Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ФАББИНГА КАК ПРЕДИКТОРА ДЕСТРУКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ФАББИНГА КАК ПРЕДИКТОРА ДЕСТРУКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
618
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАББИНГ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕВИАНТНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / КИБЕР-ОПАСНЫЕ ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ / «СИНДРОМ УПУЩЕННОЙ ВЫГОДЫ»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куропятник Дмитрий Леонидович, Кулибаба Николай Владимирович

В данной статье поднимается острая проблема, связанная с проявлениями фаббинга, особенно экстраполированными в молодежной среде, что влечет за собой ряд негативных последствий и требует профилактического вмешательства, т.к. смартфоны усиливают чувство изолированности от социального окружения и негативно сказываются на качестве выстраиваемых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF PREVENTING FABBING AS A PREDICTOR OF DESTRUCTIVE COMMUNICATION

This article raises an acute problem related to the manifestations of fabbing, especially extrapolated in the youth environment, which entails a number of negative consequences and requires preventive intervention, since smartphones increase the sense of isolation from the social environment and negatively affect the quality of relationships built.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ФАББИНГА КАК ПРЕДИКТОРА ДЕСТРУКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ»

Психология

УДК 316.472

старший преподаватель кафедры информационной безопасности Куропятник Дмитрий Леонидович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры информационной безопасности Кулибаба Николай Владимирович Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

К ВОПРОСУ О ПРОФИЛАКТИКЕ ФАББИНГА КАК ПРЕДИКТОРА ДЕСТРУКТИВНОСТИ

ОБЩЕНИЯ

Аннотация. В данной статье поднимается острая проблема, связанная с проявлениями фаббинга, особенно экстраполированными в молодежной среде, что влечет за собой ряд негативных последствий и требует профилактического вмешательства, т.к. смартфоны усиливают чувство изолированности от социального окружения и негативно сказываются на качестве выстраиваемых отношений.

Ключевые слова: фаббинг, социальные отношения, девиантные коммуникации, виртуальная зависимость, кибер-опасные паттерны поведения, нарушения социальных норм, «синдром упущенной выгоды».

Annotation. This article raises an acute problem related to the manifestations of fabbing, especially extrapolated in the youth environment, which entails a number of negative consequences and requires preventive intervention, since smartphones increase the sense of isolation from the social environment and negatively affect the quality of relationships built.

Keywords: fabbing, social relations, deviant communications, virtual addiction, cyber-dangerous patterns of behavior, violations of social norms, " lost profit syndrome».

Введение. В настоящее время смартфоны являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Они предоставляют своим пользователям большие возможности в выстраивании коммуникации с другими людьми, облегчают социальное взаимодействие и доступ к информации. Однако, несмотря на очевидные преимущества смартфонов, в последние годы исследователи все больше беспокоятся об их потенциальном неблагоприятном воздействии на психическое и физическое здоровье, а также качество социальных взаимодействий.

Проблемное использование смартфонов сегодня является широко распространенным явлением, особенно часто данный феномен встречается среди подростков и молодежи, что связанно с тем, что данные группы наиболее часто используют смартфоны для установления социальных отношений.

Последние несколько лет внимание зарубежных исследователей стала привлекать проблема фаббинга. Данный термин является относительно новым, он появился в 2012 году, происходит от английских слов «phone» - телефон и «snubbing» - пренебрежение. Фаббинг имеет место тогда, когда человек игнорирует своих партнеров по социальному взаимодействию и вместо общения с ними сосредотачивает свое внимание на смартфоне. Данное социальное явление получило широкое распространение в современном обществе. В зарубежных исследованиях установлена взаимосвязь между фаббингом и проблемным использованием смартфонов, которое в ряде случаев выступает как способ бегства от ситуаций одиночества, беспокойства и тревоги. Однако, фаббинг, в данных случаях, не только не помогает, но и усугубляет проблемы фабберов, так как смартфоны усиливают чувство изолированности от социального окружения и негативно сказываются на качестве выстраиваемых отношений. В существующих по этой теме зарубежных исследованиях изучены факторы фаббинга, его последствия, ролевая структура данного социального явления, выделены типы фаббинга, предприняты попытки создания методик, предназначенных для диагностики данного феномена (K. M. Douglas, V. Chotpitayasunondh, S. Balta, J. Aagaard, E. Karadag).

