Научная статья на тему 'Эвтаназия в мире и в России'

Эвтаназия в мире и в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
513
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эвтаназия в мире и в России»

ЭВТАНАЗИЯ В МИРЕ И В РОССИИ

Тюрин Михаил Иванович

Курсант 3 курса Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Новороссийск

Литвяк Лариса Геннадиевна

Канд. юр. наук, начальник кафедры уголовного права и криминологи Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Новороссийск

Термин «эвтаназия» первоначально ввел в XVII веке британский мыслитель Фрэнсис Бэкон, упомянув его в работе «О достоинстве и приумножении наук», где назвал эвтаназию способом легкого ухода из жизни, то есть тихой и мирной смерти, без мучительных болей и страданий. «Эвтаназия» переводится с греческого языка как «хорошая, легкая» смерть. В более общем смысле данное понятие описывает осознанное деяние или отказ от него, приводящее к стремительной и безболезненной (однако, не всегда) смерти безнадежно болеющего человека с целью прекращения боли и страданий.

Эвтаназию можно рассматривать в различных смыслах: ускорение смерти тех, кто переживает тяжёлые страдания; прекращение жизни «лишних» людей; забота об умирающих; предоставление человеку возможности умереть.

Практически все авторы эвтаназию делят на два вида, приняв в качестве основного критерия для классификации данных форм характер действий, направленных на умышленное умерщвление больного. С учетом данного критерия эвтаназия может осуществляться в двух формах: активной и пассивной. Различие между активной и пассивной эвтаназией рассматривается специалистами как важнейшая проблема медицинской этики. Представляется, что это различие имеет значение и для квалификации эвтаназии с точки зрения уголовного закона, так как должно порождать различные правовые последствия.

Под активной эвтаназией понимается умышленное причинение неизлечимо больному по его просьбе быстрой и легкой смерти с целью избавления его от мучительных физических страданий, осуществленное по мотиву сострадания.

Пассивная эвтаназия заключается в ограничении или прекращении специфического лечения безнадежно больных умирающих пациентов, основанном на их просьбе, ввиду того, что оно лишь продлевает период физических и моральных страданий без улучшения их состояния.

Некоторые авторы предлагают более подробную классификацию эвтаназии, при которой границы между этими двумя формами выступают менее отчетливо. Так, Дж.Ландберг, врач и биоэтик выделяет шесть основных форм эвтаназии: 1) «пассивную», когда врач воздерживается от применения медицинских мер, направленных на продление жизни умирающего пациента, сохраняющего сознание; 2) «полупассивную», когда прекращается искусственное питание пациента, находящегося в вегетативном состоянии; 3) «полуактивную», когда отключается аппарат искусственного дыхания, поддерживающий жизнь такого пациента; 4) «непредусмотренную» - в случае, когда применение препаратов, назначенных врачом для притупления боли (так называемая «паллиативная помощь»), ускоряет наступление смерти пациента; 5) «суи-

цидальную», когда врач снабжает пациента всем необходимым для самостоятельного ухода из жизни; 6) «активную», когда врач сознательно делает пациенту смертельную инъекцию или иным способом вводит ему смертельную дозу препарата [1].

Пионером среди государств в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. Благоприятные условия для эвтаназии существовали там еще с 1984 года, когда Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. В 1993 году здесь был издан специальный список из 12 обязательных пунктов, который и был положен в основу закона об эвтаназии. Опросы общественного мнения показали, что 75% населения поддерживают право человека на смерть. 1 апреля 2002 года закон официально вступил в силу, и таким образом Нидерланды стали первой в мире страной, законодательно закрепившей за смертельно больными пациентами право на активную эвтаназию. Согласно закону, смертельная процедура может быть применена к больным не моложе 12 лет и осуществлена только по требованию пациента, если будет доказано, что его страдания невыносимы, болезнь неизлечима, и врачи ничем не могут помочь. При этом обязательно требуется повторное согласие самого пациента. Решение уполномочены выносить как минимум два врача, а в случае сомнения дело рассматривается прокуратурой. Врачи также подпадают под контроль специальных комиссий из экспертов по медицине, праву и этике. Фактическое число смертей через эвтаназию в 2011 году, например. достигло 4544 [2]. Умерщвленные посредством эвтаназии, страдали онкологическими, нервными, легочными, сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также СПИДом. Большинство совершили эвтаназию у себя дома. Множество случаев эвтаназии остались за рамками привиденной статистики, так как врачи не заявляли о них, боясь уголовного преследования [3].

