Научная статья на тему 'Факторы эффективного управления ликвидностью  ценных бумаг на фондовом рынке'

Факторы эффективного управления ликвидностью ценных бумаг на фондовом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамлеев Р. Ф.

Публикуемая статья посвящена теме формирования системы управления ликвидностью собственных ценных бумаг компаниямиэмитентами. В статье рассматриваются способы и пути возможного воздействия компаний-эмитентов на ликвидность собственных ценных бумаг с целью: поддержания стабильности на рынке ценных бумаг, улучшения их инвестиционной привлекательности, и как можно более «мягкого» выхода из кризисов на фондовом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of efficient control liquidity of securities in the share market

Published clause is devoted to a theme of formation of a control system by liquidity of own securities the companies emitters. In clause ways and ways of probable influence of companies emitters on liquidity of own securities with the purpose are considered: Maintenance of stability on a securities market, improvements of their investment appeal, and "softer" output from crises in the share market.

Текст научной работы на тему «Факторы эффективного управления ликвидностью ценных бумаг на фондовом рынке»

Факторы эффективного управления ликвидностью ценных

бумаг на фондовом рынке.

Мамлеев Р.Ф. (surgu@bk.ru )

(1) Сургутский Государственный Университет (2) ОАО «Мобильные Телесистемы»

На современном этапе развития фондового рынка важнейшее значение приобретают инвестиционные качества ценных бумаг.

Инвестиционные качества акций являются производной, прежде всего, от состояния эмитента, однако оценка этих качеств, происходящая на рынке, формируется его участниками под воздействием большого количества политических, макроэкономических факторов и интересов (и возможностей) самих инвесторов. Таким образом, для улучшения инвестиционной привлекательности своих ценных бумаг эмитенту недостаточно уделять внимание только собственному финансовому состоянию. Необходимо воздействие непосредственно на уровне ценных бумаг путем:

а) увеличения количества акций в обращении за счет новой эмиссии;

б) установления параметров эмиссии;

в) консолидации;

г) дробления;

д) прямых операций на вторичном рынке ценных бумаг:

е) осуществления выкупа у инвесторов напрямую, без участия посредников;

ж) заключения соглашений с маркет— мейкерами.

Новая эмиссия может способствовать достижению целей предприятия, но может и нанести ему существенный вред. Приток на рынок большего количества акций в результате непродуманного размещения дополнительных эмиссий резко ухудшает конъюнктуру рынка и снижает стабилизировавшийся уровень цен. С помощью новых выпусков возможно изменение состава и структуры владельцев компании, что в дальнейшем отразится на ее деятельности. Теоретически, реакцией рынка на новую эмиссию становится падение цен, пропорциональное увеличению

количества акций. На практике это не всегда так — многое зависит от конъюнктуры рынка, ликвидности, скорости притока новых акций на рынок. Способом, позволяющим существенно снизить неопределенность реакции рынка на новую •эмиссию, является предложение инвестором прямой покупки акций, когда количество выпускаемых акций соответствует заявкам потенциальных покупателей. Эти условия должны обеспечить им более выгодную цену и/или большее удобство приобретения, чем на открытом рынке.

Установление параметров эмиссии, таких как номинал, цена и условия размещения, размеры дивидендов по привилегированным акциям, могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на инвестиционную привлекательность. В зависимости от целей эмитента можно привлечь или наоборот отсечь определенный тип инвесторов. Например, цена размещения, установленная на чрезмерно высоком уровне, может отпугнуть инвесторов, особенно мелких. Если рыночная оценка акций предыдущих выпусков существенно ниже цены размещения, эмитент вообще рискует не продать новый выпуск. Вместе с тем, это хорошая возможность не допустить внешних по отношению к предприятию инвесторов к управлению компанией. Невозможность продажи акций по установленной цене размещения может спровоцировать сброс "старых" выпусков большим количеством инвесторов. Кроме того, не полностью размещенный выпуск акций не позволяет сформировать уставный фонд в запланированных размерах. Если же, напротив, цена размещения окажется ниже той, по которой возможно было бы реализовать их на рынке, разница в ценах достанется посредникам и спекулянтам, работающим на фондовом рынке, а не предприятию. Мы видим, что процесс установления цены размещения требует глубокого анализа фондового рынка и потенциальных инвесторов.

Прямые операции на рынке ценных бумаг с собственными акциями связаны с повышением ликвидности и управлением ценами.

