Научная статья на тему 'Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ О МЕСТЕ И РОЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ О МЕСТЕ И РОЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Достоевский / интеллигенция / русский народ / просвещение / культура / знание / радикализм / нигилизм / либерализм / русское православие / Dostoevsky / intellectuals / Russian people / enlightenment / culture / knowledge / radicalism / nihilism / liberalism / Russian Orthodoxy

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бадалова Елена Валерьевна, Ершов Богдан Анатольевич, Тонких Владимир Алексеевич

В статье раскрываются взгляды Ф.М. Достоевского на место и роль интеллигенции в русском обществе, заключавшиеся в распространении просвещения, знаний и культуры среди русского народа. Анализируется отношение писателя к либеральной и радикальной интеллигенции в его художественных и публицистических произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бадалова Елена Валерьевна, Ершов Богдан Анатольевич, Тонких Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

F.M. DOSTOEVSKY ON THE PLACE AND ROLE OF INTELLECTUALS IN RUSSIAN SOCIETY

The article reveals F.M. Dostoevsky's views on the place and role of intellectuals in Russian society, which consisted in spreading enlightenment, knowledge and culture among the Russian people. The writer's attitude to liberal and radical intelligentsia in his artistic and journalistic works is analyzed.

Текст научной работы на тему «Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ О МЕСТЕ И РОЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

Дата публикации: 25 ноября 2023 DOI: 10.52270/26585561_2023_20_22_80

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ О МЕСТЕ И РОЛИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В

РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Бадалова Елена Валерьевна1, Ершов Богдан Анатольевич2, Тонких Владимир Алексеевич3

1 Кандидат исторических наук, доцент, Воронежский государственный университет, Университетская площадь 1, Воронеж, Россия, E-mail: [email protected]

2Доктор исторических наук, профессор, академик РАЕ, Воронежский государственный технический университет, ул. 20-летия Октября 84, Воронеж, Россия, E-mail: bogdan [email protected]

3Доктор исторических наук, профессор, Воронежский государственный университет, Университетская площадь 1, Воронеж, Россия, E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье раскрываются взгляды Ф.М. Достоевского на место и роль интеллигенции в русском обществе, заключавшиеся в распространении просвещения, знаний и культуры среди русского народа. Анализируется отношение писателя к либеральной и радикальной интеллигенции в его художественных и публицистических произведениях.

Ключевые слова: Достоевский, интеллигенция, русский народ, просвещение, культура, знание, радикализм, нигилизм, либерализм, русское православие.

I. ВВЕДЕНИЕ

В творческом наследии Ф.М. Достоевского, в его художественных и публицистических произведениях дан глубокий анализ социальной структуры российского общества, социальных слоев и групп. Писатель изображал представителей различных сословий и социальных слоев: купечества (Быков, Лужин, Рогожин и др.); студенчества (Разумихин, Раскольников, Шатов и др.); жителей социального дна (Прохарчин, узники Мертвого дома и др.), выходцев из элитных слоев (Юлиан Мастакович, генерал Епанчин, князь Валковский, князь К. из «Дядюшкина сна» и др.), служителей Русской Православной Церкви (отец Тихон, старец Зосима), помещиков (Егор Ростанев, Андрей Версилов и др.); мелких чиновников (Макар Девушкин, Яков Голядкин, Вася Шумков и др.). В его произведениях почти не встретить представителей рабочего класса (писатель был далек от пролетариата) и мало образов крестьян (мужик Марей). Достоевский плохо знал российскую деревню и преимущественно по впечатлениям детства. Тема крестьянства была далека от Достоевского -городского писателя.

