Научная статья на тему 'Фактор духовности в преодолении профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Фактор духовности в преодолении профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / PROFESSIONAL DEFORMATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUAL / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Климова Наталья Владимировна

В статье рассматривается проблема профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы. Данное явление относится к тематике, никогда не теряющей своей актуальности, что побуждает исследователей к поиску новых, эффективных направлений в его предупреждении. Раскрываются причины возникновения, их влияние на изменение качеств личности и специфика проявлений в поведении и деятельности сотрудника. Подчеркиваются широкие возможности образовательного процесса в профессиональной подготовке специалистов уголовно-исполнительной системы в предупреждении и коррекции негативных личностных изменений, приводящих к профессиональным деструкциям. По мнению автора, одним из путей предупреждения развития деформации является формирование духовности как профессионально значимого качества. Показана связь духовности с волевыми качествами и ее регулирующая роль в поведении личности. Рассматривается сущность данного явления как компонента профессиональной деятельности. Уровень развития духовности личности, его позитивная направленность определяет способность сотрудника противостоять отрицательным воздействиям, с которыми приходится сталкиваться в профессиональной деятельности. Отражена необходимость духовного развития в образовательной подготовке сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Климова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spirituality factor in overcoming of professional deformation of penal system employees

In article the problem of professional deformation of penal system employees This phenomenon belongs to subject never of the losing relevance that induces researchers to search of the new, effective directions in its prevention. The emergence reasons, their influence on change of qualities of the personality and specifics of manifestations in behavior and activity of the employee reveal. Ample opportunities of educational process of vocational training of specialists penal system in the prevention and correction of the negative personal changes leading to professional destructions are emphasized. According to the author, one of solutions of the prevention of development of deformation is spirituality formation, as professionally significant quality. Communication of spirituality with strong-willed qualities and its regulating role in behavior of the personality is shown. The essence of this phenomenon as component of professional activity is considered. The level of development of spirituality of the personality, its positive orientation defines ability of the employee to resist to negative impacts which it is necessary to face in professional activity. Need of spiritual development for educational training of employees is reflected.

Текст научной работы на тему «Фактор духовности в преодолении профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

General pedagogics, history of pedagogics and education

УДК 343.83

Н. В. Климова ФАКТОР ДУХОВНОСТИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

N. V. Klimova

SPIRITUALITY FACTOR IN O VERCOMING OF PROFESSIONAL DEFORMA TION OF PENAL SYSTEM EMPLOYEES

В статье рассматривается проблема профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы. Данное явление относится к тематике, никогда не теряющей своей актуальности, что побуждает исследователей к поиску новых, эффективных направлений в его предупреждении. Раскрываются причины возникновения, их влияние на изменение качеств личности и специфика проявлений в поведении и деятельности сотрудника. Подчеркиваются широкие возможности образовательного процесса в профессиональной подготовке специалистов уголовно-исполнительной системы в предупреждении и коррекции негативных личностных изменений, приводящих к профессиональным деструкциям.

По мнению автора, одним из путей предупреждения развития деформации является формирование духовности как профессионально значимого качества. Показана связь духовности с волевыми качествами и ее регулирующая роль в поведении личности. Рассматривается сущность данного явления как компонента профессиональной деятельности. Уровень развития духовности личности, его позитивная направленность определяет способность сотрудника противостоять отрицательным воздействиям, с которыми приходится сталкиваться в профессиональной деятельности. Отражена необходимость духовного развития в образовательной подготовке сотрудников.

Summary: in article the problem of professional deformation of penal system employees This phenomenon belongs to subject never of the losing relevance that induces researchers to search of the new, effective directions in its prevention. The emergence reasons, their influence on change of qualities of the personality and specifics of manifestations in behavior and activity of the employee reveal. Ample opportunities of educational process of vocational training of specialists penal system in the prevention and correction of the negative personal changes leading to professional destructions are emphasized.

© Климова Н. В., 2015.

