целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение». В первом случае речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия. Во втором — о поддержке равных прав на образование и воспитание. В третьем — о формировании в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей. Воспитание уважения к иным культурам (толерантность) — это лишь начало приобщения к этим культурам. Затем — понимание, уважение и наконец — солидарность. Далее признание и понимание различных культур приводит к взаимодействию, взаимозависимости, взаимообмену.
Можно утверждать, что поликультурное образование и воспитание предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ильин И. А. Путь к очевидному. — М., 1993. — С. 300.
2. Коменский Я. А. Избр. соч., — Т. 9. — С. 383.
3. Каптерев П. Д. Избр. пед. соч. — М., 1989. — С. 421.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА И МАССОВОГО СОЗНАНИЯ
Т. Н. Петрова
Важными факторами, обусловливающими содержание и формы проявления характера этностереотипа поведения, являются традиции и обычаи домашнего и общинного воспитания, коллективное и индивидуальное обучение и воспитание средствами этнопедагогического потенциала, когда семья является ближайшей социально-этнической средой. Многочисленные исследования показывают, что специфика этнического воспитания молодого поколения формировалась в течение веков под влиянием региональных природно-климатических, исторических, экономических, социальных, религиозных и других обстоятельств. Различия эти связаны с особенностями, которые можно объединить в две основные группы факторов — витальные и ментальные.
Под витальными (букв. — жизненные, биолого-физические) подразумевается физическое развитие людей различного возраста. Так, вскармливание детей — это биологический фактор в этнической системе, что образует биологический фундамент уникальности и неповторимости человеческой личности. Физические различия между народами возникли на раннем этапе их существования, но в дальнейшем их влияние на социальное развитие стало ограниченным. Наиболее явные различия наблюдаются между этническими культурами, сложившимися на разных континентах, в приспособляемости человеческого организма к физическим и химическим условиям природной среды. Несомненно, физико-географическая среда сильно влияла и влияет на формирование массового сознания и национального характера, здоровье и поведение человека, особенно, если он попадает в крайне неблагоприятные условия жизни. К примеру, тяжелые материальные и бытовые условия жизни не позволяли чувашскому народу проявлять достаточную заботу о физическом развитии маленьких детей, вследствие этого дети в раннем возрасте, как отмечают многие историки, были болезненными и хилыми. Такое положение сохранялось до тех пор, пока дети не приспосабливались к пище и образу жизни взрослых. Недаром отдельные русские путешественники и этнографы писали, что чувашин ест, только чтобы не помереть с голоду. О том же с печалью писал И. Я. Яковлев: «У чуваш
скот поправляется, а человек хиреет». О неприхотливости в еде говорили и сами чуваши. Богатый животный и растительный мир Якутии с самого рождения влиял на формирование личности ребенка, дети с малых лет, учась у взрослых, постепенно накапливали сведения по ботанике и зоологии, усваивали метеорологические знания, перенимали навыки сельскохозяйственного и промыслового труда. Суровые природные условия этой северной республики выработали у ее населения такие черты характера, как взаимопомощь, крайне необходимая всему живому в тайге и тундре.
В многих африканских и азиатских культурах особенно важное значение имеет кормление новорожденного материнским молоком в первые месяцы жизни, что способствует быстрому физическому развитию ребенка. Трехмесячный малыш уже может несколько минут сидеть без опоры, шестимесячный — встает, имея опору, а девятимесячный делает первые шаги. После отнятия от материнской груди ребенок примерно в восемнадцатимесячном возрасте теряет опережение в развитии, а затем отстает даже от европейских норм. Это объясняется, скорее, особенностями его дальнейшего питания (А. В. Мудрик).
Тесная связь физического развития с пищей видна на примере Японии. Когда, вследствие стремительного экономического развития и определенной американизации образа жизни, японцы существенно изменили рацион питания, значительно изменилось и их соматическое развитие: старшие поколения значительно уступают младшим по показателям роста и веса. В то же время сохранение в рационе питания японцев большой доли морепродуктов можно считать одной из причин того, что у них самая большая продолжительность жизни в мире. Предполагать это позволяет аналогичная ситуация с долей морепродуктов в рационе у норвежцев, также занимающих одно из первых мест в мире по продолжительности жизни.
В ситуации, когда в развитых странах резко уменьшилась необходимость в физических усилиях человека, восполнить этот недостаток призван спорт. В тех странах, где спорт стал неотъемлемым элементом образа жизни, отмечается лучшее физическое развитие людей. Естественно, что в этих странах срабатывают оба фактора — и улучшение питания, и спортивные занятия. Сюда же относится и улучшение медицинского обслуживания.
