Научная статья на тему 'Факторы и направления повышения эффективности отраслей растениеводства'

Факторы и направления повышения эффективности отраслей растениеводства Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
198
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Шогенов A. M.

Предложенный механизм формирования контрактной системы и обоснования закупочных цен (80% которых в случае авансового варианта расчетов должны оплачиваться сельскому товаропроизводителю по факту реализации продукции) позволит аграрным предприятиям иметь достаточные доходы для и эффективного ведения производства, обеспечить стабильность экономических отношений и хозяйствования, формировать необходимые государственный и региональный продовольственные фонды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы и направления повышения эффективности отраслей растениеводства»

/tfuuctj, ftaffiwtiufr /РТГК

ФАКТОРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТРАСЛЕЙ РАСТЕНИЕВОДСТВА

A.M. ШОГЕНОВ, кандидат экономических наук

Сравнительный анализ по регионам Южного федерального округа показывает значительные их различия как по урожайности сельскохозяйственных культур, так и по объективным условиям производства.

О наличии связи между анализируемыми показателями свидетельствуют данные группировки по урожайности зерновых культур (см. таблицу).

Рост урожайности во второй и в третьей группах обусловлен комплексом природно-экономи-ческих факторов. Для выявления их влияния проведен многофакторный корреляционно-регресси-онный анализ.

Расчет матрицы парных коэффициентов корреляции позволил ранжировать изучаемые факторы по их влиянию на урожайность. На первом месте оказался фактор плодородия земель (У = 0,613). Между факторами также имеется определенная связь, поэтому расчет парных уравнений регрессии дает некорректные результаты. Необходимо моделирование многофакторной связи, которая в данном случае имеет вид:

У— - 8,5 + 0,458^ + 0,058ЛГ2 + 0,939*,;

/? = 0,905; ¿>=0,819.

Высокий многофакторный коэффициент корреляции, близкий к единице, свидетельствует об очень тесной связи между урожайностью и изучаемыми факторами. Расчет коэффициента детерми-

Влияние различных факторов

нации (D = R2) показывает, что на 81,9% изменения урожайности обусловливаются влиянием введенных в модель факторов. Все параметры уравнения регрессии существенны, критерий Стьюдента намного превышает критическое значение.

Важную экономическую информацию имеют коэффициенты регрессии (при X).

Так, с ростом качества земли на один балл урожайность зерновых культур возрастает на 0,458 ц/га.

Увеличение внесения минеральных удобрений на 1 кг действующего вещества на 1 га приводит к росту урожайности на 0,058 ц/га, т.е. при внесении около 100 кг этих удобрений урожайность в среднем повысится на 5,8 ц/га. Обратим внимание, что в начале 1990-х гг. внесение минеральных удобрений в целом по Северо-Кавказскому экономическому региону составляло свыше 100 кг/га с колебаниями от 72,3 кг/га в Дагестане до 204,6 кг/га в Ингушетии.

Каждая тонна органических удобрений, судя по соответствующему коэффициенту регрессии, приводит к росту урожайности зерновых культур на 0,939 ц/га.

Расчет частных коэффициентов детерминации Ц = 0,435, d2= 0,095, d3= 0,288) показывает приоритетное влияние на формирование урожайности зерновых культур факторов плодородия земель и органических удобрений. Качество земли на 43,5% определяет изменчивость урожаев, внесение

Таблица

урожайность зерновых культур

Группы наблюдений по урожайности, ц/га Число наблюдений Минеральные удобрения, кг/га Органические удобрения, т/га Оценка земель, баллы Урожайность, ц/га

До 20,5 20 14,1 0,5 51,2 15,7

20,5 - 25,5 20 36,8 1,1 61,8 23,0

Свыше 25,5 20 72,0 2,2 68,8 29,8

Всего... 60 36,3 1,3 60,6 22,8

48

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорш -к Ъ-Р/ГКЖЪК*

р4нлли^. ^л^шпи^. /ПРК

13 (46)-2005

органических удобрений — на 28,8%, тогда как минеральные удобрения дают только 9,5%.

Таким образом, особое значение в формировании урожаев среди экономических факторов имеют органические удобрения. Однако их влияние не исчерпывается этим моментом. В связи с тем, что действие органических удобрений проявляется несколько лет, растет урожайность не только культур, под которые они внесены, но и других в севообороте.

