Научная статья на тему 'Этнокультурные особенности толерантности и отношения молодых женщин к проблеме усыновления ребенка (на примере студенток РУДН)'

Этнокультурные особенности толерантности и отношения молодых женщин к проблеме усыновления ребенка (на примере студенток РУДН) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОБЛЕМА УСЫНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ И РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТКИ / ATTITUDE AS PSYCHOLOGICAL CATEGORY / TOLERANCE OF INDIVIDUAL / PROBLEM OF CHILD ADOPTION / ETHNOCULTURAL CHARACTERISTICS / LATIN AMERICAN AND RUSSIAN FEMALE STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пилишвили Татьяна Сергеевна, Петрухина Екатерина Сергеевна

В статье приведены результаты эмпирического исследования, направленного на психологический анализ связи толерантности и отношения к проблеме усыновления ребенка российскими и латиноамериканскими студентками РУДН. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что имеется положительная связь между толерантностью и психологически здоровым отношением к проблеме усыновления. Использованы методы: а) контент-анализа интернет-форумов молодых женщин, находящихся на этапе усыновления ребенка; б) психодиагностической оценки толерантности и отношения к усыновлению; в) сравнительного, корреляционного, факторного анализа. Выявлены факторы, указывающие на средний уровень личностной и низкий уровень социальной толерантности российских студенток при активной помощи детским домам и скорее положительному отношению к проблеме усыновления с их стороны. Отмечается более высокий уровень толерантности и позитивного отношения к проблеме усыновления у латиноамериканских студенток при наличии эгоцентризма и нежелания чувствовать дискомфорт со стороны другого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance’s ethnocultural features and young women’s attitude to the problem of child adoption (Peoples’ Friendship University female students’ example)

The article presents the results of empirical research aimed at the psychological analysis of the relationship of tolerance and attitude to the problem of child adoption by Russian and Latin American female students, within the Peoples’ Friendship University. The authors theoretically grounded and empirically confirmed the position that there is a positive relationship between the tolerance and psychologically healthy attitude to the adoption issue. The methods: a) content analysis of Internet forums of young women who are at the stage of a child’s adoption; b) psychodiagnostic evaluation of tolerance and attitudes towards adoption; c) comparative, correlation, factor analysis. There are the factors that indicate the average level of the personal and the low level of social tolerance by Russian students with the active assistance to orphanages and more positive attitude to the issue of adoption. It’s noted a high level of tolerance and positive attitude to the problem of adoption in Latin American students with the presence of self-centredness and unwillingness to feel discomfort on the part of the other people.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные особенности толерантности и отношения молодых женщин к проблеме усыновления ребенка (на примере студенток РУДН)»

коммуникативной толерантности, объединяющим исследуемые переменные и обеспечивающим толерантное общение с другими людьми.

Библиографический список

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.

2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.

3. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности

в межличностном общении // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 3-12.

4. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. - М.: Уч.-методич. коллектор Психология, 2001. - 189 с.

5. ПлешаковаД.Р. Психологическая модель процесса развития коммуникативной толерантности студентов - будущих медицинских работников // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 12. -Режим доступа: 01: 10.12731/2218-7405-2015-12-7.

УДК 159.9.07 ; 159.9:316.36

Пилишвили Татьяна Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент

Петрухина Екатерина Сергеевна

Российский университет дружбы народов, г. Москва pilishvili_ts@pfur.ru, ekaterina-petrukhina1108@yandex.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН К ПРОБЛЕМЕ УСЫНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА

(на примере студенток РУДН)*

В статье приведены результаты эмпирического исследования, направленного на психологический анализ связи толерантности и отношения к проблеме усыновления ребенка российскими и латиноамериканскими студентками РУДН. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что имеется положительная связь между толерантностью и психологически здоровым отношением к проблеме усыновления. Использованы методы: а) контент-анализа интернет-форумов молодых женщин, находящихся на этапе усыновления ребенка; б) психодиагностической оценки толерантности и отношения к усыновлению; в) сравнительного, корреляционного, факторного анализа. Выявлены факторы, указывающие на средний уровень личностной и низкий уровень социальной толерантности российских студенток при активной помощи детским домам и скорее положительному отношению к проблеме усыновления с их стороны. Отмечается более высокий уровень толерантности и позитивного отношения к проблеме усыновления у латиноамериканских студенток при наличии эгоцентризма и нежелания чувствовать дискомфорт со стороны другого.

