коммуникативной толерантности, объединяющим исследуемые переменные и обеспечивающим толерантное общение с другими людьми.
Библиографический список
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.
3. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности
в межличностном общении // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 3-12.
4. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. - М.: Уч.-методич. коллектор Психология, 2001. - 189 с.
5. ПлешаковаД.Р. Психологическая модель процесса развития коммуникативной толерантности студентов - будущих медицинских работников // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 12. -Режим доступа: 01: 10.12731/2218-7405-2015-12-7.
УДК 159.9.07 ; 159.9:316.36
Пилишвили Татьяна Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент
Петрухина Екатерина Сергеевна
Российский университет дружбы народов, г. Москва pilishvili_ts@pfur.ru, ekaterina-petrukhina1108@yandex.ru
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН К ПРОБЛЕМЕ УСЫНОВЛЕНИЯ РЕБЕНКА
(на примере студенток РУДН)*
В статье приведены результаты эмпирического исследования, направленного на психологический анализ связи толерантности и отношения к проблеме усыновления ребенка российскими и латиноамериканскими студентками РУДН. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что имеется положительная связь между толерантностью и психологически здоровым отношением к проблеме усыновления. Использованы методы: а) контент-анализа интернет-форумов молодых женщин, находящихся на этапе усыновления ребенка; б) психодиагностической оценки толерантности и отношения к усыновлению; в) сравнительного, корреляционного, факторного анализа. Выявлены факторы, указывающие на средний уровень личностной и низкий уровень социальной толерантности российских студенток при активной помощи детским домам и скорее положительному отношению к проблеме усыновления с их стороны. Отмечается более высокий уровень толерантности и позитивного отношения к проблеме усыновления у латиноамериканских студенток при наличии эгоцентризма и нежелания чувствовать дискомфорт со стороны другого.
Ключевые слова: отношение как психологическая категория, толерантность личности, проблема усыновления ребенка, этнокультурные особенности, латиноамериканские и российские студентки.
В России практика усыновления применяется ещё с древних, дохристианских времён [5]. Но не смотря на это, в настоящее время психологическая культура усыновления в России находится на стадии формирования. Современное общество по-прежнему ощущает последствия массового усыновления российских детей гражданами других государств в 1990-е годы. Из-за незнания российских традиций, а также низкой культуры в области усыновления стали возникать серьезные затруднения [1]. Постепенно отношение к усыновлению в нашем обществе все же меняется, формируются различные социальные проекты, призванные помочь детям-сиротам обрести семьи («Поезд надежды»; «День ангела» и т.д.). Несмотря на то, что количество случаев усыновления в России в последние годы растёт, процент повторных отказов от детей остается достаточно настораживающим. В связи с этим требуются дополнительные усилия со стороны участников изучаемого процесса (приемной семьи, специалистов, органов опеки,
общественности), направленные на формирование психологически здорового отношения к проблеме усыновления в российском обществе.
Как указывают А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, мотивы усыновления можно разделить на деструктивные и конструктивные [4, с. 17]. К последним авторы относят желание иметь больше детей, реализовать родительский потенциал, желание помочь ребёнку. Деструктивными мотивами усыновления считаются материальная выгода, налаживание супружеских отношений с помощью ребенка, патологические мотивы и т.д. Исследование отношения молодых женщин различных культур к проблеме усыновления в дальнейшем позволило бы выявить характер этнокультурных ожиданий по поводу приемной семьи и ребенка в ней. Так, в странах Латинской Америки, хотя и в меньшей степени, чем в России на принятие решения об усыновлении оказывает влияние роль «культуры кровных уз» [7]. Это понятие основывается на наследии патриархальной семьи в культу-
* Работа выполнена при грантовой поддержке по инициативным проектам подразделений в РУДН, проект № 051316-0-000 «Этнокультурные ценности и мотивационные установки студентов международно-ориентированного вуза».
© Пилишвили Т.С., Петрухина Е.С., 2016
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
49
ре Латинской Америки, состоящей из отца, матери и ребёнка. Отсутствие генетического наследия в приёмном ребёнке является довольно значимым фактором в отказе от усыновления. Потенциальные родители, ничего не знающие о наследственности ребенка, боятся столкнуться с неприятными последствиями в его поведении.
