УДК 159.923
Зобнина Татьяна Венеровна
доктор психологических наук, доцент
Плешакова Дарья Романовна
Шуйский филиал Ивановского государственного университета zobnina-tatjana@rambler.ru, Daria.study@gmail.com
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ (на примере студентов - будущих врачей)
В статье представлены результаты факторного анализа предложенной авторами психологической структуры коммуникативной толерантности студентов-будущих врачей, установлены основные факторы, образующие ядро структуры коммуникативной толерантности, объединяющие исследуемые переменные и обеспечивающие толерантное общение с другими людьми.
Ключевые слова: общение, коммуникативная толерантность, факторный анализ.
Основываясь на понятии «толерантность» в наиболее широком его понимании и являясь одним из его проявлений, категория «коммуникативная толерантность» (КТ) наиболее часто в научных работах понимается как характеристика личности, находящая свое выражение в принятии и признании ценности другого, а также уважительном отношении собеседника к неприемлемым, с его точки зрения, особенностям партнера по общению.
Разделяя взгляды большинства авторов на сущность и природу изучаемого явления, мы определяем феномен КТ как интегральную психосоциальную характеристику, включающую особенности мотивационной, духовно-нравственной, эмоционально-волевой, когнитивной сфер личности, а также особенности личностной рефлексии.
Мотивационный компонент, как неотъемлемый элемент процесса общения, представляет основные коммуникативные интенции личности. Особенности мотивации в структуре КТ определяют потенциал развития рассматриваемой характеристики, стремления личности в совершенствовании коммуникативных умений и навыков.
Духовно-нравственный компонент структуры КТ характеризует нравственную направленность процессов общения, а также отражающиеся в ней общечеловеческие моральные нормативы.
Высокий уровень эмоциональной устойчивости и коммуникативного контроля, выдержка и самообладание, а также отдельные характеристики эмоционального интеллекта (например, способность к пониманию чужих эмоций) обеспечивающие, в своей совокупности, умение управлять собственными эмоциями в общении, составляют эмоционально-волевой компонент КТ.
Механизм самопознания и оценки собственных действий в процессе межличностного взаимодействия образует рефлексивный компонент КТ.
Развитие коммуникативной толерантности невозможно также без наличия системы знаний и представлений о толерантности, о преимуществах толерантного взаимодействия, включаемых
нами в когнитивный компонент психологической структуры КТ.
Взаимосвязь выделяемых нами компонентов выражается в конкретных коммуникативных умениях и навыках, способствующих организации толерантного общения и составляющих поведенческий компонент структуры КТ.
С целью выявления взаимосвязей между компонентами предложенной психологической структуры КТ, а также для выделения интегрирующих факторов данной структуры нами был применен факторный анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования. В исследовании приняли участие 85 студентов Ивановской государственной медицинской академии, обучающихся по специальности Лечебное дело (060101), в том числе 27 юношей и 58 девушек.
В качестве отобранных для проведения факторного анализа исходных переменных мы использовали данные, полученные нами с помощью психодиагностических методик, способствующих выявлению уровня развития вышеназванных компонентов КТ личности.
Диагностика основных мотивационных ори-ентаций в межличностных коммуникациях осуществлялась с помощью методики И.Д. Ладанова, В.А. Уразаевой. В соответствии с предложенным нами пониманием феномена КТ в число переменных для проведения анализа мы включили степень выраженности у студентов ориентации на принятие партнера в процессе формального общения.
Изучению духовно-нравственного компонента КТ, отражающего нравственную направленность процессов коммуникации, содействовало применение методики диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова), а также методики диагностики направленности личности в общении («НЛО») С.Л. Братченко. В число исходных переменных были включены степень выраженности у будущих врачей ценностной ориентации «Милосердие», а также показатели альтероцентристской направленности их личности, отражающей ориентацию на добровольный
46
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Зобнина Т.В., Плешакова Д.Р., 2016
Факторный анализ структуры коммуникативной толерантности личности..,
отказ от равноправия в пользу партнера, стремление понять другого при отсутствии желания быть понятым этим другим, стремление способствовать развитию собеседника.
