Научная статья на тему 'ФАКТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДЕБИТОРСКИХ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ФАКТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДЕБИТОРСКИХ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРИНГ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ФИНАНСЫ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березова Анастасия Дмитриевна

Статья предлагает использование факторинга как инструмента реструктуризации дебиторских задолженностей предприятий. Данный инструмент позволит минимизировать накопление просроченной дебиторской задолженности на предприятиях и как следствие укрепление финансовой стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORING AS A TOOL FOR RESTRUCTURING ACCOUNTS RECEIVABLE OF ENTERPRISES

The article proposes the use of factoring as a tool for restructuring the receivables of enterprises. This tool will minimize the accumulation of overdue receivables at enterprises and, as a result, strengthen financial stability.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДЕБИТОРСКИХ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 338

ФАКТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДЕБИТОРСКИХ ЗАДОЛЖЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

Березова Анастасия Дмитриевна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте

Российской Федерации, Россия, г. Москва

Аннотация. Статья предлагает использование факторинга как инструмента реструктуризации дебиторских задолженностей предприятий. Данный инструмент позволит минимизировать накопление просроченной дебиторской задолженности на предприятиях и как следствие укрепление финансовой стабильности.

Ключевые слова: факторинг; предприятие; задолженность; финансы; реструктуризация.

UDC 338

FACTORING AS A TOOL FOR RESTRUCTURING ACCOUNTS RECEIVABLE OF ENTERPRISES

Berezova Anastasia Dmitrievna

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the

Russian Federation, Russia, Moscow

Abstract. The article proposes the use of factoring as a tool for restructuring the receivables of enterprises. This tool will minimize the accumulation of overdue receivables at enterprises and, as a result, strengthen financial stability.

Keywords: factoring; company; debt; finance; restructuring.

Ликвидацию финансовых разрывов и увеличение оборотного капитала современного предприятия, деятельность которого связана, например, с предоставлением кредитов на готовые изделия определенной группе потребителей, дают факторинговые операции [1].

Возможность занять деньги на короткое время, но в нужный момент, порой существенно облегчает жизнь. Финансирование «со стороны» становится более оправданным, если собственные поступления на подходе, но еще не на счете. Еще лучше, если их получением потом займется тот, кто кредитовал непосредственно само предприятие. В отношении к обеспечению экономической устойчивости предприятий, это здравое суждение преобразуется в финансовую услугу, именуемую «факторингом».

Факторинг (от английского слова «factor» -посредник) - это финансовая операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность другой компании с целью не-

медленного получения большей части платежа и снижения издержек по ведению счетов. Это целый комплекс услуг: теоретически он может существовать везде, где поставщик кредитует товаром потребителей (рис.1). Полноценную альтернативу ему придумать трудно. Краткосрочный кредит в банке на пополнение оборотных средств - операция разовая, ставить ее на поток бессмысленно [2]. К тому же, если предприятие динамично развивается, то все, что может служить для банка залогом (основные производственные фонды, здания и сооружения), обычно уже оформлено в качестве обеспечения «длинных» кредитов. Слабым аналогом факторинга может служить банковский офердрафт. Но по нему можно получить не более 30% от оборота по счету.

Многие операции, которые их участники называют факторингом, таковыми не являются. Например, покупка «мусорных» долгов с большим дисконтом, если банк, предлагающий факторинговые услуги, настаивает

Рисунок 1. - Схема факторинговой операции

на том, что и клиент, и его дебиторы должны перейти на его счета, это условие также не имеет отношения к факторингу. В чистом виде это всего лишь услуга, помогающая предприятию поддерживать необходимый уровень оборотных средств и управлять дебиторской задолженностью на постоянной основе [3].

Бурное развитие факторинга в развитых странах происходило в 60-х годах ХХ века. Теперь на мировом рынке эти услуги предоставляют около 1000 компаний с суммарным оборотом около более 1 млрд. долларов. Первые попытки развить факторинг в России предпринимались системообразующими банками, такими как «Российский кредит», Инкомбанк, «Менатеп», «Тверьуниверсалбанк». Но тогда кропотливый труд в сфере финансов был непопулярен, с доходностью по ГКО факторинг не шел ни в какое сравнение. В конце 1990-х годов за этот вид деятельности взялись принципиально [4].

