ФАКТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Ю.Л. Петрачкова, М.В. Шатохин
Аннотация. Обоснована необходимость инновационно ориентированной производственной программы развития сельского хозяйства региона, для достижения максимальных параметров продовольственной безопасности.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, развитие АПК, программно-целевое планирование.
Как показывают данные экономических исследований, доминирующими негативными факторами стагнации аграрного сектора региональной экономики, которые приводят к замедлению инновационного развития и отставанию в достижении продовольственной безопасности, являются следующие:
- отсутствие адекватной рыночным условиям структурной перестройки и недостатки в технологической модернизации отрасли (особенно в животноводстве);
- низкие темпы обновления основных производственных фондов, включая энергетические и сельскохозяйственные машины и современное оборудование для животноводческих ферм и кормопроизводства;
- отсутствие воспроизводства агробиологического и экономического плодородия почв под влиянием деструктуризации зональных систем земледелия, уменьшения количества вносимых минеральных и органических удобрений;
- неадекватность аграрному сектору или отсутствие рыночной инфраструктуры, затрудняющие доступ сельскохозяйственных предприятий к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также к сельскохозяйственным рынкам готовой продукции, на которых доминируют крупные торговые сети, устанавливающие монопольно низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую национальными (региональными) товаропроизводителями;
- производственная и финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная неадаптированностью последней как к изменяющимся погодно-климатическим условиям и возможностью доступа к материально-техническим и денежным ресурсам, так и к плохо предсказуемой колеблющейся рыночной конъюнктуре; нестабильностью агропродовольственных рынков, накопленной декапитализацией;
- дефицит инвестиций, высокая процентная ставка банковских кредитов и недоступность последних для большинства сельхозпредприятий;
- почти полное отсутствие страховой деятельности, приводящее к банкротству сельхозпредприятий при развитии неблагоприятных погодно-климатических сценариев (например, «горячее лето 2010 г.»);
дефицит квалифицированных кадров, как менеджеров, так и работников массовых профессий, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Именно поэтому совершенно необходимым условием для сохранения и в дальнейшем устойчивого развития сельских поселений, поддержания минимальных для расширенного воспроизводства темпов роста объемов сельскохозяйственного производства, повышения конкурентоспособности аграрного производства и, в конечном счете, достижению оптимального состояния продовольственной безопасности региона, является аграрная региональная политика, основанная на индикативном управлении и научно-обоснованном программно-целевом планировании сельского хозяйства.
Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей экономико-инновационного развития области в целом, увеличении вклада аграрного сектора региона в системе национальной продовольственной безопасности .
В концентрированном виде основные цели Курской региональной программы на пятилетний период выражаются в стимулировании роста производства продукции растениеводства и продукции её переработки; стимулирование роста производства продукции животноводства и продукции её переработки; увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными породами.
Рассмотрим основные целевые индикаторы стимулирования роста производства продукции растениеводства.
Преобразование материалов картирования плодородия почв на основе ГИС-технологий для проведения мониторинга пашни - основного ресурса аграрной экономики - на 2020 г. по данным программы составит 245 тыс. га, или не свыше 12,8% всей площади пашни в регионе. Это означает, что агрохимический контроль за плодородием почв, а значит и выполнение мероприятий по восстановлению этого плодородия (например, в обязательной оценке баланса гумуса), программой не предусматривается на 87,2% пашни в регионе. Вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий на площади 20 тыс. га, защита земель от водной эрозии на площади 400 га (при этом защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии программой не предусматривается) не окажут сколь ни будь заметного влияния на состояние растениеводства.
Основные объемные результирующие показатели производства продукции растениеводства являются достаточно весомыми: производство зерновых и зернобобовых культур по мнению составителей программы должно составить в 2020 г. 4000 тыс. т или 127% от уровня 2013 г., сахарной свеклы - 4450 тыс. т или, соответственно, 113 %, производство масличных культур, картофеля, овощей на конец планируемого периода должно превысить соответствующие показатели 2013 г. на 20, 26 и 33%. К сожалению, декларируемые рассматриваемой программой показатели не обоснованы конкретными прогнозными и планово-экономическими расчетами уровней урожайности сельскохозяйственных культур, структуры использования пашни, материальными, стоимостными, финансовыми и другими балансами необходимых для этого ресурсов, что особенно актуально в силу проблем, возникающих после вступления Российской Федерации в ВТО.
Рассмотрим основные целевые индикаторы стимулирования роста производства продукции растениеводства. По предыдущей программе «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2008-2012 годы» индикатор удельного веса племенного молодняка в общем поголовье скота на 2012 г. составил только 8%, что совершенно недостаточно для создания высокопродуктивного породного стада крупного рогатого скота, учитывая, что за прошедшие два десятилетия племенная работа в животноводстве не велась, породное стадо молочно-мясного скота было утеряно. Очевидно, это явилось одной из основных причин невыполнения ре-
гионального плана развития молочно-мясного скотоводства на 2008-2012 гг. В современной программе «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013-2020 годы» улучшение молочного племенного стада декларируется, но не рассматривается в составе целевых индикаторов, а поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота мясных пород за период 2013- 2020 гг. по данным программы возрастет до 101,3 тыс. гол. или от 3,9 в 2013 г. до 16,5 в 2020 г., что составит не более 5-7 % стада крупного рогатого скота в области (без учета коров).
