Научная статья на тему 'Особенности финансирования деятельности компаний в современных условиях хозяйствования'

Особенности финансирования деятельности компаний в современных условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ФАКТОРИНГОВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котелевская Юлия Викторовна, Блажевич Олег Георгиевич

В статье рассмотрена сущность факторинга как способа финансирования деятельности компаний в современных условиях хозяйствования. Проанализирован механизм осуществления факторинга как банковской операции. Обосновано положительное влияние факторингового финансирования на финансовые показатели деятельности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности финансирования деятельности компаний в современных условиях хозяйствования»

УДК 336.7

Котелевская Юлия Викторовна,

к.э.н., доцент,

кафедра финансов и кредита, Крымский институт бизнеса, г. Симферополь

Блажевич Олег Георгиевич,

к.э.н.,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Kotelevskaya Yulia Viktorovna,

Ph.D. in Economics, associate professor, Department of Finance and Credit, Crimean Institute of Business, Simferopol.

Blazhevich Oleg Georgievich,

Ph.D. in Economics,

Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

FINANCINGACTIVITIES FEATURES OF THE COMPANIES IN MODERN

MANAGING CONDITIONS

В статье рассмотрена сущность факторинга как способа финансирования деятельности компаний в современных условиях хозяйствования. Проанализирован механизм осуществления факторинга как банковской операции. Обосновано положительное влияние факторингового финансирования на финансовые показатели деятельности компании.

Ключевые слова: факторинг, финансирование деятельности компаний, дебиторская задолженность, факторинговое финансирование.

The article considers the essence of factoring as a way of financing the companies' activity in the current economic conditions. The mechanism of the factoring as a banking transaction was analyzed. The positive effect of factoring financing on the financial performance of the company was stipulated.

Keywords: factoring, companies' activities financing, accounts receivable, factoring financing.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема выбора приоритетных источников финансирования стоит перед каждой фирмой. Поэтому первоочередной задачей менеджера является анализ положительных и отрицательных сторон каждого финансового ресурса.

Как известно, каждый источник имеет свои характерные особенности: при привлечении кредитов требуется обеспечение, при выпуске акций собственники могут получить контроль над предприятием и участвовать в прибылях, платежи по лизингу и кредитам носят регулярный характер и т.д.

Выбор способов финансирования фирмы зависит от многих факторов. В большей степени форма привлечения ресурсов зависит от сложившихся на рынке условий финансирования подобных предприятий. Также выбор тех или иных источников зависит от финансовых результатов деятельности предприятия, опыта работы в выбранном сегменте, стратегии развития, репутации предприятия, интересов собственников и менеджеров, наличия обеспечения, курса акций и дивидендной политики, а также доступности необходимых источников финансирования. Руководствуясь плюсами и минусами источников, и оценивая свои возможности, фирма рассчитывает привлечь тот или иной источник финансирования.

102

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является раскрытие сущности и содержания современных форм финансирования деятельности компаний.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На сегодняшний день, банковский сектор предлагает производителям и поставщикам, ведущим торговую деятельность на условиях отсрочки платежа, альтернативу кредитованию — комплекс услуг по финансированию деятельности через управление дебиторской задолженностью. Таким эффективным способ финансирования деятельности компании за счет управления ее дебиторской задолженность является факторинг [1, с. 336].

Сегодня, актуальными условиями финансирования деятельности компаний через факторинг являются:

• финансирование до 100% от суммы уступленного денежного требования;

• валюта финансирования — рубли;

• срок договора — бессрочный;

• отсрочка платежа между поставщиком и дебитором — до 120 дней;

• ставка за неиспользованный лимит — 0%;

• комиссия за рассмотрение заявки — 0%;

• возможность использования Е-факторинга (электронный факторинг);

• отсутствие требования по оформлению залога.

