Научная статья на тему 'Фактор конкурентного преимущества'

Фактор конкурентного преимущества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колотухин Владимир

Мировой опыт свидетельствует о том, что внедрением объектов интеллектуальной собственности в практику должен заниматься высококвалифицированный персонал в области передачи технологий, работающий в специально образованных для этих целей структурах. Опыт показывает, что такие офисы становятся самоокупаемыми в среднем через 8-10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A factor of competitive advantage

World experience shows that the introduction of intellectual property into practice should engage qualified personnel in the field of technology transfer, operating in the specially formed for these purposes structures. Experience shows that such offices become self-supporting after an average of 8-10 years.

Текст научной работы на тему «Фактор конкурентного преимущества»

интеллектуальным капитал

Фактор конкурентного преимущества

Владимир Колотухин,

завсектором Института экономики НАН Беларуси

Процесс управления интеллектуальной собственностью в нашей стране постоянно совершенствуется. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.02.2010 г. №237 утверждена новая редакция Положения о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов промышленной собственности, приказом ГКНТ от 19.03.2010 г.-Методические рекомендации по использованию охраняемых результатов НИ0К(Т)Р, Методические рекомендации по передаче прав на нераскрытую информацию. Однако коммерциализация объектов интеллектуальной собственности (ОИС) возможна только при хорошо отлаженном организационно-экономическом механизме их создания, правовой охраны и введения в гражданский оборот.

Мировой опыт свидетельствует о том, что внедрением ОИС в практику должен заниматься высококвалифицированный персонал в области передачи технологий, работающий в специально образованных для этих целей структурах. Опыт США показывает, что такие офисы становятся самоокупаемыми в среднем через 8-10 лет. Вместе с тем экономическая выгода от их деятельности заключается не столько в получении больших роялти, сколько в создании новых малых и средних предприятий, рабочих мест для квалифицированных сотрудников, а также росте налоговых поступлений в бюджет.

В Беларуси формирование таких структур только начинается. Их прообразом в советский период являлись патентно-лицензионные отделы и аналогичные подразделения НИИ и вузов. Они занимались преимущественно внедрением изобретений в народное хозяйство, патентными исследованиями, правовой охраной объектов промышленной собственности (ОПС) внутри страны и за рубежом, продвижением рационализаторских предложений. Набор этих функций сохранился до настоящего времени, и это сказалось на результатах создания и использования ОИС.

За 2006-2010 гг. число зарегистрированных патентов на изобретения увеличилось на 9%, на полезные модели - в 1,2 раза, на промышленные образцы сократилось на 15% (рис.) [2].

По состоянию на 31 декабря 2010 г. действовало только 35% патентов на изобретения, 37% - на полезные модели и 54% - на промышленные образцы от общего числа зарегистрированных в Национальном центре интеллектуальной собственности, использовалось менее 10% ОПС, или 3,7% от общего числа зарегистрированных. В последние годы их коммерциализация заметно активизировалась. Так, в прошлом году зарегистрировано договоров о передаче прав на оПс в 2,3 раза больше, чем в 2006 г., из них лицензионных в 2,6 раза больше [2].

Низкая эффективность патентования отечественных разработок за рубежом в немалой степени связана с ошибками при выборе объектов и стран патентования. В экспорте средняя стоимость одного договора по изобретениям в 2 раза меньше, чем в импорте, ноу-хау - в десятки раз, а по НИОК(Т)Р вдвое превышает импорт. В этой связи необходимо усиление роли маркетинговых и патентных исследований. В структуре затрат на технологические инновации в промышленности удельный вес расходов на вышеназванные работы соответственно составил в 2010 г. 0,17 и 0,08%, в то же время на разработку новых производственных процессов - 21%, приобретение оборудования - 65% [3].

Только с помощью эффективной системы управления ИС возможно быстрое введение ОИС в гражданский оборот. Предварительным условием активизации этого процесса является:

• документальное подтверждение факта создания ОИС;

• наличие прав на объекты интеллектуальной собственности и оценка конкурентоспособности продукта, содержащего ОИС;

• оценка стоимости и постановка на бухгалтерский учет ОИС [4].

Кроме того, необходимо наладить раздельный учет совокупности затрат на создание интеллектуальных продуктов с тем, чтобы определить точный размер фактически понесенных расходов. Многие отечественные предприятия учитывают ОИС лишь по стоимости затрат на правовую охрану. Единственная возможность поставить их на баланс в качестве нематериальных активов по рыночной стоимости - выявить неучтенные ОИС, приносящие доход.