В настоящее время отмечается рост случаев эвтаназии в Бельгии. В 2012 году к эвтаназии прибегли 1432 человека, что составило около двух процентов от общего числа «убийств из милосердия»[4]. Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. По закону эвтаназии может подвергнуться человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием. После нескольких письменных запросов, подтверждающих твердую решимость больного, врач может провести эвтаназию. Согласно официальной статистике, в 40% случаев эвтаназию проводят на дому у пациента. С апреля 2005 года в бельгийских аптеках появились специальные наборы, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор входит одноразовый шприц с ядом и другие необходимые для инъекции средства. Данный набор может заказать только практикующий врач, который должен указать точную дозировку отравляющего вещества. Оформить заказ можно после обращения в одну из 250 аптек, имеющих соответствующую лицензию [3].

Палата представителей Бельгии 13 февраля 2014 года проголосовала за легализацию детской эвтаназии. Ранее, в декабре 2013 года, закон о детской эвтаназии был одобрен Сенатом. Для вступления закона в силу его должен был подписать король Бельгии Филипп [4]. И вот в марте 2014 года Король Бельгии Филипп подписал этот закон, даже несмотря на то, что ему была передана петиция католического движения Citizen Go против легализации добровольного ухода из жизни детей при помощи врачей. Под данным обращением к королю поставили свои подписи примерно 200 тысяч жителей Европейского союза.

Условия ухода из жизни для несовершеннолетних бельгийцев следующие. На эвтаназию должны будут согласиться родители ребенка; психолог должен будет подтвердить, что больной уже достиг возраста, чтобы принять решение об уходе из жизни осознанно и добровольно; медицинский консилиум должен будет постановить, что ребенок неизлечим и ничто не может облегчить его физические и психологические страдания[5].

В России ситуация следующая. Исследование, проведенное фондом «Общественное мнение», показало, что в нашей стране примерно поровну сторонников и противников эвтаназии. В опросе, проведенном 27 мая 2012 года в 43-х субъектах РФ, приняли участие 1500 россиян. Лишь 36 процентов опрошенных не смогли определиться со своей позицией в отношении столь важного и в определенном смысле трагического явления, как эвтаназия. А вот мнения россиян о возможности легализации в стране эвтаназии разделились практически поровну. «За» и «против» добровольного ухода из жизни высказались в ходе опроса по 32 процента респондентов. Наибольшее число сторонников разрешения эвтаназии среди людей с высшим образованием (37 процентов), жителей крупных городов (43 процентов), россиян с доходом более 20 тысяч рублей (47 процентов).

Они считают, что «это гуманно; люди не должны против своей воли страдать, мучиться» (это мнение 20 процентов опрошенных) и что «человек имеет право распоряжаться своей жизнью» (7 процентов респондентов). Примерно 3 % опрошенных уверены, что человек вправе принять такое непростое решение в случае неизлечимой болезни. Но 8 % опрошенных считают эвтаназию совершенно не допустимой по «религиозным соображениям», а 7 % такое решение называют «убийством и самоубийством» [6].

Обратимся к действующему российскому законодательству. Ст. 20 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на жизнь». Многие сторонники эвтаназии считают, что из этого логически следует и юридическое закрепление «права на смерть», т.е. человек вправе самостоятельно решить, как распорядиться собственной жизнью, в том числе принять решение о сроке и способе ухода из нее. Как отмечает автор М.Н. Малеина: «Право на жизнь имеет несколько аспектов, в том числе на сохранение жизни (индивидуальности) и право на распоряжение жизнью» [7]. Но вспомним, традиционно в России осуждалась и церковью, и государством такая форма распоряжения собственной жизнью как самоубийство. Более того, до революции самоубийство рассматривалось как преступление, караемое посредством уголовного закона.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дает определение и устанавливает прямой запрет на осуществление эвтаназии: «Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии -удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни» [8].

Пока российское общество, на наш взгляд, не готово к легализации эвтаназии, так как это требует правового обеспечения и разработки жесткого контроля над каждым актом. Но следует согласиться с рядом авторов, которые предлагают ввести привилегированный состав убийства при эвтаназии (как активной, так и пассивной).

Мы считаем целесообразным ввести в УК РФ статью 106.1 «Убийство посредством эвтаназии» в следующей редакции:

«1. Умышленное лишение жизни безнадежно больного человека посредством прекращения оказания медицинской помощи, направленной на продление жизни больного, - лишением свободы на срок до 3 лет

2. Умышленное лишение жизни безнадежно больного человека по его просьбе, а равно умышленное лишение жизни безнадежно больного человека, неспособного самостоятельно принимать решения либо находящегося в состоянии комы, по просьбе родственников, осуществляемое медицинским работником или иным лицом, - наказывается лишением свободы на срок до 5 лет».

Однако положения предлагаемой редакции ч.1 ст.106.1 дискуссионны, так как в настоящее время идут споры о том, что является благом пациента.

