Научная статья на тему 'Региональные и этнические основы социально-педагогической деятельности'

Региональные и этнические основы социально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭТНОПЕДАГОГИКА / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIO-PEDAGOGICAL PHENOMENON / ACTIVITY APPROACH / ETHNOPEDAGOGY / REGIONALISATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Дмитрий Алексеевич, Корнилова Алла Георгиевна

В статье рассматривается проблема учета региональных и этнических особенностей в воспитании и обучении школьников. Совершенствование образования, педагогической деятельности, как показывает их обновление в условиях глобализации, опирается как на достигнутые в мировой практике уровень и качество образования, так и на реализацию достижений в этой области в своей стране и ее регионах. Каждый регион отличается от других менталитетом жителей, уровнем их социального, национального, культурного развития, что определяет особенности функционирования и развития его образования. Вся система образования и осуществляемая социально-педагогическая деятельность в стране и ее субъектах совершенствуются в процессе регионализации образования с учетом этнопедагогических условий региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилов Дмитрий Алексеевич, Корнилова Алла Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL AND ETHNICAL BASES OF SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY

This paper describes the problem of considering the regional and ethnical features of school education and teaching. The improvement of education and pedagogical activity (which are get updated in the context of globalization) is based both on the level and quality of education achieved in the world practice and on the realization of achievements in this field in one’s own country and its regions. Every region difers from the rest in terms of people mentality, level of their social, national and cultural devel-opment that determines the features of functioning and development of education. The whole educational system and socio-pedagogical activity of the country and its regions is being improved through the process of regionalization of education considering ethnopedagogical conditions of the region.

Текст научной работы на тему «Региональные и этнические основы социально-педагогической деятельности»

УДК 37.013.042:39

Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается проблема учета региональных и этнических особенностей в воспитании и обучении школьников. Совершенствование образования, педагогической деятельности, как показывает их обновление в условиях глобализации, опирается как на достигнутые в мировой практике уровень и качество образования, так и на реализацию достижений в этой области в своей стране и ее регионах. Каждый регион отличается от других менталитетом жителей, уровнем их социального, национального, культурного развития, что определяет особенности функционирования и развития его образования. Вся система образования и осуществляемая социально-педагогическая деятельность в стране и ее субъектах совершенствуются в процессе регионализации образования с учетом этнопедагогических условий региона.

Ключевые слова: социально-педагогический феномен, деятельностный подход, этнопеда-гогика, регионализация образования.

Актуальность исследуемой проблемы. В работах современных специалистов, занимающихся вопросами совершенствования образования, не уделяется достаточного внимания тому, какое место социально-педагогическая деятельность занимает в сфере образования. Развитие образования - это сложный социальный процесс, функционирующий под влиянием различных факторов. Одни из них (природно-географические условия) стихийные, объективные, почти не управляемые человеком. Другие (общественно-политические, социально-экономические, культурные, демографические) управляются его действиями и деятельностью. Все эти факторы и их воздействие не одинаковы в различных регионах. Регион - это субъект страны, отличающийся общностью территории, уклада жизни и хозяйствования, социокультурной деятельности, менталитета жителей и т. д., имеющий свою региональную систему образования. Все это определяет актуальность исследования социально-педагогического феномена, который представляет собой основу педагогической деятельности.

© Данилов Д. А., Корнилова А. Г., 2017

Данилов Дмитрий Алексеевич - член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия; e-mail: danilovda11@gmail.com

Корнилова Алла Георгиевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия; e-mail: kornilovalla@gmail.com

Статья поступила в редакцию 23.01.2017

Материал и методика исследований. В работе использованы труды специалистов, занимающихся вопросами развития образования в разных регионах страны. В них отмечаются проблемы регионализации образования с учетом жизнедеятельности, этно-национальной культуры, менталитета их жителей. Все это использовано на основе анализа и обобщения изученных трудов, а также проведенных с авторами бесед по вопросам этнопедагогики и регионализации образовательной сферы.

Результаты исследований и их обсуждение. Концептуальные основы регионализации образования разработаны в трудах известного педагога-исследователя Г. Н. Волкова [2], [3], [4], [5], который, неоднократно приезжая в Якутию, посещал школы в разных районах республики (арктических, сельскохозяйственных, промышленных), выступал перед учителями и другими работниками образования. Совместное детальное обсуждение вопросов обучения, воспитания, развития личности учащихся, организации образования в своеобразных условиях арктического края привело к заключению, что одним из путей совершенствования образования выступает его регионализация, учитывающая его социальную, культурологическую основу в арктической зоне страны.

