Факторы формирования и реализации человеческого потенциала Factors of forming and realization of human potential
Чернышова Татьяна Николаевна
Chernyshova Tatyana Nikolaevna старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», соискатель ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Chuvash state university's named after I.N. Ulyanov (Fsbei HPE) senior teacher of management and marketing chair Kazan (Volga-region) federal university's (Fsaei HPE) applicant
e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проводится анализ факторов, влияющих на формирование и реализацию человеческого потенциала. Раскрыта содержательная характеристика внутренних и внешних факторов. Отмечается значимость совершенствования образования, управления персоналом, становления инновационной культуры общества для формирования качественного человеческого потенциала с целью его реализации в форме человеческого капитала.
Annotation. The author in her article analyzes the factors, which influence developing and realization of human potential. The content characteristics of internal and external factors has been disclosed. The importance of improving education, personnel management, developing innovative culture of society to form qualitative human potential with its further realization in the form of human capital is being marked.
Ключевые слова: человеческий потенциал, человеческий капитал, качества инновационной личности, образование, инновационное управление персоналом, инновационная культура.
Key words: human potential, human capital, qualities of innovative personality, education, innovative personnel management, innovative culture.
В настоящее время в науке отсутствует единое определение сущности и основных черт современной экономики (экономика знаний, IT-экономика, новая экономика, инновационная экономика и др.). На наш взгляд, разногласия ученых подчеркивают многосложность и многозначность данного этапа экономики, а различные толкования освещают ту или иную его сторону. Несмотря на это, очевидно, что ключевыми определителями экономического роста вместо рабочей силы и основного капитала стали знания и инновации (табл. 1).
При непрерывном обновлении знаний необходимо принимать во внимание тот факт, что на сегодняшнем рынке не существует такого понятия как «устойчивое конкурентное преимущество». В связи с этим наблюдается интенсивный рост расходов на НИОКР. А понимание того, что именно люди с их образованием, профессиональным опытом и квалификацией являются
генераторами, носителями знаний, подчеркивает приоритетность инвестиций в человеческий капитал.
Таблица 1
Тенденции развития экономики развитых стран*_
Область Экономика XX в. Экономика XXI в.
Общеэкономические характеристики
Рынки стабильные динамичные
Организационные формы иерархические сетевые
Стратегия развития общества повышение качества вложение средств в
жизни развитие интеллекта
Идеология роль и место личности гармоничное развитие
определены системой личности
П ромышленность
Тип производства крупносерийное, массовое производство гибкое производство
Жизненный цикл товара (в среднем) от 2 до 5 лет сокращение в 2 раза
Ключевые определители роста капитал/труд инновации/знания
Ключевые определители технологий механизация информатизация
Конкурентные преимущества снижение цены инновации, качество, своевременность
Важность инноваций низкая-средняя Высокая
Расходы на НИОКР 2,5-3,5% от ВВП 3-7% от ВВП
Трудовые ресурсы
Знания, умения, навыки определяемые профессией диапазон, кросс-тренинг
Реквизиты образования массовый доступ к постоянное
высшему образованию профессиональное обучение
Отношения работник/руководитель враждебные сотрудничество
Занятость стабильная рыночный риск
*составлено с использованием материала Р.А. Фатхутдинова [5, с.18-20].
В российской государственной инновационной политике признание важности человеческого фактора в развитие экономики выражается в стремлении организовать массовую подготовку высококвалифицированных кадров и формировании компетенций «инновационного человека». Как отмечается в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, «инновационный человек» не является синонимом «инновационного предпринимателя», данная категория означает, что «каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, - активным инициатором и производителем этих изменений» [10].
Считается, что впервые понятие инновационной личности ввел Э. Хаген в 1963 г., который обозначил ее в качестве одного из основных факторов экономического роста. Концепт инновационной личности - это порождение рыночного общества, а именно той его фазы, когда исчерпаны возможности экстенсивного развития экономики, традиционных производств и отраслей, и ставка экономического развития делается на творческие ресурсы личности, способной создавать и коммерциализировать новые научно-технологические разработки [7]. Таким образом, инновационный человек - это, прежде всего, творческий человек. Созидание и творчество являются необходимыми условиями развития инновационного человека.
