Научная статья на тему 'Факторы и направления развития российско-китайского сотрудничества'

Факторы и направления развития российско-китайского сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
652
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бакланов Петр Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы и направления развития российско-китайского сотрудничества»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

П.Я. БАКЛАНОВ

Факторы и направления развития российско-китайского сотрудничества

Основными факторами развития российско-китайского сотрудничества в целом являются долгосрочные, стратегические интересы России и Китая в двухстороннем сотрудничестве.

Долгосрочные экономические интересы России сводятся к следующему:

- получение потребительских товаров из КНР;

- использование китайских рынков для российских экспортных товаров, в т. ч.: энергоресурсов, сырья и электроэнергии, определенных видов оборудования, военно-технической продукции, наукоёмких технологий;

- получение китайских инвестиций;

- получение определенного количества и качества китайской рабочей силы;

- перевозка китайских грузов, в т. ч. межрегиональные и транзитные,

и др.

Основные долгосрочные экономические интересы Китая состоят в следующем:

- получение из России различных природных ресурсов, сырья, стройматериалов, водных биоресурсов;

- получение энергоресурсов, прежде всего нефти и газа, а также электроэнергии;

- сбыт на российских рынках продовольственных и других потребительских товаров;

- получение чистой питьевой воды;

- широкий доступ на российские рынки иностранной рабочей силы;

- доступ к российским морским портам с целью транзитных перевозок китайских грузов;

- доступ к российской военно-технической продукции;

- доступ к российским наукоемким технологиям, и др.

БАКЛАНОВ Петр Яковлевич - академик РАН, профессор, директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН, г. Владивосток.

Объективными предпосылками развития российско-китайского сотрудничества являются: непосредственное соседство, протяженность границы между РФ и КНР, целостность трансграничных бассейновых экосистем: рек Амур, Уссури, оз. Ханка и др.; взаимодополняемость экономик, сочетаний природных ресурсов, совпадение ряда интересов в сотрудничестве, формирование трансграничных географических структур, сходство многих направлений реформ в РФ и КНР, устойчивые высокие темпы развития экономики КНР (9-10 % в год) и, в последние годы, - экономики России (6-7 % в год), большие различия в истории, культуре, традициях населения РФ и КНР. Есть совпадение и некоторых геополитических интересов, прежде всего -стремление к многополярному миру.

Субъективные предпосылки - наличие межгосударственных договоров и стремлений в развитии взаимовыгодного сотрудничества как на государственном, так и на региональных и частных уровнях.

Разумеется, существуют и серьезные проблемы в развитии российско-китайского сотрудничества: различия в институциональной основе, в рыночной инфраструктуре, в возможностях привлечения инвестиционных ресурсов, большие культурные и языковые различия, и др.1 Отдельные из этих проблем могут быть решены и решаются, другие требуют совместного поиска путей решения. В целом же за последние годы многие формы российско-китайского сотрудничества развиваются высокими темпами. Например, внешнеэкономические связи РФ и КНР к 2006 г., по сравнению с началом 1990-х годов, выросли более чем в 5 раз2.

В разнообразных международных связях с КНР участвуют почти все районы РФ, наиболее активно - около 60 субъектов РФ.

В целом выстраивается следующая иерархия российских районов, территорий, развивающих международное сотрудничество с Китаем:

1) Россия в целом с центральным управлением из Москвы;

2) приграничные субъекты РФ с управлением из центров субъектов (Республика Алтай, Читинская и Амурская области, Еврейская автономная область, Хабаровский и Приморский края);

3) приграничные территории - отдельные приграничные муниципальные (низовые) районы и их сочетания;

4) приграничные узлы международного сотрудничества - приграничные города, небольшие поселения, транспортные узлы с развитием приграничной инфраструктуры.

1 Ивасито Акихиро. 4000 километров проблем. Российско-китайская граница. М.: Восток-Запад, 2006. 336 с.; Ларин В.Л. В тени проснувшегося дракона. Российско-китайские отношения на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Владивосток: Дальнаука, 2006. 423 с.

2 Теоретико-методологические основы экономической интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Владивосток: Дальнаука, 2005. 216 с.; Регионы России - 2006. М.: Росгосстат, 2007. 981 с.

