Научная статья на тему 'Факторы достижения продовольственной безопасности'

Факторы достижения продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЗВИТИЕ АПК / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрачкова Юлия Львовна, Шатохин Михаил Викторович

Обоснована необходимость инновационно ориентированной производственной программы развития сельского хозяйства региона, для достижения максимальных параметров продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрачкова Юлия Львовна, Шатохин Михаил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы достижения продовольственной безопасности»

ФАКТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Ю.Л. Петрачкова, М.В. Шатохин

Аннотация. Обоснована необходимость инновационно ориентированной производственной программы развития сельского хозяйства региона, для достижения максимальных параметров продовольственной безопасности.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, развитие АПК, программно-целевое планирование.

Как показывают данные экономических исследований, доминирующими негативными факторами стагнации аграрного сектора региональной экономики, которые приводят к замедлению инновационного развития и отставанию в достижении продовольственной безопасности, являются следующие:

- отсутствие адекватной рыночным условиям структурной перестройки и недостатки в технологической модернизации отрасли (особенно в животноводстве);

- низкие темпы обновления основных производственных фондов, включая энергетические и сельскохозяйственные машины и современное оборудование для животноводческих ферм и кормопроизводства;

- отсутствие воспроизводства агробиологического и экономического плодородия почв под влиянием деструктуризации зональных систем земледелия, уменьшения количества вносимых минеральных и органических удобрений;

- неадекватность аграрному сектору или отсутствие рыночной инфраструктуры, затрудняющие доступ сельскохозяйственных предприятий к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также к сельскохозяйственным рынкам готовой продукции, на которых доминируют крупные торговые сети, устанавливающие монопольно низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую национальными (региональными) товаропроизводителями;

- производственная и финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная неадаптированностью последней как к изменяющимся погодно-климатическим условиям и возможностью доступа к материально-техническим и денежным ресурсам, так и к плохо предсказуемой колеблющейся рыночной конъюнктуре; нестабильностью агропродовольственных рынков, накопленной декапитализацией;

- дефицит инвестиций, высокая процентная ставка банковских кредитов и недоступность последних для большинства сельхозпредприятий;

- почти полное отсутствие страховой деятельности, приводящее к банкротству сельхозпредприятий при развитии неблагоприятных погодно-климатических сценариев (например, «горячее лето 2010 г.»);

дефицит квалифицированных кадров, как менеджеров, так и работников массовых профессий, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

Именно поэтому совершенно необходимым условием для сохранения и в дальнейшем устойчивого развития сельских поселений, поддержания минимальных для расширенного воспроизводства темпов роста объемов сельскохозяйственного производства, повышения конкурентоспособности аграрного производства и, в конечном счете, достижению оптимального состояния продовольственной безопасности региона, является аграрная региональная политика, основанная на индикативном управлении и научно-обоснованном программно-целевом планировании сельского хозяйства.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей экономико-инновационного развития области в целом, увеличении вклада аграрного сектора региона в системе национальной продовольственной безопасности .

В концентрированном виде основные цели Курской региональной программы на пятилетний период выражаются в стимулировании роста производства продукции растениеводства и продукции её переработки; стимулирование роста производства продукции животноводства и продукции её переработки; увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными породами.

Рассмотрим основные целевые индикаторы стимулирования роста производства продукции растениеводства.

Преобразование материалов картирования плодородия почв на основе ГИС-технологий для проведения мониторинга пашни - основного ресурса аграрной экономики - на 2020 г. по данным программы составит 245 тыс. га, или не свыше 12,8% всей площади пашни в регионе. Это означает, что агрохимический контроль за плодородием почв, а значит и выполнение мероприятий по восстановлению этого плодородия (например, в обязательной оценке баланса гумуса), программой не предусматривается на 87,2% пашни в регионе. Вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий на площади 20 тыс. га, защита земель от водной эрозии на площади 400 га (при этом защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии программой не предусматривается) не окажут сколь ни будь заметного влияния на состояние растениеводства.

Основные объемные результирующие показатели производства продукции растениеводства являются достаточно весомыми: производство зерновых и зернобобовых культур по мнению составителей программы должно составить в 2020 г. 4000 тыс. т или 127% от уровня 2013 г., сахарной свеклы - 4450 тыс. т или, соответственно, 113 %, производство масличных культур, картофеля, овощей на конец планируемого периода должно превысить соответствующие показатели 2013 г. на 20, 26 и 33%. К сожалению, декларируемые рассматриваемой программой показатели не обоснованы конкретными прогнозными и планово-экономическими расчетами уровней урожайности сельскохозяйственных культур, структуры использования пашни, материальными, стоимостными, финансовыми и другими балансами необходимых для этого ресурсов, что особенно актуально в силу проблем, возникающих после вступления Российской Федерации в ВТО.

