Факторы формирования положительного имиджа вуза у внешней аудитории
Мурзагалина Гульназ Миннуловна
канд. экон. наук, доцент, Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий, [email protected]
В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг среди высших учебных заведений, а также в связи с усилением присутствия вузов в информационном пространстве, возникает необходимость в контроле и целенаправленном формировании позитивного имиджа учебного заведения. Имидж представляет собой некий целостный образ о персоне, организации, явлении, отражающий значимые для потребителя физические, психологические или социальные свойства, проявляющиеся в распространенном устойчивом представлении о качествах и носителях имиджа. В условиях формирования шестого технологического уклада, информационного общества и экономики знаний обеспечение позитивного имиджа вуза разнообразными средствами является важнейшей задачей. Для этих целей необходимо использовать комплекс средств: не ограничиваясь Интернет-ресурсами и традиционными СМИ, нужно обеспечивать современную материально-техническую базу, а главное формировать позитивный имидж профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова: университет, имидж, корпоративная культура, внешняя аудитория.
В условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг среди высших учебных заведений, а также в связи с усилением присутствия вузов в информационном пространстве, возникает необходимость в контроле и целенаправленном формировании позитивного имиджа учебного заведения.
Имидж учебного заведения состоит из двух основных компонентов: имиджа внешнего и внутреннего. В данном исследовании мы подробнее остановимся на визуальном имидже вуза как представлении об учебном заведении, формирующимся на основе зрительных ощущений (информация об интерьере и экстерьере зданий, аудиторий, а также символах вуза как элементе фирменного стиля, внешнем облике и имидже профессорско-преподавательского состава). Эти факторы напрямую зависят от восприятия данных элементов социальным окружением, а также от того, что именно хотят донести до своей аудитории носители фирменного стиля учебного заведения.
Визуальный имидж способен повлиять на потребительскую стоимость товара (образовательной услуги), даже несмотря на качество даваемых вузом знаний и преподавания [3]. С целью изучения особенностей восприятия имиджа вуза внешней аудиторией, было проведено анкетирование среди жителей ГО г. Стерлитамак, сотрудников вуза, студентов и абитуриентов. В опросе приняли участие: мужчин - 41 %, женщин - 59 %; возрастной состав: до 18 лет - 14 %, 18-25 лет - 28 %, 2540 лет - 45 %, 40-60 лет - 11 %, старше 60 лет - 2 %. По уровню образования: число респондентов со средним образованием - 26 %, неполным высшим - 22 %, высшим - 45 %; ученая степень - 7%.
Для выявления каналов коммуникации с внешней аудиторией, респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Из каких источников Вы получаете информацию об учебных заведениях?» (рис. 1).
X X
о
го А с.
X
го т
о
Рис. 1
м о м м
см см о см
о ш т
X
3
<
т О X X
Данные опроса показывают, что наиболее популярные каналы коммуникации для респондентов - личные контакты и социальные сети.
На вопрос, какие факторы влияют на выбор учебного заведения, ответы распределились следующим образом (рис. 2).
Характеристики, определяющие выбор учебного заведения
О
■ качественноеобразование
■ престиж
Рис. 2
и возможность трудоустройства ■ положительные отзывы выпускников
навигацию официальной страницы СФ УУниТ (78%), ее информативность 76%), гиперссылки (67%). Также были названы полезные и интересные с точки зрения студентов страницы в социальных сетях факультетов (5б%), директора филиала (43%) и некоторых преподавателей (39%).
Также мы уточнили, информация какого характера, размещенная в социальных сетях, наиболее привлекает внимание респондентов. Результаты представлены на диаграмме (рис. 3).
Таким образом, при выборе учебного заведения наиболее важными характеристиками являются возможность получения качественного образования, престиж учебного заведения, возможность успешного трудоустройства и положительные отзывы выпускников.
Еще один вопрос в нашем исследовании был связан с представлениями о визуальном имидже учебного заведения (на примере СФ УУНиТ) - «Что является, на Ваш взгляд, наиболее знаковыми (имиджевыми) местами Университета?»
Анализ ответов показал, что наиболее знаковым местом является месторасположение Университета (центральная городская площадь) и его корпусов в разных частях города (старый город - исторический центр, новые районы города) - это отметили 43% респондентов. Еще одним важным элементом являются, по мнению респондентов, мероприятия, проводимые на базе Университета - «Студенческая Весна», «РобоФест», университетский КВН, научные конференции - 27 % респондентов высказали данное мнение. Кроме того, узнаваемыми являются эмблема вуза (13%) и активность преподавателей вуза в социальных сетях (14%). То есть образы знаковых мест можно активно использовать при формировании имиджа учебного заведения.
На вопрос, что бы вы хотели изменить в имидже вуза, ответы распределились следующим образом: 33% респондентов ответили «Отремонтировать помещения, оснастить оборудованием, облагородить территории», 27% - «Больше уделять внимание студенческой жизни, внеучебной деятельности студентов», 24% - «Проводить больше научных мероприятий».
