Научная статья на тему 'ФАКТОРИНГ - СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ФАКТОРИНГ - СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / ЭМИССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганделян К.Э., Ковалева Е.С., Бондарчук О.П.

В статье факторинг представлен как эффективная форма обслуживания рынка; инструмент краткосрочного финансирования оборотного капитала для малых и средних предприятий; средство повышения ликвидности активов и оборачиваемости средств предприятий. Выделены особенности факторингового бизнеса, проанализированы функции факторинга, его преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORING - ESSENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS

The paper presents factoring as an effective form of maintenance of the market; a tool for short-term working capital financing for small and medium-sized enterprises; means for increasing liquidity of assets and turnover funds of enterprises. The peculiarities of the factoring business, analyzed the features of factoring, its advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРИНГ - СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Ганделян К.Э. студент 4 курса, бакалавриат Ковалева Е. С. студент 4 курса, бакалавриат Бондарчук О.П., к. э.н. старший преподаватель кафедра денежного обращения и кредита Кубанский Государственный Аграрный Университет

Россия, г. Краснодар K.E. Gandelyan Fourth-year student, Bachelor E.S. Kovaleva O.P. Bondarchuk, Candidate of Economic Sciences, Lecturer monetary Kuban State Agrarian University Russia, Krasnodar ФАКТОРИНГ - СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ Factoring - essence, problems and prospects

В статье факторинг представлен как эффективная форма обслуживания рынка; инструмент краткосрочного финансирования оборотного капитала для малых и средних предприятий; средство повышения ликвидности активов и оборачиваемости средств предприятий. Выделены особенности факторингового бизнеса, проанализированы функции факторинга, его преимущества и недостатки.

Ключевые слова: факторинг, функции факторинга, эмиссия.

The paper presents factoring as an effective form of maintenance of the market; a tool for short-term working capital financing for small and medium-sized enterprises; means for increasing liquidity of assets and turnover funds of enterprises. The peculiarities of the factoring business, analyzed the features of factoring, its advantages and disadvantages.

Keywords: factoring, factoring function, emission.

Факторинг - это организационное и финансовое обслуживание постоянного кредитования товаров поставщиком регулярного круга покупателей. Факторинг - эффективный инструмент увеличения финансов инновационных предприятий [2].

Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он объединяет в себе сразу несколько функций (табл. 1), а это, в свою очередь, делает факторинг незаменимым механизмом для малых и средних предприятий,

доступ которых к кредиту традиционно затруднен (при факторинге акцент переносится на кредитоспособность их клиентов, поэтому получить факторинг легче), а ресурсов для инкассации задолженности недостаточно. Кроме того, отказ от функции коммерческого представителя позволяет максимально расширить сферу применения факторинга - за счет расширения круга лиц, которые могут оказывать такие финансовые услуги, и разнообразия форм обслуживания, предлагаемых предпринимателям.

Таблица 1 - Функции факторинга

Функции факторинга Характеристика функций факторинга

Финансирование оборотного капитала Пополнение оборотных средств

Учет дебиторской задолженности Учет прав на получение определенной денежной суммы (товара) с должника.

Страхование финансовых рисков Управление рисками.

Инкассация дебиторской задолженности Получение платежей от дебиторов.

Информационная Информирование клиентов о платежеспособности покупателей; взятие на себя гарантий за неплатежи, в том числе и в зарубежных странах

Экономная Сокращение издержек по ведению дебиторских счетов и кредитному контролю

Эмиссионная Восстановление объема оборотных средств поставщика

Стимулирующая Ускорение оборачиваемости оборотных средств поставщика.

Контрольная Упорядочение взаимоотношений между поставщиками и покупателями.

Обслуживающая Предоставление дополнительных услуг (бухгалтерское, сбытовое, транспортное, рекламное, кредитное, консультационное и др. обслуживание).

Обеспечительная Фактор получает в свое распоряжение денежное требование к должнику, являющееся источником поступления средств в погашение долга клиента

Посредническая Перераспределение Фактором денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий.

