Научная статья на тему 'ФАКТОР НАТО В РОССИЙСКО-ИСПАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ'

ФАКТОР НАТО В РОССИЙСКО-ИСПАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
240
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ИСПАНИЯ / НАТО / РОССИЙСКО-ИСПАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Елена Юрьевна

Статья анализирует место Испании в Организации Североатлантического договора и влияние членства в ней на двусторонние отношения с Россией. Детально изучены события и процессы, связанные с участием Испании в НАТО и продемонстрировано их воздействие на развитие российско-испанского диалога. Автор показывает взаимосвязь между непоследовательностью во взаимодействии сторон и различными внешнеполитическими акциями, проводимыми как западными державами, так и Российской Федерацией. Они являются основным фактором, из-за которого сохраняется напряженность в отношениях, несмотря на существующий потенциал для сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATO AS A FACTOR IN RUSSIAN-SPANISH RELATIONS

The article analyzes the place of Spain in the North Atlantic Treaty Organization and the impact of its membership on bilateral relations with Russia. The events and processes related to Spain's participation in NATO are studied in detail and their impact on the development of the Russian-Spanish dialogue is demonstrated. The author shows the interrelation between inconsistency in the interaction of two parties and various foreign policy actions carried out by both the Western states and the Russian Federation. This is the major factor why tensions in bilateral relations continue to persist despite the existing potential for cooperation.

Текст научной работы на тему «ФАКТОР НАТО В РОССИЙСКО-ИСПАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ»

Фактор НАТО в российско-испанских отношениях The NATO as a factor in Russian-Spanish relations

Щербакова Елена Юрьевна

Студентка бакалавриата Факультет международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет Российская Федерация, г. Санкт-Петербург email: elena.sherbakova. 01@mail.ru

Shcherbakova Elena Yurievna

Undergraduate student School of International Relations Saint Petersburg State University Russian Federation, Saint Petersburg email: elena.sherbakova. 01@mail.ru

Аннотация.

Статья анализирует место Испании в Организации Североатлантического договора и влияние членства в ней на двусторонние отношения с Россией. Детально изучены события и процессы, связанные с участием Испании в НАТО и продемонстрировано их воздействие на развитие российско-испанского диалога. Автор показывает взаимосвязь между непоследовательностью во взаимодействии сторон и различными внешнеполитическими акциями, проводимыми как западными державами, так и Российской Федерацией. Они являются основным фактором, из-за которого сохраняется напряженность в отношениях, несмотря на существующий потенциал для сотрудничества.

Annotation.

The article analyzes the place of Spain in the North Atlantic Treaty Organization and the impact of its membership on bilateral relations with Russia. The events and processes related to Spain's participation in NATO are studied in detail and their impact on the development of the Russian-Spanish dialogue is demonstrated. The author shows the interrelation between inconsistency in the interaction of two parties and various foreign policy actions carried out by both the Western states and the Russian Federation. This is the major factor why tensions in bilateral relations continue to persist despite the existing potential for cooperation.

Ключевые слова: Россия, Испания, НАТО, российско-испанские отношения.

Key words: Russia, Spain, NATO, Russian-Spanish relations.

Современная система международных отношений характеризуется ярко выраженным противостоянием России и Западного мира, лидирующие позиции в котором занимают США, их политические объединения и союзы. Испания является членом ЕС и входит в состав НАТО, поэтому ее следует рассматривать как полноценного представителя западного полюса в мировой политике, что находит отражение в ее политическом курсе.

В то же время участие Испании в Североатлантическом альянсе характеризуется нелинейностью. Вступление страны в НАТО происходило в условиях противоречий между политическими силами внутри страны и несогласия значительной части общественности, отражением которого стала крупная демонстрация против НАТО в июле 1984 г. [7, с. 634]. Испанской политической элитой вхождение в состав организации объяснялось необходимостью решения вопроса безопасности страны и присоединения к европейским интеграционным процессам [Там же, с. 642]. Была выбрана особая «испанская модель» участия в объединении, которая характеризовалась неприсоединением к военной структуре НАТО. Тем не менее, в 1990-е гг. в условиях распада биполярной системы и расширения НАТО на Восток, Испании пришлось взять курс на включение в военный альянс в целях сохранения своего внешнеполитического престижа. Новый формат участия ознаменовал совершенно новый этап испанского членства в военно-политическом блоке.

