Научная статья на тему 'Фабричная труба как прописная буква ивановского текста. Взаимодействие ландшафтов'

Фабричная труба как прописная буква ивановского текста. Взаимодействие ландшафтов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
265
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИВАНОВСКИЙ ТЕКСТ / ФАБРИЧНАЯ ТРУБА / ЛАНДШАФТ / ПРОЛЕТАРСКАЯ ПОЭЗИЯ / FACTORY CHIMNEY / IVANOVO TEXT / LANDSCAPE / PROLETARIAN POETRY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голубев Николай Аркадьевич

Статья посвящена архетипическому образу ивановского текста: его смыслам и истокам. Рассмотрены вопросы взаимодействия природного и антропогенного ландшафтов, их влияние на культуру и бытие локуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Голубев Николай Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factory chimney as the capital letter of Ivanovo text. Interaction of landscapes

The article is devoted to the archetype of Ivanovo text: its meanings and origins. Explores the problems of the interaction between natural and anthropogenic landscapes, their influence on the locus culture and being.

Текст научной работы на тему «Фабричная труба как прописная буква ивановского текста. Взаимодействие ландшафтов»

УДК 808.2

Голубев Николай Аркадьевич

Ивановский государственный университет NickGol@yandex.ru

ФАБРИЧНАЯ ТРУБА КАК ПРОПИСНАЯ БУКВА ИВАНОВСКОГО ТЕКСТА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛАНДШАФТОВ

Статья посвящена архетипическому образу ивановского текста: его смыслам и истокам. Рассмотрены вопросы взаимодействия природного и антропогенного ландшафтов, их влияние на культуру и бытие локуса.

Ключевые слова: ивановский текст, фабричная труба, ландшафт, пролетарская поэзия.

В современной науке вопросы формирования и взаимодействия природного (естественного, географического) и культурного ландшафтов являются смежными для литературоведения, культурологии, философии, географии, дизайна. Большая часть исследователей в словосочетании «культурный ландшафт» акцентируют свое внимание на первом слове, считая, что культура (человек) доминирует над природой. Мы же настаиваем, что именно естественный ландшафт во многом предопределяет развитие культуры -и как следствие, формирует особый менталитет местного населения. Рассмотрим это на примере ивановского текста культуры. (Термин «текст» мы используем в рамках семиотического понимания Ю.М. Лотмана и М.Б. Гаспарова).

Самобытность Ивановского региона во многом связана с развитием текстильной промышленности. Ее истоки надо искать в ландшафте географическом. Ивановская почва настолько малоплодородная, что сельское хозяйство оказалось на этой земле практически невозможным, и «с момента возникновения Иваново являлось одним из крупнейших центров ремесла, мелкотоварного производства и торговли» [8, с. 5], «естественно-географические условия <.. .> содействовали широкому развитию крестьянских промыслов» [16, с. 23].

Текстильная промышленность изначально задала интертекстуальность ивановскому тексту: он восприимчив к другим культурам, заинтересован в них. Первые «капиталистые» крестьяне Иванова, перед тем как начать собственное дело, нанимались на Шлиссельбургскую мануфактуру Лимана, работавшую «на уровне западно-европейской техники» [16, с. 51], чтоб выведать технологии отделки и крашения тканей. Значительное влияние на развитие ивановских промыслов, по мнению П.М. Экземплярского, оказало соседство с иконописными селами и слободами. Иконопись, в свою очередь, несла глубинную связь с западной цивилизацией. В то же время «в первой половине XVIII века иванов-цы имели торговые связи с Астраханью, < .> через которую совершался обмен с Востоком (Индия, Персия), - поэтому некоторое влияние на развитие набойного дела могло идти и оттуда» [16, с. 32]. Восток и Азия с начала XIX века становятся значительным рынком сбыта - ивановские мануфактуры не могли не учитывать специфику спроса: на

ситцах появляются «восточные огурцы», специфические орнаменты. Этот факт примечателен в контексте слов Д.С. Лихачева: «В своей культуре Россия имела чрезвычайно мало собственно восточного. Восточного влияния нет в нашей живописи. В русской литературе присутствует несколько заимствованных восточных сюжетов, но и эти восточные сюжеты, как это ни странно, пришли к нам из Европы» [7].

