Научная статья на тему 'Факторы формирования неналоговых доходов, заложенные в основу бюджета города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов'

Факторы формирования неналоговых доходов, заложенные в основу бюджета города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
бюджет / бюджет Москвы / неналоговые доходы / budget / Moscow budget / non-tax revenues

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлия Габдрашитовна Тюрина

Параметры доходной части бюджета города Москвы на 2022—2024 гг. рассчитаны в условиях высокого уровня экономической неопределенности с учетом спада в 2020 г. экономической активности на фоне борьбы с коронавирусной инфекцией и базового прогноза возобновления такой активности, дальнейшего экономического роста в 2021 г. и прогнозных параметров в 2022—2024 гг. В статье представлены наиболее значимые виды неналоговых доходов бюджета города Москвы с оценкой факторов, заложенных в основу прогнозных значений на трехлетний период в соответствии с Законом № 33 от 24 ноября 2021 г. «О бюджете города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юлия Габдрашитовна Тюрина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of formation of non-tax revenues laid down in the basis of the budget of the city of Moscow for 2022 and the planning period of 2023 and 2024

The parameters of the revenue part of the Moscow city budget for 2022—2024 are calculated in conditions of a high level of economic uncertainty, taking into account the decline in economic activity in 2020 against the background of the fight against coronavirus infection and the basic forecast of the resumption of such activity, further economic growth in 2021 and forecast parameters in 2022—2024. The article presents the most significant types of non-tax revenues of the budget of the city of Moscow with an assessment of the factors underlying the forecast values for a three-year period in accordance with Law No. 33 of 11/24/2021 “On the budget of the City of Moscow for 2022 and the planning period of 2023 and 2024”.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования неналоговых доходов, заложенные в основу бюджета города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов»

Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 70 — 72. Audit journal. 2022;(1): 70 — 72.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336.02

doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-70-72 NIION: 2017-0074-1/22-011 MOSURED: 77/27-021-2022-01-211

Факторы формирования неналоговых доходов, заложенные в основу бюджета города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов

Юлия Габдрашитовна Тюрина

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, u_turina@mail.ru

Аннотация. Параметры доходной части бюджета города Москвы на 2022 — 2024 гг. рассчитаны в условиях высокого уровня экономической неопределенности с учетом спада в 2020 г. экономической активности на фоне борьбы с коронавирусной инфекцией и базового прогноза возобновления такой активности, дальнейшего экономического роста в 2021 г. и прогнозных параметров в 2022 — 2024 гг. В статье представлены наиболее значимые виды неналоговых доходов бюджета города Москвы с оценкой факторов, заложенных в основу прогнозных значений на трехлетний период в соответствии с Законом № 33 от 24 ноября 2021 г. «О бюджете города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

Ключевые слова: бюджет, бюджет Москвы, неналоговые доходы

Для цитирования: Тюрина Ю.Г. Факторы формирования неналоговых доходов, заложенные в основу бюджета города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов // Аудиторские ведомости. 2022. № 1. С. 70—72. doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-70-72.

FINANCE

Original article

Factors of formation of non-tax revenues laid down in the basis of the budget of the city of Moscow for 2022 and the planning period of 2023 and 2024

Yuliya G. Tyurina

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, u_turina@mail.ru

Abstract. The parameters of the revenue part of the Moscow city budget for 2022 — 2024 are calculated in conditions of a high level of economic uncertainty, taking into account the decline in economic activity in 2020 against the background of the fight against coronavirus infection and the basic forecast of the resumption of such activity, further economic growth in 2021 and forecast parameters in 2022 — 2024. The article presents the most significant types of non-tax revenues of the budget of the city of Moscow with an assessment of the factors underlying the forecast values for a three-year period in accordance with Law No. 33 of 11/24/2021 "On the budget of the City of Moscow for 2022 and the planning period of 2023 and 2024". Keywords: budget, Moscow budget, non-tax revenues

For citation: Tyurina Yu.G. Factors of formation of non-tax revenues laid down in the basis of the budget of the city of Moscow for 2022 and the planning period of 2023 and 2024 // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2022;(1): 70—72. (In Russ.). doi: 10.24411/1727-8058-2022-1-70-72.

© Тюрина Ю.Г., 2022

Формирование бюджета города Москвы на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг. осуществлено с учетом национальных целей, задач и показателей, определенных указами Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», изменений, а также положений Закона города Москвы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве», изменений в действующее законодательство по налогам и сборам с 1 января 2022 г., направлений бюджетной и налоговой политики города Москвы на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг.