Повысить эффективность управления интеллектуальной собственностью в научных организациях предлагается с помощью следующих мероприятий:

№7(101) Июль 2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ 55

синергия знаний

Динамика регистрации патентов РБ: изобретения, полезные модели, промышленные образцы

• инвентаризации всех результатов научной и научно-техническои деятельности учреждения (накопленных и вновь созданных);

• отбора наиболее перспективных инновационных проектов с целью формирования портфеля ОПС института, представляющих интерес для коммерциализации;

• оценки/переоценки коммерческой значимости и необходимости поддержания в силе полученных охранных документов;

• постановки на бухгалтерский учет наиболее перспективных разработок;

• проведения мониторинга эффективности патентно-лицензионной и изобретательской деятельности [5].

Коммерциализации ОИС будет способствовать создание благоприятных условий для развития предприятий инновационного сервиса и организаций, специализирующихся на лицензионной торговле. В задачи первых структур входит предоставление широкого спектра услуг в области экспертизы научно-технических программ и проектов, сертификации наукоемкой продукции, а также консалтинга, инжиниринга, аудита и права, решение технических, управленческих и хозяйственных вопросов. Поскольку только около 2% от всего количества созданных национальными субъектами технических решений патентуется за границей, необходимо также создать внешнеторговую организацию, занимающуюся лицензионной торговлей научно-технических разработок, отслеживанием использования отечественных изобретений за рубежом. Отсутствие такой структуры и опыта у белорусских предприятий приводит к значительным потерям при заключении контрактов. Для эффективного международного обмена технологиями по лицензионным договорам внешнеторговые объединения должны получить необходимые полномочия, права и льготы для выполнения возложенных на них задач.

Ведущая роль в коммерциализации ОИС принадлежит финансированию патентно-лицензионной деятельности. По оценкам экспертов, ежегодно 150-200 изобретений, около 15-20%, в целях

защиты экспортной продукции, необходимо патентовать. Общие затраты на эту процедуру - 600-800 тыс. долл., но они многократно окупятся за счет расширения экспорта продукции и освоения зарубежных рынков. Доход от продажи одной лицензии в среднем составляет около 100 тыс. долл. и является одним из самых высокорентабельных бизнесов. Для патентования результатов научно-технической деятельности за рубежом необходимы ресурсы, которые могут быть изысканы за счет неиспользованных резервов отраслевых инновационных фондов (в течение последних лет 8-10% средств не используется) [4].

Патентная система в настоящее время охватывает все стадии разработки нового продукта, идущие вслед за фундаментальными изысканиями, включая и маркетинг. Поэтому финансирование научно-технических программ и проектов целесообразно тесно увязывать с уровнем патентно-лицензионной работы на предприятии. Решение о выделении средств на реализацию инновационного проекта необходимо принимать при условии предоставления отчета о патентных исследованиях. Ими определяется уровень, тенденции и направления развития техники, состояние рынков, научно-исследовательская и производственная деятельность организаций и фирм, другие необходимые данные. В таком случае вероятность финансирования «случайных» проектов будет сведена к минимуму.

С целью улучшения исследований, финансируемых за счет бюджетных средств, следует создать автономное и независимое агентство, которое будет на регулярной основе проводить оценку и анализ эффективности использования ресурсов научными учреждениями и вузами.

Низкая результативность инновационной деятельности заметно ослабляет конкурентные позиции белорусских производителей на внутреннем и внешнем рынках. Основная часть экспорта приходится на промышленные товары, не подвергавшиеся технологическим изменениям. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства в 2010 г. составил в целом по республике 13,9% [3]. Способствовать увеличению ее доли и повышению конкурентоспособности отечественных товаров будет эффективная коммерциализация ОИС.

Литература

1. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России. Под ред. В.В. Иванова и др. - М., 2006.

2. Годовой отчет Национального центра интеллектуальной собственности ГКНТ Республики Беларусь за 2010 год. - Мн., 2011.

3. Статистический сборник «Об инновационной деятельности в Республике Беларусь в 2010 году». Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2011.

4. Кудашов В.И. и др. Стимулирование коммерциализации инноваций. - Мн., 2006.

5. Нечепуренко Ю.В. Управление интеллектуальной собственностью в научно-образовательной сфере. - Мн., 2009.

6. Статистический сборник «О выполнении научных исследований и разработок в 2010 году». Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2011.

56 НАУКА И ИННОВАЦИИ №7(101) Июль 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.