80

Тем не менее, вопросы крестьянской реформы неоднократно обсуждались на страницах журнала «Время». Особое внимание Достоевский уделял дворянской и разночинной интеллигенции, видел в ней передовую, прогрессивную часть российского общества с особой социальной и духовно-нравственной миссией. Если дворянская интеллигенция была близка и понятна Достоевскому (он сам принадлежал к ней), то разночинная интеллигенция стала новым социально-политическим явлением в пореформенной России. Главным социальным предназначением интеллигенции писатель считал распространение грамотности, знаний в обществе на основе «почвенничества». В статье «Два лагеря теоретиков» он писал: «Народ оттого беден и голоден, что невысок у него... нравственный уровень, что он не умеет извлекать для себя пользу из тех огромных естественных богатств, какие у него под рукой. Значит, прежде всего нужно позаботиться об его умственном развитии» [1].

II. ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Писатель верил в то, что русский народ найдет в себе моральные и духовные силы для преодоления тяжелых социальных и нравственных недугов. Он отмечал: «.Судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает». И далее: «Нет, судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений; они срослись с душой его искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом, и все это в самом привлекательном гармоническом соединении» [3].

Коренной чертой русского народа, помогавшей ему в трудные исторические периоды преодолевать трудности, Достоевский считал «потребность страдания, всегдашнего и неутолимого, везде и во всем. Этою жаждою страдания он, кажется, заражен искони веков. Страдательная струя проходит через всю его историю, не от внешних только несчастий и бедствий, а бьёт ключом из самого сердца народного. У русского народа даже в счастье непременно есть часть страдания, иначе счастье его для него неполно» [4]. Тема страдания народа, отдельного человека была глубоко созвучна душевному настрою самого Достоевского, прошедшего через тюремное заключение в Петропавловской крепости, инсценировку смертной казни на Семеновском плацу, сибирскую каторгу, солдатскую службу в николаевской армии. Его герои всегда страдают, проходят через тяжелые душевные испытания, которые кажутся не под силу обыкновенному человеку.

На этом пути преодолеть суровые испытания жизнью Достоевскому помогала глубокая вера в Иисуса Христа. Самым главным знанием русого народа писатель считал знание Иисуса Христа. «Христа он знает и носит его в своем сердце искони. В этом нет никакого сомнения» [5]. В статье «Мечты и грёзы», опубликованной в журнале «Гражданин» (1873. № 21), Достоевский рассуждал об эволюции концепции «почвенничества». Если в 1860-е годы он считал русский народ единственным источником обновления общественной жизни России, то в начале 1870-х годов в период подготовки «Дневника писателя», вынужден был признать роль интеллигенции в условиях «всеобщего разложения» общества.

Русский народ, по мнению Достоевского, «найдет в себе охранительную силу, которую всегда находил; найдет в себе начала, охраняющие и спасающие,- вот те самые, которых ни за что не находит в нем наша интеллигенция. Не захочет он сам кабака; захочет труда и порядка, захочет чести, а не кабака!..» [6].

Подобные настроения были весьма сильны в российском обществе 1870-х годов, когда передовая русская интеллигенция стала выступать за нравственное оздоровление народа, стремилась к распространению в народе просвещения, знаний, призывала к единению народа и интеллигенции («хождение в народ», предпринятое народниками). В «Дневнике писателя» Достоевский еще раз призывал нести в народ культуру, просвещение, знания. По его мнению, интеллигенция в долгу перед народом. «.Мне воображается, что даже самый беднейший какой-нибудь школьный учитель и тот бы ужасно много мог сделать и единственно одной своей инициативой, захоти только сделать! <...>

81

Даже самый мелкий сельский школьный учитель мог бы взять на себя весь почин, всю инициативу освобождения народа от варварской страсти к пьянству, если бы только того захотел» [7].

Мыслитель хорошо понимал интересы, мысли и действия передовой части дворянской интеллигенции. Один из ее представителей князь Лев Мышкин - идеал Достоевского. Писатель стремился «изобразить вполне прекрасного человека. Труднее того, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно. <...> Идея эта и прежде мелькала в некотором художественном образе...» [8].

