Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ'

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старший подросток / духовно-нравственные ценности / взросление / общественное воспитание / ценностные иерархии / senior teenager / spiritual and moral values / growing up / social education / value hierarchies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Александр Александрович, Маслова Татьяна Федоровна, Джегутанова Наталья Ивановна

В статье рассматривается проблема соотношения факторов, влияющих на формирование духовно-нравственных ценностей старших подростков как особой категории детей. Подчеркивается, что особенно важным в становлении личности ребенка выступает фактор воспитания в семье при его интеграции в систему общественного духовно-нравственного воспитания. Дается обоснование методики исследования духовно-нравственной системы личности старшего подростка, позволяющей определять векторы воспитательного воздействия в процессе его социализации в условиях семьи, школы, дополнительного образовании и партнерства данных социальных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волков Александр Александрович, Маслова Татьяна Федоровна, Джегутанова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS FOR THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF OLDER ADOLESCENTS

The article discusses the problem of the correlation of factors influencing the formation of spiritual and moral values of older adolescents as a special category of children. It is emphasized that the factor of upbringing in the family is especially important in the formation of the child’s personality during his integration into the system of public spiritual and moral education. The substantiation of the methodology for studying the spiritual and moral system of the personality of an older teenager is given, which allows determining the vectors of educational influence in the process of his socialization in the conditions of family, school, additional education and partnership of these social institutions.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ»

obrashcheniya: 20.08.2017)

4. Sokolov M. A. Sistemnyi podkhod kak issledovatel'skaya programma v tvorchestve L. Bertalanfi [Systematic approach as a research program in the work of L. Bertalanffy]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 3. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2022. № 2. P. 5-17.

5. http://alumni.mgimo.ru

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Волков Александр Александрович

Доктор психологических наук, профессор, Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь), e-mail:

Маслова Татьяна Федоровна

Доктор социологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь), e-mail:

Джегутанова Наталья Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь), e-mail:

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-91-104

Аннотация:

В статье рассматривается проблема соотношения факторов, влияющих на формирование духовно-нравственных ценностей старших подростков как особой категории детей. Подчеркивается, что особенно важным в становлении личности ребенка выступает фактор воспитания в семье при его интеграции в систему общественного духовно-нравственного воспитания. Дается обоснование методики исследования духовно-нравственной системы личности старшего подростка, позволяющей определять векторы воспитательного воздействия в процессе его социализации в условиях семьи, школы, дополнительного образовании и партнерства данных социальных институтов.

Ключевые слова: старший подросток, духовно-нравственные ценности, взросление, общественное воспитание, ценностные иерархии.

FACTORS FOR THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF OLDER ADOLESCENTS

Volkov Alexander Alexandrovich

Doctor of Psychology, Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol), e-mail:

Maslova Tatyana Fedorovna

Doctor of Sociological Sciences, Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol), e-mail:

Dzhegutanova Natalya Ivanovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol), e-mail:

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-91-104 Abstract:

The article discusses the problem of the correlation of factors influencing the formation of spiritual and moral values of older adolescents as a special category of children. It is emphasized that the factor of upbringing in the family is especially important in the formation of the child's personality during his integration into the system of public spiritual and moral education. The substantiation of the methodology for studying the spiritual and moral system of the personality of an older teenager is given, which allows determining the vectors of educational influence in the process of his socialization in the conditions of family, school, additional education and partnership of these social institutions.

Keywords: senior teenager, spiritual and moral values, growing up, social education, value hierarchies.

Введение / Introduction. Факторы формирования духовно-нравственных ценностей на протяжении всего периода детского развития изучаются рядом современных наук. Среди них особое место данному вопросу уделяют такие науки как педагогика, детская педиатрия, физиология, однако особенное внимание, уделяется изучению в качестве особого предмета духовно-нравственных ценностей науки о детской психологии. В связи с тем, что современная наука психология выделяет несколько периодов детства, к которым относится ранний возраст - от рождения до трёх лет, детство от трёх до десяти лет и отрочество [8].

Отрочество, или подростковый возраст, также имеет собственное деление по возрастному принципу. Детей от десяти до одиннадцати лет принято выделять понятием - младший подросток. Ребёнок, проживающий возрастной период с двенадцати до тринадцати лет, является типичным подростком, а возраст от четырнадцати до пятнадцати лет проживают интересующие нас старшие

подростки [6].