Во второй половине XIX века в Иванове начинается строительство крупных индустриальных комплексов. Их расположение учитывает естественный природный ландшафт: производство располагается по берегам реки Уводь. Но промышленность изменила естественную среду и отчасти попыталась подменить ее объекты. Развитие отделочного производства превратило Уводь в «радужный сплав / Из жидкой и липкой нефти. / А в речке ни рыб, ни трав» (Е. Вихрев) [5, с. 348]. Если в 1830-е годы Иваново и Вознесенский посад стояли, «окруженные со всех сторон дремучими лесами» [4, с. 1112], то в связи с развитием фабричного дела началась их вырубка на топливо. За 50 лет лес был практически полностью сведен, зато в центре города выросли каменные «деревья» - фабричные трубы. Природный ландшафт подменяется индустриальным (культурным): «В этом городе гари фабричной / И кирпичного леса труб.» (Д. Семеновский) [5, с. 144].

Иваново конца 1870-х описывалось современниками следующим образом: «На переднем плане река, по берегам которой в виде гирлянды тянется ряд фабрик, над ними постепенно поднимается город, блестя золочёными главами церквей и выставляя местами высокие фабричные трубы вперемешку с крышами домов» [4, с. 5-6]. Показательно, что фабричные трубы в Иваново-Вознесенске выше церковных куполов. Духовное в ивановском пространстве всегда было ниже материального. Если купол православного храма призван символизировать пламя свечи, постоянное горение, то фабричная труба - прямое воплощение этого образа. Хотя можно интерпретировать его иначе: черный дым, который был присущ трубам мануфактур, скорее «олицетворяет» темные силы.

Религиозным символом становится фабричный дымоход в раннем, ивановском творчестве Анны Барковой: «Перестаньте верить в деревни. / Поле-

© Голубев Н.А., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

113

вая правда мертва; / Эта фабрика с дымом вечерним / О грядущем вещает слова» (1921 г.) [5, с. 354]. Спустя десять лет, уже в Москве, Баркова откажется от новой советской веры и ее иконы: «Веду классовую борьбу, / Молюсь на фабричную трубу / Б-б-бу-бу-бу. / Я уже давно в бреду.» [1, с. 34]. В конце стихотворения Баркова обращается к Господу: «Сделай, чтоб были люди», а не трубы.

В русской поэзии с середины XIX века сложился негативный образ фабричной трубы - это образ опасности, надвигающейся на город: «Где, как черные змеи, летят / Клубы дыма из труб колоссальных, / Где сплошными огнями горят / Красных фабрик громадные стены, / окаймляя столицу кругом, - / Начинаются мрачные сцены» (Н. Некрасов, «Кому холодно, кому жарко», 1858-1865) [11, с. 78]. Примечательно, что спустя полвека сравнение со змеей относительно текстильной фабрики применил иваново-вознесенский поэт Михаил Артамонов (вряд ли здесь его можно обвинить в подражательстве): «Шумит, гремит и охает / И стонет меж полей / На горе нам построенный / Стоокий корпус-змей...» [Цит. по: 3, с. 217]. И абсолютно идентична некрасовской метафора Анны Барковой в уже упомянутом стихотворении «Грядущее»: «Неизведанно злую опасность / Нам сулит дымовая змея».

Поэтический цикл Александра Блока «Город» (1904-1908 гг.) построен на синонимичных антитезах: солнце - мрак, город - природа, свобода -несвобода. На стороне темноты, ужаса, «пьяного красного карлика» выступает фабричная труба в стихотворении «Обман» (1904): «Девушке страшно. Закрылась платочком. / Темный вечер ближе. Солнце за трубой. / <...> Красное солнце село за строенье / Хохот. Всплески. Брызги. Фабричная гарь» [2, с. 107].

Преобразить «пыльный город» (постоянный образ стихотворного цикла) может лишь «огневой переменчивый круг», луч света: «Солнцу, дерзкому солнцу, пробившему путь, - / Наши гимны, и песни, и сны - без числа!..» (Гимн, 1904) [2, с. 116]. Но лучу солнца противостоит фабричная труба, откидывающая постоянно тень и порождающая мрак (как физический, так и метафизический): «Вот - всем телом прижат под фабричной трубой / Незнакомый с весельем разгульных часов...». Для Блока город с фабричными гарью и трубами - растлитель, чуть ли ни насильник. Единственное спасение, предлагаемое поэтом, - побег: «Здесь недоступны неба своды / Сквозь дым и прах! / Бежим, бежим, дитя природы, / Простор - в полях!» («Бежим, бежим, дитя свободы», 1900) [2, с. 25].

