УДК 331:304 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-45-48
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЧЕЛОВ ЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В АСПЕКТЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Мелихова кандидат экономических наук, заместитель директора
Белла ООО «Макдоналдс» (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская,
Сергеевна 104/32). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы воспроизводства человеческого потенциала и перспективы его развития в условиях становления экономики знаний. Систематизированы факторы, обуславливающие реализацию совершенствования человеческого аспекта для гибкого и быстрого воспроизводства.
Ключевые слова: инновационное развитие, человеческий потенциал, инновационное мышление, знание, образование.
Россия на современном этапе переходит к новому этапу развития - инновационному, факторами которого являются новые особые знания, высшее образование и человеческий интеллект. В экономической системе человеческий потенциал используется для нового развития организаций, который включает в себя компетенции и способности руководителей к социально-стратегическому мышлению.
Отметим, что создание вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, что этическое воспроизводство образования предопределяет становление нравственной логики мышления личности, то есть постоянно его совершенствует нравственными умениями, создающие гуманистическое сознание личности в своих действиях для людей, т.е. происходит становление нравственности - гуманное доверительное уважение к другим, признание личного достоинства человека. Это отражает уровень духовности развития личности.
Теоретические подходы по развитию человеческого потенциала делают акцент на таких источниках как технологии и инновационный менеджмент. Кроме того, проблемы инновационного развития экономики рассматриваются, в основном, в пределах одного воспроизводственного цикла.
Понимание системности и взаимозависимости изменений, происходящих в социальной и экономической системах, взаимообусловленности векторов долгосрочного инновационно-ориентированного развития этих систем развивающих подход с позиции длительного циклического развития, ключевым источником которого являются знания и интеллектуальные ресурсы.
В исследованиях Б.З. Мильнера, Б.Н. Кузыка, Ю.В. Яковца присутствует тенденция к расширительной трактовке человеческого потенциала, ведущая к постепенной инсталляции в систему инновационного управления не только его экономических, индивидуальных, но и НЕОэкономических, социальных параметрических характеристик.
Таким образом, воспроизводство человеческого потенциала - это возобновление процессов создания человеческих ресурсов, а также их самопроизводства в рамках той или иной системы общественных отношений. Процесс инновационного развития человеческого интеллекта в условиях становления новой экономики сложен и проявляется в двух формах. С одной стороны это целевое развитие и создание новых знаний в результате реализации целевых, научно - образовательных программ. С другой стороны, это процессы саморазвития личности в результате создания условий духовного единства для развития человека, как носителя и создателя знаний.
Достижение цели инновационного развития возможно только при учете потребностей людей, которые определяются системой материальных и моральных ценностей, находят свое воплощение в реформе образования и систем социального обеспечения. Духовные и нравственные потребности необходимо рассматривать как источник общественного роста материального благосостояния, что должно сопровождаться ростом интеллектуально-образовательного аспекта и ростом дохода общества с учетом его изменяющихся потребностей.
В современных условиях существуют различные точки зрения на механизм разработки новых, модернизированных структур и функций человеческого потенциала при переходе к инновационно-ориентированной экономике.
Авторская точка зрения заключается в необходимости создания инструментария воспроизводства человеческого интеллекта в систему принятия инновационных управленческих решений. Анализ функциональных свойств и совокупности взаимосвязей, составляющих челове-
ческого потенциала с процессом инновационного развития экономики привел к его структурированному представлению в виде четырехсекторной системы, элементы которой выражают качество индивидуального человеческого капитала, уровень благосостояния. Четыре компонента человеческого потенциала и определяют основной вектор инновационной политики. Именно они формируют инструментарий аналитической оценки инновационной стратегии воспроизводства человеческого потенциала в системе инновационно-устойчивого развития новой экономики.
Переход мировой экономики к новому технологическому укладу вызвал кардинальные перемены взглядов на стратегию государственного регулирования процессов инновационного экономического развития, воспроизводства ресурсов территорий.
В России механизм регулирования инновационного развития человеческого потенциала значительно трансформировался с положительными и отрицательными тенденциями:
- постепенный рост инвестиций в образовательную сферу;
- развитие общедоступности образования;
- диверсификация процесса воспроизводства человеческого потенциала;
- интернационализация образовательной системы;
- несоответствие уровня формирования образовательного человеческого потенциала и потребностей в нем рынка труда и экономической системы;
- снижение качества образовательного процесса;
- отставание от развитых стран по инновационным и техническим критериям;
- низкий уровень финансирования образовательных институтов;
- отсутствие четкого перехода образовательной системы развития на новый путь - инновационный.
На основании выше изложенного, мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать регулирующий процесс воспроизводства человеческого потенциала:
> Необходима адаптация образовательной системы к востребованию рынка труда.