According to the author, one of solutions of the prevention of development of deformation is spirituality formation, as professionally significant quality. Communication of spirituality with strong-willed qualities and its regulating role in behavior of the personality is shown. The essence of this phenomenon as component of professional activity is considered. The level of development of spirituality of the personality, its positive orientation defines ability of the employee to resist to negative impacts which it is necessary to face in professional activity. Need of spiritual development for educational training of employees is reflected.

Ключевые слова: профессиональная деформация, личность, духовность, принципы, поведение.

Keywords: professional deformation, personality, spiritual, principles, behaviour.

Реформирование уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) предполагает решение ряда важнейших задач в рамках кадрового обеспечения работников УИС. Одной из таких задач, обозначенных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, является профилактика профессиональной деформации [3, с. 21].

Проблема профессиональной деформации уже многие годы не теряет своей актуальности и исследуется в различных отраслях науки: философии, социологии, медицине, этике, криминологии. Однако пути предупреждения профессиональной деформации, причины возникновения и специфика проявления наиболее глубоко и подробно проработаны в психологии и педагогике.

Профессиональная деформация сотрудников УИС занимает особое место в психолого-педагогической литературе, что в первую очередь обусловлено спецификой правоохранительной деятельности. Исследованием данного феномена занимались А. В. Буданов, М. Г. Дебольский, А. В. Дулов, А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак, Е. А. Кузина и др.

М. Г. Дебольский дает следующее определение профессиональной деформации сотрудников УИС: это изменение личностных качеств сотрудника под влиянием негативных факторов среды и профессиональной деятельности [8, с. 4].

Нередко профессиональную деформацию называют профессионально-нравственной деформацией, тем самым подчеркивая детерминанты ее возникновения и роль личных усилий в преодолении ее проявлений, а в качестве критерия негативных изменений выделяют нарушение сотрудниками правовых и моральных норм [8, 7].

Основные причины развития профессиональной деформации, выделяемые исследователями, можно объединить в следующие группы.

Первая группа причин — общее состояние современного общества: кризисные явления в экономической, социальной и — прежде

всего — духовной сфер: нивелирование моральных норм, нравственных ценностей и др. [7, с. 163].

Вторая группа причин определена спецификой деятельности сотрудников УИС: постоянный контакт с криминальной средой (условия постоянного психологического конфликта с осужденными), закрытость и изоляция исправительных учреждений, наличие властных полномочий, сохранение служебной тайны, напряженность и стрессогенность, высокие психофизические нагрузки, низкая общественная оценка социальной значимости профессии [11, с. 6-15].

К третьей группе причин относятся особенности личности сотрудника УИС: низкий уровень профессиональной подготовки, несформиро-ванность профессиональной компетенции, слабо развитый самоконтроль, агрессивность, отсутствие потребности в саморазвитии, недостаточный уровень нравственного и духовного развития.

Условно первые две группы можно отнести к объективным причинам, в результате воздействия которых может наступить профессиональная деформация личности сотрудника УИС. Однако в то же время отметим, что определяющими в развитии профессиональной деформации являются причины третьей группы (субъективные), связанные с личностью сотрудника УИС, уровнем ее развития, от которого будет зависеть возможность появления профессиональной деформации и степень ее выраженности.

А. В. Буданов выделил характерные проявления профессиональной деформации сотрудников пенитенциарного учреждения: употребление жаргона, нецензурной брани, пренебрежительное отношение к спецконтингенту, коллегам, чинопочитание, злоупотребление властью, чувство вседозволенности, потребность в неадекватном самоутверждении, склонность к агрессивному поведению и пр. По его мнению, профессиональная деформация у сотрудника может проявляться в профессионально-нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфере, а также в профессиональных действиях [8, с. 5].

Как мы видим, все это отражается в поведении и деятельности сотрудника и связано прежде всего с изменением отношения человека к нормам и правилам, определяющим его должностное поведение и поведение личности в целом, пренебрежение ими, нравственное обеднение. Крайние формы проявления профессиональной деформации ведут к правонарушениям и преступлениям, совершаемым сотрудниками, о чем наглядно свидетельствуют ежегодные обзоры состояния дисциплины и законности среди сотрудников УИС.