Так, возможно выделить следующие этапы факторинговой сделки, а именно:

• 1 этап: заключение договора, установление лимита;

• 2 этап: поставка товара, оказание услуг;

• 3 этап: уступка денежного требования;

• 4 этап: выплата финансирования до 100% от стоимости поставки;

• 5 этап: оплата за поставленный товар/оказание услуги по истечении срока отсрочки;

• 6 этап: выплата комиссии. Осуществление последующих поставок по схеме факторинга в рамках установленного лимита [2].

В современной практике наиболее распространенными формами факторинга как способа финансирования деятельности компании являются факторинг с регрессом и факторинг без регресса.

Сущность факторинга с регрессом заключается в том, что в случае отсутствия оплаты со стороны дебитора (покупателя), компания-фактор (банк) вправе запрашивать у поставщика возврат суммы финансирования с учетом комиссии.

Что касается факторинга без регресса, то в данном случае компания-фактор (банк) в случае отсутствия оплаты от дебитора, собственными силами (без привлечения поставщика) осуществляет возврат задолженности.

Процесс управления дебиторской задолженностью представляет собой факторинговую сделку с тремя участниками: поставщик, покупатели (клиенты и заказчики), фактор (Банк). Механизм проведения факторингового финансирования представлен на рисунке 1.

Как видно из представленных данных (см. рис. 1), во-первых, компания передает фактору (Банку) реестр счетов-фактур дебиторов, затем банк проводит оценку риска неплатежей дебиторами, подписывает договор факторинга с компанией, согласно которого выдает средства в сумме 70-90% от суммы счета-фактуры, что дает возможность компании осуществлять бесперебойно свою деятельность. Во-вторых, Банк информирует покупателей о своем праве требования к ним по поводу оплаты счетов-фактуры. В-третьих, по истечении срока действия договора и получение полной оплаты от дебиторов, банк осуществляет окончательный расчет с компанией.

Оставшаяся сумма к оплате компании перечисляется за вычетом комиссионного вознаграждения и процентов.

С целью определения эффективности факторинговой операции необходимо применять количественные ценовые показатели. Среди таких показателей вознаграждение факторинговой компании (банка), эффективная процентная ставка, абсолютные затраты на организацию факторинговой сделки, коэффициент высвобождения дебиторской задолженности [3, с. 346].

Одним из основных количественных показателей, характеризующих степень эффективности факторингового финансирования, является величина вознаграждения, которая взымается фактором (банком) с продавца (поставщика услуг). Так, комиссия банка за организацию и проведение факторингового финансирования включает:

103

Рис. 1. Механизм проведения факторингового финансирования (Составлено авторами)

1. Разовые затраты (начальные):

• подписание договора на факторинговое финансирование дебиторской задолженности;

• установка и настройка программного обеспечения в случае использования электронного факторинга.

2. Единоразовая фиксированная оплата за обработку первичных документов.

3. Установленный тарифами фактора (банка) процент от оборота поставщика. Тариф зависит от сложности администрирования факторинговой сделки. Эта комиссия взымается за следующие услуги:

• контроль дебиторов касательно своевременности оплаты;

• взаимодействие с дебиторами в случаи возникновения необоснованной (просроченной) дебиторской задолженности. Эта услуга предоставляется в случаи использования факторинга без регресса;

• ведение отчетности о текущем состоянии дебиторской задолженности и оформление, а также предоставление компании соответствующих отчетов;

• принятие на инкассо платежных требований.

4. Размер премии за риски, которое принимает на себя фактор (Банк):

• ликвидный риск — несвоевременность оплаты поставок;

• кредитный риск — неплатежеспособность дебиторов;

• процентный риск — изменение стоимости кредитных ресурсов;

• риск несостоятельности (банкротства).

5. Размер стоимости кредитных ресурсов, которые необходимы для осуществления финансирования деятельности компании [4, с. 203].

Как свидетельствует практика, размер стоимости таких ресурсов на 2-3% выше, стоимости краткосрочного кредита. Это связано с большим риском для фактора (банка), а также с предоставлением дополнительных сопутствующих услуг.