Полезность факторинга для промышленных предприятий зависит от типа потребностей самого предприятия. Если исчерпаны ограниченные возможности кредитования, а объективная потребность в оборотных средствах сохраняется, факторинг - наиболее рациональное решение. Если же предприятие заинтересовано в страховании своих кредитных рисков, а также, если условия работы с поставщиками комплектующих силь-

но зависят от ритмичности оплаты закупок, факторинг опять же лучшее решение [5]. Если предприятие имеет большое количество потребителей в России и за рубежом (что характерно для некоторых предприятий оборонно-промышленного комплекса) и к тому же не один, а несколько складов, разбросанных в разных уголках страны, факторинг вновь станет незаменимым решением. По меньшей мере, в части поддержки работы с потребителями, консолидации данных об отгрузках и повышения удобства работы с ними.

Сейчас факторинг становится очень актуальным бизнесом, как для банков, так и для их клиентов [6]. Для клиентов тем, что в последнее время одним из инструментов конкурентной борьбы стало предоставление покупателям товарных кредитов, сроки по которым могут достигать трех месяцев. Во многом это характерно и для оборонных предприятий, выпускающих технику для гражданских нужд. Таким образом, у предприятия возникает дефицит наличности для запуска последующих производственных циклов. Для восполнения дефицита компании обращаются в банк за кредитом либо готовы продать свою дебиторскую задолженность с дисконтом. Банкам же факторинг интересен тем, что это новый кредитный продукт, который они могут предложить, и что он востребован клиентами [7]. Средняя ставка

!ММ0УАТ!УЕ ЕС01\ЮМУ: ¡МРОЯМАТЮМ, АМА1.У8!8, РРООМОБЕБ

(дисконт) по факторинговым операциям составляет до 10% от суммы дебиторской задолженности. Она может корректироваться в зависимости от сроков задолженности и риска по дебитору. За указанное вознаграждение банк фактически закрывает клиенту кассовый разрыв и берет на себя дальнейшие взаимоотношения с дебитором. При этом банк должен в первую очередь оценить прогнозную платежеспособность дебитора, не имея доступ (в большинстве случаев) к его отчетности и другим финансовым показателям. Выводы можно сделать только из косвенных показателей [8]: истории платежей, имени дебитора, наличия негативной или позитивной информации.

В целом оценить объем факторингового бизнеса в России сложно - пока нет устойчивой статистки. Однако бизнес этот развивается и вполне вероятно, что к 2015 году факторинговые операции будут составлять около 20% совокупного кредитного портфеля российских банков.

Операции факторинга в России имеют четкую юридическую базу - они полностью описаны в статье 824 Гражданского кодекса РФ в версии «договора финансирования под уступку денежного требования».

Базовая схема факторинга довольно проста. В ней участвуют три стороны: поставщик, его покупатели и факторинговая компания (фактор), оказывающая услуги поставщику [9]. Между поставщиком и фактором подписывается договор факторингового облуживания. Отношения производителя с потребителями оформляются договорами поставки или купли-продажи, отгрузка производится на условиях отсрочки платежа. В момент перехода товара в собственность по -требителя возникает денежное требование, которое передается фактору. Имея его на руках, последний проводит на расчетный счет производителя до 90% от суммы накладной сразу после отгрузки. Таким образом, факторинг превращается в действенное средство обеспечения экономической устойчивости предприятия и возвращает в бизнес производителя деньги, который тот инвестировал в склад потребителя или, например, в товар в пути [10]. Это делает механизм финансирования удобным и доступным и, условно говоря, превращает товарные накладные по отгрузкам с отсрочкой в своего рода высоко-

ликвидные ценные бумаги: при желании превратить их в деньги надо просто отвезти их фактору. Третья сторона сделки - потребитель, имея отсрочку платежа, пользуется товаром или сам реализует его. По истечении отсрочки, указанной в договоре, он вносит деньги на специальный счет фактора [11]. Удержав то, что ему причитается (выплаченное финансирование и комиссию), посредник остаток платежа переводит производителю и тем самым замыкает цепочку.

