Научная статья на тему 'Факторы формирования правосознания учащейся молодежи'

Факторы формирования правосознания учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1530
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ФАКТОРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / СЕМЬЯ / СРЕДСТВA МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдуразакова Диана Мусаевна, Магомедова Рагимат Магомедовна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования правового сознания у молодежи. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование правосознания учащейся молодежи (семья, СМИ, образовательная среда). По мнению авторов, формирование правосознания студентов это сложный процесс воздействия объективных и субъективных факторов, пронизывающих все сферы жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования правосознания учащейся молодежи»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

© 2011 Абдуразакова Д.М., Магомедова P.M.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

Статья посвящена актуальной проблеме формирования правового сознания у молодежи. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование правосознания учащейся молодежи (семья, СМИ, образовательная среда). По мнению авторов, формирование правосознания студентов - это сложный процесс воздействия объективных и субъективных факторов, пронизывающих все сферы жизни общества.

The article deals with the actual problem of the formation of the young people’s low consciousness. The authors consider the factors influencing the formation of the students’ low consciousness (family, mass media, educational environment). In the author’s opinion, the formation of the students’ legal consciousness is a complex process of the influence of objective and subjective factors of all aspects of social life.

Ключевые слова: правовое сознание, факторы, формирование, социальная среда, семья, cpedcmea массовой информации, образовательная среда.

Keywords: law consciousness, factors, formation, social environment, family, mass media, educational environment.

Современная социокультурная

ситуация в России такова, что в массовом сознании право не является безусловной ценностью. По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения. Это тревожный фактор, ставящий проблему формирования правосознания и правовой культуры в ранг приоритетов государственной политики.

Правовое сознание молодежи представляет собой интегративное качество личности, основанное на совокупности информационно-

оценочных, эмоционально-личностных,

мотивационно-деятельностных, регулятивно-поведен-ческих установок в области права и правоприменения как в бытовой, так и профессиональных сферах.

Формирование правового сознания молодежи - целенаправленный, многогранный, противоречивый, но в то же время целостный процесс,

обусловленный совокупностью внешних и внутренних факторов и причинноследственных связей, определяющих социальные и психолого-педагогические условия становления и развития.

Правовое сознание учащейся молодежи формируется и развивается под влиянием различных факторов: социальных, экономических,

общественно-политических,

нравственной атмосферы в обществе, социальных группах, в том числе в образовательных учреждениях. Важное значение в формировании правового сознания молодежи имеет ее социальное окружение: семья, группа сверстников, образовательное учреждение и др.

Средой можно считать все то, среди чего находится субъект развития в окружающем его мире. Принцип принадлежности субъекта к тому или иному миру, или части его дает основание для выделения основных сред его жизнедеятельности [3. С. 98].

Правосознание выступает как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей и социальных общностей к действующему или желаемому праву. Как и иные формы общественного сознания - мораль, религия, искусство, наука, философия, -правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности (И. Е. Фарбер, Е. А. Лукашева, Г. С. Остроумов, Н. Я. Соколов и др.). Формирование и развитие правового сознания учащейся молодежи (студентов) происходит не

непосредственно под воздействием социальной среды, а опосредованно, через включение в практическую деятельность. При этом деятельность представляет собой основу взаимосвязи личности и социальной среды и выступает как структурный элемент механизма формирования правового сознания личности.

Пользоваться средой можно по-разному: принципиально ничего в ней не менять, использовать в том виде, в каком она существует, - это одна стратегия ее использования. Другая - связана с изменением, преобразованием,

трансформацией качества среды. Если ясно, какое влияние должна оказать среда на учащуюся молодежь, и определены качества, необходимо, чтобы влияние было именно таким, а не иным. Перед тем как использовать среду в воспитательных целях, следует ее преобразовать, привести в соответствие с моделью.

Для нас важно определиться с тем, как социальная среда воздействует на

обучаемых, формирует их

правосознание. Среда может влиять негативно и позитивно.

Запрограммировать все воздействия на личность студента и обеспечить

доминирование ее целенаправленного формирования практически невозможно (Е. А. Певцова, К. К. Платонов, Д. С. Лихачев). Целенаправленное

воздействие среды выражается в

издании законов, осуществлении

правоприменительной деятельности, преподавании права, распространении популярной литературы по праву и т.д. [1. С. 15].