> Внедрение системы мониторинга рисков рынка труда (достижение максимальной связи как текущих, так и прогнозируемых результатов образовательной системы и трудоустройства выпускников вузов].
> Получение второго высшего бизнес-образования, четко ориентированного на рост экономической активности населения.
> Формирование и создание национального образовательного инкубатора человеческого потенциала предпринимателей и бизнесменов.
> Государственное стимулирование внедрения программ направленных на развитие экономической - экологической культуры работников.
Расчеты отраслевого индекса воспроизводства человеческого потенциала в Российской Федерации показали, что в 2016 году бюджет обеспечивающий развитие человеческого потенциал, имели работники добывающей промышленности и финансовой службы. В совокупности только 3 % занятых в экономике страны располагали достаточными ресурсами для развития человеческого потенциала, а абсолютное большинство занятых на свой заработок могли восстановить работоспособность [1, с. 169]. Так как заработная плата не является единственным источником доходов, правомерен вопрос о совокупных доходах населения России на развитие человеческого потенциала.
Так, исследования Института социально-экономических проблем народонаселения РАН показали, что в России сформировался механизм форсированного роста наиболее высоких зарплат, когда 50-60% прироста оплаты труда идет на повышение 20% наиболее высокооплачиваемых работников при наличии структурных диспропорций, проявляющихся в более низкой оплате высококвалифицированного труда по сравнению с менее квалифицированным трудом. В результате средняя заработная плата 10% наиболее высокооплачиваемых работников превышает заработную плату 10% наименее оплачиваемых работников в 26-28 раз [2, с. 21].
На основании вышеизложенного, можно отметить, что необходимо на всех уровнях управления создавать руководителей - организаторов с инновационным образованием и инновационным мышлением, которые способны реализовать в своей деятельности генерирование новых знаний, создавая целостность социальной жизни каждого человека. Одновременно становление новой экономики заставляет все институты революционировать образование и обуславливает создание инновационно-социально-гуманного механизма интеграции науки, производства и общества обеспечивающего инновационное развитие экономики с инновационным мышлением руководителей [3, с. 23].
Всем надо понимать, что на практике человеческий фактор - ключевой ресурс в инновационном развитии. Президент В.В. Путин отметил ситуацию в образовании «крайне неудовлетворительной», в частности обратил «...фактически там, где за счет новых технологий мы могли бы реально влиять на повышение качества услуг, мы имеем дефицит их применения, .это надо иметь в виду и в ходе реализации приоритетных национальных проектов», то есть руководителям надо понимать и осознавать, что человек не только ценность, но и источник создания и становления новой экономики.
Инновационное мышление - это осознание необходимости восприятия новационных изменений, новой культуры и новых ценностей при наличии морально-психологического климата в коллективе. Современный уровень развития науки позволяет сделать переход на новый этап развития - ноосферный, то есть необходима смена парадигмы общественного развития. Как отмечал великий русский ученый В.И. Вернадский, что биосфера переходит в ноосферу, перерабатывается научной мыслью человечества [4, с. 31].
С научно-теоретической точки зрения специфика современного периода развития России такова, что все функции управления образованием должны четко выполняться на инновационном уровне во всех институтах: семья, детский сад, школа, училище, институт на основе гибких инновационных модулей, то есть надо создавать новационную философию образования вышеперечисленных уровней. Ибо инновационно-социальная направленность становления новой экономики России - это духовное возрождение и практический путь выхода из системного кризиса на основе творческого самовыражения каждого человека, то есть государство для общества с учетом социального взаимодействия. Однако в России еще не сформулирована общественная доктрина. Именно поэтому на практике инновационно-социальные технологии - это основной источник прогресса и инновационного развития, особенно в периоды кризисов и обновления общественных систем. Важна степень ценности изменений и понимание необходимости управления процесс-инновациями, который начинается с конкретной личности с учетом коллективного видения будущего состояния организации.
Становится актуальным партнерское взаимовыгодное взаимодействие государства, науки, образования, производства и общества для совместного создания сочетания научных знаний с их практической реализацией в многофакторных ситуациях на основе инновационного учения практическим методам для осуществления инновационного развития.
Практика развитых стран подтверждает, что использование наукоемких инновационно-социальных технологий - это выход экономики России из кризисного состояния на основе способностей современных руководителей организаций создавать инновации, а также стремления сохранить равновесие и гармонию в коллективе, так как никакие правовые обязанности не помогут создать творческий климат, благоприятствующий инновации.
Логика вышеизложенного раскрывает реализацию инновационных образовательных процессов с учетом педагогической инноватики, обуславливающей становление инновационного внутреннего мышления каждой личности.
