между предметом и собой. Предмет изучения задан как объективно (тело человека), так и субъективно (тело исследователя). Это явление представляет собой случай, когда полностью применима идея Гегеля об отсутствии «чисто внешнего», абсолютно объективного для индивида, обладающего сознанием [3, с. 25]. Действительно, в таких науках, как физика, можно в первом приближении абстрагироваться от связей между исследователем и объектом, однако при более детальном анализе оказывается, что сам процесс наблюдения, например, за частицами микромира вносит искажения в их поведение. Степень искажения поддается лишь грубой оценке с использованием методов теории вероятности.
В науках о человеке отрыв субъекта от объекта превращает получаемые данные в набор случайных параметров, ничего не говорящих о характеристике объекта как целого, поскольку тогда вместо человека будет рассматриваться лишь совокупность его функций. Согласно известному философскому парадоксу, по которому целое всегда больше суммы частей, следует рассматривать именно объект в целом. Для любого вида человеческой деятельности характерно наличие некоторой системы принципов. Очевидно, что спорт в качестве системы ценностных координат играет немаловажную роль в системе социализации личности.
Библиографический список
1. Бурдье, П. Структура, габитус, практика [Текст] / П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1, вып. 2.
2. Bernhard, T. Маойе anciens [Текст] / T. Bernhard. - Paris, 1988.
3. Долин, A. A. Кэмпо - традиция воинских искусств [Текст] / А. А. Долин, Г. В. Попов. -М., 1992.
4. Визитей, H. Н. Физическая культура личности [Текст] / H. Н. Визитей. - Кишинев, 1989.
5. Гегель, Г. Наука логики [Текст] / Г. Гегель. - М., 1974.
Л.О. Хаджимба,
соискатель Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина
ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
^^дним из основных факторов стабильности общества и его развития является социальная адаптация молодежи. Перспективы общества во многом зависят от уровня социализации современной молодежи. В последние годы в российском обществе произошли глобальные изменения, которые при-
вели к росту общественных противоречий, что, в свою очередь, спровоцировало обострение многих социальных проблем, таких, как бедность, межнациональные конфликты, безработица, рост преступности, распространение наркотиков и алкоголизация населения. Таким образом, в связи с социально-политическими и экономическими изменениями современного российского общества исследование проявлений девиантного поведения приобрело исключительную актуальность.
Особенно сильное влияние происходящие изменения оказывают на молодое поколение. Подростковый возраст характеризуется поиском жизненных ориентиров, склонностью к социальным экспериментам, неустойчивой психикой. Именно в этом возрасте происходит становление личности, поэтому различные формы девиантного поведения могут неблагоприятно сказаться на вхождении подростка в общественную жизнь.
Г оворя о девиантном поведении в современных условиях, следует отметить, что в самой острой форме девиантность выступает как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества. Наибольшую угрозу стабильности и безопасности российского общества и личности представляет сегодня рост и омоложение преступности, наркомании, алкоголизация молодежи, а также рост суицидов и распространение суицидальных настроений в молодежной среде. Социальное влияние преступности, распространение криминальной субкультуры, особенно в молодежной среде, создают предпосылки для воспроизводства закононепослушания, утверждения своеволия.
Большую роль в распространении криминальной субкультуры в современном российском обществе играют средства массовой информации. Современное развитие средств массовой информации, введение запрета на цензуру резко расширили информационное поле, оказывающее первостепенное воздействие на еще не сформированное сознание подрастающего поколения. Результаты исследований современных средств массовой информации, в первую очередь телевидения, показывают, что среди демонстрируемых художественных кинолент преобладают фильмы, насыщенные сценами убийств, агрессии, насилия. Передачи, транслируемые с экранов, отличаются крайне низким художественным уровнем, порождающим отчужденность и жестокость, прежде всего у молодежи. Эксперт по вопросам телевидения О. Ларсен подсчитал, что средний 18-летний американский подросток уже имеет на своем «счету» 1700 часов, проведенных перед телевизором, и 15 тысяч наблюдаемых актов убийств. Другие исследователи приводят такие цифры: 20 тысяч актов убийств и 100 тысяч сцен иного насилия. В свою очередь, сцены насилия выступают стимуляторами, запускающими определенные когнитивные процессы (вызывают агрессивные воспоминания, идеи), а агрессия на телеэкране служит своего рода примером моделирования реального поведения. Суть проблемы можно выразить словами одного американского политика: «Любое телевидение является образовательным. Вопрос лишь в том, чему оно учит» [1, с. 62].
То же самое можно сказать и о некоторых компьютерных играх, доступных подросткам. Психологи отмечают, что за последние пять лет почти в два раза увеличилось количество молодых людей, обращающихся за помощью к
психотерапевтам и в психиатрические клиники. У 40% из них появление проблем с психикой связано с чрезмерным увлечением компьютерными играми. Такая ситуация способствует прежде всего обесцениванию человеческой жизни в глазах молодого поколения, особенно если учесть тот факт, что современные подростки проводят у телеэкрана и за компьютером в среднем 4 часа в день. Результаты исследования А.В. Шумова свидетельствуют, что одним из факторов, приводящих к распространению среди несовершеннолетних наркотической зависимости, является посещение ими Интернет-кафе. По крайней мере, для молодежи, предпочитающей таким образом проводить свое свободное время, было характерно толерантное отношение к употреблению наркотических и психоактивных препаратов [2, с. 22].