Исследованиями Н. Евтушенко и практическим опытом колхоза «Красная нива» Майского района КБР установлено, что при внесении органических удобрений на уровне Юти более на гектар пашни создаются условия для непрерывного роста плодородия земель и опосредованного повышения урожайности всех сельскохозяйственных культур.

В Кабардино-Балкарии в начале 1990-х гг. на гектар пашни приходилось примерно по голове крупного рогатого скота с ежегодным выходом навоза около 10 т. В настоящее время плотность поголовья скота снизилась до 0,7 голов/га. Вместе с тем в связи с резким уменьшением внесения органических удобрений (почти в 7 раз) имеется огромное количество неиспользованных органических удобрений. Внесение их, в том числе на основе создания в крупных сельскохозяйственных предприятиях, в ассоциациях фермеров отрядов плодородия, а на районном уровне — машинно-технологических станций (старого, незаслуженно забытого опыта), позволит изменить ситуацию в сельском хозяйстве, ввести в действие систему факторов конкурентности и повышения эффективности аграрного сектора экономики.

Важным фактором развития и повышения эффективности зернового производства является сортооб-новление и качественные семена, которые поданным многих отечественных и за-

рубежных исследований обеспечивают до 50% полученных прибавок урожая.

Важность фактора семеноводства обусловливает необходимость внимания к нему, организации этой подотрасли сельскохозяйственного производства, выращивания в регионах необходимого семенного материала высоких репродукций.

На рис. 1 приводится рекомендуемая схема организации семеноводства сельскохозяйственных культур в регионе. Для этого в КБР имеются необходимые базисные условия: научно-исследовательские селекционные учреждения, учхозы и опытные хозяйства, государственная инспекция по испытанию сортов. Необходимо восстановить и на региональной основе регулировать функционирование специализированных хозяйств по производству семян первой и второй репродукции, создать ассоциацию семеноводства с лицензированием их деятельности , обеспечить производство и снабжение товарных хозяйств высококачественными семенами.

Расчеты показывают, что для обеспечения, например, потребности зерновых хозяйств КБР в семенах озимой пшеницы необходимо по респуб-

Рис. 1. Рекомендуемая схема организации семеноводства культур в регионе

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРШ -и ъРАкжгсм

лике всего лишь 182 га земель для производства семян питомников, элиты, первой и второй репродукций. Иными словами, для обеспечения высококачественными семенами зерновых хозяйств КБР достаточно имеющихся мощностей ОПХ НИИ и учхоза КБГСХА.

Необходимо,на основе нормативных затрат на организацию семеноводства в Республике законодательно предусмотреть размеры необходимых дотаций для продажи семян по ценам ниже рыночных зерновым хозяйствам. Возможна своеобразная лизинговая продажа для экономически слабых сельскохозяйственных предприятий с оплатой из полученного урожая. Относительно небольшие по сравнению с затратами на производство товарной продукции издержки на семеноводство многократно и в очень короткие сроки окупятся дополнительной продукцией и прибылью. Финансирование опытных и научно-исследовательских учреждений позволит также интенсифицировать процесс создания новых сортов с использованием их на товарных посевах.

В конечном итоге продуктовые подкомплексы АПК включают в себя следующие экономичес-

Производство и внутрихозяйственное хранение продукции

Производство

средств

производства

Рынок:

средств производства;

продукции

. Заготовительный орган Фирмы Потребительская кооперация Биржи Общепит Бартер

Пищевая и перерабатывающая промышленность

Государственный и

региональный продовольственные фонды

Рис. 2. Рыночная структура зернопродуктового подкомплекса АПК

кие и инфраструктурные системы: производства средств производства, семян для сельского хозяйства; элеваторы и мелькомбинаты для хранения и первичной переработки зерна; предприятия перерабатывающей и пищевой промышленности (рис. 2). Наряду с этим функционирует рыночная инфраструктура через систему заготовительных организаций, потребительской кооперации, фирменной и биржевой торговли, общественного питания (включая и натуральную оплату труда) по бартеру.

Расчеты показывают, что до 1991 г. 70% отдельных видов продукции закупалось для государственных нужд заготовительными организациями. За первые годы реформ эта система и соответствующие механизмы по существу были уничтожены. Только начиная с 1994 г., реализуется частичная закупка зерна в федеральные и региональные фонды в отдельных субъектах Федерации. Однако должной системы этих закупокдо сих пор не существует. Вместе с тем необходимость создания государственного и региональных продовольственных фондов более чем очевидна. Необходимо восстановить соответствующую систему на качественно иной по сравнению с существовавшей ранее рыночной основе.