Предусматриваемое программой производство скота и птицы на убой, молока, яиц не согласуется с поголовьем и продуктивностью сельскохозяйственных животных, поскольку данные о поголовье и продуктивности крупного рогатого скота, свиней и птицы и, тем более, данные о количественном обосновании роста поголовья и продуктивности сельскохозяйственных животных в программе не приведены. Достаточно сказать, что поголовье кур-несушек в хозяйствах всех категорий в 2011 г. сократилось до 53,7 тыс. гол., или в два раза по сравнению с 2010 г., при фактической яйценоскости 230 яиц на курицу-несушку это составит 12,3 млн. шт. При этом программой предусматривается производство 237 млн. шт. яиц уже в 2013 г. и 300 млн. шт. в 2020 г. Для достижения этого поголовье кур-несушек к 2020 г. следует довести до 1304 тыс.гол. или увеличить в 25 раз по сравнению с фактическим, что в программе не обосновано.
Рассмотрим основные целевые индикаторы поддержки малых форм хозяйствования на земле.
Предусматриваемое программой на весь период ее освоения количество К(Ф)Х, осуществивших создание ферм с помощью государственной поддержки, составляет 168 единиц или 12,3 % от числа фактически зарегистрированных в 2011 г., в т.ч. ежегодно от 12 до 23 единиц, что составляет менее 2 % от их фактического количества. Площадь земельных участков, оформляемых в собственность К(Ф)Х за весь период действия программы, составляет 9,2 тыс.га., что составляет 3,6 % от общей площади фактически предоставленных для фермеров области на конец 2011 г. земельных участков. Очевидно, рассматриваемая программа не решает задачу создания среднего класса эффективных аграрных предпринимателей.
В программе «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013-2020 годы» декларируется освоение интенсивных технологий, базирующихся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян перспективных высокоурожайных сортов и гибридов.
В отличие от конкретной и детализированной по направлениям ресурсного обеспечения программы «Развитие сельского хозяйства Курской области на 20082012 годы», где указываются основные виды господдержки сельского хозяйства - повышение уровня развития социальной инфраструктуры, подержание почвенного плодородия, приоритетное развитие животноводства, повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования и др., в современной программе «Развитие сельского хозяйства Курской области на 20092014 годы» ресурсное обеспечение не распределено по направлениям использования, а господдержка из федерального бюджета в программе не предусмотрена.
Совершенно очевидно, что планируемое привлечение финансовых и материальных ресурсов в части активной части основных производственных фондов является экономически необходимым мероприятием, ко-
торое должно сопровождаться интенсификацией и расширением эффективного сельскохозяйственного производства. В рассматриваемой программе соответствующие мероприятия декларируются, но не указаны в числе соответствующих целевых индикаторов.
Наибольшее позитивное воздействие на рост объемов производства продукции сельского хозяйства оказывает увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006-2007 гг., является результатом реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В программе «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2008-2012 годы» предусматривалось и фактически осуществлялся рост инвестиций в сельское хозяйство. В современной программе «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013-2020 годы» инвестиции не рассматриваются; декларируется освоение интенсивных технологии, базирующихся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, количественные и стоимостные показатели поступления которых в программе не названы.
Из вышесказанного следует, что необходима разработка оптимального варианта инновационно ориентированной и всесторонне обоснованной с точки зрения экономических, зоотехнических и агрономических требований производственной программы размещения и отраслевой структуры сельского хозяйства региона в условиях современных тенденций развития экономической конъюнктуры для достижения максимальных параметров региональной, а следовательно и национальной продовольственной безопасности.
Список использованных источников
1 Администрация Курской области. Постановление от 11.03.2013, 3119-па, г. Курск: «Об утверждении областной целевой программы «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013-2020 годы».
2 Сельское хозяйство Курской области (2008-2012). 2013. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. - Курск, 2013. - 193 с.
3 Перепелкин И.Г., Арбинина А.В., Шатохин М.В. Анализ развития внутренних рынков и становления предприятий промышленности и сельского хозяйства на современном этапе (на примере Курской области) // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2014. - №2. - С.7-10.
4 Сироткина Н.В., Черникова А.А. Методы и приемы эффективного индикативного управления // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -2008. - № 2. - С. 69-71.
5 Золотарева И.А., Телегина О.В., Петрачкова Ю.Л. Государственное регулирование сельского хозяйства - Курск: Деловая полиграфия, 2013. - 96 с.
Информация об авторах
Петрачкова Юлия Львовна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и менеджмента Курского филиала Белгородского университета кооперации, экономики и права.
Шатохин Михаил Викторович, доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ (Курский филиал).