Писатель изобразил своего главного героя как носителя высокой христианской нравственной и духовной идеи, которой он следовал в повседневной жизни. Эти идеи и чувства проявляются в отношении князя Мышкина к детям. Тема детей - особая в творчестве Достоевского. Дети выступали в его произведениях мерилом всех человеческих отношений. «Через детей душа лечится.» [9]. Дети тянулись к князю, чувствуя, что он чист, не такой, как другие взрослые.

Другой яркий образ высоконравственного человека в творчестве писателя - Алеша Карамазов -самый младший из братьев Карамазовых. В нем сконцентрирована нравственная чистота, свет, шедший из монастыря, в котором проживал Алеша, не будучи монахом. Он сформировался как целостная личность под влиянием православия. Исходным началом нравственности Алеша считал любовь. «И вообще все это последнее время какой-то глубокий, пламенный внутренний восторг все сильнее и сильнее разгорался в его сердце» [10].

Достоевский вел полемику с представителями лагеря революционных демократов (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев, М. Антонович и др.). В декабрьской книжке журнала «Современник» была опубликована статья молодого литератора М. Антоновича «О почве (не в агрономическом смысле), а в духе «Времени». Автор отстаивал мысль о том, что для освобождения народа мало составить для него азбуку и читальник, а надо освободить народ от гнета помещиков, обеспечить материальные условия жизни, быта, бороться за улучшение жизни народа [11].

Ответ этой идее был дан Достоевским в статье «Два лагеря теоретиков», в которой он призывал революционно-демократическую интеллигенцию сплотиться на едином фундаменте «почвенничества». Со второй половины 1861 года писатель перешел от литературной полемики к жесткой дискуссии с радикальной интеллигенцией о путях развития России. Будучи эмоциональным человеком, Достоевский принимал критику его идей близко к сердцу и не всегда был справедлив к своим идейным оппонентам, часто споря по мелочам, упуская при этом главное. Подобного рода полемика не производила благоприятного впечатления на общественность.

Резко негативно, вплоть до неприятия, мыслитель относился к крайним проявлениям радикализма - нигилизму. Покушение Д. Каракозова на императора Александра II окончательно утвердило Достоевского в качестве непримиримого и последовательного противника любых форм нигилизма (социализма) во всех его формах и проявлениях, будь то революция, террор, бунт и т.п. Данная тенденция в его художественных и публицистических произведениях постоянно усиливалась.

Яркие образы современных радикалов изображены в романе Достоевского «Бесы». Частично эти настроения черпались им из повседневной практики (убийство студента Иванова членами организации «Народная расправа»). На Достоевского это жестокое убийство произвело сильное впечатление. Писатель показал, что нигилизм (социализм) ставил целью борьбу с российской властью, тем более, что с 1866 года начались террористические акции против императора Александра II, которого писатель боготворил.

Нигилисты стремились посеять в российском обществе смуту, раздор, в конечном счете, захватить власть. В романе выведена целая плеяда «бесов» - Петр Верховенский, Николай Ставрогин, Алексей Кириллов, Шигалев, Эркель и др.

Неприятие мыслителем бесов-революционеров видно из характеристики личности и взглядов Шигалева, которого автор романа не наделил именем и отчеством, подчеркнув типичность данного явления. «В жизнь мою не видал в лице человека такой мрачности, нахмуренности и пасмурности.

82

Он смотрел так, как будто ждал разрушения мира, и не то что бы когда-нибудь, по пророчествам, которые могли бы и не состояться, а совершенно определенно, так-этак послезавтра утром, ровно в двадцать пять минут одиннадцатого» [12].

Еще более мрачен внутренний мир Шигалева. Он предлагал «в виде конечного разрешения вопроса - разделение человечества на две неравные части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая.» [13]. Петр Верховенский так характеризовал социальную систему Шигалева: «.У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное - равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. <...> Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза, Шекспир побивается каменьями - вот шигалевщина! Рабы должны быть равны; без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство, и вот шигалевщина!» [14].

