Научная статья на тему 'Факторы эмоционального выгорания таможенных инспекторов'

Факторы эмоционального выгорания таможенных инспекторов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1549
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / МЕХАНИЗМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ПСИХОТРАВМИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / СТРЕССОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / EMOTIONAL BURNOUT / PSYCHOEMOTION AL STRESS / PSYCHOLOGICAL AND PHYSICAL STRESS / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISM / TRAUMATIC EXPOSURE / STRESSORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Старостина Людмила Васильевна

В исследовании факторов, способствующих формированию эмоционального выгорания таможенных инспекторов, выявлено побудительное, движущее начало в формировании эмоционального выгорания таких факторов, как стаж, возраст, пол и социально-психологический климат в коллективе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Старостина Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors of burnout customs inspectors

In a study of factors contributing to the development of burnout customs inspectors found motivator, driving back to the formation of the burnout factors such as seniority, age, gender and socio-psychological climate in the team

Текст научной работы на тему «Факторы эмоционального выгорания таможенных инспекторов»

факторы эмоционального выгорания таможенных инспекторов

© л. в. старостина

старостина людмила васильевна

психолог

таможенная служащая самарская таможня mila.star.2011@mail.ru

В исследовании факторов, способствующих формированию эмоционального выгорания таможенных инспекторов, выявлено побудительное, движущее начало в формировании эмоционального выгорания таких факторов, как стаж, возраст, пол и социальнопсихологический климат в коллективе.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, психоэмоциональное напряжение, психофизическое напряжение, механизм психологической зашиты, психотравмирующие воздействия, стрессогенные факторы.

В течение последних трех лет в Федеральной таможенной службе России происходят организационные изменения, связанные с необходимостью создания в стране таможен нового типа. Таможенный инспектор является государственным служащим. В связи с этим таможенному инспектору предъявляются особые требования. Наряду с отличным знанием таможенного законодательства, таможенный инспектор должен быть физически и психически здоров, обладать высоким уровнем концентрации и устойчивости внимания, владеть коммуникативными навыками, умением быстро принимать решения в напряженных рабочих ситуациях в условиях дефицита времени, обладать вербальными способностями, уметь анализировать большое количество информации, быть порядочным, дисциплинированным и эмоционально устойчивым человеком [5].

Деятельность таможенного инспектора осуществляется в условиях постоянного воз-

действия на него различных стрессогенных факторов: часто меняющихся требований таможенного законодательства, жестко регламентированного временного фактора для совершения таможенных процедур, большого количества «трудного»контингента клиентов, страха совершить ошибку при таможенном оформлении. На таможенного инспектора «давит«постоянная угроза наказания (административного или уголовного), возможное сокращение как специалиста, небольшая заработная плата при высокой степени ответственности за свои действия и действия других людей.

В силу различных причин не все таможенные инспекторы психологически адаптированы к прохождению сложной таможенной службы. Если таможенный инспектор в течение длительного времени «не укладывается в ритм»таможенной деятельности, то у него появляются неблагоприятные реакции на рабочие стрессы, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

По мере усугубления последствий рабочих стрессов истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе (...я все равно ничего не (с) могу изменить), ухудшается качество и производительность труда. Эмоции выгорают, появляется неуверенность в себе, неудовлетворенность личной жизнью [2].

Применительно к особенностям деятельности таможенного инспектора наиболее ярко представляется подход В. В. Бойко в исследовании эмоционального выгорания [1]. Согласно данной концепции эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на определенные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» — отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание«отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Эмоциональное выгорание таможенных инспекторов проявляется также в «приглушении» эмоций, исчезновении остроты чувств и переживаний, отгороженности от переживаний другого человека. Симптомами выгорания являются постоянное чувство озабоченности по поводу работы, чувство усталости и пустоты, связанное с ней. Раздражение, направленное на коллег или субъектов делового общения, отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости, а не к тому, что может приносить удовольствие, приводит к тяжелейшему психоэмоциональному и психофизическому перенапряжению.