Долгое время в качестве одного из факторов, способствующего профессиональной деформации, исследователи выделяли низкое материальное стимулирование. С первого января 2013 г. денежное содержание сотрудников УИС значительно возросло, однако согласно данным обзора состояния дисциплины, законности и дорожно-транспортных происшествий среди сотрудников УИС за 2013 г., количество нарушений

дисциплины (по сравнению с 2012 г.) увеличилось на 36 %, нарушений законности — на 27 % [5]. В качестве показателей нарушения законности выступают: получение, дача взятки, преступления, связанные с оборотом наркотических средств, превышение и злоупотребление должностными полномочиями и др.

Профилактика и коррекция профессиональной деформации сотрудников УИС традиционно возлагается на психологическую службу УИС, одной из основных задач которой является психопрофилактика и психологическая коррекция деструктивных форм поведения, эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников [4]. К сожалению, сокращение штатной численности психологов в пенитенциарных учреждениях повлекло снижение эффективности работы в решении данной проблемы.

Профилактика такого явления, как профессиональная деформация сотрудника УИС, должна осуществляться в комплексном подходе и не ограничиваться работой пенитенциарных психологов.

Е. А. Кузина в своем исследовании подчеркивает роль образовательного процесса, в котором осуществляется интенсивное формирование личности, имеются широкие возможности для диагностики и своевременной коррекции предпосылок возникновения профессиональной деформации у будущих специалистов УИС [2].

В основе предупреждения профессиональной деформации лежит две группы педагогических принципов:

1. содержательные принципы: соответствие применяемых средств, методов и форм гуманистической направленности процесса; целостность предупреждения профессиональной деформации; опора на положительные качества в личности сотрудника; стимулирование самостоятельной работы сотрудника в процессе предупреждения профессиональной деформации; побуждение сотрудника к личностному и профессиональному росту;

2. организационные принципы: комплексное психолого-педагогическое воздействие на личность сотрудника; сочетание личностного подхода с коллективным в предупреждении профессиональной деформации; субъектный подход в предупреждении профессиональной деформации; опережающий характер предупреждения профессиональной деформации.

Система профессиональной подготовки специалистов УИС позволяет формировать профессионально значимые качества сотрудника на всех этапах его профессионального становления, начиная с подготовки в образовательных организациях ФСИН России, в рамках воспитательной работы с личным составом, на занятиях по служебной подготовке и в системе повышения квалификации сотрудников УИС.

Одним из профессионально значимых качеств сотрудника УИС, препятствующим развитию профессиональной деформации, на наш взгляд, является духовность.

К категории духовности все чаще обращаются исследователи при рассмотрении процесса профессионального становления специалистов различных областей, особенно в системе профессий, где объектом труда выступает человек.

Духовность рассматривается как внутреннее ядро личности, обладающее большим потенциалом, благодаря которому определяются цели развития человека и которое способствует его гармоничному сосуществованию со своим окружением [12, с. 14].

Изучая духовность как компонент профессиональной деятельности государственных служащих, О. Ю. Скуднова отмечает, что «духовность в профессиональной сфере отражает способность работника эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность на основе нравственных ценностей, стремление специалиста к непрерывному духовному и профессиональному самосовершенствованию и максимальному раскрытию духовных сил личности. Духовные силы личности являются ее способностью проявить и реализовать свои духовные качества в практической деятельности, способность влиять на ход этой деятельности» [9, с. 70].

На формирование и развитие духовного компонента профессиональной деятельности, по мнению автора, влияют объективные и субъективные факторы: наличие или отсутствие общей идеи в обществе, включение задач духовного развития в систему подготовки и переподготовки государственных служащих, степень актуализированности потребностей личности в духовном развитии, а также смещение приоритета достижения личных профессиональных целей на достижение социально-значимых целей в интересах развития общества [9, с. 70].

