УДК: 332 ББК: 65
Фёдоров А.А.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА
FedorovA.A.
COMPETITIVENESS OF THE REGION: ECONOMIC ANALYSIS AND EVALUATION
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность региона, модель конкурентоспособности региона, методика оценки конкурентоспособности региона.
Keywords: competitiveness, competitiveness of the region, a model of regional competitiveness, the estimation procedure competitiveness of the region.
Аннотация: встатье рассматриваются вопросы, касающиеся
конкурентоспособности региональной экономики. Затрагиваются вопросы качественного перехода от одной модели конкурентоспособности региона к другой, отвечающей современным требованиям и экономическим взглядам. Анализируются современные методы определения конкурентоспособности региона. Предложена методика, и на ее основе проведен анализ и оценка конкурентоспособности регионов Приволжского Федерального округа.
Abstract: the paper addresses issues related to the competitiveness of the regional economy. Address issues of quality of transition from one model to another region's competitiveness to meet modern requirements and economic views. Analyzes modern methods of determining the competitiveness of the region. The technique and, based on the analysis and evaluation of the competitiveness of the regions of the Volga Federal District.
В 2012 году на проходившем в Сочи инвестиционном форуме были обозначены основные проблемы экономики, и сделан главный вывод, что: «ни стратегия, ни миллиардные инвестиции не помогут повысить уровень конкуренции в России. Она развивается, если есть доверие между властью и бизнесом, есть региональный лидер, заинтересованный в инвестициях, есть отлаженный механизм защиты прав инвесторов».[7]
В статье, опубликованной в газете «Ведомости» от 08.10.2013 [15], говорится, что: «Путь развития мировой экономики в ближайшем будущем будут определять два фактора, - пишет МВФ. - Во-первых, дальнейшее развитие экономической ситуации в мире будет зависеть от темпов сворачивания программы денежного стимулирования Федеральной резервной системой США. Если ФРС будет действовать слишком быстро, это может привести к остановке роста в результате резкого увеличения стоимости заемных средств во многих странах и нового витка
волатильности на развивающихся рынках, с которых продолжится массовый исход инвесторов».
Также в данной статье указывается, что в мае 2013 года председатель ФРСБен Бернанке предупредил о намерениях сократить уже в этом году программу количественного смягчения, по которой на рынок поступает $85 млрд. в месяц. Это вызвало смятение на развивающихся рынках, привело к оттоку капитала, падению валютных курсов и росту процентных ставок (в том числе, в самих США). Однако замедление развивающихся экономик вызвано не только действиями ФРС, отмечают эксперты МВФ. Экономистов не оставляет обеспокоенность, что многие развивающиеся экономики окажутся особенно чувствительными к изменению денежной политики США. «Переоценка рисков может привести к закрытию инвесторами спекулятивных позиций, особенно если они используют в
них краткосрочные заемные ресурсы, -говорится в докладе. - К тому же на низколиквидных рынках даже
незначительные ценовые колебания приводят к массовым распродажам ценных бумаг. Свой вклад вухудшение ситуации может внести и финансовая система, стабильность которой может быть подорвана ростом проблемных кредитов, сокращением капитала и дефицитом фондирования». Сама возможность окончания периода ультра дешёвых денег обнажила финансовые и экономические проблемы в разных странах мира, отмечают они. И многие развивающиеся страны, которые к этому моменту достигли максимальных темпов роста, теперь скорее всего будут расти гораздо медленнее, чем в предыдущее десятилетие. Ограничения в конкурентоспособности, неразвитость
инфраструктуры и замедление инвестиций сдерживают их экономический потенциал, указывает МВФ.
