Научная статья на тему 'ФАББИНГ КАК ПРОБЛЕМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ФАББИНГ КАК ПРОБЛЕМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фаббинг / фабби / фаббер / коммуникация / социальное взаимодействие / образовательная среда / студенты / преподаватели / phubbing / fabby / fabber / communication / social interaction / educational environment / students / teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Н. Бородина

В последние годы в эпоху цифровизации современного общества все больше заявляет о себе проблема фаббинга, оказывающая негативное воздействие на всех людей, включенных в систему социального взаимодействия: фаббера, фабби и свидетелей. В работе исследуется феномен «фаббинг», который имеет широкое распространение и в сфере образования. Показано, что фаббинговое поведение студентов во время занятий способствует снижению качества усвоения учебного материала, ухудшению успеваемости, поскольку чрезмерное использование смартфона приводит к тому, что фаббер становится «выключенным» из учебного процесса, отвлекается сам и отвлекает окружающих. Кроме того, эффекты фаббинга на занятиях могут повлиять на процесс взаимодействия между преподавателем и студентом. Сформулирован вывод о том, что все педагоги образовательных организаций должны проводить политику по противодействию фаббингу, добиваться от студентов четкого выполнения всех правил и требований, связанных с использованием смартфонов, соблюдением дисциплины на учебных занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В Н. Бородина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHUBBING AS A PROBLEM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In recent years, in the era of digitalization, the modern society has increasingly become aware of the problem of phubbing, which has a negative impact on all people involved in systemic interaction: phubbers, phubbies and witnesses. The article explores the phenomenon of “phubbing”, which is widespread in the field of education. It has been shown that phubbing behavior of students during classes contributes to a decrease in the quality of learning material and deterioration in academic performance, since excessive use of a smartphone leads to the fact that the phubber becomes “turned off” from the educational process, becomes distracted himself and distracts those around him. In addition, the effects of phubbing in the classroom can affect the interaction between teacher and student. The conclusion is formulated that all teachers of educational organizations should pursue a policy to counter phubbing, ensure that students strictly comply with all the rules and requirements related to the use of smartphones and maintaining discipline in classes.

Текст научной работы на тему «ФАББИНГ КАК ПРОБЛЕМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

имосвязи и последствие экологических проблем на общество и экосистемные связи.

Студенты-гуманитарии (психологи и экономисты) в общем знали экологические проблемы, но слабо ориентировались в вопросах экологии, природоохранной деятельности и системных связях.

Статистический анализ выявил значимость различий (р < 0,05) экологических знаний между студентами разных специальностей. Так, по таким проблемных вопросам, как «Проблемы загрязнения атмосферы Земли», «Проблемы загрязнения почвенного слоя» Проблемы загрязнения воды», «Разрушение озонового слоя в атмосфере Земли, «Проблемы уничтожения растительного и животного мира», «Истощение природных ресурсов и деградация», «Кислотные дожди», знания студентов-экологов были значимо выше (р < 0,05), чем у студентов-психологов и экономистов.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Оценка экологических знаний по глобальным экологическим вопросам у студентов разных специальностей показала общее понимание ключевых проблем в области экологии.

2. Анализ ответов и интервью исследуемой выборки студентов показал, что в целом в начальной и средней школах до сих пор не заложены системные знания, за исключением профильных классов биоэкологической направленности.

3. Оценивая экологические знания студентов естественно-научного и гуманитарного профилей, можно отметить значимые различия (р < 0,05). У большинства студентов-экологов и ветеринаров наблюдались глубокие понимания проблем в природоохранной деятельности, взаимосвязь и механизмы происхо-

Таблица 2

Среднегрупповые данныеопросапоотношению студентов разных специальностей к экологическим проблемам Земли (п = 128%)

№ Основныеэкологические проблемы студенты

Экологи Ветеринары Психологи Экономисты

1 ПроблемызагрязненияатмосферыЗемли 78,4* 61,7 42,3* 47,1*

2 Проблемызагрязненияпочвенногослоя 79,9* 70,6* 38,6* 40,4*

3 Проблемы загрязнения воды 83,1* 67,2 48,1* 47,9*

4 Разрушение озонового слоя в атмосфере Земли 87,1* 60,5 35,2* 38,2*

6 Проблемыуничтожениярастительногоиживотного мира 88,4* 73,9* 40,6* 43,5*

6 Истощениеприродныхресурсови деградация 73,1* 71,2* 35,4* 46,7*

7 Кислотные дожди 78,7* 62,4 40,1* 42,4*

Примечание *p < 0,05

Нарис. показано, что повсемуровням(высоКИй, среднийинизкий) между студентами естественно-научного и гуманитарного профилей отмечались значи-мыс°азлснмк (p < 0,05) по экологическим знаниям.