Ключевые слова: отношение как психологическая категория, толерантность личности, проблема усыновления ребенка, этнокультурные особенности, латиноамериканские и российские студентки.

В России практика усыновления применяется ещё с древних, дохристианских времён [5]. Но не смотря на это, в настоящее время психологическая культура усыновления в России находится на стадии формирования. Современное общество по-прежнему ощущает последствия массового усыновления российских детей гражданами других государств в 1990-е годы. Из-за незнания российских традиций, а также низкой культуры в области усыновления стали возникать серьезные затруднения [1]. Постепенно отношение к усыновлению в нашем обществе все же меняется, формируются различные социальные проекты, призванные помочь детям-сиротам обрести семьи («Поезд надежды»; «День ангела» и т.д.). Несмотря на то, что количество случаев усыновления в России в последние годы растёт, процент повторных отказов от детей остается достаточно настораживающим. В связи с этим требуются дополнительные усилия со стороны участников изучаемого процесса (приемной семьи, специалистов, органов опеки,

общественности), направленные на формирование психологически здорового отношения к проблеме усыновления в российском обществе.

Как указывают А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, мотивы усыновления можно разделить на деструктивные и конструктивные [4, с. 17]. К последним авторы относят желание иметь больше детей, реализовать родительский потенциал, желание помочь ребёнку. Деструктивными мотивами усыновления считаются материальная выгода, налаживание супружеских отношений с помощью ребенка, патологические мотивы и т.д. Исследование отношения молодых женщин различных культур к проблеме усыновления в дальнейшем позволило бы выявить характер этнокультурных ожиданий по поводу приемной семьи и ребенка в ней. Так, в странах Латинской Америки, хотя и в меньшей степени, чем в России на принятие решения об усыновлении оказывает влияние роль «культуры кровных уз» [7]. Это понятие основывается на наследии патриархальной семьи в культу-

* Работа выполнена при грантовой поддержке по инициативным проектам подразделений в РУДН, проект № 051316-0-000 «Этнокультурные ценности и мотивационные установки студентов международно-ориентированного вуза».

© Пилишвили Т.С., Петрухина Е.С., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3

49

ре Латинской Америки, состоящей из отца, матери и ребёнка. Отсутствие генетического наследия в приёмном ребёнке является довольно значимым фактором в отказе от усыновления. Потенциальные родители, ничего не знающие о наследственности ребенка, боятся столкнуться с неприятными последствиями в его поведении.

Учитывая этнокультурное разнообразие Российского университета дружбы народов, в котором обучаются представители 152 стран мира, в программе подготовки психологов-консультантов особое внимание уделяется: а) этнопсихологической специфике семьи как малой группы; б) этнокультурным различиям, существующим в вопросе усыновления детей в различных регионах мира; в) межкультурному внутрисемейному диалогу при наличии в приемной семье детей из другой этнокультурной группы; г) необходимости супервизии для специалиста, занимающегося сопровождением поликультурного процесса усыновления, со стороны более опытных коллег. Подчеркивается значимость культурных особенностей, вербального и невербального общения приемных детей и усыновителей. Попадая в приемную семью, ребенок неизбежно сталкивается с трудностями адаптации. В этот сложный период требуется понимание и принятие его со стороны новой семьи. В ситуации, когда приемные родители и ребенок относятся к неодинаковым этнокультурным группам, трудности адаптации могут усугубляться различиями в культурных ожиданиях, правилах, семейных ролях, отношении к тайне / открытости процесса усыновления и т.п. В представленном ниже эмпирическом исследовании мы предположили, что существуют этнокультурные особенности отношения к проблеме усыновления у молодых женщин в России и Латинской Америке при наличии (вне зависимости от культуры) толерантности к другому как ценности, способной стать ключевой для формирования психологически здорового отношения к исследуемой проблеме.

