Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ'

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНОВ / ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ РЕГИОНОВ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / COMPETITION / REGIONAL COMPETITIVENESS / REGIONAL BUSINESS CLIMATE / INVESTMENT / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихсаидов Ш.М.

Конкурентоспособность страны не может быть достигнута при низкой конкурентоспособности регионов, входящих в ее состав. Таким образом, регионы фактически определяют социально-экономические процессы, проводимые в государстве, а государство в свою очередь проводит настройку факторов, определяющих развитие региона. В статье выявляются факторы, влияющие на развитие конкурентоспособности регионов, и механизмы регулирования данных факторов. Научная новизна: раскрыто содержание понятия конкурентоспособности региона, выявлены факторы, мешающие полноценному и однородному развитию конкурентного потенциала регионов, определен комплекс мероприятий, направленных на повышение региональной, в частности, и национальной конкурентоспособности российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF REGIONAL COMPETITIVENESS FORMATION

А country's сompetitiveness cannot be achieved if the competitiveness of its constituent regions is low. Thus, the regions actually determine the socio-economic processes carried out in the state, and the state, in turn, adjusts the factors that determine the development of the region. The article identifies the factors that influence the development of regional competitiveness and the mechanisms for regulating these factors. Scientific novelty: the content of the concept of competitiveness of the region is revealed, factors preventing the full and homogeneous development of competitive potential of the regions are identified, a set of measures aimed at improving the regional, in particular, and national competitiveness of the Russian economy is defined.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ»

УДК 332

ISSN: 2542-0259

© Российское конкурентное право и экономика, 2020

Факторы формирования конкурентоспособности регионов

Шихсаидов Ш. М.,

ФАС России, г. Москва

Аннотация

Конкурентоспособность страны не может быть достигнута при низкой конкурентоспособности регионов, входящих в ее состав. Таким образом, регионы фактически определяют социально-экономические процессы, проводимые в государстве, а государство в свою очередь проводит настройку факторов, определяющих развитие региона. В статье выявляются факторы, влияющие на развитие конкурентоспособности регионов, и механизмы регулирования данных факторов. Научная новизна: раскрыто содержание понятия конкурентоспособности региона, выявлены факторы, мешающие полноценному и однородному развитию конкурентного потенциала регионов, определен комплекс мероприятий, направленных на повышение региональной, в частности, и национальной конкурентоспособности российской экономики.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность регионов, деловой климат регионов, инвестиции, региональная экономика.

Factors of regional competitiveness formation

Moscow

Shamil M. Shikhsaidov, Annotation

FAS Russia, A country's competitiveness cannot be achieved if the competitiveness of its constituent

regions is low. Thus, the regions actually determine the socio-economic processes carried out in the state, and the state, in turn, adjusts the factors that determine the development of the region. The article identifies the factors that influence the development of regional competitiveness and the mechanisms for regulating these factors.

Scientific novelty: the content of the concept of competitiveness of the region is revealed, factors preventing the full and homogeneous development of competitive potential of the regions are identified, a set of measures aimed at improving the regional, in particular, and national competitiveness of the Russian economy is defined.

Keywords: competition, regional competitiveness, regional business climate, investment, regional economy.

Факторы формирования конкурентоспособности регионов

Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния — конкуренция.

