Научная статья на тему 'Политическая мифология: проблема иррациональности'

Политическая мифология: проблема иррациональности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
744
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE IRRATIONAL IN POLITICS / CONNECTION OF POLITICAL MYTHOLOGY AND REAL POLICY / CHILDREN'S POLITICAL MYTHOLOGY / ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЛИТИКЕ / СВЯЗЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ И РЕАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ДЕТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лобжанидзе Авелина Авелевна

В статье проводится критический анализ некоторых концепций, отождествляющих мифическое и иррациональное, подчёркивающих иррациональную сущность мифа. Предлагается общая концепция иррационального в политике, позволяющая исследовать политические мифы как попытку объяснения политической реальности в условиях, когда реальность представляется непостижимой. Явление «мифотворчества» рассматривается в том числе на примере детского фольклора. Анализируется влияние политической мифологии на политическую науку и практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political Mythology: the Issue of Irrationality

The article presents a critical analysis of some concepts identifying the mythical with the irrational, emphasizing the irrational essence of a myth. A general concept of the irrational in politics is given allowing to study political myths as an attempt to explain the political reality in the circumstance when reality seems incomprehensible. The phenomenon of 'myth creation' is also considered in its form of children's folklore. The impact of political mythology on political science and practice is analyzed.

Текст научной работы на тему «Политическая мифология: проблема иррациональности»

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМА ИРРАЦИОНАЛЬНОСТИ

УДК 304.444

В современной политологии имеется тенденция отождествления мифического и иррационального, в рамках которой подчёркивается иррациональная сущность «политической мифологии». Например, А. Цуладзе в монографии «Политическая мифология» подчёркивает, что миф имеет иррациональные корни» [7, с. 163].

Несмотря на то, что в работе А. Цуладзе содержится немало интереснейших и актуальных положений в области исследований политической мифологии, с его интерпретацией мифа как «иррационального» нам трудно согласиться. Отчасти такая интерпретация связана с тем, что А. Цуладзе не занимается специальной разработкой проблемы иррационального, а опирается на некоторые тенденции политологии и социальной философии в интерпретации иррационального. Вывод об «иррациональных корнях мифа» А. Цуладзе делает на основе выявления составляющих, которые зачастую в специальной литературе причисляются к иррациональному. А. Цуладзе показывает, что средой обитания мифа являются человеческие эмоции и чувства, управление эмоциями осуществляется на основе стереотипов, в мифологии зашифрованы переживания и опыт народа, её создавшего и т. д. [7, с. 163]. А эти характерные составляющие мифа (эмоции, стереотипы, опыт как традиция) другими авторами нередко отождествляются именно с иррациональным. Аргументы сторонников и противников такого подхода в различных отраслях социального знания уже не раз сталкивались в научной литературе (см. подробнее об этом [1]).

Поскольку подобный подход является распространённым, следует особо остановиться на его эвристических возможностях применительно к политологии, к исследованию политической мифологии.

Объяснения современной психологии исключают кардинальное противопоставление эмоций сознательной деятельности, подчёркивают, что эмоции сопровождают практически любые проявления жизни и деятельности, а также служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей (мотивации). «Положительные эмоции,

А. А. ЛОБЖАНИДЗЕ

вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий» [3, с. 552]. В политике особенно проявляется, что эмоционально окрашена не только адаптивная деятельность, но и аналитическая, и прогностическая. То есть виды деятельности, традиционно относящиеся к «рациональным», основанным на «расчёте», нельзя считать свободными от эмоциональной составляющей. Можно согласиться с авторами, утверждающими, что роль эмоций в политике огромна, но движущими силами политики всё-таки являются не сами эмоции, а те потребности, возможность или невозможность удовлетворения которых сопровождаются такими эмоциями. Страх и радость возникают не сами по себе, ни с того ни с сего, а лишь в связи с оценкой субъектами политики различных политических явлений и их значимости для субъектов.