Ымывы явсежия дааны х опроса по отношению студентов разных специальностей к экологическим проблемам Земли был проведён статистический анализ (тайл. 2).

Анализ показал, что, как и предполагалось, студенты-экологи и ветеринары хорсшеранМкрались в представленных актуальных вопросах, показывали вза-

Библиографическийсписок

1. Глазачев С.Н. Экологическаякультураучителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы: монография. Москва: Современный писатель, 1998.

2. Ефремов К. Теория и практика экологизации образования. Народное образование. 2005; № 8: 110-120.

3. Рубцов В.В. Модель развивающей образовательной среды. Москва: Издательский отдел ЦКФЛРАО, 1996.

References

1. Glazachev S.N. 'Ekologicheskaya kul'iura uchitelya: issledovaniya irazrabotki 'ekogumanitarnojparadigmy: monografiya. Moskva: Sovremennyj pisatel', 1998.

2. Efremov K. Teoriya i praktika ekologizacii obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2005; № 8: 110-120.

3. Rubcov V.V. Model'razvivayuschej obrazovaiel'noj sredy. Moskva: Izdatel'skij otdel CKFLRAO, 1996.

Статья поступила в редакцию 26.01.24

УДК 37.06

Borodina V.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Si. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: borodina0769@mail.ru

PHUBBING AS A PROBLEM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. In recent years, in the era of digitalization, the modern society has increasingly become aware of the problem of phubbing, which has a negative impact on all people involved in systemic interaction: phubbers, phubbies and witnesses. The article explores the phenomenon of "phubbing", which is widespread in the field of education. It has been shown that phubbing behavior of students during classes contributes to a decrease in the quality of learning material and deterioration in academic performance, since excessive use of a smartphone leads to the fact that the phubber becomes "turned off" from the educational process, becomes distracted himself and distracts those around him. In addition, the effects of phubbing in the classroom can affect the interaction between teacher and student. The conclusion is formulated that all teachers of educational organizations should pursue a policy to counter phubbing, ensure that students strictly comply with all the rules and requirements related to the use of smartphones and maintaining discipline in classes.

Key words: phubbing, fabby, fabber, communication, social interaction, educational environment, students, teachers

было получено от студентов по таким показателям, как «Проблемы уничтожения растительного и животного мира» (44%), «Истощение природных ресурсов и деградация» (42%), «Кислотные дожди» (49%).

Исследование уровней экологических знаний у студентов разных специальностей представлено на рис. 1.

42

32

£ я 22 о ю 22

5

12

j

О

выиесди средний ндзсди

Уровни экологических знаний

I экологи I ветеринары психологи I экономисты

*р<0,05

Рис.1. Уровниэкологическихзнаний студентовразныхспециальностей (n = 128)

2

дящих глобальных экологических проблем, их последствия в сфере экосистем-ных связей.

В дальнейшем представляются перспективными исследования в этом направлении, где более детально можно заострить внимание на системе и уровне экологического образования в начальной и средней школах в регионах Российской Федерации. Это дает возможность создать картину уровней экологической грамотности населения регионов, подготовки учащихся в системе начальной и средней школы и сравнить их с экологическими проблемами регионов.

В.Н. Бородина, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», г. Санкт-Петербург, E-mail: borodina0769@mail.ru

ФАББИНГ КАК ПРОБЛЕМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В последние годы в эпоху цифровизации современного общества все больше заявляет о себе проблема фаббинга, оказывающая негативное воздействие на всех людей, включенных в систему социального взаимодействия: фаббера, фабби и свидетелей. В работе исследуется феномен «фаббинг», который имеет широкое распространение и в сфере образования. Показано, что фаббинговое поведение студентов во время занятий способствует снижению качества усвоения учебного материала, ухудшению успеваемости, поскольку чрезмерное использование смартфона приводит к тому, что фаббер становится «выключенным» из учебного процесса, отвлекается сам и отвлекает окружающих. Кроме того, эффекты фаббинга на занятиях могут повлиять на процесс взаимодействия между преподавателем и студентом. Сформулирован вывод о том, что все педагоги образовательных организаций должны проводить политику по противодействию фаббингу, добиваться от студентов четкого выполнения всех правил и требований, связанных с использованием смартфонов, соблюдением дисциплины на учебных занятиях.

