МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
ФАКТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, В ТОМ ЧИСЛЕ О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ, УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ГОРОДА ТАШКЕНТА Ибрагимова Л.А.1, Камилова Р.Т.2 Email: [email protected]
1Ибрагимова Лола Абдунабиевна - базовый докторант PhD, Научно исследовательский институт санитарии, гигиены и профессиональных заболеваний; 2Камилова Роза Толановна - доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией,
лаборатория гигиены детей и подростков, Научно исследовательский институт санитарии, гигиены и профессиональных заболеваний,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье представлен анализ фактического уровня знаний о здоровом образе жизни, в том числе о здоровом питании, воспитанников дошкольных образовательных учреждений, школьников и их родителей, педагогов и медработников общеобразовательных школ города Ташкента. Дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательные школы были отобраны для исследования по организованности питания. Исследования были проведены путем анкетирования около 2000 детей. Результаты исследования показали, что среди опрошенных низкий уровень знаний о здоровом питании.
Ключевые слова: здоровое питание, здоровый образ жизни, дети, физического развития, факторы риска, общеобразовательная школа, дошкольное образовательное учреждение.
ACTUAL LEVEL OF KNOWLEDGE ABOUT HEALTHY LIFESTYLE, INCLUDING HEALTHY DIET OF STUDENTS AND THEIR PARENTS OF TASHKENT CITY Ibragimova L.A.1, Kamilova R.T.2
1Ibragimova Lola Abdunabievna - Basic Doctoral Candidate PhD, SCIENTIFIC RESEARCH INSTITUTE OF SANITATION, HYGIENE AND OCCUPATIONAL DISEASES; 2Kamilova Roza Tolanovna - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Laboratory, LABORATORY OF HYGIENE FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS SCIENTIFIC RESEARCH INSTITUTE OF SANITATION, HYGIENE AND OCCUPATIONAL DISEASES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article presents an analysis of the actual level of knowledge about a healthy lifestyle, including about healthy nutrition of pupils of preschool educational institutions, schoolchildren and their parents, teachers and medical workers of secondary schools in Tashkent. Preschool educational institutions and general education schools were selected for the study on the organization of meals. The research was carried out by questioning about 2000 children. The results of the study showed that among the respondents there is a low level of knowledge about healthy eating.
Keywords: healthy food, healthy lifestyle, children, physical development, risk factors, secondary school, preschool educational institution.
УДК 613.22
Одной из задач «Концепции и комплекса мер по обеспечению здорового питания населения Республики Узбекистан на период 2015-2020 годы» является дальнейшее упорядочение и улучшение системы организации питания и рациона детских организованных коллективов в образовательных учреждениях [5]. Качественное и рациональное питание детей это залог здорового будущего. В дошкольный и школьный возраст является особым физиологическим периодом становления детского организма [2], так как формирование скелета, гормональная перестройка, изменение нервно-психической сферы происходит именно в сопровождении с повышенными умственными и физическими нагрузками, связанными с процессом воспитания и обучения [3]. Очень важным моментом является формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью, пропаганда здорового образа жизни и обучение гигиеническим принципам здорового питания [4]. Также проблемы при организации питания в школах, нарушения санитарно-эпидемиологического режима на пищеблоках, нарушение технологии приготовления блюд, а также условия хранения и сроков реализации продуктов, отклонения от норм питания, отсутствие документов подтверждающих качество и безопасность продуктов существенно влияет на развитие детского организма [1].
Целью исследований явился анализ субъективного отношения дошкольников, учащихся и их родителей к организации и качеству питания в учебно-воспитательных учреждениях и уровень информированности в отношении основных факторов риска нарушений здоровья и сформированности установок на здоровое питание.
Объектом исследования являлись дети дошкольного и школьного возрастов от 3 до 15 лет. Исследования были проведены в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в общеобразовательных школах (ОШ) города Ташкента. Всего обследовано около 2000 детей от 3 до 15 лет, разделенных на 2 группы: основная группа включала детей ДОУ с питанием, не соответствующим физиологическим нормам по количеству белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов, а также детей общеобразовательных школ, в которых работает буфет-раздаточная, где осуществляется реализация готовых блюд; контрольная группа включала детей ДОУ с питанием, приближенным к физиологическим нормам и детей общеобразовательных школ с организацией горячего питания.
Методы исследования: санитарно-гигиенические, анкетирование.
Определено, что 50% из обследованных школ имели оборудованные столовые, в которых готовят горячую пищу для учащихся; остальные школы - питание в которых ограничивалось организацией буфетов. В результате обследования выявлено столовые не учитывают подходы к сбалансированности меню и не соблюдают действующие требования: наблюдается недостаток овощных салатов, фруктов и молочных блюд. Ежедневно пищевые продукты и приготовленные блюда контролируются специально созданной комиссией (медицинская сестра, заведующий по хозяйственной части, ответственные учителя). Выявлено, что администрация обследованных школ в 100% случаев проводит контроль за работой пищеблоков: в 85,7% случаев - часто и в 14,3% - редко. При проверке пищеблоков администрация школ обращает внимание на материально-техническое оснащение помещений пищеблока, ведет контроль: за рациональным использованием финансовых средств, выделенных на питание обучающихся; за целевым использованием продуктов питания и готовой продукции; за выполнением графика поставок продуктов и готовой продукции, сроками их хранения и использования; за организацией приема пищи обучающихся; за соблюдением графика работы столовой и/или буфета; за качеством готовой продукции. Администрация школ привлекает родителей к организации и контролю за питанием учащихся и организовывает образовательно-разъяснительную работу по вопросам здорового питания.