Исследование факторов формирования духовно-нравственных ценностей, является одним из наиболее специфичных способов изучения развития и взросления ребенка в науке психология. Развитию детской личности, а также вопросам духовно-нравственного развития детей в различных возрастных стадиях большое внимание уделялось многими учёными психологами, заложившими основы современной психологии. Среди таких учёных, как Климова-Фюгнерова М., Немов Р.С., Эльконин Д.Б., выделяется значимость и важность проблемы переходного возрастного - этапа для понимания сущности духовно-нравственного развития ребенка. Данному подходу к проблеме особую важность придаёт социально-возрастная и педагогическая психология [2].

Основные изменения в отношении и понимании окружающего ребенка мира, а также перестраивание всей психической жизни ребенка, происходит в период проживания возраста старшего подростка. Выстраивание всё более гибкой системы внутренней регуляции поведения, а также психической жизни старшего подростка, и обусловливает такие изменения. В процессе проживания старшего подросткового возраста ребенок встречается с новообразованиями в собственной психике, обусловливающими становление его внутренней саморегуляции, внутренней психической жизни, а также ценностей как духовных, так и нравственных [4].

Этап взросления ребенка в возрасте старшего подростка сопровождается сменой первостепенной важности факторов формирования его духовно-нравственных ценностей. В период проживания возраста старшего подростка очевидными факторами формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка, как правило, выступает восприятие элементов воспитания, исходящих от общества и от семьи. Эти тесно связанные между собой понятия можно расположить в порядке «семья-ребенок-общество». Ребенок вырастает, становится членом общества, создает семью, в которой рождается ребенок [5]. При переходе на исследуемый этап взросления важность восприятия семейного воспитания ребёнка зачастую уходит на второй план, а в центре воспитательного процесса как фактора формирования духовных и нравственных ценностей у старших подростков встаёт воспитание, формулируемое обществом. По мнению многих исследователей, данной проблематики именно общественное воспитание имеет высокий уровень влияния на формирование духовно-нравственных ценностей ребёнка [3].

Общественное воспитание является определяющим фактором для формирования, становления и развития духовно-нравственной целостности личности. Уровень корреляции семейного воспитания в сопоставлении с духовно-нравственным воспитанием ценностного ряда более ни в каком другом возрасте не будет столь высоким, как во время переживания ребёнком старшего подросткового возраста. На данном возрастном этапе развития очень важным для ребенка становится опора на свой уже полученный опыт, а для того, чтобы его изменить необходимо воспользоваться направлениями семейного духовного

воспитания и оживить воспоминания. Именно таким образом мыслит старший подросток, а значит, что особенно важный для становления личности ребенка фактор полученного внутри семьи духовно-нравственного воспитания напрямую влияет на восприятие общественного духовно-нравственного воспитания, рассматриваемого как фактор формирования духовно-нравственных ценностей старшего подростка [7].

Взаимозависимость факторов, определяющих основные направления формирования столь важных ценностей последующего поколения жителей планеты, является яркой особенностью возрастного этапа развития личности ребёнка. В этой связи в работе нами проведено исследование влияния факторов формирования духовно-нравственных ценностей старшего подростка.

Целью исследованияявляетсявыявление особенностейфакторов,влияющих на формирование духовно-нравственных ценностей старших подростков, для составления наиболее эффективных рекомендаций по совершенствованию процесса их формирования.

Соответственно сам процесс, происходящий во время проведения мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание старших подростков будет являться объектом нашего эксперимента. Методы, формы и содержание описанного процесса будут являться его предметом.

Материалы и методы / Materialsandmethods.

