Научная статья на тему 'Проблемы развития регионального рынка молока и молочной продукции (на материалах Ростовской области)'

Проблемы развития регионального рынка молока и молочной продукции (на материалах Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / GOVERNMENT REGULATION / A REGIONAL MARKET OF MILK AND DAIRY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онипко Е. А.

В статье рассматриваются основные проблемы развития участников регионального рынка молока и молочной продукции Ростовской области и инструменты его регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of the regional milk market and dairy products (for example of the Rostov Region)

In this article the basic problems of development of participants for Regional Market of milk and dairy products, and the Rostov region, Tools for its regulation.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития регионального рынка молока и молочной продукции (на материалах Ростовской области)»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

ОНИПКО Е.А.,

соискатель,

Южный федеральный университет, e-mail: e-onipko@mail.ru

В статье рассматриваются основные проблемы развития участников регионального рынка молока и молочной продукции Ростовской области и инструменты его регулирования.

Ключевые слова: государственное регулирование; региональный рынок молока и молочной продукции.

In this article the basic problems of development of participants for Regional Market of milk and dairy products, and the Rostov region, Tools for its regulation.

Keywords: government regulation; a regional market of milk and dairy products.

Коды классификатора JEL: Q13, Q18.

Молочная промышленность Ростовской области представлена более чем 50 крупными и средними предприятиями, которыми вырабатывается более тысячи наименований продукции [1]. Данная отрасль регионального хозяйства производит социально значимую продукцию, формирующую здоровье нации и способствующую обеспечению продовольственной безопасности страны. Такая постановка проблемы позволяет оценить важность государственного регулирования сферы производства и переработки молока и молочной продукции. Экономическая и территориальная доступность молока и молочных продуктов для всех слоев и групп населения, контроль за соблюдением качественных характеристик продукции, содействие развитию производственной и перерабатывающей базы молочной промышленности и межотраслевых связей в системе «поставщик-потребитель» — вот основные задачи государственного регулирования в условиях кризисного развития российской экономики.

В ходе аграрной реформы в России произошли существенные социально-экономические преобразования в сельском хозяйстве. К положительным переменам следует отнести преодоление практически полного огосударствления экономики путем приватизации госимущества и содействия частным формам организации производства, развитие рыночных отношений, мно-гоукладности и т.д. В то же время негативным результатом непродуманных рыночных реформ в агропромышленном комплексе стало снижение объемов производства, уровня оплаты труда, научного и материально-технического обеспечения, эффективности функционирования сельскохозяйственного производства и усиление разбалансированности системы производства и сбыта аграрной продукции. Выход сельского хозяйства из перечня приоритетных отраслей российской экономики, как следствие, повлек за собой снижение бюджетного финансирования

© Е.А. Онипко, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

и уровня продовольственной самообеспеченности страны. Кроме того, недостаточный уровень конкуренции на агропродовольственном рынке стал катализатором роста цен на сельскохозяйственное сырье и продукты его переработки. В процессе рыночных преобразований на селе из-за перманентных неплатежей была разрушена обслуживающая его инфраструктурная сеть (система ремонтных баз, сбыта и материально-технического снабжения, агрохимическая и мелиоративная службы и т.д.).

Текущее состояние агропромышленной сферы экономики Ростовской области характеризуется обострением конкурентной борьбы между субъектами рынка аграрной продукции (в том числе молочнопродуктовой). Перед донскими предприятиями-производителями молочной продукции стоит задача не просто удовлетворять потребности регионального рынка, но и сделать это наилучшим образом. Переход в процессе рыночной трансформации главенствующей роли на рынке от производителей к потребителям привел к созданию такой ситуации, когда прежде всего сам потребитель определяет, какую продукцию, у кого и за сколько он хочет приобрести. Такое состояние дел, характерное для большинства рынков аграрной продукции, наиболее ярко проявляется на региональном рынке молока и молочной продукции, функционирование которого в значительной степени детерминирует специфики реализуемой на нем продукции (особые условия хранения, скоропортящийся характер, невысокая транспортабельность и т.д.). Все это обусловливает необходимость разработки новых, более эффективных, инструментов развития регионального рынка молока и молочной продукции, которые позволят решить многие застарелые проблемы этого сектора экономики и будут способствовать максимальному удовлетворению потребительских предпочтений.

Отличительными особенностями рынка молока и молочных продуктов являются:

■ низкая эластичность спроса и предложения по отношению к ценам по сравнению с агропромышленными рынками;

■ достаточно острая конкуренция в ряде регионов в сфере предложения молока со стороны производителей, позволяющую предприятиям, занимающимся переработкой молока, снижать закупочные цены на продукцию;

■ занижение отпускных цен на молоко по договоренности руководителей предприятий с предприятиями переработки за вознаграждение (в целях уклонения от уплаты налоговых сборов или укрывания доходов от собственников предприятия);

■ доминирование нескольких крупных переработчиков молока, диктующих цены для определенного района;

■ конкуренция между стабильно работающими предприятиями и предприятиями, находящимися в условиях кризиса, которые стремятся продать свою продукцию по низким ценам за наличный расчет;

■ конкуренцию между крупными аграрными организациями и личными (подсобными) хозяйствами (ЛПХ) граждан, которые производят значительную часть молока и не платят налогов.

