Научная статья на тему 'ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГОЛЬФОМ'

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГОЛЬФОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛЬФ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / КОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цзи Нин, Черкашин И.А., Иванов А.И., Коркин Е.В.

Цель исследования - определение структуры общей физической подготовленности детей, занимающихся гольфом, на начальном этапе на основе факторного анализа показателей педагогического тестирования. Методика и организация исследования. Проведено педагогическое тестирование 26 мальчиков, занимающихся гольфом. Возраст детей составил 8,33±0,48 года. Стаж занятий гольфом - 1,43±0,48 года. Применен комплекс педагогических тестов, включающий в себя упражнения, отнесенных к пяти группам: беговые, прыжковые, с отягощениями, на координацию и гибкость. Также применена кистевая динамометрия. Тестирование проводилось на базе гольф-клуба г. Шэньчжэнь, КНР. Результаты исследования и выводы. В ходе определения факторов учитывались показатели, у которых коэффициенты корреляции превышали 0,700. С наибольшим весом в структуру общей физической подготовленности вошел фактор скоростно-силовых способностей, который составил 38,25% общей дисперсии выборки. В него с наивысшим коэффициентом корреляции вошли показатели двух упражнений: метание набивного мяча весом 1 кг снизу-вперед и метание набивного мяча весом 1 кг снизу-назад с корреляцией по 0,872 и 0,920 соответственно, а также показатели бега на 30 м (r=0,906). Вторым по значимости является фактор силовой подготовленности, который равен 26,34% общей дисперсии. Третий обобщенный фактор с весом 16,61% характеризует координационные способности гольфистов, находящихся на начальном этапе. Следовательно, во время контроля физической подготовленности необходимо делать акцент на оценку скоростно-силовых и координационных способностей, а также силы юных гольфистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цзи Нин, Черкашин И.А., Иванов А.И., Коркин Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR STRUCTURE OF GENERAL PHYSICAL FITNESS OF JUNIOR GOLF PLAYERS

Objective of the study was to conduct a factorial analysis of the pedagogical test rates to determine the structure of the general physical fitness of junior golf players at an early stage. Methods and structure of the study. Subject to the pedagogical tests were 26 boys engaged in golf (mean age - 8.33±0.48 years, experience in golf practices - 1.43±0.48 years). A set of pedagogical tests applied included 5 groups of exercises: running, jumping, weight-bearing, coordination and flexibility. The carpal dynamometry test was also used. The study was conducted at the premises of the Shenzhen Golf Club, China. Results and conclusions. In determining the required factors, we considered the indicators with correlation ratios above 0.700. The speed-strength abilities turned out to be the first most significant factor in the structure of general physical fitness - 38.25% of the total sample variance. It included two exercises characterized by the highest correlation coefficient: forward 1 kg medicine ball throws, backward 1 kg medicine ball throws, with the correlation coefficients amounting to 0.872 and 0.920, respectfully; 30 m run (r=0.906). The second most important factor was strength fitness - 26.34% of the total sample variance. The third factor (16.61%) was the coordinating skills of the golf players at their initial training stage. Consequently, when monitoring the physical fitness of junior golf players, emphasis should be placed on the assessment of their speed-strength abilities, coordinating skills, and strength rates.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГОЛЬФОМ»

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГОЛЬФОМ

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 05.04.2021 г.

Информация для связи с автором: 706037@mail.ru

Аспирант Нин Цзи1

Доктор педагогических наук, профессор И.А. Черкашин1, 2 3 4 Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент А.И. Иванов3 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Коркин4

1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

2 Московская государственная академия физической культуры, Малаховка, Московская область

3 Арктический государственный агротехнологический университет, Якутск

4 Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Чурапча

FACTOR STRUCTURE OF GENERAL PHYSICAL FITNESS OF JUNIOR GOLF PLAYERS

Postgraduate student Ning Ji1 Dr. Hab., Professor I.A. Cherkashin1 2, 3, 4 PhD, Associate Professor A.I. Ivanov3 PhD, Associate Professor E.V. Korkin4

1 North-Eastern Federal University, Yakutsk

2 Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka, Moscow Region

3 Arctic State Agrotechnological University, Yakutsk

4 Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, Churapcha

(U □

. ±i □

и

га у

г. CL

ч—

. О OJ

CL

■ ID С га

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - определение структуры общей физической подготовленности детей, занимающихся гольфом, на начальном этапе на основе факторного анализа показателей педагогического тестирования. Методика и организация исследования. Проведено педагогическое тестирование 26 мальчиков, занимающихся гольфом. Возраст детей составил 8,33±0,48 года. Стаж занятий гольфом - 1,43±0,48 года. Применен комплекс педагогических тестов, включающий в себя упражнения, отнесенных к пяти группам: беговые, прыжковые, с отягощениями, на координацию и гибкость. Также применена кистевая динамометрия. Тестирование проводилось на базе гольф-клуба г. Шэньчжэнь, КНР.

