Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 22 (165). Выпуск 28
УДК 327(460: [470+571])
ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ИСПАНИИ И РОССИИ ПО ВОПРОСАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ И ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ
А.А. АНДРЕЕВА
В статье анализируются политические отношения между Россией и Испанией, причины недавно начавшегося сближения, сферы и перспективы сотрудничества.
Российский университет дружбы народов, г. Москва
Ключевые слова: сотрудничество, Испания, Россия, международные конфликты, безопасность, НАТО, ЕС, Стратегический альянс.
e-mail: [email protected]
В последние годы можно наблюдать существенное улучшение отношений между Испанией и Россией, связанное с изменениями внешнеполитической доктрины обеих сторон. И кажется, что Москвой и Мадридом поставлена задача охватить как можно больше областей для сотрудничества. Теперь речь идет не только о проведении совместной работы по улучшению традиционной туристической мобильности россиян, но и о взаимодействии в политической, сфере, вбирающей в себя и аспекты безопасности.
Примечательно, что в недавней истории обеих стран можно наблюдать интересные сходства: они прошли трансформационный путь от авторитарных режимов до демократии, вынуждены были видоизменить свои политические и институциональные структуры, модернизировать экономики и решить проблему внутреннего терроризма и коррупции. Федеративное устройство России, по сути, очень близко к испанской концепции «государства-автономии», а отсюда и совпадение политик по решению внутренних сепаратистских стремлений.
В ключевых для России международных проблемах Испания заняла близкую к Москве позицию. Еще в 2007 г. бывший премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро негативно высказался относительно установления систем противоракетной обороны в Польше и Чехии, предполагая ухудшение отношений с Россией и арабскими странами. Более того, он высказал свои опасения относительно возникновения новой гонки вооружений в Европе.
Испания также выступила против членства Украины и Грузии в НАТО, аргументируя тем, что вступление этих стран могло поставить под угрозу функционирование самого Альянса в виду негативного влияния этих стран на организационную и политическую эффективность организации.
Конвергенция в подходах по урегулированию кризисов нашла свое отражение и в отношении одностороннего провозглашения независимости Косово. Испания оказалась в немногочисленном ряду стран ЕС не признавших ее. Здесь Мадрид и Москва предложили традиционный для них способ разрешения внутренних сепаратистских проблем путем наделения территорий широкими автономными полномочиями. Таким образом, обе страны выступали за сохранение территориальной целостности государства, подчеркивая при этом, что Сербия и Косово должны сами решить этот вопрос.
В институциональных рамках Испания выступает за сближение и широкое сотрудничество между ЕС, НАТО и Россией. Более того, она разделяет точку зрения тех членов этих организаций, которые отвергают выдвижение каких-либо условий Российской Федерации для проведения диалога. Как заметил Сапатеро: «Испания видит в России важного стратегического партнера на международной арене. Ее участие в разрешении актуальных международных проблем: финансового кризиса, незаконной продаже оружия, изменения климата, вопросах мира и безопасности, международного порядка и многополярной системы международных отношений - является жизненно необходи-
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 22 (165). Выпуск 28
мым. Мы считаем, что Россия должна играть первостепенную роль и быть основополагающим актором на пути противостояния этим глобальным вызовам»1.
Таким образом, испанское правительство считает неразумными любые попытки политической изоляции России, в виду необходимости решения глобальных проблем через проведение диалога как можно с большим количеством участников. Этим объясняется стремление Испании поддержать диалог и не допустить конфликта между европейскими организациями и Россией, особенно в таких критических ситуациях, как российско-грузинская война августа 2008 г. Последнее событие поставило Мадрид в щекотливое положение. В виду внутренних причин, Испания осудила признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, однако сделала она это в особой форме. Министр иностранных дел Мигель Анхель Моратинос заявил, что всего лишь «сожалеет о том, что Россия приняла такое решение, отказавшись от соблюдения принципа территориальной неделимости государства». Тем не менее, это не помешало Испании выступить против введения ЕС санкций в отношении России и призвать к проведению диалога на форумах Европейского Союза и НАТО2.