То есть внешний облик здания университета по мнению респондентов - это важный элемент в структуре имиджа, и должен иметь презентабельный вид. Остальные ответы показывают, что эти аспекты в СФ УУНиТ не сильно нуждаются в изменениях.
Одним из элементов внешнего имиджа вуза является его представленность в сети Интернет. Сайт вуза -это визитная карточка для всех представителей внешней аудитории. Интернет-присутствие в позиционировании вуза, создании его имиджа на наш взгляд, является одним из перспективных путей имиджевой политики.
Один из вопросов анкеты касался информативности и удобства сайта, а также оценки представленности вуза в социальных сетях. Респонденты отметили хорошую
Рис. 3
Результаты показали, что для внутренней аудитории (студенты и преподаватели), наибольший интерес представляет информация о проводимых мероприятиях, фотографии и информация об учебном процессе. Для внешней аудитории (абитуриенты, их родители, горожане) - эта информация менее значима, зато интерес вызывают полезные советы, размещенные преподавателями вуза. Так, наибольший интерес у внешней аудитории вызывают советы абитуриентам (57%), рекомендации по подготовке к поступлению в вуз (53%), информация о финансовой грамотности (37%), консультации по личной эффективности, тайм -менеджменту (33%), новости науки (29%). Таким образом, в целях усиления интереса к вузовским страницам, это направление работы можно усилить.
Также мы уточнили, какую информацию хотели бы чаще видеть представители внешней аудитории. Самый популярный ответ - информация о профессорско-преподавательском составе учебного заведения (78%). Респонденты указали в своих ответах, что именно преподаватели формируют имидж учебного заведения (внешний вид - 56%, участие в различные рода мероприятиях - 67%, публикационная активность - 49%, работа со студентами - 69%).
Контент-анализ сайта Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий, страниц в социальных сетях показал, что 65% размещенной информации - эта информация о проводимых и предстоящих мероприятиях, достижениям преподавателей посвящено 10% от всей размещенной информации, причем в социальных сетях (на странице вуза, факультетских страницах отсутствует «информация - знакомство» с профессорско-преподавательским составом. Чаще всего такую информацию респонденты находят на личных страницах наиболее активных преподавателей.
Опрос студентов как представителей внутренней аудитории об имидже преподавателей показал, что наиболее значимо влияние на имидж таких качеств как экпертность (78%), этичность (67%), честность и порядочность (54%), индивидуальность (56%), внешний вид
(69%), активность, публичность (56%). Большое количество ответов касалось личной успешности преподавателя. То есть, преподаватель должен целенаправленно формировать свой имидж, так как именно через совокупность индивидуальных имиджей преподавателей будет формироваться имидж учебного заведения в целом (рис. 4).
Качества, определяющие имидж преподавателя
90
so
lililí
Рис. 4
Таким образом, в условиях формирования шестого технологического уклада, информационного общества и экономики знаний обеспечение позитивного имиджа вуза разнообразными средствами является важнейшей задачей. Для этих целей необходимо использовать комплекс средств: не ограничиваясь Интернет-ресурсами и традиционными СМИ, нужно обеспечивать современную материально-техническую базу, а главное формировать позитивный имидж профессорско-преподавательского состава. При этом имидж должен отражать реальные достижения вуза и его внутренней аудитории.
Литература
1. Булгакова А.А. PR-технологии формирования благоприятного имиджа высшего учебного заведения // Весшк МДПУ iмя I. П. Шамяюна. 2014. №2 (43). URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/pr-tehnologN-foriTiirovamya-blagopriyatnogo-imidzha-vysshego-uchebnogo-zavedeniya (дата обращения: 25.11.2022).
2. Вакуленко Р.Я., Колосова В.В. Социальная значимость имиджа вуза: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований// Интернет-журнал «Науковедение» Выпуск 6, ноябрь - декабрь 2013.
3. Косарева О.Е. Имидж вуза как элемент системы маркетинга образовательных услуг // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-vuza-kak-element-sistemy-marketinga-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 25.11.2022).
4. Лукашенко М.А, Ожгихина А.А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-prepodavatelya-vuza-mneniya-i-prioritety-studentov (дата обращения: 29.11.2022).
5. Опфер Е.А., Сахарчук Е.И. Имидж вуза в контексте управления качеством высшего образования // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. ; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15650 (дата обращения: 25.11.2022).
6. Павлов С.Н. Теоретические основы процесса формирования социально-культурного имиджа вуза // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-protsessa-formirovaniya-sotsialno-kulturnogo-imidzha-vuza (дата обращения: 25.11.2022).
7. Павлов С.Н. Формирование имиджа вуза в контексте компетентностного подхода // Ярославский педагогический вестник. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-imidzha-vuza-v-kontekste-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 25.11.2022).
8. Резник, Г.А., Колесникова, А.С. Имидж как фактор конкурентоспособности вуза / Г.А. Резник, А.С. Колесникова // Проблемы социально-экономической устойчивости региона: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. - 2014. - С.60-65.