Ключевые слова: фаббинг, фабби, фаббер, коммуникация, социальное взаимодействие, образовательная среда, студенты, преподаватели

С недавних пор смартфоны стали неотъемлемой частью жизни современного человека и используются по всему миру Они представляют собой портативные электронные устройства, предназначенные для коммуникации, работы с информацией, для развлечений (в том числе онлайн-игр) и выполнения других действий с помощью приложений. Данные мобильные устройства обладают огромным количеством достоинств, облегчая взаимодействия людей и предоставляя им возможность общаться в любое время и в любом месте. С одной стороны, смартфоны упростили для человека выполнение многих действий, но в то же время привели к возникновению новых проблем, к числу которых можно отнести и проблему фаббинга.

В настоящее время все больше исследователей проявляют беспокойство по поводу чрезмерного использования смартфонов и их негативного воздействия на психическое и физическое здоровье пользователей, а также на эффективность социальной коммуникации между людьми. Следует отметить, что данная проблема затрагивает не только взрослых. Молодые люди и подростки наиболее подвержены зависимости от смартфонов или Интернета (M. Savci, F. Aysan). Удовлетворяя растущие потребности постоянно находиться в сети, они игнорируют находящихся рядом других людей, тем самым нанося ущерб удовлетворенности межличностными отношениями и личному благополучию. Данное обстоятельство подтверждает актуальность темы исследования.

Цель настоящего исследования состоит в раскрытии феномена «фаббинг» в образовательной среде.

Исходя из указанной цели, обозначены следующие задачи: дать теоретический анализ проблеме фаббинга, раскрыть последствия фаббинга в образовательной среде.

Фаббинг - это новое социальное явление, которое только начинает изучаться. Данная проблема исследуется как зарубежными учеными (S. Bulut, V. Chotpitayasunondh, G. Douglas, T. Nazir и др.), так и отечественными (О.С. Дей-нека, Л.Н. Духанина, О.А. Екимчик, П.В. Конюховский, Т.Л. Крюкова, А.А. Мак-сименко, М.В. Сапоровская, А.В. Яковлева и др.). В своих научных работах авторы изучают феномен «фаббинг» (П.В. Конюховский, А.В. Яковлева, S. Bulut, E. Karadag, T. Nazir и др.), гендерные особенности проявления фаббинга (М.П Баринова, А.С. Душкин, A. Cebollero-Salinas, J. Cano-Escoriaza, S. Orejudo и др.), исследуют предпосылки и последствия фаббинга (Н.Ю. Григорьев, В.А. Чвякин, V. Chotpitayasunondh, K.M. Douglas, G.E. Douglas и др.), представляют разработанные ими методики, направленные на диагностику данного феномена (Шкала фаббинга (Phubbing Scale) E. Karadag и др.; Шкала партнерского фаббинга (Partner phubbing) представлена в работах J.A. Roberts, M.E. David, в адаптации для русскоязычных респондентов О.А. Екимчик, Т.Л. Крюковой; опросник фаббинг-зависимости (phubbing addiction scale) V. Chotpitayasunondh, K.M. Douglas в адаптации О.С. Дейнеко, Л.Н. Духаниной, А.А. Максименко, М.В. Са-поровской) и др.

Научная новизна настоящего исследования состоит в раскрытии закономерностей в возникновении проявлений фаббинга в образовательной среде.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении факторов, способствующих возникновению данного феномена.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты данного исследования могут быть использованы педагогами для противодействия фаббингу в образовательной среде.

Методы исследования, используемые в данной работе - теоретический анализ психолого-педагогической научной литературы по проблеме фаббинга, изучение и обобщение педагогического опыта.

Слово «фаббинг» (англ. phubbing, от англ. phone - «телефон» и snubbing) означает «пренебрежение», «пренебрежительное отношение», «унижение». Данный термин появился в мае 2012 года, когда рекламное агентство McCann Melbourne, стоящее за кампанией Macquarie Dictionary, пригласило нескольких специалистов, изучающих лексикографию и составляющих лексикон, дать название соответствующему поведению, характеризующееся игнорированием своего собеседника, для того чтобы обратить внимание на содержимое своего телефона. Затем данное понятие появилось в средствах массовой информации по всему миру и было популяризировано кампанией Stop Phubbing, созданной McCann.