Безусловно, при условии осуществления всеми людьми страны инновационных преобразований во всех сферах общественной жизни российское общество может стать инновационным. Вместе с тем, очевидно, что инновация начинается с проявления творчества, оригинальности, отхода от существующих общепринятых традиций. Естественно, что такими способностями обладают не все члены общества, а лишь «меньшинство». Так, в современной России работники профессий преимущественно творческого типа составляют 20% трудовых ресурсов, работники профессий с элементами творческого труда - 30% и работники профессий шаблонного и полушаблонного труда - 50% трудовых ресурсов [3, с. 196].
При этом сотрудники предприятия в различной степени занимаются производством и реализацией новшеств. Многоаспектность функций, выполняемых работниками инновационной организации, предполагает наличие в ней, по крайней мере, трех категорий работников: генераторы идей, инноваторы-менеджеры, квалифицированные работники, обеспечивающие систему поддержки. Соответственно, первая группа работников способна проявлять творческую инициативу, выдвигать оригинальные идеи; вторая группа работников принимает решения в условиях риска и неопределенности, умеет преодолевать возникающие в коллективе сопротивления изменениям; третья, наиболее многочисленная
группа работников, занимается информационным обеспечением, осуществляет внедрение новшеств.
В данной статье мы будем рассматривать инновационного человека с точки зрения инновационного работника организации. Как известно, каждый человек обладает «человеческим потенциалом». При этом относительно к персоналу предприятия может применяться такое понятие, как «человеческий капитал». В данном исследовании автор хотел бы уделить внимание анализу факторов формирования и реализации человеческого потенциала. Для того чтобы подойти к исследованию обозначенных факторов, целесообразно определиться с вышеперечисленными понятиями.
Понятие человеческого потенциала более раннее, чем «человеческий капитал» и более широкое. Можно определить, что потенциал человека - это совокупность способностей и приобретенных знаний, умений и навыков человека, которые могут быть применены им для достижения определенных целей.
По мнению Чернолес, «человеческий капитал - это часть интеллектуального капитала, отражающая уровень образования, профессионализм, идееспособность, инновационную культуру работников, и проявляющая в обновлении, прогрессе и добавленной стоимости организации» [6, с. 108].
Человеческий потенциал может превращаться в человеческий капитал только в процессе производственных отношений (наемного труда) и приносить доход как самому работнику, так и предприятию в лице работодателя. Именно работодатель, как собственник средств производства, должен быть заинтересован в накоплении человеческого капитала посредством инвестирования средств в приращение знаний, умений, навыков и способностей работников предприятия.
В современных условиях работодатель заинтересован в повышении качества человеческого потенциала, в повышении его способности создавать прибавочную стоимость. В связи с этим ключевой задачей кадровой
политики организации должно быть развитие у работников способности к созданию и распространению различного типа инноваций. Не требует доказательства утверждение, что формирование инновационного человеческого потенциала для приобретения им формы капитала -актуальная задача российского общества.
Итак, понятия человеческий потенциал и человеческий капитал не противоречат друг другу, а находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
На наш взгляд, наращивание человеческого потенциала представляет собой качественное совершенствование человеческого потенциала в возрастной динамике. По нашему мнению, процесс формирования человеческого потенциала начинается с дошкольного периода, а его реализация происходит в результате осуществления конкретным человеком активной трудовой деятельности. Очевидно, что для разных возрастных категорий факторы формирования человеческого потенциала будут различаться.
Для иллюстрации составим матрицу, показывающую, как складывается система формирования и реализации человеческого потенциала (табл. 2). По строкам матрицы обозначены этапы формирования человеческого потенциала, в качестве которых условно можем принять возрастные периоды, по столбцам - факторы формирования и реализации человеческого потенциала, разделенные автором на внутренние и внешние. На наш взгляд, внутренние факторы связаны с самим человеком, а внешние - зависят от воздействия на человека окружающей среды, причем можно выделить агентов (люди), ответственных за формирование человеческого потенциала и институты (организации), в которых происходит формирование и развитие человеческого потенциала. Этапы формирования человеческого потенциала, на наш взгляд, целесообразно начать с дошкольного периода (поскольку именно тога начинается формирование личности) и закончить периодом трудовой деятельности человека, когда человеческий потенциал способен
превратиться в человеческий капитал.