Если рассматривать опыт Западной Европы, то основной период, за который сложилась региональная экономика, это 5070-е годы 20 века. Именно в это время были предприняты такие меры, как:
- упор на развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической, связи и др.), ее «подтягивание» до общенациональных стандартов;
- активное использование производственного потенциала государственных или подконтрольных государству предприятий (инвестирование в строительство новых государственных промышленных предприятий в депрессивных регионах);
- ограничение роста концентрации производства и населения в «перегретых» регионах путем жесткого контроля над размещением производительных сил (запреты на выдачу строительных лицензий и т. п.);
- использование в качестве ключевого элемента региональной политики многочисленных региональных стимулов, побуждающих частный бизнес размещать новое современное производство в отсталых регионах и перемещать существующие мощности из «перегретых» районов и
больших городов;
- периодические реформы
региональной политики, когда периоды относительного ослабления ее влияния чередовались с годами повышения активности в этой области
государственного регулирования.
На современном этапе перед экономикой Российской Федерации ставятся задачи по достижению выхода на новую траекторию развития. По нашему мнению, новые точки роста должны достигаться повышением уровня
конкурентоспособности регионов РФ.
ОЭСР определяет
«конкурентоспособность» как способность компаний, отраслей промышленности и регионов, национальных либо
наднациональных, генерировать на постоянной основе сравнительно высокий уровень доходов и занятости в рамках конкуренции международного плана [6].
Конкурентоспособность экономики (согласно Майку Сторперу) - это ее способность привлекать и удерживать фирмы, имеющие устойчивые или растущие доли на рынке, для продолжения их деятельности при одновременном поддержании или улучшении уровня жизни всех, кто участвует в этой деятельности. [13]
Под конкурентоспособностью
(согласно Видяпину В.И.) понимается, способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования - устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые сгруппированы в базовые и обеспечивающие (или глубинные) и поверхностные признаки конкурентоспособности региона [9].
Согласно исследованию ЗАО «Strategy Group Partners», в настоящее время происходит переход от одной парадигмы развития региона к другой. [8] Эта тенденция отражена в докладе Strategy Group, в котором в частности говорится, что конкурентные преимущества региона, которые играли основную роль в начале 21 века в регионах РФ, отходят на второй план.
В начале 2000-х годов основой конкурентоспособности региона являлось наличие ресурсной базы и возможность извлечения данных ресурсов. В данный момент главными конкурентными преимуществами, по мнению специалистов ЗАО «Strategy Group Partners», является наличие портфеля кластеров в региональной экономике, бизнес-климат, сложившийся в регионе, эффективность и стратегический фокус региональной администрации.
Исходя из заданных условий, выделяется динамика развития и динамика
упадка у регионов, которым свойственны процессы, представленные на рисунках 1 и 2.
Те же выводы были представлены экспертами ОЭСР на XI Сочинском инвестиционном форуме, в которых говорилось: «чтобы улучшить позицию в рейтинге конкурентоспособности,
губернаторам стоит поменять стратегии: инвесторов все меньше привлекают «ресурсные» области и все больше -инфраструктурно обустроенные регионы».
[3]
Новые дел овые партнеры
Высокое качество жизни
Сильные и развитые кластеры
/ \
Приток внешних инвестиций
Благоприятные
условия для развития бизнеса
Новые Привлечение
технологии качественных человеческих ресурсов
Рисунок 1 - Модель динамики развития региона
Отток капитала Утечка «умов»
Рисунок 2 - Модель динамики упадка региона
Говоря о конкурентоспособности, необходимо рассмотреть вопрос о межрегиональной конкуренции.
Отметим что, межрегиональная конкуренция является важным фактором и движущим мотивом активизации и мобилизации дополнительных внутренних сил, ресурсов, воли, интеллекта для достижения определенных целей. [4] По сути, межрегиональная конкуренция является результатом процесса
глобализации. Процесс межрегиональной конкуренции заключается в борьбе регионов за создание лучших условий для привлечения частного и государственного капитала.
Уровень развития регионов в РФ достаточно неоднороден, что ослабляет внутреннюю межрегиональную
конкуренция. [3]
Межрегиональные конкурентные отношения подвержены деформации в результате действия ряда факторов:
- инерционности экономического развития регионов;
- действия мультипликаторов пространственного неравенства;
- различной степенью участия регионов во внешнеэкономических отношениях;
- дезинтеграционных процессов на территории страны;
- отсутствия единого экономического пространства и общих экономических интересов внутри ряда регионов;
- нарушений в функционировании институциональной среды;
- отсутствия адекватной реакции на рыночные сигналы со стороны регионов.
