распоряжению уполномоченного должностного лица. Обычно им является финансовый или генеральный директор. Но когда речь идет о перераспределении расходов между различными бюджетными статьями, эти полномочия, как правило, закрепляются за самими финансовыми контролерами.
Казначейский контроль очень часто применяется в холдингах, где управляющая компания распоряжается денежными средствами филиалов. Сами филиалы лишь инициируют платеж, а финансовое управление головной компаний сравнивает его сумму с данными, заложенными в бюджете. И после этого принимает решение об оплате.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФАКТОРИНГА
© Курбатов С.Ю.*
Научно-исследовательский институт специальной техники МВД России,
г. Москва
В статье факторинг представлен как эффективная форма обслуживания рынка; инструмент краткосрочного финансирования оборотного капитала для малых и средних предприятий; средство повышения ликвидности активов и оборачиваемости средств предприятий. Выделены особенности факторингового бизнеса, проанализированы функции факторинга, его преимущества и недостатки.
В настоящее время предприятия испытывают трудности, связанные с низким уровнем управления. Современный менеджмент характеризуется стремлением к стабильному повышению результатов производства и бизнеса в целом, широкой хозяйственной самостоятельностью, постоянной корректировкой целей, программ в зависимости от состояния рынка, обеспечением высокоприбыльной деятельности предприятия на рынке, гарантированностью стабильного положения финансов компании. В этом ракурсе первостепенным является совершенствование способов платежей, выявление и внедрение новых форм расчетов между предприятиями, а также новых инструментов управления. Таким современным прогрессивным, эффективным инструментом управления, совершенствования финансов предприятий и является факторинг.
Факторинг (от английского factor - агент, посредник, латинского facre -действовать, совершать) как экономическая категория представляет собой разновидность торгово-комиссионных операций, при которой банк или специализированная факторинговая компания покупает денежные требования поставщика к покупателю и осуществляет инкассирование его дебиторской задолженности (неоплаченные счета-фактуры клиента в процессе реализации им товаров и услуг) за определенное вознаграждение [1].
* Ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук.
Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он объединяет в себе сразу несколько функций (табл. 1), а это, в свою очередь, делает факторинг незаменимым механизмом для малых и средних предприятий, доступ которых к кредиту традиционно затруднен (при факторинге акцент переносится на кредитоспособность их клиентов, поэтому получить факторинг легче), а ресурсов для инкассации задолженности недостаточно. Кроме того, отказ от функции коммерческого представителя позволяет максимально расширить сферу применения факторинга - за счет расширения круга лиц, которые могут оказывать такие финансовые услуги, и разнообразия форм обслуживания, предлагаемых предпринимателям.
Таблица 1
Функции факторинга
Функции факторинга Характеристика функций факторинга
Финансирование оборотного капитала Пополнение оборотных средств.
Учет дебиторской задолженности Учет прав на получение определенной денежной суммы (товара, услуги) с должника.
Страхование финансовых рисков Управление рисками.
Инкассация дебиторской задолженности Получение платежей от дебиторов.
Информационная Информирование клиентов о платежеспособности покупателей; взятие на себя гарантий за неплатежи, в том числе и в зарубежных странах.
Экономная Сокращение издержек по ведению дебиторских счетов и кредитному контролю.
Эмиссионная Восстановление объема оборотных средств поставщика.
Стимулирующая Ускорение оборачиваемости оборотных средств поставщика.
Контрольная Упорядочение взаимоотношений между поставщиками и покупателями.
Обслуживающая Предоставление дополнительных услуг (бухгалтерское, сбытовое, транспортное, рекламное, кредитное, консультационное и др. обслуживание).
Обеспечительная Фактор получает в свое распоряжение денежное требование к должнику, являющееся источником поступления средств в погашение долга клиента.
Посредническая Перераспределение Фактором денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий.
