Научная статья на тему 'Формирование архитектурнопространственной среды исторических промышленных городов центра России. (XIX - первая половина XX века)'

Формирование архитектурнопространственной среды исторических промышленных городов центра России. (XIX - первая половина XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
831
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование архитектурнопространственной среды исторических промышленных городов центра России. (XIX - первая половина XX века)»

Формирование архитектурно-пространственной среды исторических промышленных городов центра России

(XIX - первая половина XX века). А.В.Снитко

Исторические промышленные города всегда имели и до сих пор имеют определенное своеобразие, отличающее их от других традиционных городов и сел. Действительно, специфика зданий, приемов формирования застройки, социальных особенностей развития этих поселений предопределили их неповторимые особенности, сохраняющиеся и сегодня.

Формирование среды таких поселений происходило преимущественно в XIX веке. Сначала это были особые черты в архитектуре зданий промышленного назначения, которые способствовали обогащению традиционной сельской застройки, укрупнению модуля составлявших ее единиц; затем, к началу XX века, с бурным развитием фабричного строительства и формированием развитой социальной сферы предприятий стали формироваться и специфические городские пространства.

Возникавшие в конце XVIII - начале XIX века в селах региона текстильные мануфактуры и мелкие предприятия зачастую располагались непосредственно в застройке. Они предопределили наличие в структуре крестьянских (а затем промышленных) усадеб производственных корпусов, что и формировало особенности среды. Для типа набойного корпуса, распространившегося в промышленности региона (Иваново, Кохма, Тейково и др.), была характерна трехэтажная структура с устройством на третьем этаже вешал. Так, на фотографиях конца XIX столетия достаточно характерно запечатлен облик центральной древней части Иваново-Возне-сенска, сформировавшийся в первой половине этого века. Среди массы деревянных построек явно выделяются монолитными массивами промышленные усадьбы с набойными корпусами, большие жилые дома фабрикантов и изящные объемы церквей (рис. 1, 2). Набойные корпуса имели свою «изюминку» - вешала, они определяли собой своеобразный дух ивановской среды начала XIX века. До сегодняшнего времени сохранились многие сооружения промышленных мануфактур того периода. Однако только некоторые из них имеют вешала. В подавляющем своем большинстве в конце XIX века они были приспособлены под жилье. Однако человеку, хорошо знающему историю и архитектуру города, они наглядно иллюстрируют специфику планировочной ткани села и его образа середины позапрошлого века.

Рис. 1. Иваново-Вознесенск. Улица Садовая, 1870-е годы

Приход в села фабрик, а тем более строительство новых поселений на свободных участках, основой которых явились фабрики вместе с их селитебными территориями, сформировали принципиально отличные новые черты промышленных городов.

Чтобы понять особенности и закономерности формирования архитектурного пространства исторических промышленных поселений региона, необходимо обозначить несколько их принципиальных базовых отличий от традиционных исторических городов.

Первое. Это не только наличие промышленных территорий и объектов в их центральных частях, но и зачастую их традиционное главенствование.

Второе. Формирование рассматриваемых городов преимущественно из сел и поселков, и соответственно, отсутствие единого генерального плана, по которым эволюцион-но развивались традиционные исторические города.

Третье. Объемные и морфологические особенности застройки: большая объемность зданий, массовое применение типовых проектов, активное использование не периметральной замкнутой застройки, а различных вариантов свободной, открытой застройки.

Четвертое. Стилистические особенности застройки: крупный модуль архитектурной композиции фасадов, преобладание в архитектуре зданий рационального кирпичного стиля, а затем «краснокирпичных» модерна, неоклассики, конструктивизма.

В совокупности и взаимодополнении эти четыре отличительные характеристики застройки исторических промышленных городов образовали основу своеобразия их архитектурно-пространственной среды.