Все чаще в разговоре с коллегами можно услышать: «Как я устал (а)!», «Господи, как мне все это надоело!», «Ну, сколько же можно все менять...», «Уйти бы, да некуда...», «Нет больше сил реагировать на это...»

От действия стрессогенных факторов «выгоревшие» таможенные инспекторы интуитивно «защищаются», как умеют. Некоторые становятся

более закрытыми в общении, отчужденными друг от друга, равнодушными к основной деятельности, прослеживается пренебрежение к общественной жизни таможни и проблемам коллег. «Отстаньте от меня!»— вот характерный девиз эмоционально выгоревшего человека.

Но не только в процессе трудовой деятельности таможенного инспектора проблема эмоционального выгорания приобретает большое значение. Некоторые сотрудники и после рабочего дня испытывают состояние «из-мотанности»и нежелание общаться с близкими людьми.

О формировании именно эмоционального выгорания говорит тот факт, что ранее такого отношения к работе и коллегам у некоторых таможенных инспекторов не наблюдалось.

Люди, не получающие необходимого психологического просвещения, не знают, насколько опасно для них эмоциональное выгорание: это не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла».

Важную роль в предотвращении формирования эмоционального выгорания представляет умение профессионалом ставить перед собой реалистичные цели. Имеется в виду, что человек вследствие неудач или удач не торопится слишком повышать или понижать планку притязаний. Порой необходимо отказаться от нереальных стремлений. Правильная оценка собственных возможностей (физических, психических) позволяет ставить перед собой лишь достижимые цели, сохраняя при этом силы и возможности для дальнейшей жизнедеятельности [4].

До настоящего времени ученые-психологи, к сожалению, не пришли к единому мнению: можно ли «вылечить» эмоциональное выгорание или требуется «перестройка»личности как таковой, то есть полное переосмысление целей, возможностей и ценностей самого индивида.

После осмысления и предположения проблемы эмоционального выгорания таможенных инспекторов выбор исследования пал на изучение некоторых факторов, могущих способствовать формированию эмоционального выгорания, таких как стаж, возраст, пол, удовлетворенность трудом и социально-психологический климат в коллективе. До настоящего времени исследований эмоционального выгорания таможенных инспекторов не проводилось.

Таким образом, актуальность выбранного исследования обусловлена появлением в психических состояниях некоторых таможенных инспекторов такого феномена, как эмоциональное выгорание. Эмоционально выгоревший таможенный инспектор не может выполнять свои должностные обязанности на должном уровне, у него ухудшается физическое и психическое здоровье. Ежедневная работа с постоянной перегрузкой и психологической зависимостью от нее ведет к накапливанию последствий стрессов и истощению жизненной энергии человека.

В связи с этими наблюдениями возникла необходимость изучения факторов, влияющих на формирование эмоционального выгорания, а затем и разработки практических рекомендаций, направленных на предотвращение эмоционального выгорания таможенных инспекторов.

Были определены основные составляющие исследования.

Цель — изучение факторов, способствующих формированию эмоционального выгорания таможенных инспекторов.

Объект — эмоциональное выгорание таможенных инспекторов.

Предмет — факторы, способствующие формированию эмоционального выгорания таможенных инспекторов.

Гипотезы исследования

1. Стаж, возраст, пол таможенных инспекторов оказывают влияние на уровень сформированности у них фаз эмоционального выгорания.

2. Существуют различия в уровне сформированности фаз эмоционального выгорания таможенных инспекторов из коллективов с различными социально-психологическими климатами.

Методика исследования

Данное исследование проводилось на базе двух групп таможенных инспекторов Самарской таможни. В нашем исследовании мы рассматривали данные группы отдельно, поскольку эти коллективы размещены в разных помещениях и не представляют собой единого целого. В выборку вошли 33 человека: из них 23 женщины и 10 мужчин в возрастном диапазоне от 25 до 39 лет. Образование у всех респондентов высшее.

Для проведения исследования были использованы указанные ниже методы и методики.