Наиболее благоприятные предпосылки в развитии российско-китайского сотрудничества имеют приграничные районы, приграничные территории. Яркий пример этого - развитие сотрудничества между Читинской и Амурской областями, Еврейской автономной областью, Хабаровским и Приморским краями и северо-восточными районами Китая.

В целом во внешней торговле дальневосточных районов России с Китаем до 50 % оборота приходится на приграничную торговлю3. При этом важны двухсторонние оценки экономической эффективности конкретных видов российско-китайских связей, эффективность для российской стороны и для китайской и их соотношение (специфические балансы эффективности).

В более строгом смысле приграничные территории - это территории РФ (и КНР), непосредственно прилегающие к государственной границе РФ-КНР, испытывающие на себе наибольшее экономическое, социальное и экологическое влияние соседней страны и обладающие особым, дополнительным потенциалом развития и международного сотрудничества. Его можно назвать интеграционным потенциалом приграничья. Специфический интеграционный потенциал приграничья складывается из следующих составляющих, или факторов:

1) географическое положение приграничной территории, ее близость к государственной границе - до 100-150 км при 1,5-2-часовой доступности;

2) специфическая инфраструктура приграничья: наличие транспортных переходов государственной границы, причем часто для различных видов транспорта; наличие энергетических переходов; наличие инфраструктуры пограничного и таможенного контроля, связи, объектов сервиса и др.;

3) возможность широкого использования ресурсов и потенциала приграничья соседней страны, в том числе различных природных ресурсов: земельных, лесных, водных, рекреационных, и др.;

4) возможность привлечения к различным формам сотрудничества населения из приграничья КНР в приграничье РФ и наоборот;

5) возможность вовлечения в различные формы международного сотрудничества, в т. ч. во внешнеэкономическую деятельность значительной доли населения приграничья (до 50 % и более);

6) широкое использование рынков двух стран;

7) возможность развития в приграничье целого сочетания видов деятельности на основе взаимовыгодного международного сотрудничества: в сфере торговли, экспортноориентированных производств, в т.ч. небольших и малых предприятий, компаний, производств по переработке импортного сырья, полуфабрикатов, т. е. основанных на экспортно-импортных связях;

3 Ларин В.Л. Понять «красного дракона» / под ред. Г.С. Зверева. Владивосток: Золотой Рог, 2006. 216 с.; Чёрная И.П. Конкурентный потенциал в системе управления устойчивым развитием приграничного региона: автореф. ... д-ра экон. наук. Владивосток, 2007. 43 с.

туристических компаний и объектов международного туризма; развитие культурно-образовательных видов деятельности и др.

И.П. Чёрная предлагает рассчитывать конкурентный потенциал приграничных районов с учетом их ресурсного трудового, экспортного инвестиционного потенциалов4. Однако представляется, что интеграционный потенциал приграничных территорий шире конкурентного потенциала, т. к. зависит не только от составляющих собственного потенциала приграничной территории, но и экономического, социального и экологического влияния на нее соседней страны. При этом экономическое влияние соседней страны на приграничную территорию проявляется в возможности её существенного воздействия на производство товаров и услуг, на их ценовые характеристики в приграничной территории. Здесь также, как правило, выше доля товаров из соседней страны.

Социальное влияние соседней страны на приграничную территорию проявляется в возможности существенного влияния на занятость и рынок труда, на уровень жизни населения приграничной территории при широких возможностях международного туризма, использования различных форм безвизовых поездок.

Экологическое влияние соседней страны проявляется в возможностях существенного негативного техногенного воздействия с её территории на приграничную, особенно в аварийных ситуациях, и экстремальных загрязнений воздушной и водной среды. Такие трансграничные потенциальные экологические угрозы наиболее реальны для приграничных территорий.

Таким образом, в пределах приграничной территории одной страны реализуется значительное влияние приграничной территории другой страны. В процессе многостороннего взаимовлияния и взаимодействия приграничных территорий двух соседних стран происходит формирование особой достаточно целостной территории - международной трансграничной территории, а в её пределах - специфических трансграничных географических структур.

Если какую-либо целостную социально-экономическую или географическую структуру пересекает государственная граница, то такая структура является трансграничной. Можно выделить несколько типов трансграничных структур.

1. Природные - целостные географические системы, которые пересекаются государственными границами. Наиболее характерными являются бассейны рек, озер, морей, через которые проходит государственная граница. Например, бассейн р. Амур - крупная целостная геосистема (площадью около 1,8 млн. кв. км), расположенная одновременно в России, Китае, Монголии и даже, около 60 кв. км, в КНДР. Бассейн оз. Ханка размещен в России

4 Чёрная И.П. Указ. соч. 43 с.