Фаббинг ставит под угрозу «живое» социальное взаимодействие, имеет ряд негативных психологических последствий, как для людей, которые используют смартфон во время взаимодействия с другими людьми (фабберы), так и для их партнеров по общению (фабби).

В ходе обобщения ряда проведенных исследований в молодежной среде, было выявлено, что 73% учащихся сталкиваются с ситуацией фаббинга хотя бы раз в неделю, 7% респондентов отметили, что являются жертвами фаббинга практически каждый день. Эти данные указывают на широкое распространение данного социального явления в подростковой среде. Однако модели и программы осуществления профилактики фаббинга среди подростков в образовательных учреждениях отсутствуют. Все это свидетельствует о наличии противоречия между увеличением практической потребности в социально-педагогической профилактике фаббинга в подростковой среде и отсутствием теоретико-эмпирически обоснованных профилактических программ, направленных на профилактику данного явления [1].

Методологические и теоретические основания исследования проблемы фаббинга базируются на подходах В. Д. Менделевича в понимании фаббинга как разновидности девиантного поведения, концепции социальной патологии П.Б. Ганнушкина, подходе Е. Карадаж в понимании сущности фаббинга, подходе В. Чотпитаясунонд, К.М. Дуглас в рассмотрении факторов и последствий фаббинга [1].

Изложение основного материала статьи. Активные изменения в жизни современного общества, связанные с распространением смартфонов, приводят к появлению ряда новых неблагоприятных социальных явлений. Одним из таких явлений современности является фаббинг. Термин «фаббинг» появился недавно, впервые он был употреблен в 2012 году в новом издании австралийского словаря. В 2016 году слово «фаббинг» было добавлено в Оксфордский словарь английского языка и рассматривалось в данном словаре как практика игнорирования собеседника или собеседников, с тем, чтобы уделить внимание своему телефону или другому устройству. Можно выделить два основных подхода к пониманию сущности фаббинга в

зарубежной психологии: в рамках первого подхода фаббинг рассматривается как проявление виртуальных зависимостей (интернет-зависимость, игровая зависимость); согласно второму подходу, фаббинг интерпретируется как новая норма социального поведения.

Е. Карадаж, определяя термин «фаббинг», выделяет следующие существенные характеристики, наличие которых позволяет выявить данное явление в поведение людей: использование телефона во время разговора с другим человеком; избегание межличностного общения в реальной жизни [2]. О.А. Екимчик рассматривает фаббинг как особенность проявления субкультуры подростков, а не как отклонение в поведении, также автор указывает, что: «фаббинг является характерной чертой поведения студентов и подростков, балансирующих между реальным и виртуальным общением» [3, с. 203].

Наиболее целесообразно рассматривать фаббинг именно как отклонение в поведении, а не как паттерн поведения подростка. Это связанно с тем, что фаббинг как поведенческий акт нарушает социальные нормы, влечет за собой негативные последствия, как для человека, выступающего в роли фаббера, его ближайшего окружения, так и для общества в целом, кроме того, фаббинг присутствует не только среди людей подросткового возраста, но и среди людей разных возрастных групп. Фаббингу присущи все перечисленные выше признаки социальной патологии, данное поведение имеет длительный характер, проявляется во многих сферах жизнедеятельности и негативно сказывается на социальной адаптации индивида.

