Научная статья на тему 'Фактор иррациональности в ключевых политико-экономических сферах общественной жизни'

Фактор иррациональности в ключевых политико-экономических сферах общественной жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хаос / порядок / религия / будущее / прошлое

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Игорь Багирян

Соотношение иррационально-рациональное является важнейшей доминантой, определяющей основную тенденцию общественной жизни. Это соотношение пронизывает и отображается во всех общественных институтах, и прежде всего, в самых фундаментальных: религия, наука, искусство. В данной работе проявление фундаментального соотношения иррациональное – рациональное рассматривается на примере трёх сфер общественной жизни: политики, системы финансовый сектор – реальный сектор, экономической науки в аспекте использования экономических моделей. Делается вывод о том, что современная экономика остро нуждается в новых моделях описания с двумерным временем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTOR OF IRRATIONALITY IN KEY POLITICAL AND ECONOMIC AREAS OF PUBLIC LIFE

The irrational-rational balance is a critical centerpiece that determines the main trend of the public life. This balance transfuses into and is reflected in all societal institutions, especially such fundamental ones as religion, science and art. The article examines manifestations of irrational-rational balance on the example of three areas of public life: politics, finance sector – real economy system, and science of economics from the perspective of the use of economic models. A conclusion is made that modern economics acutely needs new descriptive models with two-dimensional time.

Текст научной работы на тему «Фактор иррациональности в ключевых политико-экономических сферах общественной жизни»

ФАКТОР ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ В КЛЮЧЕВЫХ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Игорь Багирян*

Ключевые слова: хаос, порядок, религия, будущее, прошлое

1. Постановка проблемы и её актуальность

Сознательные усилия отдельного человека и руководства любого уровня социальных систем направлены на достижение всё большей управляемости по отношению к поставленным целям. Особенность современного этапа в росте неуправляемости - Хаосе во всём мире, на глобальном и региональном уровнях. В результате резко падает эффективность управления на всех этажах общественной жизни. Эта особенность достигла такого масштаба, что стала очевидной не только для экспертов, но и для рядовых обывателей.

Первоначально её объясняли применением США во внешней политике концепции «управляемого Хаоса», научно обоснованной теорией синергетики. Однако сегодня всё большее число экспертов считает, что «управляемый Хаос» перешёл в фазу, мягко говоря, неуправляемого Хаоса.

Объяснение этого феномена многие авторитетные эксперты видят в усилении принципиально иррациональной компоненты в духовно-психической конструкции человека и, соответственно, во всех сферах его деятельности. Здесь необходимо уточнить понятие иррационального, так как в него принято вкладывать два смысла.

Один из них локализуется сферой подсознания человека. Это пространство причинно-следственных закономерностей, определяющих ход мысли (ментальный уровень), эмоции (эмоциональный уровень), поведение человека (физический уровень). Подсознание объективно выступает объектом научных

' Советник ЦБ РА.

исследований. Оно, конечно, ограничено и рано или поздно будет познано и постепенно переведено на уровень осознания человека, становящегося хозяином своей психики.

Второй смысл, вкладываемый в понятие иррациональности, связан с представлением о том, что существует определённый уровень принятия решений, которому принципиально невозможно дать вербально-логическое описание. Эту сферу часто называют сверхсознанием человека, которое стоит вне причинно-следственных связей.

Различие между этими содержаниями понятия иррациональное чётко выразили два учёных-экономиста и методолога из США: Проктор (Proctor): «Незнание необходимо понимать, как нечто большее, чем ещё незнание» и Дэвидсон (Davidson): «Есть принципиальное незнание...».

Именно сферу сверсознания имел в виду Сократ, когда говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». В истории европейской культуры достаточно близкого периода о наличии принципиальной непознаваемости вербально-логическим разумом иррационального, наиболее обоснованно высказался И.Кант. Эти взгляды представлены теорией агностицизма (непознаваемости). В рамках современных научных представлений суть этой теории можно сформулировать следующим образом. Видимый мир является преображением объективно иррационального мира, поступающего на вход нашего когнитивного (познающего) аппарата. Этот аппарат можно рассматривать как программное обеспечение, связанное с мозгом и всем человеческим телом. Последнее является аналогом «железки» - материального носителя современных компьютеров.

Вербально-логический Разум является основой этого программного обеспечения, обеспечивающий с одной стороны осознание воспринимаемого мира и связанного с ним (осознанием) чувства «Я» и «не-Я». С другой стороны - это активный инструментарий постоянного расширения сферы рационального, осознаваемого мира. Это агрессивное познающее качество вербально-логичес-кого разума имеет как положительную, так и отрицательную составляющие. Всё зависит от того, находится ли он в сфере своей компетенции по отношению к объекту исследования или нет. Некомпетентность относится к случаю, когда он пытается втиснуть в рациональные рамки то, что объективно является иррациональным.