Именно на фоне солнца и неба антитезой природе возникают образы фабричных труб в ивановской поэзии начиная с конца XIX века: «Манчестера русского трубы дымят, - / И дым пеленою тяжелой / Скрывает усталого солнца закат / За близ-

кою рощей сосновой» (С. Рыскин, 1890-е гг.) [13]; «В Иваново-Вознесенске / Возносятся зевы труб / Деревьев и зданий выше, / А рев их горяч и груб. / В Иваново-Вознесенске / И солнце глядит с небес, / Чахоточное как будто, / Сквозь ластик дымных завес» (Е. Вихрев, 1924 г.) [5, с. 348]; «Мне в фабричном пейзаже не хватает простора: / Что белесый ствол неба, грозовой тучи клок?» (А. Мякишев, 1990-е гг.) [9, с. 60].

Александр Воронский, свидетель литературного процесса в Иванове 1920-х, так объясняет эту постоянную антитезу: «На Севере ткач наполовину еще связан с деревней, живет в деревне, и город и каменные корпуса с особой жестокостью давят недавних деревенских парней. <...> Особенности молодых поэтов северного рабочего края бросаются в глаза при сравнении их творчества с творчеством поэтов тяжелой металлургии. Здесь преобладает рабочий, уже давно порвавший с деревней, забывший о ней; он уже весь городской» [3, с. 217].

Примечательно, что свою статью о поэтах «северного рабочего края» (пожалуй, лучший обзор в ивановской литературе, показавший ее специфику) А.К. Воронский начинает именно с описания ландшафта: «Среди русских северных равнин, пересекаемых лесами, стоит город, в котором много старинных церквей и часовен, но еще больше фабричных труб. Древний посад - и рядом гнезда фабричных корпусов вдоль небольшой и неимоверно загрязненной речонки Уводи». Именно через окружающий пейзаж объясняет Воронский формирование обособленной школы ивановских поэтов: «Это большой поэтический выводок, вскормленный полями, рабочей околицей и гулом фабрик».

По мнению современного исследователя ландшафта Ю.Г. Тютюнника, восприятие образа фабричной трубы менялось со временем в зависимости от социокультурного контекста: «На рубеже ХХ в. “готические” трубы мрачных промзон символизировали трагизм и отчужденность общественного бытия. <.> В технотронном космизме футуристов дымы, валящие из труб, видятся “канатами”, связывающими небо и землю (Ф.Т. Маринетти). В период социалистической индустриализации техницистский авангардизм футуристов перерастает в особую “поэзию дымящих труб” социалистического реализма. Индустриальные пейзажи с дымовыми трубами становятся жизнеутверждающими, воспевающими созидательный труд советского человека. <...> Начиная с 1970-х годов, отношение к трубам опять меняется - в худшую сторону. На этот раз причиной является так называемая экология» [14, с. 102]. Стоит отметить, что в художественных текстах ивановцев образ трубы никогда не выступал в положительной роли, и обращались к нему не часто. Видимо, фабричные трубы являлись настолько привычным элементом ландшафта, что не «сакрализировались»; в сознании тек-

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

стильщиков они не ассоциировались напрямую с повседневной работой в отличие от станков, тканной материи, цеха, - постоянных образов поэтов текстильного края.

Зато с изменением социокультурной конъюнктуры менялось идеологическое «наполнение» фабричной архитектуры. «Наиболее строги и аскетичны фабричные постройки времен промышленного подъема, наступившего в России вслед за реформами 1860-1870 годов. В то же время кирпичные параллелепипеды цехов не кажутся массивными -их протяженные фасады по вертикали членятся плоскими лопатками, по горизонтали - зубчатыми карнизами. Весь “декоративный” минимум выполняется в технике фигурной кирпичной кладки. <... > Особое внимание проектировщики промышленных объектов прошлого уделяли вертикальным доминантам: каждая фабричная труба, каждая водонапорная башня обретает неповторимый кирпичный рисунок, особый декор» [6].

Под это описание подходит и стоящий на берегу Уводи, в самом центре города, ивановский «кремль», напоминающий готический замок, -Большая ивановская мануфактура, бывшая куваев-ская фабрика. Метафизическое воздействие архитектуры на сознание горожан можно иллюстрировать строками И.А. Бродского: «Готический стиль победит, как школа, / как способность торчать, избежав укола».