Методы и выборка исследования

Для первичной оценки отношения личности к проблеме усыновления с целью дальнейшего контент-анализа информации и составления анкеты «Отношение к усыновлению» нами при обработке интернет-форумов «7ya.ru»; «v7u.org»; «mynefamily.ru»; «ufamama.ru»; «rastem.ru»; «baby. ru», посвященных общению женщин по вопросу усыновления, первоначально было выделено более тридцати единиц по ряду показателей: а) общий характер отношения женщины к обсуждаемой проблеме; б) наличие страхов (врождённое заболевание ребёнка; плохая наследственность; боязнь не принять ребёнка и быть им непринятым; финансовая нестабильность семьи, материальные трудности; затянутость процесса усыновления,

бюрократические сложности); в) готовность к принятию ответственности за ребёнка; г) психологическая зрелость пары усыновителей; д) отношение к возможному возвращению биологической матери; е) отношение к психологическому тестированию, проверке со стороны специалистов и т.д. В данном исследовании речь шла об усыновителях только как о разнополой семье с обоими родителями. В дальнейшем для исследования особенностей толерантности и отношения к проблеме усыновления использовались: «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко), «Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), «Опросник для диагностики способности к эмпатии» (А. Мехрабиан), а также анкета «Отношение к усыновлению», составленная авторами на основании выделенных ранее единиц контент-анализа и аналогичного опросника, разработанного D. Thomas из фонда по усыновлению детей и E.B. Donaldson из Института усыновления (Нью-Йорк, США) [6], демонстрирующая выраженность различных страхов, сопровождающих потенциальных усыновителей на этапе принятия решения об усыновлении. Выборку составили 80 студенток Российского университета дружбы народов из России и Латинской Америки 20-28 лет. Для обработки полученных данных были использованы сравнительный, корреляционный, факторный анализ.

Обсуждение результатов

На этапе описательной статистики была выявлена общая специфика толерантности и отношения студенток РУДН из России и Латинской Америки к проблеме усыновления ребенка. Она соотносится с базовой тенденцией юношеского возраста (т.н. поколения Y в теории поколений Н. Хоува, В. Штрауса [2]) и свидетельствует об общей склонности участниц исследования при создании семьи руководствоваться внутренними мотивами, чувствами, а не принятыми в обществе представлениями и ожиданиями.

Результаты сравнительного анализа, проведенного посредством X2 Пирсона, демонстрируют значимые различия внутри этнокультурных групп у студенток, состоящих в браке, в неофициальных отношениях и не состоящих в отношениях по следующим признакам. У российских девушек, состоящих в браке и неофициальных отношениях, по сравнению с женщинами, не имеющими партнера, менее выражен страх нежелания партнёра усыновлять ребёнка (X2 = 7,668, р < 0,05); страх дать неправильный ответ на психологическое тестирование (X2 = 9,013, р < 0,05); страх лишения родительских прав органами опеки (Х2 = 3,756, р < 0,05); негативное отношение к проблеме усыновления (Х2 = 8,838, р < 0,05); уровень способности к эм-

патии (Х2 = 4,870, р < 0,05). У латиноамериканских студенток, в отличие от российских, не было выявлено статистически значимых различий в связи с неодинаковым статусом отношений. Однако при разделении всей подгруппы на две возрастные выборки по Э. Эриксону [3] были получены значимые различия по следующим признакам у девушек юношеского и раннего зрелого возраста. Девушки более младшего возраста продемонстрировали большее неумение приспосабливаться к характеру другого (Х2 = 4,838, р < 0,05); неумение прощать другим их ошибки (Х2 = 5,294, р < 0,05). В связи с этим можно говорить о большей связи отношения к проблеме усыновления ребенка со статусом и чувством защищенности благодаря партнеру у российских студенток и большей гибкостью поведения латиноамериканских студенток более старшего возраста в связи с развитием их «Я» вне зависимости от наличия или отсутствия партнера.