Агрессивное начало вербально-логического разума, не признающего никаких границ, объясняется тем, что чувство понимания у человека наступает тогда, когда исследуемому явлению сопоставляется причинно-следственная модель. В результате это явление приобретает смысл. Об этом явлении очень хорошо высказался известный философ и экономист М.Вебер - автор известного труда «Протестантская этика и дух капитализма» в книге «Расколотый мир». Он отметил, «что вербально-логическому разуму присуще всё упаковывать в смыслы», в том числе и то, что изначально не имеет смысла. Этот вывод чётко коррелирует с высказыванием К.Поппера, автора теории «открытого общества» о том, что любая модель, связывающая в линейную причинно-следственную связь будущее и прошлое, является путём к тоталитаризму.

Американский экономист Дж.Ритценер отметил, что стремление вер-бально-логического разума всё рационализировать (уложить в линейную логическую схему), по сути, заменяет человека моделью. Как это ни парадоксально, в результате растёт дурная иррациональность общественной жизни: растёт бюрократизация и связанный с ней поток информации.

Проблеме объективной, изначальной иррациональности посвящены работы учёного математика и финансиста США Н.Талеба «Чёрный лебедь. Под знаком неопределённости» и «Одураченные случайностью». Эти работы стали бестселлерами в США. Под «Чёрными лебедями» понимаются принципиально не прогнозируемые вербально-логическим разумом события.

В контексте двух видов иррациональностей, необходимо двояко понимать древнейший призыв, украшающий храм Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя». По отношению к иррациональному как к ещё не познанному этот призыв означает необходимость его познания вербально-логическим Разумом. По отношению к объективной принципиальной иррациональности - это призыв ощутить внутри себя объективную границу своего рационального Ума и, таким образом, осознать, опять-таки, внутри себя качественно иной мир.

Вышесказанное можно представить в виде следующей схемы:

Принимаемые решения

(1)

сознание

Осознаваемый рациональным Умом мир.

подсознание

Программное обеспечение человеческого биокомпьютера: преобразователя и фильтра входной информации

сверхсознание

Принципиально не описываемый вер-бально- логическим Разумом мир. Собственно духовная основа человека.

Схема (1) духовно - психической конструкции человека: иерархия снизу вверх ( ) уровня принятия решений.

В контексте этой схемы становится понятным утверждение буддизма (самой научной мировой религии) о том, что понятие Бог и связанные с ним представления не имеют смысла, так как являются некомпетентной попыткой рационализации изначально нерационального. Сказанное чётко коррелирует с теорией концептуальных метафор Дж.Лакоффа, утверждающей, что на самом верхнем уровне программного обеспечения человеческого биокомпьютера находятся две концептуальные метафоры. Одна из них задаёт представление о пространстве и времени, другая - представление об авторе мира.

Вербально-логический Разум можно рассматривать как сложный фильтр - преобразователь I уровня, на вход которого подаётся объективно-иррациональная информация. Основу этого фильтра составляет грамматика используемого языка, структура которого задаёт структуру воспринимаемого мира. Фильтры II уровня составляют культурно- цивилизационные шаблоны конкретного человека. Фильтр I уровня известный европейский философ Витгенштейн назвал «языковой тюрьмой». Ещё раньше об этом высказался антропософ Р.Штайнер: «Человеку только кажется, что думает он, за него думает его язык».

Фильтры II уровня достаточно глубоко проанализированы в книге «Психология познания» известного американского психолога Дж.Брунера (профессора Гарвардского университета США, директора центра по исследованию познавательных процессов Оксфордского университета в Англии). Главный вывод состоит в том, что культурные установки создают фильтры для поступающей информации, и человек как бы не видит информацию, которая им противоречит. Фильтрация поступающей информации (II уровень) бетонирует, замуровывает человека в его мирке, ставя перед альтернативой: либо выйти за их пределы, либо ускоренно состариться и умереть.

Иррационально-рациональная конструкция человека и всего мира находит своё выражение в двух типах ума человека и институциональном устройстве общества. С рациональным уровнем связан линейный вербально-логичес-кий ум человека. О недостатках этого ума очень выпукло и доступно написал известный американский миллиардер Дж.Сорос в своих работах «Теория рефлексии» и «Алхимия финансов». Он отмечал, что рациональный ум принципиально не может делать качественные прогнозы. Для этого ума будущее - это линейное продолжение прошлого и настоящего (линейный тренд из прошлого). Используя этот факт, крупные субъекты фондового или валютного рынков могут многократно организовывать неожиданные отклонения от линейного тренда и делать на этом миллиарды.