Признание фаббинга отклонением в поведении влечет за собой осознание необходимости проведения профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на снижение распространения данного социального явления в обществе. Необходимо четко понимать сущностную характеристику отличий между фаббингом и близкими к нему виртуальными зависимостями, такими как: интернет-аддикция, компьютерная зависимость. Данные социальные явления имеют много общих черт, но между ними существуют и значимые различия. Виртуальная зависимость является одним из видов не химических аддикций и представляет собой зависимость индивида от виртуальной реальности.

Отличие фаббинга от виртуальных зависимостей заключается в следующем: при фаббинге не отмечается утрата прежних интересов индивида; у фабберов не наблюдается негативных физиологических нарушений, которые могут иметь место у виртуальных аддиктов; в отличие от индивидов с виртуальной зависимостью, у которых не первом месте все время находится виртуальная реальность, фабберы уделяют внимание и другим сферам жизни; фаббинг является явлением двунаправленным, в ситуациях фаббинга всегда есть фаббер и фабби.

В качестве общих черт фаббинга и виртуальных зависимостей выступают: чрезмерное использование смартфона; низкая способность индивида контролировать время, проведенное за смартфоном; нарушение коммуникации с другими людьми; устойчивый характер отклонений; наличие негативных психологических последствий. Важно уточнить, что перечисленные выше признаки встречаются как при виртуальных зависимостях, так и при фаббинге, однако при каждом из этих явлений они имеют разную степень выраженности. При виртуальной зависимости представленные признаки выражены в большей степени, чем при фаббинге.

Таким образом, пренебрежение партнером, проявляемое в общении, и использование смартфона во время разговора могут выступать в роли самостоятельного социального явления, называемого фаббингом, либо в совокупности с другими признаками являться проявлениями виртуальных зависимостей. Однако, в обоих случаях данное поведение стоит рассматривать как девиантное. Можно предположить, что в некоторых случаях фаббинг без должного коррекционного воздействия может перерасти в виртуальную зависимость.

Фаббинг подразумевает взаимодействие человека в социальных ситуациях со своим смартфоном, а не с присутствующими людьми. В ролевой структуре фаббинга выделяются фаббер и фабби. Фаббер - это индивид, который пренебрегает другим человеком в социальной ситуации, уделяя внимание своему смартфону, а фабби может быть определен как человек, которого игнорирует его собеседник в ситуации взаимодействия, используя свой телефон. Факторами, предрасполагающими к фаббингу, являются: чрезмерное использование смартфона; «синдром упущенной выгоды»; низкий самоконтроль. Под чрезмерным использованием смартфона понимается такая частота и длительность использования смартфона, которая приводит к конфликтам в других сферах жизни человека и вызывает переживание потери контроля. Более широким понятием выступает проблемное использование, связанное с любым применением технологий во вред себе и/или другим. Г.У. Солдатова и Е.И. Рассказова выделяют следующие признаки чрезмерного использования Интернета: синдром отмены: ограничение или прекращение использования смартфона приводит к появлению тревожности и раздражительности; потеря контроля, которая проявляется в снижении способности контролировать начало, окончание и время использования смартфона и в безуспешных попытках сократить или контролировать время пользования телефоном; замена реальности [4].

Чрезмерное использование смартфона может привести к серьезным нарушениям психических и познавательных процессов, особенно в подростковый период. К негативным последствиям, к которым приводит чрезмерное использование смартфона, А.В. Ли относит уменьшение резервов памяти, усталость, снижение концентрации внимания и рассеянность [5, с. 760]. «Синдром упущенной выгоды» представляет собой навязчивое опасение упустить важное событие, интересный опыт, хорошую возможность. Данный синдром характеризуется стремлением быть доступным для общения в любое время, желанием постоянно оставаться на связи, все время обновлять социальные сети. К. Андри и Р. Коди указывают на то, что «синдром упущенной выгоды» связан с ситуативным или хроническим неудовлетворением психологических потребностей. Согласно данной точке зрения, люди с низким уровнем удовлетворения базовых психологических потребностей стремятся проводить больше времени в социальных сетях, так как воспринимают их как ресурс для взаимодействия с другими людьми и углубления социальных связей. Наиболее распространенными проявлениями «синдрома упущенной выгоды» выступают такие негативные эмоциональные переживания, как одиночество и скука, которые могут побуждать людей проводить все больше времени за использованием смартфона. Люди с явно выраженным синдромом упущенной выгоды, как правило, заходят в социальные сети сразу после пробуждения, перед тем, как заснуть и во время приема пищи.