9. Резник Г.А., Пономаренко Ю.С., Колесникова А.С. Имидж как ключевой фактор выбора вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-kak-klyuchevoy-faktor-vybora-vuza (дата обращения: 25.11.2022).
10. Сидорова В.Л. Формирование эффективного имиджа вуза // Allium Magister. 2008. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-effektivnogo-imidzha-vuza (дата обращения: 25.11.2022).
11. Симакова М. А., Вахтерова М. В., Кочеткова Н. В. Компоненты имиджа высшего учебного заведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 1771-1775. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970681.htm.
12. Фимина, М. А. Имидж вуза как составляющая системы образования / М. А. Фимина. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 68-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1303/ (дата обращения: 04.10.2022).
13. Янукович Елена Иосифовна Имиджеобразующие факторы содействия брендингу образовательных услуг // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2014. №5 (169). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzheobrazuyuschie-faktory-sodeystviya-brendingu-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 25.11.2022).
Factors of formation of a positive image of the university among the
external audience Murzagalina G.M.
Ufa University of Science and Technology
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
An image is a kind of holistic image of a person, organization, phenomenon, reflecting significant physical, psychological or social properties for the consumer, manifested in a widespread stable idea of the qualities and carriers of the image. In the context of the formation of the sixth technological order, the information society and the knowledge economy, ensuring a positive image of the university by various means is the most important task. For these purposes, it is necessary to use a set of tools: not limited to Internet resources and traditional media, it is necessary to provide a modern material and technical base, and most importantly, to form a positive image of the teaching staff. Keywords: university, image, corporate culture, external audience. References
1. Bulgakova A.A. PR-technologies for the formation of a favorable image of a higher educational institution // Bulletin of MDPU named after I. P. Shamyakina. 2014. No. 2 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pr-tehnologii-formirovaniya-blagopriyatnogo-imidzha-vysshego-uchebnogo-zavedeniya (Date of access: 11/25/2022).
X X О го А С.
X
го m
о
to о м м
2. Vakulenko R.Ya., Kolosova V.V. The social significance of the image of the
university: problems and prospects for interdisciplinary research // Journal of Science Science, Issue 6, November - December 2013.
3. Kosareva O.E. The image of the university as an element of the system of
marketing of educational services // Uchenye zapiski OGU. Series: Humanities and social sciences. 2014. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-vuza-kak-element-sistemy-marketinga-obrazovatelnyh-uslug (date of access: 11/25/2022).
4. Lukashenko M.A., Ozhgikhina A.A. The Image of a University Teacher:
Students' Opinions and Priorities // Higher Education in Russia. 2019. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-prepodavatelya-vuza-mneniya-i-prioritety-studentov (date of access: 11/29/2022).
5. Opfer E.A., Sakharchuk E.I. University image in the context of higher
education quality management // Modern problems of science and education. - 2014. - No. 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15650 (date of access: 11/25/2022).
6. Pavlov S.N. Theoretical foundations of the process of formation of the
socio-cultural image of the university // Bulletin of the Maikop State Technological University. 2016. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-protsessa-formirovaniya-sotsialno-kulturnogo-imidzha-vuza (Date of access: 11/25/2022).
7. Pavlov S.N. Formation of the image of the university in the context of the
competence approach // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-imidzha-vuza-v-kontekste-kompetentnostnogo-podhoda (accessed 11/25/2022).
8. Reznik, G.A., Kolesnikova, A.S. Image as a factor of university competitiveness / G.A. Reznik, A.S. Kolesnikova // Problems of socioeconomic stability of the region: collection of articles of the XI International Scientific and Practical Conference. - 2014. - P.60-65.
9. Reznik G.A., Ponomarenko Yu.S., Kolesnikova A.S. Image as a key factor
in choosing a university // World of Science. Pedagogy and psychology. 2014. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-kak-klyuchevoy-faktor-vybora-vuza (date of access: 11/25/2022).
10. Sidorova V.L. Formation of an effective image of the university // Artium Magister. 2008. No. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-effektivnogo-imidzha-vuza (date of access: 11/25/2022).
11. Simakova M. A., Vakhterova M. V., Kochetkova N. V. Components of the
image of a higher educational institution // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2017. - T. 39. - S. 1771-1775. - URL: http://e-koncept.ru/2017/970681.htm.
12. Fimina, M. A. The image of the university as a component of the education
system / M. A. Fimina. - Text: direct // Actual tasks of pedagogy: materials of the I Intern. scientific conf. (Chita, December 2011). - Chita: Publishing house Young scientist, 2011. - S. 68-72. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1303/ (date of access: 04.10.2022).
13. Yanukovych Elena Iosifovna Image-forming factors to promote the branding of educational services // Proceedings of BSTU. Series 6: History, philosophy. 2014. No. 5 (169). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imageobrazuyuschie-faktory-sodeystviya-brendingu-obrazovatelnyh-uslug (date of access: 11/25/2022).
CN CN O CN
O HI
m x
3
<
m o x
X