Наличие у человека качественно отличного типа ума исследовано в работах лауреатов Нобелевской премии Канемана и Тверски: «Поведенческие финансы», «Думай медленно - решай быстро». По мнению некоторых экспертов, это самая интересная Нобелевская премия по экономике. Авторы отмечали наличие у человека двух типов мышления: рационального и иррационального. Последний гораздо эффективнее как в пространстве (может давать ответы на несколько вопросов одновременно), так и во времени (минуя длинный путь логических построений).

Институциональный аспект выразился в соответствии: рациональный ум - разум; иррациональный ум - религия. В науке иррациональное находит своё выражение в творчестве гениев. Поэтому более точно можно сказать, что наука объединяет взаимосвязи: иррациональное - рациональное и рациональное -иррациональное. Институт религии выражает иррационально-рациональную

структуру человека. Причём выражает её системно. Искусство - это прямой творческий прорыв к иррациональному, не носящий системного характера. Всё вышесказанное является по возможности кратким системным изложением проблемы «иррациональное - рациональное» в научном мире. Это значит, что она является темой западных научных исследований уже несколько десятилетий. Тогда возникает логичный вопрос: что изменилось в этом соотношении сегодня, так что вызвало новую волну обострённого интереса экспертов?

Здесь я рискну высказать свою личную точку зрения о том, что соотношение иррациональное/рациональное меняется во времени, причём меняется циклично. На данном этапе это соотношение резко изменилось в пользу иррационального, что выступает исходной первопричиной роста Хаоса. На мой взгляд, именно тот факт отражён в Евангелии выражением: «Покайтесь, ибо приблизилось царство Божие». Принципиально важно отметить, что говоря о непознаваемости иррационального мира, имеется в виду не непознаваемость вообще, а непознаваемость мира вербально-логическим разумом.

На мой взгляд (и далеко не только мой), человечество стоит на пороге нового эволюционного витка, когда наряду с вербально-логическим умом у него откроются возможности использовать другой ум, дающий прямой доступ к иррациональному. То есть, гениальность, являющаяся уделом очень немногих, станет массовым заурядным явлением. Естественно, что при этом возникнет новая элита. Но какая это будет элита, сейчас говорить слишком рано. Думается, возникновение этой элиты будет связано со сменой науки, своей парадигмы в целом и перехода от доминированного использования вербально - логического разума и перехода к системному использованию иерархии двух языков: прямого образного мышления и вербально-логического, играющего роль транслятора (переводчика) по отношению к первому.

Соотношение иррационально-рациональное является важнейшей доминантой, определяющей основную тенденцию общественной жизни. Это соотношение пронизывает и отображается во всех общественных институтах, и прежде всего, в самых фундаментальных: религия, наука, искусство. Треугольник, который они составляют, является основой общественной жизни.

В каждом из этих институтов соотношение иррациональное-рациональное проявляется специфичным образом. Все книги, в которых изложены кано-

ны всех мировых религий (индуизм, буддизм, зороастризм, христианство, мусульманство) изначально рассчитаны на приобщение к миру иррационального людей, находящихся на различных уровнях духовного развития. Под последним понимается уровень готовности психологического аппарата человека воспринять иррациональное. Поэтому язык, на котором написаны эти книги, выглядит весьма необычно по отношению к обычному разговорному языку. То есть религиозные книги изначально рассчитаны на активизацию внутри человека связи иррациональное - рациональное.

Что касается науки и искусства, то здесь, прежде всего, в науке, иррациональное проявляется в наличии элитарного слоя личностей, психическая конструкция которых чувствительна по отношению к идеям - озарениям, приходящих из иррационального мира. Весьма интересно и показательно, что наиболее духовно одарённые личности очень чётко заявляют, что не они являются авторами идей, которые приходят из внешнего источника.

Относительно взаимосвязи этих институтов наблюдается следующая закономерность: чем более отдалённое прошлое рассматривается, тем ближе, теснее связи между институтами, становящихся в пределе единым целым. Уровень тесноты этих связей носит цикличный характер с достаточно длинным периодом. Интересно, что на современном этапе институты науки и искусства вновь начинают демонстрировать сближение с институтом религии.