Может возникнуть сомнение в правомерности отнесения этих обстоятельств к этническим особенностям. Оно вряд ли справедливо, ибо этнические особенности являются следствием длительного исторического развития и объективных условий жизни. Что же касается питания и охраны здоровья, то сегодня они напрямую связаны с социально-экономическим уровнем развития того или иного этноса.
Влияние этнокультурных условий на социализацию человека, безусловно, наиболее существенно определяется тем, что принято называть менталитетом этноса. Менталитет (от франц. mentalite, от лат. mens — ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — это глубинный духовный склад, присущий этносу как группе людей, сформировавшейся в определенных природно-климатических и историкокультурных условиях. Менталитет этноса определяет свойственные его представителям способы видеть и воспринимать окружающий мир и на когнитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровнях. Менталитет в связи с этим проявляется и в свойственных представителям этноса способах действовать в окружающем их мире. Здесь уместно было бы привести несколько примеров. Исследования показали, что у народов Севера, сформировавшихся и живущих в специфических природно-климатических условиях, образно названных Джеком Лондоном «белым безмолвием», отмечается специфическая традиция восприятия звука, своеобразный этнический звукоидеал, который влияет на особенности эмоциональных проявлений у представителей северных этносов и на поведенческом уровне.
Очень интересные соображения о влиянии природно-климатических условий на национальный характер русских мы находим у В. О. Ключевского. Он писал: «свое-
нравна... природа Великороссии. Она часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса; своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось...».
Взаимодействие с природой у каждого народа имеет свои особенности: складывается своеобразная система представлений, которая имеет большое значение для формирования массового этнического сознания и межэтнических отношений. У разных народов существовали и существуют различные олицетворения неблагоприятных сил природы с опасными и злобными духами лесов, гор, полей, морей. В этом плане интересны некоторые традиции, обычаи и обряды, имеющие своим исходным пунктом народный календарь, фиксирующий природные циклы. К примеру, чувашская цивилизация носила земледельческий характер, ибо за добрых два-три тысячелетия оседлости чуваши тесно связали весь строй и уклад жизни с природными ритмами и хозяйственными работами. В крестьянском быту чувашского народа вплоть до сегодняшнего времени сохранились многие ритуалы и обряды не только общетюркского средневековья, но и более древних языческих времен. Календарная обрядовая культура, земледельческая и свадебная обрядность имели большое социально-педагогическое значение. Календарь вносил четкий распорядок в труд и быт земледельца, и крестьянину, необходимо было заранее предугадать погоду, заглянуть в будущее с той целью, чтобы не припоздниться и не упустить сроки земледельческих работ в поле, в огороде и на лугу. В связи с этим Д. С. Лихачев особо подчеркивал преемственность, природосообразность, жизнесообразность «образованности». Культура крестьянина (специфическая, сельская, не в ее городском понимании!) была своеобразной и высокой. Особенно там, где по отношению к крестьянам (в первую очередь на севере России) было меньше насилия.
Календарная обрядовая культура — это прежде всего форма взаимоотношения человека и природы. Эти взаимоотношения призваны были обеспечить благосостояние людей и гармоничную согласованность с жизнью природы. Земледельческий календарь имел значение справочника-указателя, т. е. регулятора и механизма, порождающего каждодневную практическую реальность народной жизни. Это выражалось в целой системе привязанных к определенным дням или сезонам примет, поверий и запретов (табу). Исключительное боготворение производительной силы природы отражено в педагогике народных обычаев. В этом плане весьма показателен древний чувашский земледельческий обряд под названием уяв. Он проводился по окончании весенней пахоты, во время так называемого «междупарья», после «зачатия земли». По воспоминаниям старожилов, этот праздник считался временем отдыха земли. Полагали, что земля должна быть оберегаема всеми жителями, следовало соблюдать покой и тишину, ибо в народном сознании бытовало мнение, что земля «зачала». Это обязывало всех жителей от мала до велика соблюдать следующие табу-запреты: «Нельзя стучать, нельзя рвать траву, копать землю, топить баню, выливать грязную воду после крашения рубашек, не следует топить печи и вносить огонь в избу, варить следует только в лачугах и только вечером, а хлеб выпекать заблаговременно, нельзя ступать на землю босыми ногами, не пахать, не рыть, не вбивать колья и т. п.» (полевой материал). Нарушение запрета наказывалось достаточно сурово: «Или градом побьет весь хлеб на полях, или кого-нибудь убьет молнией». Так шла культуризация отношения «человек—природа» и регуляция взаимодействия и взаимоотношения человека с природой. Все усилия сельской общины в таких случаях были направлены на спасение, сохранение своего окружающего мира и эффективное использование плодородящих сил для всеобщего благополучия. Подобные мировосприятия существовали и в сознании русского крестьянина.