Многолетнее изучение вопросов организационно-педагогического обеспечения образования в сложных условиях Республики Якутия явилось для нас основанием для выбора такого направления, как региональные проблемы оптимизации развития образования. Регионализация представляет собой введение этнографического, историко-культурного, духовно-религиозного, социально-производственного опыта жителей конкретной территории в содержание и организацию образования с опорой на лучшие традиции воспитания в народе [6]. В этой связи проблема состоит в необходимости постановки правильного акцента на соотношении этнического и общенародного, национального и интернационального, регионального и федерального для решения вопросов развития образовательной системы в каждом регионе.

Региональную систему образования Якутии определяют во многом ее уникальные особенности территории, природы, социального обустройства, культуры. Регионализация образования в нашей концепции исходит из единства российского образовательного пространства, где региональное отражает культурное поле исторической жизни народа, придающее изучаемым явлениям и предметам живую ткань, привязывая их ко времени и месту. Иначе регионализация способствует переводу образования в режим развития самого человека и социокультурной среды в целом [1], [6].

Как фактор развития образования регионализация предусматривает максимальное приближение обучения и воспитания к жизни населения, открытие таких видов школ, которые не отрывают детей от семьи, где сохраняются язык, культура, традиции хозяйствования, адекватные условиям жизни народа. И наша концепция исходит из того, что только в традиционных и устойчивых структурах жизнедеятельности сохраняются как генетический потенциал этническая самобытность и самоценность индивида в системе мировой цивилизации [1], [7].

На этой основе в соответствии со спецификой производственно-хозяйственной деятельности народов Севера (кочевой и полукочевой жизни оленеводов) разработаны и апробированы модели-программы следующих трех видов школ: кочевая школа-сад в кочевых общинах; стационарная школа с филиалами в мини-центре родовой общины с полустационарным, полукочевым поселением людей; школа с гибкой организацией учебного процесса для тех, кто проживает в поселке и занимается традиционными видами северного хозяйства, когда определенная часть учащихся 1-8-х классов с середины апреля

ежегодно вместе с родителями выезжают в оленеводческие бригады, продолжая обучение в условиях кочевья. В данном контексте следует подчеркнуть, что, как считал К. Д. Ушинский [10], система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой.

Следующий региональный фактор, определяющий специфику организации образовательного процесса, связан с такими проявлениями климатических условий, как низкая температура воздуха зимой, полярная ночь и др. Как выявлено специалистами, снижение двигательной активности детей, ведущее к гиподинамии, непосредственно связано с низким температурным режимом. Ими отмечается, что в период полярной ночи - так называемой биологической тьмы, характеризующейся полным отсутствием в спектральном потоке биологически ценных ультрафиолетовых лучей, нарушением светового баланса и связанных с ним биоритмов организма, - снижается физическая и умственная работоспособность человека, которая повышается с началом полярного дня. Учитывая эти закономерности, в модели предлагается изменить режим работы школы с планированием большего объема учебной работы, освободив учащихся в период весеннего гиповитаминоза от интенсивной учебной работы.

В трудах Г. Н. Волкова справедливо подчеркивается, что региональное отражает культурное поле исторической жизни народа, придает изучаемым явлениям и предметам живую ткань, привязывая их ко времени и месту. Это видно из того, что педагогический процесс представляет собой явление открытое, которое в соответствии с современными требованиями к организации образования охватывает наряду с учебным заведением и окружающую социальную среду. В результате расширяется содержание педагогического процесса, одновременно охватывая и социализацию личности, где обучающийся овладевает не только знаниями, но и умениями в практической социально-трудовой деятельности. Это явление в современных условиях обновления образования характеризуется как социально-педагогический феномен, который ориентирован на последовательное развитие личности растущего человека, его социальных качеств педагогическими средствами параллельно как в образовательных учреждениях, так и в естественных условиях окружающей среды.

Решение всех вопросов социально-педагогической деятельности имеет корни в эт-нопедагогике, которая широко обоснована и всесторонне раскрыта Г. Н. Волковым [4] и Т. Н. Петровой [8], [9]. В их трудах, где раскрываются все параметры народной педагогики, подчеркивается, что этнопедагогика, как достигнутая в многовековой истории становления и развития народа культура, проявляется в его многообразной деятельности, в образе жизни и мировосприятии людей, в их обычаях, традициях, нравственных, эстетических и духовных ценностях. Народная педагогика представляет собой целостную педагогическую систему, в которой цель, задачи, содержание, средства, методы находятся в тесной взаимосвязи и в комплексе обеспечивают формирование и развитие личности растущего человека.