Если рассматривать «иррациональное» как «находящееся за пределами разума», то никоим образом нельзя отнести к иррациональному стереотипы, установки, предубеждения и т. д., рассматриваемые в когнитивном (познавательном) аспекте, так как познание (как в шаблонных, так и нестандартных проявлениях) не является «находящимся за пределами разума». То же самое с полным основанием можно утверждать об интуиции и воображении, феноменам, тоже часто относимым к области «иррационального». Если «воображение политическое» состоит прежде всего «в создании представлений и мысленных ситуаций», а «интуиция в политике» -«способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательств» [3, с. 184], то становится ясно, что «постижение истины» или «создание мысленных ситуаций» не находятся «за пределами разума», а, наоборот, представляют интерес именно в познавательном аспекте.

Внимательно анализируя попытки определения «иррационального» в социально-политической сфере, а также попытки выявления «иррациональной составляющей» различных объектов политологического исследования, мы увидим в политологии ситуацию, которая

ранее была зафиксирована В. В. Мироновым в философии [2].

Особенность ситуации состоит в распространении подхода, согласно которому рациональное сводится к научному, а понимание научного резко сужается вплоть до сведения к формально-логическому, или же научность понимается в стиле Нового времени, включая эмпирическую проверяемость, основанную на методах математических наук. Соответственно, к иррациональному относят то, что не вписывается в рамки подобного понимания «научно-рационального».

В.В. Миронов рассматривает проблему иррационального и рационального в рамках противостояния сциентизма и антисциентизма, а также показывает, что понятие рациональности отличается в зависимости от типа культуры. Данные современной психологии полностью согласуются с теоретическими положениями В. В. Миронова, свидетельствуя, что мышление - продукт культурного и исторического развития, что когнитивное развитие зависит от структуры социального окружения и что связи (понимаемые в рамках теории когнитивных схем), которые выстраивают люди, являются продуктом схем, моделей, существующих в общем и в целом в культуре, и в этом плане культура воспринимается как хранилище схем.

Как становится ясно на основе выводов В. В. Миронова, сциентистское понимание иррационального применяется также и в политологии, и в социальной психологии. Например, нередко отмечается, что иррациональное в политике (как нечто недоступное рациональному познанию и невыразимое в логических понятиях) обычно противопоставляется понятию рационального. Однако любые формально-логические требования к чистоте теории так и остаются идеальными конструкциями. Таким образом, сциентистские попытки сведения рациональности к формально-логическому, основанному на методах математических наук, оказываются несостоятельными. Становится понятным, что именно в рамках подхода, отождествляющего рациональность с узко понимаемой научностью, к иррациональному в политике причисляется ценностное, эмоционально окрашенное, связанное с интуицией, воображением, а, следовательно, и с мифом.

Однако к мифологии, в том числе и политической, в отличие от подхода, представленного А. Цуладзе и др., существует и другой подход, который представляется нам намного

более обоснованным. Так, С. В. Разворотнева даёт следующее определение политического мифа: «Политический миф - эмпирический, но обычно непроверяемый объяснительный тезис, который предопределяет простейшую причинную теорию политических событий и широко поддерживается публикой» [4, с. 224].

В политике следует особенно учитывать не только объяснительную роль мифа, но и на заложенную в мифологии систему приспособления и регуляции. Политический миф влияет на поведение людей, поддерживая, предостерегая или запугивая, или консервируя апатию, или направляя агрессию в русло, указанное мифом, а также и многими другими способами.

В последнее время в отечественной политологии получил широкое распространение психоаналитический подход. В рамках этого подхода представляется возможность проследить связь современных концепций, рассматривающих глобальные проблемы в ракурсе «рационального-иррационального» с мифологическими архетипами. Так, критики господства рационалистических установок в современном обществе оперируют образами мифов «о наказанной гордыне», «героях-богоборцах», и т. д., часто в негативном контексте встречается образ Прометея.

В концепциях, подчёркивающих нарастающее противостояние между культурами и цивилизациями, прослеживается влияние образов вавилонского столпотворения. В умопостроениях, критикующих иррациональность современного общества, присущую ему хаотичность, бессмысленную жестокость непостижимых, противостоящих человеку сил, просматриваются аналогии с классическими сюжетами древних народных мифологий, современное общество предстаёт как «чудище стоглаво», требующее жертв, обманывающее, искушающее и пожирающее людей. Как правило, подобные сюжеты либо предполагают возможность победы над чудищем, либо перерастают в эсхатологическую линию, где «чудище» приобретает черты персонифицированного зла и извечного «Врага человечества».