Для изучения влияния факторов, способствующих сформированности симптомов эмоционального выгорания у таможенных инспекторов, использовался однофакторный дисперсионный анализ.

Однофакторный дисперсионный анализ использован в данном случае как метод, направленный на изучение изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов. Он позволяет выявить взаимодействие двух или большего числа факторов в их влиянии на один и тот же результирующий признак (зависимую переменную) [3].

Для выявления различий использовался метод сравнения двух независимых групп с помощью критерия Манна-Уитни. Данный критерий является непараметрическим критерием для оценки различий между несвязными выборками. Для применения критерия характер распределения сравниваемых величин не имеет значения.

Для осуществления данного исследования было проведено психологическое тестирование с использованием нескольких методик.

Использование известной методики диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко позволило выявить уровни сформированности всех фаз эмоционального выгорания таможенных инспекторов.

Различия в уровне сформированности фаз эмоционального выгорания таможенных инспекторов из коллективов с различными социально-пси-хологическими климатами были определены с использованием экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто.

Статистическая обработка полученных результатов исследования проводилась при помощи компьютерной программы STATISTIC А 6.0. Результаты статистической обработки данных представлены в таблицах.

Результаты исследования

Приступая к анализу результатов исследования, следует отметить, что таможенные инспекторы в течение рабочего времени вращаются в очень сложной коммуникативной сфере: многочисленные клиенты (физические и юридические лица), различные контролирующие органы, коллеги. Действия (бездействия) таможенных инспекторов в случае ошибки при таможенном оформлении могут квалифицироваться как административные или уголовные.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе был проведен анализ результатов диагностики сформированное™ фаз эмоционального выгорания таможенных инспекторов.

У 94% респондентов формируется или уже сформировалась фаза напряжения. Они достаточно часто испытывают чувство неудовлетворенности собой, тревогу и депрессию. Напряженность условий деятельности приводит к возникновению у них ощущения «загнанности в клетку». Им свойственно длительное и глубокое переживание психотравмирующих событий как на работе, так и в личной жизни.

У 70% респондентов формируется или уже сформировалась фаза резистенции. Данная фаза у многих проявляется симптомом «редукция профессиональных обязанностей». Это объясняется тем, что деятельность сотрудников таможни предполагает общение с большим количеством людей. Они пытаются доступными им способами облегчить чувство возникающего напряжения — облегчением или сокращением обязанностей, которые требуют эмоциональных затрат. Человек пытается осознанно или бессознательно стремиться к психологическому комфорту, снижать давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.

У некоторых респондентов выражен симптом «расширение сферы экономии эмоций». Данная форма защиты проявляется вне профессиональной области — в общении с родными, близкими. На службе работник, у которого сформировался данный симптом, пытается соответствовать принятым нормам и правилам, а дома замыкается в себе, ограничивает количество контактов с близкими людьми вследствие пресыщения человеческими контактами. К большому сожалению, именно домашние становятся «жертвами» эмоционального выгорания, не всегда понимая, что происходит с близким человеком, который работает в таможне.

У 45% испытуемых формируется или уже сформировалась фаза истощения. Данная фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Наиболее выраженным в данной фазе является симптом «эмоциональной отстраненности». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в сфере общения. Коллеги тяготят своими проблемами, потребностями. Люди апатично реагируют на события, происходящие в их

профессиональной деятельности. Почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные.

У большей части респондентов обнаружен симптом «эмоционального дефицита», который проявляется в том, что они не способны сопереживать своим коллегам по работе, не всегда могут, а зачастую и не хотят войти в их положение. У данной группы сотрудников отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку как субъекту деятельности.

Далее был проведен анализ результатов диагностики социально-пси-хологического климата в отделах, сотрудники которых принимали участие в исследовании (табл. 1).

Таблица 1

Показатели социально-психологического климата

Отделы Компоненты психологического климата

Эмоциональный Когнитивный Поведенческий

1 0,83 0,5 0,5

2 -1 -0,33 -0,17

Анализ данных, представленных в таблице 1, показал, что работники группы 1 социально-психологический климат в своем коллективе оценили как весьма благоприятный, так как все его компоненты были оценены как полностью положительные. Очевидно, члены этой группы имеют благоприятные возможности для удовлетворения своих профессиональных потребностей.

