27. Полянин Н. А., Пинтяшин Е. В., Майоров О. А. Научный журнал «Пенитенциарий» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 151-152.
28. Сочивко Д. В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.
УДК 159.99
Н. А. Самойлик, Н. В. Климова ДУХОВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
N. A. Samoylik, N. A. Klimova SPIRITUALITY IN THE STRUCTURE PROFESSIONAL-VALUABLE STAFF ORIENTATION PENAL SYSTEM
В статье представлен авторский подход на проблему формирования духовности в структуре профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы. Необходимость включения в процесс подготовки курсантов духовности обусловлен специфическими условиями профессиональной деятельности, направленными на исправление осуждённых в пенитенциарных учреждениях.
The article presents the author's approach to the problem of the formation of the structure of vocational and value orientations of employees of the correctional system of spirituality. Need to include in the process of preparing cadets spirituality caused by the specific conditions of professional activity aimed at correcting convicts in prisons.
Ключевые слова: профессионально-ценностные ориентации; самореализация; духовность; нравственность; духовные ценности; личность; курсанты.
Keywords: vocational and value orientations; self-realization; spiritual; moral and spiritual values; personality; cadets.
Проблема профессионального становления сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) не может рассматриваться вне политического и социально-экономического контекста общества, в рамках которого и на благо которого будет осуществляться профессиональная деятельность. Появление новых информационных технологий, всеобщая компьютеризация труда, изменение темпа жизни человека неизбежно требуют переосмысления традиционно сложившихся представлений о профессиональной деятельности и её содержательных характеристиках. Не исключение составляет и деятельность сотрудников УИС, требования к которой отражены в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года1. Однако существующее противоречие между возрастающими требованиями к специалисту УИС и реальными условиями профессиональной
1 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
186
деятельности, заключающимися в повышенной напряжённости служебной деятельности, связанной с длительным пребыванием в замкнутом и ограниченном пространстве пенитенциарного учреждения, неизбежно приводит к профессиональной деформации сотрудников уже в первое пятилетие службы. Также необходимо отметить, что сотруднику постоянно приходится взаимодействовать с большим количеством людей, содеявших разного рода преступления (от лиц, совершивших преступления по неосторожности, до особо опасных рецидивистов). Данное взаимодействие должно быть направлено не только на установление доверительных отношений, но в большей степени ориентировано на реализацию воспитательной функции со стороны сотрудника УИС. Как справедливо замечает в этой связи В. А. Шалаев, «сотрудник уголовно-исполнительной системы не только гарант безопасности, но и лицо, которое оказывает позитивное влияние на осуждённого»1.
Подобные обстоятельства характеризуют условия профессиональной деятельности сотрудников в УИС как экстремальные, связанные с риском для жизни и личной безопасности сотрудника. Именно поэтому в структуре профессиональной подготовки курсантов ФСИН России особое место должно занимать формирование у них профессионально-ценностных ориентаций, направленных, с одной стороны, на повышение мотивации овладения социально значимой профессией, а с другой, -перспективы будущей профессиональной самореализации.
Несмотря на актуализацию категории профессионально-ценностных ориентаций в современных условиях становления специалиста любых профессий до настоящего времени данная категория понятийно и содержательно не определена. Рассматривая профессионально-ценностные ориентации как направленность личности на профессиональные ценности, значимые для того или иного вида деятельности, мнения учёных схожи в том, что по мере становления специалиста ценностные ориентации должны стать личностным образованием. Однако имеющиеся в современной психолого-педагогической науке работы ориентированы в большей степени на становление профессии учителя и аксиологических составляющих педагогической деятельности.
Рассматривая профессионально-ценностные ориентации как существенный элемент личностной структуры, С. А. Хмара отмечает их субъективность в отношении к социально значимым ценностям труда. Подобной позиции придерживается и Е. П. Кряжев, делая упор на том,
1 Шалаев В. А. Актуальные проблемы системы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки кадров в уголовно-исполнительной системе современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 106. С. 202.
2 Хмара С. А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориента-ций молодого учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук: Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996. 25 с.
что профессионально-ценностные ориентации являются качественной характеристикой смысловой структуры сознания1.
Более детально аксиологические аспекты профессиональной деятельности изучал В. А. Сластенин, выделивший следующие ценности профессиональной деятельности: необходимость понимания социальной роли и функции специалиста в современном обществе; наличие общественно значимых мотивов выбора будущей профессии; профессиональный идеал; ценностное отношение к реализуемой деятельности; профессиональный долг и честь; гордость за профессию; культура общения специалиста; потребности в профессиональном самообразовании и самовоспитании . Акцентируя внимание на ключевых и содержательных моментах, считаем, что авторский подход В. А. Сластенина вполне применим и в отношении подготовки специалистов для УИС.
Необходимо подчеркнуть, что в процессе профессионального становления будущего специалиста УИС должны происходить качественные преобразования личности, приводящие в итоге к развитию и изменению внутриличностных характеристик и профессиональных качеств, значительно влияющих на формирование позитивного отношения к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим отметим, что для профессионального становления сотрудников УИС в процессе обучения в вузе необходимо формирование у курсантов духовности как одного из ключевых элементов профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов. Данное обстоятельство обусловлено и основной направленностью профессиональной деятельности сотрудников УИС, заключающейся в исправлении осуждённых и в готовности активно противостоять их противоправным и зачастую аморальным провокациям.
