Научная статья на тему 'Мотивы выбора профессии педагога как залог успешного построения профессиональной карьеры'

Мотивы выбора профессии педагога как залог успешного построения профессиональной карьеры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / TEACHER / КАРЬЕРА / CAREER / МОТИВЫ / MOTIVATIONS / ЦЕЛИ / GOALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Т.В.

В работе выявлены основные мотивы выбора профессии педагога, рассмотрен опыт и основы успешного построения профессиональной карьеры, предложены подходы к построению эффективной системы достижения карьерного роста, определена проблематика профессии педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваль Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION OF THE TEACHER AS THE KEY TO A SUCCESSFUL BUILDING OF PROFESSIONAL CAREERS

The choice of profession is one of the crucial points in a person's life. When this happens, in a sense, programming of life, because the labor field, taking up a large amount of time has an impact on the further formation of the individual in the appropriate direction, as well as on human behavior and relations to other people and yourself. Especially relevant this task is today, when the society formed the new economic relations. The most important regulators of vocational choice are motivated. The relevance of this kind of research lies primarily in the fact that the motives of choice of the teaching profession is a dynamic education reflecting various aspects of social life, the attitude of society, which are concentrated and formed views on the prestige and character of the teaching profession. The choice of the teaching profession is dependent on a number of factors. First and foremost, you must know the requirements that the profession demands physical and psychological characteristics of a person, to weigh their personal capabilities. Is there enough significant factors influencing career choice, as the success of teaching depends on how well considered and comprehended was the motive of choice of profession of a teacher. Having studied psychological and pedagogical literature on the problem stated and analyzed theoretical sources, the relationship between personal characteristics and motives of choice of profession. It can be concluded that the motivation of pedagogical activity, like any activity, it depends on the personality, therefore, has an impact on future success in the profession. The meeting of the project took place on the basis of the Yevpatoriya Institute of social sciences in the form of interactive social games "Living library". Yevpatorian students future teachers were in this game as "readers". Filling out a library card, they had the opportunity to choose a book of interest. But books, unlike a conventional library, they become real people masters of their craft, the best teachers of the city of Simferopol. "How to teach your child to love reading? What is media education and media literacy? How to create with the kids own the project and ensure its successful implementation? What are the subtleties of working in the social sphere? What technology should be used to become a successful teacher? How to learn to participate in competitions of professional skill? All these questions were discussed during the dialogue between the "living books" and future teachers. The project will be continued next year.

Текст научной работы на тему «Мотивы выбора профессии педагога как залог успешного построения профессиональной карьеры»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 2. С. 54-59.

УДК 37.01

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Коваль Т. В.

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым

E-mail: koval_t16@mail.ru

В работе выявлены основные мотивы выбора профессии педагога, рассмотрен опыт и основы успешного построения профессиональной карьеры, предложены подходы к построению эффективной системы достижения карьерного роста, определена проблематика профессии педагога.

Ключевые слова. Педагог, карьера, мотивы, цели.

ВВЕДЕНИЕ.

Становление и развитие Республики Крым, региона с рыночной экономикой, выдвинули перед общеобразовательной школой ряд специальных задач, обусловленных необходимостью подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях. Их успешное решение предполагает активизацию разработки теоретических и практических аспектов проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации молодежи. От правильного, сознательного выбора профессии выигрывают и личность и государство. Человек, довольный профессиональной деятельностью, может достичь больших успехов как высококвалифицированный специалист. Сегодня прогресс производства зависит в большей степени от человеческого капитала, нежели от закономерностей собственно экономического развития. Поэтому совершенствование профессионализма людей, которое достигается прежде всего с помощью образования и профессиональной подготовки, становится залогом и содержанием всего общественного прогресса.

Проблемами профессиональной ориентации занимались: Захаров Н., Тименко М., Тутошинский В. Чистяков С. - теоретические основы подготовки к профориентационной работе учащихся. Климов В., Кнорр Н., Моляко В., Павлютенков Е., Федоришин Б. - изучение социально-экономических предпосылок профессионального самоопределения; Мороз А., Назимов И., Тымчук Л.,

54

Ярошенко В. - формирование интересов, мотивов направленности учащихся в выборе профессии [1 - 6].

Цель статьи - проанализировать особенности мотивы выбора профессии педагога как залог успешного построения профессиональной карьеры.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.

Одним из поручений Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по итогам заседания Государственного совета от 23 декабря 2015 года было «организовать работу по популяризации достижений российской школы и формированию доверительного и позитивного отношения общества к школе и учителю». Специально для этого был создан социальный ролик «Учитель -больше, чем профессия».

Выбор профессии - один из ответственных моментов в жизни человека. При этом происходит, в определенном смысле, программирование его жизни, поскольку трудовая сфера, занимая большой объем времени, оказывает влияние на дальнейшее формирование личности в соответствующем направлении, а также на поведение человека и характер отношений к другим людям и самому себе. Особенно актуальной эта задача является сегодня, когда в обществе формируются новые экономические отношения.