Ликвидность является одним из важных показателей инвестиционной привлекательности акций, на которую может воздействовать эмитент. Наиболее

распространенные способы управления ликвидностью акций со стороны эмитента связаны с их выкупом, который может производиться самим акционерным обществом или независимой компанией - маркет-мейкером. Маркет-меикер -компания, выставляющая двусторонние котировки на покупку и продажу ценных бумаг, причем "спрэд" (разница) между этими котировками не превышает некой твердо установленной величины. Котировки являются "твердыми" для других участников рынка, то есть маркет-мейкер обязан совершать сделки по заявленным ценам. Тем самым у участников рынка появляется возможность продать или купить данные ценные бумаги Поддержание котировок вокруг запланированного ценового уровня требует определенных средств, поскольку компания маркет-мейкер должна будет проводить покупку бума!. чтобы не допустить падения цены, а также наличия определенного пакета акций, чтобы поддержать продажу. Размер такого фонда поддержания ликвидности может быть определен с помощью специальных исследований. Причем его формирование может осуществляться как за счет денежных средств и ценных бумаг, так и за счет дебиторской задолженности предприятия Такой подход позволит не только оздоровить активы предприятия, но и получить определенный рыночный процент от вложенных средств, которые обращаются на рынке. Для того, чтобы остановить падение цен на рынке, маркет-мейкеры или заинтересованные брокеры на западе часто используют прием, называемый "стабилизацией", который проводится в виде массированной скупки акций по цене выше рынка. Поскольку такие операции могут считаться умышленной манипуляцией рынком или намеренным введением в заблуждение, о таких действиях предупреждают заранее (например, в Великобритании на экране внебиржевой торговой системы появляется значок 3).

Для определения ликвидности инвестор и эмитент могут использовать следующие показатели

I Количество маркет-мейкеров по акциям.

2. Спрэд цен продажи и покупки (максимальной цены покупки и минимальной цены продажи) Минимальный спрэд указывает на активность совершения сделок по

данному виду бумаг, а, следовательно, на возможность быстрой продажи по справедливой рыночной цене

3 Срок реализации крупного пакета акций, который не влечет резкого падения цены на них (объем пакета измеряется в процентах от объема рынка данного инструмента, а резким падением цены считается ее уменьшение на 1%).

4. Ежедневный объем сделок с данными акциями относительно объема сделок на рынке в целом.

Финансовые инструменты с низким риском, а, следовательно, и доходностью, пользуются спросом как у консервативных инвесторов (которые держат в них большую часть портфеля), так и у спекулянтов (которые формируют из них незначительную часть портфеля с целью диверсификации рисков). Таким образом, если на рынке преобладают средства рисковых инвесторов, снижение кредитного рейтинга эмитента, влекущее за собой рост риска и доходности, повысит ликвидность рынка. Изменение состава потенциальных покупателей является, в частности, следствием изменения надежности финансового инструмента.

Во многих случаях первоначальная цена эмитируемых акций формируется без учета рыночных условий администрацией предприятия. При наличии интереса участников финансового рынка акции могут появиться во внебиржевых системах торговли (РТС). Процесс курсообразования на такие акции может занимать достаточно длительное время и сопровождаться резкими изменениями цен на покупку и продажу. Рост предложений на совершение сделок означает, что рынок проявляет интерес к данной бумаге, что выражается, в частности, в уменьшении спада цен, а, следовательно, — в снижении рисков участников рынков.

Ограничения, накладываемые на процесс скупки предприятием собственных акций, в российских условиях призваны не допустить ущемления интересов инвесторов. Запрещено:

— проведение единичных сделок купли-продажи с отдельными акционерами (без объявления выкупа);

— приобретение размещенных акций до удовлетворения требований о выкупе акций, предъявляемых в соответствии с 75-й статьей закона об АО;

— приобретение акций до полной оплаты уставного капитала и в период проведения эмиссии,

— покупка собственных акций предприятием с признаками банкротства или с вероятностью появления таких признаков после приобретения акций,

— приобретение акций, если на этот момент стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций, либо станет меньше их размера в результате приобретения акций.

Компания не может начислять дивиденд на выкупленные акции и допускать участие их в голосовании, она обязана произвести продажу в течение определенного срока или уменьшить уставный фонд..

ЛИТЕРАТУРА

1. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия, / Коласс Б Москва, 1997 -215с.

2. Авраменко С. Новые формы инвестиций в условиях переходной •экономики// Экономист. -1999. -№3 .-С.92-96.

3. Адеконов Т. Банки и фондовый рынок. -М.: Ось -89, -1997. -160с.

4. Алексеев А В. Ликвидность акций региональных эмитентов в примерах и задачах//ЭКО.-1997.-„\Ъ2.-С.33-36.

5. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг.-М.. Финансы и статистика, 1992. -285 с.

6. Алехин Б.И. Введение в фондовые операции. - Самара; Сам-вен, 1992.-167 с.

7. Мищенко А.В. Модели распределения ограниченных ресурсев/./Рос. экон. акад. — 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.