При осуществлении факторинговых операций, фактором взымаются и другие комиссионные вознаграждения. Основные комиссионные вознаграждения, применяемые в процессе финансирования деятельности компании посредствам факторинга представлены в таблице 1.

Размер комиссии за денежные ресурсы, подлежащие уплате фактору при осуществлении окончательного расчета с клиентами по денежным требованиям, увеличивается на сумму НДС по ставке налога, действующей на отчетную дату.

104

Таблица 1. Виды комиссионных вознаграждений, применяемых в процессе факторингового финансирования деятельности компании *

Виды комиссионного вознаграждения База Момент начисления Момент взимания

Комиссионное вознаграждение за регистрацию документов Каждая зарегистрированная поставка Дата регистрации поставки Поступление денежных средств в оплату поставки

Комиссионное вознаграждение за факторинговое обслуживание Сумма поставки Дата регистрации поставки Поступление денежных средств в оплату поставки

Комиссионное вознаграждение за рассмотрение документов для оформления заявки — Дата подписания договора факторинга После выставления счета-фактуры

Комиссионное вознаграждение за денежные ресурсы Размер финансирования Дата финансирования Поступление денежных средств в оплату поставки

* Составлено авторами

Процент размещения денежных ресурсов банком фиксируется в национальной валюте (валюта РФ) от размера произведенного им факторингового финансирования, и определяется как процент привлечения денежных средств фактором (Банком) [5, с. 544]. Другими словами, стоимость привлеченного фондирования плюс маржа фактора. В таблице 2 представлен полный перечень ключевых параметров, влияющих на размер комиссии за факторинговое обслуживание.

Размер комиссии определяется в зависимости от количества баллов, набранных согласно данным таблицы 2. Комиссия за факторинговое обслуживание определяется в процентах от размеров установленных фактору денежных требований с учетом НДС.

Размер комиссии за факторинговое обслуживание зависит от следующих ключевых параметров:

• числа дебиторов, требования к которым уступаются фактору;

• уровня риска дебиторов, связанный с денежными средствами, требования по которым уступлены фактору;

• количества счетов, выставляемых компанией-продавцом своим дебиторам;

• частоты возвратов товаров дебиторами;

• факта наличия или отсутствия поручительства клиента по отношению к дебиторам;

• реального (фактического) географического месторасположения покупателей — дебиторов;

• характеристики партнерских взаимоотношений между клиентом и его дебиторами.

В таблице 3 представлено влияние факторинга на финансовые показатели деятельности компании.

Подводя итоги, отметим, что применение факторингового финансирования деятельности компании является эффективный инструментом, который способствует уменьшению дебиторской задолженности и увеличению выручки. Это позволяет не отвлекаться на организацию работы с дебиторами, увеличить объемы полученной выручки компании и сосредоточится на дальнейшем ее развитии.

От использования факторинга у компании появятся свободные денежные средства, которые она сможет направить на поддержание необходимого объема оборотного капитала, на увеличение основных средств, нематериальных активов. Так, использование факторинга способствует росту продаж компании за счет увеличения скорости оборачиваемости дебиторской задолженности и привлечение новых покупателей.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование факторингового финансирования деятельности компании, а именно, продажа ее дебиторской задолженности и получение денежных средств от фактора (банка), которые впоследствии используются в соответствии с целями компании, позволяет увеличивать размеры денежных средств на расчетных счетах и в кассе. При этом размер дебиторской задолженности уменьшается вследствие ее продажи. В свою очередь, кредиторская задолженность снижается, так как у компании появляются свободные денежные средства. Иными словами, компания может уменьшить сумму кредиторской задолженности на сумму досрочно оплаченной дебиторской задолженности. Важно отметить, что факторинговое

105

Таблица 2. Расчет комиссии за факторинговое обслуживание *

Показатель Значение показателя Вес показателя, балы

Количество счетов, выставляемых компанией — продавцом своим дебиторам в месяц Менее 100 100-250 Более 250 Минимум 10 20 Максимум 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частота возвратов товаров дебиторам, % До 5 5-10 Более 10 Минимум 1 3 Максимум 5