Для достижения цели необходимо выполнить поставленную исследованием задачу - на основании результатов эмпирического исследования духовно-нравственных ориентиров старших подростков, обучающихся в одном из лицеев г.Ставрополя, предложить определённые рекомендации по наиболее эффективному применению особенностей факторов, влияющих на процесс формирования духовно-нравственных ценностей детей в старшем подростковом возрасте. Для выполнения данной задачи в путём эмпирического исследования была проведена диагностика духовно-нравственных ориентиров старших подростков. Были подобраны необходимые и эффективные методики для выявления уровня духовно-нравственного воспитания и ценностей детей, проживающих возраст старших подростков. Отталкиваясь от выбранных нами методик:

- методика «Ценностные ориентации», М. Рокич в адаптации А. Гоштаутас, А. А. Семенова, В.А. Ядова [10];

- анкета «Брак и семья, культура взаимоотношения полов» для респондентов в возрасте 16+ К. А. Шестакова[9].

Было проведено организационное планирование и заданы критерии оценивания результатов на данным этапе исследования.

В ходе проведения работ пятнадцать старших подростков мужского пола и пятнадцать участников эксперимента женского пола, находясь в возрасте от шестнадцати до семнадцати лет, являющихся обучающимися МАОУ одного из лицеев г. Ставрополя, приняли участие в исследовании в качестве респондентов. Результаты пройденных ими методик стали базой исследования и предоставили

данные эмпирической выборки. Старшие подростки, принимавшие участие в экспериментальной части исследования, получают дополнительное образование, потому их воспитание будет являться внеурочной деятельностью.

В качестве гипотезы исследования выступает то основание, при котором лекции К.А. Шестакова по темам «семья», «семейное воспитание», «воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «нравственность», «целомудрие», «любовь», «счастье» во внеурочной деятельности по формированию традиционных духовно-нравственных ценностей в области семьи, брака, культуры взаимоотношения полов являются эффективным средством по развитию духовно-нравственный ценностей старших подростков [9].

С целью обоснования и приведения результатов эксперимента в качестве методов заключительной части исследования применены:

- методы математической статистики;

- U-критерий Манна-Уитни.

В рамках организационного планирования были определены методики эксперимента. Ниже приведено подробное описание диагностического инструментария:

1. Методика «Ценностные ориентации», М. Рокич в адаптации А. Гоштаутас, А. А. Семенова, В.А. Ядова.

При выборе данной методики выделялдсь то обстоятельство, что результаты диагностирования сформированной направленности испытуемой группы позволят выявить отношение подростков к основам философии жизни, к ключевым мотивам их поступков. Также данные результатов проведения данной методики позволят выяснить общие факторы направленности подростков к восприятию мира, самому себе, другим людям, окружающему миру. То есть, целью использования данной методики будет являться выявление и выяснение перечисленных направленностей старших подростков.

Материалы методики имеют чёткое ранжирование ценностей. На рисунке 2 отображен список духовно-нравственных ценностей, относящихся к классу терминальных ценностей.

2. Анкета «Брак и семья, культура взаимоотношения полов» для респондентов в возрасте 16+ К. А. Шестакова.

Проведение анкетирования имеет цель обосновать направления общественного и семейного воспитания и рекомендации по наиболее эффективному использованию особенностей факторов, влияющих на процесс формирования духовно-нравственных ценностей детей в старшем подростковом возрасте.

Результаты и обсуждение/Results and discussion.

1. В ходе анализа результатов исследования сформированы таблицы 1,2 и рисунки 1,2, где. отражено среднее значение уровня важности ценностей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича в адаптации А. Гоштаутаса, А. А. Семенова, В. А. Ядова. Методика позволяет выявить не только наиболее важные для человека ценности, но и те, которые имеют наименьшую значимость.

Для обработки результатов и с помощью определённых ранее методов определены средние значения ранговых показателей всех ценностей участников в группе испытуемых. Далее по тексту располагающийся рисунок 1 отображает полученные в ходе интерпретации данные по среднему значению важности для группы респондентов каждой из списка восемнадцати терминальных духовно-нравственных ценностей.

16 14,9 15

Рисунок 1 - Среднее арифметическое значение важности терминальных ценностей группы респондентов

Поскольку наиболее значимым ценностям испытуемые присваивали ранг с наименьшим показателем, а наименее ценным - с наибольшим показателем, данные были нами предварительно «перевёрнуты». С целью наглядно отобразить список терминальных духовно-нравственных ценностей в порядке убывания по средним значениям группы респондентов, ниже по тексту нами составлена таблица 1.

