Научная статья на тему 'Актуальные вопросы, правовые основания применения эвтаназии в зарубежных государствах'

Актуальные вопросы, правовые основания применения эвтаназии в зарубежных государствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
553
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВТАНАЗИЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭВТАНАЗИИ / МЕДИЦИНСКИЕ СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭВТАНАЗИИ / EUTHANASIA / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / THE LEGAL BASIS OF EUTHANASIA / MEDICAL APPLICATIONS OF EUTHANASIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клыга Т. В., Хазов Е. Н.

Обосновывается применение эвтаназии в разных странах, где она юридически закреплена и разрешена. Приводятся примеры применения эвтаназии в зарубежных странах. Рассматриваются точки зрения ученых, политиков, медиков о применении эвтаназии в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF THE LEGAL BASIS OF EUTHANASIA IN FOREIGN COUNTRIES

Relevance of the topic is related to the legal bases of euthanasia in the various countries where it is legally fixed and resolved. The examples of the use of euthanasia in various foreign countries. We consider different points of view of scientists, politicians, doctors on euthanasia in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы, правовые основания применения эвтаназии в зарубежных государствах»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^g^

Актуальные проблемы конституционного права

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭВТАНАЗИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Т.В. КЛЫГА,

адъюнкт Московского университета МВД России;

Е.Н. ХАЗОВ,

кандидат юридических наук, профессор Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

E-mail: [email protected]

Аннотация. Обосновывается применение эвтаназии в разных странах, где она юридически закреплена и разрешена. Приводятся примеры применения эвтаназии в зарубежных странах. Рассматриваются точки зрения ученых, политиков, медиков о применении эвтаназии в России.

Ключевые слова: эвтаназия, права и свободы человека, правовые основания применения эвтаназии, медицинские способы применения эвтаназии.

CURRENT ISSUES OF THE LEGAL BASIS OF EUTHANASIA IN FOREIGN COUNTRIES

T.V. KLYGA,

associate of Moscow State University Russian Interior Ministry;

E.N. KHAZOV, the candidate of jurisprudence, the professor

Annotation. Relevance of the topic is related to the legal bases of euthanasia in the various countries where it is legally fixed and resolved. The examples of the use of euthanasia in various foreign countries. We consider different points of view of scientists, politicians, doctors on euthanasia in the Russian Federation.

Keywords: euthanasia, human rights and freedoms, the legal basis of euthanasia, medical applications of euthanasia.

На протяжении многих лет законодатели, судьи, ученые пытаются дать понятие такому феномену, как эвтаназия, и прийти к единому мнению по наиболее важным вопросам, вызывающим разногласия, как в России, так и в зарубежных странах. Это касается, прежде всего, понятия эвтаназии, традиционные представления об эвтаназии, случаи, в которых можно говорить об эвтаназии, моральные аспекты, где официально она разрешена, и способы применения, доводы «за» и «против» эвтаназии.

Термин «эвтаназия» впервые употреблен Ф. Беконом в XVI в. для определения «легкой смерти»1. С XIX в. стал означать «умертвить кого-либо из жалости». Речь идет о преднамеренном убийстве с целью облегчить ненужные страдания. В таком случае не существует более двусмысленного слова, чем «эвтаназия».

С древнейшей поры проблема жизни и смерти была предметом философского и правового осмысления. Постичь проблему пытались и античные фи-

лософы, видя в ней один из важных вопросов человеческого существования. Высказывались разные суждения. Сократ и Платон, например, считали допустимым убийство тяжелобольных людей даже без их согласия. Более того, они полагали, что человек, в силу своей слабости ставший обузой для общества, обязан совершить самоубийство, что это его моральный долг2. Т. Мор еще в 1516 г. писал: «Если болезнь не только не поддается врачеванию, но и доставляет постоянные мучения и терзания, то священники и власти обращаются к страдальцу с такими уговорами: он не может справиться ни с какими заданиями жизни, неприятен для других, в тягость себе самому и, так сказать, переживает уже свою смерть»3.