В сравнении с итогами 2020 г. текущие показатели 2021 г. демонстрируют увеличение объемов производства основных отраслей реального сектора экономики, повышение деловой и инвестиционной активности, уровня занятости, реальной заработной платы, рост потребительского спроса. Общесистемные меры экономической политики города Москвы способствовали обеспечению сбалансированности бюджета, улучшению делового климата, созданию условий выхода субъектов экономики из кризисных состояний.

Меры, предпринятые с точки зрения развития наукоемких и высокотехнологичных производств, развития секторов экономики, в том числе наиболее пострадавших, транспортной инфраструктуры, социальной сферы, упрощения административных регламентов и процедур, развития конкуренции позволили нарастить доходный потенциал бюджета города Москвы в 2021 г. и заложить прогнозные значения на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг.

На параметры бюджета по доходам оказали влияние новации в законодательстве, текущая ситуация, связанная с продолжением распространения коронавирусной инфекции, и сопутствующие ограничительные меры.

Утверждены основные характеристики бюджета города Москвы в части доходов на 2022 г. в сумме 3 261 464,9 млн руб.; на 2023 г. — 3 443 979,7 млн руб., на 2024 г. — в сумме 3 636 976,7 млн руб. Неналоговые доходы составляют в 2022 г. 7,7%, в 2023 г. — 7,2%, в

2024 г. — 6,5% общего объема доходов бюджета, наблюдается тенденция снижения абсолютных и относительных значений указанной группы доходов.

По неналоговым доходам на динамику прогнозных значений оказали влияние следующие факторы:

• по доходам от размещения временно свободных средств бюджета анализ показал, что поступления составляют по депозитным вкладам, размещенным на срок, и за счет депозитных вкладов, размещенных до востребования, при этом важно влияние ключевой ставки, устанавливаемой Банком России. С учетом уровня процентных ставок, а также значительного снижения объемов размещения временно свободных средств бюджета города Москвы на фоне негативных последствий распространения коронавирусной инфекции, роста ключевой ставки ЦБ РФ ожидаемый годовой объем поступлений составляет 70 671,5 млн руб. в 2022 г., 66 227,9 млн руб. — в 2023 г., 60 837,8 млн руб. — в 2024 г.;

• снижение потребности субъектов бизнеса в новых площадях нежилых помещений по прогнозам повлекло за собой уменьшение доходов от сдачи в аренду имущества со 111,1 млн руб. в 2022 г. до 105,4 млн руб. в 2024 г.;

• снижение ожидаемых поступлений по доходам от продажи квартир (с 7 020,0 млн руб. по исполнению в 2021 г. до 3 713,8 млн руб. в 2022 г., 3 800,9 млн руб. — в 2023 г., 2 888,8 млн руб. — в 2024 г.) обусловлено отсутствием у граждан материальных возможностей и увеличением задолженности, в том числе в связи ограничениями, связанными с эпидемией коронавирусной инфекции, снижением доходов по договорам купли-продажи жилых помещений с рассрочкой платежа, а также предоставлением определенным категориям граждан мер социальной поддержки при выкупе жилых помещений в вице списания части выкупной стоимости жилья;

• нерегулярный характер доходов в виде штрафов, санкций, возмещения ущер-

ба обуславливает незначительное увеличение поступлений с 32 540,9 млн руб. в 2022 г. до 33 102,2 млн руб. в 2024 г.

Прогноз доходов бюджета города Москвы на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг. является достаточно обоснованным. Прогнозируемые доходы ориентированы на обеспечение условий для дальнейшего социально-экономического развития города Москвы в соответствии со стратегическими целями и задачами, определенными государственными программами города Москвы, а также реализацией комплекса общесистемных мер экономической политики города Москвы.

Список источников

1. Закон г. Москвы от 24 ноября 2021 г. № 33 «О бюджете города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

2. Закон г. Москвы от 10 сентября 2008 г. № 39 «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве» (с изменениями и дополнениями)

References

1. The Law of Moscow dated November 24, 2021 No. 33 "On the budget of the City of Moscow for 2022 and the planning period of2023 and 2024".

2. The Law of Moscow dated September 10, 2008 No. 39 "On the budget structure and budget process in the city of Moscow" (with amendments and additions).

Информация об авторе

Ю.Г. Тюрина — доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента общественных финансов Финансового факультета.

Information about the author

Yu.G. Tyurina — doctor of economics, associate professor, professor of the Department of public finance, Finance faculty.

Статья поступила в редакцию 14.01.2022; одобрена после рецензирования 14.02.2022; принята к публикации 28.02.2022. The article was submitted 14.01.2022; approved after reviewing 14.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.