Некоторые исследователи предполагают, что синдром упущенной выгоды может быть источником плохого настроения или депрессивных переживаний, так как данный синдром негативно сказывается на уровне психологического благополучия личности. Игнорирование собеседника с помощью смартфона может

привести к преднамеренному или непреднамеренному аналогичному ответу на такое поведение. В свою очередь, взаимность в ситуации фаббинга влияет на оценку данного социального явления как нормативного или приемлемого. Фаббинг становится нормой для людей в результате наблюдаемого и личного поведения при постоянной смене ролей фаббера и фабби. Когда люди испытывают в роли фабби и наблюдают фаббинг в поведении окружающих, они могут прийти к заключению, что данный вариант поведения является социально приемлемым. В ситуации, когда человек отвечает на фаббинг аналогичным поведением, он одновременно выступает и в роле фаббера, и в роле фабби. Когда фаббер переводит взгляд на свой телефон, это сигнализирует его собеседнику об отсутствии заинтересованности во взаимодействии и отстраненности. Ситуация фаббинга начинает вызывать беспокойство именно из-за отсутствия зрительного контакта, так как он сигнализирует о заинтересованности и включенности собеседника в процесс общения. Человек испытывает больше негативных переживаний, когда он говорит, а его собеседник смотрит в телефон, чем, когда он слушает, а его партнер по общению разговаривает с ним, смотря при этом в телефон.

В зарубежных исследованиях выделяют несколько видов фаббинга в зависимости от сферы, в которой он имеет место. Например, выделяют партнерский фаббинг, который имеет место в романтических отношениях, босс-фаббинг, с которым сотрудники сталкиваются на рабочем месте и родительский фаббинг, который проявляется в детско-родительских отношениях. Большое количество современных исследований посвящено исследованию влияния родительского фаббинга на воспитание и развитие личности детей. Если в поведении индивида устойчиво проявляется пренебрежение партнером по общению, связанное с использованием телефон во время разговора с ним, и если такое поведение вызывает негативные психологические последствия для какой-либо из сторон или для всего общества, то в данном случае мы можем говорить о фаббинге как об одной из форм девиантного поведения. Исследователями было выявлено, что фаббинг влечет за собой ряд негативных психологических последствий. Данные последствия в ситуации фаббинга наступают, как для человека, который проявляет пренебрежение к своему партнеру по общению, уделяя больше внимания своему смартфону, т. е. для фаббера, так и для человека, которого игнорируют, т. е. для фабби.

Фаббинг как социальное явление приводит к социальной изоляции, которая угрожает фундаментальным человеческим потребностям, а также связана с негативными эмоциональными переживаниями. Социальная изоляция угрожает индивидуальной принадлежности, приводит к ощущению безнадежности и беспомощности, которые возникают у человека, выступающего в роли фабби. Переживание фаббинга в общении оказывает негативное влияние на качество общения и удовлетворенность отношениями. Фаббинг снижает настроение и угрожает фундаментальным потребностям.

Дж. Робертс и М. Дэвид в своем исследовании указывают на то, что фаббинг оказывает прямое негативное влияние на удовлетворенность отношениями и косвенное влияние на уровень депрессии и снижение удовлетворенности жизнью в целом. Также было выявлено, что фаббинг негативно сказывается на близости людей, доверии их друг к другу, на качестве коммуникации. Психологическое благополучие человека зависит от качества межличностных отношений, которые он выстраивает с окружающими людьми. Удовлетворенность межличностными отношениями, в которые включен человек, и удовлетворенность своей позицией в данных отношениях является важнейшим критерием социальной адаптации индивида. То есть фаббинг ввиду неудовлетворенности выстраиваемыми межличностными отношениями приводит к нарушениям социальной адаптации.