Результаты исследования и выводы. В ходе определения факторов учитывались показатели, у которых коэффициенты корреляции превышали 0,700. С наибольшим весом в структуру общей физической подготовленности вошел фактор скоростно-силовых способностей, который составил 38,25% общей дисперсии выборки. В него с наивысшим коэффициентом корреляции вошли показатели двух упражнений: метание набивного мяча весом 1 кг снизу-вперед и метание набивного мяча весом 1 кг снизу-назад с корреляцией по 0,872 и 0,920 соответственно, а также показатели бега на 30 м (г=0,906). Вторым по значимости является фактор силовой подготовленности, который равен 26,34% общей дисперсии. Третий обобщенный фактор с весом 16,61% характеризует координационные способности голь-фистов, находящихся на начальном этапе. Следовательно, во время контроля физической подготовленности необходимо делать акцент на оценку скоростно-силовых и координационных способностей, а также силы юных гольфистов.

Ключевые слова: гольф, факторный анализ, оценка, контроль, физическая подготовленности, тренировочный процесс.

Abstract

Objective of the study was to conduct a factorial analysis of the pedagogical test rates to determine the structure of the general physical fitness of junior golf players at an early stage.

Methods and structure of the study. Subject to the pedagogical tests were 26 boys engaged in golf (mean age - 8.33±0.48 years, experience in golf practices - 1.43±0.48 years). A set of pedagogical tests applied included 5 groups of exercises: running, jumping, weight-bearing, coordination and flexibility. The carpal dynamometry test was also used. The study was conducted at the premises of the Shenzhen Golf Club, China.

Results and conclusions. In determining the required factors, we considered the indicators with correlation ratios above 0.700. The speed-strength abilities turned out to be the first most significant factor in the structure of general physical fitness - 38.25% of the total sample variance. It included two exercises characterized by the highest correlation coefficient: forward 1 kg medicine ball throws, backward 1 kg medicine ball throws, with the correlation coefficients amounting to 0.872 and 0.920, respectfully; 30 m run (r=0.906). The second most important factor was strength fitness - 26.34% of the total sample variance. The third factor (16.61%) was the coordinating skills of the golf players at their initial training stage. Consequently, when monitoring the physical fitness of junior golf players, emphasis should be placed on the assessment of their speed-strength abilities, coordinating skills, and strength rates.

Keywords: golf, factorial analysis, evaluation, control, physical fitness, training process.

78

http://www.teoriya.ru

№7^ 2021 Июль | July

75"

Введение. Физическая подготовленность игрока в гольф оказывает существенное влияние на результаты игры [1, 6]. В последние годы значительно возрос интерес к физической подготовке игроков в гольф, однако до середины девяностых годов ХХ века физические качества и способности, за исключением гибкости, не были особенно признаны значимыми факторами для игры в гольф. Некоторые игроки в гольф даже намеренно пренебрегали силовыми тренировками, опасаясь, что это снизит проявление гибкости, межмышечную координацию и отрицательно скажется на результативности игры в гольф [2-4]. Научные исследования в гольфе способствовали повышению интереса специалистов к развитию не только гибкости, но и других физических качеств, таких как сила, быстрота и скоростно-силовые способности, которые отличаются сильной корреляционной связью со скоростью клюшки во время удара и результативностью в гольфе [2, 5]. В ходе анализа научной литературы выявлен дефицит данных о физической подготовке детей на начальном этапе, особенно в возрасте 8-9 лет, занимающихся гольфом. Данный возрастной период отличается несформированностью у детей суставов и связок, низкой межмышечной координацией, от которой зависит точность попадания мяча в лунку, а также незначительной способностью к дифференциации мышечных усилий, что влечет за собой риск травматизма в процессе занятий гольфом [7].

Цель исследования - определение структуры общей физической подготовленности детей, занимающихся гольфом, на начальном этапе на основе факторного анализа показателей педагогического тестирования.