Таблица 2
Факторы формирования и реализации человеческого потенциала
^^^^^ факторы фор-этапы формирования"^^^ внутренние факторы внешние факторы
дошкольник задатки, наследственность, качества личности семья (родители), детский сад (воспитатели)
школьник знания, качества личности, мотивация к исследовательской деятельности школа (учителя)
студент знания, умения, навыки, компетенции, качества личности, мотивация к исследовательской деятельности ВУЗ (преподаватели)
работник знания, умения, навыки, компетенции, качества личности, мотивация к исследовательской деятельности, самообразование организация (руководитель), потребители, государство
Внутренние факторы, которые влияют на формирование человеческого потенциала, как правило, сводятся к наличию у личности достаточно широкого комплекса качеств. Опираясь на антологию достоинств и продуктивных качеств научно-творческой личности, предложенную В.И. Тарушкиным [4, с. 22], мы выделили наиболее существенные, на наш взгляд, личностные черты человека-преобразователя (табл. 3).
По нашему мнению, формироваться качества личности начинают еще на первом этапе, однако в дошкольном периоде это происходит медленно и перечень качеств достаточно узок. С возрастом происходит постепенное наращивание качеств личности, их круг значительно расширяется. Если какие-либо важные качества отсутствуют или присутствуют в недостаточном объеме, то их необходимо развивать. Особенно работник организации должен владеть инструментами развития необходимых качеств.
Набор качеств инновационной личности
Таблица 3
Качество личности Конкретное проявление
Умение - учитывать разнообразные научные факты; - видеть в обычном и необычном новые и перспективные направления; - замечать несущественные, на первый взгляд, детали и нюансы, явления, легко ускользающие от внимания и анализировать их; - менять стереотипные взгляды, подходы на оригинальные, нестандартные; - действовать в условиях неопределенности и риска; - оперировать информацией и знаниями.
Стремление - к активной научно-познавательной деятельности; - к саморазвитию и самосовершенствованию; - к новизне; - к соперничеству и состязательности; - к решению более сложных проблем, не останавливаясь на достигнутом; - к высокому уровню притязаний.
Отличительные черты - креативность (способность самому вырабатывать новые знания и способы действия); - готовность к энергичному преодолению препятствий; - доведение решений проблем до конечного результата.
Наличие - хорошо развитых умственных способностей и аналитического склада ума; - высокого профессионализма и ответственности при решении задач; - инициативности и гибкости в постановке целей; - уверенности в собственных силах и независимости в суждениях; - максимальной степени самомотивированности; - инновационного поведения.
Обладание - навыками адаптации; - навыками поиска, творческого использования, изменения информации; - навыками генерирования инновационных идей.
Способности - к самоорганизации и самодисциплине; - инновационному мышлению; - к научному предвидению и прогнозированию; - к постановке стратегических и тактических целей.
Характерные особенности индивидуальность, коммуникабельность, оптимизм, решительность, работоспособность, самообладание, самокритичность, трудолюбие, целеустремленность, инициативность, высокая самооценка, приводящая к формированию высокого уровня притязаний
К сожалению, в российском обществе многие инновационные качества человеческого потенциала отсутствуют, что, естественно, существенно препятствует созданию и внедрению инноваций. Так, исследования С.А. Иванова [8] показали неготовность действующих работников и выпускников ВУЗов к проявлению инициативы, даже в том случае, если они обладают для этого необходимыми способностями, профессиональными знаниями (76,6 % опрошенных экспертов); отсутствие у людей внутренней потребности стремиться к новому, создавать во всем новое качество (75,0 % опрошенных
экспертов).
Перейдем к рассмотрению внешних факторов формирования и развития человеческого потенциала.
Дошкольный период развития ребенка - наиболее ответственный для формирования многообразного потенциала человека. Главную роль в этом периоде играют родители, поскольку воспитание ребенка и общение с ним происходит, как правило, в семье.
Воспитанию творческих задатков личности уделяется немалое внимание в детских садах и школах. Школьная подготовка является продолжением и дальнейшей ступенью дошкольного воспитания и обучения. Общее между ними состоит в том, что преследуется единая цель - выявлять и развивать в каждом ребенке таланты.
Школьное образование представляет собой подготовительную фазу формирования потенциала ребенка, ориентированного на его будущую профессиональную деятельность. Ученики школы участвуют в олимпиадах, конкурсах, создании под руководством педагогов тематических газет, проблемных журналов, что позволяет им творчески подходить к учебному процессу. Благодаря такой научной деятельности школьникам успешно прививается умение приобретать знания самостоятельно. Вместе с тем их приучают выполнять научную работу в группах, уважать мнения одноклассников, оценивать вклад и усилия других членов группы в совместных исследованиях.