В целом, официальная цель, которую преследует Испания в Организации Североатлантического договора - обеспечение учета ее интересов как составляющей южного фланга НАТО [16]. Испанским правительством Североатлантический Альянс рассматривается как фактор обеспечения стабильности и безопасности в регионе, являясь опорой коллективной обороны в Европе. В рамках организации Мадрид действует по следующим направлениям: сохранение целостности испанской территории; противовоздушная оборона Испании и прилегающих территорий; контроль над Гибралтарским проливом и выходами к нему; военно-морские и воздушные операции в восточной части Атлантического океана и в западном Средиземноморье; предоставление территории в качестве транзитной базы для подкреплений, а также материально-технической, воздушной и морской поддержки [15].

Общее снижение уровня конфронтационности в системе с распадом СССР способствовало сокращению напряженности между странами, входившими ранее в состав противостоящих блоков. 27 декабря 1991 г. Испания признала Российскую Федерацию в качестве преемника Советского Союза, в 1992 г. были подписаны протокол о межправительственных консультациях и декларация о сохранении в силе договоров с СССР [5, с. 399 -401]. В ходе визита Президента России Б.Н. Ельцина в Мадрид в 1994 г. был подписан новый Договор о дружбе и сотрудничестве [6, с. 422].

В 1990-е гг. диалог между государствами активно развивался. Укреплялись торгово-экономические отношения, культурные связи, Мадрид оказывал содействие в установлении взаимоотношений России с Европейским союзом. Именно Испания с наибольшей настойчивостью выступала за вступление РФ в Совет Европы, в который она была принята в 1996 г. [5, с. 403].

Пришедшее к власти в 1996 г. новое испанское правительство во главе с Х.М. Аснаром подтверждало преемственность линии на укрепление дружественных отношений с Россией. В то же время для внешнеполитического курса Народной партии был характерен явный американоцентризм. В связи с внешними факторами и внутренними тенденциями, происходившими в рамках Организации Североатлантического договора, Испания взяла курс на полную интеграцию в НАТО, в том числе и в ее военную структуру, которая завершилась к 1 января 1999 г.

Полная согласованность Испании с политикой НАТО довольно четко проявилась в ходе событий 1999 г. в Югославии. Испанские правящие круги однозначно поддержали проводимую в Югославии военную операцию. Выполняя свои обязательства союзника и члена Альянса, Испания объявила о вводе своего контингента войск, призванного позволить всем беженцам и депортированным вернуться на родину [22]. Для участия в боевых действиях были направлены один корабль и восемь самолетов [9, с. 274]. Эта агрессивная акция Североатлантического союза была с негодованием встречена мировой общественностью. В том числе в России остро отреагировали на столь грубое вмешательство во внутренние дела Югославии, что являлось справедливым ответом на реализуемые НАТО бомбардировки, так как вместо гуманитарной операции по установлению мира эта операция имела характер военной агрессии, не подкрепленной международными правовыми нормами.

Уже в это время наметились контуры взаимодействия Российской Федерации со странами-членами НАТО, и стало очевидным негативное влияние деятельности организации на двусторонние отношения с Испанией. В мае 1999 г. министр иностранных дел Испании А. Матутес посетил РФ, где в ходе переговоров с российскими официальными лицами балканский кризис был одной из важнейших тем. Стороны сходились во мнении о необходимости прекращения насилия в Косово, создания условий для безопасного возвращения беженцев, содействия экономическому восстановлению региона и обеспечения международного присутствия для ликвидации последствий конфликта. Однако Матутес был убежден, что «дипломатический выход из создавшейся

ситуации возможен только при выполнении Югославией условий, выдвинутых НАТО» [6, с. 423]. Такое требование было неприемлемо ни для России, ни для самой Югославии.

Обсуждение проблемы должно было быть продолжено в ходе визита Председателя правительства Испании Х.М. Аснара, однако эта поездка ознаменовалась дипломатическим скандалом. Вопреки согласованной программе встреч в Москве, испанский премьер не был принят Б.Н. Ельциным. Отказ от приема был затем официально обоснован тем, что визит Аснара совпал с утверждением главы правительства Российской Федерации. В то же время в испанской прессе стали освещать версию, согласно которой российский президент таким образом выразил неудовольствие внешнеполитическим курсом Испании, так как был раздражен поведением Генерального секретаря НАТО Х. Соланы, который выступал главным адвокатом агрессии Альянса против Югославии [9, с. 276].

В период председательства испанца Соланы в Североатлантическом совете также обострилась проблема расширения НАТО на Восток. В это время в Альянс были приняты три новых члена из числа бывших участников Варшавского договора: Венгрия, Польша и Чехия. Вследствие этого зона распространения Североатлантического договора подошла вплотную к границам России на главных стратегических направлениях, что в контексте нового формирующегося миропорядка справедливо было расценивать как серьезный шаг НАТО к укреплению своей доминирующей позиции в мире.