«Открытый» тип факторинга подразумевает, что должники производителя оповещаются об участии фактора в сделке. При «закрытом» факторинге в случае затруднений фактор может появиться перед должником внезапно, но эта схема применима только в крайних случаях и нежелательна [12].

В международной деятельности предприятия такой посредник, как факторинговая компания, практически незаменим. Он возьмет на себя трудности согласования законов и практики разных стран и обеспечит грамотную координацию действий контрагентов. Согласно общему принципу, импортный факторинг - это содействие импортеру в получении товарного кредита из-за рубежа. Что актуально для российских производственных предприятий: западный производитель, как правило, заинтересован в развитии продаж на новых рынках, но при ограниченных рисках. Таким образом, экспортный факторинг - поддержка экспортеров, выходящих на новые рынки. Более «тяжелые» товарные группы (например, продукция тяжелого машиностроения) обслуживаются лизинговыми схемами, а у главных российских экспортеров проблем с оборотными средствами обычно не бывает. Однако зачастую это не относится к оборонным предприятиям, порой испытывающим серьезные финансовые трудности [13].

Вознаграждение в сфере факторинга состоит обычно из фиксированной ставки комиссии и процента, начисляемого на выплаченное финансирование. Вторая часть по смыслу есть не что иное, как процент за беззалоговый кредит. Факторинговые компании снижают ее по надежным группам должников до 20-25% годовых. Комиссия, или тариф на обслуживание, зависит от количества переданных дебиторов на факторинговое обслуживание, объема переданных денежных

требований, отсрочки платежа, предоставленной дебитору клиентом. В среднем ее ставки колеблются в пределах от 2 до 6,6% от оборота.

Главный потребитель факторинга - дистрибьюторские сети и крупные компании потребительского сектора. В России среди компаний, давно и стабильно использующих эту схему, можно назвать торговую сеть «Градиент» (оптовый оператор на рынке бытовой химии, парфюмерии и косметики), «Балтимор» (всем известные кетчупы и майонез), «Русская кожа» (один из крупнейших в России производителей и экспортеров полуфабрикатов и изделий из кожи) [14].

Товарное кредитование включает в себя неизбежно целый ряд рисков. Прежде всего, это кредитный риск, то есть отказ потребителя от платежа, а также риск нарушения ликвидности, то есть риск несвоевременной оплаты. С риском ликвидности схема факторинга справляется по определению - собственно, для этого она и придумана.

С точки зрения кредитного риска, принципиально отличаются друг от друга факторинг без регресса (со страхованием риска неплатежа) и с регрессом (без страховки). При факторинге без права регресса досрочный платеж фактора в пользу производителя для последнего является реализацией, он уже не может быть востребован фактором. Таким образом, если потребитель не платит, то производитель не теряет до 90% от суммы поставки. В случае схему с регрессом компания-фактор, не получив денег с дебитора, имеет право через определенный срок (обычно один месяц) потребовать деньги с клиента. Факторинг с регрессом фактически сводится к краткосрочному финансированию, где денежное требование не покупается, а принимается в обеспечение финансирования, в данном случае кредитный риск остается на продавце. И хотя ликвидный риск (риск неуплаты в срок) банк берет на себя, на Западе соотношение этих видов - 60:40 в пользу схемы без регресса. Понятно, что в российской экономической среде такого принципа - полного страхования клиента - факторинговым компаниям пока не потянуть, поэтому у нас распространен факторинг с регрессом [15].

Тем не менее, все остальные риски схема без регресса покрывает достаточно успешно. Например, процентный риск - он возника -

ет у компаний, строящих свой бизнес на привлеченных оборотных средствах. При резких изменениях процентных ставок происходит дополнительное давление на стоимость товара производителя (за счет удорожания кредита растет себестоимость товара). При факторинге, как правило, банк гарантирует поставщику, что стоимость денежных ресурсов, предоставляемых последнему, будет оставаться неизменной в течение довольно длительного периода времени (например, полугода или года).

Кроме того, есть еще валютный риск (например, что весьма актуально сейчас - риск динамики курса валюты в период отсрочки). В частности, на рынке фармации очень много иностранных препаратов, цена которых фиксируется в иностранной валюте. На практике приходится номинировать цены в условных единицах, что не выгодно конечным потребителям. При факторинге вероятность потерь в связи с этим риском резко снижается опять же благодаря тому, что финансирование выплачивается сразу же против отгрузочных документов. Изменение курса за период отсрочки не повлияет кардинальным образом на выручку.