Исследование рефлексивного компонента структуры коммуникативной толерантности, характеризующего процессы самопознания и оценки собственных действий в ходе общения и межличностного взаимодействия, осуществлялось нами с помощью методики А.В. Карпова, В.В. Пономаревой.
Для изучения эмоционально-волевого компонента КТ, отражающего уровень коммуникативного контроля и эмоциональной устойчивости личности, мы использовали методику диагностики коммуникативного контроля (М. Шнайдер), методику «Способность к самоуправлению в общении» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), методику диагностики эмоционального интеллекта (Н. Холл), методику диагностики уровня невроти-зации (Л.И. Вассерман).
Развитие коммуникативной толерантности личности предполагает развитие способности к познанию поведения других людей, лежащей в основе толерантного взаимодействия. Выделяемый нами в связи с этим когнитивный компонент КТ изучался в рамках нашего исследования с помощью методики «Социальный интеллект» (Дж. Гилфорд и М. Сал-ливен, субтест № 3 «Вербальная экспрессия»).
При изучении поведенческого компонента структуры КТ личности в число исходных переменных мы включили характеристики общения, изученные посредством применения методики Н.Д. Твороговой (шкалы «вербальные средства общения», «экспрессивные средства общения», «поведенческие навыки»), а также показатели уровня развития умения слушать, выявленные с помощью теста оценки коммуникативных умений.
Факторный анализ (ФА) был осуществлен с помощью статистической программы SPSS Statistics 17.0. Анализ данных проводился в 4 этапа, что соответствует общему алгоритму проведения факторного анализа.
На первом этапе мы установили набор переменных (качеств), которые лягут в основу будущей факторной модели и удостоверились в том, что отобранные данные соответствуют базовым критериям, без которых проведение факторного анализа не имеет смысла. При составлении набора переменных мы опирались на предложенную нами модель психологической структуры КТ. В связи с этим в число исходных переменных нами были включены следующие: «Ориентация на принятие партнера в общении», «Альтероцентристская направленность личности», «Уровень рефлексивности», «Ценностная ориентация «Милосердие», «Эмоциональная осведомленность», «Управление эмоциями», «Распознавание эмоций других людей», «Уровень невротизации», «Коммуникативный кон-
троль», «Самоуправление в общении», «Вербальные умения», «Экспрессивные умения», «Поведенческие навыки», «Коммуникативные умения», «Умение слушать», «Социальный интеллект».
Проверка целесообразности использования ФА по критерию выборочной адекватности Кайзера-Мейера-Олкина (КМО) и критерию сферичности Бартлетта позволила говорить о пригодности выбранных нами переменных для проведения ФА. Статистика КМО составила 0,613, что свидетельствовало об удовлетворительной степени приемлемости ФА для данной выборки. С помощью теста сферичности Бартлетта была отклонена нулевая гипотеза об отсутствии корреляций между параметрами.
С учетом введенных значений мы сформировали корреляционную матрицу для всех переменных, участвующих в анализе. В исходной корреляционной матрице встречаются несколько значений коэффициента линейной корреляции Пирсона, по модулю превышающих 0,3. Это свидетельствует о соблюдении соответствующего условия применения ФА, позволяющего извлечь из матрицы те или иные факторы. Корреляционный анализ выявил статистически значимые положительные взаимосвязи между большинством качеств, включенных нами в психологическую структуру КТ, что подтвердило предложенную нами модель КТ в структурном плане.
Наиболее тесные взаимозависимости обнаружены между уровнем коммуникативного контроля и способностью к самоуправлению в общении (р<0,001), между способностью к распознаванию эмоций других людей и ориентацией на партнера в общении (р<0,01), между альтероцентристской направленностью личности и уровнем коммуникативного контроля (р<0,01), между ориентацией на партнера в общении и способностью к самоуправлению в общении (р<0,01).