Необходимо отметить, что, судя по данным таблицы 1, наибольшую значимость (в порядке убывания) для подростков имеют такие терминальные ценности, как: наличие хороших и верных друзей (15,0); здоровье (14,9); счастье других в целом (12,6). Направленность личности большей части респондентов можно характеризовать как - социальная, судя по средним значениям результатов, указанных ими в ходе опроса.

Наименьшую значимость имеют такие терминальные ценности (в порядке возрастания), как: уверенность в себе (4,8); красота природы и искусства (5,5); творчество (5,5).

На рисунке 6 отображаются полученные данные по среднему значению важности для группы респондентов каждой из списка восемнадцати инструментальных духовно-нравственных ценностей.

96

Таблица 1 .

Среднее арифметическое значение важности терминальных ценностей - по убыванию

N Терминальные ценности Ср. знач.

1 Наличие хороших и верных друзей 15,0

2 Здоровье 14,9

3 Счастье других в целом 12,6

4 Интересная работа 12,4

5 Любовь 12,3

6 Активная жизнь 11,8

7 Развитие 10,0

8 Жизненная мудрость 9,7

9 Счастливая жизнь 9,7

10 Материально обеспеченная жизнь 9,2

11 Удовольствия 8,1

12 Свобода 7,8

13 Продуктивная жизнь 7,7

14 Познание 7,3

15 Общественное признание 7,0

16 Красота природы и искусства 5,5

17 Творчество 5,5

18 Уверенность в себе 4,8

Рисунок 2 - Среднее арифметическое значение инструментальных ценностей группы респондентов

С целью наглядно отобразить список терминальных духовно-нравственных ценностей в порядке убывания по средним значениям группы респондентов, ниже по тексту нами составлена таблица 2.

Таблица 2.

Среднее арифметическое значение важности инструментальных ценностей - по убыванию

N Инструментальные ценности Ср. знач.

1 Воспитанность 14,4

2 Жизнерадо стно сть 13,7

3 Аккуратность 13,4

4 Честность 12,4

5 Чуткость 10,5

6 Самоконтроль 10,4

7 Образованность 10,3

8 Ответственность 9,6

9 Твердая воля 9,2

10 Независимость 8,5

11 Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 8,3

12 Эффективность в делах 8,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Высокие запросы 7,7

14 Исполнительность 7,6

15 Рационализм 7,4

16 Широта взглядов 7,0

17 Терпимость 6,6

18 Непримиримость к недостаткам в себе и других 5,7

Применяя на данном этапе исследования методы математической

статистики, по их результатам можно констатировать следующее:

- наибольшую значимость (в порядке убывания) для старших подростков имеют такие инструментальные ценности, как: воспитанность (14,4); жизнерадостность (13,7); аккуратность (13,4);

- наименьшую значимость имеют такие инструментальные ценности (в порядке возрастания), как: непримиримость к недостаткам в себе и других (5,7); терпимость (6,6); широта взглядов (5,5).

Выделенные и упорядоченные по степени значимости (таблица 2) данные об инструментальных ценностях и их средних значениях в системе ценностного ряда интерпретировать следующим образом:

- наибольшее предпочтение инструментальных ценностей отдает воспитанности, жизнерадостности и аккуратности, то есть группа респондентов

считает наиболее предпочтительными те духовно-нравственные ценности, которые в любой ситуации являются предпочтительными для применения;

- наименьшее предпочтение исследуемая группа отдаёт таким качествам личности как: непримиримость к недостаткам в себе и других, терпимость, широта взглядов, то есть группа респондентов считает наименее предпочтительными те духовно-нравственные ценности, которые помогут добиться желаемой цели лишь в редких случаях.

2. Таблицы 3-7 отображают результаты проведения второй выбранной нами для исследования методики: Анкета «Брак и семья, культура взаимоотношения полов» для респондентов в возрасте 16+ К. А. Шестакова, переведённые в % соотношение с общим количеством респондентов в испытуемой группе старших подростков. Далее по тексту представлена таблица 3, отображающая количество каждого выбранного респондентами из предлагаемых методикой ответов.

Таблица 3.

Результаты ответа на вопрос «Считаете ли Вы допустимыми для себя интимные (сексуальные) отношения до брака?»