Л.Эрхард

Концепция конкурентоспособности регионов постоянно находится в центре внимания ученых, политиков и предпринимателей. Конкуренция регионов — многомерное понятие, которое включает конкуренцию между регионами одной страны, конкуренцию с регионами других стран, конкуренцию макрорегионов — объединение ряда стран. Присущая современному экономическому развитию глобализация приводит к стиранию государственных границ в экономических взаимодействиях, к увеличению мобильности капиталов и ресурсов, распространению единых стандартов, и в связи с этим особую актуальность для разработки долгосрочной стратегии управления регионами приобретает разработка инструментария анализа и оценки конкурентоспособности региона. Конкурентоспособность — явление, производное от конкуренции, под которой в общем смысле понимается способность субъектов конкурировать за ресурсы. Известный исследователь в области конкурентоспособности профессор Гарвардского университета М. Портер, рассматривая сущность конкуренции между регионами, связывает территориальную конкуренцию со способностью промышленности региона вводить новшества и модернизироваться. Различия в региональных ценностях, культуре, структуре экономики, в существующих организациях и историческом развитии, по его мнению, вносят вклад в достижение успешной конкуренции конкретного региона. Портер определяет конкурентоспособность региона как более высокую продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется в величине и динамике валового регионального продукта на душу населения (и/или одного работающего), а также выражается другими показателями. Конкурентоспособность региона — это способность региональных и муниципальных властей привлечь и эффективно использовать привлеченные и собственные ресурсы в целях устойчивого социально-экономического развития и обеспечения роста благосостояния населения региона, а также способность субъектов экономической деятельности, расположенных в регионе, производить товары и услуги, реализуемые как на внутреннем, так и на международных рынках. Как экономическая категория, конкурентоспособность региона выражает совокупность отношений между регионами по поводу экономических ресурсов и потребителей в условиях конкурентного взаимодействия с другими регионами. К базовым признакам конкурентоспособности относятся: наличие у региона развитой системы производительных

сил, включающей в себя природные богатства, географическое положение, наличие инфраструктуры, научный потенциал, наличие высокотехнологичных предприятий, что создает общий уровень технико-технологического обеспечения хозяйствования в регионе, степень развитости человеческого капитала, обеспеченность высоким уровнем жизни населения, эффективное использование административного ресурса, низкие административные барьеры и возможность эффективно реализовать имеющийся потенциал.

Процесс развития конкурентоспособности регионов проходит в отечественной экономике в условиях сложных трансформационных процессов. На сегодня можно констатировать факт недостижения целеполаганий Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. практически по всем параметрам, включая территориальное развитие страны1. В связи с этим актуальной задачей являются обоснование научно-методических положений и практических рекомендаций для решения задач оценки и анализа конкурентоспособности региона и поиск новых источников роста региональных экономик.

В свою очередь, основные показатели, определяющие конкурентоспособность, такие как: ВРП на душу населения, производительность труда, административный ресурс и инвестиции, то есть в наибольшей степени связанные с деятельностью общества, в разных регионах показывают разнонаправленную динамику, как в относительных, так и в абсолютных величинах. Говоря о конкурентоспособности регионов, следует выделить одну из основных особенностей российской экономики, а именно неоднородность финансового состояния регионов, приводящую к усилению соперничества между ними, то есть к межтерриториальной конкуренции. Конкурентоспособность региона является одной из основных характеристик эффективности функционирования территории. И если согласно мировой практике конкурентные позиции выигрывают в настоящее время регионы, которые независимо от природных богатств, финансовых и человеческих ресурсов проектируют свое развитие на основе опережающей стратегии всесторонней устойчивости, то в российской действительности конкурентные преимущества имеют сырьевые регионы и городские агломерации.

Соответственно, неоднородность развития российских регионов обусловлена географическим расположением добывающих отраслей, урбанизацией ресурсов, слабо развитой инфраструктурой, структурной специализацией и наличием институциональных барьеров. Кроме

1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. Ст. 5489 (Дата обращения: 20.03.2020).

того, отсутствие среднесрочной программы социального и пространственного развития страны, засилье недобросовестной конкуренции,коррупция, нерациональное распределение налогов, непрозрачность распределения трансфертов, финансовая необеспеченность декларируемых центром программ также негативно сказываются на прогрессирующем разрыве в социальном и экономическом развитии регионов. Подобное положение чревато высокой разницей доходов населения, порождением очагов бедности и, как следствие, социальным напряжением. Кроме того, регионы, принимающие ресурсы, выбрав все возможное у соседей, со временем сами превратятся в доноров, и есть риск заполучить 80% территории с «выжженной» землей и несколько развитых агломераций. И здесь необходима не только политическая воля для принятия федеральным центром программ по поддержке городов-центров и крупных агломераций, распространяющих инновации на периферию, но и выработка мер, направленных на улучшение человеческого капитала и институтов, развитие инфраструктуры, продуманная политика по использованию ресурсных преимуществ для привлечения новых технологий добычи и переработки сырья, механизмы комплаенса.