Эвтаназия — удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо дей-

1 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

2 Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 50.

3 Мор Т. Избр. соч. М., 1984. С. 103.

- -Jt. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

-G/Hi^jflb'

ствиями или средствами4. Но это определение является неполным. Сама идея эвтаназии зародилась давно, но со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: «Я не дам никому просимого от меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла»5. Именно эти слова касаются вопроса эвтаназии, именно эти слова должен произнести настоящий врач — человек, который затем всю жизнь придерживается этой клятвы.

В ст. 14 Этического кодекса российского врача говорится, что эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких недопустима, в том числе в форме пассивной эвтаназии. Под пассивной эвтаназией понимается прекращение лечебных действий у постели умирающего больного6. Исходя из этого, можно сделать вывод, что эвтаназия имеет разные виды. Так, бывает активная и пассивная эвтаназия.

В уголовно-правовом значении эвтаназия определяется как умышленное лишение жизни безнадежно больного человека для избавления его от страданий. В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю смерть). К активной эвтаназии часто относят самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Во многих странах проблема эвтаназии обсуждается давно. Активная эвтаназия в отношении неизлечимо больных осуждена Нюрнбергским международным трибуналом как преступление против человечности.

Всемирная медицинская ассоциация, неоднократно рассматривая вопрос об эвтаназии, всегда находила ее недопустимой и осуждала. Ее Декларация об эвтаназии 1987 г. подтвердила, что «эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента даже по просьбе самого пациента или на основании обращения с подобной просьбой его близких не этична». Речь идет лишь об активной эвтаназии. Пассивная эвтаназия законодательно разрешена более чем в 40 государствах. В отдельных штатах США узаконен особый документ, называемый «Воля при жизни», в котором человек

сам определяет меру помощи, которую он хотел бы получить при возможном безнадежном состоянии. Так, в штате Калифорния хронически больным людям разрешено прибегнуть к пассивной эвтаназии после подписания завещания при двух свидетелях. Количество сторонников эвтаназии, считающих, что каждый человек имеет право на достойную и легкую смерть, неизменно растет.

10 апреля 2001 г. Генеральные Штаты Королевства Нидерландов утвердили закон, освобождающий от уголовной ответственности врачей, помогающих уходить из жизни страдающим безнадежно больным людям. Первым государством, в котором была легализована эвтаназия, стали Нидерланды. В 1984 г. Верховный суд признал добровольную эвтаназию приемлемой. Если при эвтаназии врач следовал пунктам инструкций, составленных Королевской медицинской ассоциацией, он мог не бояться уголовной ответственности. К 1998 г. согласно исследованиям Роттердамского университета Эразма, добровольную эвтаназию поддерживало 92: населения Голландии, в том числе верующие люди.

Осенью 2000 г. Генеральные Штаты Королевства Нидерландов принял закон о легализации некоторых форм активной эвтаназии. Врач, умертвивший или способствовавший самоубийству своего пациента, не признается виновным. Обязательные условия эвтаназии: эвтаназия должна быть добровольной; только врач может оказывать помощь или осуществлять эвтаназию; состояние пациента должно быть с медицинской точки зрения неудовлетворительно.

В 2000 г. в Нидерландах было 2123 официально зарегистрированных случая эвтаназии, из которых 1893 — на последних стадиях рака.

В 2002 г. эвтаназия была легализована в Бельгии. В 2003 г. эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004-м — 360. С апреля 2005 г. в бельгийских аптеках появились специальные наборы для эвтаназии, позволяющие упростить процедуру добровольного ухода из жизни. В набор стоимостью примерно 60 евро входят одноразовый шприц с ядом и другие необходимые для инъекции средства. Набор для эв-

4 URL: http://slovari.yandex.ru.

5 URL: http://lechebnik.info/7-15.htm (текст клятвы Гиппократа).

6 URL: http://www.med-pravo.ru/Ethics/EthCodRF.htm.

-ii.^'fc--

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

таназии может заказать только практикующий врач, который должен указать точную дозировку отравляющего вещества. Оформить заказ можно после обращения в одну из 250 бельгийских аптек, имеющих соответствующую лицензию.

