МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
А.И. Кулешова, студент
М.В. Вельм, канд. экон. наук, доцент
Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского (Россия, г. Иркутск)
DOI:10.24411/2411-0450-2020-10039
Аннотация. В статье представлены современные методы и управление дебиторской задолженностью предприятия, использование которых поможет улучшить финансовое состояние организации. Раскрывается понятие дебиторской задолженности, как с законодательной, так и с экономической стороны. Выявляются проблемы в управлении дебиторской задолженности предприятия, даны примеры возникновения данных проблем. Расписаны методы управления дебиторской задолженности предприятия.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, инкассационные методы, инструменты рефинансирования, факторинг, форфейтинг, секьюритизация.
Актуальность данной темы состоит в том, что на сегодняшний день большинство предприятий работают в условиях, конкуренции которые характеры для рыночной экономики. И вынуждены работать на условиях отсрочки платежа, то есть предоставлять своим клиентам «коммерческий кредит», в результате образуется дебиторская задолженность.
Сам процесс управления дебиторской задолженностью достаточно сложный так как содержит две разные задачи: увеличение объема продаж и снижение рисков неоплаты дебиторами своих финансовых обязательств.
Поэтому эффективное управление дебиторской задолженностью очень важный момент в работе организации, потому что оказывает большое влияние на ликвидность, оборачиваемость, продолжительность циклов, что в следствии влияет на финансовое положение предприятия.
Проблема поиска оптимального метода для эффективного управления дебиторской задолженностью не имеет однозначного решения, так как зависит от специфики деятельности предприятия.
Рассмотрим с точки зрения законодательство трактовку понятия «дебиторская задолженность»:
1. Закон о Бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ задолженность других лиц (организаций, работников, физических лиц) перед данной организацией,
отражение которой в бухгалтерском учете выражено как имущество организации [5].
2. ГК РФ ч. 1 п. 1 ст. 307 имущественное право, то есть право на получение определенной суммы, товара и услуги с должника в силу возникновения соответствующих обязательств должника [1].
Среди современных авторов-экономистов нет единого подхода к определению понятия дебиторской задолженности. Канке А.А. определяет дебиторскую задолженность как суммы причитающиеся организации от покупателей и заказчиков [2]. Бердникова Л.Ф. рассматривает дебиторскую задолженность как сумму долга, причитающуюся организации от других юридических лиц или граждан в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними, а также как средства, временно отвлеченные из оборота предприятия [3].
В условиях финансового кризиса встает вопрос о том, что финансовое положение предприятия ухудшается.
Один из основных факторов который приводит к ухудшению финансового положения предприятия наличие просроченной, невостребованной дебиторской задолженности. Идет увеличение затрат на обслуживание заемного капитала, повышает издержки предприятия, что несет уменьшение фактической выручки, рентабельности, ликвидности, что сказывается
на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь организации.
Предпосылками для возникновения просроченной и безнадежной дебиторской задолженности могут возникнуть на разных этапах - при проведении преддоговорной процедуре, при исполнении обязательств
Главная задача управления дебиторской задолженностью - установление с покупателями таких договорных отношений, которые обеспечивают полное и своевременное поступление средств для осуществления платежей кредиторам.
Эффективная система управления дебиторской задолженностью охватывает 3 крупных блока:
- формирование кредитной политики, в целях максимально эффективного использования дебиторской задолженности как инструмента увеличения продаж;
- разработка мер направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадёжной дебиторской задолженности и её результативной инкассации в случае возникновения;
- создание комплекса мер по рефинансированию дебиторской задолженности [4].
Для этого нужно принять следующие меры полный анализ дебиторской задолженности, который включает в себя классификацию задолженности, определение уровня, состава, оценка эффективности с помощью финансовых показателей таких как: коэффициент отвлечения оборотного капитала в дебиторскую задолженность, коэффициент просроченной дебиторской задолженности, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.
Определить максимальную допустимую величину оборотного капитала, которое предприятие может инвестировать в дебиторскую задолженность по покупателям.
Разработать и утвердить условия кредитной политики предприятия для различных групп покупателей и видов продукции включающий установку лимита и условия предоставления коммерческого кредита покупателям.
В блок методов управления включены различные методы рефинансирования де-
биторской задолженности. Целью всех методов рефинансирования задолженности является ускорение перевода дебиторской задолженности в наиболее ликвидные активы: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.
Наиболее распространенными методами и инструментами рефинансирования дебиторской задолженности в настоящее время являются цессия, страхование от непоступления или несвоевременного поступления платежей, дисконтирование счетов, факторинг, форфейтинг, учет векселей, выданных покупателями продукции, секьюритизация.