Итак, исторические города, а также поселения, получившие статус городов во времена административной реформы 1774 года, еще в конце XVIII века получили свои генеральные планы. Это были планы, основанные на классическом геометризме планировочных композиций на плоскости, заранее обусловливающем систему пространственного построения основных доминант, силуэтность и ансамблевость. Архитекторам тех времен достаточно четко представлялись

Рис. 2. Иваново-Вознесенск. Улица Негорелая (ныне Советская), 1890-е годы

объекты, которые могут быть городскими доминантами, и набор их был традиционен: культовые и крупные административные здания, фортификационные сооружения. Вплоть до последней четверти XIX века типологический ряд объектов промышленного назначения не являлся устоявшимся, а потому, видимо, и не принимался в расчет как элемент пространственной композиции городов. Поэтому даже в единственном городе региона - в Шуе, где заранее в генеральном плане был спланирован промышленный район, эти кварталы не играли роли композиционных центров района заречья. Другой крупный город региона - Кинешма, имевший генеральный план, вообще не включал в свой состав близлежащие промышленные села. Такая же ситуация была и в Бого-родске (Ногинске), и в Коврове. Остальные исторические промышленные города вообще не имели генеральных планов вплоть до советского периода (Вичуга, Орехово-Зуево, Фурманов, Тейково и т.д.), так как этот статус они получили только на рубеже 1910-1920-х годов.

Однако нельзя говорить о том, что застройка этих городов велась бессистемно, постепенно разрастаясь и продолжая нерегулярную систему улиц. Как показали исследования, значительная часть селитебной территории таких городов формировалась по определенному сценарию регулярности, но регулярности в пределах квартала (или группы кварталов), а не в пределах всего поселения.

Здесь достаточно уместно воспользоваться высказыванием писателя Ю.Тынянова, анализировавшего суть различия градостроительной организации среды Москвы и Санкт-Петербурга: «Петербург никогда не боялся густоты. Москва росла по домам, которые естественно сцеплялись друг с другом, обрастали домишками, и так возникали московские улицы. Московские площади не всегда можно отличить от улиц, с которыми они разнятся только шириною, а не духом пространства; также и небольшие московские речки под стать улицам. Основная единица Москвы - дом, поэтому в Москве много тупиков и переулков. В Петербурге совсем нет тупи-

Рис. 3. Раменское Московской области. Микрорайон жилых казарм Раменской мануфактуры, 1900-е годы

ков, а каждый переулок стремится быть проспектом... Улицы в Петербурге образованы ранее домов, и дома только восполнили их линии. Площади же образованы ранее улиц. Поэтому они совершенно самостоятельны, независимы от домов и улиц, их образующих. Единица Петербурга - площадь»1 . Градостроительная единица города - образ весьма точный. Это характеристика сути тех элементов, из которых складывается градостроительная среда.

В исторических промышленных городах застройка складывалась путем первоначального формирования либо площадки промпредприятия, либо участков с многоэтажными казармами (рис. 3), кварталов типовой регулярной усадебной застройки, двухэтажных квартирных домов. Эти кварталы (и промышленные, и селитебные) зачастую не были элементами единой планировочной и пространственной композиции всего поселения, а «естественным образом сцеплялись друг с другом».Они формировались одновременно с улицами и площадями, одновременно с внутренней застройкой единым градостроительным актом. Так они явились «структурной единицей» застройки и градостроительной среды исторических промышленных городов региона.

Такой принцип формирования застройки рассматриваемых городов, предусматривавший существование частных градостроительных композиций в пределах квартала (или группы кварталов), не способствовал созданию и развитию общегородской планировочной и пространственно-композиционной системы.

Это особенно наглядно демонстрируют города, развивавшиеся по принципу объединения или включения в свой состав первоначально независимых поселений (Иваново-Воз-несенск, Вичуга, Орехово-Зуево, Богородск, Павловский Посад), для которых характерна «полиядерность» планировочной и композиционной систем.

1 Цит. по: Глазычев В.Л. Мир архитектуры. М., «Молодая гвардия», 1990, с. 21.

Рис. 4. Иваново. Площадь Пушкина с видом на Большую Ивановскую мануфактуру, 1960-е годы

Проектирование промышленных объектов на достаточно протяженном отрезке времени велось в условиях отсутствия архитектурно-градостроительных регламентаций для промышленной застройки и без привлечения архитекторов. Как следствие, промышленные комплексы редко были включены в систему пространственной среды улиц и площадей как ее логичные элементы. Они формировались по своим внутренним «целесообразностям», диктующимся в основном организацией производства, а примеры композиционного взаимодействия промышленной и селитебной застройки редки или случайны (как, например, фабрика БИМ в Ивано-во-Вознесенске, фабрика в Юже).