Закон конвергенции, действующий для отдельно взятых стран, можно напрямую использовать при исследовании факторов, сдерживающих выравнивание российских регионов. Инвестиционный и человеческий капитал аккумулируется в крупных городах и районах с развитыми добывающими отраслями. Россия занимает второе место в выборке стран ОЭСР [1] и стран с формирующимся рынком с точки зрения вариативности ВРП, что близко по значениям к Индонезии, Мексике или Чили. Кроме того, проблема разности экономических потенциалов актуальна и в самих регионах. Столичные районы Москва и Санкт-Петербург, а также некоторые богатые природными ресурсами регионы на севере и востоке генерируют самые высокие доходы, в то время как некоторые европейские и южные, а также южно-сибирские регионы входят в состав беднейших. По прогнозам Счетной палаты, Москва и Петербург к 2025 г. составят 40% ВВП страны (на 2018 г. — 32%).

Одна из причин регионального неравенства ВРП в России кроется в производительности. Региональные различия в производительности труда в России обусловлены тремя факторами:

1) разрыв между городом и деревней, который усугубляется слабой транспортной инфраструктурой;

2) сильные агломерационные эффекты и интеграция в глобальные производственно-сбытовые цепочки, ограниченные мегаполисами;

3) географическая концентрация природных ресурсов.

Эти факторы способствуют неравномерному использованию физического и человеческого капитала по всей стране, что в свою очередь сдерживает процессы диффузии между регионами и замедляет ход конвергенции.

В конечном счете неудивительно, учитывая площадь России, что география играет свою роль: расстояние до европейского рынка отрицательно коррелирует с ВРП на душу населения.

Разрыв в производительности между ведущими и остальными регионами особенно поразителен. Производительность труда в Москве, по заявлению мэра Москвы С. С. Собянина, в 2,5 раза превышает среднее значение по стране [2]. Приятные исключения — Санкт-Петербург и Екатеринбург. В целом высокопроизводительные предприятия фактически сосредоточены в нескольких крупных мегаполисах, предполагающих сильную агломерационную экономику, не подразумевающую передачу технологий на периферию, и причины здесь следующие. Москва и Санкт-Петербург — субъекты Федерации, со всеми вытекающими полномочиями и распределением ресурсов, а федеральная власть принимает один за другим законы, перераспределяющие потоки ресурсов в пользу федерального центра, а в пределах регионов — в пользу регионального бюджета. В то же время важнейшими направлениями пространственного развития должны являться точки роста, которые улучшают условия для распространения инноваций из городов-центров на периферию. Добавив развитие инфраструктуры, человеческого капитала и институтов, можно повысить конкурентоспособность малых и средних городов.

География распределения природных ресурсов является еще одним ключом для объяснения неоднородности конкурентного потенциала регионов. Добыча, на которую приходится около 10% ВВП России и около 75% экспорта в 2018 г., сосредоточена в отдаленных регионах с низкой плотностью населения, недостаточной инфраструктурой и в целом враждебным климатом. Семь регионов, составляющих менее 3% населения России, добывают 75% нефти и 90% природного газа [3], а также наиболее ценные полезные ископаемые. Занятость и активность в этих регионах выше среднероссийских. Топ-10 регионов производят почти 50% ВВП страны. Производительность труда, заработная плата, ВРП и привлекаемые инвестиции в нефтедобывающих регионах выше, чем в крупных городах, а колебания цен на нефть мало влияют на регионы — производители нефти, что свидетельствует о том, что налоговая и трансфертная система России в значительной степени амортизирует ценовую волатильность на сырьевые товары.

Наконец, разрыв между городом и деревней может также объяснять различия межрегиональной производительности. Производительность труда в сельских районах на 40% ниже, чем в среднем по стране, отчасти из-за низкой производительности труда в сельском хозяйстве.

В то же время сельская картина более разнообразна. В некоторых сельскохозяйственных регионах, особенно на юго-западе России, хорошая почва и близость

Факторы формирования конкурентоспособности регионов

к потребительским рынкам обеспечивают высокую производительность и подушевой региональный ВРП ближе к среднероссийскому уровню. Другие регионы, особенно в Южной Сибири, имеют мало конкурентных преимуществ как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Им не хватает инфраструктуры для получения доступа в европейскую часть России, а торговые барьеры ограничивают потенциал экспорта на соседние азиатские рынки.

