимости системным государственным вмешательством, в том числе при объединении хозяйствующих субъектов для недопущения снижения конкуренции.

Многие значимые направления государственной экономической политики, которые требуются для финализации процесса формирования национального и региональных рынков молока и молочной продукции, развития их институциональной инфраструктуры, до настоящего времени не получили адекватного отражения в нормативной правовой базе. Это, прежде всего, антимонопольное регулирование с постоянным мониторингом состояния конкурентной среды на рынке, предотвращение формирования олигополий, к чему стремятся крупнейшие российские и иностранные операторы. Так, например, монополизм торговых сетей и крупнейших операторов, несмотря на создание интегрированных формирований на базе независимых от них местных предприятий, может девальвировать эффект от реализации государственных мер, направленных на поддержку молочной промышленности и развитие сырьевой базы. Кроме того, явно недостаточно внимания уделяется ценовому регулированию с учетом опыта стран ЕС (путем товарных и закупочных интервенций на рынке молочных продуктов), что позволит снизить остроту проблемы сезонности и связанных с ней колебаний цен на молочное сырье. В то же время увеличение предложения молочного сырья без соответствующего развития торгово-закупочной инфраструктуры и каналов распределения, доступных сельхозтоваропроизводителю, будет способствовать усилению диспропорций между спросом и предложением, что свидетельствует о целесообразности государственного воздействия по следующим направлениям:

♦ осуществление закупочных и товарных интервенций;

♦ поддержка рационального уровня концентрации на региональных рынках;

♦ стимулирование спроса на молоко и молочные продукты, соответствующего темпам роста предложения;

♦ обеспечение доступа производителям молока и молочных продуктов к выбору каналов распределения;

♦ разработка рекомендаций по модернизации и оптимальному размещению оптово-посреднических организаций, логистической инфраструктуры, консигнационных и таможенных складов;

♦ строительство и реконструкция складов, баз хранения, холодильников молочных продуктов, использование инновационных технологий хранения и складирования товаров, развитие торгово-посреднической сети оптовых и розничных сегментов.

Таким образом, система регулирования рынка включает в себя следующие основные элементы:

♦ управление хозяйственной деятельностью субъектов рынка молока и молочных продуктов, включая слияния, поглощения, организацию внутрипроизводственных взаимоотношений, маркетинг, менеджмент и др.;

♦ рыночное саморегулирование, выражающееся в действии механизмов конкуренции и ценообразования;

♦ государственное регулирование, направленное на коррекцию рыночного механизма, выработку общих правил поведения хозяйствующих субъектов, поддержку расширенного воспроизводства во всех каналах распределения продукции.

Поскольку текущее состояние на рынке характеризуется недостатком молока, то в результате этого усиливается конкуренция между молочными предприятиями на рынках сырого молока, цены на которое постоянно растут. Конкуренция за сырое молоко резко усилилась в связи с экспансией крупных молочных корпораций, которые могут устанавливать более высокие закупочные цены. Сырьевая проблема может быть решена путем создания собственных молочных ферм. Главная трудность будет состоять в использовании заемных кредитных средств и покупке земли. Рынок земли находится в стадии становления. Другие риски, с которыми связана данная стратегия, — это отсутствие у молочных компаний опыта организации и ведения животноводства, и все те риски, которые присущи скотоводству.

Большая доля производства молока в настоящее время находится у мелкотоварного производителя. Основная его часть на переработку не поступает. Это сегодня слабо используемый резерв, освоение которого должно стать одной из целей для молочных заводов. Создание системы сбора молока потребует инвестиционных затрат на покупку молоковозов, молочных цистерн, большого количества фляг, охладителей молока, организацию молокоприемных пунктов, подготовку кадров. Серьезной проблемой отечественных предприятий, является отставание в области технологий. Часть предприятий нуждается в полной или частичной замене оборудования этапа переработки, розлива и упаковки молока. Ведущие предприятия отрасли уже давно начали процесс переоснащения производства, завершив который, выйдут на абсолютно новый уровень развития, получат дополнительные возможности расширения присутствия на рынке.