Результаты корреляционного анализа, проведенного посредством критерия Спирмена, позволили выявить следующие связи между толерантностью и отношением к проблеме усыновления у российских студенток. Девушки, отмечавшие близость проблемы усыновления в собственном окружении, являются менее лояльными по отношению к собственному усыновлению (Я^ = 0,732, р = 0,000), им свойственно стремление подогнать партнёра под себя (Я^ = 0,272, р = 0,035); неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причинённые неприятности (Яз = 0,274, р = 0,034). Российские студентки с высоким уровнем эмпатии более лояльны по отношению к собственному усыновлению (Я^ = 0,320, р = 0,013), им в большей мере близок позитивный опыт (Я^ = 0,266, р = 0,040) и сама проблема усыновления (Я^ = 0,312, р = 0,015). Российские студентки, испытывающие страх перед плохой наследственностью ребёнка, также испытывают страх затяну-тости процесса усыновления 0,280, р = 0,031), боятся неправильных ответов на психологическое тестирование на начальном этапе усыновления (Я^ = 0,267, р = 0,039), но, в тоже время, они не боятся трудностей при адаптации ребёнка в новой семье 0,328, р = 0,010). У российских девушек, которые оказывают помощь детским домам, тем не менее, в большей мере выражен признак неприятия или не понимания индивидуальности другого ^ = 0,276, р = 0,033).

По поводу связи между толерантностью и отношением к проблеме усыновления у латиноамериканских студенток можно видеть, что девушки с высоким уровнем способности к эмпатии не используют себя в качестве эталона при оценке образа мысли и поведения другого (Я^ = 0,502, р = 0,001), они умеют прощать другим их ошибки и неловкость 0,412, р = 0,008). Девушки с выраженным признаком индекса толерантности не

категоричны и не консервативны в оценках других (Я = 0,396, при р = 0,011). Латиноамериканские студентки, испытывающие страх перед плохой наследственностью ребёнка, не боятся нестабильности финансового положения семьи, материальных трудностей (Я^ = 0,352, р = 0,026), не переживают страх перед затянутостью процесса усыновления и бюрократическими сложностями (Я^ = 0,361, р = 0,022). Латиноамериканские студентки, оказывающие помощь детским домам, хорошо относятся к детям в целом (Я^ = 0,373, р = 0,018), им близок опыт усыновления ^ = 0,516, р = 0,001). У них также имеется положительная связь между позитивным отношением к детям в целом и высокой лояльностью к собственному усыновлению ^ = 0,431, р = 0,005). Латиноамериканские девушки в целом в большей мере допускают для себя роль приёмной матери, чем российские студентки.

В результате факторного анализа путем вращения Varimax исследуемых переменных выделены следующие три фактора отношения к проблеме усыновления у российских студенток. Первый фактор сложности принятия окружающих при наличии средне выраженной личностной толерантности объединяет следующие переменные: неумение скрывать истинные эмоции в общении с некоммуникабельным партнёром (0,731); неумение прощать партнеру неловкость (0,549); толерантность как черту личности (0,543). Второй фактор низкой толерантности по отношению к отличным от себя людей включает только проявление социальной толерантности (-0,504). Третий фактор позитивной оценки проблемы усыновления и соответствующего ему поведения объединяет оценивание себя как эталона при должном поведении других (-0,635); помощь детским домам (0,571); собственное положительное отношение к усыновлению (0,680). Таким образом, позитивная оценка проблемы усыновления формируется при наличии собственного позитивного отношения к усыновлению, активной деятельности в помощи детским домам, а также отсутствии оценивания себя как эталона при должном поведении других.