Варианты ответов по степени значимости

считаю допустимыми 50%

с перспективой создания семьи 40%

это недопустимо 10%

затрудняюсь лтветить -

Необходимо отметить, что 50 % подростков считают допустимыми для себя интимные (сексуальные) отношения до брака. 40 % полагают, что вступать в интимные отношения можно только в том случае, если складываются стабильные отношения с партнёром (сожителем) и есть перспектива создания настоящей семьи в дальнейшем. 10 % респондентов ответили, что такое недопустимо. Вступать в интимные отношения можно только в законном браке после свадьбы.

Таблица 4.

Результаты ответа на вопрос «Каково Ваше отношение к использованию методов контрацепции, помогающих избежать нежелательной или несвоевременной беременности?»

Варианты ответов по степени значимости

считаю возможным 30%

с необортивными методами контрацепции 30%

с естественными методами контрацепции 10%

использование контрацепции недопустимо 10%

затрудняюсь ответить 20%

Необходимо отметить, что 30% подростков считают возможным использование современных методов контрацепции, 30% считают возможным использование только неабортивных методов контрацепции (т.е. любых, за исключением гормональных средств и внутриматочных спиралей), 10% считают возможным использование только естественных методов контрацепции, основанных на воздержании от супружеских отношений в период наибольшей вероятности зачатия ребенка (ритмический или календарный метод, методы распознавания плодности). 10% считают недопустимым использование контрацепции. 20% затрудняются ответить.

Таблица 5.

Результаты ответа на вопрос «Считаете ли Вы допустимым для себя (своей жены/сожительницы/партнерши) совершение искусственного прерывания беременности (аборта)?»

Варианты ответов по степени значимости

считаю допустимым 50%

по медицинским показаниям 30%

недопустимо 20%

Как видим, 50% опрошенных считают, что допустимо во избежание нежелательной или несвоевременной беременности делать аборт. 30% полагают, что допустимо только по медицинским показаниям (патология развития плода, угроза жизни или здоровью матери), а также в случае изнасилования, 20 % считают, что недопустимо ни при каких условиях. Исключением может быть только тот случай, когда приходится выбирать между жизнью матери и жизнью ребенка.

Таблица 6.

Результаты ответа на вопрос «Что из перечисленного ниже привлекает Вас больше всего в личной жизни?»

Варианты ответов по степени значимости

наслаждение жизнью 60%

любовь, семья и дети 40%

не знаю -

другое -

60 % ответили, что больше всего их привлекает наслаждение жизнью, удовольствия, независимость, для 40% важна любовь, семья и дети.

Таким образом, в ходе анализа результатов исследования были сформированы наглядные материалы, в которых отображено среднее значение уровня важности ценностей по методике, позволяющей выявить не только наиболее значимые для человека ценности, но и те, которые имеют наименьшую значимость.

Внеурочная деятельность в общеобразовательной школе играет важную роль в развитии личности старших подростков, включая их духовно-нравственное воспитание.

Создание условий развития этических ценностей и норм, саморазвития и самоопределения является приоритетной задачей, стоящей перед организацией внеурочной деятельности старших подростков. Проектные мероприятия, игры, тренинги, дискуссии и многие другие формы внеурочной работы могут послужить в качестве фактора, формирующего создание необходимых условий для обучающихся.

Принцип участия старших подростков в процессе организации и даже планирования мероприятий является одним из самых эффективных методов воспитания и развития духовно-нравственных ценностей детей, переживающих период старшего подростка. Развитию самостоятельности и инициативности участников способствует неформальная обстановка. Создание неформальной обстановки на внеурочных занятиях является важной особенностью данного вида обучения [13].

Обучению принимать и уважать мнение других, аргументировать свое мнение и обладать грамотным его выражением способствует участие подростка в групповых дискуссиях на заданные моральные, духовные, этические, нравственные темы. Главной задачей проведения таких мероприятий будет формирование у обучающихся системы ценностей.

При работе с письменными текстами различных форматов, наставнику-педагогу необходимо оказывать помощь обучающемуся старшему подростку, заострять его внимание на согласовании формируемых духовно-нравственных ценностей с нравственными нормами общества и общественной моралью.

