Научная статья на тему 'Россия-Китай: правовое регулирование отношений при- родопользования в бассейне реки Амур'

Россия-Китай: правовое регулирование отношений при- родопользования в бассейне реки Амур Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1061
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Носова С. Ф.

В статье отражены история и проблемы межгосударственных российско-китайских отношений в среде природопользования в бассейне р. Амур от этапа партнёрства (в период существования СССР) до двусторонних контактов в XXI веке. Рассматривается развитие взаимодействий с КНР на региональном уровне по вопросам трансграничных проблем на водных объектах Приамурья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia-China: legal regulation of the use of natural resources in the Amur basin

The article considers history and problems of international Russian-Chinese relations in the sphere of use of natural resources in the Amur basin form the period of partnership (in the time of the USSR) to the bilateral contacts in the 21 century.

Текст научной работы на тему «Россия-Китай: правовое регулирование отношений при- родопользования в бассейне реки Амур»

ГЕОПОЛИТИКА

Россия-Китай: правовое регулирование отношений природопользования в бассейне реки Амур

С.Ф. Носова

В статье отражены история и проблемы межгосударственных российско-китайских отношений в среде природопользования в бассейне р. Амур - от этапа партнёрства (в период существования СССР) до двусторонних контактов в XXI веке. Рассматривается развитие взаимодействий с КНР на региональном уровне по вопросам трансграничных проблем на водных объектах Приамурья.

The article considers history and problems of international Russian-Chinese relations in the sphere of use of natural resources in the Amur basin form the period of partnership (in the time of the USSR) to the bilateral contacts in the 21 century.

Межгосударственные отношения России и Китая в приамурском регионе, в том числе пограничные и в сфере охраны окружающей среды, и использования природных ресурсов, имеют продолжительную историю. Наши страны связывает ряд двухсторонних Соглашений, основа которых была заложена еще в советскую эпоху.

20 сентября 1924 года было подписано Соглашение между правительством СССР и правительством трёх Автономных восточных провинций Китайской республики, в которых определялось право «плавания всякого рода судов в пограничных частях рек, озер и других водных путей» на основе равенства,

взаимности и уважения к суверенитету каждой из обеих сторон. Было утверждено, что Советский Союз получает право судоходства на реке Сунгари до г. Харбина, а Китай, соответственно, в нижнем течении р. Амур с выходом в море. В связи с изменением политических условий в Китае данное соглашение не получило развития.

11 января 1928 года было подписано новое Соглашение об установлении общих правил плавания судов и плотов по пограничным рекам. Затем, на основе его положений в 1934 году между Амурским пароходством и Харбинским водным управлением было заключено Соглашение, согласно которому советские и китайские суда могли плавать по Амуру, Уссури и Сунгари.

16 июня 1939 года был заключен торговый договор между СССР и Китайской республикой, которым подтверждалось, что «граждане и хозяйственные организации обеих Договаривающихся Сторон будут иметь право плавания и рыболовства в реках, озерах и водах, общих для обеих сторон».

После провозглашения 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики, 14 февраля 1950 года с СССР был заключен межгосударственный Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи. С этого времени начался наиболее конструктивный и плодотворный этап двухсторонних отношений.

2 января 1951 года между Министерством речного флота СССР и Министерством ком-

Носова Светлана Федоровна - соискатель Хабаровской государственной академии экономики и права

муникаций Центрального Народного Правительства Китайской Народной Республики было заключено Соглашение о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача и озеру Ханка. Пункт 2 этого Соглашения предусматривал, что «плавание судов обеих Сторон по главному фарватеру на пограничных реках разрешается круглосуточно». Кроме этого, разрешался свободный лов рыбы гражданами двух стран в пределах своей части пограничных вод до линии государственной границы. Была создана смешанная комиссия по обеспечению условий судоходства.

Соглашением между Правительством СССР и Правительством Китайской Народной республики от 24 декабря 1957 года о режиме торгового судоходства на пограничных и смежных с ними реках и озерах подтверждалось, «что с соблюдением взаимности и равенства, Договаривающиеся Стороны примут меры к тому, чтобы на всем судоходном протяжении рек Амур (включая расположенное на территории СССР нижнее течение реки Амур вплоть до устья), Сунгари, Уссури, Черный Иртыш, Сунгача, на озере Ханка и в соответствующих портах торговое судоходство для обеих сторон было свободным и возможным в период навигации в любое время суток». В свою очередь, советские суда наделялись правом плавания на тех участках рек Орхон, Селенга и других, которые расположены в пределах Монгольской Народной Республики, а также по реке Сунгари и по тем частям рек Черный Иртыш и Или, которые протекают по территории Китайской Народной Республики.