Итак, немалая часть рисков при факторинге переносится на посредника. Разумеется, нести эту «рисковую корзину» бесплатно не будет никто, но в стандартной схеме их можно четко описать и заложить.

Формулировка «финансирование по уступке прав требования» похожа на замаскированный кредит, но есть несколько деталей, которые принципиально отличают факторинг от кредита. Схема факторинга принципиально не подразумевает залога. Посредник дает деньги производителю, а расплачиваются потребители. Поэтому лимиты при факторинге устанавливаются не на производителя, а на каждого из потребителей. Если дебиторы исчисляются сотнями, то общий риск «размазан» по ним тонким слоем. Чем больше потребителей, тем больше этих не связанных между собой дискретных денежных потоков, тем меньше кредитный риск. Именно благодаря этим особенностям факторинг работает без традиционных форм покрытия. При факторинге не требуется такого количества бумаг. Как при кредите, а также нет дополнительных затрат на страхование и оформление сделки.

Однако факторинг - услуга не для бедных, он всегда дороже кредита. Прежде всего, потому, что регулярная сортировка должников и обязательств - очень трудоемкая часть работы. Официально она называется «поддержкой административного управления дебиторской задолженностью» и по праву считается одним из главных коньков факторинга. Сюда входит помощь в постановке системы кредитного контроля, система контактов и напоминаний покупателям о своевременности оплаты поставок производителя, информационная поддержка контроля за состоянием и движением дебиторской задолженности. С этой целью фактор устанавливает у производителя свое специально разработанное программное обеспечение. Одним словом, производитель устраняется от должников - ими и самой задолженность занимается банковская машина. Это еще имеет и психологический аспект - дружба дружбой, а деньги должны приходить в срок.

Список литературы:

1. Соколов А.П. Способы повышения эффективности управления региональными проектами в условиях государственно-частного партнерства. Финансовая экономика. 2016. № 4. С. 68-74.

2. Соколов А.П., Кузнецов И.С. Инвестиционный проект, бизнес-план, анализ инвестиционных проектов как этапы стратегического планирования на предприятии. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № Т13. С. 1176-1180.

3. Матвеенцева А.В., Соколов А.П. Продовольственная безопасность: региональный аспект. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 86-91.

4. Соколов, А. П. Взаимодействие макро-и микроуровней при формировании экономической безопасности страны / А. П. Соколов // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. - С. 6-9.

5. Гурович, А. М. Проблемные аспекты про -странственного развития государства: подходы и направления / А. М. Гурович // Индустри -альная экономика. - 2021. - Т. 2. - № 2. - С. 16-19. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_16.

6. Тагиров, Ш. М. Эффективная транспортная политика как фактор модернизации и развития транспортного комплекса

Республики Дагестан / Ш. М. Тагиров, З. З. Омаров // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 2. - № 2. - С. 20-27. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_20.

7. Чилимова, Т. А. Роль факторного анализа в процессе управления финансами предприятия / Т. А. Чилимова, Е. А. Разумовская // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 2. - № 2. - С. 28-34. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_28.

8. Родинова, Н. П. Управление по компетенциям как основа стратегии развития организации / Н. П. Родинова, В. М. Остроухов, В. С. Березняковский // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 2. - № 2. - С. 35-40. - DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_35.

9. Мандрик, Н. В. Конкурентоспособность и делегирование полномочий: инновационный подход / Н. В. Мандрик, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. -№ 3(26). - С. 255-259.

10. Кубасова, О. А. Основные этапы формирования стратегии повышения международной конкурентоспособности промышленного предприятия / О. А. Кубасова, И. В. Рыжов // Транспортное дело России. - 2012. -№ 5. - С. 209-211.

11. Рыжов, И. В. Влияние Кондратьевских волн на перспективы развития российской экономики и оборонной сферы государства / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. - № 19(109). - С. 54-61.

12. Рыжов, И. В. Приоритеты инвестиционной стратегии России на долгосрочную перспективу / И. В. Рыжов, С. П Малыгин // Эконо -мические науки. - 2008. - № 38. - С. 164-166.