Социологи отмечают ежегодное омоложение преступности в нашей стране, причем преступность среди несовершеннолетних становится все более жестокой и агрессивной. Если до середины 1980-х годов объектом внимания была молодежь 16-18 лет, то во второй половине 1990-х годов уже 14-15-летние подростки, а с начала нового столетия правоохранительные органы активно работают с лицами 8-10 лет [3, с. 27].
К быстрому и необратимому разрушению психики и организма человека ведет употребление наркотиков и токсических средств. С конца 80-х годов XX в. рост числа больных наркоманией и токсикоманией стал устойчивой тенденцией. По сравнению с 1990 г., число лиц, употребляющих наркотики и находящихся под наблюдением, в нашей стране увеличилось почти в 10 раз [4, с. 70]. На сегодняшний день почти каждый второй российский подросток в возрасте 12-15 лет пробовал наркотики. Причем сами подростки отмечают, что зачастую решающим фактором подобных экспериментов является фактор доступности. Социологические исследования свидетельствуют об очень широком распространении употребления наркотиков в детской и молодежной среде. Высока информированность подростков и молодежи о наркотических средствах. В ходе опросов молодыми людьми названы более ста наименований наркотических средств, которые они знают лично либо слышали о них. Социологи и психологи утверждают, что плоды подобных опытов, полученные в период социализации, сохраняются на протяжении всей жизни. Между тем следует учитывать, что в подростковом возрасте очень развито любопытство, и если его слишком сильно подавлять и все запрещать, то можно получить обратный эффект. Важно научить подростка удовлетворять свое любопытство безопасными способами. Здесь самую большую роль играет семья молодого человека, его ближайшее окружение.
Эта тенденция вызывает особую тревогу и обеспокоенность за будущее российского общества, которое оказалось в ситуации развития процесса деградации значительной части молодого населения.
Общеизвестна связь ВИЧ-инфекции с употреблением наркотиков. По данным Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом, эпидемия ВИЧ-инфекции в России в настоящее время развивается самыми быстрыми темпами. Число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции ежегодно удваивается начиная с 1996 г. [5, с. 26]. Быстрый рост ВИЧ-инфицированных в
течение последних шести лет связан с ростом потребителей наркотиков, которые составляют 94% среди ВИЧ-инфицированных.
Большую тревогу вызывает и такое проявление девиантного поведения среди несовершеннолетних, как суицид. По данным официальной статистики, число самоубийств в среде подростков и молодежи в России в последние десять лет возросло почти в три раза. В числе причин подобного явления называются неуверенность в завтрашнем дне, крах традиционных жизненных ценностей. Кроме того, некоторые исследователи отмечают появление и распространение в России своеобразной молодежной суицидальной субкультуры. Большую роль в этом процессе играют средства массовой информации и Интернет. Молодые люди, общаясь в глобальной сети и обсуждая вопросы добровольного ухода из жизни, убеждены, «...что добровольная смерть - удел людей сильных, творческих и независимых от социальных ловушек и цепей, что это есть высший акт проявления свободы воли человека» [6, с. 4]. Анализируя суицидальные случаи среди несовершеннолетних в Саратовской области, можно отметить, что суицидальные попытки совершаются несовершеннолетними в три раза чаще, чем собственно факты суицида. Психологи объясняют многие подобные случаи желанием подростка привлечь близких людей к своим проблемам. Было также отмечено, что наиболее многочисленны подобные факты среди учащихся общеобразовательных школ, среди детей из внешне благополучных семей, большинство подростков, совершивших суицидальную попытку или факт суицида, на тот момент находились в конфликте с родственниками.
Представления молодых людей о праве и морали в современном российском обществе не являются осознанными регуляторами поведения в силу целого ряда причин, в том числе и объективного характера. Многих современных подростков отличают такие черты, как эгоизм, отторжение усвоенных позитивных социальных ценностей либо их искажение при усвоении, импульсивное поведение, ориентированное на поиск удовольствия [7, с. 218]. Некоторые исследователи связывают проявление отклонений в поведении современной молодежи, особенно это касается несовершеннолетних подростков, в первую очередь с кризисной социализацией.
Базовым институтом социализации является семья. В современной России данный институт, наряду с другими, претерпевает существенные изменения. Однако не все трансформации института семьи носят положительный характер. Многие из них приводят к росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, увеличению количества фактов жестокого обращения с детьми, росту социального сиротства. Научно доказано, что дети в большинстве случаев воспроизводят стиль и образ жизни своих родителей. Самые первые нормы и правила социальной жизни усваиваются именно в семье. Поэтому семья может стать как фактором, подталкивающим к употреблению наркотиков, так и, наоборот, фактором уберегающим. В некоторых случаях сами родители могут спровоцировать детей на употребления наркотиков.