В то же время, будучи композиционно независимой, промышленная застройка все-таки главенствовала в архитектурном пространстве промышленных городов, формировала их специфический силуэт, объемную структурность пространства, цветовые массы и пятна. Появлявшиеся одна за другой красно-кирпичные фабрики постепенно создавали новый образ многих поселений Центрального района.

Предприятия доминировали среди окружающей деревянной застройки своим крупным масштабом, крупными членениями формы и своеобразным силуэтом, который формировался трубами, водонапорными башнями, технологическими блоками. Все это смотрелось в XIX веке как зачатки индустриального города - города новой эпохи.

Сравнительно большие размеры возникающих предприятий начинают активно влиять на планировочную и композиционную структуру города. На них падает большая роль в формировании значительных участков и узлов. Так, например, ансамбль одной из центральных площадей Иванова -пл. Пушкина - формируется корпусами Большой Ивановской мануфактуры (рис. 4), Раменского - корпусами Раменс-кой мануфактуры, центральная улица Орехово-Зуева вообще проходит между производственными корпусами текстильного предприятия, «прокалывая» его территорию (рис. 5).

В Юже фабрика не только формирует пространство главной площади поселения; ее водонапорная башня замыкает перспективу главной улицы и является главной доминантой в силуэте застройки (рис. 6).

Мощным гребнем вырастали огромные корпуса фабрик по берегам рек и водоемов, придавая поселениям своеобразный колорит. В абсолютном большинстве случаев исторические промышленные предприятия в рассматриваемых городах располагались на берегах водоемов - естественных (рек) и искусственных (прудов). В зависимости от характера рельефа берегов производственный комплекс играл разные роли в формировании пространственной композиции застройки, ее силуэта. Так, при низких плоских берегах промышленный комплекс занимал в пространственной композиции обычно главенствующее положение (Родники, Орехово-Зуево, Раменское, Собинка, Вичуга и т.п.). При территории, имеющей значительный перепад высот между поймой реки и основными городскими территориями, промышленный комплекс, располагавшийся на берегу, принимал участие в формировании пространств набережной, а пространства и силуэт застройки, располагавшейся на высоких отметках, преимущественно формировались комплексами и доминантами гражданского характера (Кинешма, Иваново-Вознесенск, Фурманов, Тейково и т.п.). Фабричные корпуса, располагавшиеся на низких отметках рельефа, непосредственно на берегу реки, противостояли возвышавшимся на высотных отметках ансамблям храмовых комплексов и монастырей, крупных общественных зданий. Соперничество краснокирпичных кубов и цилиндров и сложных форм храмов, колоколен и луковичных глав рождало неповторимое своеобразие, нехарактерное для древних городов, лишенных крупной промышленности в самом центре (рис. 7).

Вот как описывает Иваново-Вознесенск второй половины XIX века общественный деятель города и фабрикант Я.П.Гарелин: «С северо-востока взору посетителя представ-

Рис. 5. Орехово-Зуево Московской области. Ул. Ленина.

Обе ее стороны сформированы застройкой хлопчатобумажного

комбината. Современный вид

Рис. 6. Южа Ивановской области. Ул. Ленина. В перспективе -гринельная башня прядильно-ткацкой фабрики. Современный вид

ляется прекраснейшая картина: на первом плане река, по берегам которой в виде гирлянды тянется ряд фабрик; за ними постепенно поднимается город, блестя золочеными главами церквей и выставляя местами высокие фабричные трубы вперемешку с крышами домов. Вид с западной стороны, от Дмитровской слободы еще эффектнее - широкой дугой, обращенной к зрителю, раскинулся город , поднимаясь высоко множеством фабричных труб, так что отсюда можно составить понятие об Иваново-Вознесенске как о фабричном городе»2.

Вместе с тем, несмотря на значимость промышленной застройки, по упомянутым выше причинам к концу XIX века (а по большому счету и вплоть до 1960-х годов) она, за редким исключением, еще не рассматривалась как композиционно значимый элемент в организации не только общегородских пространств, но даже и прилежащих территорий.