Учитывая этнокультурное разнообразие Российского университета дружбы народов, в котором обучаются представители 152 стран мира, в программе подготовки психологов-консультантов особое внимание уделяется: а) этнопсихологической специфике семьи как малой группы; б) этнокультурным различиям, существующим в вопросе усыновления детей в различных регионах мира; в) межкультурному внутрисемейному диалогу при наличии в приемной семье детей из другой этнокультурной группы; г) необходимости супервизии для специалиста, занимающегося сопровождением поликультурного процесса усыновления, со стороны более опытных коллег. Подчеркивается значимость культурных особенностей, вербального и невербального общения приемных детей и усыновителей. Попадая в приемную семью, ребенок неизбежно сталкивается с трудностями адаптации. В этот сложный период требуется понимание и принятие его со стороны новой семьи. В ситуации, когда приемные родители и ребенок относятся к неодинаковым этнокультурным группам, трудности адаптации могут усугубляться различиями в культурных ожиданиях, правилах, семейных ролях, отношении к тайне / открытости процесса усыновления и т.п. В представленном ниже эмпирическом исследовании мы предположили, что существуют этнокультурные особенности отношения к проблеме усыновления у молодых женщин в России и Латинской Америке при наличии (вне зависимости от культуры) толерантности к другому как ценности, способной стать ключевой для формирования психологически здорового отношения к исследуемой проблеме.
Методы и выборка исследования
Для первичной оценки отношения личности к проблеме усыновления с целью дальнейшего контент-анализа информации и составления анкеты «Отношение к усыновлению» нами при обработке интернет-форумов «7ya.ru»; «v7u.org»; «mynefamily.ru»; «ufamama.ru»; «rastem.ru»; «baby. ru», посвященных общению женщин по вопросу усыновления, первоначально было выделено более тридцати единиц по ряду показателей: а) общий характер отношения женщины к обсуждаемой проблеме; б) наличие страхов (врождённое заболевание ребёнка; плохая наследственность; боязнь не принять ребёнка и быть им непринятым; финансовая нестабильность семьи, материальные трудности; затянутость процесса усыновления,
бюрократические сложности); в) готовность к принятию ответственности за ребёнка; г) психологическая зрелость пары усыновителей; д) отношение к возможному возвращению биологической матери; е) отношение к психологическому тестированию, проверке со стороны специалистов и т.д. В данном исследовании речь шла об усыновителях только как о разнополой семье с обоими родителями. В дальнейшем для исследования особенностей толерантности и отношения к проблеме усыновления использовались: «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко), «Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), «Опросник для диагностики способности к эмпатии» (А. Мехрабиан), а также анкета «Отношение к усыновлению», составленная авторами на основании выделенных ранее единиц контент-анализа и аналогичного опросника, разработанного D. Thomas из фонда по усыновлению детей и E.B. Donaldson из Института усыновления (Нью-Йорк, США) [6], демонстрирующая выраженность различных страхов, сопровождающих потенциальных усыновителей на этапе принятия решения об усыновлении. Выборку составили 80 студенток Российского университета дружбы народов из России и Латинской Америки 20-28 лет. Для обработки полученных данных были использованы сравнительный, корреляционный, факторный анализ.
Обсуждение результатов
На этапе описательной статистики была выявлена общая специфика толерантности и отношения студенток РУДН из России и Латинской Америки к проблеме усыновления ребенка. Она соотносится с базовой тенденцией юношеского возраста (т.н. поколения Y в теории поколений Н. Хоува, В. Штрауса [2]) и свидетельствует об общей склонности участниц исследования при создании семьи руководствоваться внутренними мотивами, чувствами, а не принятыми в обществе представлениями и ожиданиями.