С помощью факторинга предприятия малого и среднего бизнеса могут решить следующие задачи:

■ ускорить и упростить процедуру получения платежа по сравнению с аккредитивной формой расчетов;

■ использовать широкий спектр услуг для клиентов в более удобной для них форме;

■ решить проблемы импортера, состоящей в приобретении то вара

(оказании услуги) у иностранного поставщика (юридического лица, зарегистрированного на территории зарубежного государства) на условиях отсрочки платежа, без открытия аккредитива или оформления банковской гарантии;

■ упрочить связи между импортером и иностранным поставщиком и, как следствие, насыщение товарных рынков конкурентоспособной продукцией;

■ сократить временные и материальные затраты за счет аккумулирования различных функций одним финансовым агентом [3].

Факторинговый бизнес имеет ряд особенностей. Они формируются под влиянием внешних и внутренних факторов, определяющихся, с одной стороны, его целями, с другой - его спецификой как вида профессиональной деятельности. Раскроем эти особенности:

1. коммерческий характер предоставления факторинговых услуг, что требует анализа проблем ценообразования на рассматриваемом рынке и, соответственно, определения эффективности этого вида деятельности;

2. средство увеличения оборота и прибыльности предприятий путем своевременного инкассирования долгов для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов, управления кредитом, создания условий для производственной деятельности;

3. способ снижения финансовых рисков клиентов вследствие того, что Фактор становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты после предварительной проверки кредитоспособности клиентов;

4. целевой инструмент для увеличения объемов продаж за счет предоставления клиентам отсрочки платежа. Это один из важнейших ресурсов повышения конкурентоспособности компании, в том числе и тогда, когда снижение цены уже невозможно [1].

_Таблица 2 - Преимущества факторинга_

_Для поставщика_

- расширение доли компании на рынке за счет привлечения новых клиентов, увеличения ассортимента товара, повышения оборота и прибыли;

- повышение ликвидности дебиторской задолженности;

- ликвидация кассовых разрывов вследствие четкого планирования поступления денежных средств и погашения собственной задолженности;

- своевременная оплата контрактов за счет сокращения сроков отсрочки платежа при закупках товаров, что ведет к лучшим ценовым условиям на приобретаемый товар и увеличению размеров товарных кредитов, получаемых от собственных поставщиков;

- экономия на затратах, связанных с получением банковского кредита, в отличие от которого поставщик перестает нести следующие расходы: по оформлению кредита; проценты за пользование кредитом; расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране; расходы на экстренную мобилизацию денежных средств при наступлении срока погашения кредита или выплаты процентов, включая упущенную выгоду, связанную с выводом этих средств из оборота;_

- экономия за счет покупки товара у своих поставщиков по более низким ценам в результате получения значительной части от суммы поставки в тот же день, ограничения зависимости от соблюдения дебиторами платежной дисциплины и сокращения срока отсрочки платежа; - получение поставщиком гарантий защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым

разрывом._

_Для покупателя_

получение товарного кредита (отсрочки платежа), и возможности увеличения ее срока; получение более льготных цен (скидки и т.д.) за счет улучшения платежеспособности самого поставщика при его расчетах с контрагентами, за счет покупки большей партии; расширение ас- сортимента продаваемых товаров (услуг), привлечение новых покупателей и, как следствие, рост продаж и прибыльности бизнеса; отсутствие долга поставщику, который из-за несвоевременной оплаты может изменить условия товарного кредита; возможность рассчитываться за товар по мере его отгрузки по частям;

планирование графика погашения задолженности._

_Для Фактора_

Расширение перечня услуг, предоставляемых клиентам, и, как следствие, привлечение новых клиентов; обеспечение выхода на международный рынок; возможность стать членом международных факторинговых ассоциаций; мобильность управления

финансовыми потоками; увеличение доходов._

Факторинг привлекателен для большинства корпораций, независимо от масштабов их бизнеса. Малым компаниям он позволяет получать финансирование без залога. Средние предприятия в факторинге привлекает страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет «расчистить» баланс - уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской. Это особенно важно, если предприятие планирует привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.

Использованные источники:

1. Андреева А.В. Перспективы развития факторинга в россии / А.В. Андреева, Е.А. Смирнова, О.В.Пацук // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 44

2. Курбатов С. Ю. Экономическая сущность факторинга // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2012. - № 13-1

3. Чекулаев М. В. Сущность и особенности факторинга // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. - 2012. - № 40 (40)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.