и Китае. Бассейн р. Туманная - зона известного международного регионального проекта «Туманган», расположенного на территории трех стран - России, Китая и КНДР. Крупной геосистемой трансграничного типа является бассейн Японского моря.

2. Природно-ресурсные - территориальные или акватерриториальные сочетания природных ресурсов с тесными межресурсными связями, которые пересекаются государственными границами. Например, природно-ре-сурсная географическая структура рек Амур, Уссури, оз. Ханка. Возможно пересечение отдельного крупного месторождения природных ресурсов государственной границей, например, угольного, нефтегазового и др. В этом случае такое месторождение становится трансграничной географической структурой.

3. Экономические - крупные звенья территориально-хозяйственных структур, пересекаемые государственной границей. Прежде всего, это транспортные трансграничные структуры - железные и автомобильные дороги, пересекающие государственную границу. Их часто называют международными транспортными переходами. Если государственную границу пересекают трубопроводные системы - нефтепроводы, газопроводы, водопроводы, -то они также являются трансграничными структурами. Специфическими трансграничными структурами являются линии электропередачи, пересекающие государственную границу, - так называемые трансграничные энергомосты. Наконец, если, например, два и более предприятия, размещенные в приграничных районах соседних стран, работают в тесной кооперации, с устойчивыми производственно-экономическими связями, то территориальное сочетание таких предприятий также образует трансграничную территориально-хозяйственную структуру.

4. Особый тип трансграничных географических структур представляют международные трансграничные особо охраняемые природные территории -заповедники, заказники, национальные парки, размещенные в приграничных районах соседних стран и выполняющие общие, скоординированные природоохранные функции.

5. Муниципальные образования, административные районы соседних стран, прилегающие к государственной границе и тесно взаимодействующие между собой в разных сферах, в том числе в экономической, гуманитарной, можно рассматривать как комплексные социально-экономические трансграничные структуры.

6. Если между приграничными административными районами соседних стран - областями, краями, провинциями, городами и городскими районами - установлены различные договорные отношения и образованы координационные органы, то такие структуры можно рассматривать как трансграничные геополитические структуры.

Для всех выделенных типов трансграничных структур характерно наличие следующих свойств.

Установление государственной границы всегда ведет к формированию значительной дифференциации, различий по обе стороны границы в структуре и типах природопользования, в воздействиях на окружающую среду антропогенных факторов, в экологических нормах и ограничениях, и как следствие - в изменениях и нарушениях природных систем, а также в различных социально-экономических и политических структурах, развивающихся по разные стороны государственной границы.

В результате формируется двухзвенность трансграничных структур -наличие двух различающихся звеньев по обе стороны границы. При этом существует определенная связанность, взаимодействие и взаимовлияние соседних парных звеньев. Разнообразные взаимодействия между соседними звеньями складываются в природно-ресурсной, экономической, экологической, гуманитарной и геополитической сферах. В то же время отдельным звеньям присуща определенная самостоятельность в их динамике и развитии, а парным звеньям - определенная целостность.

Важным свойством трансграничных географических структур является ассиметрия и асинхронность в их структурном развитии, что можно оценивать в таких показателях, как трансграничные градиенты. Например, соотношения однородных показателей приграничных районов: плотность населения, урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность лесов, состояние окружающей среды и т.д.5

Многие типы таких трансграничных структур уже формируются между южными районами Дальнего Востока России и Северо-Восточным Китаем. Здесь существуют наиболее благоприятные предпосылки для их эффективного взаимовыгодного развития. Все подобные типы трансграничных структур играют большую роль в установлении и развитии разнообразных международных интеграционных процессов, являясь важнейшим фактором российско-китайского международного сотрудничества.

Важны количественные оценки вклада определенных трансграничных структур и связей в экономическую, социальную и экологическую эффективность регионального развития - для российских территорий и для китайских. При этом также могут рассчитываться однородные оценки и их различия для российских и китайских территорий (балансовые оценки).