Исходя из вышеперечисленных факторов, мы выделим основные направления, по которым регионы РФ конкурируют между собой:
- получение различного вида помощи из федерального бюджета;
- получение госзаказа;
- сохранение прежних и создание новых предприятий;
- формирование на базе регионов различных видов современных кластеров;
- получение различных типов инвестиций;
- открытие на базе региона головных фирм и крупных офисов компаний и предприятий;
- развитие транспортно-транзитных функций;
- сохранение и привлечение нового населения в регион;
- наличие высококвалифицированных кадров;
- развитие образования и здравоохранения как отраслей специализации;
- привлечение инвестиций в молодежную политику и жилье;
- поддержку стабильно положительной экологической обстановки региона;
- проведение крупных выставок-ярмарок; открытие новых музеев, филармоний, театров;
- проведение больших спортивных мероприятий;
- проведение конференций, семинаров;
- повышение туристических возможностей региона.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в современных условиях одним из главных показателей конкурентоспособности становятся условия, создаваемые в регионе для ведения бизнеса.
В данной статье мы предлагаем методику расчета конкурентоспособности региона, которая позволяет определить не только уровень жизни и инвестиционную привлекательность региона, но и ранжировать регионы по степени их развития в данный момент времени.
Предлагаемая нами методика состоит из двух этапов.
На первом этапе применим метод совета региона Саунд Пьюджет. Данный метод применяется для составления рейтинга конкурентоспособности регионов Казахстана. Рейтинг ежегодно
представляется «Агентством по
исследованию рентабельности инвестиций» республики Казахстан.
Регион Саунд Пьюджет состоит из четырех округов (включая город Сиэтл). Он управляется региональным советом -Региональным Советом Пьюджет Саунд. Региональный Совет объединяет
организации, представляющие бизнес, государственные органы, академическую среду, рабочие и некоммерческие организации этих округов. Показатели конкурентоспособности региона Пьюджет Саунд включают 20 экономических и социальных индикаторов, распределенных по 6 группам. [13]
1 группа. Образование и рабочая сила
- определяет конкурентоспособность региона по следующим индикаторам: знание математики за 4 класс и навыки чтения; средний балл после окончания средней школы; образование (степени), полученное после окончания средней школы; производительность труда работника.
2 группа. Технологии и инновации. Показатели конкурентоспособности: затраты на исследования и разработки; количество выданных патентов; вознаграждения за инновационные исследования для малого бизнеса.
3 группа. Предприятия и инвестиции -определяет конкурентоспособность региона по следующим индикаторам: вложение капитала с риском; займы для ведения малого бизнеса; открытие и закрытие бизнеса.
4 группа. Бизнес климат: содержит индикатор - доля налогов.
5 группа. Транспорт и инфраструктура
- определяет конкурентоспособность региона по следующим индикаторам: индекс времени в пути; транспортные расходы; доступ к интернету.
6 группа. Качество жизни и социальный капитал. Показатели конкурентоспособности: участие в благотворительности; возможность иметь жилье; поддержка искусств; индекс качества воздуха; уровень преступности.
Согласно данному методу, конкретный регион сравнивается с аналогичными регионами государства, учитывая сходство в составе населения, занятости и ключевые промышленные кластеры. Сравнения схожих
регионов помогает оценить
конкурентоспособность конкретного региона и указывает на проблемы, где требуются корректирующие меры.
Любой регион можно классифицировать по трем группам, полученным на основе объединения пространственных (плотность населения регионов) и экономических (ВВП на душу населения регионов) факторов: локализация производства, источники увеличения роста рентабельности и центры знаний.