В данной работе проявление фундаментального соотношения иррациональное - рациональное рассматривается на примере трёх сфер общественной жизни: политики, системы финансовый сектор - реальный сектор, экономической науки в аспекте использования экономических моделей.

Полипика. Насилие и Хаос: система с положительной обратной связью

В кибернетике под системой прямой и обратной связи понимается ситуация, в которой причина и следствие меняются местами во времени. При этом может быть два случая: причины и следствия по своему воздействию взаимно гасят друг друга - отрицательная обратная связь; причины и следствия взаимно усиливают друг друга - положительная обратная связь. Во втором случае (положительная обратная связь) происходит лавинообразное усиление друг друга, и после превышения определённого порога система взрывается изнутри

- самоуничтожается. Именно такой системой с положительной обратной связью является взаимосвязь насилия и Хаоса.

(2)

Насилие Хаос

к

Оба этих явления сегодня приняли такой масштаб, что стали ведущей темой разговоров на всех этажах социальной жизни. Насилие ведёт к Хаосу -это прямая связь. Вместе с тем Хаос подрывает устойчивость ведущих общественных институтов, влияющих на психику человека, и нейтрализующих его агрессивность, при этом человек становится более подвержен агрессивным импульсам. В результате растёт насилие и цикл повторяется.

Современные аналитики указывают на то, что этой проблемой занимался ещё Аристотель. Он отмечал, что особенностью психики человека является потенциальное чувство постоянного недовольства распределением благ между ним и людьми, которые, по его мнению, их заслуживают в меньшей степени. Восточные религии (индуизм и буддизм) радикально решают эту проблему, внушая людям, что ведущий их по жизни Высший Разум даёт каждому ровно столько, сколько ему необходимо для развития. В христианстве эта мысль выражена в притче об оплате труда наёмных рабочих хозяином виноградного участка (Богом). В современных западных государствах эту проблему пытаются решать с помощью конструкции креативного и социального государства. К сожалению, эти стимулы стали работать слабее.

Сегодня насилие, захлестнувшее общественную жизнь как развитых, так и развивающихся стран, всё в большей степени начинают носить иррациональный характер. Речь идёт о том, что насилие не имеет рациональных, понятных мотивов. Насилие на уровне общественной жизни отдельных стран плавно дополняется насилием в международной жизни. Оба типа насилия взаимно усиливают друг друга. Здесь также система с положительной обратной связью. Крайней формой насилия на международном уровне выступает терроризм.

Подавляющее большинство экспертов считает, что военные усилия не решают проблему радикально. Терроризм перетекает из одного региона в другой и развивается по мере миниатюризации самых эффективных видов оружия.

Анализируя проблему терроризма, эксперты вновь обращаются к концепции «управляемого Хаоса», применяемой США против двух ближайших конкурентов: России и Европы, прежде всего Германии.

По отношению к России это реализация так называемого плана «Анаконда»: создание вдоль её границ очагов конфликта. Цель плана - заставить Россию истощить свои ресурсы, пытаясь их нейтрализовать. Два таких важнейших конфликта связаны с ИГИЛ - мусульманским халифатом. Один из них должен разгореться на границе Средней Азии, и уже начал разгораться. Другой - на границе Южного Кавказа и Турции. Последний чрезвычайно важен для Армении. Уже сейчас становится очевидным, что он будет направлен на Россию по территории Армении, и в его координации будет участвовать Турция.

Что касается Европы (Германии), то здесь концепция «управляемого Хаоса» реализуется с помощью потока мигрантов со всего арабского Востока. Этот поток призван окончательно изменить демографическую картину стран Европы - прежде всего, Германии, Австрии, Скандинавских стран, тем самым разрушив их культурно-генетическую основу развития.

Здесь уместно вспомнить работу Платона «Государство», в которой он отмечал, что основой устойчивого государства выступает удовлетворительный уровень чувства справедливости. В эпоху глобализации сказанное верно и в отношениях между народами. Те из них, у которых оно ущемлено, являются потенциальным источником терроризма. Это значит, что пока решения принимаются с позиции силы и игнорируются иррациональные чувства справедливости и доверия к власти (об этом писал Фукуяма), проблема не может получить окончательного решения.

Система реальный сектор - финансовый сектор

Острая необходимость создания новой экономической теории вытекает из двух взаимообусловленных процессов. Первый из них связан с полной неадекватностью неоклассической теории («Экономикс») современным экономическим реалиям. Эта неадекватность приняла настолько откровенные формы, что ряд американских экспертов самого высокого уровня Л.Силл (Бу11 2010), до него П.Кругман, Р.Солоу назвали неоклассику дегенеративным исследованием, которому срочно нужна замена. Второй процесс обусловлен открытиями физиче-

ской теории, связанными с представлениями о времени, которые, в свою очередь, непосредственно связаны с экономикой.