Регулирование регионального рынка молока как сырья для производства молочной продукции осуществляется с целью повышения конкурентоспособности готовой молочной продукции местных товаропроизводителей. Основными задачами являются увеличение объемов сырья для внутреннего рынка, сглаживание сезонности производства молока-сырья и колебаний цен на него, создание условий для увеличения заинтересованности сельхозтоваропроизводителей в поставке продукции на промышленную переработку, а также развитие собственных мощностей по переработке. Так, например, в Ростовской области основными проблемами для предприятий молочной промышленности оставались:

■ проблемы реализации готовой молочной продукции;

■ нерешенность на федеральном уровне вопроса по исчислению НДС предприятиям, работающим на общей системе налогообложения;

■ производство большей части объемов животноводческого сырья в частном секторе;

■ низкое качество животноводческого сырья, производимого в регионе;

■ недостаток собственных средств на техническое переоснащение молокоперерабатывающих предприятий.

По итогам 2008 г. в регионе меньше произведено цельномолочной продукции на 19,5%, а в январе 2010 г. во всех категориях хозяйств Ростовской области увеличены объемы производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: молока — 100,2% (41,4 тыс. т); средний удой от 1 коровы во всех категориях хозяйств увеличился на 4,9% [1]. В Подпрограмме «Развитие молочного скотоводства в Ростовской области на 2010-2012 годы» поставлены следующие индикаторы развития молочной отрасли [3]:

♦ ежегодный объем валового производства молока не менее 1000 тыс. т, доведение производства молока до 1120 тыс. т в 2012 г.;

♦ увеличение молочной продуктивности коров к 2012 г. до 4350 кг;

♦ увеличение производства молока на душу населения области в год в 2012 году до 260 кг.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

На донских предприятиях есть хорошие примеры того, как надо работать с поставщиками молока. Многие предприятия молочной промышленности плодотворно сотрудничают с товаропроизводителями молока. В основе их взаимоотношений лежит планомерная работа по оказанию методической и практической помощи в вопросах получения и обеспечения качества сырого молока на молочно-товарных фермах и комплексах. Это может быть помощь в приобретении современного доильного оборудования или оборудования для охлаждения молока, обеспечение моющими и дезинфицирующими средствами, обучение специалистов хозяйства, организация лабораторного контроля и т.п. Форма может быть любая, но все мероприятия обязательно должны быть зафиксированы, например, в виде контрольных актов о посещении, проведении каких-либо мероприятий. Можно разработать систему оценок в баллах, выставляемых по итогам посещения молочно-товарных ферм и комплексов. Основными точками контроля при этом могут быть условия содержания скота, рационы кормления, применяемые лекарственные средства, организация процесса доения, охлаждения и хранения сырого молока, мойка доильного и технологического оборудования и др. Это способствует не только получению качественного сырья, но и помогает техническому росту и развитию хозяйства-поставщика. И это только малая часть работы, которая может проводиться в целях улучшения качества закупаемого молока. По такой же схеме должна проводиться работа со всеми поставщиками ингредиентов, упаковочных материалов. Организовав работу, таким образом, вы всегда будете иметь сырье гарантированного качества. Главное преимущество системы последовательного входного контроля состоит в постоянном контроле над ситуацией.

Под постоянным контролем должны находиться и предприятия, осуществляющие оптовую закупку продукции, а также условия и режимы транспортировки и хранения готовой продукции на складах и в торговых точках. Особенно важным является этот процесс сейчас, когда просматривается общая тенденция к увеличению сроков годности реализуемой продукции. Ярким примером могут служить взаимоотношения некоторых предприятий по производству мороженого с розничными торговыми точками, которым предоставляются в аренду морозильники для хранения продукции.

Таким образом, в Ростовской области создается система обеспечения качества от поставщика сырья до потребителя готовой продукции. В этой цепочке (поставщик сырья — предприятие переработки — оптовая и розничная продажа готовой продукции) должны действовать общие принципы и правила, которые принимаются и поддерживаются всеми звеньями (не только руководителями, но и сотрудниками предприятий и фирм). Только так можно гарантировать конечному потребителю качество молочных продуктов, выпускаемых вашим предприятием.

Предпосылкой успешного производства является соблюдение всех технологических режимов и регламентов. В работе важна система, а не единичные мероприятия. Необходимым элементом поддержания системы качества являются внутренние аудиторские проверки. Это может быть и независимый отдел технического контроля, и санитарная комиссия, которые по определенному графику проводят обследование всех подразделений предприятия, отслеживая состояние на текущий момент, требуя устранения выявленных недостатков.