Факторные структуры отношения к проблеме усыновления у латиноамериканских студенток, выделенные путем вращения Varimax исследуемых переменных, включают в себя пять нижеописанных факторов. Первый фактор нетерпимости к дискомфорту, создаваемому индивидуальностью другого человека объединяет непримиримость с действиями окружающих, доставляющих затруднения (0,613); непонимание другого (0,560). Второй фактор собственного участия в проблеме усыновления включает общее толерантное отношение к миру и людям (0,646); посильную помощь респондента детским домам (0,593). Третий фактор эгоцентричности в оценке окружающих включает оценивание себя как эталона при долж-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3

51

ном поведении других (0,590). Четвёртый фактор положительного отношения к проблеме усыновления включает собственное мнение респондента об отношении общества к усыновлению (0,510). Пятый фактор положительного толерантного отношения к миру включает в себя личностные черты, установки и убеждения (0,546).

Выводы

С теоретической точки зрения рассмотрены особенности отношения к проблеме усыновления в современном мире, обозначена специфика поликультурных приемных семей.

С эмпирической точки зрения выявлены особенности российских студенток, состоящих в браке и неофициальных отношениях по сравнению с девушками, не имеющими партнера, в контексте меньшего количества страхов у первых, большей готовности к обсуждению проблемы, близости опыта усыновления в собственном социальном окружении.

В отличие от российских студенток, латиноамериканки в меньшей мере зависят от наличия и мнения партнера, опираются исключительно на собственный опыт. В целом, они более положительно относятся к проблеме усыновления и видят себя в роли потенциальной приемной матери.

Российские студентки менее толерантны к другому, они менее компетентны в вопросе коммуникации с окружающими, однако способны на оказание помощи детским домам. Особенно настораживает тот факт, что наличие опыта усыновления в социальном окружении снижает собственную лояльность российских девушек к усыновлению. По-видимому, требуются дополнительные усилия как со стороны семьи, так и со стороны специалистов и общества для формирования положительного опыта усыновления не только приемными детьми и их родителями, но и окружающими их людьми.

Основным риском у латиноамериканок выступает не общественное мнение, а, напротив, эгоцентризм и нежелание жертвовать своим собственным комфортом ради другого. Эта общая тенденция характерна для многих стран Латинской Америки, в которой женщины становятся все большими индивидуалистками.

В статье показано, что высокий уровень толерантности соотносится с положительным отношением к проблеме усыновления в целом. Нами подтверждается идея о том, что толерантность как ценность способна выступать в качестве самостоятельного ресурса для формирования психологической зрелости личности с позитивным отношением к другому вне зависимости от конкретной культурной среды при обязательном учете преимуществ и рисков последней.

Библиографический список

1. Зайкова О.Н. Формирование культуры усыновления в России // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.-2012.- № 3. - Т. 7. - С. 104-110.

2. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - № 2 (3).- С. 1-16.

3. Мамкина - Пых И.Г. Возрастные кризисы. -М.: Эксмо, 2004. - 896 с.

4. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители. - М.: ИП РАН, 2013. - 219 с.

5. Петрухина Е.С. Историко-психологические особенности отношения к усыновлению в России // Материалы межвузовских психолого-педагогических чтений «Личность в природе и обществе»: научные труды молодых учёных. Москва, 24 апреля 2014 г. / сост. и науч. ред. А.В. Иващен-ко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. - М.: РУДН, 2014. - С. 124-126.

6. Dave Thomas Foundation for Adoption In cooperation with: Evan B. Donaldson // Adoption Institute. National Adoption Attitudes Survey. - New York City cop. 2002. - 48 р.

7. Rakhlin N., Hein S., Doyle N., Hart L., Macomber D., Ruchkin V., Tan M., Grigorenko E. Language development of internationally adopted children: Adverse early experiences outweigh the age of acquisition effect // Journal of Communication Disorders - 2015. - Volume 57. -P. 66-80. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/016763939400044B (дата обращения 8.04.1016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.