Данные по группе 2 свидетельствуют об отрицательном психологическом климате, здесь наиболее низкие показатели по эмоциональному компоненту. В группе 1 большая часть респондентов считает, что большинство членов их коллектива — хорошие и симпатичные люди, им нравится работать в этом коллективе и атмосфера в этом коллективе преобладает положительная. В то время как в группе 2 по эмоциональному компоненту получены отрицательные значения (-1), это свидетельствует о том, что сотрудники данной группы считают, что большинство членов коллектива — люди малоприятные, им не нравится их коллектив и атмосфера в нем.

По когнитивному компоненту в группе 1 получены положительные значения (0,5), это свидетельствует о том, что большая часть респондентов высоко оценивает деловые и личностные качества своих коллег. В коллективе присутствует взаимная поддержка и уважение. Коллеги проявляют способность видеть людей такими, какие они есть, осознавать их индивидуальность. В группе 2 по когнитивному компоненту получены отрицательные значения (-0,33), это свидетельствует о том, что сотрудники низко оценивают деловые и личностные качества своих коллег.

По поведенческому компоненту в группе 1 получены положительные значения (0,5), это свидетельствует о том, что большая часть сотрудников данной группы стремятся общаться друг с другом и в нерабочее время.

В группе 2 по этому компоненту получены отрицательные значения (-0,17), это свидетельствует о том, что респонденты данной группы не стремятся общаться друг с другом вне рабочего времени.

Для подтверждения первой гипотезы о том, что стаж, возраст, пол таможенных инспекторов влияют на уровень сформированности у них фаз эмоционального выгорания, был проведен однофакторный дисперсионный анализ, который позволил выявить следующие взаимосвязи-влияния.

1. Стаж работы в должности оказывает влияние на уровень сформированности I фазы эмоционального выгорания «Напряжение» (рис. 1).

Current effect: F(2, 30)=40,165, p=,000 Vertical bars denote 0,95 confidence intervals

Стаж

Рис. 1. Влияние стажа работы сотрудников на уровень сформированности у них симптомов I фазы эмоционального выгорания

Как показано на рис. 1, «запускающий» механизм в виде нервного (тревожного) напряжения начинает свою «работу». Чем дольше таможенный инспектор работает в таможне, тем более у него проявляется усиливающееся осознание психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые он не в состоянии устранить.

2. Стаж работы в должности оказывает влияние на уровень сформированности II фазы эмоционального выгорания «Резистенция»(рис. 2).

Current effect: F(2, 30)=21,442, p= 000 Vertical bars denote 0,95 confidence intervals

Стаж

Рис. 2. Влияние стажа работы сотрудников на уровень сформированности у них симптомов II фазы эмоционального выгорания

Как показано на рис. 2, профессионал начинает «экономить» на эмоциях, ограничивать эмоциональную отдачу за счет выборочного неадекватного реагирования на рабочие ситуации. Здесь действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным — уделю внимание коллеге, не захочу — не буду общаться.

Профессионалу кажется, что он поступает правильно, но коллегам не нравится его эмоциональная черствость, неучтивость, равнодушие.

Чем дольше человек работает в таможне, тем более он пытается облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

В нашем случае процесс формирования второй фазы эмоционального выгорания «Резистенция» протекает достаточно динамично.

3. Стаж работы в должности оказывает влияние на уровень сформиро-ванности III фазы эмоционального выгорания «Истощение» (рис. 3).