Сформировать собственную позицию по отношению к особенностям общества, стать активными гражданами помогают мероприятия из направлений благотворительности и волонтёрской деятельности. Также, такой род занятий способствует развитию сострадания, эмпатии, осознанию ответственности перед социумом.

Принимать правильные решения в сложных ситуациях, осознавать последствия различных поступков, пережить ситуации с направленностью на вызов моральной или этической дилеммы, сыграть множество уникальных ролей возможно старшему подростку в процессе организации и проведения тренингов и ролевых игр. Данная форма обучения зарекомендовала себя как немаловажный фактор и наиболее полезная форма в работе над процессом формирования

духовно-нравственных ценностей у старшего подростка.

Участие обучающегося в процессе планирования и реализации проекта на самостоятельно выбранную тему, также является важным фактором формирования подходов к межличностному общению среди сверстников. Кроме того, проведение обучающих мероприятий в виде проектов способствует осознанному подходу к обучению и воспитанию.

Развитию способностей к пониманию других людей, эффективному управлению своими эмоциями, развитию навыков эмоционального интеллекта способствует участие старших подростков в тренингах, имеющих направление развития эмоциональной грамотности.

Литература

1. Дополнительное образование детей - пространство саморазвития личности: монография / И. В. Иванова, В. А. Макарова, Е. Н. Буслаева [и др.] ; под ред. И. В. Ивановой. — Москва: Русайнс, 2021. — 179 с. — ISBN 978-5-43656725-9. — URL: https://book.ru/book/940226 — Текст: электронный.

2. Духовная преемственность в российском обществе: история и современность: монография / М. Н. Свинцова, Е. Г. Панов, О. В. Шевченко [и др.]; под общ. ред. Н. А. Ореховской, Е. Г. Панова, М. Н. Свинцовой. — Москва: КноРус, 2023. — 196 с. — ISBN 978-5-406-12161-0. — URL: https://book.ru/ book/950643 — Текст: электронный.

3. Карклина С.Э. Проблемы семейного воспитания / С.Э. Карклина. - М.,

1983.

4. Круглов В. В., Я расту! Я - Человек!». Диалоги о Ребёнке в пространстве воспитания и дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / В. В. Круглов, Л. И. Маленкова, В. П. Голованов. — Москва: Русайнс, 2023. — 197 с. — ISBN 978-5-466-01210-1. — URL: https://book.ru/book/945828

— Текст: электронный.

5. Малкина-Пых И. Г., Возрастные кризисы детского и подросткового возраста: учебник / И. Г. Малкина-Пых. — Москва: КноРус, 2024. — 277 с.

— ISBN 978-5-406-12563-2. — URL: https://book.ru/book/951749 — Текст: электронный.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / Мухина В.С. - М., 2000.

7. Петраш Е. А., Ребёнок - родитель - педагог: основы сотрудничества: учебное пособие / Е. А. Петраш, В. М. Сапогов, Т. В. Сидорова. — Москва: Русайнс, 2023. — 110 с. — ISBN 978-5-466-03146-1. — URL: https://book.ru/ book/949783 — Текст: электронный.

8. Руденко А. М., Возрастная психология и педагогика, семьеведение: учебник / А. М. Руденко, С. И. Самыгин, ; под общ. ред. А. М. Руденко. — Москва: КноРус, 2024. — 315 с. — ISBN 978-5-406-11951-8. — URL: https://book. ru/book/950425 — Текст: электронный.

9. Шестаков К.А. Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей в области семьи, брака и культуры взаимоотношения полов: метод. пособие / К.А. Шестаков - М., 2023.

10. Методика «Ценностные ориентации», М. Рокич в адаптации А. Гоштаутас, А. А. Семенова, В.А. Ядова: https://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/ post/metodika-m-rokicha-tsennostnyye-oriyentatsii#q.

References

1. Dopolnitel'noe obrazovanie detei - prostranstvo samorazvitiya lichnosti: monografiya [Additional education of children - the space of personal self-development: monograph]. I. V. Ivanova, V. A. Makarova, E. N. Buslaeva [i dr.] ; pod red. I. V. Ivanovoi. Moskva: Rusains, 2021. 179 p. ISBN 978-5-4365-6725-9. URL: https:// book.ru/book/940226 — Tekst: elektronnyi.