Несмотря на интерес многих научных направлений к феномену духовности, в современном обществе своевременность и значительность данной категории трудно переоценить. Наиболее остро проблема духовности звучит в отношении таких социально важных профессий, как сотрудник УИС. Так, Д. А. Леонтьев считает духовность высшим уровнем самогуляции, свойственным для зрелой личности .
Анализируя феномен духовности как психологического явления, И. М. Ильичева указывает на отражение в духовности сущности человека, достигшего определённого уровня личностного развития4. Исследователь считает, что именно духовность детерминирует процесс самопознания и саморазвития личности через поиски смысла жизни,
1 Кряжев Е. П. Целостность педагогического процесса - необходимое условие формирования ценностных ориентаций личности будущего учителя. Коломна: Коломенский пед. институт, 1990. 126 с.
2 Сластенин В. А. Педагогическая аксиология. Красноярск: СибГТУ, 2008. 293 с.
3 Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной психологии // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 7. С. 16-21.
4 Ильичева И. М. Психология духовности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук: СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2003. 51 с.
самоактуализации личности и ответственности, как за себя, так и за окружающих людей.
В исследовании Н. А. Журавлевой в категорию духовных ценностей включены группы нравственных, познавательных, эстетических и религиозных ценностей. Автор констатирует, что «духовные ценности направлены на отдалённые цели, связанные со стремлением обогатить и расширить жизненный опыт, актуализировать жизненный потенциал -проявить свои способности, развить задатки, расширить кругозор, стать носителем культуры цивилизации»1. Именно поэтому духовные ценности характеризуются информационным содержанием и позволяют личности значительно выйти за пределы собственного Я через стремление познать себя и окружающий мир.
Рассматривая духовность как высший уровень личностного конструкта, Л. Н. Собчик считает необходимым ввести компонент эмоциональной дифференциации отношения к окружающей действительности, наиболее полно представленной в самосознании личности. Выступая в роли субъекта деятельности, личность старается постигнуть своё предназначение в социуме, наполняя свою жизнь определёнными смысловыми паттернами и активно реализующая свой внутренний потенциал для достижения некоторых идеалов.
Ещё раз подчеркнём необходимость формирования в процессе обучения духовности как одной из значимых ценностно-профессиональных ориентаций у сотрудников УИС. В силу того, что духовность представляет собой высший уровень психического развития индивида, то её можно рассматривать в нескольких аспектах: направленность личности, тип отношения к жизни, нравственная категория, способность регулировать своё поведение в соответствии с общечеловеческими ценностями. Поэтому духовно-нравственное развитие личности необходимо рассматривать в неразрывной связи с развитием личности в целом и понимать как процесс её направленного изменения, обусловленный познанием высших ценностей и стремлением к саморазвитию, а также нравственным поведением, отношением к людям и обществу. В то же время следует констатировать, что категория духовности в современном обществе звучит всё более актуально, когда речь заходит о подготовке специалистов, ориентированных на служение людям и государству. Как отмечают Ю. С. Чугунова и В. Е. Матвеенко в отношении сотрудников УИС, «духовно-нравственные качества сотрудника ФСИН России выступают как важнейшие профессиональные требования, определяющие результативность выполнения ими служебных задач»3.
1 Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 36.
2 Собчик Л. Н. Проблема духовности в психологии // Глобальные проблемы человечества : междисциплинарный научно-практический сборник. М: Изд-во МГУ, 2006.
3 Чугунова Ю. С., Матвеенко В. Е. Профессиональное становление сотрудников УИС: духовно-нравственный аспект. Рязань, 2013. С. 45.
Таким образом, в ходе обучения, воспитания, самообразования курсанта - в процессе становления будущего специалиста УИС необходимо особое внимание уделять формированию такой профессионально-ценностной ориентации, как духовность. Интеграция духовности как личностного образования и профессионально-ценностных ориентаций проявляется в практической деятельности человека и его общения с окружающими людьми. Формирование духовности позволит утвердиться сознательным мотивам поведения и закрепить те качества, которые необходимы для полноценной реализации служебных задач, связанных с долгом перед обществом и Отчизной.
Литература
1. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
2. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. М.: Институт психологии РАН, 2013. 524 с.
3. Ильичева И. М. Психология духовности : автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2003. 51 с.
4. Кряжев Е. П. Целостность педагогического процесса - необходимое условие формирования ценностных ориентаций личности будущего учителя. Коломна: Коломенский пед. институт, 1990. 126 с.
5. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной психологии // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 7. С. 16-21.
6. Сластенин В. А. Педагогическая аксиология. Красноярск: СибГТУ, 2008. 293 с.
7. Собчик Л. Н. Проблема духовности в психологии // Глобальные проблемы человечества : междисциплинарный научно-практический сборник. М: Изд-во МГУ, 2006. 264 с.
8. Хмара С. А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций молодого учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996. 25 с.
9. Чугунова Ю. С., Матвеенко В. Е. Профессиональное становление сотрудников УИС: духовно-нравственный аспект. Рязань, 2013. 193 с.
10. Шалаев В. А. Актуальные проблемы системы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки кадров в уголовно-исполнительной системе современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 106. С. 202-207.