Обязательные условия эвтаназии: эвтаназии может подвергнуться человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием; после нескольких письменных запросов, подтверждающих твердую решимость больного, врач может провести эвтаназию.

Согласно официальной статистике в 40% случаев эвтаназию проводят на дому у пациента.

В Швейцарии эвтаназия запрещена, но человек, который, не имея собственной выгоды, помог другому уйти из жизни, не может быть осужден. По оценкам экспертов, ежегодно в Швейцарии таким образом прощаются с жизнью около 100 человек.

В Швеции и Финляндии пассивная эвтаназия путем прекращения бесполезного поддержания жизни не считается противозаконной. Однако основой для принятия врачом решения о прекращении лечения является свободное и осознанное волеизъявление пациента. Аналогичные просьбы от ближайших родственников пациента, находящегося в бессознательном состоянии, являются юридически недействительными.

В некоторых штатах США принят закон, разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии. Во время терминальных состояний происходит распад функций сердечнососудистой системы, дыхания, центральной нервной системы, почек, печени, гормональной системы, метаболизма. Наиболее существенным является угасание функций центральной нервной системы. К терминальным состояниям относят тяжелый шок (шок IV степени), запредельную кому, коллапс, преагональное состояние, терминальную паузу, агонию клиническую смерть7.

В штате Орегон разрешено так называемое самоубийство с помощью другого лица. О нем говорят, когда врач прописывает больному смертельные таблетки. Обязательные условия эвтаназии:

♦ у пациента диагностировано неизлечимое заболевание с неблагоприятным прогнозом, и ему остается жить не более полугода;

♦ диагноз о неизлечимости подтвержден двумя врачами;

♦ пациент должен быть вменяем и дееспособен;

♦ пациент должен дважды устно и один раз письменно попросить об эвтаназии. Интервал между заявлениями должен составлять не менее двух недель;

♦ смертельная доза назначается врачом и принимается пациентом.

В Калифорнии врач, выполнивший желание безнадежно больного пациента о добровольной смерти, не несет за это ответственности перед судом8.

В 2002 г. Европейский суд по правам человека столкнулся с проблемой права на эвтаназию, в свете которой право на жизнь приобретает аспект, противоположный его традиционному пониманию. В деле «Претти против Соединенного Королевства» заявительница, полностью парализованная тяжело больная женщина (присутствовавшая тем не менее на публичном слушании дела) утверждала, что английские власти, отказав ей в эвтаназии, нарушили тем самым ее право на жизнь. Суд отказался истолковать право на жизнь «в обратном смысле» и пришел к выводу, что нарушения ст. 2 не было (решение от 29 апреля 2002 г.). Тем не менее рассмотрение этого дела оказало влияние на английские власти9. Вскоре после этого в марте 2002 г. Верховный Суд Великобритании предоставил «право достойной смерти» 43-летней парализованной женщине.

Недавно российский заключенный попросил Европейский суд по правам человека о разрешении ему в эвтаназии. Г. Уминский страдает тяжелой формой сахарного диабета I типа. Заболевание, которое развилось в тяжелые формы в условиях изоляции, при отбывании наказания, изначально было получено в ходе проведения контртеррористических операций в Чечне. У него фактически отсутствует поджелудочная железа, все это последствия тяжелого ранения. Он не может передвигаться без посторонней помощи и двух костылей. На более дальние дистанции его переносят на руках и носилках. С кровати Уминский не встает более года. Масса тела в весе упала с 120 кг до 58 кг. Дистрофия прогрессирует. Выпали почти все зубы. Голени ног покрыты трофическими язвами и нестерпимо болят. Все это подтверждено специальной медкомиссией ФБЛ ПУ Б-2 УФСИН России

7 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.