Как показано выше, экономическая география играет важную роль в объяснении региональных моделей ВРП в России. Но оставить все как есть было бы слишком фаталистично. Такие факторы, как образование, инфраструктура, инновации, инвестиции, институциональная среда и интеграция в глобальные производственно-сбытовые цепи, также могут влиять на ВРП, и эти факторы поддаются влиянию.

Прямые иностранные инвестиции, инновации и доступ к финансированию положительно влияют на конкурентоспособность регионов. Прямые иностранные инвестиции являются показателем региональной интеграции в глобальные производственно-сбытовые цепи, распространения технологий и повышения производительности. Поэтому регионы активно конкурируют в борьбе за инвестора, что в свою очередь формирует инвестиционный климат страны и ее конкурентоспособность на международном рынке. Именно конкурентоспособность на рынке капитала, или инвестиционная конкурентоспособность, определяет уровень инвестиционного обеспечения территории и возможность ее развития по «инвестиционно-инновационному» пути. Один из основных факторов, сдерживающий инвестиционную активность подавляющего большинства российских регионов, — острый дефицит собственных финансовых ресурсов и, как следствие, невозможность формирования бюджета развития. Его основные причины:

1) налоговые нормативы, в соответствии с которыми большая часть налоговых доходов, собранных в регионе, перечисляется в центр;

2) целевое предназначение субсидий, субвенций и дотаций, которые направляются из центра в регионы почти исключительно на финансирование социальных нужд, очень слабо учитывая инвестиционные потребности территорий.

Предложения по преодолению этого дефицита таковы:

1) перейти от сверхцентрализации в управлении и бюджетировании к децентрализации, с повышением прозрачности распределительной политики, направленной на выравнивание региональных потребностей;

2) создать для регионов равные условия в доступе к федеральным ресурсам на основе нормативов бюджетной обеспеченности, развитие конкурсного финансирования;

3) позволить регионам в ряде случаев перенаправлять средства федеральной поддержки с решения со-

циальных задач на решение инвестиционных (например, в случае экономии или невостребованности социальных расходов);

4) значительно увеличить масштаб финансирования федеральных программ и институтов, ориентированных на поддержку (целевые субсидии, софинансирование, гранты и т. д.) инвестиционной деятельности регионов.

Проводя свою инвестиционную политику по существующим правилам, регионы часто вступают в конкуренцию друг с другом даже в тех случаях, когда межрегиональное сотрудничество выгоднее. В результате продвигаются проекты, для которых заведомо не хватает территориальных ресурсов или емкости потенциальных рынков. Кроме того, в конкурентной борьбе регионы вынуждены «демпинговать», предлагая потенциальным инвесторам как можно больший объем льгот и подрывая таким образом доходы своего бюджета. Необходимо усилить федеральную экспертную поддержку региональных инвестиционных программ и проектов. Это можно сделать, воссоздав систему патронируемых государством экспертных советов, куда регионы могли бы бесплатно для себя отдавать на рассмотрение свои проекты с целью получения рекомендаций. Наличие института государственной экспертизы поспособствует повышению качества инвестиционных проектов, в том числе региональных, и уменьшит масштабы нерациональной межрегиональной конкуренции.

Успешность конкурентоспособной политики региона является достижением всех стейкхолдеров: инвесторов, производителей, населения, финансовых и образовательных институтов. Но объединять, находить баланс, гасить общестрановые риски, обеспечивать равенство и создавать условия для развития — это прерогатива регионального руководства. Предполагается, что власти регионов, конкурируя за привлечение мобильных экономических ресурсов, более эффективно используют общественные финансы и создают благоприятную среду для бизнеса и населения. Государство остается одним из важнейших игроков в пространстве регионального развития, обеспечивая поставку определенных общественных благ (безопасность, обеспечение верховенства закона, правосудия, здравоохранения, денежной системы, макроэкономической и финансовой стабильности, международных отношений и т. д.), а также товаров и услуг, имеющих фундаментальное значение для развития (водоснабжение, здравоохранение, транспорт, телекоммуникации, энергетика, научные и технические исследования и разработки и т. д.). При этом государственные органы должны быть оперативными, ориентированными на интересы людей, прозрачными, ответственными и эффективными, опирающимися в необходимых случаях на негосударственные организации. От вовлеченности административного ресурса в развитие региона зависит деловой и инвестицион-

ный климат, наличие преференций для бизнеса в виде создания свободных экономических зон, развитие государственно-частного партнерства, развитие человеческого капитала, участие в федеральных программах и распределении бюджета. Зачастую именно от диалога региональной администрации и крупного бизнеса зависит география размещения производства и последующее ответственное ведение бизнеса, включающее в себя: экологию, уплату налогов, обеспечение надлежащих условий для трудящихся, поддержание условий справедливой конкуренции, борьбу с коррупцией, распространение достижений в науке и технике.