Считалось и считается, что действия врача в отношении пациента рассчитаны только на благо пациента. Если процесс умирания затягивается на долгие месяцы и даже годы, то для врача это не гуманно, а для пациента мучительно и болезненно. Более того, возникает новая проблема: понимание действительного блага пациента. Долг врача - облегчить страдания пациента, и если пациент болен безнадежно и при этом медицине неизвестны другие способы облегчения страданий, то почему врач не может прибегнуть и к такому крайнему способу, как эвтаназия?

В дальнейшем, когда будут созданы необходимые механизмы для применения эвтаназии, мы считаем, что можно будет легализовать пассивную эвтаназию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://fraudcatalog.com/?p=4875

2. http://www.word4you.ru/interesting/17110/

3. http://law.edu.ru/artide/artide.asp?artideГО=13674 02

4. http://lenta.ru/news/2014/02/14/belgium/

5. http://lenta.ru/news/2014/03/03/king/

6. http://statistika.ru/news/rossiyane-zadumalis-ob-evtanazii.html

7. http://www.bestreferat.ru/referat-334955.html

8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ»

«ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Финансовый университет

(Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2014 года)

Финансовые основы местного самоуправления служат материальным обеспечением всех реализуемых на муниципальном уровне проектов, являясь одновременно и средством улучшения качества жизни населения муниципальных образований, и источником повышения эффективности муниципальной экономики.

В современной России система местного самоуправления была законодательно урегулирована базовым Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[4]. За десять лет действия данного закона в него было внесено множество поправок девяноста одним федеральным законом, однако до сих пор и эксперты, и правоприменители говорят о его несовершенстве. Стоит привести лишь один пример: закон регламентирует свыше 40 вопросов местного значения, при этом финансовое обеспечение полномочий органов местного самоуправления ничтожно мало в сравнении с объёмом этих полномочий.

Как показывает практика, основной проблемой в решении задач по обеспечению функционирования объектов социальной сферы, жизнеобеспечения населения и других вопросов местного значения является низкий уровень собственных доходов бюджетов сельских поселений. Отсутствие необходимых и достаточных средств на реализацию установленных Федеральным законом полномочий обусловливает, в свою очередь, такие проблемы, как износ инженерной инфраструктуры (в частности, водопроводных сетей); старение материально-технической базы объектов социальной инфраструктуры и коммунального хозяйства; ухудшение качества муниципальных дорог, санитарно-экологического состояния населённых пунктов и многие другие. [1,7]

Реформа местного самоуправления назрела давно. Сегодня нужно понимать, что органы местного самоуправления призваны решать главные задачи то, ради чего они и должны работать - проблемы населения: ЖКХ, благоустройство и содержание территорий, вопросы образования, тепло-, водоснабжения и так далее. А сегодня зачастую получается, что органы местного самоуправления отдаляются от решения проблем через посредников -районные администрации, которые не имеют ни денег, ни полномочий. Главная задача - сократить расстояние между людьми и органами местного самоуправления.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Глава государства В.Путин особое внимание уделил вопросам совершенствования местного самоуправления, обозначив три ключевые задачи: уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах; поддержка гражданской активности на местах, в муниципалитетах, «чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повсе-

Вильская Наталья Викторовна,

при Правительстве РФ, старший преподаватель кафедры «Конституционное и муниципальное право» дневных вопросов»; обеспечение доступности и открытости местной власти, «чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой»[3].

В связи с этим Правительству Российской Федерации, совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией «Всероссийский совет местного самоуправления» и Общероссийским Конгрессом муниципальных образований, поручено представить предложения по дальнейшему совершенствованию системы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Законодательно эта работа была завершена в мае 2014 года - к 150-летию знаменитой Земской реформы.

В итоге, был принят федеральный закон «О внесении изменений в статью 26.3 федерального закона «об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации» и федеральный закон «об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» [4].

Согласно новым поправкам, регионам предлагают самим определять, как избирать глав муниципальных образований - напрямую населением или из состава представительного органа власти. Депутаты региональных законодательных собраний в течение полугода должны выбрать из двух моделей местного самоуправления. Еще три месяца им дают на изменение уставов муниципальных собраний.

В результате в России появились два новых типа муниципальных образований. Это городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В крупных городах могут создаваться собственные советы депутатов на районном уровне. В свою очередь, из районных депутатов будет формироваться городская дума.

Таким образом, представительные органы округов формируются двумя способами. Первый - из состава представительных органов районов (при этом законом региона может, установлена норма представительства районов, входящих в состав округа, исходя из численности населения районов). Второй - избрание на муниципальных выборах.

Из 39 вопросов местного значения, предусмотренных для сельских поселений, последние решают только 13. Остальными вопросами занимаются муниципальные районы. Законами регионов за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы местного значения.

Источники доходов местных бюджетов внутригородских районов определяются законами субъектов РФ и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением и уставами внутригородских районов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Установленные Федеральным законом № 131-ФЗ, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов РФ и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением и уставами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.