В начале пятидесятых годов XX столетия КНР обратилась к Советскому Союзу с просьбой об оказании помощи в ускорении развития северо-востока республики. Одним из первых шагов в этом было заключение 18 августа 1956 года Соглашения о проведении совместных научно-исследовательских работ по выявлению природных ресурсов и перспектив развития производительных сил бассейна р. Амур и проектно-исследовательс-ких работ по составлению схемы комплексного использования р. Аргунь и пограничных участков р. Амур. На его основе были созданы специальные экспедиции Академии наук СССР и Академии наук КНР, а также объединенный ученый совет по проблемам Амура. В результате работ Амурской (СССР) и Хэйлунцзянской (КНР) комплексных экс-

педиций, охвативших около 1 млн. км2 территории, был подготовлен так называемый проект Большого Амура. Были проведены исследования по широкому кругу проблем. Изучались геологическое строение, рельеф, почвы, флора, климат, гидрология, ихтиология. Намечена перспективная программа по комплексному совместному использованию водных ресурсов с целью зарегулирования стока, защиты земель и населенных пунктов от наводнений, улучшения транспортных возможностей, получения электроэнергии - предусматривался целый каскад гидроузлов.

Однако с 1962 года отношения с сопредельным государством ухудшились по вине китайской стороны и в 1963 году были фактически прерваны.

В Пекине в 1964 году на совместных консультациях о прохождении линии государственной границы двух стран в пределах восточного участка была достигнута договоренность об установлении ее по фарватеру рек Амур и Уссури. В дальнейшем переговоры по этому вопросу возобновлялись в сентябре 1964 и в октябре 1969 гг., но окончательной договоренности достигнуть не удалось.

Нормализация двухсторонних контактов началась лишь в 80-х годах. К этому времени произошли немалые изменения в экономике сопредельных стран.

За минувшие 20 лет со времени разработки первых схем по Амуру изменились приоритеты в подходах СССР и КНР к использованию водных ресурсов. В КНР на первый план выдвинулись проблемы гидроэнергетики, судоходства и промышленного и коммунального водоснабжения, в СССР - защита от наводнений, промысел рыбных ресурсов и контроль над качеством вод.

23 октября 1986 года в Москве было подписано межправительственное Соглашение о создании советско-китайской комиссии для руководства разработкой Схемы комплексного использования водных ресурсов пограничных участников рек Аргунь и Амур. Основными задачами определялось рассматривать требования заинтересованных отраслей народного хозяйства обеих стран - гидроэнергетики, защиты от наводнений, ирригации, судоходства, рыбного хозяйства, промышленного и коммунального водоснабжения, охраны водных ресурсов, рекреации.

В период с 1988 по 1999 гг. между Росси-

ей и КНР был заключен ряд двухсторонних соглашений о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (1994), рыбного хозяйства (1988), охраны лесов от пожаров (1995), охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов (1994), охраны амурского тигра (1996), водных биоресурсов (1997), о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек (1999); о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части (1991).

Дальнейшее укрепление межгосударственной базы регионального сотрудничества произошло в начале нового века. Основой ему стал «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» (16 июля 2001 г.). В совместном заявлении глав государств России и Китая, принятом

дотвращении трансграничных загрязнении, но и в «справедливом рациональном использовании пограничных водотоков, живых ресурсов в северной части Тихого океана и бассейнах пограничных рек», их «совместные усилия для защиты редких видов флоры и фауны и природных экосистем в приграничных районах».

Совместное коммюнике по итогам восьмой регулярной встречи глав правительств России и Китая (Пекин, 24 сентября 2003 г.) свидетельствует, что «стороны полны решимости наладить тесное сотрудничество по решению проблем охраны окружающей среды, включая сохранение экосистемы Амура и других трансграничных водотоков, предотвращение трансграничного загрязнения окружающей среды», и «на основе совместного экологического мониторинга трансграничных объектов разработают совместные меры

Заседание Совместной координационной комиссии и Совместной рабочей группы

экспертов

при подписании договора, он назван «программным документом, определяющим развитие китайско-российских отношений в новом веке». Статья 19 Договора предполагает сотрудничество двух стран не только в области охраны окружающей среды и пре-

по улучшению состояния Амура и предусмотрят разработку межправительственного соглашения о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод».