На сегодняшний день факторинг, представляя собой наиболее динамично развивающийся сектор мировой финансовой индустрии, в развитых странах мира уже обособился в самостоятельный вид предпринимательства. По официальным данным оборот мирового рынка факторинга в 2010 г. составил 1,650 трлн. евро [2] (в 2008 г. - 1,325 трлн. евро [3]). Оборот российского рынка факторинга по итогам 9 месяцев 2011 г. составил 575 млрд. руб. [4]. Сопоставление его уровня в России и на Западе показывает, что в ближайшее время отечественному факторингу предстоит стремительное
развитие. Это связано с тем, что предприниматели уже ощутили потребность в факторинговых услугах, а банки или специализированные компании (далее - Факторы), в свою очередь, начали удовлетворять существующую и возникающую необходимость в их услугах. Эта взаимосвязь, а также умение Факторов стимулировать спрос на свои услуги, играет решающую роль в распространении этого вида услуг.
Факторинговый бизнес имеет ряд особенностей. Они формируются под влиянием внешних и внутренних факторов, определяющихся, с одной стороны, его целями, с другой - его спецификой как вида профессиональной деятельности. Раскроем эти особенности:
1. коммерческий характер предоставления факторинговых услуг, что требует анализа проблем ценообразования на рассматриваемом рынке и, соответственно, определения эффективности этого вида деятельности;
2. средство увеличения оборота и прибыльности предприятий путем своевременного инкассирования долгов для минимизации потерь от просрочки платежа и предотвращения появления безнадежных долгов, управления кредитом, создания условий для производственной деятельности;
3. способ снижения финансовых рисков клиентов вследствие того, что Фактор становится собственником неоплаченных платежных требований и берет на себя риск их неоплаты после предварительной проверки кредитоспособности клиентов;
4. целевой инструмент для увеличения объемов продаж за счет предоставления клиентам отсрочки платежа. Это один из важнейших ресурсов повышения конкурентоспособности компании, в том числе и тогда, когда снижение цены уже невозможно.
Преимущества и недостатки факторинга представлены в табл. 2 и 3.
В настоящее время факторинг является средством повышения ликвидности активов и оборачиваемости средств предприятий, в первую очередь, малых и средних. Эти предприятия, способствуя стабилизации потребительского рынка и рынка рабочей силы, ускорению разработок и внедрению в производство технических инноваций, оживлению экспортной деятельности, традиционно испытывают трудности с источниками кредитования. Представляется, что это вызвано следующими причинами: 1) недоступностью для них обычных рынков капитала и денежного рынка, вследствие чего возрастает их потребность в краткосрочном коммерческом и банковском кредите, привлекаемых для пополнения оборотного капитала; 2) дискриминацией при предоставлении им банковского кредита - от них требуют больших гарантий; 3) высокой стоимостью заимствований для малых предприятий; 4) финансовыми трудностями при экспорте продукции, среди которых: кредитование и отсрочка платежа; оформление специальных документов
на экспорт продукции; отсутствие необходимой информации об иностранных рынках; необходимость соответствия товара требованиям, отличным от внутренних; отсутствие представительства за рубежом; повышение издержек и снижение прибыльности. В этой связи перспективно использование факторинга с его широким и гибким набором услуг как внутренней, так и экспортной деятельности мелких и средних предприятий, облегчая их вхождение в конкурентную ситуацию с минимальным первоначальным капиталом.