На втором этапе проведения ФА (факторизация корреляционной матрицы) нами было осуществлено извлечение компонент (факторов), объясняющих полученные корреляционные зависимости (метод выделения: анализ главных компонент). Анализируя информацию таблицы полной объясненной дисперсии, полученную с помощью данного метода, мы выделили пять факторов, собственные значения которых превосходили единицу. Фактор 1 объясняет 19,63% исходной информации, фактор 2 - 11,98% информации, фактор 3 объясняет 10,36% суммарной дисперсии, фактор 4 -10,17% полученной информации, фактор 5 - 7,61% информации.
Известно, что в процессе проведения ФА полное описание дисперсии возможно лишь в том случае, когда количество выделенных факторов будет полностью соответствовать количеству изначальных переменных. При сокращении числа
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
47
Таблица 1
Матрица повернутых компонент
Переменные Компонента
1 2 3 4 5
1. Коммуникативный контроль 0,837
2. Самоуправление в общении 0,695
3. Альтероцентрист. Направленность 00,574
4. Эмоциональная осведомленность 0,853
5. Распознавание эмоций др. людей 0,822
6. ЦО «Милосердие» 0,620
7. Коммуникативные умения 0,609
8. Ориентация на партнера в общении 0,551
9. Экспрессивные умения 0,543 0,473
10. Социальный интеллект 0,651
11. Навыки общения 0,611
12. Вербальные умения 0,437 0,546
13. Уровень рефлексивности 0,733
14. Управление эмоциями 0,516 -0,583
15. Уровень невротизации -0,478 0,555
переменных утрачивается возможность объяснить исходную информацию на 100%. Наиболее часто в гуманитарных науках встречаются факторные модели, объясняющие порядка 60-75% процентов имеющегося массива данных, однако встречаются варианты и с большими, и с меньшими значениями.
Извлеченные нами в результате факторизации корреляционной матрицы факторы в своей совокупности объясняют приблизительно 60% общей дисперсии; эти латентные факторы были положены нами в основу результирующей модели.
На третьем этапе ФА был осуществлен анализ матрицы факторных нагрузок, позволяющий определить взаимосвязь исходных переменных с полученными в ходе анализа факторами. Как известно, более удобную для интерпретации матрицу факторных нагрузок дают методы вращения факторов, позволяющие упростить структуру и минимизировать количество переменных с высокой факторной нагрузкой. В нашем случае был использован метод вращения Варимакс с нормализацией Кайзера, вращение сошлось за 7 итераций. Факторные нагрузки матрицы повернутых компонент рассматривались как результат выполнения ФА.
На последнем этапе ФА (наиболее творческом) осуществлялись интерпретация выделенных пяти относительно независимых факторов и присвоение им названий. Их факторные нагрузки, отсортированные по величине, расположены по диагонали матрицы повернутых компонент, представленной в таблице 1.
Как следует из данных таблицы 1, первый фактор включил в себя такие переменные, как «Коммуникативный контроль», «Самоуправление в общении», «Альтероцентристская направленность личности», «Вербальные умения». Эти перемен-
ные образуют одну смысловую линию, поэтому данный фактор был интерпретирован нами как «Самоконтроль в общении с целью способствовать эмоциональному благополучию собеседника».
Если свести вместе переменные, присутствующие во втором факторе, становится ясно, что этот фактор характеризует эмоциональный интеллект личности.
Третий фактор объединил коммуникативные и экспрессивные умения, а также степень выраженности ценностной ориентации «Милосердие» и ориентацию на принятие партнера в общении, поэтому данный фактор мы интерпретировали как «Техника толерантного общения».
Четвертый фактор имеет высокие корреляции с переменными, связанными с техникой общения, социальным интеллектом (способностью к познанию поведения других людей), при этом обнаружена отрицательная взаимосвязь данного фактора с показателями уровня невротизации личности. Для характеристики данного фактора можно выбрать выражение «Сдержанность в общении с учетом поведения собеседника».
В пятом факторе присутствуют переменные «уровень рефлексивности», «уровень невротиза-ции», также выявлена отрицательная связь данного фактора с переменной «управление эмоциями». Этому фактору мы присвоили название «Трудность сохранения эмоциональной устойчивости при понимании необходимости этого».