В 2004 году активизировалось сотрудни-

чество с Китайской Народной Республикой. Основные вопросы природоохранного партнерства были зафиксированы в совместном коммюнике по итогам девятой регулярной встречи глав правительств России и Китая (Москва, 24 сентября) и был принят российско-китайский План действий о реализации Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РФ и КНР на 2005 - 2008 гг., содержащий раздел «Сотрудничество в природоохранной области».

Кроме того, в 2004 году была подписана Совместная декларация, в которой изложены принципы сотрудничества в приграничных районах и подписано дополнительное Соглашение к договору о государственной границе между Китаем и Россией, где также говорится об обязанности сторон по обеспечению экологической безопасности Амура.

21 февраля 2006 года в Пекине подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам совместного мониторинга качества воды трансграничных объектов. Меморандум подписан сроком на пять лет с целью охраны качества воды в реках Амур, Уссури, Ар-гунь, Раздольная, в озере Ханка. Данный документ предполагает совместный лабораторный анализ и оценку отобранных проб воды трансграничных водных объектов, регулярный обмен результатами мониторинга, организацию обмена специалистами и др.

Об активизации российско-китайского диалога в сфере охраны окружающей среды и природопользования трансграничных вод свидетельствуют Совместные Декларации Китайской Народной Республики и Российской Федерации от 26 декабря 2006 года и 26 марта 2007 года.

Однако практический эффект в рамках подписанных документов недостаточен, поскольку в них отсутствуют ясные правовые механизмы и юридические основы двухстороннего урегулирования трансграничных проблем. Данные документы своими юридическими возможностями не обеспечивают реализационную часть международного природоохранного сотрудничества и носят декларативный смысл. Заключенные Соглашения предусматривают только обязательства по контролю над экологическим состоянием пограничных вод, принятие мер по предотвращению трансграничных загрязнений, а обязательства по возмещению ущерба отсутствуют.

Трансграничное загрязнение р. Амур, вызванное аварией на нефтехимическом заводе в городе Цзилинь Китайской Народной Республики в ноябре 2005 года (с точки зрения международного права) относится к тяжким правонарушениям, поскольку имеет обширный масштаб и далекоидущие последствия как для акватории реки, так и для населения. Международное правонарушение является основанием возникновения между-народно-правовой ответственности субъекта международного права, нарушающего нормы международного права и свои международные обязательства, наносящие другому субъекту международного права ущерб материального и нематериального характера. Однако действующее российско-китайское Соглашение (1994) «О сотрудничестве в области охраны, регулирования и воспроизводства живых водных ресурсов в пограничных водах Амур и Уссури» устанавливает обязательства государств по контролю над состоянием водоемов, принятию мер по предотвращению загрязнения и ликвидации их последствий, то есть формирует материальные нормы, которые не фиксируют юридических последствий их нарушений. Представляется, что на основании норм общего международного права возможно возмещение вреда, нанесенного Амуру в связи с трансграничным загрязнением, в форме ресторации, компенсации и сатисфакции, по отдельности или в сочетании. Ресторация - это восстановление прежнего состояния объекта до противоправного поведения. Компенсация применяется тогда, когда ущерб не возмещается ресторацией. Сатисфакция может выражаться в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении.

Река Амур - крупнейшая трансграничная река Евразии, в бассейне которой расположены шесть субъектов Российской Федерации, три провинции Китайской Народной Республики, три аймака Монгольской Народной Республики и небольшая часть территории КНДР.

Согласно ст. 1 Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 1992), «трансграничные воды - это любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя и более государствами или расположены в таких границах.

Понимая исключительную значимость

бесконфликтного использования трансграничных вод, сохранения их чистоты в условиях возрастающей антропогенной нагрузки, приводящей к существенному изменению гидрологического и гидрохимического режимов водных объектов, Россия активно участвовала в подготовке Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. В Конвенции определено, что страны принимают все соответствующие меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого трансграничного воздействия, то есть по возможности исключают любые значительные вредные последствия, возникающие в результате изменения состояния трансграничных вод, обусловленные деятельностью человека.

Российская Федерация, присоединившись к Конвенции ЕЭК по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года (Постановление Правительства РФ №331 от 13.04.1993 г.), приняла на себя обязательства осуществлять сотрудничество с граничащими государствами в области охраны и использования трансграничных водотоков. Китай эту Конвенцию не подписал.