Выводы. В целом, негативное влияние, которое оказывает фаббинг, проявляется следующим образом. Снижение способности к построению коммуникации без использования смартфона. Пренебрежение «живым» общением, которое проявляет фаббер, когда уделяет свое внимание телефону или другому устройству, игнорируя при этом собеседника и демонстрируя незаинтересованность общением, способствует снижению у фаббера способности к построению коммуникации с другими людьми без использования смартфона.

Происходит уменьшение уровня доверия к собеседнику; возникает чувство отчаяния и беспомощности у жертв фаббинга; отношения с партнерами по общению становятся напряженными, проявляется ревность; ухудшается настроение у жертв фаббинга, возникает социальная изоляция, которая влечет за собой изменения организации жизни человека, его коммуникации, трансформацию традиционных социальных связей. Негативное влияние, которое фаббинг оказывает на все общество в целом, заключается в том, что массовое распространение данного социального явления приводит к тому, что люди становятся более апатичными к окружающей среде, у них нарушается эмоциональная связь с другими людьми.

Чтобы подчеркнуть серьезность негативного влияния фаббинга на людей Т. Назир и М. Пишкин определили фаббинг как «технологию, соединяющую мир, но разделяющую людей». В другом исследовании (Н. Красонова и др.) было подчеркнуто, что фаббинг оказывает токсическое воздействие на социальное общение людей, в данном исследовании отмечалась опасность этого социального явления для межличностных отношений. Таким образом, фаббинг как социальное явление влечет за собой ряд негативных последствий, как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. Возникновение представленных выше негативных психологический последствий фаббинга зависит от частоты и длительности его проявления в межличностных отношениях. Большое влияние на осознание данных последствий имеют принятые в обществе нормы общения между людьми. Если в виду распространения фаббинга, данное поведение будет рассматриваться как поведение, соответствующее принятым нормам, то на его последствия не будет обращаться должное внимание, либо они будут расцениваться как незначительные.

Несмотря на существующие исследования сущности фаббинга, его ролевой структуры, особенностей проявления и последствий, проблема профилактики фаббинга в современной науке является недостаточно изученной. Учитывая широкое распространение данного социального явления и негативные последствия, которые влечет за собой фаббинг, профилактическая работа в данном направлении является необходимой.

Развитые коммуникативные способности помогут подросткам осуществлять конструктивное социальное взаимодействие в реальном мире без использования смартфона. В ситуации фаббинга происходит нарушение норм этики общения, поэтому при профилактики данного социального явления необходимо прививать учащимся этические нормы общения. Работа должна быть направлена на развитие речевого этикета, формирование у учащихся принципа кооперативного и вежливого общения. Данное направление профилактики может осуществляться в учебное время и в ходе тренинговых занятий во внеучебное время.

Знание подростками норм этики общения может способствовать снижению распространенности фаббинга, развитию межличностных отношений в подростковой среде. Таким образом, в качестве основных направлений профилактики фаббинга в подростковой среде могут выступать: профилактика чрезмерного использования смартфонов; развитие коммуникативной компетентности; знакомство с этическими нормами общения. Профилактическая работа, осуществляемая по данным направлениям, может способствовать развитию уважительных отношений между учащимися и снижению распространенности фаббинга среди подростков.

Литература:

1. Douglas, K.M. The effects of "phubbing" on social interaction / K.M. Douglas, V. Chotpitayasunondh // Journal of applied social psychology. - 2018. - Vol. 48. - P. 304-316.

2. Karadag, E. Determinants of phubbing, which is the sum of many virtual addictions: a structural equation model / E. Karadag, S.B. Tosunta§, E. Erzen, P. Duru // Journal of behavioral addiction. - 2015 - Vol. 4. - P. 60-74.