Таблица 2
Преимущества факторинга
Для поставщика
- расширение доли компании на рынке за счет привлечения новых клиентов, увеличения ассортимента товара, повышения оборота и прибыли;
- повышение ликвидности дебиторской задолженности;
- ликвидация кассовых разрывов вследствие четкого планирования поступления денежных средств и погашения собственной задолженности;
- своевременная оплата контрактов за счет сокращения сроков отсрочки платежа при закупках товаров, что ведет к лучшим ценовым условиям на приобретаемый товар и увеличению размеров товарных кредитов, получаемых от собственных поставщиков;
- экономия на затратах, связанных с получением банковского кредита, в отличие от которого поставщик перестает нести следующие расходы: по оформлению кредита; проценты за пользование кредитом; расходы, связанные с непредвиденным ростом процентных ставок в стране; расходы на экстренную мобилизацию денежных средств при наступлении срока погашения кредита или выплаты процентов, включая упущенную выгоду, связанную с выводом этих средств из оборота;
- экономия за счет покупки товара у своих поставщиков по более низким ценам в результате получения значительной части от суммы поставки в тот же день, ограничения зависимости от соблюдения дебиторами платежной дисциплины и сокращения срока отсрочки платежа;
- получение поставщиком гарантий защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым разрывом;
- экономия на оплате дополнительных мест, рабочего времени сотрудников, ответственных за контроль за дебиторской задолженностью и привлечение финансовых ресурсов, офисного оборудования в результате установки специального программного обеспечения и организации эффективной системы управления дебиторской задолженностью;
- защита от потерь, связанных с отсутствием контроля за продажами и платежами; от упущенной выгоды от потери клиентов вследствие невозможности при дефиците оборотных средств предоставления покупателям отсрочки платежа и поддержания ассортимента товаров на складе. Важно помнить, что вернуть потенциального клиента, ушедшего сегодня к конкуренту, завтра может быть невозможно;
- покрытие торговых рисков: ликвидных, валютных, процентных.
_Для покупателя_
получение товарного кредита (отсрочки платежа), и возможности увеличения ее срока; получение более льготных цен (скидки и т.д.) за счет улучшения платежеспособности самого поставщика при его расчетах с контрагентами, за счет покупки большей партии; расширение ассортимента продаваемых товаров (услуг), привлечение новых покупателей и, как следствие, рост продаж и прибыльности бизнеса; отсутствие долга поставщику, который из-за несвоевременной оплаты может изменить условия товарного кредита; возможность рассчитываться за товар по мере его отгрузки по частям; планирование графика погашения задолженности.
Продолжение табл. 2
_Для Фактора_
расширение перечня услуг, предоставляемых клиентам, и, как следствие, привлечение новых клиентов; обеспечение выхода на международный рынок; возможность стать членом международных факторинговых ассоциаций; мобильность управления финансовыми потоками; увеличение доходов._
Таблица 3 Недостатки факторинга
Недостатки факторинга Характеристика недостатков факторинга
высокая стоимость факторинга обусловлена высоким размером комиссии Фактору за факторинговое обслуживание (складывается из процентной ставки, процентов от суммы счета-фактуры, платы за управление дебиторской задолженностью); отсутствием у Фактора права регрессного требования к Поставщику (при наличии такого права - уменьшение стоимости факторингового обслуживания на 15-20 %); высокими рисками; наличием дополнительного сервиса
установление лимитов финансирования принимается во внимание устойчивость и перспективность как бизнеса Поставщика, так и его дебиторов; статистика по клиентам из различных отраслей; будущий доход компании;
предъявление требований к претендентам на факторинговое обслуживание к темпам роста компании, обороту компании; суммам поставок; дебиторам; срокам отсрочки платежа; качеству товаров (услуг); проблемам нехватки денежных средств; способу оплаты товара (по безналичному расчету).
Тем не менее, факторинг привлекателен для большинства корпораций, независимо от масштабов их бизнеса. Малым компаниям он позволяет получать финансирование без залога. Средние предприятия в факторинге привлекает страхование рисков и административное управление дебиторской задолженностью. Крупным предприятиям факторинг позволяет «расчистить» баланс - уменьшить дебиторскую задолженность без увеличения кредиторской. Это особенно важно, если предприятие планирует привлечь инвесторов. Кроме того, для крупных предприятий всегда актуален вопрос избавления от дебиторской задолженности.
Список литературы:
1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М., 2006. - С. 436.
2. РБК. Исследования рынков [Электронный ресурс]. - 28.07.11. - Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/news_research/28/07/2011/562949980882643. shtml.
3. Factors Chain International опубликовала статистику по мировому рынку факторинга за 2008 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.factoring.ru/company/news/index.php?id=1646.
4. Информационный обзор российского рынка факторинга за 9 месяцев 2011 г. представлен Ассоциацией факторинговых компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bank59.ru/files/1795/obzor.pdf.