Слово «фабби» (от англ. «phubbed», что значит «сбитый с толку») используется для обозначения того, кто подвергается фаббингу, кого игнорируют в ситуации социального взаимодействия. Фаббер - это индивид, который демонстрирует фаббинговое поведение, т. е. пренебрежительное отношение к собеседнику, постоянно отвлекаясь на свой смартфон. Помимо фабби и фаббера в данном явлении, по мнению T. Nazir, S. Bulut, нужно выделить еще одно звено - само социальное окружение, которое вовлекает двух или более человек в социальный контекст, т. е. если нет другого человека, то это не фаббинг [1]. T.R. Nunez, T. Radtke, S.C. Eimler обратили свое внимание на то, как фаббинг влияет на окружение, т. е. свидетелей. Участникам исследования показали фотографии, где были изображены два человека, взаимодействующие в различных аспектах повседневной жизни. К тому же в значительной части ситуаций присутствовал односторонний или взаимный фаббинг. Исследователями было выявлено негативное влияние фаббинга на свидетелей, проявляющееся в виде аффекта и стресса [2].

В настоящее время существует несколько определений фаббинга. Рассмотрим некоторые из них. T. Nazir, M. Piçkin под фаббингом понимают действие, заключающееся в игнорировании кого-либо или нескольких людей во время общественных мероприятий с использованием смартфонов [3]. По мнению J.A. Roberts, M.E. David, фаббинг является разновидностью социальной изоляции и межличностного пренебрежения с целью обозначения перерыва в общении, связанного с отвлечением на мобильный телефон [4]. V. Chotpitayasunondh, K.M. Douglas считают, что фаббинг - это пренебрежительное отношение к кому-либо в социальной среде, когда индивид концентрируется на своем смартфоне вместо того, чтобы обращать внимание на собеседника [5]. Причем данные авторы предполагают, что фаббинг уже становится нормативным поведением в социуме, т. е. поведением, которое соответствует принятым в обществе нормам и ожиданиям [там же]. Другими словами, фаббер превращается в фабби, т. е. неуважительное отношение к собеседнику может вызвать аналогичные ответные действия со стороны партнера (адресата), который почувствовал себя проигнорированным или отвергнутым. Чувство изоляции может подтолкнуть фабби к взаимодействию со своим смартфоном. Фабберы продолжат демонстрировать фаббинговое поведение, считая, что и другие ведут себя подобным образом, а фабби, наблюдая вокруг повсеместно встречающиеся данные негативного действия партнера по общению, могут прийти к выводу, что такое поведение стало нормой в повседневном общении, и не препятствовать ему. Другими словами, чтобы быть включенным в процесс социального взаимодействия, собеседникам приходится выполнять поочередно роли «фаббера» и «фабби», что приводит к порочному циклу. Таким образом, специфика межличностного взаимодействия формирует определенные ожидания участников, которые затем могут приобрести стабильный характер, в дальнейшем стать нормой взаимодействия и оказывать влияние на поведение.

Как справедливо утверждают исследователи E. Katz, M. Aakhus, пользователи мобильных телефонов с одной стороны физически присутствуют «здесь» и «сейчас», но с другой - их внимание направлено на кого-то (или на что-то) через свой смартфон, т. е. они как бы выключены из процесса общения с собеседником, из социального взаимодействия с ним. Данную ситуацию авторы охарактеризовали как «отсутствующее присутствие» [6]. Действительно, в процессе социального взаимодействия поступки человека всегда осознаны и целенаправленны и должны вызывать обратную связь со стороны участника взаимодействия. Обратная связь является показателем того, насколько человек понимает/ принимает адресованные ему коммуникативные и/или деятельностные акты, позволяет оценить результативность переданного сообщения и выступает в качестве существенного фактора, способствующего успешности межличностного/ группового взаимодействия. Фаббер «выключен» из ситуации общения, не уделяет внимание собеседнику, не участвует в диалоге, не проявляет интереса, что находит отражение как на вербальном, так и невербальном уровне. Известно, что невербальные средства коммуникации дополняют, иллюстрируют или замещают вербальное сообщение, помогают выразить эмоции, показывают отношение к собеседнику и т. д. Важная роль в коммуникационном процессе отводится мимике как выразительным скоординированным движениям мышц лица, как одной из форм проявлений эмоциональных реакций человека. Существенное значение в