Регионы размещения производств -это регионы с низким или средним уровнем доходов. Производительность в этих регионах достигается за счет низких затрат. Их привлекательность - в отсутствии негативных сторон урбанизации. Факторы, определяющие их конкурентоспособность, кроются в базовой инфраструктуре и доступности: месторасположение с низкими затратами, отсутствие заторов, доступное жилье и наличие дешевых человеческих ресурсов.
Регионы повышения рентабельности -это регионы с высокими темпами роста, со средней плотностью населения и четкой экономической структурой (динамично развивающиеся регионы). В этих регионах выгоды от концентрации ресурсов возникают только в отдельных отраслях, которые являются важными источниками доходов.
Регионы - центры знаний - это регионы с более высокой плотностью населения и высоким и устойчивым ВВП. Эти регионы часто состоят из больших городских районов (космополитические регионы или городские
специализированные регионы).
Исходя из полученных результатов, представленных в таблице 1, согласно методу совета региона Саунд Пьюджет, можно сделать следующие выводы.
Регион ВВП на душу населения, руб. Рост ВРП на душу населения % (2008-2012) Плотность населения на км2
Таблица 1 - Пространственные и экономические факторы регионов ПФО за 2012 год*1
1 Данные за 2012 год, согласно Федеральной службе государственной статистики [14]
Республика Башкортостан 12 323,54 8,73 28,41
Кировская область 4 002,92 8,61 11,30
Республика Марий Эл 2 094,96 11,82 29,53
Республика Мордовия 2 484,05 9,64 31,33
Нижегородская область 9 983,48 8,46 42,93
Оренбургская область 6 118,09 8,33 16,30
Пензенская область 4 153,38 10,99 31,57
Пермский край 7 994,64 10,38 16,44
Самарская область 9 751,17 6,83 59,99
Саратовская область 7 596,63 9,22 22,88
Республика Татарстан 11 598,50 10,72 56,33
Удмуртская Республика 4 605,65 10,84 36,08
Ульяновская область 3 867,61 11,94 34,28
Чувашская Республика 3 773,36 6,90 67,79
Регионы размещения производств: Оренбургская область, Чувашская Республика, Кировская область, Пермский край
Регионы повышения рентабельности: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Пензенская область,
Ульяновская область, Удмуртская Республика, Саратовская область
Центры знаний: Республика Башкортостан, Нижегородская область, Самарская область, Республика Татарстан
На втором этапе анализа произведем расчет конкурентоспособности регионов группы «центров знаний» на основе методики, разработанной профессором Ярославского университета Андреевым В.Е. [5] Данный метод заключается в расчете комплексного показателя, складывающегося из двух групп:
Y = PC + G + Ц
гдеY - показатель уровня жизни, РС -покупательная способность населения; G -коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини); L - уровень
Таблица 2 - Комплексные показатели конкурентоспособности региона*2
Показатели Респ. Татарстан Самарская обл. Нижегородская обл. Респ. Башкортостан Поправочные коэффициент ы
Y 0,3195 0,3199 0,3352 0,3477
РС (ВР1) 0,1945 0,1853 0,1922 0,2161 0,5
Рр 0,0054 0,0044 0,0046 0,0057 0,2
2 Индексы рассчитаны исходя из представленных данных, размещенных на информационных порталах министерств экономического развития соответствующих областей и республик [10][11] 12][13]
безработицы.
PC (ВРГ) = (0,2хPp)+(0,5хIb)+(0,3хSr),
где Рр - процентная доля населения региона в общей численности населения страны; 1Ь - эффективная доля дохода, идущая на потребление; Sr - доля розничных продаж в данном регионе в совокупном объеме розничных продаж.0,2; 0,5; 0,3 - эмпирические коэффициенты.
I = 1р + 1г + ^ + Q,
где! - инвестиционная
привлекательность региона; 1р -инвестиционный потенциал региона; 1г -инвестиционный риск; ^ - реальные объёмы инвестиций; Q - число убыточных предприятий в регионе.
