Научная статья на тему 'Fairy tales as a kind of techniques of medical social rehabilitation of cancer children'

Fairy tales as a kind of techniques of medical social rehabilitation of cancer children Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКОТЕРАПИЯ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОНКОГЕМАТОЛОГИЯ / FAIRYTALE / MEDICAL AND SOCIAL REHABILITATION / QUALITY OF LIFE / ONCOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Токина В.А., Ускова К.С.

Проведено исследование участниками, которого стали дети-добровольцы, находящиеся на лечении в онкогематологическом центре г. Волгограда, а также и их родители. В ходе исследования была апробирована сказкотерапия как разновидность технологий медико-социальной реабилитации. Сказкотерапия первоначально разрабатывалась и нашла свое применение в психологии, однако мы применили ее в рамках медико-социальной реабилитации. По результатам полученных в ходе исследования, можно утверждать, что эффективность применения сказкотерапии с детьми, страдающими онкогематологическими заболеваниями, заключается в вовлеченности детей в творческий процесс, в ходе которого наблюдалось снижение социально-психологическая напряженность в детско-родительских отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Токина В.А., Ускова К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Fairy tales as a kind of techniques of medical social rehabilitation of cancer children»

Литература

1. Горячева А.А. Анализ состояния здоровья, физического развития и факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у лиц молодого возраста // Материалы научно-практич. конференции «Проблемы здоровья человека в современных условиях». - Смоленск, 2014. - С. 146-147.

2. Дидур М.Д., Поляев Б.А., Лапин А.Ю. Допуск к физкультурным и спортивным мероприятиям: медицинские и правовые аспекты регулирования // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2015. - №4. - С. 4-13.

УДК 616-006-053.2-085:614.211

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ Токина В.А., Ускова К.С.

Научный руководитель - д.ф.н., профессор Чижова В.М.

Волгоградский государственный медицинский университет, Россия, , 400131, Волгоград, площадь Павших Борцов, д. 1

Tokina.valerya@yandex.ru - Токина Валерия Алексеевна

Резюме. Проведено исследование участниками, которого стали дети-добровольцы, находящиеся на лечении в онкогематологическом центре г. Волгограда, а также и их родители. В ходе исследования была апробирована сказкотерапия как разновидность технологий медико-социальной реабилитации. Сказкотерапия первоначально разрабатывалась и нашла свое применение в психологии, однако мы применили ее в рамках медико-социальной реабилитации. По результатам полученных в ходе исследования, можно утверждать, что эффективность применения сказкотерапии с детьми, страдающими онкогематологическими заболеваниями, заключается в вовлеченности детей в творческий процесс, в ходе которого наблюдалось снижение социально-психологическая напряженность в детско-родительских отношениях.

Ключевые слова: сказкотерапия, медико-социальная реабилитация, качество жизни, онкогематология.

FAIRY TALES AS A KIND OF TECHNIQUES OF MEDICAL SOCIAL REHABILITATION OF CANCER CHILDREN Tokina V.A. Uskova K.S.

Scientific advisor — Professor V.M. Chizhova, Doctor of Philosophy

Volgograd State Medical University, 1, Pavshikh Boitsov sq., Volgograd, 400131, Russia Abstract. The performed study included participants, who were both children treated in Oncology and Hematology center of Volgograd and their parents. Fairy tales as a variety of medical and social rehabilitation techniques were the method to be approved. Fairytale was originally developed and found its use in psychology, but we used it as a part of medico-social rehabilitation. Based on the results obtained during the study, it can be stated that the effectiveness of telling fairy tales to children suffering from hematological malignancies, was the involvement of children in the creative process, during which there was a decline of socio-psychological tension in the child-parent relationship.

Key words: fairytale, medical and social rehabilitation, quality of life, oncology.

Введение. В современном мире возрос интерес к проблеме помощи детям с онкологическими заболеваниями.