13. Романишина, Т. С. Социокультурные проекты как элемент стратегического развития городов / Т. С. Романишина, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2012. -№ 3(26). - С. 174-176.

14. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. - 2019. - Vol. 87. -P. 179-191. - DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

15. Рыжов, И. В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве / И. В. Рыжов, А. В. Кучумов // Международные научные исследования. - 2016. - № 1(26). - С. 189-197.

References

1. Sokolov A.P. Sposoby povy'sheniya e'ffektivnosti upravleniya regionaPny'mi proektami v usloviyax gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Finansovaya e'konomika. 2016. № 4. S. 68-74.

2. Sokolov A.P., Kuzneczov I.S. Investicionny'j proekt, biznes-plan, analiz investicionny'x proektov kak e'tapy strategicheskogo planirovaniya na predpriyatii. Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal Koncept. 2015. № T13. S. 1176-1180.

3. Matveenceva A.V., Sokolov A.P. Prodovorstvennaya bezopasnost': regionally j aspekt. Innovacionnaya e'konomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2016. № 6 (16). S. 86-91.

4. Sokolov, A. P. Vzaimodejstvie makro- i mikrourovnej pri formirovanii e'konomicheskoj bezopasnosti strany / A. P. Sokolov // IndustriaPnaya ekonomika. 2020. № 1. S. 6-9.

5. Gurovich, A. M. Problemny'e aspekty prostranstvennogo razvitiya gosudarstva: podxody i napravleniya / A. M. Gurovich // IndustriaPnaya ekonomika. 2021. T. 2. № 2. S. 16-19. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_16.

6. Tagirov, Sh. M. Effektivnaya transportnaya politika kak faktor modernizacii i razvitiya transportnogo kompleksa Respubliki Dagestan / Sh. M. Tagirov, Z. Z. Omarov // IndustriaPnaya ekonomika. 2021. T. 2. № 2. S. 20-27. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_20.

7. Chilimova, T. A. RoP faktornogo analiza v processe upravleniya finansami predpriyatiya / T. A. Chilimova, E. A. Razumovskaya // IndustriaPnaya ekonomika. 2021. T. 2. № 2. S. 28-34. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_28.

8. Rodinova, N. P. Upravlenie po kompetenciyam kak osnova strategii razvitiya

organizacii / N. P. Rodinova, V. M. Ostrouxov, V. S. Bereznyakovskij // IndustriaPnaya ekonomika. 2021. T. 2. № 2. S. 35-40. DOI 10.47576/2712-7559_2021_2_2_35.

9. Mandrik, N. V. Konkurentosposobnost' i delegirovanie polnomochij: innovacionny'j podxod / N. V. Mandrik, I. V. Ry'zhov // Ekonomika i predprinimatePstvo. 2012. № 3(26). S. 255-259.

10. Kubasova, O. A. Osnovny'e e'tapy' formirovaniya strategii povy'sheniya mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti promy'shlennogo predpriyatiya / O. A. Kubasova, I. V. Ry'zhov // Transportnoe delo Rossii. 2012. № 5. S. 209-211.

11. Ry'zhov, I. V. Vliyanie Kondrat'evskix voln na perspektivy' razvitiya rossijskoj e'konomiki i oboronnoj sfery' gosudarstva / I. V. Ry'zhov // Finansy' i kredit. 2002. № 19(109). S. 54-61.

12. Ry'zhov, I. V. Prioritety' investicionnoj strategii Rossii na dolgosrochnuyu perspektivu / I. V. Ry'zhov, S. G. Maly'gin // E'konomicheskie nauki. 2008. № 38. S. 164-166.

13. Romanishina, T. S. Sociokul'turny'e proekty' kak e'lement strategicheskogo razvitiya gorodov / T. S. Romanishina, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2012. № 3(26). S. 174-176.

14. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. 2019. Vol. 87. P. 179-191. DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

15. Ry'zhov, I. V. Retrospektivny'j analiz vzaimosvyazi bol'shix ciklov kon''yunktury' i preobrazovanij v otechestvennoj promy'shlennosti i sel'skom xozyajstve / I. V. Ry'zhov, A. V. Kuchumov // Mezhdunarodny'e nauchny'e issledovaniya. 2016. № 1(26). S. 189197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.