Рис. 3. Влияние стажа работы сотрудников на уровень сформированности у них симптомов III фазы эмоционального выгорания

Как показано на рис. 3, профессионал «выгорел». Чем дольше человек работает в таможне, тем более у него просматривается падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы. Чем больше стаж работы в таможне, тем более видно, что человек не может, как раньше, сопереживать коллегам, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: некоторое время тому назад таких ощущений не было и человек переживает их появление. Он работает, как робот, его почти ничего не волнует, не вызывает отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Здесь стоит заметить, что в других сферах он может жить полнокровными эмоциями.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что стаж работы в таможне оказывает влияние на формирование всех фаз синдрома эмоцио-

нального выгорания. Это говорит о том, что чем дольше работает человек в таможне, тем более у него сформированы все симптомы эмоционального выгорания.

4. Возраст сотрудника оказывает влияние на уровень сформированности

I фазы эмоционального выгорания «Напряжение»(рис. 4).

Current effect: F(10, 19)=2,7462, p=,02790 Effective hypothesis decomposition Vertical bars denote 0,95 confidence intervals

Возраст

Рис. 4. Влияние возраста сотрудников на уровень сформированности у них симптомов I фазы эмоционального выгорания

Как показано на рис. 4, чем старше таможенный инспектор, тем сложней ему справляться с тем напряжением, которое он начинает испытывать под давлением психотравмирующих факторов. Невозможность разрешить ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

5. Возраст сотрудника оказывает влияние на уровень сформированности

II фазы эмоционального выгорания «Резистенция»(рис. 5).

Current effect: F(10, 19)=2,6859, р=,03065 Effective hypothesis decomposition Vertical bars denote 0,95 confidence intervals

Рис. 5. Влияние возраста сотрудников на уровень сформированности у них симптомов II фазы эмоционального выгорания

Как показано на рис. 5, люди более старшего возраста менее противостоят проблемам, слабее сопротивляются тем неприятностям на работе, в среде которых они оказываются. Осознание невозможности исправить или вовсе исключить рабочие проблемы порождает нежелание быть приветливым, вежливым. Положительных эмоций для общения с деловыми партнерами не хватает.

Более старшие по возрасту профессионалы знают, что производственные проблемы сами собой не решаются, а имеют свойство накапливаться, порождая все новые и новые вопросы. Учитывая сложную специфику таможенного дела, даже очень опытный таможенный инспектор часто испытывает затруднения при выполнении основной деятельности.

В нашем случае чем взрослее человек, тем более для него характерно состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.

6. Стаж работы в должности оказывает влияние на уровень сформиро-ванности III фазы эмоционального выгорания «Истощение» (рис. 6).

Current effect: F(10, 19)=9,2050, p=,00002 Effective hypothesis decomposition Vertical bars denote 0,95 confidence intervals

Возраст

Рис. 6. Влияние возраста сотрудников на уровень сформированности у них симптомов III фазы эмоционального выгорания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показано на рис. 6, риску полностью эмоционально выгореть подвержены люди более старшего возраста. Постепенно «наплывающие«возрастные физиологические проблемы, усталость от неразрешенных рабочих ситуаций, невозможность поменять деятельность, нежелание общаться с коллегами приводят к тому, что у человека происходит переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики. Присутствует часто подавленное настроение, преследуют дурные ассоциации, появляются бессонница, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, обостряются хронические заболевания.

Резюмируя описанное выше, можно отметить, что возраст оказывает влияние на все фазы эмоционального выгорания. Чем старше таможенный инспектор, тем более выражены у него все симптомы эмоционального

выгорания. За плечами более зрелого профессионала таможни печальный опыт неразрешимых проблем, вопросы без ответа, «закрытые двери», усложняющие выполнение производственных заданий и оказывающие негативное воздействие на психоэмоциональное состояние.

На следующем этапе исследования был проведен сравнительный анализ с применением критерия Манна-Уитни для подтверждения гипотезы о существовании различий в уровне сформированности фаз эмоционального выгорания у женщин и мужчин, работающих в таможне.

При сравнении уровней сформированности фаз эмоционального выгорания значимые отличия между группами определены по II фазе эмоционального выгорания (табл. 2).