Результаты сравнительного анализа, проведенного посредством X2 Пирсона, демонстрируют значимые различия внутри этнокультурных групп у студенток, состоящих в браке, в неофициальных отношениях и не состоящих в отношениях по следующим признакам. У российских девушек, состоящих в браке и неофициальных отношениях, по сравнению с женщинами, не имеющими партнера, менее выражен страх нежелания партнёра усыновлять ребёнка (X2 = 7,668, р < 0,05); страх дать неправильный ответ на психологическое тестирование (X2 = 9,013, р < 0,05); страх лишения родительских прав органами опеки (Х2 = 3,756, р < 0,05); негативное отношение к проблеме усыновления (Х2 = 8,838, р < 0,05); уровень способности к эм-
патии (Х2 = 4,870, р < 0,05). У латиноамериканских студенток, в отличие от российских, не было выявлено статистически значимых различий в связи с неодинаковым статусом отношений. Однако при разделении всей подгруппы на две возрастные выборки по Э. Эриксону [3] были получены значимые различия по следующим признакам у девушек юношеского и раннего зрелого возраста. Девушки более младшего возраста продемонстрировали большее неумение приспосабливаться к характеру другого (Х2 = 4,838, р < 0,05); неумение прощать другим их ошибки (Х2 = 5,294, р < 0,05). В связи с этим можно говорить о большей связи отношения к проблеме усыновления ребенка со статусом и чувством защищенности благодаря партнеру у российских студенток и большей гибкостью поведения латиноамериканских студенток более старшего возраста в связи с развитием их «Я» вне зависимости от наличия или отсутствия партнера.
Результаты корреляционного анализа, проведенного посредством критерия Спирмена, позволили выявить следующие связи между толерантностью и отношением к проблеме усыновления у российских студенток. Девушки, отмечавшие близость проблемы усыновления в собственном окружении, являются менее лояльными по отношению к собственному усыновлению (Я^ = 0,732, р = 0,000), им свойственно стремление подогнать партнёра под себя (Я^ = 0,272, р = 0,035); неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причинённые неприятности (Яз = 0,274, р = 0,034). Российские студентки с высоким уровнем эмпатии более лояльны по отношению к собственному усыновлению (Я^ = 0,320, р = 0,013), им в большей мере близок позитивный опыт (Я^ = 0,266, р = 0,040) и сама проблема усыновления (Я^ = 0,312, р = 0,015). Российские студентки, испытывающие страх перед плохой наследственностью ребёнка, также испытывают страх затяну-тости процесса усыновления 0,280, р = 0,031), боятся неправильных ответов на психологическое тестирование на начальном этапе усыновления (Я^ = 0,267, р = 0,039), но, в тоже время, они не боятся трудностей при адаптации ребёнка в новой семье 0,328, р = 0,010). У российских девушек, которые оказывают помощь детским домам, тем не менее, в большей мере выражен признак неприятия или не понимания индивидуальности другого ^ = 0,276, р = 0,033).
По поводу связи между толерантностью и отношением к проблеме усыновления у латиноамериканских студенток можно видеть, что девушки с высоким уровнем способности к эмпатии не используют себя в качестве эталона при оценке образа мысли и поведения другого (Я^ = 0,502, р = 0,001), они умеют прощать другим их ошибки и неловкость 0,412, р = 0,008). Девушки с выраженным признаком индекса толерантности не
категоричны и не консервативны в оценках других (Я = 0,396, при р = 0,011). Латиноамериканские студентки, испытывающие страх перед плохой наследственностью ребёнка, не боятся нестабильности финансового положения семьи, материальных трудностей (Я^ = 0,352, р = 0,026), не переживают страх перед затянутостью процесса усыновления и бюрократическими сложностями (Я^ = 0,361, р = 0,022). Латиноамериканские студентки, оказывающие помощь детским домам, хорошо относятся к детям в целом (Я^ = 0,373, р = 0,018), им близок опыт усыновления ^ = 0,516, р = 0,001). У них также имеется положительная связь между позитивным отношением к детям в целом и высокой лояльностью к собственному усыновлению ^ = 0,431, р = 0,005). Латиноамериканские девушки в целом в большей мере допускают для себя роль приёмной матери, чем российские студентки.
В результате факторного анализа путем вращения Varimax исследуемых переменных выделены следующие три фактора отношения к проблеме усыновления у российских студенток. Первый фактор сложности принятия окружающих при наличии средне выраженной личностной толерантности объединяет следующие переменные: неумение скрывать истинные эмоции в общении с некоммуникабельным партнёром (0,731); неумение прощать партнеру неловкость (0,549); толерантность как черту личности (0,543). Второй фактор низкой толерантности по отношению к отличным от себя людей включает только проявление социальной толерантности (-0,504). Третий фактор позитивной оценки проблемы усыновления и соответствующего ему поведения объединяет оценивание себя как эталона при должном поведении других (-0,635); помощь детским домам (0,571); собственное положительное отношение к усыновлению (0,680). Таким образом, позитивная оценка проблемы усыновления формируется при наличии собственного позитивного отношения к усыновлению, активной деятельности в помощи детским домам, а также отсутствии оценивания себя как эталона при должном поведении других.