Реализация положений Конвенции осуществляется Россией по различным направлениям внутригосударственного характера, но главным является организация сотрудничества на трансграничных водных объектах с соседними государствами. Как подчеркивает Конвенция, сотрудничество между странами в области охраны и использования трансграничных вод должно осуществляться путем разработки соглашений между странами, граничащими с одними и теми же водами.

В 1995 году между Россией и Монголией было подписано Соглашение по охране и использованию трансграничных водных объектов. Соглашение предусматривает работу Сторон на всех трансграничных водных объектах по всему комплексу водных отношений между Россией и Монголией.

В формировании стока Амура существенную роль играют водные объекты Монголии и Китая - 2,0 и 130,7 км3 соответственно. На территории Китая главным стокоформи-рующим притоком Амура является р. Сунгари. По Амуру, Уссури, протоке Казакеви-чева, р. Сунгари и озеру Ханка проходит государственная граница России с КНР. Общая площадь пограничных участков этих

водных объектов составляет около 2.520 км. Таким образом, из 3.655 км общей длины указанных рек (без озера Ханка) 2.449 км (67%) - это сфера совместного с Китайской Народной Республикой водопользования.

Пограничное положение р. Амур определяет необходимость совместных межтерриториальных и международных действий по сохранению природы в Приамурском регионе.

Однако Китай пока уклоняется от подписания двухстороннего соглашения о совместном использовании и охране водных объектов бассейна реки Амур. В отсутствие правовой основы регламентирующей пользование рекой как трансграничным водным объектом, нет действенного механизма охраны реки, природных ресурсов бассейна и рационального, неистощительного природопользования. Река Амур относится к водотокам федерального значения.

Необходимо ускорить переговорный процесс на межправительственном уровне по заключению между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой Соглашения «Об охране и рациональном использовании трансграничных вод». Целесообразно увязать вопрос строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан и газопровода с присоединением КНР к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992), Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991), Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992).

Стабилизация экологической ситуации в бассейне р. Амур возможна при реализации соответствующих инициатив как на межправительственном уровне двух стран, так и в рамках взаимодействия регионов Приамурья.

В 1992 году государственные комитеты охраны окружающей среды дальневосточных субъектов РФ объединились в Ассоциацию «Экологическая инициатива Восточной Сибири и Дальнего Востока», и при содействии Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Дальний Восток и Забайкалье» консолидированными усилиями попытались привлечь китайскую сторону к природоохранному сотрудничеству в Приамурье. В результате научных контактов двух стран экологи и ученые КНР согласились с выводом о транс-

граничном воздействии на окружающую среду в Амурском бассейне и целесообразности координации совместных действий по предотвращению угроз трансграничного загрязнения водных объектов и сохранению водно-болотных угодий и биоразнообразия в Амурском бассейне.

С февраля 1996 года за счёт средств местных бюджетов проводится изучение качества вод реки Амур на различных участках учёными городов Хабаровска, Читы, Благовещенска, Владивостока.

В 1998 году администрация Хабаровского края обратилась к Народному Правительству провинции Хейлунцзян с предложением сформировать совместную рабочую группу для решения вопросов охраны окружающей среды и рационального природопользования в бассейне Амура. С этого времени начался этап рассмотрения проблем реки Амур на международном уровне.

В 1999 году впервые в истории природоохранных международных отношений для Хабаровского края по линии побратимских связей городов Хабаровск - Ниигата - Харбин был подписан Меморандум о совместных природоохранных действиях.

В мае 2000 года в Харбине было подписано Соглашение «между администрацией Хабаровского края и Народным Правительством провинции Хейлунцзян о совместных природоохранных мероприятиях на период с 2000 по 2005 годы». Текст Соглашения предусматривает реализацию следующих направлений: обмен экологической информацией, организацию совместного комплексного мониторинга окружающей среды, сотрудничество по реализации практических природоохранных мероприятий в области природоохранного законодательства, экологическое образование и просвещение населения. Однако практических действий с китайской стороны не последовало.