8 URL: http://www.angarsk-gb1.ru/index.php?module=Forum &do=ShowTopic&id=26.

9 Комментарии к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практика ей применения / под ред. В.А. Туманова, Л.М. Энтина. М.: Норма, 2002. С. 18—23.

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

по Рязанской области от 3 октября 2010 г. N° 29 с привлечением врачей-специалистов Рязанской областной больницы. Заключенный находится на грани жизни и смерти. Каждый новый день приносит новые физические страдания и боль. В условиях лишения свободы Уминский обречен на медленную мучительную смерть. В тюремной медицине нет эндокринологических отделений и методики лечения сахарного диабета и его последствий10. В соответствии с законодательством России эвтаназия запрещена, поэтому наиболее вероятно, что Уминский получит отказ.

В 2007 г. Совет Федерации подготовил законопроект, легализующий в России эвтаназию, который сразу вызвал волну критики со стороны общественности. Законопроект так и не был принят.

Некоторые исследователи считают, что никто не волен лишать человека жизни, которая во всех случаях должна поддерживаться до естественного конца11. Против эвтаназии активно выступает и церковь. Представители разных конфессий утверждают, что жизнь, какой бы тяжелой она ни была, дается человеку свыше и не может быть насильственно прервана, а сознательный уход из жизни просто недопустим. По мнению буддистов, напротив, состояние человека в момент смерти является решающим для его посмертной судьбы, поэтому предпочтительнее, если человек умрет спокойно и без мучений. Как верно отмечает Ф. Фут, «не просто состояние быть живым может быть определено как благо или само по себе считаться им, а именно жизнь, доходящая до определенного стандарта нор-мальности»12. В качестве морального обоснования целесообразности допустимости эвтаназии можно указать на то, что высшей ценностью является реальное благополучие человека. Не каждый неизлечимо больной имеет силы лежать парализованным, не обходиться без посторонней помощи и испытывать постоянные боли. Не у всех одинаковое представление о качестве жизни.

Сторонники легализации эвтаназии в России рассматривают ее не в качестве уголовного преступления против жизни, а как гражданско-правовую форму реализации пациентом права на жизнь в аспекте распоряжения собственной жизнью. Несмотря на несостоятельность подобных утверждений с точки зрения российского законодательства, взгляд на эвтаназию, как на естественное право человека, достаточно распространен в медицинской

среде. Благодаря СМИ, происходит декриминализация эвтаназии в общественном сознании.

Большинство исследователей считают допустимой лишь пассивную эвтаназию при соблюдении следующих условий. Некоторые исследователи, впрочем, считают, что следует легализовать и активную эвтаназию13.

В соответствии со ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г. медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии — удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством. УК не содержит особого состава преступления, связанного с осуществлением или с побуждением к эвтаназии, т.е. особого наказания за совершение медицинскими работниками акта эвтаназии не установлено, однако следствием эвтаназии является смерть пациента, что позволяет применять к этой ситуации ст. 105 (убийство)14.

Общественно-политическая деятельность, направленная на убеждение общественного мнения в допустимости эвтаназии, проводится во многих странах. Сторонники эвтаназии аргументируют свою позицию соображениями гуманности, противники считают ее легализацией содействия в самоубийстве.

«Жизнь священна и неприкосновенна, она дана нам свыше, и мы не вправе избавляться от нее», — утверждают одни. «Жизнь не должна превращаться в мучительное и бессмысленное существование, человек не должен жить, как растение», — возражают другие.

Что более гуманно: прекратить страдания тяжелобольного или пытаться лечить его до конца жизни? Имеем ли мы право распоряжаться своей жизнью или жизнью других? Вопрос о допустимости эвтаназии так и остается дискуссионным.

10 Московский комсомолец. 2011. № 25598.

11 Бородин С.В., Глушков В.А. Убийство из сострадания // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 144, 145.

12 Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки. 2001. № 6. С. 69.

13 Акопов В.И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинская этика и право. 2000. № 1. С. 54; Ма-леина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М., 2000. С. 70.

14 http://www.rae.ru/monographs/30-765.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.