Регионализация профессионального образования в условиях единого образовательного пространства
УДК 378.1
Е. В. Матвеева
Проект реновации имиджа вуза культуры:
региональный аспект
Аннотация
В статье проанализированы компоненты имиджа вуза культуры. Предложен проект реновации имиджа вуза с учетом региональной специфики. Обозначены признаки региональной культуры (культурные коды) и выявлена их опосредованная связь с системой деятельности и развития социальных институтов, в том числе институтов образования, которые призваны осуществлять социализацию новых поколений, встраивая их в существующие образовательные системы и применяя как известные, так и новые средства, методы и формы образовательной деятельности.
| Ключевые слова: культура; регион; вуз; имидж; реновация.
E. V. Matveeva
Project of renovating the image of the university of culture:
the regional aspect
Abstract
The article analyzes the components of the image of a university of culture and proposes a project of its renovation with respect to the regional specificity. The article identifies the signs of a regional culture (cultural codes) and reveals their indirect relationship with the activity and development of social institutions, including educational institutions whose mission is socializing new generations by embedding them into the existing educational systems, using both well-known and new means, methods and forms of educational activities.
| Keywords: culture; region; university; image; renovation.
70
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2020
Отличительная особенность региональных образовательных институтов состоит в том, что они включают в спектр своего влияния систему традиционных представлений, сложившихся на данной территории и опосредующих межличностные и социальные контакты участников образовательного процесса. При выполнении этого условия региональная специфика образования не будет утрачена, а, напротив, послужит базой для формирования системы ценностного мировоззрения населения данной территории. Таким образом, региональность выступает решающим фактором процесса разработки образовательных программ на местах.
Ранее автором статьи уже был предпринят анализ социальных и культурных факторов среды, оказывающих влияние на процесс подготовки выпускника вуза культуры, а также региональной специфики подготовки кадров в отдельном образовательном учреждении. В частности, особому анализу были подвергнуты этнокультурный и территориальный компоненты региональной специфики [4].
Кроме того, подробному анализу была подвергнута стратегия развития учреждения в соответствии с базовыми принципами регионального развития: общей координации усилий региональных органов власти, ресурсного обеспечения и всесторонней поддержки, опоры на культурные элиты, приверженности инновациям [5].
На актуальную проблему имиджирования образовательных учреждений всех уровней неоднократно указывали представители образовательных и научных учреждений. Такие исследователи, как Л. Г. Батракова, И. А. Бабанова, О. Е. Косарева, Б. С. Мустафина, А. В. Скрипкина и многие другие, изучая условия и предпосылки развития образовательного учреждения, приходят к выводу, что школа, колледж или вуз, принимая на себя образовательную и просветительскую миссию в обществе, должны заботиться о своей деловой репутации и формировать положительный образ о себе как у реальной, так и у потенциальной аудитории [1; 2; 3; 6; 7].
Вузам, как учреждениям элитарного образования, предписано формировать интеллектуальный генофонд государства. В своей практической деятельности учреждения высшего образования реализуют на местах задачи передачи знаний как основной человеческой ценности и созидают новую личность как меру общественного богатства, как сосуд, наполненный драгоценным знанием.
В условиях высокой конкуренции региональных вузов как с центральными вузами страны, так
и с местными, идет непрекращающаяся борьба за абитуриента. Каждый вуз сегодня располагает некоторым инструментарием для привлечения внимания абитуриентов к своей деятельности, не исключение, конечно, и объект данного исследования — региональный институт культуры.
История Восточно-Сибирского государственного института культуры началась 20 сентября 1960 года. В эти годы в стране развернулось культурное строительство, и, в рамках реализации решений Правительства СССР, новый вуз культуры должен был приступить к подготовке высококвалифицированных кадров для необъятного региона Восточной Сибири, Дальнего Востока и Севера.
Специфика местоположения вуза культуры на пересечении двух информационных культурных потоков — Востока и Запада — диктует особое содержание учебных программ, ориентированных на реализацию задач по сохранению культурной самобытности народов, включенных в экономический и культурный кластер обширного региона.
В контексте постановки проблемы имидж представляет собой искусственно создаваемый образ некоторых субъектов (персон, организаций, общественных систем), формируемый специально для решения задач позиционирования и формирования отношения к субъекту или к его деятельности, или к продуктам его деятельности.
Вуз выступает субъектом и, одновременно, объектом процесса формирования положительного мнения о себе, своей деятельности и продуктов своей деятельности. Продукт деятельности вуза культуры — это его выпускники. Население выносит свое суждение о качестве подготовленных кадров для отрасли культуры в ходе массовых мероприятий, концертной деятельности, организации любительского творчества и других форм работы с потребителем. Отменно проработанное массовое зрелище, концерт или спектакль дают повод говорить о высоком уровне профессионализма его выпускников и сформировать общественное мнение в пользу вуза.