В этом контексте понимание отношения к профессии педагога позволяет определять стратегию подготовки современного учителя. Тем не менее подготовка учителя в своем идеальном виде должна быть опережающей, то есть идти впереди актуальных потребностей общества. Поэтому изучение динамики мотивов с учетом разнообразных показателей общественного развития представляет необходимую основу прогнозирования такой подготовки.

Наиболее значимыми регуляторами выбора профессии являются мотивы. Актуальность такого рода исследований заключается, прежде всего, в том, что мотивы выбора профессии педагога - это динамичные образования, отражающие самые различные стороны общественной жизни, отношение общества, в котором концентрируются и оформляются взгляды на престижность и характер профессии педагога.

Мотивы выбора профессии учителя начинают закладываться еще в школьные годы, и к моменту окончания некоторые выпускники школ уже имеют твердый выбор. Нередко он совершается учеником еще задолго до окончания школы. Источниками такого выбора чаще служат:

- авторитет любимого учителя;

- прекрасное преподавание учебного предмета;

- мечта детства - желание работать с детьми;

- мотив собственно учебной деятельности (чаще всего молодые специалисты, относящиеся к этой категории, не работают по специальности).

Мотив выбора отражает позицию личности, сформировавшуюся на основе собственного опыта и осмысления социально значимых целей деятельности. Есть все основания полагать, что педагогические способности входят в число ранних, они складываются и проявляются в годы детства и юности. Тем не менее переход в

55

профессиональную категорию связан с перестройкой личности, прежде всего с ценностно-ориентационной перестройкой. В мотивации личности главную роль играет направленность самой личности, включающая ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет то, как человек относится к окружающему миру и самому себе, единство его поведения деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне и изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения. Можно сделать вывод, что для преподавателя недостаточно обладать необходимыми знаниями и навыками, чтобы хорошо выполнять свои обязанности, что эта профессия требует каких-то специфических качеств личности. Из опыта известно: хорошее знание учебного предмета, методики его преподавания, старание еще совсем не дают гарантии, что этот человек станет хорошим преподавателем. Все исследователи сходятся на том, что работа преподавателя будет успешной только в том случае, если основные качества его личности соответствуют характеру профессиональной деятельности.

Как же сегодня специалисты отдела профессиональной ориентации и довузовской подготовки управления, развития, образования Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского мотивируют выпускников общеобразовательных организаций подумать о выборе профессии педагога?

С 1 сентября 2016 г. на базе МБОУ «Средняя школа № 37» города Симферополя начинает работать первый в Республике Крым педагогический класс. Учащимся кроме углубленного изучения ряда предметов (русский язык, математика, обществознание) будут предложены элективные курсы: «Основы психологии», «Введение в педагогическую профессию», «Основы проектной деятельности». Создание волонтерского педагогического отряда сможет стать основой для прохождения пассивной педагогической практики в течение всего периода обучения. Лучшие представители профессорско-преподавательского состава университета, педагоги-практики будут регулярно встречаться с учащимися и делиться опытом. Для удобства и постоянного информирования в социальных сетях уже работает группа «Будущий учитель» в КФУ им. В. И. Вернадского.

Объявляется старт проведения интереснейшего проекта для учащихся общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального и высшего образования «Династии Крыма», чтобы сохранить и приумножить лучшие трудовые и культурные традиции Республики Крым, выявить и поддержать крымские династии, внесшие существенный вклад в экономическое, социальное и культурное развитие Республики Крым. Работы принимаются до 20 октября 2016 г., надеемся на широкий отклик общественности и уверены, что о многих династиях нашего региона, в том числе и педагогических, расскажут участники проекта.

Профориентационный проект «Дай руку успеху» впервые был проведен в октябре 2015 г. в Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» в г. Ялте. Там состоялся мастер-класс для студентов 3 - 4 курса направления подготовки «Филология», будущих учителей английского языка по теме «Использование инновационных методов и приемов на уроках

56

английского языка для реализации модели системно-деятельностной парадигмы ФГОС и формирования учебных компетенций». Своим мастерством со студентами делились опытные, успешные учителя английского языка МБОУ «Гимназия № 9» города Симферополя Тарасенко С. И., Бехтянова И. Г., Можайская А. В. Участники мастер-класса (85 человек) познакомились с новыми подходами к преподаванию английского языка в условиях перехода на ФГОС (Тарасенко С. И.), с использованием интерактивных и игровых технологий на уроке английского языка (Бехтянова И. Г.), организацией внеурочной деятельности как составной части образовательной деятельности в ходе реализации ФГОС (Можайская А. В.). Состоялся увлекательный разговор единомышленников, все желающие смогли получить ответы на все интересующие вопросы, обменялись контактами, а студенты, надеемся, убедились в правильности выбора будущей профессии.