Таким образом, мы можем уверенно сказать, что ментальность — это глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, совокупность интеллектуально-психологических установок, ориентирующих поведение какой-либо социальной или этнической группы или отдельного человека. В отличие от идеологии ментальность выражает тот уровень сознания, в котором отношение к миру остается логически невыявленным, но дает возможность по-своему воспринимать самое себя, свое природное и социальное окружение.
Здесь, в первую очередь, следует сказать о роли национального языка, усваивая который человек с раннего детства приобщается к этническому менталитету. Язык народа отражает его историю, жизнедеятельность, восприятие мира, канон человека, мировоззрение, культуру, влияет на склад мышления человека, на его ценностные ориентации.
И, наконец, становление менталитета идет благодаря тому, что в процессе усвоения родного языка и под влиянием ближайшего окружения у человека формируется национальное самосознание, основы которого закладываются уже в детстве на неосознаваемом им уровне. Именно в детстве и в юности начинается осознание человеком совокупности своих этнических связей и складывается его отношение к этим связям. В чем это проявляется? Анализ литературы показывает, что в настоящее время очень широко стало употребляться такое многосмысленное научное понятие, как этническая идентичность или же национальная идентификация. Она определяется как осознание своей принадлежности к определенной этнической группе, переживание индивидом своего тождества с одной этнической общностью и обособление от других этносов (В. С. Мухина). Основным условием развития идентичности является народная педагогика и основой идентичности выступают этнические традиции — исторически сложившиеся образы мыслей, чувств, действий, которые усваиваются ребенком в процессе познания окружающей среды и социализации в микросреде. Затем постепенно, с возрастом появляется осознание общности исторического прошлого своего народа (в одних этносах более обостренное, в других — почти «смазанное»). И, наконец, формируется представление о родной земле.
Этническое самосознание (как и любое групповое), чувство «мы» обязательно предполагает соотнесение (и в этом смысле противопоставление) этого «мы» другим этническим группам. Осознание особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других этносов, но лишь до тех пор, пока идет констатация тех или иных свойств своей группы. Однако констатацией дело никогда не ограничивается, ибо она идет в сравнении с кем-то и требует оценки своего и других этносов.
Велико влияние менталитета этноса на семейную социализацию. Это можно проиллюстрировать на примере Узбекистана и Эстонии. В Узбекистане родительская семья в значительно большей мере, чем в России и Прибалтике, служит образцом для молодежи, особенно в том, что касается воспитания детей. Различия особенно велики в брачных установках. До 80 % узбеков считают согласие родителей на брак обязательным, а развод при наличии детей недопустимым. А около 80 % эстонцев не считают согласие родителей обязательным, а 50 % вполне допускают развод и при наличии детей.
Влияние менталитета этноса проявляется и в сфере межличностных отношений. Так, пунктуальность, высоко ценимая в Германии или Голландии, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше в Латинской Америке. Другой пример: североамериканцы запросто зовут друг друга по имени, что вовсе не означает наличия дружбы между ними, которая обусловливает подобное обращение в Европе.
Будучи устойчивой основой существования человека, менталитет представляет собой активный фактор человеческой жизнедеятельности. Во-первых, он способствует инициированию определенных действий, следованию определенным ценностям, предпочтению определенной культуры, образа мыслей и чувств. Во-вторых,
выступает барьером, отталкивающим все то, что человеку чуждо (стандарты поведения, идеи), что вызывает его неприятие. Таким образом, менталитет выступает вектором жизненного поведения человека.
Менталитет как способ осознания своего природного и социального окружения является как бы фундаментом всей системы общественного сознания. Менталитет — это образ мира, который заложен культурой в сознании людей рассматриваемого этноса или социальной группы. Выделяют индивидуальный менталитет на уровне конкретного человека и общественный менталитет на уровне групп, коллективов, сообществ, отличающихся по национально-этническим, классовым, возрастным, профессиональным признакам, а также менталитет социума — на уровне интегрально понимаемого общества, всего народа, проживающего на данной исторически сложившейся территории, в конкретной социально-государственной среде и непрерывно воспроизводимого в сменяющих друг друга поколениях.
Таким образом, целесообразно выделить понимание менталитета в широком и узком смысле.