общении имеет и визуальный контакт, представляющий собой обмен взглядами между партнерами, а также направление взгляда и его продолжительность. По мнению T. Nazir, M. Piçkin и др., зрительный контакт является не только признаком внимательного слушания, но и отражает заинтересованность собеседника в том, что ему говорят [3]. Вербальная коммуникация оценивалась испытуемым как более позитивная, когда она была связана с большим контактом глаз (R.V. Exline, C. Eldridge). Кроме того, ценную информацию об участнике общения можно получить через его жесты, позы, походку и т. д. Так, например, ориентация тела (положение плеч, ног, туловища, головы по направлению к адресату или в другую сторону) также может служить показателем статуса и симпатии, испытываемой к собеседнику. A. Mehrabian, сравнивая вербальное и невербальное общение, приходит к выводу, что только 7% в коммуникации составляют вербальные сообщения, а 93% приходится на невербальные средства: 38% - это тон голоса, 55% - язык тела [7]. Следовательно, чтобы полноценно общаться, необходимо получать не только вербальные, но и невербальные сигналы. Особенно это является важным, если сообщения, поступающие по разным каналам, неконгруэнтны. Отсюда следует, что фаббер теряет до 93% информации при внезапном прекращении разговора, которое сопровождается наклоном головы и отведением взгляда в сторону смартфона, поворотом туловища от собеседника. Он не обращает внимания на собеседника, его реакцию, возможно, и на содержание разговора. Это не позволяет ему установить эмоциональную связь, понять намерения и желания партнера по общению, а также продолжать диалог и поддерживать его, что будет препятствовать эффективной коммуникации. В дальнейшем он может иметь трудности с поддержанием визуального контакта во время разговора, с интерпретацией невербальных сигналов, таких как жесты, мимика, интонация и т. д. Фаббер также будет испытывать затруднение в выражении своих мыслей и эмоций через невербальные средства, трудности в установлении, в поддержании продолжительного контакта с партнером.

Помимо негативного влияния смартфонов на здоровье человека (нарушение биологического ритма, памяти, головные боли, бессонница и т. п.), G.E. Douglas называет и другие последствия:

- аддикции, которые часто связаны с депрессией, тревогой;

- пустую трату времени, поскольку люди тратят значительное время, обмениваясь информацией посредством телефона (более 5 часов в день);

- депрессию, которую могут вызвать, с одной стороны, зацикленность на «лайках» в социальных сетях, а с другой - сокращение взаимодействия «лицом к лицу», что может привести к одиночеству и тревоге;

- отвлекаемость от различных видов деятельности. Собираясь только «проверить» телефон, человек «зависает» в Интернете на несколько часов [8].

Фаббинг оказывает негативное воздействие на человека, по отношению к которому демонстрируют фаббинговое поведение. Феномен фаббинга можно сравнить с остракизмом, не связанным с использованием мобильных устройств, но представляющим собой социальное исключение или игнорирование других. Ряд исследователей (J.A. Roberts, M.E. David, V. Chotpitayasunondh, K.M. Douglas и др.) предполагают, что фаббинг - это форма социальной изоляции, обусловленная смартфонами, которая приводит к неудовлетворению таких фундаментальных потребностей человека, как потребности в принадлежности, самоуважении, контроле, осмысленности своего существования [4; 5].

Фаббинг является достаточно распространенным явлением, полностью захватившим нашу личную и профессиональную жизнь и сопровождающим встречи с друзьями, близкими, различные общественные мероприятия и учебные занятия игнорированием важности установления, поддержания контакта с другими людьми.

Проблема фаббинга в значительной степени становится сложной, когда речь заходит об образовательной среде и обучающихся. Так, например, по данным исследования, проведенным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2018 году, 83% опрошенных считают, что мобильные телефоны мешают школьникам учиться. 73% респондентов поддерживают идею о запрете использования смартфонов и других гаджетов во время занятий, а 69% считают, что данный запрет должен распространяться на всех школьников. Причем данное предложение в равной степени одобряют как родители школьников, так и те, у которых нет детей школьного возраста [9]. Другой опрос, проведенный среди 1 тыс. родителей школьников и учащихся 5—11 классов на территории России в 2020 году образовательным центром Maximum Education, являющимся резидентом IT-кластера инновационного центра «Сколково», выявил, что около 27% российских школьников проводят за гаджетами свыше восьми часов в день. В этой связи был принят Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»», запрещающий учащимся пользоваться средствами связи во время учебных занятий, кроме экстренных случаев. Ограничительные меры в различной степени уже действуют и в других странах Европы и Азии (во Франции, в Германии на территории Баварии, в Греции, Азербайджане, Таджикистане и других странах).