Сфера высшего образования играет большую роль в процессе формирования человеческого потенциала, который должен быть востребованным, в результате стать человеческим капиталом и приносить доход носителю этого капитала и обществу в лице работодателя.
Однако в России выпускники ВУЗов слабо адаптируются к современной профессиональной деятельности и не умеют применить полученные знания на практике. Так, сравнительное исследование качества подготовки выпускников вузов в России и в западных странах (США, Франция, Канада),
проведенное Всемирным банком, выявило тревожную картину. Наши студенты получают высокие баллы (9-10) по критериям «знание» и «понимание» и низкие (1-2) за «применение знаний на практике». Западные студенты, напротив, продемонстрировали умение принимать нужные решения при относительно невысоких оценках за знания [2, с. 65].
Задачи высшего образования в настоящее время существенно углублены - от будущего специалиста требуется не просто усвоение знаний, приобретение не только умений и навыков, но и профессиональных компетенций, т.е. способности и возможности выполнять на требуемом уровне профессионализма определенную деятельность, связанную с решением профессиональных задач. На наш взгляд, реализация компетентностного подхода в образовании создаст прочный фундамент для развития инновационных свойств человеческого потенциала, приближения профессионального образования к потребностям современной инновационной экономики.
Повышение качества образования во многом зависит от уровня квалификации, научно-исследовательской деятельности преподавательского состава. По данным ГУ-ВШЭ, научной работой сегодня занимаются не более 18% преподавателей (из общего числа в 330 тыс.). Это объясняется, помимо прочего, отсутствием у них времени на научную работу, т.к. большинство вынуждены подрабатывать [2, с. 65].
Очевидно, что единственным способом обеспечения непрерывной инновационных преобразований в организации является постоянная поддержка формирования и реализации человеческого потенциала работников. Именно на данном этапе человеческий потенциал способен превратиться в человеческий капитал. По нашему мнению, главными условиями такой поддержки в организации являются: благоприятный инновационный климат; разрушение барьеров, сковывающих развитие; стимуляция источников новых идей; материальные и моральные стимулы; система коммуникаций.
Благоприятный инновационный климат основан на создании творческой атмосферы в организации, поощряющей работников к созданию нового. В таких условиях организация работает так, что изменения становятся нормой, что, в свою очередь, способствует развитию персонала, обеспечивает конкурентоспособность предприятия, его адаптацию к внешней среде.
Можно утверждать, что для успеха деятельности современного предприятия им должен руководить инновационный менеджер, который верит в нововведения, поощряет их, обеспечивает доступность необходимых ресурсов и реализацию потенциальных возможностей организации. В российских условиях пока слабо осуществляется подготовка инновационных менеджеров.
Как известно, деятельность современных предприятий нацелена на удовлетворение потребностей потребителей. Следовательно, организация должна быть ориентирована на спрос потребителей, производить инновационные товары и услуги, постоянно совершенствовать товарный ассортимент.
Исходя из проанализированного выше, можно отметить, что образование пронизывает все этапы жизненного цикла личности, является, по сути, ключевым фактором формирования и развития человеческого потенциала, проводниками которого являются соответствующие агенты и институты.
Образовательный процесс в современных условиях должен способствовать не столько получению обучающимися знаний, сколько мыслительной деятельности через реализацию исследовательского подхода в образовании. Образование-исследование ведет к самовозрастанию инновационного потенциала человека, способного эффективно проявлять себя в будущей профессиональной деятельности.
Повышению качества образования будет способствовать использование в учебном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий, компьютеризация и интернетизация.
Особое внимание должно уделяться интеграции науки, образования и бизнеса, что позволяет, вовлечь в образовательные процессы с одной стороны, высококвалифицированных ученых, потенциальных работодателей, с другой стороны, - подрастающее поколение в процессы научных исследований, применения инновационных технологий во всех сферах жизнедеятельности.
В современных условиях образование должно носить непрерывный характер. Непрерывное образование укрепляет инновационный характер обучения, так как позволяет своевременно обновлять и пополнять полученный в школе и вузе запас знаний, адаптироваться к переменам, лучше понимать новые проблемы и находить пути их инновационного решения.