В широком смысле менталитет понимается как специфика мировосприятия общества, его общественного сознания, как общий умственный инструментарий. Он дает возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя, по-своему реагировать на мир.
В философской литературе менталитет понимается как совокупность представлений, воззрений, чувствований людей определенной эпохи, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы.
Менталитет — это глубинные, «корневые» основания индивидуального и коллективного мировосприятия, мировоззрения, поведения. Таково понимание менталитета в широком смысле,
В узком смысле менталитет можно рассматривать как наиболее константную, глубинную часть социальной информации. Эта часть наименее подвержена изменениям и детерминирована в большей степени традицией и культурой коллективным бессознательным, чем наличными производственными отношениями и социальным строем.
В зависимости от специфики глубинного константного менталитета будет складываться и специфика всего образа мышления и мировосприятия, специфика способов оценивания, присущих обществу с определенной культурой (менталитет в широком смысле слова).
Массовое сознание, характерное для основной массы членов общества, — это стихийно возникающая в процессе повседневной житейской практики совокупность эмоционально-психологических, когнитивно-рациональных и иррациональных бессознательных компонентов, а также внедряемая с помощью средств массовой информации часть научных, теоретических, идеологических и манипулятивных компонентов.
На всех уровнях массового сознания можно вычленить классовую, национально-этническую, религиозно-конфессиональную, конкретно-историческую, общенациональную, профессиональную, общечеловеческую составляющие. В качестве доминанты массового сознания может выступать любая из этих составляющих на разных этапах развития общества.
В определенном смысле массовое сознание совпадает с общим этническим сознанием, но им не исчерпывается, при этом этическое сознание предстает как совокупность духовно-психологических характеристик конкретного этноса и как осознание принадлежности к определенной общности.
Функция менталитета в общественном сознании состоит в обеспечении механизмов стабильности: национального характера, национального мировосприятия и традиций поведения.
В переходные исторические периоды происходит своеобразный разрыв между динамическими слоями массового сознания и устойчивыми слоями менталитета,
вследствие чего растет противоречивость, напряженность людей, что, в свою очередь, способствует количественному росту психологических, социальных, политических противоречий и конфликтов, росту соматических заболеваний и нервнопсихических нарушений, девиантных форм поведения.
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М. Г. Харитонов
Вопросам повышения квалификации придается исключительно большое значение в связи с необходимостью этнопедагогической переподготовки учителей начальных классов национальной школы, внедрения традиционной педагогической культуры и народного опыта воспитания в практику работы школы, актуальностью проблемы непрерывного образования. Ведущее место в системе повышения квалификации учителей начальных классов национальной школы занимает Чувашский республиканский институт образования, который и сформулировал важнейшие задачи совершенствования этнопедагогических знаний учителей:
- обеспечить опережающий рост квалификации слушателей по сравнению с достигнутым уровнем состояния учебного процесса;
- воспитать потребности самосовершенствования учителей на основе традиционной педагогической культуры;
- сформировать у слушателей систему этнопедагогических знаний, умений и навыков;
п обеспечить необходимый уровень этнопедагогической подготовленности учителей к работе в школе;
- содействовать овладению основами традиционной культуры воспитания, освоению факторов, форм, методов и средств традиционной педагогической культуры (народной педагогики);
- включить учителей в активную этнопедагогическую деятельность по освоению, восстановлению, возрождению, реализации и приумножению ценностей этнокультурных традиций.
Систему повышения квалификации учителя в современной социальной ситуации можно рассматривать как фактор качественного преобразования и совершенствования личности учителя, перехода ее на более высокий уровень мировоззренческой позиции, самостоятельного поиска путей самосовершенствования.
В связи с этим создание и апробация модели повышения квалификации учителей начальных классов национальной школы в настоящее время приобретает особенную актуальность. Затем важно обеспечить переход от модели повышения квалификации, учитывающей преимущественно личностные и профессиональные потребности отдельного учителя, к модели, ориентированной на потребности общеобразовательной школы, на изменение ее социокультурной атмосферы, влияющей на формирование поведения всего коллектива педагогов и учащихся, отчасти, быть может, и родителей.
Новая модель повышения квалификации — это научно-теоретическое обоснование этнопедагогических курсов (теория и практика) для учителей начальных классов, что было осуществлено лабораторией этнопедагогики и этнопсихологии Чувашского республиканского института образования (одноименная кафедра и соответствующая лаборатория при ней в первом составе были созданы Г. Н. Волковым из его бывших студентов, аспирантов и докторантов).