В послереволюционную эпоху фабричная архитектура становится отображением идеологии. Примечательна монография «Город и завод» (1933 г.) архитектора И.С. Николаева, в которой он отмечает: «Главным становится не дворец правителя, не храм, но завод - он подчиняет себе город. Промышленная архитектура становится основой архитектуры вообще» [12, с. 87] (Иван Николаев - профессор архитектуры, ученик братьев Весниных, кандидатскую диссертацию защитил на основе реализованного в 1927 году архитектурного проекта - фабрики «Красная Талка» в Иванове).

С развитием технологий во второй половине ХХ века потребность в больших дымовых трубах на ткацких фабриках исчезла. К концу столетия в Иванове стали закрываться и сами текстильные производства. Река Уводь самоочистилась - естественный ландшафт всегда стремится и способен к регенерации. Корпуса фабрик приспособили под торговые центры, обособленные дымоходы, бесцельно занимавшие место, в большинстве случаев снесли. Но они по-прежнему и навсегда остаются объектами культурного ландшафта - ивановского текста, для элементов которого не имеет значения материальное отображение.

В современном городском пейзаже еще выделяется основательная краснокирпичная дымовая труба Большой ивановской мануфактуры. Перекликаются с ней, построенные неподалеку и чем-то

похожие на фабричные трубы две жилые высотки -новые доминанты ивановского пейзажа. Продолжают «коптить» небо массивные трубы трех ТЭЦ, окружающих город. Таким образом, дымовые трубы по-прежнему видны из любой точки бывшего «красного Манчестера».

В контексте этой статьи было бы логично рассмотреть образ фабричной трубы как фаллического символа. Однако оставим эту задачу психоанализу, а не литературоведению. Заметим только, что фаллические символы не вписываются в традиционную парадигму архетипа города. В мифологии и в литературе город традиционно представляется в качестве женских персонажей и образов: «Мировоззрение земледельческого периода создало образ земли в виде родящей женщины, в виде матери. <.> Поэтому в древних языках, в том числе и еврейском и в греческом, город - женского рода» [15]. «Города в произведениях фольклора уподобляются невестам, вдовам и матерям, женятся и выходят замуж, а невесту осаждают и берут, как город; все это отражено в соответствующих обрядах и в текстах устной словесности» [10]. Наиболее широко эта тема освещена, на наш взгляд, в статье С.Ю. Неклюдова «Тело Москвы. К вопросу об образе “женщины-города” в русской литературе».

Природный ландшафт изначально подталкивает человечество к деятельности. Возможно, именно он является двигателем прогресса: без пустынь не появились бы ирригационные системы; на плодородной земле не зародилась бы текстильная промышленность. Человек сначала приспосабливает ландшафт под себя, а затем стремится к его коренным изменениям. На какое-то время это удается, но природа всегда стремится к регенерации, к начальному состоянию. И всегда, так или иначе, побеждает. Но мы не стираем ни один из элементов культурного ландшафта локуса. Ивановский «крест» - пересечение культурного и природного ландшафта - текстильная промышленность. Невозможно игнорировать этот факт, бесперспективна попытка противодействия ему. Фабричная труба -архетип текстильной промышленности и ивановского текста, неразделимо связанного с ней.

Библиографический список

1. Баркова А.А. Избранное: Из гулаговского архива. - Иваново: ИвГУ, 1992. - 300 с.

2. Блок А.А. Сочинения в двух томах. - М.: Худ. лит., 1955. - Т. 1. - 816 с.

3. Воронский А.К. Песни северного рабочего края // Красная новь. - 1926. - № 2. - С. 215-221.

4. ГарелинЯ.П. Город Иваново-Вознесенск, или бывшее село Иваново и Вознесенский посад: В 2 ч. Ч. 1. - Шуя: Лито-Типография Я.И. Борисоглебского, 1884. - 226 с.

5. Дмитрий Семеновский и поэты его круга: сборник. - Л.: Сов. писатель, 1989. - 432 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

115

6. Дмитриева И. Промышленный секондхенд. Старые стены под новое дело // Технологии строительства. - 2007. - №6. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tdrems.ru/tech_info/ promysЫennyy-sekond-khend-2-starye-steny-pod-novoe-delo (дата обращения: 29.04.2013).

7. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. - 1994. - №8. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/ 1994/8/1ШаЛ.Ыт1 (дата обращения: 29.04.2013).

8. Мокров К.И. Художники текстильного края. -Л.: Художник РСФСР, 1986. - 168 с.

9. Мякишев А.Л. Сад живых и мертвых. - Иваново, 1999. - 256 с.

10. Неклюдов С.Ю. Тело Москвы. К вопросу об образе «женщины-города» в русской литературе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ruthenia.ru/folklore/neckludov20.htm (дата обращения: 29.04.2013).

11. Некрасов Н.А. Избранные произведения. -М.: Художественная литература, 1985. - 511 с.

12. Николаев И.С. Завод и город // Проблемы архитектуры. - 1937. - Т. 2. - С. 285-312.

13. Рыскин С.Ф. Современная баллада [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// muzeypiscowa.ucoz.ru/load/tvorchestvo_s_f_ryskina/ stikhi/ii_ballady_poehmy_glavy/27-1-0-58 (дата обращения: 29.04.2013).

14. Титюнник Ю.Г. Объекты индустриальной культуры и ландшафт. - Киев: Издательско-печатный комплекс Университета «Украина», 2007. - 152 с.

15. Фрейденберг О.М. Въезд в Иерусалим на осле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ec-dejavu.ru/fZFreidenberg_ass.html (дата обращения: 29.04.2013).

16. Экземплярский П.М. История города Иванова (Часть 1). -Иваново: Ивановское книжное издательство, 1958. - 396 с.

УДК 882.09

Козленков Виталий Александрович

Институт Международного права и экономики им. А.С. Гоибоедова, г. Москва

v.kozlenkov@yandex.ru

ПОЭТИКА АГИТАЦИОННОГО ПЛАКАТА: ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В «ОКНАХ РОСТА» ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО

Статья посвящена использованию фольклорных элементов Владимиром Маяковским в серии сатирических пропагандистских плакатов «Окна РОСТА». С целью понимания этих плакатов каждым жителем Советского государства Маяковский использовал в них пословицы, детские песни, частушки, разговорные слова, зачастую намеренно в неправильных «уличных» формах.

Ключевые слова: фольклор, пропаганда, советская поэзия, советский плакат, разговорная речь, суггестивность.

Кжтики и литературоведы нередко называют В.В. Маяковского «поэтом улиц».

Его близость к народу во всех его категориях (гражданам Советского государства, рабочим отдельного завода, солдатам на фронте гражданской войны, крестьянам конкретного совхоза, докторам, выступающим за гигиену пр.) заметна в каждом стихе, особенно в его рекламно-пропагандистских произведениях и, конкретно, в «Окнах РОСТА». Маяковский разговаривал с народом на «ты», использовал знакомую каждому лексику, нередко обращался к мифологии и фольклору. Поэзия Маяковского была не просто элементом поддержания политических идей в государстве, но и настоящим локомотивом, движущим за собой всю систему Советской пропаганды.

С первых лет существования Советской власти в России стала образовываться новая система информирования населения, фактически, полноценная машина пропаганды. Одним из главных элементов ее стал несложный в подготовке и легко поддающийся тиражированию, но при этом крайне эффективный по своим суггестивным свойствам плакат. Формат плаката подразумевает «сведенное

в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное для вывода и конкретных действий» [19, с. 32]. Задачам, привнесенным новым политическим строем, была необходима поддержка средств массовой информации и культуры. Именно эти задачи выполняли «Окна РОСТА», в создании которых самое активное участие принимал Владимир Маяковский.

Незадолго до выхода первого сатирического «Окна» в сентябре 1918 года в газете «Правда» была опубликована статья В.И. Ленина «О характере наших газет», положения ее относились ко всему агитационному искусству. Ленин писал: «Почему бы, вместо 200-400 строк, не говорить в 2010 строках о таких простых, общеизвестных, ясных, усвоенных уже в значительной степени массой явлениях, как подлое предательство меньшевиков, лакеев буржуазии, как англо-японское нашествие ради восстановления священных прав капитала, как лязганье зубами американских миллиардеров против Германии и т.д. и т.п.? Говорить об этом надо, каждый новый факт в этой области отмечать надо, но не статьи писать, не рассуждения повторять, а в нескольких строках, «в телеграфном

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

© Козленков В.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.