Проблемы потенциальных возможностей детей с онкологическими заболеваниями

приобретают социальную значимость, исследуются разнообразные стороны интеграции детей с онкологическими заболеваниями в общество,

разрабатываются различные методики и

программы. Для детей с онкологическими заболеваниями одной из проблем является изоляция: попадая в специализированное медицинское учреждение, ребенок долгое время находится в кругу детей со сходными заболеваниями и ему начинает казаться, что кроме этих детей, ни с кем он входить в контакт не сможет. Семья, в которой имеется ребенок, страдающий от онкогематологического заболевания,

сталкивается с проблемами различного характера [2]. Для помощи таким семьям необходимо оказание медико-социальной реабилитации с момента госпитализации ребенка в медицинское учреждение. Медико-социальная реабилитация

направлена на оздоровление не только индивида, но и его ближайшего окружения (родителей, друзей).

Целью данной работы явилось изучение эффективности применение сказкотерапии как разновидности технологий медико-социальной

реабилитации.

Методика. В данном исследовании использовалась квотная выборка, в численность которой вошли 40 детей в возрасте от 7 до 12 лет и 27 родителей. Основными методами исследования были анкетирование и наблюдение.

Определение развития коммуникативных качеств происходило с помощью методики Рене Жиля. С помощью данной методики исследуют межличностные отношения ребенка и как он их воспринимает [3]. Цель методики состоит в изучении социальной адаптированности детей, а также их взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной. Используются 42 картинки с изображениями и текстовые задания. Методика направлена на исследование особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми [1].

Результаты исследования и их обсуждение. Интерпретируя полученные данные в ходе анкетирования, целью которого было выявить предпочтение в занятости свободного времени детей, находящихся на лечении в

онкогематологическом центре, получили следующие результаты: на вопрос «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время, находясь в центре (возможен выбор нескольких вариантов ответа)?», наиболее популярным вариантом ответа среди детей стал: «играть в компьютерные игры» - 70%; менее популярным «собирать конструктор»- 5%. Компьютерные игры не предполагают общения детей друг с другом, а общение со сверстниками необходимо для осуществления успешной социализации и развития

коммуникативных навыков. Таким образом, существует необходимость разнообразить занятия детей в центре, заинтересовать их в других видах деятельности, чтобы наиболее полно раскрыть их творческий потенциал и обеспечить условия для их успешной социализации. Также были заданы вопросы для определения возможности применения сказкотерапии , вот некоторые из них: «Вам нравится конструировать из бумаги?», были получены следующие результаты: «очень нравится» - 45%, «нравится» -25%, не очень нравится -10%, «совсем не нравится» - 5%, «никогда этого не делал» - 15%. На основании ответов детей на вопрос о конструировании можно включить элементы данной деятельности в программу «Сказкотерапии», например, использовать конструирование для создания декораций к спектаклю. Деятельность по конструированию из бумаги интресна 70% респондентов, поэтому ее включение будет способствовать интересу детей к созданию декораций и активному участию в постановке. На вопрос «Вам нравится заниматься художественным творчеством (рисовать, делать поделки)?», ответы были следующие: «очень нравится» - 60%, «нравится» -30%, «не очень нравится» -10%, «совсем не нравится» - 0%. По данным ответов респондентов, детям нравится заниматься художественным творчеством, о чем свидетельствуют ответы 90% респондентов, поэтому программа «сказкотерапии» была построена с учетом применения различных

направлений художественного творчества, таких как рисование, лепка, конструирование. Интерес к занятиям художественным творчеством будет способствовать активному вовлечению детей в процесс сочинения и постановки сказок, способствуя результативности применяемых мероприятий.