Характерно, что в отечественной мысли глобальное прогнозирование приобретает черты национальных архетипных образов. Например, Ю. И. Семёнов в контексте современных глобальных процессов оптимальным вариантом для России считает её выступление в роли инициатора создания союза

периферийных стран, противостоящих «орто-капиталистическому» центру союза, который имеет целью оградить периферийные страны от угроз и агрессии Запада. [5, с. 622-656]. В таком подходе можно усмотреть проявление национальных архетипных образов при подчёркивании мессианской роли России в решении сложнейших проблем современного мира, хотя, конечно же, сведение рассматриваемого варианта Ю. И. Семёнова лишь к проявлению архетипов национального сознания было бы большим упрощением. Теория может содержать в себе след национального мифического сознания и при этом иметь большую научную ценность.

Безусловно, разнообразные психоаналитические подходы имеют право на существование и представляют интерес как для социальной мысли в целом, так и для аналитиков политической мифологии, культуры, общественного сознания. Но, по нашему мнению, не следует абсолютизировать их эвристическое значение, превращая в «универсального интерпретатора» всех социально-политических явлений.

Психоаналитический подход, получивший распространение в отечественной политологии, безусловно проливает свет на связь мифологии и архетипов с современными глобалистскими теориями, но не даёт возможности адекватного анализа и классификации концепций, связанных с ними подходов и определений в аспекте «рационального» и «иррационального», так как в рамках внутренних установок относит любую связь с мифологией и с коллективным бессознательным к области иррационального.

По нашему мнению, возможность более глубокого анализа дают методологические основания разработанного нами понимания феномена иррациональности [1]. В рамках нашего подхода иррациональное - это непознанное в объекте познания, представляющееся субъекту непознаваемым. Именно на этой методологической основе мифы (в том числе и политические или связанные с политикой) понимаются не как «тождественное иррациональному» или имеющее «целиком иррациональные корни, а как «попытка рационализации». Явное или скрытое обращение к образу вавилонского столпотворения рационализирует объективные трудности как индивидуального, так и общественного сознания при попытках «объять необъятное», то есть всё многообразие культур, языков, верований, ценностей и интересов мультиэтничного

человечества. С одной стороны, образ указывает на изначальное единство, оптимистически намекая на то, что отказавшееся от греховных помыслов человечество вновь если не заговорит на одном языке, то хотя бы достигнет взаимопонимания, но с другой стороны, те же образы могут легитимизировать и консервировать разобщённость, отчуждённость и даже конфронтацию.

Миф о Прометее является попыткой рационализации объективных трудностей и противоречий любой преобразовательной деятельности и также содержит в себе возможности противоположных интерпретаций, как героически-поощрительной, так и пессимистически-разоблачительной, предостерегая человечество от любых попыток «поиграть с огнём». Огнём, понимаемым то как «энергия термоядерных реакций» то как «жар мартеновских печей», ухудшающий экологическую обстановку, то как «свет божественных знаний».

На основе нашего подхода становится ясно, отчего при столкновении с неожиданными, непрогнозированными социальными явлениями люди склонны относить их к иррациональному, особенно при признании их негативных последствий.

В данном контексте раскрывается тенденция «левых», «социалистических» и «марксистских» авторов называть капиталистическое общество «иррациональным». Если для марксиста природа капиталистических кризисов и их пагубных последствий теоретически должна быть понятна (на основе «руководства к познанию», изложенному в «Капитале» и др.), то для рядового пострадавшего от капиталистических катаклизмов «невидимая рука рынка» Адама Смита превращается в «Чёрную Руку» из детского фольклора, которая неумолимо приближается по его душу.

Причём так же, как в детском фольклоре, никто не знает, зачем эта «Чёрная Рука» поднимается по лестнице и стучит в твою дверь, чем объясняется её бессмысленная жестокость и чего ей надо от своих жертв, так и жертва «социальной мясорубки», выступая как микросубъект социальных процессов, не приемлет жестокого факта столкновения своих вполне разумных действий и интересов с обезличенностью и враждебностью макропроцессов. Классический пример: рачительный предприниматель, совершенно верно просчитавший свои действия и их последствия на микроэкономическом уровне своего предприятия, тем не менее,

становится банкротом в результате действия макропроцессов.