Имидж не может быть константой, это величина переменная, и зачастую причиной изменения положительного общественного мнения на прямо противоположное может послужить нечаянно или намеренно распространяемая негативная информация. Таким образом, имидж вуза — это не только представление о нем, но и долгосрочный процесс поддержания, корректировки этого представления.
Программа формирования эффективного имиджа Восточно-Сибирского института культуры (ВСГИК) нацелена на создание привлекатель-
Матвеева Е. В.
Проект реновации имиджа вуза культуры: региональный аспект
71
ного образа ВСГИК как современного и успешного образовательного учреждения, обеспечивающего процесс подготовки профессиональных кадров для Республики Бурятия, регионов Сибири, Дальнего Востока, Севера, зарубежных государств. Среди задач деятельности значатся: укрепление деловой репутации ВСГИК в образовательном пространстве регионов России и зарубежных стран; создание информационных каналов для продвижения образовательной и корпоративной политики вуза как в России, так и за рубежом; реновация связей между структурными подразделениями вуза с целью формирования миссии вуза, его философии и
долгосрочной программы развития; утверждение и реализация программы материально-технического развития вуза как приоритетного направления деятельности по формированию эффективного имиджа вуза.
Первый этап предполагает анализ тенденций развития внешней среды на макро-, мезо- и микроуровне и предполагаемых угроз для объекта имид-жирования — SVOT-анализ (табл. 1).
В результате анализа сильных и слабых сторон вуза культуры удалось сформировать некоторый набор символов для последующей разработки имиджа организации (табл. 2).
Таблица 1
Возможности внешней среды и их влияние на развитие вуза
Тенденция Угрозы
Межгосударственный уровень Вуз
Особая миссия культуры и искусства в мировом пространстве, особая роль культуры как интегратора государств, наций и народов; эффект мягкой силы Снижение статуса культуры как интегратора в условиях мирового кризиса; обнищание людей и упадок культуры на фоне снижения уровня материального благосостояния Понижение уровня зарплат профес-сорско- преподавательского состава в отраслевом вузе; кадровое голодание
Высокий уровень развития коммуникаций посредством виртуальных связей, мир без границ Внедрение кибертехнологий, утрата человеком способности к культурной самоидентификации Утрата культурной самобытности, унификация культур отдельных этнических групп, утрата этнонациональ-ного компонента в образовании
Особый статус рекреативных технологий, расширение их воздействия на человека и общество; переход от постиндустриально-информационного общества к рекреационному постмодернизму Нехватка рабочих мест, низкая занятость населения в промышленном секторе; снижение мотивации к получению профессионального образования; понижение статуса высшего образования Снижение общего уровня образованности населения, размытость представлений о социогуманитарной миссии человека, снижение потока абитуриентов в отраслевые вузы
Тенденция Государственный уровень Вуз
Формирование нового облика государства, транслирующего гуманные человеколюбивые ценности кризис доверия к России со стороны европейской и американской политической элиты, невозможность устойчивых доверительных отношений между государствами, опасность обострения отношений России со странами АТР Невозможность или ослабление межгосударственных культурных и образовательных связей, культурных обменов, развития совместных образовательных программ
Повышение роли государства в решении вопросов культурного развития отдельных этносов и территорий Усиление политического давления и тотальный контроль за этнотерриториаль-ными образованиями Зависимость образовательных учреждений от общей политической ситуации, диктат идеологических догматов
Создание новых социогуманитарных институтов, расширение полномочий отраслевого министерства в решении глобальных и национальных задач Угроза административного давления на процессы, происходящие в культуре, и отрицание самостоятельного развития территорий Подчинение вуза административной системе управления, частичная или полная утрата специфики вуза, потеря образовательных приоритетов
72
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2020
Тенденция Региональный уровень Вуз
Формирование культурной среды с особым этническим колоритом Смещение акцентов развития региона от полиэтнической к моноэтнической культуре Обесценивание самобытной культуры разных народов, населяющих регион и республику, выхолащивание культурных ценностей в пользу одной из них
Внедрение инновационных технологий; социокультурные процессы Превалирование виртуальных культурных образцов, «уход» новых поколений в виртуальное пространство, обесценивание образцов классического искусства и народного творчества Отказ от контактного образования в пользу бесконтактного, дистанционного, что наносит вред специфике образовательного процесса в вузе культуры