В феврале 2002 года в Хабаровске был подписан протокол расширенного заседания совместной рабочей группы представителей Хабаровского края, Еврейской автономной области и провинции Хейлунцзян, о порядке совместного мониторинга качества вод рек Амура и Уссури. Цель исследований - получение экспертных данных о содержании загрязняющих веществ в трансграничных водах рек Амур и Уссури и оценка состояния водных объектов под воздействием антропогенной нагрузки. Были согласованы створы

отбора проб, процедура совместных выездов, утверждены количественные и качественные показатели для анализа проб вод, оговорены методические и финансовые вопросы. Осуществление исследований с российской стороны было поручено Дальневосточному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета РФ, с китайской стороны - Управлению охраны окружающей среды Народного Правительства провинции Хейлунцзян. В ходе работ было установлено, что сток реки Сунгари значительно влияет на качество амурских вод, принося в них большое количество органических и взвешенных веществ.

В 2002-2003 гг. состоялось шесть совместных экспедиционных выездов российских и китайских специалистов.

В 2003 году по инициативе Правительства Хабаровского края был создан Координационный комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амур из представителей на уровне вице-губернаторов всех приамурских территорий: Хабаровского и Приморского краёв, Амурской, Читинской и Еврейской автономной областей, Агинского Бурятского округа. Его цель - объединение усилий региональных органов государственной власти, научных и общественных организаций с дальнейшим привлечением к своей деятельности приграничных провинций Китая, аймаков Монголии и международных организаций для коренного улучшения экологической обстановки на территории амурского бассейна.

В сентябре 2004 года в Хабаровске было проведено расширенное заседание совместной рабочей группы представителей Хабаровского края, ЕАО и провинции Хейлунцзян по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В ходе встречи стороны выразили готовность содействовать выполнению на национальном уровне российско-китайского «Меморандума о взаимопонимании по совместному мониторингу качества трансграничных вод» и с этой целью разработать и совместно осуществлять «План сотрудничества по совместному мониторингу вод рек Амура и Уссури на период до 2009 года». Стороны договорились, что до завершения разработки Плана, продолжат, начиная с февраля 2005 года, совместный мониторинг вод трансграничных рек Амура и Уссури в

форме совместных экспедиционных выездов представителей сторон и самостоятельного отбора проб. Китайская сторона согласилась рассмотреть предложение российской стороны об участии в разработке обхцебассейно-вой Программы «Предотвращение угроз трансграничного загрязнения в бассейне р. Амур и создание условий для сохранения биоразнообразия и устойчивого развития региона» и доложить о ней Правительству провинции Хейлунцзян. Стороны выразили готовность изучить вопрос об использовании критериев и методов международной системы ISO для совместного мониторинга и предпринять возможные усилия для создания и расширения сети автоматических станций контроля качества вод.

Для укрепления межрегиональных связей и межгосударственного сотрудничества правительство Хабаровского края организовало в период с 25 сентября по 4 октября 2004 года комплексную экспедицию по Амуру, в ходе которой решались задачи предварительной оценки состояния загрязнения вод, интенсивности русловых деформаций, обсуждались возможные подходы к разработке общебассейновой программы, проводились визуальные наблюдения в устьях крупных притоков Амура. В экспедиции приняли участие представители Японии и КНР.

В целях развития двухстороннего сотрудничества с Китайской Народной Республикой по решению проблем трансграничного загрязнения вод р. Амур в ноябре 2004 года в Пекине состоялось очередное заседание Смешанной российско-китайской рабочей группы по охране окружающей среды. В ходе заседания обсуждались вопросы охраны трансграничных вод и совместного использования водных объектов, сохранения биоразнообразия и развития трансграничных охраняемых природных территорий, государственного контроля над использованием объектов растительного и животного мира в приграничных районах. В переговорах принимали участие представители Хабаровского края и Читинской области.

В октябре 2004 года дальневосточными и забайкальскими губернаторами был подписан «бассейновый» меморандум о совместных действиях по сохранению экосистем и обеспечению устойчивого развития регионов бассейна реки Амур.

В целях определения качества воды р.

Амур в результате аварийного загрязнения р. Сунгари 11 декабря 2005 года в Хабаровске Министерством природных ресурсов Хабаровского края и Департаментом международного сотрудничества госадминистрации по охране окружающей среды КНР была подписана Программа совместного мониторинга качества воды р. Амур. В программе учтены все требования российской стороны по методике отбора проб и направлениям исследований.