Как отмечает А. С. Запесоцкий, «важнейшей средой личностного

становления является семья, которую можно назвать первичным лоном человеческойкультуры» [2. С. 185].

Правосоциализирующая и

воспитательная функции семьи реализуются через выработку

фундаментальных ценностей права, идеалов, выработку жизненных

принципов и позиций формирующейся молодой личности.

Функция семьи как правовой, социальной, моральной и нравственной ценности оказывает правокультурное воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияний. Нормативные влияния предписывают определенные правовые образы, модели поведения, что позволяет действовать в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными личностью стереотипами в правовой среде. Таким образом, от того, каким будет родительское воспитание, во многом зависит и формирование у детей соответствующих правовых, моральных, нравственных чувств и качеств. Под влиянием родителей у детей формируются представления о добре и зле, о справедливости и честности, уважение к закону и правопорядку. Еще Л. И. Петражицкий отмечал, что «родители и воспитатели должны обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии» [6. С. 148].

К сожалению, сегодня в России государственная политика в отношении

семьи не учитывает в полной мере кризисные реалии, финансово не обеспечена, функционально и

законодательно разрознена. Семья не может в полной мере компенсировать «потери» в позитивном воздействии на развитие личности со стороны других агентов и институтов механизма

формирования правового сознания.

Еще одним фактором формирования правосознания молодежи (студентов) являются средства массовой

информации. В СМИ, в том числе в

передачах, транслируемых по телевидению, происходит разрушение

уважительного отношения к праву, которое выражается в пропаганде агрессивного поведения, насаждении

массовой культуры, безнравственности, в рекламе агрессии, пренебрежении нормами права. Обилие криминальных сводок в СМИ рождает ощущение беззащитности перед преступностью и неверие в эффективность работы правоохранительных органов.

Анализ периодической печати по проблеме исследования показал, что фактически не реализуются нормы ФЗ от 24.07.98 г. № 124 (в ред. от 20.07.2000 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственности и духовному развитию, в том числе от продукции, пропагандирующей

жестокость, наркоманию,

антиобщественное поведение.

О негативном влиянии СМИ на молодежь говорили сами студенты на межвузовской студенческой научнопрактической конференции

«Современные проблемы правового воспитания молодежи»(2010 г. ДГПУ). В ходе исследования совместно со студентами был сделан выборочный анализ учебников по праву. Оказалось, что в некоторых из них доминируют криминальные сюжеты, описываются факты, иллюстрирующие неспособность правоохранительных органов

расследовать преступления, указывается на взяточничество в судах и пр. Такой подход в отборе содержания правовой информации для воздействия на

обучаемых обычно рассматривается как необходимость показывать реальную действительность той среды, в которой живет молодежь. Но опрос, проведенный среди студентов 3-4 курсов (Дагестанская государственная сельскохозяйственная академия, Дагестанский государственный педагогический университет и др.), выявил обратный эффект такого подхода. Им предлагалось ответить на один вопрос: «Как вы относитесь к примерам такого рода в учебниках по праву?» Большинство опрошенных (68 человек) отметили, что такими примерами формируется негативное отношение к

власти, милиции, судам. Такие примеры становятся благодатной почвой для

совершения правонарушений, порождают неприятие законов в государстве,

неуважение к правам человека.

Анализ выступлений студентов и

преподавателей на конференции показал, что в настоящее время обострилась проблема обеспечения благоприятного влияния среды, создания надлежащих условий для формирования и развития правового сознания, а также вытеснения из сознания личности негативных элементов.

Молодежные общественные

объединения, свободные ассоциации, спортивные клубы также играют определенную роль в формировании правосознания студенческой молодежи. «В России действуют 96 общероссийских и межрегиональных молодежных и детских организаций и более 500 объединений регионального уровня. Молодежь в настоящее время вступает в объединения в основном стихийно, на основе личностных симпатий» [7. С. 11].

Несмотря на то, что еще 11.11.1999 г.

был принят Закон «Об основах

государственной молодежной политики в Российской Федерации», в стране до сих пор так и не сложилось полного единого мнения по поводу тех или иных направлений государственной

молодежной политики [1. С. 15].