Из рис. 2 очевидны возможные варианты связей сельскохозяйственных предприятий с подотраслями хранения, производства средств производства, пищевой промышленности. Наряду с чисто рыночными механизмами возможны прямые связи СХП с предприятиями и организациями других подотраслей и производственными фондами. При этом необходим диалектический подход с позиции выбора наиболее эффективных вариантов. Думается, что связи сельскохозяйственных предприятий с пищевой и перерабатывающей промышленностью должны быть в основном прямыми, на основе соответствующих договоров, рекомендуемого перекрестного акционирования собственности. Это позволит снизить издержки за счет устранения посредников и ликвидации торговых надбавок, вве-

Подотрасль хранения

<

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЕОРШ % тсратжнха

сти в действие систему взаимной заинтересованности в производстве конечной продукции. Возможный экономический механизм взаимодействия должен базироваться на нормативных издержках по всем стадиям технологического цикла от поля до прилавка: сельскохозяйственное производство, транспортировка и хранение, переработка, торговля. С учетом их пропорционально должны делиться конечные результаты в виде выручки от реализации готовой продукции. Организационными формами такого взаимодействия могут быть продуктовые агроконсорциумы в районах и регионах. Преимущества их функционирования очевидны: минимизация издержек на всех этапах технологического процесса (транспортных, коммерческих, торговых, налоговых сборов и т.п.), сохранение качественного сырья и получение высококачественной продукции, существенно более высокая прибыльность интегрированного производства.

Иными должны быть взаимосвязи сельскохозяйственных предприятий с элеваторами и мелькомбинатами. Промежуточная рыночная цепочка приводит к удорожанию сырья при хранении, потере качества, дополнительным издержкам. Поэтому здесь предпочтительнее прямые договорные связи между производителями и подотраслью хранения.

Дифференцированным должен быть подход об участии рыночной инфраструктуры в движении зерна и конечных продуктов из него. В случае, когда сельскохозяйственные товаропроизводители интегрируются с перерабатывающими, целесообразно иметь фирменную торговлю, и только при ее отсутствии отправлять товар на свободный рынок. Именно триединая интеграция (сельского хозяйства, переработчиков и торговли) является наиболее эффективной.

В настоящее время значительная часть как сельскохозяйственных, так и перерабатывающих предприятий являются акционерными обществами или коллективными предприятиями. При создании корпоративной структуры, имеющей сложную разветвленную систему, целесообразен перевод интегрированного формирования на «единую акцию» по аналогии с технологией, принятой на Западе и реализуемой в ряде нефтяных компаний России. Результатом такого интегрирования различных акционерных собственностей является повышение рыночной стоимости акций и капитализации активов, наличие лучших возможностей для инвестиций, эффективного контроля активов.

Принципиально иная технология взаимосвязи должна быть при формировании и реализации

государственного и регионального продовольственных фондов. Здесь возможны три варианта: на основе договоров по заранее фиксированным ценам; приобретение на основе биржевой торговли; оплаты по договорам, например, восьмидесяти процентов стоимости с дополнительным пересчетом впоследствии по итогам биржевой торговли.

Предпочтительными, на взгляд автора, являются второй и особенно третий вариант. Принципиальным здесь является участие в качестве рыночной системы биржевой торговли, которая позволяет перейти от теневого оборота зерна к цивилизованному рыночному.

После небывалого расцвета бирж в первые годы перестройки, в дальнейшем их число и размеры деятельности в РФ резко сократились. В экономической литературе основными причинами этого считают следующее: недостаточное количество товара для реализации; высокие транспортные тарифы; несовершенство рыночной инфраструктуры; значительный уровень налогообложения брокерской деятельности, бартерные операции между поставщиками и потребителями; административные запреты в ряде регионов; неплатежи за продукцию и т.п. Все эти причины реальны и сказываются на механизмах и структуре каналов сбыта продукции. Так, в настоящее время на свободных рынках через фирменную торговлю сельскохозяйственные предприятия реализуют 40 - 50% зерна, 25 — 30% приходится на бартерные операции и продажу населению, в том числе на натуральную оплату труда. Однако основной причиной является нежелание руководителей идти с сельскохозяйственной продукцией на открытый, прозрачный (биржевой) рынок, так как последний устраняет возможности теневой реализации со всеми вытекающими отсюда последствиями (прежде всего продажи документально по заниженным ценам). Именно эта причина во многих случаях является основным фактором убыточной деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Необходимо если не уничтожить, то резко уменьшить объемы теневого оборота аграрной продукции. Это может быть сделано на основе укрепления и развития биржевой торговли.