Правительством Хабаровского края после Цзилиньской аварии был принят ряд мер по проведению обширного мониторинга состояния экосистемы Амура и выполнению важнейшей задачи обеспечения населения безопасной водой. 26 февраля 2006 года в Хабаровске после российско-китайского отслеживания прохождения зоны загрязнения в декабре 2005 - феврале 2006 гг. была под-нисана Программа продолжения российско-китайского совместного экстренного мониторинга рек Сунгари и Амура. Её задачей является определение степени загрязнения воды, льда и донных отложений в русле р. Амур в результате аварийного загрязнения р. Сунгари до таяния льда и в период весеннего полноводья и прогнозирование последствий действия угрожающих факторов как на водно-ресурсный потенциал, так и на сферы жизнедеятельности, обеспечиваемые этим потенциалом.

В августе 2006 года было заключено Соглашение между администрацией Читинской области Российской Федерации и Народным Правительством Автономного района Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны качества вод и экологического состояния реки Аргунь, подкрепленное детальным планом работ.

В целях реализации Меморандума о взаимопонимании по вопросам совместного мониторинга качества воды трансграничных объектов стороны создали Совместную координационную комиссию и совместную рабочую группу экспертов для разработки Плана совместного мониторинга и координации деятельности по его осуществлению, в состав которых вошли представители от Хабаровского края. На прошедшем в Пекине 30 - 31 мая 2006 года первом заседании комиссии был утверждён План проведения российско-китайского мониторинга. В основу Плана лёг мониторинг, осуществляемый со-

вместно Хабаровским краем, ЕАО и провинцией Хейлунцзян с 2002 года и экстренный аварийный мониторинг в соответствии с соглашением Хабаровского края и госадминистрацией КНР по охране окружающей среды, проведённый в 2005 - 2006 гг. Количество показателей было увеличено, но часть приоритетных токсикантов (из финансовых соображений) не была включена на начальном этапе, общее количество было ограничено до сорока показателей, куда были включены приоритетные загрязнители - хлоро-фенолы, пестициды, вещества бензольной группы.

На втором заседании Совместной координационной комиссии и Совместной рабочей группы экспертов по вопросам совместного мониторинга качества воды трансграничных водных объектов, которое состоялось в Хабаровске 13 апреля 2007 года, была утверждена Программа мероприятий по осуществлению совместного российско-китайского мониторинга качества вод трансграничных водных объектов на 2007 год (р. Амур, р. Аргунь, р. Уссури, р. Раздольная, озеро Ханка).

Дальневосточное отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF) организует создание Зеленого пояса Амура с системой особо охраняемых природных территорий. Целью проекта «Зеленый пояс Амура» является сохранение пресноводных и долинных экосистем Амура, а задачей - создание сети различного ранга и назначение ООПТ.

В октябре 2006 года состоялось подписание договора о сотрудничестве между заповедниками << Бастак» и «Болыпехехцирский» с российской и «Трехречье» с китайской стороны. Цель договора - совершенствование мер охраны заповедных территорий России и КНР, расположенных по обоим берегам Амура и Уссури, а также формирование системы ООПТ на сопредельных с заповедниками территориях.

Интерес к решению проблем Амура проявляют многие авторитетные международные организации и фонды. Так, в марте 2006

года состоялось первое заседание финансируемого Глобальным Экологическим Фондом и Программой ООН по охране окружающей среды (UNEP) проекта «Комплексное управление бассейном реки Амур (Хейлонг)». В 2007 году начнется полномасштабная реализация проекта.

Таким образом, Российская Федерация стремится консолидировать все силы, так или иначе заинтересованные в спасении и сохранении уникальной в мировом масштабе р. Амур. Но необходимы также ответные действия со стороны Китая, так как только совместными усилиями России и Китая по вопросу охраны и природопользования Амура можно урегулировать российско-китайские «амурские» взаимоотношения.

Литература и источники:

1. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М.: Госкомиздат, 1961.

2. Бюллетень международ ных договоров. - 1999. - №10.

3. Сборник основных официальных документов, регламентирующих двухсторонние международные отношения России и Китая на современном этапе. -Благовещенск: Амурский гос. университет. Центр геополитических исследований, 2005.

4. Сайков, В.В. История, опыт и проблемы российско-китайских природоохранных отношений в бассейне реки Амур // Азиатско Тихоокеанский регион в глобальной политике, экономике и культуре XXI века / В.В. Сайков / Отв. редактор В.И. Ишаев. - Хабаровск, 2002.

5. Крюков, В.Г. Река Амур: проблемы и пути их решения / В.Г. Крюков. - Хабаровск: Приамурское географическое общество, 2005.

6. Ефимов, H.H. Амур - один на всех / H.H. Ефимов // Природа Дальнего Востока. - 2003. - №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.