Система управления качеством охватывает не только конкретные производственные процессы и помещения. В нее входит все, что имеет прямое или косвенное отношение к изготавливаемому продукту. Стабильность системы управления качеством обеспечивается «человеческим фактором» и поддерживается системой управления кадрами. Это потребует изменения отношения к своим обязанностям всего коллектива, каждого работника — от рабочего до высококвалифицированного специалиста.

Контроль за качеством и безопасностью молочных продуктов должен осуществляться на постоянной основе, обеспечивая безопасность их потребления для жизни и здоровья людей и предотвращая экономический ущерб, наносимый употреблением некачественной продукции.

В современный период конкурентоспособность молочных продуктов зависит от множества причин. На нее влияет количество и качество используемого молочного сырья, использование различных финансовых механизмов для увеличения рентабельности производства, новейших технологий и техническое оснащение отрасли, возможность привлечения инвестиций и многое другое. Среди важнейших неблагоприятных факторов, сдерживающих развитие отечественных предприятий, создающих угрозу для ведения молочного бизнеса, — недостаток молока-сырья из-за медленного развития молочного скотоводства.

Следствием недостатка молока-сырья является жесткая конкуренция между молочными предприятиями на рынках сырого молока, цены на которое постоянно растут. Конкуренция за сырое молоко резко усилилась в связи с экспансией крупных молочных корпораций, которые могут устанавливать более высокие закупочные цены. Сырьевая проблема может быть решена, подчеркивали в выступлениях участники конференции, путем создания собственных молочных ферм. Главная трудность будет состоять в использовании заемных кредитных средств и покупке земли. Рынок земли находится в стадии становления. Другие риски, с которыми связана данная стратегия, — это отсутствие у молочных компаний опыта организации и ведения животноводства, и все те риски, которые присущи скотоводству.

Большая доля производства молока в настоящее время находится у мелкотоварного производителя. Основная его часть на переработку не поступает. Это сегодня слабо используемый резерв, освоение которого должно стать одной из целей для молочных заводов. Создание системы сбора молока потребует инвестиционных затрат на покупку молоковозов, молочных цистерн, большого количества фляг, охладителей молока, организацию молокоприемных пунктов, подготовку кадров. Серьезной проблемой отечественных предприятий, говорилось на конференции, является отставание в области технологий. Часть предприятий нуждается в полной или частичной замене оборудования этапа переработки, розлива и упаковки молока. Ведущие предприятия отрасли уже давно начали процесс переоснащения производства, завершив который, выйдут на абсолютно новый уровень развития, получат дополнительные возможности расширения присутствия на рынке.

Недостаточное использование аналитических подходов к рынку молочной продукции, отсутствие региональных специализированных консалтинговых агентств, осуществляющих квалифицированное исследование рынков, прогнозирование тенденций развития, приводит к ошибкам в стратегическом планировании предприятий. Основное оружие конкуренции на российском молочном рынке — рекламные и маркетинговые акции.

Тенденция к укрупнению производства с выделением стратегических специализаций отдельных членов холдинга набирает обороты. Значительная часть молочного рынка будет контролироваться рядом крупных компаний. Будучи объединены в холдинг, молочные заводы смогут более эффективно строить свою стратегию развития и производственные программы, обмениваться новой информацией, внедрять эффективные технологии и инновации.

Регулирование рынка молока как сырья для производства молочной продукции осуществляется с целью повышения конкурентоспособности готовой молочной продукции товаропроизводителей Ростовской области. Основными задачами являются увеличение объемов сырья для внутреннего рынка, сглаживание сезонности производства молока-сырья и колебаний цен на него, создание условий для увеличения заинтересованности

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

сельхозтоваропроизводителей в поставке продукции на промышленную переработку, а также развитие собственных мощностей по переработке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Информация о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы в Ростовской области за январь-февраль 2010 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.donland.ru, свободный.

2. Концепция развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2010 года. — М., 2004.

3. Постановление Администрации Ростовской области от 30 ноября 2009 г. № 633 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 годы» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.