Усилить свое положение стремилась и сама Испания. Руководство Народной партии видело решение этой задачи через продолжение сближения с США и развития отношений с ними посредством закрепления за собой роли привилегированного партнера. С этой целью Мадрид в декабре 2001 г. поддержал решение Вашингтона в одностороннем порядке прекратить соблюдение российско-американского Договора по ПРО (декабрь 2001 г.), выразил полную солидарность с новой доктриной безопасности США. В апреле 2002 г. было возобновлено двустороннее соглашение, которое расширило возможности Пентагона использовать военные объекты на территории Испании [11, с. 167]. Высшим проявлением американской ориентации в испанской внешней политике стала безоговорочная поддержка политики Дж. Буша в отношении Ирака. Роль Испании заключалась здесь в том, что она, во-первых, оказала США ценное дипломатическое содействие в 2003-2004 гг., когда, использовав свое положение непостоянного члена Совета Безопасности ООН, не допустила единогласного выступления основных европейских континентальных держав против военной операции в Ираке и, во-вторых, приняла прямое участие в конфликте, отправив отряд кораблей в место боевых действий [Там же, с. 168-169].

Политический курс Аснара на атлантизм привел к определенному дистанцированию от России, но вместе с тем не способствовал усилению позиций Испании ни в Европе, ни на мировой арене. Приход к власти социалистов в 2004 г. привел к появлению напряженности в испано-американских отношениях и некоторому сближению с РФ. Официальный визит в Москву нового Председателя испанского правительства и лидера ИРСП Х.Л. Родригеса Сапатеро в декабре 2004 г. привел к улучшению двустороннего диалога, сторонам удалось прийти к лучшему взаимопониманию. В.В. Путин обсудил с испанским премьер-министром ряд международных проблем, включая терроризм, и спорные вопросы, такие как восстановление суверенитета Ирака. Российский президент подтвердил традиционно негативное отношение к расширению НАТО, так как этот процесс не способствовал с точки зрения РФ нейтрализации современных угроз [4].

В период своего председательства в испанском правительстве Сапатеро вывел войска, которые его предшественник направил в Ирак, но в то же время он направил контингент в Афганистан для поддержки стабилизационных операций НАТО в 2007 г. [19, р. 75]. Испания хотя и стремилась выстраивать собственную парадигму отношений с РФ, руководствуясь своими национальными интересами, не могла не учитывать позицию союзников по западным объединениям.

Российско-испанские отношения заметно осложнились вследствие событий на Кавказе в августе 2008 г. Испанией не была признана независимость Абхазии и Южной Осетии. Политические трения повлекли за собой ряд последствий: Россия не включила Испанию в число стратегических партнеров по Евросоюзу в Концепции внешней политики Российской Федерации 2009 г. Болезненную реакцию Мадрида вызвал также отказ на просьбу Испании к российскому правительству о покупке долгосрочных долговых обязательств [10, с. 22].

Испанское руководство явно стремилось отойти от конфронтационности и способствовать созданию благоприятного политического климата, так как расценивало отношения с Москвой как важное стратегическое партнерство. В ходе кризиса на Кавказе она выступила против попыток применить санкции Европейского союза в отношении России и высказалась в пользу диалога как по линии ЕС, так и от имени НАТО [5, с. 408]. Визит Президента РФ Д.А. Медведева в марте 2009 г. в Испанию ознаменовался подписанием Декларации о стратегическом партнерстве двух стран и свидетельствовал об оптимистичной динамике взаимоотношений [3]. Испанская сторона также приветствовала предложенную Медведевым инициативу о подготовке юридически обязывающего договора о европейской безопасности, что невозможно было достичь без ведения диалога во всех форматах между Россией и НАТО [2, с. 6-7]. Однако это предложение было молчаливо отвергнуто Североатлантическим альянсом.

В преддверии Перекрестного года России в Испании и Испании в России, которым был объявлен 2011 г., Министерство обороны Испании выразило мнение относительно перспектив двустороннего сотрудничества. В соответствии с итогами саммита НАТО в Лиссабоне 2010 г., было отмечено возобновление тесного взаимодействия организации с Россией, обе стороны договорились двигаться в направлении «стратегического партнерства». В официальном заявлении министерства было сказано, что Россия и НАТО больше не считают друг друга врагами. Кроме того, политическое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения было включено в совместное заявление Совета Россия - НАТО [17].