Анализ вышеизложенного показывает, что для становления новой экономики необходимо инновационное развитие отраслей экономики регионов, что обуславливает создание высококвалифицированного персонала и руководителей всех уровней управления, так как без их наличия невозможна разработка и внедрение инновационных новшеств даже при наличии отечественных инновационных технологий, ибо их некем осуществлять.
В практическом аспекте надо во всех образовательных институтах организовать и инновационное обучение, создать знания, переходящие в инновационные компетенции по мере прохождения уровней образования с пониманием необходимости инновационных изменений в своей жизни при переходе к самопознанию и саморазвитию для самореализации личности в новом обществе.
Анализ современной ситуации инновационного развития общества определяет актуальность изучения социально-гуманных ценностей инноватики учеными, участниками процесс-инноваций, которые становятся творцами нового процесса развития общества, которыми в России являются: С.Ю. Глазьев, А.И. Пригожин, В. Делия и др.
Тем не менее нужно признать, что определив высшее образование приоритетом в новой экономике, авторы к сожалению констатируют, что целостность отечественной концепции развития человеческого ресурса (интеллекта] России пока нет из-за отсутствия:
- социально-экономического уровня жизни населения;
- возможностей получения образования;
- системы поддержки и оценки одаренных детей;
- уровня инновационного потенциала образования;
- развитой инновационно-образовательной инфраструктуры в регионах.
Как отмечает в своих исследованиях В. Делия, «инновационное обучение определяет особый смыслообразующий тип овладения знаниями, как продукт сознательной целенаправленной научно-обоснованной деятельности в учебно-образовательном процессе» [5, с. 190]. В связи с этим очевидна необходимость создания гибкой модели высшего образования с вектором инновационного мышления.
Инновационный образовательный процесс - это предопределяющий аспект новационной модификации практико-технологического базиса образования на всех уровнях, который способствует созданию инновационно мыслящих руководителей организаторов во всех отраслях экономики страны.
В соответствии c вышеизложенным и Стратегией развития России до 2020 г. необходимо инновационное мышление руководителей с личной ответственностью перед обществом в инновационном управлении образовательным потенциалом создателей особых знаний и компетенций во всех отраслях экономики на основе единого инновационно-научного центра при РАН и взаимовыгодного партнерства государства, науки, образования, производства и общества для реализации инновационного цикла становления новой экономики - экономики знаний.
Революционные преобразования экономики - это создание отечественных инновационных технологий, искусственного интеллекта, цифровых технологий, определяющих формирование единого понимания сути цифровой экономики с инновационно-интеллектуальными возможностями на основе сочетания инновационных технологий, способствующих ускорению разработки и создания инновационных новшеств, коммерциализация которых - это эколого-инновационные товар-услуги неообществу, то есть создаются эколого-технологические системы всех уровней.
Так, в своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин предложил создавать программу развития цифровой экономики российскими компаниями на основе научно-исследовательских и инжиниринговых центров страны [6]. Также Президент отметил: «Важно воспитать культуру исследовательской, инженерной работы. К этой работе должны подключиться и бизнес, и университеты, исследовательские институты, чтобы у ребят было ясное понимание: все они имеют равные возможности для жизненного старта, что их идеи, знания востребованы в России, и они смогут проявить себя в отечественных компаниях и лабораториях» [6].
Инновационное развитие экономики предопределяет высокий уровень компетенций руководителей и высокую степень квалификации персонала организаций для успешной разработки внедрения новшеств моделями инновационной деятельности, при постоянном обновлении знаний персонала для эффективной реализации в производственно-инновационном цикле отечественных инновационных технологий, определяющих мировой уровень качества и конкурентоспособности, создаваемых инновационных товаров и услуг в неоинформационном обществе, но при партнерском взаимодействии государства, науки, образования и производства.
Литература
1. Делия В.П. Инновационное мышление в XXI в. - Балашиха, Изд-во «Де-По», 2011.
2. Российский статистический ежегодник. - М.:Росстат, 2009.
3. Татаркина А.И. Социально-демографическая безопасность России / Под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2016.
4. Овчаренко Г.В., Ларкина Н.Г. Интенция ученых на современные проблемы науки и практики управления. Монография. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2015.
5. ВернадскийВ.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.
6. Путин В.В. «О стратегии развития России до 2020 года». http://kremlin.ru.
Melikhova Bella Sergeyevna, Candidate of Economic Sciences, deputy director of LLC McDonald's (104/32, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
REPRODUCTION OF HUMAN POTENTIAL IN ASPECT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT
Abstract
Results of a research of problems of reproduction of human potential and prospects in the conditions of innovative development are presented in article. The factors causing realization of target human development are systematized. The directions of improvement of reproduction of human potential are defined. Keywords: innovative development, human potential, innovative thinkin, knowledge, education.