Тем не менее феномен «фаббинг» имеет широкое распространение среди студентов в образовательной среде, о чем свидетельствуют немногочисленные исследования как зарубежных, так и отечественных авторов, которые только

начинают изучать предикторы, эффекты данного явления. Более ранние исследования ученых показали, что ведение диалога с помощью телефона отвлекает не только отправителя текстовых сообщений, но и тех, кто находится рядом (D.Tindell, R. Bohlender). При опросе 269 студентов из университетов исследователи пришли к выводу, что использование мобильного телефона отвлекает от занятия, а также и то, что студенты, занимающиеся перепиской, вообще не обращают внимания на учебный материал. Обучающиеся получали более низкие оценки, хотя при этом считали, что могут набирать, отправлять тексты и параллельно слушать лектора (D.E. Clayson, D.A. Haley). Звонки мобильных телефонов на занятиях ухудшают успеваемость учащихся, особенно во время демонстрации видеопрезентации (C.M. End, S. Worthman, M.B. Mathews, K. Wetterau). В настоящее время смартфоны имеют выход в сеть. Проведенное в 2019 году исследование B. McCoy показало, что студенты используют цифровые устройства для обмена мгновенными сообщениями, просмотра мемов, видео, чтение новостей и т. д., т. е. тратят пятую часть своего времени на занятия, не связанные с выполнением заданий [10]. Таким образом, учащиеся используют свои телефоны во время занятия во внеучебных целях, отвлекаясь сами и отвлекая окружающих людей (других учащихся и преподавателей), что способствует снижению качества усвоения учебного материала. Кроме того, такое поведение студентов во время обучения часто вызывает раздражение у преподавателей (R. Jenkins).

Большой интерес представляет исследование, проведенное T. Nazir в Турции среди преподавателей университетов города Стамбула (50 человек, включающих поровну мужчин и женщин) и их студентов (300 человек, из которых 120 женщин и 180 мужчин). Автора заинтересовало, какое влияние «фаббинг в классе» оказывает на преподавателей и на образовательную среду. Было выявлено, что около 41% студентов хотя бы раз использовали смартфоны во время лекций либо для проверки социальных сетей и мессенджеров, либо просто для веб-серфинга, который не был связан с изучаемыми курсами. Такое поведение студентов оказывало сильное влияние на преподавателей. В зависимости от их принадлежности к той или иной возрастной группе педагоги по-разному оценивали данную ситуацию и себя. Так, молодые преподаватели воспринимали свое лекционное выступление более критично, а преподаватели старшей возрастной группы (старше 40 лет) расценивали такое отношение как неуважение. Но и в первом, и во втором случае это оказало негативное влияние на процесс обучения [11].

Понимая под фаббингом пренебрежительное отношение к другим в ситуации социального взаимодействия, связанное с чрезмерным использованием смартфона, пользователи данным мобильным устройством во время занятия демонстрируют фаббинговое поведение по отношению к окружающим.

Исследование, проведенное N.G. Ugur, T. Koc среди 349 студентов 6 факультетов государственного университета Сакарья в Турции, показало, что даже наличие телефонов в аудитории раздражает одногруппников, хотя фабберам кажется, что они никому не мешают. К тому же студенты считают, что преподаватели не знают о том, что они переписываются. Около 50% опрошенных указали, что на занятиях легко обмениваться письмами незаметно для преподавателя. Большое значение здесь имеет умение скрытно вести диалог в письменной форме, которое связано с наличием друзей и приобретенным опытом отправки текстовых сообщений. Кроме этого, студенты считают, что сложность остаться незамеченным зависит и от размеров аудитории. Чем больше людей в помещении (свыше 50 человек), тем легче отправлять сообщения, не будучи пойманным преподавателем. Другими словами, если аудитория переполнена, то часть студентов на какое-то время может выпасть из поля зрения педагога. Респонденты (84% от всех испытуемых) также признались в том, что преподаватели были бы шокированы, если бы узнали, какой поток текстовых сообщений проходит во время занятия. Данный факт доказывает, что студенты считают, что преподаватели не имеют представления о масштабах распространенности онлайн-коммуника-ции. Исследователи также отмечают, что большую роль играет отношение преподавателя к проводимому им учебному занятию. 64% респондентов признали, что им легче переписываться незаметно, если преподаватель проводит занятия сидя [12].

Несомненный интерес представляют исследования ученых, направленные на выявление детерминант фаббинга, к которым можно отнести аддикции от смартфонов, от социальных сетей, онлайн-игр, выступающими существенными факторами риска в возникновении фаббинга (E. Karadag и др.). Тем не менее не все исследователи связывают фаббинг исключительно с аддиктивным поведением, указывая на то, что ситуативные и личностные факторы также являются значимыми детерминантами (T. Nazir и др.). К ним можно отнести социальную тревожность, нейротизм, степень принадлежности к виртуальному сообществу (A. Guazzini, M. Duradoni и др.), отсутствие самоконтроля, «страх что-то упустить» (V. Chotpitayasunondh, K.M. Douglas) и т. д. Например, одни студенты во время занятия предпочитают быть онлайн, другие занимаются фаббингом ради удовольствия, третьи - из-за скуки на занятии [12].