Рассмотрим основные целевые индикаторы стимулирования роста производства продукции растениеводства. По предыдущей программе «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2008-2012 годы» индикатор удельного веса племенного молодняка в общем поголовье скота на 2012 г. составил только 8%, что совершенно недостаточно для создания высокопродуктивного породного стада крупного рогатого скота, учитывая, что за прошедшие два десятилетия племенная работа в животноводстве не велась, породное стадо молочно-мясного скота было утеряно. Очевидно, это явилось одной из основных причин невыполнения ре-

гионального плана развития молочно-мясного скотоводства на 2008-2012 гг. В современной программе «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013-2020 годы» улучшение молочного племенного стада декларируется, но не рассматривается в составе целевых индикаторов, а поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота мясных пород за период 2013- 2020 гг. по данным программы возрастет до 101,3 тыс. гол. или от 3,9 в 2013 г. до 16,5 в 2020 г., что составит не более 5-7 % стада крупного рогатого скота в области (без учета коров).

Предусматриваемое программой производство скота и птицы на убой, молока, яиц не согласуется с поголовьем и продуктивностью сельскохозяйственных животных, поскольку данные о поголовье и продуктивности крупного рогатого скота, свиней и птицы и, тем более, данные о количественном обосновании роста поголовья и продуктивности сельскохозяйственных животных в программе не приведены. Достаточно сказать, что поголовье кур-несушек в хозяйствах всех категорий в 2011 г. сократилось до 53,7 тыс. гол., или в два раза по сравнению с 2010 г., при фактической яйценоскости 230 яиц на курицу-несушку это составит 12,3 млн. шт. При этом программой предусматривается производство 237 млн. шт. яиц уже в 2013 г. и 300 млн. шт. в 2020 г. Для достижения этого поголовье кур-несушек к 2020 г. следует довести до 1304 тыс.гол. или увеличить в 25 раз по сравнению с фактическим, что в программе не обосновано.

Рассмотрим основные целевые индикаторы поддержки малых форм хозяйствования на земле.

Предусматриваемое программой на весь период ее освоения количество К(Ф)Х, осуществивших создание ферм с помощью государственной поддержки, составляет 168 единиц или 12,3 % от числа фактически зарегистрированных в 2011 г., в т.ч. ежегодно от 12 до 23 единиц, что составляет менее 2 % от их фактического количества. Площадь земельных участков, оформляемых в собственность К(Ф)Х за весь период действия программы, составляет 9,2 тыс.га., что составляет 3,6 % от общей площади фактически предоставленных для фермеров области на конец 2011 г. земельных участков. Очевидно, рассматриваемая программа не решает задачу создания среднего класса эффективных аграрных предпринимателей.

В программе «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013-2020 годы» декларируется освоение интенсивных технологий, базирующихся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян перспективных высокоурожайных сортов и гибридов.

В отличие от конкретной и детализированной по направлениям ресурсного обеспечения программы «Развитие сельского хозяйства Курской области на 20082012 годы», где указываются основные виды господдержки сельского хозяйства - повышение уровня развития социальной инфраструктуры, подержание почвенного плодородия, приоритетное развитие животноводства, повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования и др., в современной программе «Развитие сельского хозяйства Курской области на 20092014 годы» ресурсное обеспечение не распределено по направлениям использования, а господдержка из федерального бюджета в программе не предусмотрена.

Совершенно очевидно, что планируемое привлечение финансовых и материальных ресурсов в части активной части основных производственных фондов является экономически необходимым мероприятием, ко-

торое должно сопровождаться интенсификацией и расширением эффективного сельскохозяйственного производства. В рассматриваемой программе соответствующие мероприятия декларируются, но не указаны в числе соответствующих целевых индикаторов.

Наибольшее позитивное воздействие на рост объемов производства продукции сельского хозяйства оказывает увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006-2007 гг., является результатом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В программе «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2008-2012 годы» предусматривалось и фактически осуществлялся рост инвестиций в сельское хозяйство. В современной программе «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013-2020 годы» инвестиции не рассматриваются; декларируется освоение интенсивных технологии, базирующихся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, количественные и стоимостные показатели поступления которых в программе не названы.

Из вышесказанного следует, что необходима разработка оптимального варианта инновационно ориентированной и всесторонне обоснованной с точки зрения экономических, зоотехнических и агрономических требований производственной программы размещения и отраслевой структуры сельского хозяйства региона в условиях современных тенденций развития экономической конъюнктуры для достижения максимальных параметров региональной, а следовательно и национальной продовольственной безопасности.

Список использованных источников

1 Администрация Курской области. Постановление от 11.03.2013, 3119-па, г. Курск: «Об утверждении областной целевой программы «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013-2020 годы».

2 Сельское хозяйство Курской области (2008-2012). 2013. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2013. - 193 с.

3 Перепелкин И.Г., Арбинина А.В., Шатохин М.В. Анализ развития внутренних рынков и становления предприятий промышленности и сельского хозяйства на современном этапе (на примере Курской области) // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2014. - №2. - С.7-10.

4 Сироткина Н.В., Черникова А.А. Методы и приемы эффективного индикативного управления // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2008. - № 2. - С. 69-71.

5 Золотарева И.А., Телегина О.В., Петрачкова Ю.Л. Государственное регулирование сельского хозяйства - Курск: Деловая полиграфия, 2013. - 96 с.

Информация об авторах

Петрачкова Юлия Львовна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и менеджмента Курского филиала Белгородского университета кооперации, экономики и права.

Шатохин Михаил Викторович, доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ (Курский филиал).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.