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа уровней сформированности фаз

эмоционального выгорания у женщин и мужчин

Фазы формирования эмоционального выгорания Пол и- критерий ъ- критерий Уровень достоверности

мужчины женщины

I 190,00 371,00 95,00 0,78 0,43

II 230,00 331,00 55,00* 2,35 0,02

III 161,50 399,50 106,50 -0,33 0,74

Примечание: * — обозначены значимые коэффициенты различий

Как видно из табл. 2, было обнаружено одно значимое различие в уровне сформированности II фазы эмоционального выгорания «Резистенция». У таможенных инспекторов-мужчин симптомы этой фазы выражены сильнее, чем у таможенных инспекторов-женщин. Мужчины, по сравнению с женщинами, стараются ограничивать круг своего общения, в отношениях с коллегами чаще позволяют себе нетактичность. Их не беспокоит то, что в результате подобного поведения портятся их взаимоотношения с коллегами по работе. Женщинам же не безразлично, что о них думают и как относятся к ним окружающие — клиенты, коллеги, руководство. У таможенного инспектора-женщины, достаточно сложная роль в таможне — ей нужно доказать, что она может справляться с таможенным делом не хуже мужчины, и как показывает время, женщины не редко и все чаще занимают руководящие посты в таможенных органах.

Таким образом, первая гипотеза о том, что стаж, возраст и пол таможенных инспекторов оказывают влияние на уровень сформированности у них фаз эмоционального выгорания, нашла свое подтверждение.

Далее был проведен сравнительный анализ для подтверждения гипотезы о существовании различий в уровне сформированности фаз эмоционального выгорания у сотрудников таможни из отделов с различным социально-пси-хологическим климатом. Результаты анализа приведены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа уровней сформированности фаз эмоционального выгорания у сотрудников коллективов с различным социально-психологическим климатом

Фазы формирования эмоционального выгорания Социально-психологический климат и- критерий Ъ- критерий Уровень достоверности

Неблаго- приятный (п=18) Благопри- ятный (іі=15)

I 236,50 324,50 65,50 -2,51 0,01

II 234,00 327,00 63,00 -2,60 0,01

III 206,00 355,00 35,00 -3,62 0,00

Как видно из табл. 3, были выявлены различия в уровне выраженности всех фаз эмоционального выгорания. В коллективе с неблагоприятным социально-психологическим климатом уровень выраженности всех фаз эмоционального выгорания сотрудников более высокий. Это подтверждается результатами качественного анализа, который показал, что в целом по группе сотрудников коллектива с неблагоприятным социально-психо-логическим климатом фазы эмоционального выгорания различной степени выраженности имеют 15 человек (100%), что оценивалось по наличию формирующихся либо сформированных фаз синдрома (табл. 4).

Таблица 4

Сформированность фаз эмоционального выгорания сотрудников коллективов

с различным социально-психологическим климатом

Фазы Уровень сформированности фазы Благоприятный климат (п=18) Неблагоприятный климат (п=15)

% абс. % абс.

Фаза напряжения не сформировалась 11 2 0 0

формируется 61 11 33 5

сформировалась 28 5 67 10

Фаза резистенции не сформировалась 39 7 20 3

формируется 50 9 27 4

сформировалась 11 2 53 8

Фаза истощения не сформировалась 78 14 27 4

формируется 22 4 40 6

сформировалась 0 0 33 5

Как видно из табл. 4, фаза напряжения сформирована у 67 % сотрудников коллектива с неблагоприятным социально-психологическим климатом. Это свидетельствует об усиливающемся осознании ими психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства они испытывают недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к ним часто приходит чувство безысходности.

Фаза «Резистенция» сформирована у 53% респондентов сотрудников коллектива с неблагоприятным социально-психологическим климатом.

В общении с другими людьми они ограничивают эмоциональную отдачу, проявляют черствость, неучтивость, равнодушие. Это происходит из-за пресыщения человеческими контактами.