Кроме того, испанским правительством была поддержана инициатива российского президента Дмитрия Медведева относительно создания новой архитектуры безопасности в Европе, которая вызвала широкую полемику в странах ЕС и НАТО. Позиция Мадрида основывалась на том, что современная архитектура безопасности в Европе является продуктом прошлого. Ее изъяны и несовершенства стали особо очевидными в ходе конфликтов в Косово, Абхазии и Южной Осетии. Поэтому пришла пора пересмотреть существующие договоры по безопасности. В этом ключе, в рамках министерств иностранных дел между обеими сторонами была создана «объединенная ячейка» для обмена мнениями по этому вопросу3.
В виду всего вышеперечисленного, резкое сближение между Мадридом и Москвой, произошедшее после событий в Грузии в 2008 г., видится вполне логичным. Свое воплощение оно нашло в Декларации о стратегическом альянсе, подписанном в ходе визита президента Медведева в Испанию в 2009 г. Партнерство учреждает широкую программу сотрудничества на двустороннем уровне. Таким образом, Испания, наравне с Францией, Германией и Италией, стала четвертой страной Евросоюза, с которой Россия поддерживает альянсы подобного рода.
Работа в рамках Стратегического альянса ведется в четырех областях:
1. Зарубежная политика - обмен информацией, координация и совместные инициативы по темам, одинаково интересующим обе стороны; ежегодные консультации между министрами иностранных дел; обсуждение нового Договора дружбы и сотрудничества;
2. Безопасность и юстиция - сотрудничество между министерствами обороны; соглашение о переброске испанского персонала и оборудования через российскую территорию в Афганистан; борьба с терроризмом, распространением оружия массового поражения, организованной преступностью, наркотрафиком; действия по устранению последствий природных или антропогенных катаклизм; сотрудничество между юридическими организмами;
3. Экономика и торговля - поощрение торговых, туристических связей; поощрение капиталовложений и их защита; обмен экономической информацией; связи между фирмами и коммерческими палатами; сотрудничество в области инфраструктуры, машинного оборудования, энергетики (нефть, газ, уголь и возобновляемые источники энергии), высоких технологий (особенно в сфере ядерной энергетики, космических технологий и борьба с климатическими изменениями);
4. Культура и общество - отношения между университетами, академическими и исследовательскими центрами; поощрение мобильности преподавателей и научных со-
1 Discurso del Presidente del Gobierno en la clausura del Foro de la Sociedad Civil España-Rusia [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.lamoncloa.gob.es/Presidente/Intervenciones/Discursos/prdi20090302.htm
2Moratinos M.A. Debemos evitar que nos coloquen de nuevo una agenda de Guerra fría. El País. 2008. 8 de Agosto. P. 2.
3Moratinos M.A.La OTAN del siglo XXI. El Mundo. 2009. 3 de Abr. P.5.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 22 (165). Выпуск 28
трудников, преподавания соответствующих языков; сотрудничество между правительственными и неправительственными институтами и центрами, а также средствами массовой информации; защита интеллектуальной собственности; форматирование и обмен архивами; учреждение ежегодного испано-российского форума по проведению диалога между гражданскими обществами; консульское сотрудничество, введение благоприятного режима для выдачи виз и проведение диалога по их дальнейшей отмене; диалог между культурами и цивилизациями в рамках Альянса цивилизаций; поощрение гендерных политик4.