В синергетике, являющейся одним из наиболее перспективных направлений науки, время рассматривается как двумерный процесс: из прошлого в настоящее и из будущего в настоящее. Т.е. настоящее - это место встречи двух

противоположно направленных процессов.

•-► • <«-

Прошлое

Настоящее

Будущее

(3)

Эта же модель сейчас исследуется в определённых направлениях квантовой механики не только в аспекте математического обоснования, но и экспериментального обнаружения элементарных частиц из будущего в прошлое (объективная основа интуиции).

Модель времени (5), на мой взгляд, чрезвычайно адекватна для объяснения глобализационных процессов. По общепринятому мнению ведущих экспертов, первопричиной кризиса выступает виртуализация экономики. Это виртуализация выразилась в непропорциональном, нелинейном росте производных активов (деривативов). Суть их использования в необходимости отображения и подстраховки от неопределённости будущего на валютном рынке. Необходимо также добавить, что и в сфере реальных товаров большинство бирж уже давно является фьючерсными - торгующими правами на ещё не произведённый продукт. Таким образом, современную экономику в контексте схемы (5) можно представить как схему:

•-► •

(4)

виртуальная реальность (деривативы)

Прошлое

Настоящее

Будущее

Это значит, что современная экономика остро нуждается в новых моделях описания с двухмерным временем.

Июль, 2016г.

ьлизьпъи^пь^зиь адгапъс шъгизьъ чзиъ^ь илиъз^изьъ £uл.u£u;чu;ъ-sъsъuu;вдь п^пгеъъгпьи

Рдпр Ргшфр/шЬ

Шфпфшq^p

Ьпшд^пиш^-пшд^пиш^ hшpшрhpшЦgпLpjпLUp ЦшрИпр цп^ишит Ь, прр прп2пъ^ Ь hшUpшфU ^¡шкр^ h^UUшЦшU и^тпЫ^р: hшpшphpшЦgпLpjпl.UU шпЦш Ь И шртшдп^т.^ Ь рп^пр hшuшpшЦшЦшU ^иит^тттиЬрпШ, И шпш^и hhpp^U шUЪUшh^UUшpшp ^ииш^шпъшиЬрпъ^ ЦрпЬ, д^тпър^пъи, шр^Ьит:

¿пц^ш&пШ ^пшд^пишрпшд^пишф h^UUшpшp hшpшрhpшЦgпLpjшU цриИпрпШр пшд^пЬш^ ЦЬрцп^ ц^тшрЦ^пШ Ь hшUpшфU ^¡шкр^ ЬрЬр п^прш-иЬр^ ор^ЬшЦп^ ршцшршЦшипър^пъи, ф^ишиишЦши иЬЦтпрфршЦши иЬЦтпр hшJшЦшpq, шишЬишд^шп1р]пъи шишЬиш^шЬ ^пцЬ^иЬр^ одтшдпрЫши шищЬЦтпф

¿ЬтИпързпъи Ь шр^пЫ!, пр шрц^ шишЬип!р]пъии пг.и^ Ьр^шф дш^ш-ишЦп^ UЦшpшqpJшU ипр ^пцЬ^иЬр^ ипър Цшр^р:

ФАКТОР ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ В КЛЮЧЕВЫХ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Игорь ББагирян

Резюме

Соотношение иррационально-рациональное является важнейшей доминантой, определяющей основную тенденцию общественной жизни. Это соотношение пронизывает и отображается во всех общественных институтах, и прежде всего, в самых фундаментальных: религия, наука, искусство.

В данной работе проявление фундаментального соотношения иррациональное - рациональное рассматривается на примере трёх сфер общественной жизни: политики, системы финансовый сектор - реальный сектор, экономической науки в аспекте использования экономических моделей.

Делается вывод о том, что современная экономика остро нуждается в новых моделях описания с двумерным временем.

THE FACTOR OF IRRATIONALITY IN KEY POLITICAL AND ECONOMIC AREAS OF PUBLIC LIFE

Igor Bagiryan

Resume

The irrational-rational balance is a critical centerpiece that determines the main trend of the public life. This balance transfuses into and is reflected in all societal institutions, especially such fundamental ones as religion, science and art.

The article examines manifestations of irrational-rational balance on the example of three areas of public life: politics, finance sector - real economy system, and science of economics from the perspective of the use of economic models.

A conclusion is made that modern economics acutely needs new descriptive models with two-dimensional time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.