Фаза «Истощение» сформирована у 33 % сотрудников коллектива с неблагоприятным социально-психологическим климатом. Они исключили эмоции из сферы профессиональной деятельности. Их почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Это приобретенная за годы работы с людьми эмоциональная защита. Здесь следует отметить, что в коллективе с благоприятным социально-психологическим климатом ни у одного из сотрудников данная фаза не сформирована.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ позволил подтвердить вторую гипотезу о существовании различий в уровне сформированности фаз эмоционального выгорания у таможенных инспекторов, работающих в коллективах с различным социально-психологическим климатом.

Хотелось бы отметить, что выдвинутые гипотезы и полученные в процессе их доказательства результаты обработки эмоционального выгорания таможенных инспекторов позволяют предложить руководству и психологической службе Самарской таможни ряд практических рекомендаций, направленных на профилактику эмоционального выгорания таможенных инспекторов:

1. Проявлять последовательность и единообразие в требованиях к выполнению производственных решений.

2. Повышать ценность таможенного инспектора и значимость его деятельности посредством материального и морального стимулирования.

3. Для обеспечения физического и психического благополучия таможенных инспекторов организовать неукоснительное выполнение правил трудового распорядка (технические перерывы, обеды, занятия спортом).

4. Оказывать психологическую помощь таможенным инспекторам, основанную на тщательной психологической диагностике.

5. Отслеживать первые признаки эмоционального выгорания и принимать своевременные меры по их предупреждению: отпуска, снижение нагрузки, смена деятельности и т. п.

6. Организовать психологическое просвещение таможенных инспекторов (семинары, лекции, тренинги).

7. Обеспечить возможность таможенным инспекторам освоить пути овладения стрессом: применение приемов релаксации, саморегуляции, самопрограммирования.

8. Для формирования сплоченности трудовых коллективов, создания благоприятного социально-психологического климата и поддержания хорошей физической формы проводить общественно-значимые мероприятия: культурные, спортивные, интеллектуальные.

9. Проводить разъяснительную работу с таможенными инспекторами, направленную на укрепление имиджа таможенного служащего и привлекательность его деятельности.

Выводы

Таможенная служба является делом государственным, требующим от профессионала таможенного дела большой психоэмоциональной и психофизической самоотдачи. В данном исследовании показано, что не все таможенные служащие могут справляться самостоятельно с нарастающим давлением психотравмирующих рабочих факторов, приводящих к неуправляемому стрессу. Неуправляемый стресс является причиной исчерпывания личностных ресурсов, что неизбежно ведет по нисходящей к эмоциональному выгоранию. Выгорание представляет собой процесс, развивающийся во времени, и начинается с сильного и продолжительного стресса на работе. В том случае, когда требования к таможенному служащему постоянно превышают имеющиеся у него ресурсы, нарушается состояние психофизиологического равновесия.

В данном исследовании доказано, что результатом последствий хронического профессионального стресса таможенных служащих является эмоциональное выгорание различных уровней сформированности. На высокий уровень сформированности фаз эмоционального выгорания, в нашем случае, влияет длительное время работы в таможне, зрелый возраст, пол (женщины более чувствительны к выгоранию), неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе.

Разработка профилактических и обновляющих стратегий помощи «выгорающим» таможенным служащим, предложенная автором по результатам данного исследования, представляется весьма важной и перспективной для сохранения кадрового потенциала таможни. Успех помощи по смягчению или преодолению выгорания во многом зависит также от стратегии вмешательства руководства таможни: стратегии, ориентированные на заботу о каждом служащем или коллективе, значительно ослабляют действие психотравмирующих факторов. При вдумчивом и заботливом отношении к личностным ресурсам стрессоустойчивости процесс эмоционального выгорания может быть не только приостановлен, но и преобразован в продуктивное и приносящее радость «горение без затухания».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батаршев, А. В. Психодиагностика в управлении. — М. : Дело, 2005. — 495 с.

2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — СПб. : Питер, 2005. — 336 с.

3. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов. — М. : Флинта, 2002. — 335 с.

4. Маклаков, А. Г. Общая психология. — СПб. : Питер, 2007. — 582 с.

5. Романова, Е. С. Девяносто девять популярных профессий. — СПб. : Питер, 2008. — 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.