В качестве гаранта здоровой рыночной среды в регионах выступает Стандарт развития конкуренции2, посредством региональных «дорожных карт» нивелируя роль государства на товарных рынках, что положительно сказывается на конкурентоспособности регионов.

В свою очередь, высокая доля участия государства в экономике не позволяет развернуться малому и среднему предпринимательству (МСП), что также понижает конкурентоспособность регионов. Неравномерное экономическое развитие регионов является следствием неравномерного развития малого и среднего предпринимательства. По количеству малых и средних предприятий с существенным отрывом лидируют Центральный и Приволжский федеральные округа.

Данные Федеральной налоговой службы по МСП, в разрезе округов, на 10.08.2019:

Центральный федеральный округ — 1 742 049 субъектов МСП;

Приволжский федеральный округ — 1 018 746 субъектов МСП;

Южный федеральный округ — 682 347 субъектов МСП;

Северо-Западный федеральный округ — 665 405 субъектов МСП;

Сибирский федеральный округ — 604 596 субъектов МСП;

Уральский федеральный округ — 490 446 субъектов МСП;

Дальневосточный федеральный округ — 299 632 субъекта МСП;

Северо-Кавказский федеральный округ — 187 542 субъекта МСП.

МСП оказался зажат в тиски между подминающим под себя рынки крупным бизнесом, высокими расходами на ведение дела и низкой платежеспособностью населения. Программу по импортозамещению следовало бы сделать более обширной и сориентировать МСП в первую очередь на экспорт. Для сравнения, в настоящее время экспортируют всего 0,5% россий-

2 Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации. Утв. расп. Правительства РФ от 5 сентября 2015 г. № 1738-р. // Собрание законодательства РФ. 14.09.2015. №37. Ст. 517 (Дата обращения: 20.03.2020).

ских предприятий МСП, в то время как в Германии этот показатель превышает 30%, в Японии достигает 70% [4]. Кроме того, региональным властям следует активно лоббировать участие МСП в качестве поставщиков крупным производителям, в производственной цепочке с высокой добавленной стоимостью. Исходя из целей укрепления национальной экономики и дальнейшего развития конкуренции, Указом Президента Российской Федерации3 обеспечение развития малого и среднего предпринимательства определено как один из факторов совершенствования государственной политики по развитию конкуренции.

Необходимо привлекать ПИИ в виде технологий, для создания совместных предприятий с малым и средним бизнесом. Для этого следует на региональном уровне разработать механизм гарантий инвестору. У нас создано достаточное количество специальных зон, предоставляющих участникам налоговые льготы, и этим активно пользуются инвесторы. Разумеется, это хорошо, что создаются рабочие места и увеличивается налогооблагаемая база, но зачастую инвесторы заинтересованы в экспансии на внутреннем рынке, в реализации своей продукции на мировых рынках, и при этом не идет речь о приобщении к технологиям, структурным сдвигам в экономике региона. Следовало бы ранжировать инвесторов по принципу, насколько инвестор экспортоори-ентирован, готов реинвестировать прибыль в основные средства, вкладываться в инфраструктуру, и уже в зависимости от этих показателей предоставлять инвесторам преференции. География размещения инвестора должна определяться кластерами, имеющимися или планируемыми в том или ином регионе. Кластеры — сообщества фирм, тесно связанных отраслей, являются точками роста внутреннего рынка, взаимно дополняя друг друга и способствуя росту конкурентоспособности за счет синергетического эффекта. Кластерный подход может быть использован в целях достижения роста экономики и снижения «отсталого» состояния дотационных регионов, комплексного развития одного или нескольких субъектов Российской Федерации, формирования саморегулирования экономики субъекта Российской Федерации в отдельных отраслях: производственной, аграрной, строительной и т. д. [5]. Преимущества кластерной организации экономики заключаются, по мнению ученых, в обеспечении эффективности управления инвестициями, повышении инновационного потенциала отрасли и территории, стимулировании предпринимательства, предоставлении льгот в адресном порядке, повышении конкурентоспособности региона, создании новых рабочих мест [6].