В отличие от промышленно развитых стран в России практически отсутствует система пожизненного повышения образовательного уровня персонала. В ведущих странах мира, напротив, до 90% рабочей силы регулярно проходят переквалификацию.
Совершенствования через введение новшеств, на наш взгляд, также должны происходить в сфере управления организацией. В современных условиях появилась необходимость формирования системы инновационного управления персоналом, которое является пограничной областью между инновационным менеджментом и управлением персоналом. Объектом инновационного управления персоналом является персонал организации, а предметом - развитие человеческого потенциала и инновационного поведения работников. Любая современная организация, стремящаяся успешно конкурировать в рыночной среде, должна применять инновационные принципы и методы управления.
Выделим наиболее существенные характерные особенности инновационной модели управления персоналом организации:
- выделение общих направлений, а не спецификация задач;
- децентрализация, поддержание интенсивных горизонтальных связей,
построение проектных или программно-целевые структур и их сочетание с традиционной функциональной;
- командная организация деятельности;
- распределение трудовых функций между работниками по их способностям и постоянное перераспределение выполняемых функций;
- поощрение готовности работников брать на себя ответственность и проявлять самостоятельность в принятии решений;
- привлечение к инновационным преобразованиям всех сотрудников организации.
Естественно, что только высококультурное общество способно воспринимать инновационные изменения и вносить весомый вклад в инновационное развитие. В широком смысле инновационная культура - это готовность и способность общества к инновациям во всех областях человеческой жизни. Именно инновационная культура влияет на качество развития личности и общества в целом. Поэтому чрезвычайно важно приобщать всех членов общества к науке, знакомить подрастающее поколение с достижениями в области развития техники и технологий.
Уровень развития инновационной культуры в современной России очень низкий. Главной причиной этого изначально явилось господство командно-административной экономики, а впоследствии - экстенсивное развитие экономики России, что не способствовало становлению инновационной культуры. Показательно, что в России всего 1% опрошенных с уважением относится к профессии ученого, а в США - 56% [9].
Важную роль в становлении инновационный культуры могла бы сыграть информационная политика государства через средства массовой информации и Интернет. От СМИ зависят качество и характер освещения научно-исследовательской деятельности, формирование в общественном сознании привлекательного образа человека как основного производителя инноваций, формирование благоприятной атмосферы для творчества и использования его результатов, поддержка и распространение передового отечественного и
зарубежного опыта инновационных преобразований.
В заключение отметим, что инновационный работник, ориентированный на создание новшеств, внедрение их во все сферы жизнедеятельности, должен стать кадровой основой инновационного развития российской экономики. Определяющим условием накопления человеческого капитала является развитый человеческий потенциал, поскольку человеческий капитал из него формируется.
Библиографический список:
1. Березанская Н.Б. Инновации в образование или инновационное образование? // Инновации. - 2008. - № 10. - с. 99-102.
2. Кольчугина М. Нацпроект «Образование»: инноватизация подготовки кадров // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 9.- с. 64-72.
3. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. Издательский грант РГНФ. Отв. Ред: чл.-корр. РАН А.А. Дынкин, Ю.В. Куренков. - М.: Международные отношения, 2003. - 376 с.
4. Тарушкин В.И. Интеллектуальный потенциал России // Стандарты и качество. -2005. - № 1. - с. 20-26.
5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. Стандарт третьего поколении. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.
6. Чернолес Г.В. Интеллектуальный капитал в структуре активов предприятия, основанного на новых знаниях: сущность, содержание и функциональные роли его составляющих // Инновации. - 2008. - № 9. - с. 106-111.
7. Данилов С.И. Осуществление исследовательского подхода в образовательном процессе как предпосылка формирования инновационной личности. -http://www.ini21.ru/upload/page_id_1931/XXI-1 -2013_web.pdf
8. Иванов С.А. Проблемы и механизмы формирования инновационных компетенций у выпускников вузов. - http://labourmarket.ru/conf8/reports/ ivanov.doc
9. Россия должна стать научной сверхдержавой. Доклад члена-корреспондента РАН С.М. Рогова. - http://www.youngscience.ru/pages/main/ analitics/3969/5466/
10. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года / Минэкономразвития России. - http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/ doc20101231 016