Разработанная нами концепция регионализации опирается на использование в образовательном процессе передовых традиций народного воспитания, его методов, приемов и средств. Все это четко представлено известным положением Г. Н. Волкова: «В современном мире, в том числе в многонациональной России, педагогика может эффективно функционировать только в качестве этнопедагогики, которая является не просто педагогикой этноса, а педагогикой этносов, педагогикой единого небезнационального человечества» [3], [5].

В этнопедагогике отражаются как образ жизни, так и природное, социальное, производственное окружение людей. И народная педагогика порождает специфические для

данного окружения средства и методы, приемы и способы воспитания, которые ориентированы на этническое своеобразие психических качеств и свойств людей [7]. Преемственная связь воспитательного процесса с лучшими этническими традициями воспитания, определение содержания, выбор организационных форм, методов и приемов воспитательной деятельности придают всей педагогической деятельности необходимую стабильность, целостность, жизненность. Остановимся на отдельных образовательных процессах, основанных на этнопедагогике народов Якутии, в частности на вопросах экологического воспитания.

Жизненный уклад народов Севера, обусловленный животноводством, охотой, рыболовством, был вписан в круговорот природных стихий, благодаря чему они жили в полном согласии с природой. Все осуществлялось через обычаи, обряды, ритуалы, основанные на одухотворении природы в заповедях предков: «Бережно относись к природе, как к самому себе, как к своим предкам, ибо ты сам являешься частицей этой природы». Чувствуя свое единство с природой, люди не нарушали природного равновесия, что предполагало целесообразность их действий с учетом возможностей хрупкой северной природы.

В опытной работе для этого использована развивающая технология, которая по своему содержанию выполняется в три этапа: а) изучение учащимися природоохранных традиций аборигенных народов своей республики из разных источников; б) изучение отношения жителей региона к природе, экологии в их практической деятельности; в) использование результатов изучения для формирования экологической культуры учащихся. Всем этим обусловлено изучение школьниками народных природоохранных традиций путем самостоятельной творческой, поисковой деятельности в общей системе социально-педагогического процесса.

Г. Н. Волков подчеркивает, что конкретные особенности природы способствуют развитию определенных педагогических традиций народа. И в этом смысле он считает, что условно можно говорить о «педагогике Волги», «педагогике гор», «педагогике дуба и дубрав» [3]. Природное окружение формирует адекватный тип личности, воплощающий в себе необходимый в данных условиях образ жизни, стиль поведения, характер мышления, кодекс нравственности, духовность этноса и его экологическую культуру. Традиции природопользования народов Севера выражаются в их экологической культуре, которая регулирует взаимоотношения между обществом и природой. В данном контексте Г. Н. Волков отмечает, что экология является «проявлением универсальной заботы человечества» [5].

Со всем этим связано использование традиций природопользования и в других областях производства. Так, группа учащихся установила, что при добыче недровых богатств природа погибает под влиянием вредных антропогенных факторов, разработанных в техногенной цивилизации, отмечая в своих отчетах «плачевное состояние полей, лесов, гор». Все это позволяет ставить задачу формирования у учащихся экологического сознания, без которого невозможно решать природоохранные вопросы. Поскольку на экологическое сознание школьников оказывают влияние виды практической природоохранной работы, в социально-педагогической деятельности использовались формы занятий, направленные на самостоятельную природоохранную деятельность учащихся.

Развивающая технология содержит методы, приемы, способы и средства формирования экологической культуры учащихся, основу которой составляют народные природоохранные традиции. Созданная на них этническая экологическая культура представляет собой соответствие осуществляемой деятельности требованиям жизнепригодности окружающей среды и сохранения условий для развития и приумножения жизненных форм в природе. Так, взаимодействуя с духовно-природно-общественной жизнью, человек как микрокосм соединяется со своей многосоставной природой, и все достигнутое в этом процессе выражается в его экологической культуре.

