Новый университет. 2012. № 5(15).
ISSN 2221-7347
УДК 336.7
С. Ю. Курбатов, О. В. Курбатова ФАКТОРИНГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье раскрывается процесс факторингового обслуживания производственных и торговых компаний, компаний, занятых в сфере услуг, нуждающихся в краткосрочном финансировании своего бизнеса.
Ключевые слова: факторинг, факторинговое обслуживание предприятий, мониторинг факторинговой сделки, факторинговая комиссия.
Факторинг относится к эффективным и перспективным формам обслуживания рынка; выступает в качестве универсальной системы финансового обслуживания внутренней и экспортной деятельности поставщика.
Факторинговое обслуживание предприятий-клиентов начинается с предварительной работы (табл. 1), далее осуществляется оформление документов и мониторинг факторинговой сделки [1, с. 50-52].
Основным способом решения проблемы неплатежа со стороны должника является тщательный отбор дебиторской задолженности клиента на стадии принятия решения о возможности его факторингового обслуживания. Для этого финансовый агент собирает максимум информации о клиенте и его дебиторах, используя скоринговые системы, созданные кредитными организациям, и бюро кредитных историй для физических лиц. Следует отметить, что отсутствие единых баз данных для проверки кредитных историй клиентов и дебиторов, а также часто не соответствующие действительности сведения официальной финансовой отчетности российских компаний сдерживают развитие российского факторинга.
Результатом проведенного анализа будет принятие положительного или отрицательного решения о факторинговом обслуживании дебиторской задолженности того или иного покупателя соответствующего клиента. При этом если организация работает с покупателями на основе долгосрочных договоров, то при переходе на факторинговое обслуживание производится контрольная поставка, по результатам которой определяется платежная дисциплина дебитора, устанавливается начальный лимит и открывается финансирование. По дебиторам, уже имеющим историю взаимоотношений с клиентами Фактора, процедура начала финансирования ускоряется.
В случае принятия положительного решения о факторинговом обслуживании оформляется договор факторинга.
Мониторинг факторинговой сделки представляет собой совокупность действий по контролю выполнения клиентами и должниками своих обязательств перед Фактором. Этот этап организации факторингового обслуживания представляется самым важным, что обусловлено выполнением банком или специализированной компанией специфических функций, среди которых: оценка соответствия активов, размещенных в рамках договора факторинга, требованиям или условиям Фактора, описанным во внутреннем положении о факторинговых операциях; оценка текущего финансового положения клиентов, а также финансового положения и платежной дисциплины должников; контроль над сделками в проблемных отраслях экономики. Базой мониторинга факторинговых операций служит факторинговое досье, в котором сосредоточена вся необходимая документация по факторинговой сделке и все необходимые сведения о клиенте и должниках.
© Курбатов С. Ю., Курбатова О. В., 2012.
Так, например, после экономического кризиса 2008 года ответом на потребность предприятий в новых финансовых инструментах появились такие направления факторинга, как закупочный факторинг (в отличие от классического факторинга, это продукт исключительно для покупателя, которому необходимо увеличить срок отсрочки, предоставляемой поставщиками); реверсивный факторинг (заключение соглашений с покупателями - краевыми ритейлерами о направлении в банк своих поставщиков на факторинговое обслуживание). См.: Бурдыкова Н. Рост на фоне перемен // Эксперт юг. - 2010. - № 21; Веселова Э. Время собирать камни // Эксперт Сибирь. - 2010. -
№ 15-17.