Методика и организация исследования. Проведено педагогическое тестирование мальчиков, занимающихся гольфом. Возраст детей составил 8,33±0,48 года. Стаж занятий гольфом - 1,43±0,48 года. Применен комплекс педагогических тестов, состоящий из 13 упражнений. В него вошли следующие упражнения: бег 30 м, прыжок в длину с места, прыжок вверх с места с поворотом вправо, прыжок вверх с места с поворотом влево, прыжок в длину с места спиной по направлению движения, метание набивного мяча весом 1 кг снизу-вперед, метание набивного мяча весом 1 кг снизу-назад, подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см, сгибание-разгибание туловища из положения лежа за 30 с, поднимание туловища из положения лежа лицом вниз, руки за голову за 30 с, статическая балансировка стоя на левой ноге, динамометрия правой и левой кисти, воспроизведение 50 % силы ведущей кисти без участия зрительного анализатора. Тестирование проводилось на базе гольф-клуба г. Шэньчжэнь, КНР.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования определены три обобщенных фактора, которые характеризуют общую физическую подготовленность юных гольфистов в возрасте 8-9 лет. Вклад факторов в общую физическую подготовленность детей, занимающихся гольфом, составил 81,20 %. Следует отметить, что во время определе- 1 ния факторов учитывались показатели у которыхдКоэффициД/ енты корреляции превышали 0,700. В каждый изфакторов вошли на статистически достоверном уровне корреляции (р<0,05) данные педагогического тестирования, направленного на определение показателей быстроты, силы отдельных мышечных групп, взрывной силы, гибкости, скоростно-сило-вых и координационных способностей, воспроизведения заданных мышечных усилий.

Первый фактор, отличающийся наивысшим вкладом в общую дисперсию выборки, вес которой равен 38,25,

обозначен как фактор скоростно-силовых способностей. В него с наивысшими коэффициентами корреляции вошли показатели тестов на определение взрывной силы - метание набивного мяча весом 1 кг снизу-назад (г=0,920), метание набивного мяча весом 1 кг снизу-вперед (г=0,872), на определение быстроты - бег на 30 м (г=0,906), а также один показатель теста, характеризующего гибкость (г=0,863). Следовательно, в факторной структуре общей физической подготовленности гольфистов 8-9 лет на начальном этапе ведущим является скоростно-силовой компонент.

Вторым по значимости является фактор силовой подготовленности с весом 26,34 % в общую физическую подготовленность юных гольфистов. В него вошли показатели всех тестов на определение силы отдельных мышечных групп. С наивысшим коэффициентом корреляции в данных фактор вошли показатели силы верхнего плечевого пояса, полученные посредством подтягивания из виса лежа на низкой перекладине 90 см (г=0,879), сила кистей обеих рук с сильной корреляционной связью также вошла во второй фактор, коэффициенты корреляции которых находились в диапазоне г=0,854-0,869.

Третий (16,61 %) - фактор координационных способностей. В данный фактор вошли показатели в трех прыжковых тестах на координацию, по одному на дифференцировку мышечных усилий и балансировку. Высокими коэффициентами корреляции в третьем факторе отличается прыжок в длину с места спиной по направлению движения (г=0,879), прыжки вверх с места с поворотом вправо, влево, где г=0,838 и г=0,832 соответственно.

Вывод. Определены три обобщенных фактора, совокупный вклад которых в физическую подготовленность юных гольфистов составил 81,20 %. С наибольшим весом в структуру общей физической подготовленности вошел фактор скоростно-силовых способностей, который составил 38,25 % общей дисперсии выборки. Вторым по значимости является фактор силовой подготовленности, который равен 26,34 % общей дисперсии. Третий обобщенный фактор с весом 16,61 % характеризует координационные способности гольфистов, находящихся на начальном этапе. Следовательно, во время контроля физической подготовленности необходимо делать акцент на оценку скоростно-силовых и координационных способностей, а также силы юных гольфистов.

Литература

1. Корольков А.Н. Содержание спортивной подготовки в гольфе:

учебное пособие / А.Н. Корольков. - М.: Эдитус, 2018. - 144 с.

References

1. Korolkov A.N. Soderzhanie sportivnoy podgotovki v golfe [Content of golf sports training]. Study guide. Moscow: Editus publ., 2018. 144 p.

2. Coughlan D., Taylor M.J., Jackson J. The impact of warm-up on youth golfer clubhead speed and self-reported shot quality. International journal of sports physical therapy, 2018; 13(5):828-834.

3. Coughlan D., Taylor M. J. D., Wayland W., Brooks D., Jackson J. The effect of a 12-week strength and conditioning programme on youth golf performance. International Journal of Golf Science, 2019; 8(1):1-13.

4. Doan B.K., Newton R.U., Kwon Y., Kraemer W.J. Effects of physical conditioning on intercollegiate golfer performance. Journal of Strength and Conditioning Research, 2006; 20(1):62-72.

5. Gordon B., Moir G., Davis S., Witmer C., Cummings, D. An investigation into therelationship of flexibility, power, and strength to club head speed in male golfers. Journal of Strength and Conditioning Research, 2009; 23(5): 1606-1610.

6. Smith C. J., Callister R., Lubans D. R. A systematic review of strength and conditioning programs designed to improve fitness characteristics in golfers. Journal of Sports Sciences, 2011; 29(9): 933-943.

7. Smith, M. The role of physiology in thedevelopment of golf performance. Sports Medicine, 2010; 40(8): 635-655.

№7 • 2021 Июль | July http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.