Если речь идёт о герое детского фольклора «Чёрной руке», то для нашего исследования небезынтересны выводы, которые делают детские писатели Э. Успенский и А. Усачёв [6, с. 183-184] в результате изучения именно этой фольклорной линии. Вывод о том, что этот жуткий персонаж (как и другие сюрреалистические персонажи) распространился в фольклоре нашей страны в первой половине XX века, как они считают, именно в результате определённых социально-политических процессов. Среди причин называется массовая урбанизация, разрыв с традиционной деревенской фольклорной базой и, прежде всего, «исчезновение людей» в результате массовых репрессий.

Возможно, что появление этого персонажа и связано с указанными социально-политическими процессами, но возникает вопрос о том, что же обеспечивало массовое хождение этого и других новых персонажей в 70-е и 80-е годы XX века, когда производился сбор фольклорных материалов. Мы бы сказали, что речь скорее идёт о попытке рационализации процессов, представляющимися непостижимыми детскому сознанию. Зло, и как самое наглядное его воплощение - страдание, страх и смерть, всегда с большим трудом «переваривается» сознанием, и не только детским, и всегда несёт черты непостижимости.

В условиях атеизации массового сознания и отсутствия доступа к традиционной мифологии извечного «Врага человечества с армией бесов» заменяет «Чёрная рука», схожая с извечным «Врагом» своей бессмысленной жестокостью и необъяснимым накалом ненависти к людям. Вероятно, что потеря «Чёрной рукой» антропоморфических черт, типичных для традиционных персонажей, может объясняться всё большим обезличиванием «зла» в индустриализационных и модернизаци-онных процессах. В традиционном обществе люди воспринимают зло как «идущее от людей» или персонажей, похожих на людей, даже страх перед стихией персонифицируется (водяной, леший и др.).

В обществе модерна гибель людей в техногенной катастрофе из-за непредсказуемости внезапного сбоя техники так же бессмысленна, жестока и не объяснима чьим-то умыслом, как и внезапная атака «Чёрной руки». Не случайно среди новых сюрреалистических персонажей появляются зловещие техногенные персонажи «Зелёные пластинки», «Кукла-

биоробот», «Автобус с чёрными шторками» и др. Безусловно, что одним из видов трансляции панического отношения к технике являются родительские предостережения «Не включай приёмник!», «Не подходи к стиральной машине!» и т. д. Но непредсказуемость техногенных катастроф и несчастных случаев, являющихся источником тревог современной цивилизации, оставила глубокий отпечаток и в детском сознании. Детский фольклор зафиксировал тот трагический факт, что детская экскурсия может не вернуться домой - «фактор опасности», многократно подтверждённый встревоженными и расстроенными лицами родителей, провожающими детей. Слишком сложные для детского сознания объяснения техногенных катастроф («несоблюдение техники безопасности», «инженерный просчёт», «ошибка диспетчера», «износ техники», «человеческий фактор», «преступная халатность» и пресловутый «стрелочник») заменяются загадочными «чёрными шторками», которые душат всех пассажиров. Так мы видим, что недоверие к технике, свойственное современному антисциентизму, присутствует и в новом фольклоре.

Так же, как и сознание взрослых, детское сознание отражает «сциентистскую линию». Традиционная мифология «модернизируется», и чтобы уничтожить оборотня, вызывают ракетные части, а вурдалаков травят химическими газами. Также следует отметить появившийся в детском фольклоре такой «социальный рецепт» как вызов милиции для борьбы с нечистой силой. Что интересно, такие способы в новом детском фольклоре нередко показывают свою эффективность.

Вера во всесилие техники несёт такой же фактор тревожности, как и неприятие техники, отражая в детском сознании все перипетии и споры мира взрослых. Существенно, что в детском фольклоре отражаются политические и идеологические реалии и политическая мифология взрослых. Так, в жутких историях появилась «кукла-биоробот», «перекачивающая кровь из людей в других биороботов», «на некоторых из этих кукол были надписи «Смерть советским детям», «Сделано в США» или «Сделано в Японии».

Но так ли далеко отрывается детская фантазия от действительности? Ведь использование взрывных устройств в детских игрушках и продуктах питания - это горький факт новейшей истории.