18
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Таблица 1
Этапы предварительной работы по факторинговому обслуживанию клиентов
Этап Общая характеристика Особенности
1. Отбор финансовым агентом потенциальных клиентов для факторингового обслуживания Осуществляется на основе общей информации о деятельности клиента (его сферы деятельности, порядка осуществления платежей (возможность авансовых платежей, платежей по мере реализации товара)
Предварительное собеседование 2. Ознакомление потенциальных клиентов с требованиями, условиями и порядком факторингового обслуживания Включает в себя: - требования к платежеспособности и добросовестности клиента и платежной дисциплине дебиторов; - перечень документов, на основе которых осуществляется изучение «качества» клиентов и их дебиторов; - возможные условия сделок (наличие уведомления, условия регресса); - порядок оформления документов; - принципы установления лимита финансирования, расчета вознаграждения финансового агента
Сбор информации Предоставление потенциальным клиентом всех необходимых документов для рассмотрения вопроса о возможности факторингового обслуживания его дебиторской задолженности Контроль сотрудниками отдела факторинговых операций соблюдения следующих требований: полноты пакета документов, по их оформлению в соответствии с гражданским законодательством и условиями финансового агента
Анализ полученной информации 1. Обязательные участники данного этапа: - отдел факторинговых операций (финансовый анализ деятельности клиента и его дебиторов); - юридическая - служба служба безопасности Информационную базу составляют: - финансовая отчетность за несколько отчетных периодов; - данные по объемам отгрузки и оплате продукции за определенное время.
проверка достоверности предоставленной информации и юридической чистоты их договорных отношений
2. Проведение аналитической работы Направления аналитической работы: - оценка качества производимого товара с точки зрения возможных отказов должников от платежа из-за претензий к товару; - оценка платежеспособности потенциального клиента (возможности солидарной ответственности клиента и его дебиторов); - оценка платежеспособности дебиторов (проводится при доступе банка к финансовой отчетности дебиторов); - оценка платежной дисциплины дебиторов (своевременности осуществления платежей). Информационную базу составляют данные по срокам отгрузки и оплаты соответствующих партий товара, на основании которых финансовый агент определяет, насколько должник выполняет условия договора поставки о порядке расчетов
Уточнение неясных моментов Решение каких-либо вопросов, возникших в процессе проверки и анализа информации и документов у сотрудников юридической службы, службы безопасности или отдела факторинговых операций Проведение дополнительных встреч с потенциальным клиентом и его дебиторами (цель: налаживание контакта и получение доступа к их финансовой отчетности). Запрос дополнительной информации
Анализ степени риска по факторинговым операциям; принятие решения по результатам предварительной работы финансового агента Речь идет обо всех рисках, которые несет финансовый агент на фоне большого расхождения платежей по факторингу в сроках и объемах Особое внимание уделяется способности должников своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства, возникающие из договоров поставки. Выяснение причин просрочки платежа и др.
Различают мониторинг внутренний и внешний. В первом случае периодически (ежемесячно, поквартально) анализируется финансовая отчетность должников (если имеется доступ к их финансовой отчетности) и клиентов (при договоре с регрессом), отслеживаются возможные отклонения срока погашения задолженности от максимального периода отсрочки платежа в сторону увеличения, корректируется величина резерва на возможные потери по факторинговым операциям в зависимости от изменения суммы долга, группы риска и т.д. Во втором случае оценивается ситуация в соответствующих отраслях экономики (например, спад производства, ухудшение платежной дисциплины по отрасли в целом). Результаты внешнего мониторинга влияют на частоту проведения
19
Новый университет. 2012. № 5(15).
ISSN 2221-7347
внутреннего мониторинга. Например, при принадлежности клиента или должника к проблемной отрасли финансовый анализ проводится ежемесячно.
Единая схема расчета параметров факторинговой сделки включает в себя методики оценки финансового состояния клиентов и дебиторов, порядок формирования факторинговой комиссии, расчет лимитов финансирования.
В настоящее время единые методики оценки финансового состояния клиентов и дебиторов не выработаны. Критерии отбора каждый финансовый агент определяет самостоятельно в зависимости от факторинговой политики, финансовых и прочих возможностей. Информационной базой для проведения анализа финансового состояния клиентов и дебиторов и качества выполнения их обязательств друг перед другом служит анкета клиента, которая включает в себя наличие рекламаций и их причины; информацию, характеризующую дебиторов клиента, - данные об объемах поставок (среднемесячном обороте дебиторской задолженности), отсрочках платежа, финансовую отчетность (по возможности), правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (из договора поставки).