Тем самым из 15-ти исходных переменных мы получили 5 сгруппированных комплексов данных, объясняющих взаимосвязи между исследуемыми переменными. Распределение факторных нагрузок показало, какие компоненты являются ядром предложенной нами психологической структуры
48
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
Этнокультурные особенности толерантности и отношения молодых женщин к проблеме усыновления ребенка
коммуникативной толерантности, объединяющим исследуемые переменные и обеспечивающим толерантное общение с другими людьми.
Библиографический список
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.
3. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности
в межличностном общении // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 3-12.
4. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. - М.: Уч.-методич. коллектор Психология, 2001. - 189 с.
5. ПлешаковаД.Р. Психологическая модель процесса развития коммуникативной толерантности студентов - будущих медицинских работников // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 12. -Режим доступа: 01: 10.12731/2218-7405-2015-12-7.
УДК 159.9.07 ; 159.9:316.36
Пилишвили Татьяна Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент
Петрухина Екатерина Сергеевна
Российский университет дружбы народов, г. Москва pilishvili_ts@pfur.ru, ekaterina-petrukhina1108@yandex.ru
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН К ПРОБЛЕМЕ УСЫНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА
(на примере студенток РУДН)*
В статье приведены результаты эмпирического исследования, направленного на психологический анализ связи толерантности и отношения к проблеме усыновления ребенка российскими и латиноамериканскими студентками РУДН. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что имеется положительная связь между толерантностью и психологически здоровым отношением к проблеме усыновления. Использованы методы: а) контент-анализа интернет-форумов молодых женщин, находящихся на этапе усыновления ребенка; б) психодиагностической оценки толерантности и отношения к усыновлению; в) сравнительного, корреляционного, факторного анализа. Выявлены факторы, указывающие на средний уровень личностной и низкий уровень социальной толерантности российских студенток при активной помощи детским домам и скорее положительному отношению к проблеме усыновления с их стороны. Отмечается более высокий уровень толерантности и позитивного отношения к проблеме усыновления у латиноамериканских студенток при наличии эгоцентризма и нежелания чувствовать дискомфорт со стороны другого.
Ключевые слова: отношение как психологическая категория, толерантность личности, проблема усыновления ребенка, этнокультурные особенности, латиноамериканские и российские студентки.
В России практика усыновления применяется ещё с древних, дохристианских времён [5]. Но не смотря на это, в настоящее время психологическая культура усыновления в России находится на стадии формирования. Современное общество по-прежнему ощущает последствия массового усыновления российских детей гражданами других государств в 1990-е годы. Из-за незнания российских традиций, а также низкой культуры в области усыновления стали возникать серьезные затруднения [1]. Постепенно отношение к усыновлению в нашем обществе все же меняется, формируются различные социальные проекты, призванные помочь детям-сиротам обрести семьи («Поезд надежды»; «День ангела» и т.д.). Несмотря на то, что количество случаев усыновления в России в последние годы растёт, процент повторных отказов от детей остается достаточно настораживающим. В связи с этим требуются дополнительные усилия со стороны участников изучаемого процесса (приемной семьи, специалистов, органов опеки,
общественности), направленные на формирование психологически здорового отношения к проблеме усыновления в российском обществе.
Как указывают А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, мотивы усыновления можно разделить на деструктивные и конструктивные [4, с. 17]. К последним авторы относят желание иметь больше детей, реализовать родительский потенциал, желание помочь ребёнку. Деструктивными мотивами усыновления считаются материальная выгода, налаживание супружеских отношений с помощью ребенка, патологические мотивы и т.д. Исследование отношения молодых женщин различных культур к проблеме усыновления в дальнейшем позволило бы выявить характер этнокультурных ожиданий по поводу приемной семьи и ребенка в ней. Так, в странах Латинской Америки, хотя и в меньшей степени, чем в России на принятие решения об усыновлении оказывает влияние роль «культуры кровных уз» [7]. Это понятие основывается на наследии патриархальной семьи в культу-
* Работа выполнена при грантовой поддержке по инициативным проектам подразделений в РУДН, проект № 051316-0-000 «Этнокультурные ценности и мотивационные установки студентов международно-ориентированного вуза».
© Пилишвили Т.С., Петрухина Е.С., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
49