В то же время к первым годам советской власти относятся некоторые примеры строительства промышленных предприятий по единому архитектурно-планировочному и функциональному замыслу. Одним из ярких примеров может служить меланжевый комбинат в Куровском, а особенно меланжевый комбинат в Иваново-Вознесенске (постройки 1927-1929 годов). В его проектном варианте достаточно четко читается планировочная и пространственная симметрия комплекса относительно его продольной оси, а также четкое деление на две группы корпусов, соответствующих основным подпроиз-водствам - прядильному и ткацко-отделочному. Здесь, на Меланжевом комбинате, строившемся по законченному техно-

2 Цит. по: Гарелин Я.П. Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский Посад. Иваново-Вознесенск, 1885.

логическому и архитектурному проекту, впервые на текстильных предприятиях страны была сформирована законченная пространственная композиция комплекса. Ее формирование явилось важной предпосылкой создания цельных градостроительных ансамблей стыковых зон.

Однако регулярные приемы формирования градостроительных ансамблей (а тем более симметричные градостроительные композиции) не были характерны для стыковых и предзаводских зон городов региона вплоть до конца 1930-х годов. Эти пространства формировались даже не по принципу заранее спроектированного несимметричного динамического равновесия, а на основе стихийности развития. Такое отличие этих пространств от композиционно продуманных и относительно завершенных градостроительных ансамблей традиционных исторических городов дает возможность рассматривать их как «развивающиеся во времени». Их архитектурно-пространственная композиция не статична, имеет возможности постоянного совершенствования, развития в условиях меняющихся во времени градостроительных, архитектурных и функциональных тенденций. Причем на каждом этапе развития они могут представлять собой композиционно целостные образования.

Начиная с 1860-х годов селитебная застройка исторических промышленных городов, не имевших разработанных генеральных планов, основывалась на принципах массового жилищного строительства и получала регулярные планировочные и композиционные решения. Здесь можно привести ряд таких примеров. Это застройка старой и новой частей Гусь-Хрустального с регулярными площадями, в центрах которых поставлены храмы, причем в новой части великолепный храм по проекту Бенуа замыкает перспективу главной улицы посе-

Рис. 7. Иваново-Вознесенск. Верхнеуводьской промышленный район, 1900-е годы

Рис. 8. Гусь-Хрустальный (Владимирской обл.). Композиционно-планировочная схема центральной части города

ления и железнодорожной улицы (рис. 8). Это система трелучия в северной части Иваново-Вознесенска (ныне, к сожалению, в пространстве не читающаяся) с замыкающим ее древним храмом (рис. 9). Это крупный ансамбль больницы с партерным парком перед ней (ныне заросшим древесной растительностью) в Бонячках (Вичуге). Кроме этого решались вопросы ансамблей отрезков улиц, различных узлов и пр.

В 1920-е годы многие исторические промышленные города получают первые генеральные планы. В них предлагаются первые крупные общегородские градостроительные ансамбли, базирующиеся на регулярных композиционных схемах. Однако их воплощение в жизнь носило ограниченный характер. Воплощались в первую очередь не требующие большого сноса ансамбли крупных общественных комплексов и жилых образований (Политехнический институт, 1-й рабочий поселок, Соцгородок в Иваново-Вознесенске, Крутовской поселок в Орехово-Зуеве, рабочий поселок «Пролетарка» в Куровском и пр.). Также шло формирование новых ансамблей линейных пространств улиц отдельными, но крупными, иногда занимающими значительную часть квартала, зданиями (как, например, в Иваново-Вознесенске, Ногинске, Коврове, Кинешме).

Таким образом, в большинстве исторических промышленных городов историческая промышленно-селитебная застройка не получает четкой структурной планировочной и пространственной композиции на общегородском уровне, классицистические градостроительные ансамбли формируются иногда и лишь в пределах селитебных территорий, пространства промышленных зон и смежные с ними организуются достаточно стихийно, без структурных композиционных схем.

В то же время промышленные предприятия оказали огромное влияние на появление специфических приемов градостроительства, гражданского строительства и архитектуры. Это влияние и взаимодополнение в совокупности определило формирование характерной архитектурно-пространственной среды улиц, площадей и всего художественного образа исторических промышленных городов региона.

Рис. 9. Иваново-Вознесенск. Композиционно-планировочная схема части бывшего Вознесенского Посада

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.