Порядок формирования факторинговой комиссии заключается в следующем. Комиссия Фактору за факторинговые операции складывается из нескольких составляющих - процентной ставки, процентов от суммы счета-фактуры, платы за ее обработку, а также платы за управление дебиторской задолженностью. Фиксированная часть факторинговой комиссии, представляющая собой вознаграждение за управление дебиторской задолженностью и обработку документов по каждому дебитору, не зависит от суммы и срока финансирования. Это обстоятельство влияет на высокую стоимость факторинга тогда, когда сумма и срок финансирования невелики. На уменьшение стоимости факторингового обслуживания (примерно на 15-20%) влияет наличие у Фактора права регрессного требования к поставщику, поэтому последнему выгодно переуступать с правом регресса дебиторскую задолженность надежных покупателей, имеющих хорошую кредитную историю, снижая тем самым свои издержки на факторинговое обслуживание. Как правило, первоначально с новым клиентом банк заключает договор с правом регресса; соглашение о факторинге без права регресса заключается после того, как банк поработает с фирмой некоторое время и удостоверится в надежности и платежеспособности контрагентов.
В случае заключения договора без права регресса размер авансового платежа, как правило, уменьшается, а размер банковских комиссий за авансовый платеж и факторинговые услуги увеличивается. Это связано с возрастанием риска неполучения банком средств. После экономического кризиса 2008 года многие Факторы в целях сохранения финансовой устойчивости стали отказываться от безрегрессного факторинга как наиболее высокорискованного продукта [2].
В реальности ставки по факторинговым операциям не только определяются величиной бизнеса клиента и качеством передаваемой дебиторской задолженности, но во многом зависят от дополнительного сервиса. Поэтому факторинг во всем мире объективно дороже кредитования, так как кроме финансирования оборотного капитала банк предоставляет клиенту дополнительные услуги.
Размер факторингового финансирования зависит от будущих доходов компании, в то время как размер банковского кредита фактически определяется прошлыми успехами, выраженными в виде предмета залога и общего благополучного финансового состояния заемщика. Благодаря этому факторинговое финансирование становится доступным широкому кругу малых и средних российских предприятий, которые не могут рассчитывать на другие источники финансирования. Также важно, что номинальная стоимость дебиторской задолженности, как правило, фиксируется в момент ее возникновения и не уменьшается в зависимости от рыночных условий.
Хотя формально факторинг не предполагает ограничений по суммам финансирования, Факторы устанавливают на каждую компанию определенный лимит, оценивая устойчивость и перспективность как бизнеса поставщика, так и его дебиторов. При этом принимается во внимание и статистика по клиентам из различных отраслей. Так, например, промышленные предприятия аккуратнее выплачивают задолженность, чем розничные сети и винные магазины. Кроме того, последствием экономического кризиса стало увеличение сроков рассмотрения лимитов на дебиторов.
Таким образом, анализ организации факторингового обслуживания, включающей три блока: предварительную работу, работу по оформлению документов, мониторинг факторинговой сделки, показывает, что необходимо использовать скоринговые системы и коллекторские агентства.
20
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Среди направлений совершенствования организации факторингового обслуживания предприятий можно выделить:
■повышение надежности факторингового обслуживания клиентов путем факторингового обслуживания дебитора поставщика, увеличения частоты поставок и числа дебиторов, уменьшения отсрочки платежа, информирования клиентом о неблагоприятных изменениях, произошедших с плательщиком;
■создание для банков и специализированных компаний единой схемы расчета параметров факторинговой сделки, включающей методики оценки финансового состояния клиентов и дебиторов, порядок формирования факторинговой комиссии, расчет лимитов финансирования;
■разработку методов снижения факторинговых рисков;
■информационную поддержку факторинга с помощью специализированного программного обеспечения, автоматизирующего проведение факторинговых операций, и последующего его обновления.
Библиографический список
1. Лаврик, М. Ю. Работа с клиентами в процессе факторингового обслуживания / М. Ю. Лаврик // Банковское дело. - 2005. - № 2. - С. 50-52
2. Дмитриевич, Е. Кризис - фактор / Е. Дмитриевич // Эксперт Урал. - 20 апреля 2009 г., № 15.
Статья поступила в редакцию 11.04.2012.
КУРБАТОВ Сергей Юрьевич - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник НПО «СТиС» МВД РФ.
КУРБАТОВА Ольга Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, Московский университет МВД России.
21