Длительность работы клиента на рынке (более 2-х лет) Да Нет Минимум 1,5 Максимум 6

Продавец является производственной компанией Да Нет Минимум 1 Максимум 3

Длительность просрочки платежей дебиторами в днях 3-5 Более 5 7 Максимум 15

Количественная характеристика постоянного состава покупателей-дебиторов Менее 10 Более 10 Максимум 4 Минимум 1,5

Диверсификация покупателей-дебиторов, % Менее 30 30-50 Более 50 Минимум 4 6 Максимум 10

Взаимодействие с дебиторами на условиях отсрочки платежа сроком более чем один год, % Менее 30 30-50 Более 50 Максимум 8 4 Минимум 3

Дебиторы являются дочерними компаниями иностранных предприятий, % Менее 30 30 Более 50 Максимум 2 1,5 Минимум 1

Дебиторы-производственные предприятия, % Менее 30 30-50 Более 50 Максимум 3 2 Минимум 1

Фактическое месторасположение (удаленность) дебиторов от клиента, % (от объемов поставки) Более 70 30-70 Менее 30 Минимум 1,5 2 Максимум 3

Удельный вес компании на рынке, % Менее 5 5-15 Более 15 Максимум 3 2 Минимум 1

Принятие банком (фактором) риска неплатежа дебиторов Да Нет 4 1

Удельный вес 100

* Составлено авторами

Таблица 3. Влияние факторинга на основные финансовые показатели деятельности компании *

Показатель Описание Причины

Финансовый рычаг Характеризует финансовую устойчивость компании Факторинговое финансирование не отражается в качестве заемных средств

Оборачиваемость дебиторской задолженности Длительность оборота дебиторской задолженности Уменьшение средней величины дебиторской задолженности

Рентабельность собственного капитала Характеризует эффективность деятельность компании Рост чистой прибыли

Рентабельность активов Характеризует эффективность использования инвестиционного капитала Роста оборачиваемости активов (в частности дебиторской задолженности). Уменьшение сомнительной дебиторской задо лже нно с ти

* Составлено авторами

106

финансирование при этом не отображается в качестве заемных средств, не искажая при этом финансовую отчетность и структуру баланса (факторинговое финансирование отображается в составе внереализационных расходов). От использования факторинга у компании появятся свободные денежные средства, которые она сможет направить на поддержание необходимого объема оборотного капитала, на увеличение основных средств, нематериальных активов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбунова Р.Ф. Теоретические подходы анализа и оптимизации структуры источников финансирования / Р.Ф. Гордунов, В.А. Чанышева // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 355-359.

2. Официальный сайт ООО «Сбербанк Факторинг» в режиме свободного доступа: [Электронный ресурс] — Режим доступа: sberbank-factoring.ru (дата обращения 26.10.2016).

3. Ден В.А. Особенности менеджмента и экономики малого предприятия / В.А. Ден, А О. Шевченко // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 345-351.

4. Горохова О.В. Особенности регулирования малого предпринимательства в условиях модернизации экономики региона / О.В. Горохова // Молодой ученый. — 2014. — №11. — С. 202-204.

5. Неврюзина Э.И. Инструменты финансирования предприятия / Э.И. Неврюзина // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 542-545.

6. Кирильчук Н.А. Рынок форфейтинговых услуг в Российской Федерации / Н.А. Кирильчук, О.Г. Блажевич, Е.А. Мурашова // Science Time. — 2016. — №6 (30). — С. 128-133.

7. Пащенко Е.В. Современный механизм банковского кредитования малого предпринимательства: дис. ... канд. экон. наук / Е.В. Пащенко. — Москва. 2015. — 191 с.

8. Спицын В.В. Особенности развития современной банковской системы России / В.В. Спи-цын, К.Е. Субботина, О.А. Кобзева // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 614-617.

Статья поступила в редакцию 10 ноября 2016 года

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.