В соответствии с потенциалом регионов, производящих ту или иную сельскохозяйственную продукцию (прежде всего Южного федерального округа - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская и Волгоградская области, ряд горских республик) целесообразно установить квоты поставки государственных и региональных фондов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж80РШ -и

51

рлу&ития. /ПРК

13 (46)-2005

Этот механизм хорошо сочетается с предложением, которое экспериментально апробируется в Белгородской и других областях, к переходу на который готовится ряд других регионов, в том числе Кабардино-Балкарская Республика. Суть его в замене имеющихся налогов в сельском хозяйстве на единый продовольственный. Он формируется в переводе на зерно и выплачивается этой продукцией и другими по соответствующему зерновому эквиваленту.

Система продовольственного налога упрощает налогообложение в сельском хозяйстве, создает условия для безусловной выплаты хотя бы части налогов, стимулирует предприятия на более рациональное хозяйствование, ибо все произведенное сверх фиксированной величины налогов (определенных с учетом плодородия земель сельскохозяйственных предприятий) принадлежит хозяйству. Пожалуй, главным преимуществом этой системы налогообложения в сельском хозяйстве является то, что она будет естественной логической основой формирования государственного и региональных продовольственных фондов.

При отсутствии системы продовольственного налога или за пределами ее размеров может быть использован механизм контрактной закупки тех или иных видов аграрной продукции сельскохозяйственных предприятий.

В рамках необходимой контрактной системы контрагенты (государственный и региональные продовольственные фонды) заключают договора с сельскими товаропроизводителями на стабильную по годам закупку определенного количества и качества той или иной сельскохозяйственной продукции. На взгляд автора, приоритетным является следующий механизм контрактации. Вдоговоре (контракте) предусматривается закупка продукции на основании авансового платежа по факту с дальнейшим пересчетом и выплатой разницы в сравнении с летне-осенними (июль — октябрь) биржевыми ценами.

Думается, что необходимо законодательно регулировать продажу сельскохозяйственной продукции или ее определенного (на уровне худших лет) уровня в рамках биржевой торговли. Это позволит резко снизить теневой оборот, ввести в действие действительно рыночные механизмы, стабилизировать и укрепить экономику сельскохозяйственных предприятий.

Важным вопросом в рамках контрактной системы формирования продовольственных фондов является обоснование закупочных цен. Ниже приводится рекомендуемая методика их расчета:

р=гктк,

Т р'

где Р— закупочная цена, руб.;

Z — нормативная себестоимость, руб.;

Кт — коэффициент трансакционных (коммерческих) издержек;

Л"р — коэффициент уровня нормативной рентабельности.

Существенным вопросом здесь является обоснование необходимых нормативных характеристик расчета и обоснование цены. Очевидно, что нормативная себестоимость должна быть дифференцированной с учетом конкретных условий сельскохозяйственных товаропроизводителей. Вместе с тем единой должна быть методика расчета на основании условно-постоянных (независимых от объемов продукции) и условно-переменных (в расчете на единицу продукции) затрат. Эти расчеты должны выполняться на основе типовых технологических карт, адаптированных к конкретным условиям предприятий (нормы выработки в зависимости от размера полей, механического состава почвы и т.п.). Целесообразно, чтобы в регионе обоснование нормативной себестоимости и закупочных цен осуществлялось научно-исследовательскими институтами или вузами системы сельского хозяйства.

В рамках такого подхода осуществляются также расчеты трансакционных издержек с учетом местоположения сельскохозяйственных предприятий, расстояния до пунктов заготовки продукции, качества дорог. Нормативный уровень рентабельности целесообразно определять на основе среднемного-летних данных (например, за последние пять лет) по природно-экономическим зонам регионов.

Предложенный механизм формирования контрактной системы и обоснования закупочных цен (80% которых в случае авансового варианта расчетов должны оплачиваться сельскому товаропроизводителю по факту реализации продукции) позволит аграрным предприятиям иметь достаточные доходы для эффективного ведения производства, обеспечить стабильность экономических отношений и хозяйствования, формировать необходимые государственный и региональный продовольственные фонды.

52

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£ОРЪЯ и -НР^хж-кЪ*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.