2. Dukhovnaya preemstvennost' v rossiiskom obshchestve: istoriya i sovremen-nost': monografiya [Spiritual continuity in Russian society: history and modernity: monograph]. M. N. Svintsova, E. G. Panov, O. V. Shevchenko [i dr.]; pod obshch. red. N. A. Orekhovskoi, E. G. Panova, M. N. Svintsovoi. Moskva: KnoRus, 2023. 196 p. ISBN 978-5-406-12161-0. URL: https://book.ru/book/950643. Tekst: elektronnyi.

3. Karklina S.E. Problemy semeinogo vospitaniya [Problems of family education]. S.E. Karklina. Moscow, 1983.

4. Kruglov V. V., Ya rastu! Ya - Chelovek!». Dialogi o Rebenke v prostranstve vospitaniya i dopolnitel'nogo obrazovaniya detei: uchebno-metodicheskoe posobie [I am growing! I am human!". Dialogues about the Child in the space of upbringing and additional education of children: educational and methodological manual]. V. V. Kruglov, L. I. Malenkova, V. P. Golovanov. Moskva: Rusains, 2023. 197 p. ISBN 978-5466-01210-1. URL: https://book.ru/book/945828 Tekst: elektronnyi.

5. Malkina-Pykh I. G., Vozrastnye krizisy detskogo i podrostkovogo vozrasta: uchebnik [Age crises of childhood and adolescence: textbook]. I. G. Malkina-Pykh. Moskva: KnoRus, 2024. 277 p. ISBN 978-5-406-12563-2. URL: https://book.ru/ book/951749. Tekst: elektronnyi.

6. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomen razvitiya, detstvo, otroch-estvo: Uchebnik dlya stud. Vuzov [Developmental psychology: the phenomenon of development, childhood, adolescence: A textbook for students. Universities]. Mukhina V.S. Moscow, 2000.

7. Petrash E. A., Rebenok - roditel' - pedagog: osnovy sotrudnichestva: uchebnoe posobie [Child - parent - teacher: basics of cooperation: textbook]. E. A. Petrash, V. M. Sapogov, T. V. Sidorova. Moskva: Rusains, 2023. 110 p. ISBN 978-5-466-03146-1. URL: https://book.ru/book/949783 . Tekst: elektronnyi.

8. Rudenko A. M., Vozrastnaya psikhologiya i pedagogika, sem'evedenie: uchebnik [Age psychology and pedagogy, family studies: textbook]. A. M. Rudenko, S. I. Samygin, ; pod obshch. red. A. M. Rudenko. Moskva: KnoRus, 2024. 315 p. ISBN 978-5-406-11951-8. URL: https://book.ru/book/950425. Tekst: elektronnyi.

9. Shestakov K.A. Formirovanie traditsionnykh rossiiskikh dukhovno-nravst-vennykh tsennostei v oblasti sem'i, braka i kul'tury vzaimootnosheniya polov: metod. posobie [Formation of traditional Russian spiritual and moral values in the field of family, marriage and culture of gender relations: method. allowance]. K.A. Shestakov. Moscow, 2023.

10. Metodika «Tsennostnye orientatsii» [Methodology "Value Orientations"]. M. Rokich v adaptatsii A. Goshtautas, A. A. Semenova, V.A. Yadova: https://dip-psi. ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennostnyye-oriyentatsii#q.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ АКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА

Яковлева Наталья Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского (г. Санкт-Петербург), e-mail: egdiana@yandex.ru

Египко Диана Анатольевна

Аспирант, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского (г. Санкт-Петербург), e-mail: egdiana@yandex.ru

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-104-112

Аннотация:

В статье рассмотрены актуальные вопросы исследования читательской грамотности младших школьников в связи с актуализацией данной темы в современных стандартах государственного образования и в обществе. Освещаются научные позиции отечественных и зарубежных исследователей в определении таких понятий, как читательская грамотность, формирование компетентной личности, познавательный процесс, социальная адаптация, функциональная грамотность.

Ключевые слова: читательская грамотность, федеральные государственные образовательные стандарты, смысловое чтение, младшие школьники, инновационные методики, гуманистическая парадигма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.