FACTORS IN THE FORMATION OF PEDAGOGICAL RESPONSIBILITY OF
FUTURE TEACHERS Abdullaeva N.J. (Republic of Uzbekistan)
Abdullayeva Nasiba Juraevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department,
DEPARTMENT OF GENERAL PEDAGOGICS, ANDIJANSTATE UNIVERSITY, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the relevance of the problem is connected with discussions about the need to educate a personality in the process of high-quality professional training of teachers, the real state of formation of a responsible attitude towards the teaching profession among graduates. Based on the analysis of scientific resources and empirical material, the article identifies and characterizes mental and physical factors (psychological and pedagogical factors of obstacles (obstacles) and stimulation factors (conditions) for a responsible attitude to the future profession among students of pedagogical universities.
Keywords: discussion, personality education, process, high-quality professional training of teachers.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Абдуллаева Н.Ж. (Республика Узбекистан)
Абдуллаева Насиба Жураевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой,
кафедра общей педагогики, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: актуальность проблемы связана с дискуссиями о необходимости воспитания личности в процессе качественной профессиональной подготовки педагогов, реальном состоянии сформированности у выпускников ответственного отношения к педагогической профессии. На основе анализа научных ресурсов и эмпирического материала в статье выделены и охарактеризованы психические и физические факторы (психолого-педагогические факторы препятствия (препятствия) и факторы стимулирования (условия) ответственного отношения к будущей профессии у студентов педагогических вузов.
Ключевые слова: дискуссия, воспитание личность, процесс, качественной профессиональной подготовки педагогов.
Качество и содержание профессиональной подготовки будущих педагогов вуза всегда нуждаются в действенных механизмах совершенствования. Целью усовершенствования является соответствующее соответствие требованиям времени и динамичным изменениям в обществе. Конечным результатом обучения студентов в педагогическом вузе должна стать сформированная личность, открытая новому опыту, активная, целеустремленная, способная к самостоятельному выбору с ответственным отношением к будущей профессиональной деятельности.
В должностных обязанностях (компетенциях) педагога, описанных в трудовом договоре, предусмотрено ответственное отношение к профессии. Зато практика показывает разные данные по обнародованию информации в СМИ и по результатам ранее проведенного опроса. Власти общеобразовательных учреждений общего образования, родители учащихся и сами учащиеся предъявляют претензии учителям по поводу их безответственного отношения к выполнению должностных обязанностей [1]. Претензии предъявляются и к высшим учебным заведениям как центрам ответственного отношения к становлению профессии будущего учителя.
Таким образом, значимость проблемы связана с противоречием необходимого использования образования личности в процессе качественной подготовки выпускников в педагогическом вузе с реальным состоянием формирования у выпускников ответственного отношения к будущей профессии.
Выделение разноплановых факторов формирования ответственного отношения к будущей профессии именно у студентов педагогических вузов является проблемой изучения ученых разных стран. В качестве изучаемой доминанты были определены две научные позиции.
Во-первых, на практическом уровне рассмотрено состояние сформированного чувства ответственности педагогов в период перехода от обучения к профессиональной деятельности. Он совпадает с первыми годами работы.
Во-вторых, на теоретическом уровне - подведено фактическое объединение понятий «ответственность педагога» и «профессиональная идентичность педагога».
К внутренним факторам процесса подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в процессе их профессиональной деятельности относятся: личностный смысл приобретаемых студентами
знаний и практического опыта гуманного взаимодействия; субъектный опыт личности; социальная и познавательная активность студентов.
К внешним факторам процесса подготовки будущих учителей к проявлению педагогической заботы в процессе их профессиональной деятельности относятся: содержание образования, включающее в себя знания экзистенциальной философии, гуманистической педагогики и психологии; организация образовательного процесса, предполагающая использование интерактивных и личностно ориентированных технологий, моделирующих социальное и предметное содержание будущей профессиональной деятельности; создание диалогичного взаимодействия преподавателя и студентов, в основе которого лежит ориентация на своеобразную личность студента.
Список литературы /References
1. Даньшина В.В. Формирование личностного смысла педагогической деятельности у студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2009. 21 с.