Перекрестный год обозначил продолжение подъема двусторонних отношений. В 2011 г. было проведено около 350 мероприятий, тематически охвативших все стороны российско-испанских отношений и обозначивших новые горизонты сотрудничества. Кульминацией Перекрестного года стало официальное открытие в Мадриде Российского центра науки и культуры [12, с. 101]. Проведенные мероприятия и сделанные шаги к сближению подтвердили, что у России и Испании есть достаточно оснований для широкомасштабного взаимодействия в различных сферах. На основе этого диалог продолжился в 2012 г., когда в Мадриде прошли переговоры заместителя министра иностранных дел РФ А.В. Грушко и государственного секретаря иностранных дел Испании Г. де Бенито Секадеса. Стороны обменялись мнениями касательно взаимодействия в рамках Совета Россия - НАТО и относительно других проблем европейской безопасности [Там же, с. 116-117].

Правительство М. Рахоя в традициях Народной партии выступало за укрепление и углубление испано-американского сотрудничества. При этом новый премьер-министр проводил более сдержанную политику в атлантическом направлении, чем его однопартиец Х.М. Аснар, который был подвергнут критике за чрезмерный атлантизм. Взаимодействуя с НАТО, Испания в этот период сыграла роль в различных проектах Альянса, в частности, испанские войска приняли участие в учениях Сил быстрого реагирования НАТО в 2012 г., проводилась работа по таким направлениям, как НАТО - Россия, диалог в Средиземноморье со странами Юга и др. [8, с. 93]. В 2014 г. большинство Народной партии в испанских Кортесах одобрило участие испанских военнослужащих в новой миссии НАТО в Афганистане [1, с. 16].

В то же время произошло обострение противоречий на мировой арене вследствие политического кризиса в Украине. Испания начала проводить жесткую политику «сдерживания» России как в рамках ЕС, так и в рамках НАТО. И хотя первоначально министр иностранных дел Испании Х.М. Гарсия-Маргальо высказывался против

санкций [21], вскоре он объявил референдум в Крыму «недействительным» и «не имеющим юридических последствий» [20], а также призвал к ужесточению экономических санкций против России. Участие Мадрида в финансовых и торговых санкциях и ответные санкции со стороны Москвы привели к заметному снижению российско-испанской торговли: ее оборот сократился к 2016 г. на 57% по сравнению с 2013 г. [5, с. 423].

В то же время экономические интересы превалируют над политическими, поэтому несмотря на геополитические эффекты стороны стремятся не прерывать экономическое взаимодействие. Уже в 2015 г. была восстановлена работа Межправительственной смешанной российско-испанской комиссии по экономическому и промышленному сотрудничеству, которая была приостановлена в связи с украинским кризисом [10, с. 22]. Также проходят экономические форумы и другие встречи, призванные согласовать общие экономические интересы, сохраняется значимость инвестиционного взаимодействия.

Относительные успехи на этом направлении способствуют также тому, что удается найти взаимопонимание и в отдельных политических вопросах. Так, Испания в 2016 г. отменила запрет для военных судов России заходить для заправки топливом в испанские порты Сеута и Мелилья, на котором с началом российской военной операции в Сирии настаивали США и партнеры по НАТО [13, р. 139].

В настоящее время вопрос отношений с Россией остается достаточно деликатным. По мнению бывшей главы испанского внешнеполитического ведомства А. Гонсалес Лайи, «хотя позиция России по определенным вопросам представляет собой постоянный вызов для союзников и их партнеров, отношения с ней должны оставаться в рамках «двустороннего подхода», для которого диалог - лучший вариант в тех сферах, где есть общие интересы» [18]. Нынешний министр иностранных дел Х.М. Альбарес, вступивший в должность в июле 2021 г., также убежден, что отношения с Россией не являются непримиримыми, несмотря на напряженность и дипломатическую конфронтацию последних лет [14].

Таким образом, отношения Испании и России носят волнообразный характер и подвержены значительному воздействию со стороны внешних факторов, которые оказывают в основном негативное влияние ввиду существующей расстановки сил на международной арене. Тем не менее, вопреки членству Мадрида в противостоящей Российской Федерации военно-политической группировке, время от времени наблюдается позитивная динамика в отношениях между Россией и Испанией, и даже в условиях санкций существует тенденция к сохранению торгового взаимодействия и основополагающих политических, экономических и культурных связей.

Список используемой литературы:

1. Аникеева Н.Е. Атлантическое направление внешней политики Народной партии (2011-2018 гг.) // Ибероамериканские тетради. №1, 2018. - С. 13-18.