При несогласованности действий государственных и общественных

институтов наблюдается низкая эффективность их воздействия,

доминирование стихийного элемента на

сознательном уровне, что в итоге отрицательно сказывается на

формировании и развитии правосознания молодежи.

Другим фактором формирования правосознания молодежи является образование, образовательная среда. Как отмечает Т. В. Муслумова, «образование является важнейшим фактором, способствующим формированию

личности, имеет решающее значение для сокращения культурного разрыва между различными слоями, что обеспечивает

единство и целостность общества. В совершенствовании правовой культуры важен не формальный уровень образования и не только знания как таковые. Решающую роль играют нравственные и культурные аспекты образования» [4. С. 57].

Возрастание роли образовательной среды как фактора формирования и развития правосознания студентов в условиях реформы общества связано с его двояким социокультурным потенциалом, способным обеспечить интеграцию социума на основе традиционных ценностей и выработку новой системы правовых ценностей как основы качественного преобразования общества. В настоящее время ФГОС третьего поколения ориентирует вузы на формирование компетентностей

учащейся молодежи, в частности правовой компетентности. Под правовой компетентностью мы понимаем

возможность использовать эффективно правовые знания в процессе реализации права для достижения результата, предусмотренного нормой права.

Эффективность правовой деятельности студента в данном случае определяется результативностью в достижении целей.

Средством формирования правового сознания студентов выступает правовое обучение, которое Е. А. Певцова

определяет как «способ внешнего выражения и организации передачи теоретического материала объекту воспитания» [5. С. 110].

Такой подход позволяет утверждать, что это теоретико-познавательная деятельность, заключающаяся в передаче специального объема знаний объектам

воздействия, а также в формировании умений и навыков использования ими полученных знаний в реальной действительности. Целью правового обучения является формирование

правового сознания и правовой

культуры, обеспечение необходимого

уровня систематизации знаний о праве, развитие правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование

научного правового мировоззрения.

Одним из существенных факторов формирования правосознания обучаемых является их образовательная

деятельность. Ее содержание сегодня выходит за рамки учебной работы в вузе и включает разнообразные формы приобретения образовательных

компетенций. Например, участие студентов в проектной деятельности, предполагающей самостоятельное

решение образовательных задач,

изучение проблем в защите прав человека и т.д. В процессе

образовательной деятельности у субъекта формируется определенный «образ права», который способен оказать большое влияние на дальнейшую жизнь личности, постоянно участвующей в различных правоотношениях. «Образ

права» - это отражение форм социальноправового воздействия,

складывающегося в сознании индивида.

Формирование и развитие правового сознания студенческой молодежи - это очень сложный процесс воздействия различных факторов среды: объективных и субъективных, функционирующих как на уровне макросреды, так и на уровне микросреды, и пронизывающих все сферы жизни общества - экономическую, социальную, политическую и духовную. Воздействие социальной среды на формирование и развитие правосознания обучающихся осуществляется под влиянием той ее части, которая связана с правом, его созданием и реализацией.

Можно говорить об образовательноправовой среде, которая представляет процесс воздействия на правовое сознание учащихся не только юридических механизмов, но и образовательных условий, в которых

осуществляется правотворческая и

правореализующая деятельность.

Роль, значение, влияние различных факторов формирования правосознания неодинакова и могут быть даже

взаимоисключающими, что создает определенные трудности на пути

становления правового сознания,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правовой культуры личности.

Примечания

1. Государственная молодежная политика в РФ: Законодательство РФ «Вневедомственные и нормативные акты». М., 2000. С. 15. 2. Запесоцкий А. С. Образование: Философия. Культурология. Политика. СПб., 2002. С. 185. 3. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: к определению понятия // Воспитательная система массовой школы: Проблемы гуманизации: Сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Новиковой. М., 1 992. С. 93-100. 4. Муслумова Т. В. Правовая культура детей: социальнофилософский анализ. Уфа, 2008. С. 57-58. 5. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: Учебное пособие для вузов. М., 2003. С. 85-100. 6. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1999. Т. 1. С. 148. 7. Прочаковская О. А. Жизненные ориентации и нравственные приоритеты современной молодежи. Саратов, 2007. С. 11-12.

Статья поступила вредакцию 26.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.