В статье «Одна из современных фальшей» («Гражданин», 1873.- № 50) Достоевский пояснял свои взгляды, высказанные на страницах романа «Бесы», объяснял свое отношение к радикальной части российской молодежи. Писатель вспоминал собственное увлечение радикальными идеями в 1840-е годы. «Я уже в 1846 году был посвящен во всю правду этого грядущего «обновления мира» и во всю святость будущего коммунистического общества еще Белинским» [15].

Достоевский ратовал за возвращение на народную почву, уповал на реформы Александра II, из которых, по его мнению, рождался новый слой русской интеллигенции, понимавшей русский народ. Мыслитель приветствовал проводившуюся в стране реформу образования - в ней «чуть не вся наша будущность, и мы это знаем» [16].

Вместе с тем писатель предупреждал, что новые явления пореформенной России могут вызвать в жизни народа новые противоречия и сложности. «Мы перенесли татарское нашествие, потом двухвековое рабство. Теперь надо свободу перенести. Сумеем ли, не споткнемся ли? <...> Нынешнее время - это время золотой середины, полупросвещения, невежества, неспособности к делу, потребности всего готового и проч.» [17]. Достоевского недаром называют писателем-пророком. Исследователь творчества писателя Л.И. Сараскина обратила внимание на такую деталь: «Герои романа «Бесы», будто тяжелой болезнью, поражены нелюбовью. Одни мучаются, что сами не любят, другие - что их не любят, третьим и вовсе любви не нужно» [18]. Действительно, если лишить человека состояния любви, особенно любви к Богу, то можно делать с ним все, что угодно, призывать к агрессии, насилию, ненависти. Многие стороны жизни тоталитарной общественно-политической системы писатель предугадал, исходя из глубокого знания человеческой природы и природы абсолютной власти. Подвергая резкой критике идеологические воззрения революционеров, Достоевский не делал различий между революционно-демократической идеологией Чернышевского, идеологов народничества, анархизма, крайнего радикализма Нечаева. Все они были объединены писателем под флагом «нигилизма», нередко присоединяя к ним российских либералов.

Очевидно, Достоевский так и не сумел разобраться в направлениях российской радикальной политической мысли, в ее оттенках и формах.

В «Дневнике писателя» за 1873 год Достоевский отмечал: «Я сам старый «нечаевец». <...> Нет-с, нечаевцы не всегда бывают из одних только лентяев, совсем ничему не учившихся» [19].

В подготовительных материалах к роману «Подросток» Достоевский отмечал: «Нигилисты - это в сущности были мы, вечные искатели высшей идеи» [20].

Ни при каких обстоятельствах нельзя ставить знак равенства между воззрениями Чернышевского, Добролюбова и идеологами революционного народничества 1870-х годов, тем более его террористической разновидностью. Серьезной натяжкой было отнесение Белинского к лагерю либералов.

83

Всех последователей революционной идеологии Достоевский определял как представителей западноевропейского либерализма, атеизма, считал социализм идеологией, чуждой русскому народу.

В очерке «Старые люди» («Гражданин».- 1873.- № 1) Достоевский обратился к исследованию истоков социализма в России. В этой связи он характеризовал идейно-политические взгляды Герцена и Белинского. Герцена Достоевский определял как социалиста, ставшего таковым от «сердечной пустоты на родине» [21]. Герцен отрицал собственность, «заводил революции и подстрекал к ним других.» Эти воззрения осуждались Достоевским.

Белинский, по мнению Достоевского, представал иным типом социалиста: «в новые нравственные основы социализма. он верил до безумия и безо всякой рефлексии; тут был один лишь восторг». Мыслитель критиковал атеизм Белинского: «он знал, что революция должна непременно начаться с атеизма. Ему надо было низложить ту религию, из которой вышли нравственные основания отрицаемого им общества. Семейство, собственность, нравственную ответственность личности он отрицал радикально» [22].