А. А. Тер-Акопов раскрывает сущность духовности и механизм ее действия с позиции причиняющей способности. Рассматривая духовность в качестве компонента преступного поведения, автор говорит о том, что духовность участвует в механизме преступного поведения в качестве главного детерминирующего фактора на двух уровнях: на уровне личностной характеристики субъекта и на уровне социальной характеристики [10, с. 440]. Духовность является относительно самостоятельным причинным началом, стоящим в одном ряду с материей и энергией. Духовность обладает активностью, направленностью действия, способностью создавать условия для наступления определенного следствия и непосредственно производить его.

Характеризуя духовность как причину, необходимо говорить, во-первых, о ее социальной природе: воздействие на человека происходит исключительно в социальной среде; во-вторых, механизм ее действия не материально-энергетический, а информационно-психологический, духовный фактор как информация воздействует на сознание и волю, определяя поведение человека; в-третьих, детерминация духовным не является жесткой и однозначной, а носит вероятностный характер, поскольку

человек обладает свободой воли и может поступить вопреки тому, что диктуют ему духовные требования [10, с. 418-419].

Говоря о том, что духовность определяет направленность личности, ученые подчеркивают ее двойственный характер, выделяя позитивную духовность и негативную духовность [1, с. 10].

Несформированность позитивных духовных качеств ведет к проблемам личного характера, которые находят свое выражение в описанных проявлениях профессиональной деформации.

Духовность является неотъемлемой частью механизма регулятора поведения человека. В. В. Меркурьев отмечает: «Духовность играет решающую роль в мотивации поведения, выступая в качестве предела, который определяет допустимые варианты поведения» [6, с. 40].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить духовность как сложное многокомпонентное явление, характеризующее направленность личности (причем не всегда позитивную). Духовность связана с волевыми качествами, уровнем саморегуляции личности и рассматривается как способность направлять и регулировать свое поведение, поступки и деятельность в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Рассматривая феномен профессиональной деформации, можно говорить, что духовно развитая личность, обладающая присущими ей характеристиками, способна противостоять негативным влияниям, способствующим деструктивным изменениям личности сотрудников УИС. От уровня развития духовности личности будет зависеть способность направлять и регулировать свое поведение. В поведении сотрудника проявляется индивидуальная духовность, его личностное отношение не только к нормам профессиональной деятельности, но и к общечеловеческим ценностям.

Таким образом, работа по профилактике и коррекции профессиональной деформации должна осуществляться в комплексном психолого-педагогическом воздействии на личность сотрудника УИС. Одним из важнейших направлений в преодолении профессиональной деформации будет являться формирование позитивных духовных качеств личности в образовательном процессе.

Литература

1. Духовность (психология, социология, семантика) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 144 с.

2. Кузина Е. А. Предупреждение профессиональной деформации будущих специалистов уголовно-исполнительной системы в образовательном процессе вузов Минюста России : дис. ... канд. пед. наук. — Рязань, 2004. — 235 с.

3. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от

14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 43. — Ст. 5544.

4. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 12.12.2005 № 238 // СПС «Консультант Плюс».

5. Обзор состояния дисциплины, законности и дорожно-транспортных происшествий среди сотрудников УИС за 2013 год: письмо ФСИН России от 31.03.2014 № 02-13223 (документ опубликован не был).

6. Преступность и духовность. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. — 264 с.

7. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел : курс лекций. — Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2001. — 174 с.

8. Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС : методическое пособие. — М.: ФСИН России; УФСИН России по Владимирской области, 2006. — 58 с.

9. Скуднова О. Ю. Духовность в системе профессиональной культуры государственных служащих : дис. ... канд. психол. наук. — М., 2013. — 178 с.

10. Тер-Акопов А. А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. — М.: ЮРКНИГА, 2003. — 480 с.

11. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений : учебное пособие. — Рязань, 1999. — 198 с.

12. Хачатрян Н. Г., Агузумцян Р. В. Методологические предпосылки изучения духовности // Национальный психологический журнал. — 2011. — № 1 (5). — С. 14—18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.