Целью анкетирования среди родителей являлось выяснение социально-психологической напряженности детско-родительских отношений. По данным ответов респондентов, преобладающими являются трудности в общении с братьями/сестрами (их наличие отмечают 75% опрошенных респондентов), что может быть обусловлено спецификой лечения онкологических заболеваний, так как дети проходят длительное лечение в стационарных условиях и не всегда есть возможность навестить брата/сестру. Этому могут препятствовать удаленность центра от места жительства детей, сезонные карантины в связи с заболеваемостью ОРЗ, ОРВИ, гриппом и ряд других причин. Трудности в общении со сверстниками своего пола отмечают 40% респондентов, а с детьми противоположного пола - 55% респондентов. Следствием такой ситуации может быть преимущественное положение детей в своих палатах, где они общаются со сверстниками своего пола. Пространственные возможности игровой комнаты не позволяют одновременно находиться в ней большому числу детей и в основном ее посещают дети дошкольного возраста, так как для них там представлены различные развивающие игры. Но данная ситуация решаема, так как в холле есть помещение для занятий с детьми и их общения между собой, которое они не используют для совместного времяпрепровождения и расширения социальных связей.

Наличие трудностей в общении с взрослыми членами семьи выразили 60% респондентов. Необходимо отметить, что отношения в семье оказывают значительное влияние на процесс социального восстановления

онкологического больного. Именно в

семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают социальные роли (в том числе - половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Ребенок с онкологическим заболеванием зависим от состояния своей семьи, а семья испытывает внутренние потрясения и становится уязвимой для внешних воздействий. На фоне тяжелой болезни ребенка меняются отношения внутри семьи и ее социальный статус; возникает зависимость от лечебного учреждения, где он проходит лечение. В условиях стационара происходит отрыв от привычного окружения, общение с семьей будет стимулировать детей к активной борьбе с болезнью. Трудности в отношениях с взрослыми членами семьи могут негативно сказаться на мотивации детей к лечению заболевания, поэтому необходима помощь в центре не только врачей и среднего медицинского персонала, а также психологов и специалистов по социальной работе.

Поддержка семьи важна на всех этапах лечения и дальнейшей реабилитации, поэтому программа «сказкотерапии», учитывающая данный аспект и включенность родителей в процессе ее реализации, будет способствовать нормализации детско-родительских отношений и более продуктивной социальной реабилитации.

Заключение. Интерпретируя

результаты методики Р. Жиля (Le TestFilm, Rene' Gille) и сопоставляя эти данные после занятий по программе «сказкотерапии» с первичными

результатами, можно сделать вывод об эффективности программы

«сказкотерапии» для нормализации детско-родительских отношений и отношений со сверстниками благодаря взаимодействию на протяжении реализации программы и активному привлечению родителей к подготовке текущих мероприятий и театрализованной постановки. В результате первичного обследования наблюдались: тенденция к слабой включенности во взаимодействие

со сверстниками, к изоляции от сверстников (шкала № 13

«Отгороженность»), заниженный

показатель по шкале № 9 «Общительность», который при наличии завышенных показателей по шкале № 11 «Конфликтность, агрессивность» может говорить о том, что сфера взаимодействия «ребенок - ребенок» являлась конфликтной, а повторное обследование в рамках этой методики показало, что появилась тенденция к нормализации показателей по данным шкалам. Помимо этого, была отмечена положительная динамика по снижению эмоциональной напряженности, нормализации показателей Литература

1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб: Речь. 2012. - 220 с.

2. Кардаш О.И. Оккупациональная терапия как реабилитационная технология для пациентов, перенесших инсульт // Социология медицины. - 2015. - Т.14, № 2. - С. 41-44.

3. Летучева С.К. Развитие творческого потенциала детей (на примере работы художественного отдела МБОУ ДОД ДТДМ г. Ростова-на-Дону) // Современная педагогика. - 2015. - № 1. -URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/01/2976.

по шкале «Конфликтность»,

«Агрессивность». «Сказкотерапия» как технология медико-социальной

реабилитации применима в социальной медицине. Результаты применения данной технологии свидетельствуют о том, что социальное и психологическое здоровье детей, находящихся на лечении в онкогематологическом центре,

повышается, а также по результатам анкеты обратной связи можно наблюдать, что и родители чувствуют себя лучше, а также активизируются личностные ресурсы детей и родителей для преодоления болезни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.