Применив вышеуказанную методику, произведем расчет уровня
конкурентоспособности 4 регионов Приволжского Федерального округа (далее по тексту ПФО) на основе статистических данных за 2012 год, а именно, Республик Татарстан и Башкортостан, Нижегородской и Самарской областей (таблица 2).
¡ь 0,3745 0,3592 0,3730 0,4177 0,5
Sr 0,0091 0,0071 0,0068 0,0089 0,3
G 0,1230 0,1326 0,1410 0,1290 0,3
L 0,0020 0,0020 0,0020 0,0026 0,2
I 0,1209 0,1291 0,1375 0,1221
0,0259 0,01169 0,0144 0,01295 0,7
¡Р 0,0126 0,0097 0,0098 0,0096 0,5
¡г 0,0764 0,1 0,1068 0,0936 0,4
Q 0,0061 0,0078 0,0065 0,0060 0,3
Согласно данным, приведенным в таблице 2, наиболее конкурентоспособным регионом является Республика Татарстан.
Таким образом, предложенная нами методика позволяет, во-первых, определить конкурентоспособность любого региона на основе объединения пространственных (плотность населения регионов) и экономических (ВВП на душу населения регионов) факторов, а именно: локализация производства, источники увеличения роста рентабельности и центры знаний. Во-вторых, в каждой из полученных на предыдущем этапе трех групп провести оценку конкурентоспособности региона на основе показателей уровня жизни и инвестиционной привлекательности
региона, что позволяет избежать ошибочных сравнений между регионами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Афоничкин,А.И., Диденко, Н.И.,Черкасс,Е.Е. Формирование стратегии развития экономических кластеров // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. -Тольятти: ВУиТ, 2010.
2. Афоничкин,А.И., Черкасс,Е.Е. Закономерности изменения стратегии развития интегрированных экономических систем // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева.Тольятти: ВУиТ, 2010.
3. Кулькова,В.Ю. Межбюджетный механизм финансирования государственных услуг в отрасли здравоохранения Республики Татарстан: монография. - М.: Креативная экономика, 2008. - 224 с.
4. Кулькова,В.Ю., Валеева,Ю.С. Концептуальные основы регионального развития в современных условиях // Межрегиональная группа ученных - институт проблем новой экономики. - № 1. - 2004. - С.20-27.
5. Чайникова, Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2008.
6. Инициатива для Центральной Азии / Семинар по разработке стратегий. Стратегии ОЭСР по повышению конкурентоспособности. - 15-18 ноября 2010 г., Вена, Австрия. [Электронный ресурс] - URL: http://www.oecd.org/daf/psd/Eurasia.
7. Итоговая конференция «XI Инвестиционного форума в Сочи» // URL:
sochi.ru/2012/09/itogi-xi-mezhdunarodnogo-investitsionnogo-foruma-sochi-2012.
8. Презентация доклада ЗАО «Стратеджи Партнерс Групп» // сост. Лозинский Сергей Викторович // URL: http://www.wto-center.ru/conferences/conference-08-02-2013/ materials. html.
9. Результаты социально-экономического развития Республики Татарстан// URL: http:// mert.tatarstan.ru/rus/develop. htm.
10. Результаты социально-экономического развития Республики Башкортостан// URL:http://minecon.bashkortostan.ru/activity/development/results/2013/06/14/results_359.html.
11. Результаты социально-экономического развития Самарской области// URL: http://www.economy.samregion.ru/activity/econmic/values_so.
12. Результаты социально-экономического развития Нижегородской области// URL: http ://minec. government-nnov .ru/?id=1256.
13. Республика Казахстан. Программа совместных экономических исследований. Методическая записка по измерению конкурентоспособности регионов// URL:
http: //www. adilet. gov. kz/ru/node/136.
14. Статистическая информация уровня жизни населения РФ// URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level.
15. «Ведомости», от 08.10.2013. МВФ ухудшил прогноз роста развивающихся стран // URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/17245401/mvf-ponizil-prognoz-rostu-mirovogo-vvp-na-2013-2014.