3. Екимчик, О.А. «Фаббинг» в субкультуре подростков / О.А. Екимчик // Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития: материалы Международной научной конференции (г. Москва, 2019). - 2019. - С. 202-208.

4. Солдатова, Г.У. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова // Психологический журнал. - 2013. - № 4. - С. 79-88.

5. Ли, А.В. Влияние мобильных и мультимедийных устройств на когнитивные функции подростков / А.В. Ли // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - № 5. - C. 760-766.

Психология

УДК 159.9.018

кандидат психологических наук, доцент Лукьянов Алексей Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОЛОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Аннотация. В статье рассмотрена сущность методов математической статистики как одного из инструментов профессиональной деятельности психолога-исследователя. Показано, что при существовании естественно-научной и гуманитарной парадигм в психологии нет их конфронтации на содержательном уровне. Представлена специфика отношения психолога-исследователя к исследуемой реальности как её преобразование в соответствии с пятью типами операций - психолого-психологических, психолого-математических, математико-математических, математико-психологических и психолого-психологических-«штрих». Особое внимание уделено пятому типу операций, включающему процедуру интерпретации психологом-исследователем полученных результатов, что обеспечивает их идентификацию с наукой, которую они могут обогатить на конкретно-научном уровне. Предложено понимание того, что выбор инструмента профессиональной деятельности психологом-исследователем или практиком не ограничен рамками парадигмы, а определяется целями и задачами конкретной исследовательской практики.

Ключевые слова: методы математической статистики, психологическое исследование, психолог-исследователь, гуманитарная парадигма, естественно-научная парадигма.

Annotation. The article considers the essence of methods of mathematical statistics as one of the tools of professional activity of a research psychologist. It is shown that with the existence of natural-scientific and humanitarian paradigms in psychology, there is no confrontation at the content level. The article presents the specifics of the attitude of a research psychologist to the reality under study as its transformation in accordance with five types of operations - psychological-psychological, psychological-mathematical, mathematical-mathematical, mathematical-psychological and psychological-psychological-"stroke". Special attention is paid to the fifth type of operations, which includes the procedure of interpretation by a research psychologist of the results obtained, which ensures their identification with science, which they can enrich at a specific scientific level. It is suggested to understand that the choice of a professional activity tool by a research psychologist or a practitioner is not limited by the framework of the paradigm, but is determined by the goals and objectives of a specific research practice.

Keywords: methods of mathematical statistics, psychological research, research psychologist, humanitarian paradigm, natural-scientific and humanitarian paradigm.

Введение. Сегодня в гуманитарных науках, результаты которых, в первую очередь, качественные, необходимым условием получения достоверных результатов традиционно считается применение математико-статистических методов на этапе обработки результатов. И если, например, в экономической науке количественная обработка и собственно результаты исследования часто представляют собой причину и следствие или даже так сильно переплетены, что представляют единое целое, то в психологии количественная обработка результатов исследования может не иметь значения вообще (несколько укрупняя и обобщая по шифрам научных специальностей - в истории психологии, медицинской и коррекционной психологии и др.) или выступать одним из средств доказательства достоверности выводов. Реализация данного понимания математических методов в психологии не всегда чётко осознаётся психологами-исследователями, которые часто являются одновременно преподавателями, а, значит, вместе с ними - нет чёткого представления и у студентов как возможных будущих психологов-исследователей при освоении соответствующих учебных дисциплин, входящих в учебные планы их профессиональной подготовки (А.Д. Наследов, Т.Н. Корнилова, Е.В. Сидоренко [4; 6; 9]).

Современная ситуация в этой области может быть описана так: «"Брак" психологии с математикой - это брак по принуждению или недоразумению ... пока психология не докажет, что может существовать независимо от математики, развод невозможен. Нам придётся применять математические методы, чтобы избавиться от необходимости объяснять, а почему мы, собственно, их не использовали?» (Сидоренко Е.В. [9, с. 6]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.