Ганделян К.Э. студент 4 курса, бакалавриат Ковалева Е. С. студент 4 курса, бакалавриат Бондарчук О.П., к. э.н. старший преподаватель кафедра денежного обращения и кредита Кубанский Государственный Аграрный Университет
Россия, г. Краснодар K.E. Gandelyan Fourth-year student, Bachelor E.S. Kovaleva O.P. Bondarchuk, Candidate of Economic Sciences, Lecturer monetary Kuban State Agrarian University Russia, Krasnodar ФАКТОРИНГ - СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ Factoring - essence, problems and prospects
В статье факторинг представлен как эффективная форма обслуживания рынка; инструмент краткосрочного финансирования оборотного капитала для малых и средних предприятий; средство повышения ликвидности активов и оборачиваемости средств предприятий. Выделены особенности факторингового бизнеса, проанализированы функции факторинга, его преимущества и недостатки.
Ключевые слова: факторинг, функции факторинга, эмиссия.
The paper presents factoring as an effective form of maintenance of the market; a tool for short-term working capital financing for small and medium-sized enterprises; means for increasing liquidity of assets and turnover funds of enterprises. The peculiarities of the factoring business, analyzed the features of factoring, its advantages and disadvantages.
Keywords: factoring, factoring function, emission.
Факторинг - это организационное и финансовое обслуживание постоянного кредитования товаров поставщиком регулярного круга покупателей. Факторинг - эффективный инструмент увеличения финансов инновационных предприятий [2].
Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он объединяет в себе сразу несколько функций (табл. 1), а это, в свою очередь, делает факторинг незаменимым механизмом для малых и средних предприятий,
доступ которых к кредиту традиционно затруднен (при факторинге акцент переносится на кредитоспособность их клиентов, поэтому получить факторинг легче), а ресурсов для инкассации задолженности недостаточно. Кроме того, отказ от функции коммерческого представителя позволяет максимально расширить сферу применения факторинга - за счет расширения круга лиц, которые могут оказывать такие финансовые услуги, и разнообразия форм обслуживания, предлагаемых предпринимателям.
Таблица 1 - Функции факторинга
Функции факторинга Характеристика функций факторинга
Финансирование оборотного капитала Пополнение оборотных средств
Учет дебиторской задолженности Учет прав на получение определенной денежной суммы (товара) с должника.
Страхование финансовых рисков Управление рисками.
Инкассация дебиторской задолженности Получение платежей от дебиторов.
Информационная Информирование клиентов о платежеспособности покупателей; взятие на себя гарантий за неплатежи, в том числе и в зарубежных странах
Экономная Сокращение издержек по ведению дебиторских счетов и кредитному контролю
Эмиссионная Восстановление объема оборотных средств поставщика
Стимулирующая Ускорение оборачиваемости оборотных средств поставщика.
Контрольная Упорядочение взаимоотношений между поставщиками и покупателями.
Обслуживающая Предоставление дополнительных услуг (бухгалтерское, сбытовое, транспортное, рекламное, кредитное, консультационное и др. обслуживание).
Обеспечительная Фактор получает в свое распоряжение денежное требование к должнику, являющееся источником поступления средств в погашение долга клиента
Посредническая Перераспределение Фактором денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий.
С помощью факторинга предприятия малого и среднего бизнеса могут решить следующие задачи:
■ ускорить и упростить процедуру получения платежа по сравнению с аккредитивной формой расчетов;
■ использовать широкий спектр услуг для клиентов в более удобной для них форме;
■ решить проблемы импортера, состоящей в приобретении то вара
(оказании услуги) у иностранного поставщика (юридического лица, зарегистрированного на территории зарубежного государства) на условиях отсрочки платежа, без открытия аккредитива или оформления банковской гарантии;
■ упрочить связи между импортером и иностранным поставщиком и, как следствие, насыщение товарных рынков конкурентоспособной продукцией;
■ сократить временные и материальные затраты за счет аккумулирования различных функций одним финансовым агентом [3].
Факторинговый бизнес имеет ряд особенностей. Они формируются под влиянием внешних и внутренних факторов, определяющихся, с одной стороны, его целями, с другой - его спецификой как вида профессиональной деятельности. Раскроем эти особенности:
1. коммерческий характер предоставления факторинговых услуг, что требует анализа проблем ценообразования на рассматриваемом рынке и, соответственно, определения эффективности этого вида деятельности;
2. средство увеличения оборота и прибыльности предприятий путем своевременного инкассирования долгов для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов, управления кредитом, создания условий для производственной деятельности;
3. способ снижения финансовых рисков клиентов вследствие того, что Фактор становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты после предварительной проверки кредитоспособности клиентов;
4. целевой инструмент для увеличения объемов продаж за счет предоставления клиентам отсрочки платежа. Это один из важнейших ресурсов повышения конкурентоспособности компании, в том числе и тогда, когда снижение цены уже невозможно [1].
_Таблица 2 - Преимущества факторинга_
_Для поставщика_
- расширение доли компании на рынке за счет привлечения новых клиентов, увеличения ассортимента товара, повышения оборота и прибыли;
- повышение ликвидности дебиторской задолженности;
- ликвидация кассовых разрывов вследствие четкого планирования поступления денежных средств и погашения собственной задолженности;
- своевременная оплата контрактов за счет сокращения сроков отсрочки платежа при закупках товаров, что ведет к лучшим ценовым условиям на приобретаемый товар и увеличению размеров товарных кредитов, получаемых от собственных поставщиков;
- экономия на затратах, связанных с получением банковского кредита, в отличие от которого поставщик перестает нести следующие расходы: по оформлению кредита; проценты за пользование кредитом; расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране; расходы на экстренную мобилизацию денежных средств при наступлении срока погашения кредита или выплаты процентов, включая упущенную выгоду, связанную с выводом этих средств из оборота;_
- экономия за счет покупки товара у своих поставщиков по более низким ценам в результате получения значительной части от суммы поставки в тот же день, ограничения зависимости от соблюдения дебиторами платежной дисциплины и сокращения срока отсрочки платежа; - получение поставщиком гарантий защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым
разрывом._
_Для покупателя_
получение товарного кредита (отсрочки платежа), и возможности увеличения ее срока; получение более льготных цен (скидки и т.д.) за счет улучшения платежеспособности самого поставщика при его расчетах с контрагентами, за счет покупки большей партии; расширение ас- сортимента продаваемых товаров (услуг), привлечение новых покупателей и, как следствие, рост продаж и прибыльности бизнеса; отсутствие долга поставщику, который из-за несвоевременной оплаты может изменить условия товарного кредита; возможность рассчитываться за товар по мере его отгрузки по частям;
планирование графика погашения задолженности._
_Для Фактора_
Расширение перечня услуг, предоставляемых клиентам, и, как следствие, привлечение новых клиентов; обеспечение выхода на международный рынок; возможность стать членом международных факторинговых ассоциаций; мобильность управления
финансовыми потоками; увеличение доходов._
Факторинг привлекателен для большинства корпораций, независимо от масштабов их бизнеса. Малым компаниям он позволяет получать финансирование без залога. Средние предприятия в факторинге привлекает страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет «расчистить» баланс - уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской. Это особенно важно, если предприятие планирует привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.
Использованные источники:
1. Андреева А.В. Перспективы развития факторинга в россии / А.В. Андреева, Е.А. Смирнова, О.В.Пацук // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 44
2. Курбатов С. Ю. Экономическая сущность факторинга // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2012. - № 13-1
3. Чекулаев М. В. Сущность и особенности факторинга // Управление экономическими системами: электроннный научный журнал. - 2012. - № 40 (40)