Особое место в творчестве Достоевского заняли образы служителей Русской Православной Церкви как специфической части русской интеллигенции. В начале 1870-х годов писатель приступил к осмыслению феномена православия. Этот процесс не был простым. До этого в романе «Преступление и наказание» писатель подвел Раскольникова к религии, к осознанию своего греха, но Евангелие лежало у него под подушкой нераскрытое.

В романе «Бесы» в главе «У Тихона» впервые героем становится православный священник. Этот образ оказался не совсем удачным, что вынудило редактора «Русского вестника» М.Н. Каткова отказать в публикации набранного материала. Священника Тихона автор называл то архиереем, то «отцом Тихоном» (обращение к простому священнику), то святителем (так принято называть уже прославленных архиереев после их смерти). Писатель не смог в силу сложности написать образ священника Русской Православной Церкви.

Будучи последовательным защитником православия, Достоевский видел в православных священниках носителей нравственной и духовной правды. Таков старец Зосима из романа «Братья Карамазовы». Главным его предназначением было служение людям - добрым словом, исцелением, просто советом. На этом пути Зосима снискал огромное уважение и любовь простых людей. Невидимая сторона деятельности Зосимы - бесконечное духовно-нравственное совершенствование.

Прототипом Зосимы стал старец Амвросий, с которым писатель встречался и беседовал при посещении вместе с В.С. Соловьевым Оптиной пустыни 23-29 июня 1878 года. «Старец, - отмечал Достоевский,- это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением. <.> .Старчество одарено властью в известных случаях беспредельною и непостижимою. Вот почему во многих монастырях старчество у нас сначала было встречено почти гонением. Между тем старцев тотчас же стали высоко уважать в народе. <.> Старчество удержалось и мало-помалу по русским монастырям водворяется» [23]. Образ старца Зосимы стал вершиной исследования Достоевским теории и практики Русской Православной Церкви.

84

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, предназначением русской интеллигенции в российском обществе Достоевский считал просвещение народа, поскольку интеллигенция, по его представлению, в неоплатном долгу перед народом. Важнейшей задачей интеллигенции писатель считал распространение в народе религиозных знаний, идей православия - истинной религии, знаний об Иисусе Христе. Русской интеллигенции не удалось в полной мере выполнить ту задачу, которую ставил перед ней великий русский мыслитель. Радикальные идеи интеллигенции стали доминирующими в сознании и настроениях русского народа. Предсказания Достоевского об истории нашей страны в ХХ столетии полностью сбылись.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Достоевский Ф.М. Два лагеря теоретиков. Полное собрание сочинений в 30 т.: Т.ХХ. Л.: Наука, 1980. С. 20.

Достоевский Ф.М. Мальчик с ручкой. Полное собрание сочинений в 30 т.: T.XXII. Л.: Наука, 1981. С.13-14.

Достоевский Ф.М. Влас. Полное собрание сочинений в 30 т.: T.XXI. Л.: Наука, 1980. С. 36. Достоевский Ф.М. Мечты и грёзы. С. 95.

Достоевский Ф.М. Письмо к А.Н. Майкову от 31 декабря 1867 г. Полное собрание сочинений в 30 т. Т. XXVIII - 2.- Л.: Наука, 1985. С. 155.

Достоевский Ф.М. Идиот. Полное собрание сочинения в 30 т. T.VIII. Л.: Наука, 1973. С. 58.

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Полное собрание сочинений в 30 т. T.XIV. Л.: Наука, 1976.

С. 29.

Современник. 1861. Номер 12. С. 180-188.

Достоевский Ф.М. Бесы. Указ соч. Т.Х. Л.: Наука,1974. С. 109-110.

Сараскина Л.И. «Бесы» - роман-предупреждение. М.: Сов. писатель, 1990. С.149.

Достоевский Ф.М. Одна из современных фальшей. Т. XXI. С.136.

Достоевский Ф.М. Подросток. Рукописная редакция. Полное собрание сочинений в 30 т.: T.XVI. Л.: Наука, 1976. С. 37.