Усиление процессов культурной интеграции в многонациональной республике Ассимиляция и аккультурация приведут к «растворению» и окончательному исчезновению отдельных малочисленных народностей Потеря «лица» образования в полиэтническом регионе, унификация функций образования, исчезновение специфики вуза
Изменение отношения институтов власти к системе подготовки кадров для социокультурной сферы с негативно-нейтрального к нейтрально-положительному Получение экономических превенций от государства в виде субсидий на развитие социокультурной сферы и понижение социальной активности населения, стагнация в культурной жизни Усиление процессов застоя в общественной и культурной жизни может привести к деградации вуза и всей образовательной системы в отрасли
Таблица 2
Сильные и слабые стороны ВСГИК
Сильные стороны Слабые стороны
ВСГИк — старейший вуз культуры в России, обладающий честной репутацией и высокой социальной мобильностью, что доказано результатами многоуровневых проверок и государственной аккредитации По результатам неоднократных опросов студентов о качестве образовательных услуг выявлено, что они склонны оценивать усилия профессорско-преподавательского состава (ППС) и администрации вуза на 3,8 балла из пяти; оценка специалистами и ППС вуза качества менеджмента в вузе оценивается чуть менее четырех баллов из пяти (опросы ППС, студентов 2009, 2010, 2013 и 2015 годов)
ВСГИк занимает одно из первых мест по подготовке высококвалифицированных кадров для отрасли культуры в своем регионе (потенциальный охват образовательными услугами — около 7 млн человек) Вуз слабо позиционирует себя в образовательном пространстве страны и в своей отрасли
ВСГИк имеет рабочую атрибутику бренда (слоган, логотип, элементы фирменного стиля) Есть мнение, что в вузе не выстроена система работы с общественностью, PR вуза осуществляется периодически
ВСГИк имеет сложившийся положительный имидж базовых кафедр Вуз слабо взаимодействует с выпускниками
ВСГИк осуществляет образовательную деятельность, имея достаточно высокий уровень подготовки ППС У вуза нет программы общественно-политической деятельности в своем регионе
Аналитическая и констатирующая части программы имиджа дали возможность разработать паспорт проекта и «дорожную карту» проекта.
Паспорт проекта изложен в двух подпрограммах: «Имидж образовательного учреждения»
(подпрограмма 1) и «Имидж образовательной услуги» (подпрограмма 2).
Ожидаемый результат реализации подпрограммы 1 включает такие переменные:
• маркетинговая — продвижение образовательного учреждения на рынке образовательных услуг Республики Бурятии, Восточной Сибири, Дальневосточного федерального округа; привлечение дополнительных средств на реализацию мероприятий по совершенствованию имиджа образовательного учреждения;
• социальная — повышение узнаваемости образовательного учреждения; расширение геогра-
Матвеева Е. В.
Проект реновации имиджа вуза культуры: региональный аспект
73
фии творческих и образовательных проектов учреждения;
• имиджевая — расширение границ коммуникации образовательного учреждения; формирование и поддержание высокого уровня положительного восприятия образовательного учреждения общественностью.
Задачи подпрограммы 1: развитие социального имиджа, развитие управленческого имиджа, развитие материально-технической базы, развитие и укрепление общественных связей инструментами СМИ и интернет-технологий.
Ожидаемый результат реализации подпрограммы 2 включает такие переменные:
• образовательная — привлечение абитуриентов с высоким уровнем подготовки и баллами ЕГЭ; повышение мотивации к обучению;
• социальная — повышение уровня удовлетворенности выпускников качеством образования; повышения уровня закрепления по месту работы после окончания вуза;
• имиджевая — повышение привлекательности вуза как образовательного партнера; повышение уровня узнаваемости бренда ВСГИК. Среди рисков подпрограммы 1 выделены следующие: превышение бюджета проекта; превышение времени реализации проекта; конкуренция в реализации творческих проектов и внеучебной деятельности; старение материальной базы.
Мероприятия по реагированию на возможные риски: усиленный контроль за организацией и проведением мероприятий, реагирование на отставания, корректировка; повышение качества и
эффективности PR-кампаний; планирование резервов для своевременной замены устаревшего оборудования и материальных ресурсов.
Среди рисков подпрограммы 2 следует отметить: отсутствие инициативы профессор-
ско-преподавательского состава; низкая степень заинтересованности и платежеспособности потенциальных потребителей на фоне снижения бюджетных мест, выделяемых вузу по направлениям подготовки; низкий уровень мотивации преподавателей в связи с неудовлетворительной оплатой труда; исчерпание ресурсов материальной базы проекта; сбои в работе онлайн-платформ.
В качестве мероприятий по реагированию на возможные риски выделены такие: повышение оплаты труда и внедрение эффективных контрактов с работниками; поиск средств для пополнения расходных материалов проекта (фандрайзинг).