3 Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 25.12.2017. № 52 (часть I). Ст. 8111 (Дата обращения: 20.03.2020).

Факторы формирования конкурентоспособности регионов

Необходимо привлекать малый бизнес в государственно-частное партнерство. Инвестиции государства в экономику зачастую неэффективны, т. к. чиновник не может оценить конъюнктуру рынка и существующие риски лучше, чем бизнес. По этому поводу однозначное мнение выразил руководитель Федеральной антимонопольной службы И. Ю. Артемьев: «Если говорить об инвестициях, то здесь речь идет о том, чтобы частные компании пришли в те сектора экономики, где сейчас государство занимает доминирующую позицию. Тогда частные компании будут вкладывать средства в эти отрасли» [7]. Кроме того, это способствовало бы, с одной стороны, привлечению инвестиций, с другой — снятию с регионального бюджета затрат на дальнейшее содержание и обслуживание введенных объектов. Следует на законодательном уровне более четко определить правила игры по концессионным соглашениям.

Каждому региону необходимо провести аудит локальных нормативно-правовых актов на предмет выявления административных барьеров. Необходимо пересмотреть политику льготного кредитования. На сегодня предприятия, не имеющие ликвидного залога, остаются за бортом действующих программ с невысокими кредитными ставками. Недофинансированные предприятия лишены возможности обновлять основные средства, наращивать объемы и расширять линейку продукции, что тормозит процесс развития конкуренции на рынках. Региональные венчурные фонды могли бы помочь решению проблем финансирования. Подобные меры при работе с инвесторами поспособствовали бы поднятию уровня конкурентоспособности регионов.

Следует различать конкурентоспособность производителей в отрасли и на рынке. Если конкурентоспособность производителей на рынке непосредственно связана с уровнем удельных издержек, то конкурентоспособность в рамках отрасли — с дополнительным фактором — выбором специализации, адекватно отражающим сравнительные преимущества производителя. В свою очередь, конкурентоспособность региона предполагает включение наряду с факторами издержек и специализации также и институциональных условий производства, что должно приводить к дифференциации издержек производителя ввиду не только естественных сравнительных преимуществ или преимуществ в организации, но вследствие различий в издержках, сопряжен-

ных с соблюдением обязательных требований, установленных государством (на федеральном и региональном уровнях).

Подводя итог исследованию, можно сделать вывод, что конкурентоспособность регионов представляет собой важный фактор как уровня экономического развития, так и уровня жизни населения в соответствующем регионе. Конкурентоспособность региона зависит от множества факторов, которые поддаются теоретической классификации.

Повышение конкурентоспособности региона — важная и комплексная задача экономической политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, конкурентоспособность регионов — это ключ к развитию конкурентоспособности страны на мировом рынке. ■

Литература

1. Доклад ОЭСР. Factsheet on how competition policy affects macro-economic outcomes © OECD 2017.

2. Собянин: производительность труда в Москве в 2,5 раза выше среднего значения по России. Электронный ресурс. https://tass.ru/ekonomika/4759068.

3. Росстат. Электронный ресурс. http://rosstatistika.ru/.

4. Центр стратегического развития. Электронный ресурс. https://www.csr.ru.

5. Гасумянова А. В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

6. Дидикин А. Б., Юдкин А. В. Закон о промышленной политике в России. Экспертный комментарий. М.: Фонд «СЭЦ "Модернизация"», 2015. 40 с.

7. Игорь Артемьев: развитие конкуренции никогда не навредит экономике. Электронный ресурс: https://tass.ru/interviews/5244944

Сведения об авторе

Шихсаидов Шамиль Музакирович: кандидат экономических наук, заместитель начальника Контрольно-финансового управления ФАС России Контактная информация:

Адрес: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11 Тел.: +7 (499) 755-23-23 E-mail: shikhsaidov@fas.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.