2. Аникеева Н.Е., Дубинин Ю.В. Москва-Мадрид: вехи сотрудничества // Международная жизнь. № 3, 2011. - С. 107-114.

3. Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и королевством Испания от 3 марта 2009 года // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/902161662 (дата обращения: 30.10.2021)

4. Заявления для прессы и ответы на вопросы по окончании переговоров с Председателем Правительства Испании Хосе Луисом Родригесом Сапатеро // Президент России. 10.12.2004. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22742 (дата обращения: 30.10.2021)

5. Испания и Россия: дипломатия и диалог культур / отв. ред. О.В. Волосюк. - М.: Индрик, 2018. - 928

с.

6. История внешней политики Испании: Учебник / Н.Е. Аникеева, В.А. Ведюшкин, О.В. Волосюк, И.Ю. Медников, С.П. Пожарская. М., 2014. - 504 с.

7. История Испании в 2 т. / Отв. ред. А.О. Чубарьян. Т. 2. От войны за испанское наследство до начала XXI века. М., 2014. - 872 с.

8. Косяк Е.В. Внешняя политика Испании в XXI веке: концептуальные основы. - Аспект-Пресс, 2015. -

176 с.

9. Орлов А.А. Испания в системе военно-политических организаций и союзов Запада: обретение «нового лица» - М.: Издательство «ООСТ», 2000. - 316 с.

10. Прохоренко И.Л. Российско-испанский диалог в контексте трансформации миропорядка // Испания в меняющемся мире: к 40-летию дипломатических отношений между Россией и Испанией. Доклады Института Европы РАН № 339. М., 2017. - С. 16-23.

11. Яковлев П.П. Испания в мировой политике. М.: ИЛА РАН, 2011. - 384 с.

12. Яковлев П.П. Испания: вызовы и риски нового политического цикла. М., 2012. - 135 с.

13. Astákhova E.V. Rusia y España: El potencial de cooperación // Iberoamérica. №2, 2019. - P. 122-144.

14. España defiende que las relaciones entre la Unión Europea y Rusia no son irreconciliables // Sputnik Mundo. 25.10.2021. [Электронный ресурс] URL: https://mundo.sputniknews.com/20211025/espana-defiende-que-las-relaciones-entre-la-union-europea-y-rusia-no-son-irreconciliables-1117471428.html (дата обращения: 30.10.2021)

15. España en la OTAN // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación. [Электронный ресурс] URL URL:

http://www.exteriores.gob.es/RepresentacionesPermanentes/OTAN/es/quees2/Paginas/EspañaOTAN.aspx (дата обращения: 30.10.2021)

16. España y la OTAN // Ministerio de Asuntos Exteriores, Unión Europea y Cooperación. [Электронный ресурс] URL:

http://www.exteriores.gob.es/Portal/es/PoliticaExteriorCooperacion/ProyeccionAtlantica/Paginas/EspLaOTAN.aspx (дата обращения: 30.10.2021)

17. Hernández J. España y Rusia ante el año bilateral: oportunidades para 2011 // Documento de opinión del IEEE 21/2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.ieee.es/Galerias/fichero/docs_opinion/2010/DIEEE021-2010EspanaRusia2011.pdf (дата обращения: 30.10.2021)

18. La ministra González Laya apuesta por una visión más política de la OTAN. // Presidencia del Gobierno. 02.12.2020. [Электронный ресурс] URL:

https://www.lamoncloa.gob.es/serviciosdeprensa/notasprensa/exteriores/Paginas/2020/021220-laya_otan.aspx (дата обращения: 30.10.2021)

19. López L. Las relaciones de España y Rusia, entre la proximidad y la distancia // Revista de Relaciones Internacionales de la UNAM, №124, 2016. - P. 59-92.

20. Margallo dice que el referéndum en Crimea es «nulo» y anuncia sanciones // El Economista. 17.03.2014. [Электронный ресурс] URL: https://www.eleconomista.es/global/noticias/5626499/03/14/Margallo-dice-que-el-referendum-en-Crimea-es-nulo-y-anuncia-sanciones.html?id=5626499 (дата обращения: 30.10.2021)

21. Romero, A. España media con Rusia en busca de una 'solución política' // El Mundo, 05.03.2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.elmundo.es/internacional/2014/03/04/53165192268e3eb81a8b4582.html (дата обращения: 30.10.2021)

22. Rueda de Prensa // Presidencia del Gobierno. Gobierno de España. 11.06.1999. [Электронный ресурс] URL: https://www.lamoncloa.gob.es/consejodeministros/ruedas/paginas/1999/r1106990.aspx (дата обращения: 30.10.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.