В «дорожных картах» на период 2020-2024 годов по каждой из подпрограмм выделены средства на реализацию всех программных мероприятий; также прописаны предполагаемые результаты реализации программы имиджевого развития вуза в контексте каждой из подпрограмм и каждого запланированного имиджевого мероприятия.
Предполагается, что в результате планомерной работы над проектом реновации имиджа вуза, институт сможет выйти на планируемые результаты. Это позволит ему предстать перед общественностью в новом, привлекательном, образе и усилить свое влияние на культурные процессы, проходящие в регионе.
Литература
1. Бабанова И. А. Формирование имиджа образовательного учреждения — требование современности / И. А. Бабанова // Научные исследования в образовании. — 2012. — № 12. — С. 13-15. — URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/formirovanie-imidzha- obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-trebovanie -sovremennosti (дата обращения: 21.12.2019).
2. Батракова Л. Г. Формирование эффективного имиджа образовательного учреждения / Л. Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник. — 2013. — № 4, том I: Гуманитарные науки. — С. 99-106.
3. Косарева О. Е. Имидж вуза как элемент системы маркетинга образовательных услуг / О. Е. Косарева // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/imidzh-vuza-kak-element-sistemy-marketinga-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 20.12.2019).
4. Матвеева Е. В. О стратегической концепции развития учреждения культуры / Е. В. Матвеева // За-
байкальские социологические чтения. Социальные процессы: вызовы и пути решения : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. — Чита: ЗабГУ, 2018. — С. 50-56.
5. Матвеева Е. В. Социальные и культурные факторы среды, влияющие на процесс подготовки выпускника вуза культуры / Е. В. Матвеева // Вестник ВСГИК. — 2019. — № 1 (9). — С. 146-151.
6. Мустафина Б. С. PR-коммуникации в формировании имиджа вуза / Б. С. Мустафина // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2016. — № 3 (20). — С. 67-73. — URL: https://cyberleninka. ru/artide/n/pr-kommunikatsii-v-formirovanii-imidzha-vuza (дата обращения: 22.12.2019).
7. Скрипкина А. В. Стратегическое управление имиджем вуза / А. В. Скрипкина // Общество и право. — 2011. — № 3 (35). — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/strategicheskoe-upravlenie-imidzhem-vuza (дата обращения: 22.12.2019).
74
Инновационные проекты и программы в образовании № 3, 2020
References
1. Babanova I. A. Formirovanie imidzha obrazovatelnogo
uchrezhdeniia — trebovanie sovremennosti [Creating the image of an educational institution: a must for today]. Nauchnye issledovaniia v obrazovanii [Scientific research in education], 2012, n. 12, pp. 13-15. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-
imidzha- obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-trebovanie -sovremennosti (accessed 21 December, 2019).
2. Batrakova L. G. Formation of the Effective Image of the Educational Institution. Yaroslavl pedagogical bulletin, 2013, n.4, vol. 1: Humanities, pp. 99-106. (In Russian)
3. Kosareva O. E. Imidzh vuza kak element sistemy mar-ketinga obrazovatelnykh uslug [The image of the university as an element of the marketing of educational services]. Scientific notes of Orel state university, 2014, n. 1, pp. 63-67. (In Russian). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/imidzh-vuza-kak-element-sistemy-marketinga-obrazovatelnyh-uslug (accessed 20 December, 2019).
4. Matveeva Ye. V. O strategicheskoi kontseptsii razviti-ia uchrezhdeniia kultury [On the strategic concept of culture institutions development]. Zabaikalskie sotsi-ologicheskie chteniia. Sotsialnye protsessy: vyzovy i puti
resheniia : materialy VIII Vserossiiskoi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii [Zabaikalyie sociologic readings. Social processes: challenges and solutions: proceedings of the VIII All-Russian scientific conference]. Chita: ZabGU Publ., 2018. Pp. 50-56.
5. Matveeva Ye. V. Social and cultural factors of the environment influencing the training process of graduates at a higher learning institution of culture. Vestnik VS-GIK, 2019, n. 1 (9), pp. 146-151. (In Russian)
6. Mustafina B. S. PR-kommunikatsii v formirovanii imidzha vuza [PR-communications in creating the image of a higher education institution]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniia [Sign: problematics of media education], 2016, n. 3 (20), pp. 67-73. Available at: https://cyberleninka.ru/articWn/pr-kommunikat-sii-v-formirovanii-imidzha-vuza (accessed 22 December, 2019).
7. Skripkina A. V. Strategicheskoe upravlenie imidzhem vuza [Strategic management of the image of a higher education institution] Obshchestvo i parvo [Society and law], 2011, n. 3 (35). Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/strategicheskoe-upravlenie-imid-zhem-vuza (accessed 22 December, 2019).