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Полное собрание сочинений в 30 т.: T.XIV. Л.: Наука, 1976. С. 26-27.

Достоевский Ф.М. Указ соч. Т. XXI. С. 129.

Достоевский Ф.М. Подросток. Рукописная редакция. Т. XVI. С. 76.

Достоевский Ф.М. Старые люди. Т. XXI. С. 9.

Достоевский Ф.М. Одна из современных фальшей. Т. XXI. С. 131.

85

F.M. DOSTOEVSKY ON THE PLACE AND ROLE OF INTELLECTUALS IN

RUSSIAN SOCIETY

1 9

Badalova, Elena Valerievna1, Ershov, Bogdan Anatolievich2,

o

Tonkikh, Vladimir Alekseevich3

1Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Voronezh State University, 1, University Square, Voronezh, Russia, E-mail: [email protected] 2Doctor of Historical Sciences, Professor, Academician of RAE, Voronezh State Technical University, 84, 20-Let Oktyabrya Street, Voronezh, Russia, E-mail: bogdan [email protected] 3Doctor of Historical Sciences, Professor, Voronezh State University, 1, University Square,

Voronezh, Russia, E-mail: [email protected]

Abstract

The article reveals F.M. Dostoevsky's views on the place and role of intellectuals in Russian society, which consisted in spreading enlightenment, knowledge and culture among the Russian people. The writer's attitude to liberal and radical intelligentsia in his artistic and journalistic works is analyzed.

Keywords: Dostoevsky, intellectuals, Russian people, enlightenment, culture, knowledge, radicalism, nihilism, liberalism, Russian Orthodoxy.

REFERENCE LIST

Dostoevskij F.M. Dva lagerya teoretikov. Polnoe sobranie sochinenij v 30 t.: T.HKH. L.: Nauka, 1980. S.

20.

Dostoevskij F.M. Mal'chik s ruchkoj. Polnoe sobranie sochinenij v 30 t.: T.XXII. L.: Nauka, 1981. S.13-14. Dostoevskij F.M. Vlas. Polnoe sobranie sochinenij v 30 t.: T.XXI. L.: Nauka, 1980. S. 36. Dostoevskij F.M. Mechty i gryozy. S. 95.

Dostoevskij F.M. Pis'mo k A.N. Majkovu ot 31 dekabrya 1867 g. Polnoe sobranie sochinenij v 30 t. T. XXVIII - 2.- L.: Nauka, 1985. S. 155.

Dostoevskij F.M. Idiot. Polnoe sobranie sochineniya v 30 t. T.VIII. L.: Nauka, 1973. S. 58.

Dostoevskij F.M. Brat'ya Karamazovy. Polnoe sobranie sochinenij v 30 t. T.XIV. L.: Nauka, 1976. S. 29.

Sovremennik. 1861. Nomer 12. S. 180-188.

Dostoevskij F.M. Besy. Ukaz soch. T.H. L.: Nauka,1974. S. 109-110.

Saraskina L.I. «Besy» - roman-preduprezhdenie. M.: Sov. pisatel', 1990. S.149.

86

Dostoevskij F.M. Odna iz sovremennyh fal'shej. T. XXI. S.136.

Dostoevskij F.M. Podrostok. Rukopisnaya redakciya. Polnoe sobranie sochinenij v 30 t.: T.XVI. L.: Nauka, 1976. S. 37.

Dostoevskij F.M. Brat'ya Karamazovy. Polnoe sobranie sochinenij v 30 t.: T.XIV. L.: Nauka, 1976. S. 2627.

Dostoevskij F.M. Ukaz soch. T. XXI. S. 129.

Dostoevskij F.M. Podrostok. Rukopisnaya redakciya. T. XVI. S. 76.

Dostoevskij F.M. Starye lyudi. T. XXI. S. 9.

Dostoevskij F.M. Odna iz sovremennyh fal'shej. T. XXI. S. 131.

87

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.