Из содержания каждого из четырех направлений видно, что они наделены большим политическим весом. Здесь хорошо показано, как болезненные вопросы, связанные с защитой национальных интересов и давлением общественного мнения, переплетаются с проблемами, имеющими более технический характер. В первом направлении сотрудничества основные трудности связаны с координацией зарубежных политик Испании и России, выходящей за пределы проведения обычных консультаций или обмена информацией. Иными словами, принадлежность Испании к Европейскому Союзу обязывает ее согласовывать зарубежные действия с Общей зарубежной политикой и политикой безопасности и избегать односторонних решений, которые могли бы нанести вред всему ЕС. Именно поэтому некоторые государства Евросоюза отнеслись с определенной долей опасения к углублению отношений Испании с Россией, т.к. они привыкли воспринимать европейские и российские интересы как «игру с нулевой суммой». Как бы то ни было, существование интенсивного испано-российского политического диалога и, как следствие, практика обмена информацией само по себе означает наличие эффективных институтов доверия. Более того, это может стать полезным не только для двустороннего, но и многостороннего сотрудничества между Европейским Союзом и Россией.
Другое препятствие заключается в самоидентификации России, как независимого глобального актора. Основываясь на этом, Москва избегает развития любого рода интенсивных отношений с определенными странами, если это подразумевает ограничение ее автономности. Именно по этой причине правительством России были проигнорированы требования Брюсселя не ограничиваться политическими переговорами в контексте суверенитета, а наполнить партнерские отношения ценностной составляющей (включая соблюдение международных юридических норм, к которым также относится защита прав человека). Более того, стратегия Москвы сводится к цели оставаться независимым игроком на международной арене и иметь многовекторную зарубежную политику (не только европейскую или западную).
Что касается второй группы вопросов программы сотрудничества в рамках альянса, безопасности и юстиции, то здесь наблюдается меньше сложностей для развития диалога. Это объясняется тем, что обе страны не воспринимают друг друга как потенциальную угрозу. Наоборот, существуют очевидные совпадения во мнениях относительно определения основных вызовов безопасности. Тем не менее, развитие более тесного сотрудничества между министерствами обороны обеих стран (как и в случае с препятствиями, возникающими при реализации совместной внешнеполитической деятельности в виду членства Испании в ЕС) является проблематичным в связи с принадлежностью Испании к НАТО. Именно Североатлантическому альянсу принадлежит главная инициатива в высказывании и развитии совместных с российскими вооруженными силами инициатив внутри совета Россия-НАТО.
Только лишь совместные испано-российские действия по решению невоенных угроз лишены выше обозначенных трудностей, т.к., по большому счету, сводятся к техническим процедурам. В этой сфере уже существуют механизмы регулярного обмена информацией между российскими и испанскими службами безопасности, генеральными прокуратурами и разведывательными штабами в борьбе с терроризмом и организованной преступностью. Таким образом, на практике уже существует сотрудничество в вопросах безопасности, которое традиционно относилось к «внутренним делам». Это может послужить хорошей основой для того, чтобы расширить его до сферы «зарубежной» без-
4 Декларация о Стратегическом Партнерстве между Российской Федерацией и Королевством Испа-ния,3.03.2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/l64
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 22 (165). Выпуск 28
опасности, тем более что в стратегическом контексте эти границы с каждым разом становятся все более размытыми.
В отношении третьего направления сотрудничества - экономики и торговли - то на первый взгляд может показаться, что оно представляется примером «игры с нулевой суммой», т.к. открывает испанским фирмам российский рынок5, создавая угрозу для российских производителей. Однако, принимая во внимание цель России провести широкую модернизацию своей экономики, помощь Испании в этом вопросе могла бы принести выгоды обоим партнерам. Как пример можно привести совместные проекты по строительству АЭС, железных дорог, развитию заменимых источников энергии и борьбы с климатическими изменениями.
Другой стороной медали являются все еще существующие попытки Евросоюза в целом избежать того, чтобы Россия стала основным поставщиком газа. Это может негативно отразится на развитии энергетического сектора сотрудничества. Правда заключается в том, что даже в самой Испании, несмотря на то, что она получает газ из северной Африки, общественное мнение высказывает стереотипные опасения по этому поводу (например, бурные критики, обрушившиеся в адрес российской компании «Газпром», когда та попыталась заполучить незначительный пакет акций испанской «Репсоль»)6.