Факторные структуры отношения к проблеме усыновления у латиноамериканских студенток, выделенные путем вращения Varimax исследуемых переменных, включают в себя пять нижеописанных факторов. Первый фактор нетерпимости к дискомфорту, создаваемому индивидуальностью другого человека объединяет непримиримость с действиями окружающих, доставляющих затруднения (0,613); непонимание другого (0,560). Второй фактор собственного участия в проблеме усыновления включает общее толерантное отношение к миру и людям (0,646); посильную помощь респондента детским домам (0,593). Третий фактор эгоцентричности в оценке окружающих включает оценивание себя как эталона при долж-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
51
ном поведении других (0,590). Четвёртый фактор положительного отношения к проблеме усыновления включает собственное мнение респондента об отношении общества к усыновлению (0,510). Пятый фактор положительного толерантного отношения к миру включает в себя личностные черты, установки и убеждения (0,546).
Выводы
С теоретической точки зрения рассмотрены особенности отношения к проблеме усыновления в современном мире, обозначена специфика поликультурных приемных семей.
С эмпирической точки зрения выявлены особенности российских студенток, состоящих в браке и неофициальных отношениях по сравнению с девушками, не имеющими партнера, в контексте меньшего количества страхов у первых, большей готовности к обсуждению проблемы, близости опыта усыновления в собственном социальном окружении.
В отличие от российских студенток, латиноамериканки в меньшей мере зависят от наличия и мнения партнера, опираются исключительно на собственный опыт. В целом, они более положительно относятся к проблеме усыновления и видят себя в роли потенциальной приемной матери.
Российские студентки менее толерантны к другому, они менее компетентны в вопросе коммуникации с окружающими, однако способны на оказание помощи детским домам. Особенно настораживает тот факт, что наличие опыта усыновления в социальном окружении снижает собственную лояльность российских девушек к усыновлению. По-видимому, требуются дополнительные усилия как со стороны семьи, так и со стороны специалистов и общества для формирования положительного опыта усыновления не только приемными детьми и их родителями, но и окружающими их людьми.
Основным риском у латиноамериканок выступает не общественное мнение, а, напротив, эгоцентризм и нежелание жертвовать своим собственным комфортом ради другого. Эта общая тенденция характерна для многих стран Латинской Америки, в которой женщины становятся все большими индивидуалистками.
В статье показано, что высокий уровень толерантности соотносится с положительным отношением к проблеме усыновления в целом. Нами подтверждается идея о том, что толерантность как ценность способна выступать в качестве самостоятельного ресурса для формирования психологической зрелости личности с позитивным отношением к другому вне зависимости от конкретной культурной среды при обязательном учете преимуществ и рисков последней.
Библиографический список
1. Зайкова О.Н. Формирование культуры усыновления в России // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета.-2012.- № 3. - Т. 7. - С. 104-110.
2. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - № 2 (3).- С. 1-16.
3. Мамкина - Пых И.Г. Возрастные кризисы. -М.: Эксмо, 2004. - 896 с.
4. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители. - М.: ИП РАН, 2013. - 219 с.
5. Петрухина Е.С. Историко-психологические особенности отношения к усыновлению в России // Материалы межвузовских психолого-педагогических чтений «Личность в природе и обществе»: научные труды молодых учёных. Москва, 24 апреля 2014 г. / сост. и науч. ред. А.В. Иващен-ко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. - М.: РУДН, 2014. - С. 124-126.
6. Dave Thomas Foundation for Adoption In cooperation with: Evan B. Donaldson // Adoption Institute. National Adoption Attitudes Survey. - New York City cop. 2002. - 48 р.
7. Rakhlin N., Hein S., Doyle N., Hart L., Macomber D., Ruchkin V., Tan M., Grigorenko E. Language development of internationally adopted children: Adverse early experiences outweigh the age of acquisition effect // Journal of Communication Disorders - 2015. - Volume 57. -P. 66-80. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/016763939400044B (дата обращения 8.04.1016).