Характерно, что в новом детском фольклоре большую роль играют СМИ, что говорит

влАсТь

о времени происхождения данной разновидности фольклора, предшествующего эпохе Интернета. Временами радио или телевизор предупреждает об опасности и передает инструкции по борьбе с «нечистой силой», но чаще постфактум сообщает о неотвратимости трагедии: «Чёрная Рука идёт по улице... Чёрная Рука уже у тебя дома.»

И так же как мальчишка, который крикнул «А король-то голый!», детский фольклор многократно и во всеуслышание утверждает: «Взрослые живут в мире зла и слишком часто не в состоянии защитить от этого зла своих детей!»

Следует отметить, что восприятие зла как «иррационального» свойственно не только мифологическим, фольклорным, религиозным, эсхатологическим и консервативным течениям, но и современным марксистским, левым и альтерглобалистским концепциям. В «левой литературе» широко распространено отождествление «иррациональности» капитализма (империализма, глобализма) с его «безнравственностью». Здесь прослеживается влияние «этического рационализма» на современную социальную мысль. В глобальном контексте из этой позиции выводится опасность нравственной деградации человечества.

Так называемая «иррациональность общественной системы» состоит не в иррациональности сознания властных элит или широких масс, а в неосознаваемых ни элитами, ни широкими массами объективных кризисогенных факторах, следствия которых проявляются в повседневной жизни как непостижимый абсурд, «стоголовая гидра хаоса». Немаловажное значение имеет и тот факт, что правящие элиты зачастую не заинтересованы в выявлении объективной картины кризисо-генных факторов.

Беспомощность субъектов политики в этой ситуации проявляется в истерическом поиске

«врагов», подкармливающих «гидру хаоса», а беспомощность и отчаяние населения -в творении мифов о поголовном злодействе и злой воле политической власти, которая специально мучает народ, руководствуясь тайными целями. Отсюда распространенность в тяжёлые времена массовых мифов о том, что политические элиты составляют люди, являющиеся замаскированными выходцами из других стран и народов, или подкупленные иностранными державами, или психически больные, нравственно и интеллектуально ущербные, мстящие за что-то руководимому им народу и государству, и потому они стремятся к его ослаблению, уничтожению и порабощению. На деле же «мистическое злодейство заговорщиков от власти» - это преобладание обычных корыстных узкогрупповых интересов и/или проявление неумения анализа социальных процессов и влияния на них.

При использовании нашего подхода, на основе анализа политических мифов появляется возможность рассмотреть каждый политический миф с точки зрения выявления морально-психологического климата в обществе и отношения широких масс к политическим и экономическим процессам. Следует при этом учитывать, что на основе анализа политических мифов, в которых заложены сценарии приспособления к мифически инте-претированной действительности, можно делать выводы не только о наиболее болезненных общественных проблемах, но и о возможной реакции на них населения в случае, если ему не будут предложены никакие другие возможности выхода из проблемной ситуации, кроме тех, которые вытекают из мифа. И в этом контексте необходимо самое пристальное изучение политической мифологии, что возможно лишь при отказе от «мифа о полной иррациональности политической мифологии».

1. Лобжанидзе А. А. Иррациональное в социально-политической сфере общества [Текст] / А. А. Лобжанидзе. - М. : Макс-Пресс, 2008.

2. Миронов В. В. Образы науки в современной культуре и философии. М. : Гуманитарий, 1997.

3. Ольшанский Д. В. Политико-психологический словарь. Москва, Екатеринбург : Академический проект, Деловая книга, 2002.

4. Разворотнева С. В. Язык власти, власть языка // Психология и психоанализ власти / редактор-составитель Д. Я. Райгородский. - Самара : Издательский дом «БАХРАХ-М», 1999. - Т. 1.

5. Семёнов Ю. И. Философия истории [Текст] / Ю. И. Семенов. - М. : Современные тетради, 2003.

6. Усачёв А., Успенский Э. Нетрадиционные, иррациональные, сюрреалистические жуткие истории // Красная рука, Чёрная простыня, Зелёные пальцы. Жуткий детский фольклор / предисл., сост.: Э. Успенский, А. Усачёв. - М. : Экономика,1992.

7. Цуладзе А. Политическая мифология [Текст] / А. Цуладзе. - М. : ЭСКМО, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.