Цессия - это уступка права требования дебиторской задолженности третьему лицу, по стоимости несколько ниже, чем ее величина. Уступка оформляется соглашением о замене первоначального кредитора, который выбывает из обязательства, на другой субъект, к которому переходят все права прежнего кредитора, в том числе переходит право требования неуплаченных должником пеней и штрафов за просрочку оплаты за товар или услуги [2, с. 24].
Существуют специальные организации, покупающие такие долги, например, кол-лекторские агентства. Факторингом, согласно ст. 824 ГК РФ, является договор финансирования под уступку денежного требования. Согласно договору факторинга, поставщик обязуется передать факторинговой компании денежные требования к покупателю и оплатить оказанные ему услуги. Факторинговая компания передает поставщику денежные средства в счет его денежных требований к покупателю, в результате чего покупатель становится обязанным факторинговой компании [6].
Учет векселей в банке - финансовая операция по продаже поставщиком банку векселей, выданных покупателями, с целью получения по ним денежных средств до наступления срока оплаты за вычетом дисконта, который является платой за услуги банка и зависит от номинала векселя, срока, оставшегося до его погашения, и величины учетной ставки, применяемой банком: чем выше номинальная стоимость векселя, тем большая сумма будет удержана банком в виде дисконта, чем мень-
шее количество дней осталось до срока платежа по векселю, тем меньший дисконт причитается банку [5].
Форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга и учета векселей и, как правило, используется при осуществлении долгосрочных экспортных поставок, позволяя экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. Механизм форфейтинга состоит в приобретении финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства покупателя (импортера) перед поставщиком (экспортером) путем покупки у поставщика векселей, авалированных покупателем [7]. Секьюритизация представляет собой создание предприятием-поставщиком новой компании специального назначения и передачи ей на баланс имеющуюся дебиторскую задолженность. В свою очередь, созданная компания, выпускает ценные бумаги, которые обеспеченны переданной ей дебиторской задолженностью. Основная часть дохода от их эмиссии ценных бумаг направляется предприятию-поставщику. Таким образом, предприятие-поставщик получает возможность вернуть авансированные в дебиторскую задолженность денежные средства раньше сроков, предусмотренных договорными обязательствами с покупателями [7].
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая, с изм., внесёнными Федеральным законом от 30.11.1994 Ш1-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
2. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. - 3-е изд.-К.: Эльга, Ника-Центр, 2007. - Т. 1. - 624 с.
3. Винокуров Г.М. Финансовый менеджмент: учеб. Пособ. - Иркутск: изд-во ИрГСХА, 2013. - 121 с.
4. Воробьева Е.В. Оптимизационные схемы регулирования дебиторской задолженности предприятия // Экономика и управление. - 2009. - №9 (58). - С. 203-206.
5. Дудин А. Управление дебиторской задолженностью и работа с долгами // Консультант. - 2011. - № 19. - С. 56-61.
6. Короленко Н.Е. Управление дебиторской задолженностью предприятия // Финансовый менеджмент. - 2010. - №3. - С. 14-22.
7. Маханова Т.А. Рынок факторинговых услуг в условиях кризиса и посткризисного развития экономики России // Деньги и кредит. - 2009. - №11. С. 48-51.
8. Пак С.А Политика кредитования предприятий как элемент управления дебиторской задолженностью // Проблемы современной экономики. - 2009. - №1 (29). - С. 52-61.
Для сбалансированной кредитной политики в отношении своих покупателей на формирование которой влияют следующие факторы:
- платежеспособность дебиторов;
- покупательская способность потребителей продукции;
- стабильность финансового рынка;
- конкурентоспособность продукции предприятия;
- экономическая возможность предприятия инвестировать средства в текущую дебиторскую задолженность;
- способность предприятия наращивать объемы производства продукции при реализации в кредит.
Основными путями для снижения дебиторской задолженности считаются:
- эффективное ведение переговоров с должниками;
- рассылка письменного уведомления;
- прекращение обслуживания;
- обращение в суд [8].
Так, эффективное управление дебиторской задолженностью подразумевает формирование и внедрение на предприятии комплекса мероприятий по ее оптимизации, регламентирование всего процесса управления.
RECEIVABLE MANAGEMENT METHODS A.I. Kuleshova, Student
M.V. Velm, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ezhevsky Irkutsk State Agrarian University (Russia, Irkutsk)
Abstract. The article presents modern methods and management of accounts receivable of an enterprise, the use of which will help improve the financial condition of the organization. The concept of accounts receivable is disclosed, both from the legislative and from the economic side. The problems in the management of accounts receivable of the enterprise are identified, examples of the occurrence of these problems are given. The methods for managing the receivables of an enterprise are described.
Keywords: accounts receivable, collection methods, refinancing instruments, factoring, forfaiting, securitization.