Мировой опыт функционирования молочнопродуктовых рынков свидетельствует о том, что в странах с развитой экономикой молочному комплексу оказывается значительная государственная помощь с целью обеспечения населения по доступным ценам молоком и молочной продукцией, оставляя при этом стимулы для производителей для обеспечения его расширенного воспроизводства. Одним из основных рычагов государственного воздействия на экономические условия воспроизводства служит цена. Эффективное развитие рынка молока и молочной продукции обеспечивается развитой материальной базой отраслей молочно-продуктового комплекса, их сбалансированностью; модернизацией торгово-закупочной инфраструктуры; развитием кооперации между предприятиями, в том числе и на межрегиональном уровне; при необходимости — государственным регулированием основных этапов производства и доведения молочной продукции до потребителя.

Государственная политика, направленная на повышение конкурентоспособности участников рынка молока и молочной продукции, включает ряд обязательных направлений, в числе которых следует выделить: развитие конкуренции, организационную, информационную и экономическую поддержку товаропроизводителей, развитие рыночной и товаропроводящей инфра-

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ.

181

структуры (расширение сети магазинов фирменной торговли, развитие торгово-закупочных предприятий с мощностями по сортировке, охлаждению, упаковке, хранению и переработке продукции в районах ее непосредственного производства и потребления).

В Ростовской области производство молока не обеспечивает в полном объеме потребность на внутреннем рынке области. Увеличение производства молока следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе удовлетворить спрос населения области на молоко и молочные продукты в соответствии с минимальным уровнем потребления молочных продуктов в перерасчете на молоко. Для успешного функционирования отрасли молочного скотоводства племенное поголовье коров должно составлять около 15% от общего маточного поголовья. В настоящее время этот показатель составляет всего 9%. В целях создания экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства в Ростовской области в настоящее время реализуется подпрограмма «Развитие молочного скотоводства в Ростовской области на 2010-2012 гг.» областной долгосрочной целевой программы (ОДЦП) развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 20102012 гг. Оценка результативности мероприятий проводится по выполнению целевых показателей (таблица 1).

Таблица 1

Целевые показатели подпрограммы «Развитие молочного скотоводства в Ростовской области на 2010-2012 гг.» областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 гг. [2]

№ п/п Целевые показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г.

1 Валовое производство молока, тыс. т 1056 1088 1120

2 Удельный вес племенного поголовья в общем поголовье крупного рогатого скота молочного направления, % 10,1 12 13,1

3 Объемы реализации племенного молодняка молочного направления, голов 300 350 400

4 Приобретение племенного молодняка молочного направления, голов 530 530 530

5 Удой на корову в год во всех категориях хозяйств, кг 4100 4270 4350

6 Производство на душу населения, кг 250 257 260

7 Выход телят на 100 маток, голов 76 78 82

Законодательными актами Ростовской области предусмотрены следующие виды государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) за счет средств областного бюджета:

• субсидии на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления;

• субсидии (также кроме сельхозпотребкооперативов) на возмещение части затрат за произведенное молоко, реализованное перерабатывающим предприятиям области (субсидии предоставляются при условии продуктивности коров в среднем по стаду не менее 5000 кг молока);

• субсидии на возмещение части затрат на приобретение семени племенных быков-производителей для искусственного осеменения коров;

• субсидии организациям по племенному животноводству на возмещение части затрат на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления;

• субсидии организациям АПК, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельхозпотреб-кооперативам на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организа-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

циях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 8 лет.

Поскольку в аграрной сфере существуют значительные страховые риски, то следует обратить пристальное внимание на государственное стимулирование практики гарантированного страхового возмещения убытков, связанных с природными явлениями.

Государственная поддержка, позволяющая повысить финансовую устойчивость и конкурентоспособность участников рынка Ростовской области, прежде всего, предприятий молочной промышленности, должна осуществляться по следующим основным направлениям:

♦ институциональное (развитие институтов производственно-рыночной и торговопосреднической инфраструктуры и поддержка конкурентоспособности агробизнеса, производителей и переработчиков молока);

♦ финансово-кредитное (создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий субъектами агробизнеса и молочной промышленности в целях формирования сильных конкурентных преимуществ, улучшение потребительских свойств продукции;

♦ организационное (установление упрощенного порядка сертификации продукции, привлечение участников рынка региона к выполнению государственных и муниципальных контрактов; поддержка внешнеэкономической деятельности, содействие развитию их торговых, производственных и иных связей с зарубежными партнерами; привлечения иностранных инвестиций, поощрение межхозяйственной и межрегиональной кооперации);

♦ научно-методическое (организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и менеджеров агропредпринимательских структур и сельхозпредприятий региона, обмен опытом по формированию конкурентных стратегий и ведения конкурентной борьбы в условиях нестабильной внешней среды).

Таким образом, эффективное развитие регионального рынка молока и молочной продукции обусловлено рядом отраслевых и специфических черт агропродовольственного сектора (прежде всего, сезонность, зависимость от природно-климатических условий). Его эффективное функционирование в российских условиях должно строиться на рыночных принципах с учетом развития предпринимательства и инновационной деятельности. Базы межотраслевой координации эффективного функционирования рынка молока и молочных продуктов создает использование ценовых методов управленческого воздействия, совершенствование ценообразования на всех стадиях единого технологического процесса (производство, переработка и реализация), эффективное распределение корпоративного дохода (при этом основная часть прибыли должна оставаться у производителей и переработчиков, а не у торгово-посреднических организаций). Роль органов государственного управления сводится к поддержанию конкурентной среды на рынке, его институционализации и повышению конкурентоспособности участников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2012 гг. // Правовая база «Консультант Плюс».

2. Отчеты Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области за 2009 г., 2010 г. // www.donagro.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.