Вторая встреча в рамках проекта состоялась на базе Евпаторийского института социальных наук в форме интерактивной социальной игры «Живая библиотека». Евпаторийские студенты - будущие педагоги - выступали в данной игре в качестве «читателей». При заполнении библиотечной карточки они получали возможность выбрать книгу по интересам. А вот книгами, в отличие от обычной библиотеки, для них стали живые люди - мастера своего дела, лучшие педагоги города Симферополя: учителя гимназии № 9 Демина Е. О., Глушкова Т. О., Гейкина Н. Ю., средней школы № 24 - Корнеева А. Н. Как научить ребенка любить чтение? Что такое медиаобразование и медиаграмотность? Как создать с детьми собственный проект и добиться его успешной реализации? Каковы тонкости работы в социальной сфере? Какие технологии нужно использовать, чтобы стать успешным педагогом? Как научиться участвовать в конкурсах профессионального мастерства? Все эти вопросы были рассмотрены в ходе диалога между «живыми книгами» и будущими педагогами. Проект будет продолжен и в следующем году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выбор профессии педагога находится в зависимости от целого ряда факторов. Прежде всего, необходимо знать требования, которые профессия предъявляет к физическим и психологическим особенностям человека, взвесить свои личные возможности. Достаточно ли значимы факторы, влияющие на выбор профессии, так как успешность педагогической деятельности зависит именно от того, насколько обдуман и осмыслен был сам мотив выбора профессии педагога? В ходе изучения психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме и анализа теоретических источников прослеживается зависимость между личностными характеристиками и мотивами выбора профессии.

Можно сделать вывод, что мотивация педагогической, как и любой другой деятельности, зависит от самой личности, поэтому оказывает влияние на дальнейшую успешность в профессии.

57

Список литературы.

1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 150 с.

2. Реан A.A. Психология педагогической деятельности. - Ижевск: Изд-во Михайлова В. А., 1994. - 254 с.

3. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности, и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3. - № 6. - С. 35 - 44.

4. Бобровицкая C.B. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз.// Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции в г. Сочи. - СПб., 1997. - 148 с.

5. Дубовицкая Т. Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 2. - С. 82- 86.

6. Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С.:Развитие профессиональной карьерной мотивации у студентов педагогического вуза. Вестник магистратуры. - 2014. № 3- 1 (30). - С. 80- 82.

UDC 37.01

THE MOTIVES OF CHOICE OF PROFESSION OF THE TEACHER AS THE KEY TO A SUCCESSFUL BUILDING OF PROFESSIONAL CAREERS

Koval T. V.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea Republic

E-mail: koval_t16@>mailm

The choice of profession is one of the crucial points in a person's life. When this happens, in a sense, programming of life, because the labor field, taking up a large amount of time has an impact on the further formation of the individual in the appropriate direction, as well as on human behavior and relations to other people and yourself. Especially relevant this task is today, when the society formed the new economic relations.

The most important regulators of vocational choice are motivated. The relevance of this kind of research lies primarily in the fact that the motives of choice of the teaching profession is a dynamic education reflecting various aspects of social life, the attitude of society, which are concentrated and formed views on the prestige and character of the teaching profession.

The choice of the teaching profession is dependent on a number of factors. First and foremost, you must know the requirements that the profession demands physical and psychological characteristics of a person, to weigh their personal capabilities. Is there enough significant factors influencing career choice, as the success of teaching depends on how well considered and comprehended was the motive of choice of profession of a teacher. Having studied psychological and pedagogical literature on the problem stated

58

and analyzed theoretical sources, the relationship between personal characteristics and motives of choice of profession.

It can be concluded that the motivation of pedagogical activity, like any activity, it depends on the personality, therefore, has an impact on future success in the profession.

The meeting of the project took place on the basis of the Yevpatoriya Institute of social sciences in the form of interactive social games "Living library". Yevpatorian students - future teachers - were in this game as "readers". Filling out a library card, they had the opportunity to choose a book of interest. But books, unlike a conventional library, they become real people - masters of their craft, the best teachers of the city of Simferopol. "How to teach your child to love reading? What is media education and media literacy? How to create with the kids own the project and ensure its successful implementation? What are the subtleties of working in the social sphere? What technology should be used to become a successful teacher? How to learn to participate in competitions of professional skill? All these questions were discussed during the dialogue between the "living books" and future teachers. The project will be continued next year.

Keywords: Teacher, career, motivations, goals.

References.

1. Galperin P.Y. Introduction to Psychology. - M., 1976. - 347 p.

2. Rean A.A. Psychology of Pedagogical Activity. - Izhevsk, 1994. - 254 p.

3. Kovalev V.I., Druzhinin V.N. Motivational Sphere of the Person and its Dynamics in the Course of Professional Training // Psychological Magazine. -1982. - V. 3. - № 6. - P. 35-44.

4. Bobrovitskaya S.V. Some Features of a Motivation of Entering the Pedagocial Activity University. -Psychological Service Education: Proceedings of the Conference Reports in Sochi. - SPb., 1997.

5. Dubovitskaya T.D. Diagnostics Level of Student Professional Orientation // Psychological Science and Education. - 2004. - № 2. - P. 82-86.

6. Hajiyev H.N., Shalaginova K.S. Development of Professional Career Motivation of Pedagogical High School Students. Vestnik of the Master Course. 2014 - № 3-1 (30). - P.80-82

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.