Таким образом, следует отметить, что все педагоги образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, должны проводить политику по противодействию фаббингу, добиваться от студентов четкого

выполнения всех правил и требований, связанных с использованием смартфонов, соблюдением дисциплины на учебных занятиях. С другой стороны, придерживаясь жесткой стратегии пресечения любых проявлений фаббинга на занятии, преподаватель не должен допустить унижения человеческого достоинства, психического насилия, оскорбления личности студента. Необходимо посредством просвещения повысить осведомленность обучающихся о негативном влиянии фаббинга на самих пользователей, а также на социальное окружение.

Подводя итог вышесказанному, необходимо сделать следующие выводы:

1. Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий появилась возможность общаться и получать информацию в любом месте и в любое время суток. Вместе с тем в настоящее время широкое распространение получило такое явление, как фаббинг, которое является серьезной проблемой современного мира, оказывающее негативное воздействие на всех людей, включенных в систему социального взаимодействия: фаббера, фабби и свидетелей.

Библиографический список

2. Проблема фаббинга в значительной степени осложняется тем, когда речь заходит об образовательной среде и обучающихся. Студенты во время занятий демонстрируют фаббинговое поведение, отвлекаясь сами и отвлекая од-ногруппников и преподавателей, что способствует снижению качества усвоения учебного материала и в конечном счете ухудшению успеваемости. Кроме того, чрезмерное использование смартфона на занятиях может повлиять на эффективность социального взаимодействия между преподавателем и студентом.

3. Разработанные требования в Правилах внутреннего распорядка обучающихся образовательной организации в отношении запрета использования смартфонов на занятии и их неукоснительное выполнение всеми субъектами образовательного пространства будет способствовать преодолению фаббинга.

При дальнейшем изучении данной проблемы представляется важным разработать стратегии и конкретные приемы, направленные на профилактику фаб-бинга в образовательной среде.

1. Bulut S., Nazir T. Phubbing Phenomenon: A Wild Fire, Which Invades Our Social Communication and Life. Open Journal of Medical Psychology. 2020; № 9: 1-6. Available at https://doi:10.4236/ojmp.2020.91001

2. Nunez T.R., Radtke T., Eimler S.C. A third-person perspective on phubbing: Observing smartphone- induced social exclusion generates negative affect, stress, and derogatory attitudes. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2020; № 14 (3). Article 3. Available at https://doi:10.5817/CP2020-3-3

3. Nazir T., Pi§kin M. Phubbing: A Technological Invasion Which Connected the World But Disconnected Humans. The International Journal of Indian Psychology. 2019; № 3 (4): 2349-3429. Available at https://doi:10.25215/0403

4. Roberts J.A., David M.E. My life has become a major distraction from my cell phone: partner phubbing and relationship satisfaction among romantic partners. Computers in Human Behavior. 2016; № 54 (1): 134-141. Available at https://doi: 10.1016/j.chb.2015.07.058

5. Chotpitayasunondh V., Douglas K.M. The effects of «phubbing» on social interaction. Journal of Applied Social Psychology. 2018; № 48 (6): 304-316. Available at https://doi: 10.1111/jasp.12506

6. Katz E., Aakhus M. Perpetual contact: Mobile communication, private talk, public performance. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 2001: 416. Available at https://doi: 10.1017/CB09780511489471

7. Mehrabian A. Tactics of Social Influence. Prentice-Hall, Englewood Cliffs, New Jersey. 1970: 152. Available at https://archive.org/details/tacticsofsociali0000mehr/page/ 154/ mode/2up

8. Douglas G.E. Adverse Effect of Phubbing in the society: A Review International Digital Organization for Scientific Research IDOSR Journal of computer and applied sciences. 2021; № 6 (1): 28-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Смартфоны в школах: запретить нельзя оставить? Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 2018. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/smartfony-v-shkolakh-zapretit-nelzya-ostavit?ysclid=lrxx8gqg7u201755456

10. McCoy B. Gen Z and Digital Distractions in the Classroom: Student Classroom Use of Digital Devices for Non-Class Related Purposes. Journal of Media Education. 2020; № 11 (2): 5-23. Available at https://en.calameo.com/read/0000917898a07ac2096e4

11. Nazir T. Impact of classroom phubbing on teachers who face phubbing during lectures. Psychology Research on Education and Social Sciences. 2020; № 1 (1): 41-47.