Природные трансграничные структуры в виде бассейновых геосистем создают предпосылки международной координации в их освоении, в решении проблем природопользования. Например, многие проблемы устойчивого развития, рационального природопользования в бассейне рек Амур, Уссури и оз. Ханка должны решаться на основе совместных международных

5 Бакланов П.Я., Ганзей С.С. Приграничные и трансграничные территории, как объект географических исследований // Известия РАН. Сер. География. 2004. № 4. С. 27-34.

российско-китайских программ. Несмотря на огромную и разнообразную территорию бассейна р. Амур, освоение ряда природных ресурсов (лесных, земельных, водных) на территории одной страны затрагивает природопользование на территории другой страны6. Отдельные формы природопользования в одной стране могут порождать экологические проблемы в другой стране в границах бассейна. Все это связано со свойствами целостности и взаимосвязанности в бассейновых геосистемах. То же характерно и для бассейна оз. Ханка, бассейнов рек Уссури и Туманная, бассейна Японского моря. Для всех подобных трансграничных географических структур необходима значительная координация в природопользовании, вплоть до разработки совместных международных программ устойчивого развития совместных российско-китайских координационных комиссий и организации системы международного экологического мониторинга.

Природно-ресурсные трансграничные структуры также остаются целостными, несмотря на пересечение их государственной границей. Существующие в таких структурах межресурсные связи обуславливают взаимосвязи и взаимозависимости отдельных природных ресурсов, размещенных в разных странах, поэтому необходима совместная оценка природных ресурсов во всей трансграничной системе и определение наиболее эффективных путей их освоения в обеих соседних странах. Например, сочетания природных ресурсов оз. Ханка (водных, рыбных), побережья (земельных, стройматериалов) образуют целостную акватерриториальную природно-ресурсную систему. Рациональное, устойчивое природопользование в пределах всего бассейна оз. Ханка возможно лишь при скоординированных действиях в российской и китайской частях бассейна. Во всех этих случаях формируются особые формы международных интеграционных отношений.

Территориальные сочетания природных ресурсов приграничных районов соседних стран могут создавать предпосылки развития взаимодополняемости в хозяйственных структурах этих стран. Например, в приграничных районах Северо-Восточного Китая в последние годы активно развивается деревообработка на основе лесных ресурсов юга Дальнего Востока России. При этом возникают устойчивые внешние экономические связи. Такие связи парных предприятий (компаний) приграничных районов целесообразно закреплять долгосрочными договорными отношениями.

Особую роль в развитии интеграционных процессов играют инфраструктурные трансграничные структуры: железнодорожные и автомобильные мосты и переходы, энергомосты, а также нефтегазопроводы, пересекающие государственную границу. Например, на юге российского Дальнего

6 Бакланов П.Я. Устойчивое развитие бассейновых геосистем в условиях трансгранич-ности / П.Я. Бакланов, С.С. Ганзей, А.Н. Качур // Природно-ресурсные, экологические и социально-экономические проблемы окружающей среды в крупных речных бассейнах. М.: Медиа-Пресс, 2005. С. 17-32.

Востока существует несколько железнодорожных и автомобильных переходов в Китай и КНДР. В отдельных случаях при росте грузо- и пассажиропотоков в зонах пограничных транспортных переходов формируются новые, дополнительные инфраструктурные звенья - таможенные склады, торговые и гостиничные комплексы, узлы связи и банковского обслуживания и др. Подобный крупный трансграничный инфраструктурный комплекс формируется в настоящее время в российской и китайской зонах железнодорож-но-автомобильного транспортного перехода «Гродеково-Суйфэньхэ». Подобные комплексные трансграничные инфраструктурные звенья создают предпосылки значительного роста устойчивых взаимовыгодных интеграционных процессов, устойчивого международного сотрудничества. Большие перспективы развития имеют трансграничные энергомосты по передаче на экспорт электроэнергии. Пока что энергетические трансграничные структуры имеются в Амурской области с передачей электроэнергии в Китай. В будущем крупные трансграничные энергомосты могут сформироваться на юге Приморского края с передачей электроэнергии в Китай и КНДР.

В перспективе также возможно строительство трансграничных нефтегазопроводов из южных районов Дальнего Востока России в Китай, в КНДР, в Республику Корея, а из Сахалина - в Японию, что также значительно усилит международные интеграционные процессы, сделает их более надежными и устойчивыми.