К.Г. Юнг утверждал, что, как правило, жизнь, которую не удалось прожить родителям, они стараются передать «по наследству» детям, вынуждая их вступить на путь, который должен компенсировать неисполненные желания роди-
телей, то есть родители в какой-то степени пытаются создать идеального ребенка для себя [8, с. 186]. У детей же это часто вызывает обратную реакцию, поэтому и получается, что сверхморальные родители имеют зачастую аморальных детей, безответственный и праздный отец имеет обремененного честолюбием сына и т.д. Наихудшие последствия, по мнению Юнга, приносит «искусственная бессознательность» родителей. Примером тому может служить мать, которая, чтобы не нарушить видимость благополучного брака, искусственным путем, бессознательно поддерживает себя тем, что привязывает к себе сына -в определенной степени в качестве замены своему мужу. Это приводит к формированию симбиотической связи между матерью и сыном, что в конечном счете может являться одной из причин формирования наркозависимости. Для ребенка наркотик - мощный аргумент в избавлении от постоянной зависимости от родителей, приобретении внутренней свободы в борьбе за самостоятельность.
Большое влияние на данную ситуацию оказывает и система образования, в которой также появились новые проблемы, не существовавшие ранее. Например, тенденция коммерциализации сферы образования ограничивает доступность профессиональных знаний для многих молодых людей. Да и современные общеобразовательные школы зачастую сбрасывают с себя воспитательную функцию, перекладывая всю ответственность за воспитание подростка на семью.
Досуговая сфера сегодня также становится фактором социального неравенства. Современные молодые люди воспринимают досуг как одну из основных сфер жизнедеятельности, где можно продемонстрировать свои способности, потребности и возможности их реализации, обрести физическую и духовную свободу, раскрепощенность. Из возможности интересно, модно организовать свой отдых в современном обществе складывается сегодня общая удовлетворенность молодежи собственной жизнью. В Советском Союзе организацией досуга подрастающего поколения, направленного на патриотическое воспитание здорового, честного и трудолюбивого гражданина, занимались пионерские и комсомольские организации. Дома пионеров предлагали доступный и разнообразный ассортимент кружков и секций, позволяющий удовлетворить интересы и увлечения молодых людей.
В современной России основой ценностных ориентаций, духовного мира подрастающего поколения постепенно становится стремительное развитие информационных технологий и электронных средств массовой информации, которые расширяют возможности молодежного досуга. Данные изменения идут параллельно с падением уровня жизни большинства и ростом благосостояния отдельных слоев молодых людей, то есть к формированию досугового неравенства в молодежной среде. Некоторые виды досуговой активности становятся недоступными широким молодежным группам (Интернет-кафе, клубы сноу-бордистов, картинг-клубы и скейт-парки, где в большом изобилии представлены видеоигры, бары, рестораны, дискотеки). Подобная ситуация приводит к росту девиантного поведения среди несовершеннолетних. Исследования социологов свидетельствуют о прямой зависимости между частотой посещения
массовых молодежных «тусовок» и употреблением алкогольной и наркотической продукции: 50% постоянных посетителей дискотек принимают алкоголь, 18% иногда «балуются» наркотиками; тогда как среди читателей библиотек таких только 9%; пробовали наркотики 14% посетителей библиотек и 29% любителей дискотечных развлечений [9, с. 266].
Таким образом, с одной стороны, демократическое общество предоставило широкие возможности для самореализации личности, а с другой - отдельные социальные институты перестали справляться с задачей воспитания подрастающего поколения и превратились в факторы риска, способствующие распространению в молодежной среде наркомании, алкоголизма, сексуальной дезориентации, других форм асоциального поведения. В воздействии на молодое поколение основных институтов социализации наблюдается рассогласованность, что затрудняет процесс усвоения подростками норм и ценностей современного общества.
Библиографический список
1. Дроздов, А. Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена [Текст] / А. Ю. Дроздов // Социологические исследования. - 2001. - № 8.
2. Шумов, А. В. Роль занятий спортом в контексте современной молодежной субкультуры и профилактике девиантного поведения у молодежи [Текст] / А. В. Шумов. - Саратов, 2004.
3. Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее [Текст]. - М., 2004.
4. Щербакова, Е. М. Нарконашествие в России : о чем говорит статистика [Текст] / Е. М. Щербакова // Социс. - 2004. - № 1.
5. Покровский, В. В. ВИЧ-инфекция [Текст] / В. В. Покровский, Н. Н. Ладная, Е. В. Соколова [и др.] // Информационный бюллетень. - 2002. - № 22.
6. Созонова, А. Суицид в молодежной среде как феномен субкультуры или темная мода // http: //hpsy.ru/public/x2255.htm/
7. Сулейманова, С. Т. Семья как фактор, обусловливающий развитие девиантного поведения у несовершеннолетних [Текст] / С. Т. Сулейманова // Актуальные проблемы политики и права : сб. науч. тр. - Пенза, 2005. - Вып. 8.
8. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени [Текст] / К. Г. Юнг; пер. с нем. - М., 1993.
9. Иванов, В. М. Человек. Культура. Город [Текст] / В. М. Иванов, В. К. Сергеев. - М., 2002.