Резюме. Как видно из представленного материала, социально-педагогическая деятельность представляет собой планомерно организуемую многообразную работу на основе взаимодействия, взаиморегулирования своей деятельности всего коллектива в учебном заведении. Целостность и оптимальность социально-педагогической деятельности обеспечиваются регионализацией образования, когда все факторы окружающей среды (природно-климатические, производственные, социальные, этнокультурные и др.) создают региональные и этнические основы совершенствования педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винокурова У. Н. Сказ о народе Саха. - Якутск : Бичик, 1994. - 141 с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогизация - главный и решающий фактор интеграции обучения и воспитания // Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Йошкар-Ола, 2003. - С. 4-7.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. - М. : Академия, 2001. - 160 с.

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учебное пособие. - М. : Академия, 1999. - 168 с.

5. Волков Г. Н., Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогические ценности, тенденции и прогнозы // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2009. - № 2. - С. 28-44.

6. Данилов Д. А., Никитина Е. С. Региональные проблемы подготовки педагогических кадров: организационно-педагогические основы. - Новосибирск : Сибирское университетское образование, 2003. - 160 с.

7. Новиков А. С. О менталитете Саха. - Якутск : Бичик, 1996. - 141 с.

8. Петрова Т. Н. Отстаивание национальной идеи. Историческая этнопедагогика. - М. : Прометей, 2000. - 201 с.

9. Петрова Т. Н. Этнопедагогика Г. Н. Волкова как сокровищница народной жизни // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2005. - № 2(45). - С. 14-16.

10. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения. Т. 5. - М. : Педагогика, 1990. - 528 с.

Вестник UTnY um. K. H. Xrneneea. 2017. № 2(94)

UDC 37.013.042:39

D. A. Danilov, A. G. Kornilova REGIONAL AND ETHNICAL BASES OF SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY

M. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. This paper describes the problem of considering the regional and ethnical features of school education and teaching. The improvement of education and pedagogical activity (which are get updated in the context of globalization) is based both on the level and quality of education achieved in the world practice and on the realization of achievements in this field in one's own country and its regions. Every region difers from the rest in terms of people mentality, level of their social, national and cultural development that determines the features of functioning and development of education. The whole educational system and socio-pedagogical activity of the country and its regions is being improved through the process of regionalization of education considering ethnopedagogical conditions of the region.

Keywords: socio-pedagogical phenomenon, activity approach, ethnopedagogy, regionalisation of education.

REFERENCES

1. Vinokurova U. N. Skaz o narode Saha. - Jakutsk : Bichik, 1994. - 141 s.

2. Volkov G. N. Jetnopedagogizacija - glavnyj i reshajushhij faktor integracii obuchenija i vospitanija // Jetnopedagogizacija celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Joshkar-Ola, 2003. - S. 4-7.

3. Volkov G. N. Jetnopedagogizacija celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa. - M. : Akademija, 2001. - 160 s.

4. Volkov G. N. Jetnopedagogika : uchebnoe posobie. - M. : Akademija, 1999. - 168 s.

5. Volkov G. N., Arsaliev Sh. M.-H. Jetnopedagogicheskie cennosti, tendencii i prognozy // Izvestija Che-chenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. - 2009. - № 2. - S. 28-44.

6. Danilov D. A., Nikitina E. S. Regional'nye problemy podgotovki pedagogicheskih kadrov: orga-nizacionno-pedagogicheskie osnovy. - Novosibirsk : Sibirskoe universitetskoe obrazovanie, 2003. - 160 s.

7. NovikovA. S. O mentalitete Saha. - Jakutsk : Bichik, 1996. - 141 s.

8. Petrova T. N. Otstaivanie nacional'noj idei. Istoricheskaja jetnopedagogika. - M. : Prometej, 2000. - 201 s.

9. Petrova T. N. Jetnopedagogika G. N. Volkova kak sokrovishhnica narodnoj zhizni // Vestnik Chuvash-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2005. - № 2(45). - S. 14-16.

10. Ushinskij K. D. Chelovek kak predmet vospitanija. Opyt pedagogicheskoj antropologii // Pedagogiches-kie sochinenija. T. 5. - M. : Pedagogika, 1990. - 528 s.

© Danilov D. A., Kornilova A. G., 2017

Danilov, Dmitry Alekseevich - Corresponding Member of Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Professional Pedagogics, Psychology and Education Management, M. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia; e-mail: danilovda11@gmail.com

Kornilova, Alla Georgievna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Social Pedagogics, M. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia; e-mail: kornilovalla@gmail.com

The article was contributed on January 23, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.