12. Ugur N.G., Koc T. Time for Digital Detox: Misuse of Mobile Technology and Phubbing. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; № 195 (1): 1022-1031. Available at https:// doi:10.1016/sbspro.2015.06.491

References

1. Bulut S., Nazir T. Phubbing Phenomenon: A Wild Fire, Which Invades Our Social Communication and Life. Open Journal of Medical Psychology. 2020; № 9: 1-6. Available at https://doi:10.4236/ojmp.2020.91001

2. Nunez T.R., Radtke T., Eimler S.C. A third-person perspective on phubbing: Observing smartphone- induced social exclusion generates negative affect, stress, and derogatory attitudes. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2020; № 14 (3). Article 3. Available at https://doi:10.5817/CP2020-3-3

3. Nazir T., Pi§kin M. Phubbing: A Technological Invasion Which Connected the World But Disconnected Humans. The International Journal of Indian Psychology. 2019; № 3 (4): 2349-3429. Available at https://doi:10.25215/0403

4. Roberts J.A., David M.E. My life has become a major distraction from my cell phone: partner phubbing and relationship satisfaction among romantic partners. Computers in Human Behavior. 2016; № 54 (1): 134-141. Available at https://doi: 10.1016/j.chb.2015.07.058

5. Chotpitayasunondh V., Douglas K.M. The effects of «phubbing» on social interaction. Journal of Applied Social Psychology. 2018; № 48 (6): 304-316. Available at https://doi: 10.1111/jasp.12506

6. Katz E., Aakhus M. Perpetual contact: Mobile communication, private talk, public performance. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 2001: 416. Available at https://doi: 10.1017/CBO9780511489471

7. Mehrabian A. Tactics of Social Influence. Prentice-Hall, Englewood Cliffs, New Jersey. 1970: 152. Available at https://archive.org/details/tacticsofsociali0000mehr/page/ 154/ mode/2up

8. Douglas G.E. Adverse Effect of Phubbing in the society: A Review International Digital Organization for Scientific Research IDOSR Journal of computer and applied sciences. 2021; № 6 (1): 28-32.

9. Smartfony v shkolah: zapretit' nel'zya ostavit'? Vserossijskij centr izucheniya obschestvennogo mneniya (VCIOM). 2018. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/smartfony-v-shkolakh-zapretit-nelzya-ostavit?ysclid=lrxx8gqg7u201755456

10. McCoy B. Gen Z and Digital Distractions in the Classroom: Student Classroom Use of Digital Devices for Non-Class Related Purposes. Journal of Media Education. 2020; № 11 (2): 5-23. Available at https://en.calameo.com/read/0000917898a07ac2096e4 https://en.calameo.com/read/0000917898a07ac2096e4

11. Nazir T. Impact of classroom phubbing on teachers who face phubbing during lectures. Psychology Research on Education and Social Sciences. 2020; № 1 (1): 41-47.

12. Ugur N.G., Koc T. Time for Digital Detox: Misuse of Mobile Technology and Phubbing. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; № 195 (1): 1022-1031. Available at https:// doi:10.1016/sbspro.2015.06.491

Статья поступила в редакцию 31.01.24

УДК 378.016:811.161.1

Guan Shaoyang, Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Dalian University of Foreign Languages (Dalian, China), E-mail: guanshaoyang@mall.ru

A STUDY ON THE TRAINING OF INTERDISCIPLINARY RUSSIAN-SPEAKING SPECIALISTS IN UNIVERSITIES OF LIAONING PROVINCE WITHIN THE FRAMEWORK OF THE BELT AND ROAD INITIATIVE. The scientific article is a comprehensive study of the training of interdisciplinary Russian-speaking specialists in universities of Liaoning Province within the framework of the Belt and Road strategy. Particular attention is paid to incorporating real-life work scenarios and professional skills into training programs, supporting the Belt and Road Initiative. The study describes strategies such as personalized online platforms and flexible learning modalities to support student motivation and overcome spatial and time constraints. The author reveals principles for designing textbooks that focus on real-world work scenarios and suggests strategies for emphasizing hands-on learning through real-life cases and projects. The results of the study allow us to offer specific recommendations for improving the quality of education and training of interdisciplinary Russian-speaking specialists, adapting educational standards to the requirements of the Belt and Road Initiative.

Key words: Belt and Road Initiative, training of interdisciplinary Russian-speaking specialists, Liaoning universities, specialist training model

Гуань Шаоян, канд. филол. наук, ст. преп., Даляньский университет иностранных языков, г. Далянь, E-mail: guanshaoyang@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.