Направление сотрудничества «культура и общество», непосредственно связано с тремя предыдущими. Реализация совместных научно-исследовательских проектов, целью которых является переход к экономике, основывающейся на инновационных технологиях, нуждается в установлении прочных связей между соответствующими системами высшего образования и исследовательскими центрами. Ключевым пунктом здесь является облегчение визового режима, которое должно способствовать мобильности исследователей и ученых, а также бизнес-переговорам.
В общем и целом, для того, чтобы сотрудничество во всех четырех направлениях было успешным, необходима широкая поддержка общественного мнения в обеих странах. Ее достижение стало бы возможным только в том случае, если бы испанские и российские граждане смогли полностью воспользоваться преимуществами, которое подразумевает двустороннее сотрудничество. Так называемая «культурная дипломатия» - основополагающая часть «мягкой силы», эо/фоювт - на данный момент является главным компонентом испано-российских отношений7.
И, похоже, что перспективы российско-испанского альянса имеют все шансы на то, чтобы закрепить свой успех. Несмотря на экономические трудности Испании, связанные с высоким дефицитом бюджета, Мадрид не попал в ловушку исторической инерции, связанной с самоограничением в зарубежной политике и упирающуюся в «традиционные векторы интереса». Наоборот, за культурным 2011-м годом Испании в России и России в Испании, летом 2013 г. последовало начало переговоров между Москвой и Мадридом с целью достигнуть военного соглашения. Оно направлено на создание юридической основы для организации общих военных испано-российских сборов в центрах подготовки министерств обороны обеих стран, наряду с проведением учений военно-морских судов и самолетов и участием в общих культурных и спортивных мероприятиях. В новом соглашении будут выработаны технические моменты обмена мнениями и информацией по политико-военным проблемам, контролю над распространением оружия и обмена опытом, полученным во время участия в миссиях по поддержанию мира. Более того, обе стороны объявили о начале совместной работы в области безопасности, а конкретно, в отношении борьбы с незаконной продажей наркотиков и отмыванию денег. С этой сферой тесно связана российская мафия, оперирую-
5 Несмотря на активное политическое сотрудничество, развивающееся в последнее время, доля испанского импорта на российском рынке составляет всего 1.3% от общей суммы (см.: Estadística - Exportaciones españolas con destino Rusia en 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruscomerz.com/estadistica-exportaciones-espanolas-con-destino-rusia-en-2010).
6См.: Alvarez-Moro O. Consideraciones sobre la compra de Repsol YPF por Lukoil [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.elblogsalmon.com/empresas/consideraciones-sobre-la-compra-de-repsol-ypf-por-lukoil
7Wojna B. España: un nuevo socio estratégico de Rusia en la Unión Europea? [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http: //www.realinstitutoelcano.org/wps/ portal/rielcano/contenido?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_es/ zonas_es/europa/ari107-2010
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 № 22 (165). Выпуск 28
щая, в первую очередь, на Коста-дель-Соль8. Таким образом, сотрудничество в военной сфере расширяется и вбирает в себя гражданскую сферу, а это означает полноценную работу по темам безопасности и защиты.
SPANISH - RUSSIAN COOPERATION PERSPECTIVES IN INTERNATIONAL AND INNER SECURITY ASPECTS
A.A. ANDREEVA
Peoples’ Friendship University of Russia, Moscow
e-mail: [email protected]
The article analyses political relations between Russia and Spain, reasons of recent rapprochement, areas and perspectives of collaboration.
Keywords: cooperation, Spain, Russia, international conflicts, security, NATO, EU, Strategic Association.
8 Marínez J. España y Rusia negociarán un acuerdo de cooperación militar / / Defensa.com. 06.08.2013 Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.defensa.com/index.php?option=com_content&view=article&id=9799:espana-y-rusia-negociaran-un-
acuerdo-de-cooperacion-militar&catid=54:espana&Itemid=162