Одним из новых видов развивающихся международных трансграничных географических структур является формирование международных трансграничных особо охраняемых природных территорий. Первой такой структурой можно считать создание в 1990-е годы российского и китайского заповедников на побережье оз. Ханка, охраняющих один и тот же комплекс биоразнообразия, по существу - одну экосистему озера и работающих в тесной координации. Они создают хорошую основу развития экологического туризма, в т. ч. формирование кольцевого тура вокруг оз. Ханка.

В настоящее время происходит формирование еще одной международной трансграничной природоохранной структуры - для охраны амурского тигра и дальневосточного леопарда. Эта структура состоит из заповедников и заказников в южных приграничных районах Приморского края, провинции Цзилинь (Китай) и в зоне Рассон (КНДР), а также соединяющих их экологических коридоров.

Скоординированная деятельность отдельных природоохранных структур разных стран в составе международной трансграничной системы особо охраняемых природных территорий - это одна из форм интеграционных процессов, которая будет активно развиваться в Северо-Восточной Азии.

Таким образом, в российско-китайской приграничной (контактной) зоне имеются благоприятные предпосылки формирования различных транс-

граничных структур, которые могут стать основой крупных инвестиционных проектов.

На основе обобщения некоторого опыта развития приграничного сотрудничества, научной литературы7, а также собственных оценок ниже приводятся основные направления развития российско-китайского сотрудничества в приграничных районах.

1) Строительство жилья в российских районах с использованием китайской рабочей силы и части китайских стройматериалов, и в Китае с использованием российских стройматериалов и комплектов из древесины. С ростом благосостояния населения КНР будут возрастать потребности в индивидуальном жилье.

2) Лесоразработки в российских районах по наиболее рациональным нормам и технологиям, включая массовые лесопосадки в лесных районах юга Дальнего Востока России. Использование низкосортной древесины.

3) Строительство автодорог на юге Дальнего Востока, в т. ч. к государственной границе, т.е. в российских приграничных районах.

4) Развитие речного транспорта по пограничным рекам Амуру, Уссури, оз. Ханка. Создание международной Российско-Китайской судоходной компании по Амуру, включая тип: «река-море».

5) Развитие морских грузо-пассажирских линий (например - Владивосток-Шанхай, Владивосток-Далянь и др.).

6) Рыборазведение - на основе марикультуры, а также создания ряда водохранилищ в горных районах юга Дальнего Востока и сдачи их в долгосрочную аренду китайским специалистам для выращивания рыбы.

7) Формирование 2-3 российско-китайских зон наукоёмких технологий в приграничных российских районах. Участие российских специалистов в развитии китайских зон высоких технологий.

8) Создание в российских приграничных регионах комплексных китайских культурных центров, а в китайских - российских культурных центров с музеями, киноконцертными залами, библиотеками, российскими и китайскими колледжами и т.п.

9) Создание совместного российско-китайского университета с двумя отделениями, например, во Владивостоке и Харбине.

10) Развитие новых совместных форм туризма, например, вокруг озера Ханка с остановками в КНР и РФ; по Амуру с остановками на китайском и российском берегах; морские круизы от портов Дальнего Востока к портам КНР до Шанхая. Возможны круизы с заходом в порты Японского моря.

7 Экономическая интеграция: пространственный аспект / под ред. П.А. Минакира. М.: Экономика, 2004. 352 с.; Стратегические проблемы национального развития и международного сотрудничества: дальневосточный вектор. Хабаровск: Отдел. обществ. наук РАН, 2005. 304 с.; Экономическое сотрудничество Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона / отв. ред. П.А. Минакир. Хабаровск: Риотип, 2007. 208 с.

11) Создание международных медицинских центров на основе использования методов тибетской и китайской медицины, а также новейших российских лекарственных веществ.

12) Выполнение совместных научных проектов и программ, в т. ч. по изучению и разработке совместных программ устойчивого развития трансграничных геосистем: бассейнов рек Амур, Уссури, Туманная, оз. Ханка.

13) Организация систем международного экологического мониторинга по трансграничным геосистемам, в т. ч. бассейна рек Амур, Уссури, Туманная, оз. Ханка.

14) Организация совместных различных культурных и спортивных мероприятий в приграничных районах.

15) Формирование различных двухсторонних интеграционных структур на неправительственном уровне.

16) Формирование и развитие трансграничных природоохранных структур (например, по охране амурского тигра и дальневосточного леопарда, координации деятельности приграничных заповедников и природных парков и т.п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.