Анализ результатов исследования и их обсуждения анкетного опроса показал, что в представлении учащихся, не зависимо от возраста (7-15 лет), термин «здоровый
образ жизни» означает физическую активность (73,5%), соблюдение личной гигиены (52,4%) и здоровое питание (41,2%). Также учащиеся выбирали такие варианты ответов, как режим дня (32,7%), воздержание от употребления табачных изделий (29,4%), наркотиков (28,6%) и алкогольных напитков (26,9%).
Выявлено что информацию о здоровом питании большая часть (76,5%) учащихся получает от родителей, медработников (26,5%), педагогов (22,8%) и в результате просмотра телепрограмм (21,7%). Тогда как, в качестве предпочитаемых источников информации о здоровом питании большинство учащихся отметили родителей (68,5%) и медицинских работников (33,4%) и немалая часть детей школьного возраста предпочитают в качестве источника информации Интернет (12,4%).
Оценивая знания и практические навыки здорового питания родителей, имеющих детей дошкольного возраста, выявлено, что у их детей режим питания является оптимальным и количество приемов пищи составляет 3 -4 раза в день (завтрак, обед и ужин, иногда с полдником), с учётом частых перекусов между приемами пищи. Результаты исследования показали, что 85,8% родителей учащихся интересуются работой пищеблока в школе, это составляет меньшую часть родителей, чем родители детей дошкольного возраста, уделяющие большую часть внимания их питанию. В результате учащиеся имеют большую возможность самостоятельного, не всегда верного выбора, в отношении питания. Так как в обследованных буфетах продаются запрещенные продукты к реализации в образовательных учреждениях, газированные напитки, изделия, подвергавшиеся обжарке в масле, хот-доги и гамбургеры и т.п. В школах без организации горячего питания дети иногда питаются в уличных торговых точках вблизи школ, где реализуются сухарики, чипсы и т.д.; проверка таких продуктов показала их низкое качество, не соответствующее требованиям к условиям продажи и хранения. Результаты исследования диктуют необходимость пересмотра и улучшения существующего школьного питания.
Опрошенные родители, педагоги и медицинские работники, под «здоровым питанием», в основном, понимают «питание вовремя», «калорийное питание», «горячее питание». Реже были даны такие определения как «питание, богатое витаминами, белками и углеводами», в основном медицинскими работниками. Многие из опрошенных родителей, педагогов и воспитателей не смогли точно охарактеризовать требования к здоровому питанию. Большинство опрошенных учащихся и их родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений не имеют полной информации о пользе пищевых продуктов, обогащенных микроэлементами и витаминами, в т.ч. йодированной соли и указали, что йодированная соль «помогает пищеварению», «богата железом», «богата витаминами», «предотвращает анемию» и т.п. Около 30% опрошенных родителей, воспитателей, учителей и медицинских работников отметили, что для детей достаточно информации в СМИ (публикации в печатных изданиях, телевидение, радио), где в доступной форме рассказывается о пользе йодированной соли. По мнению большинства родителей, педагогов и медицинских работников, учащиеся достаточно хорошо информированы о правильном «сбалансированном» питании, но, как правило, выбирают не здоровую пищу: предпочитают сухие перекусы, вместо горячего питания в столовых.
Выводы. Таким образом, существующая практика в области питания, объясняется тем, что среди опрошенных низкий уровень знаний о здоровом питании. В связи с этим, и оптимизация питания детей должна быть направлена на внедрение комплексных программ и координированных усилий по оптимизации питания в образовательных учреждениях, увеличение качества и ассортимента продуктов, предлагаемых столовыми и буфетами; улучшение знаний персонала учебных заведений (медработников, преподавателей, работников пищеблоков), просвещение дошкольников, учащихся и их родителей по вопросам здорового питания.
Среди показателей, требующих дополнительного рассмотрения и совершенствования выделяются следующие: слабая материально-техническая база некоторых учебных заведений для организации процесса питания учащихся; ограниченное меню столовых и буфетов, не удовлетворяющих рекомендациям по здоровому питанию; недостаток знаний и практических навыков учащихся, родителей и работников учебных заведений по вопросам сбалансированного питания.
Список литературы /References
1. Шеметова Е.В., Бойтсова Т.М. Питание школьников Приморского края: современное состояние, качество и мониторинг // Техника технология пищевых производств, 2017. Т. 45. № 2.
2. Камилова Р.Т, Исакова Л.И, Носирова А., Ибрагимова Л.А. и др. Оценка физического развития и пищевого статуса детей Узбекистана: Метод. рекомендация. Ташкент, 2018.
3. Медик В.А., Осипов А.М. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2012. 358 с.
4. Каргина Т.Ф. Современная система школьного питания как одно из направлений сохранения и укрепления здоровья обучающихся // Здоровье населения и среда обитания, 2009. № 9. С. 32-34.
5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Концепции и комплекс мер по обеспечению здорового питания населения Республики Узбекистан на период 2015-2020 годов». № 102 от 25 апреля 2015 года.