Научная статья на тему 'Европейское влияние на генезис внешней политики США: демографические процессы (XVI-XVIII вв. )'

Европейское влияние на генезис внешней политики США: демографические процессы (XVI-XVIII вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
433
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЯ / США / FOREIGN POLICY / DEMOGRAPHY / USA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дорофеев Д.В.

В статье анализируются демографические процессы в Западной Европе и Северной Америке на протяжении XVI-XVIII вв. как фактор генезиса внешней политики США. В результате исследования была рассмотрена миграция европейского населения по регионам мира, а также сделаны выводы о том, что миграция переселенцев из Западной Европы создавала группы интересов по религиозному и этническому параметрам. Ограниченность свободных земель вынуждала руководство США к экспансии, что влекло к конфликтам с Великобританией, Испанией и Францией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EUROPEAN INFLUENCE ON THE GENESIS OF THE US FOREIGN POLICY: DEMOGRAPHIC PROCESSES (XVI-XVIII CENTURIES)

The article the demographic processes in Western Europe and North America during the XVI-XVIII centuries have been analyzed. It has been considered as a factor in the genesis of the US foreign policy. The migration of the Europeans to the different regions of the world was examined. The following conclusions were made: the migration of immigrants from the Western Europe created the groups of interests according to religious and ethnic parameters; the limit of available land forced the US government led to the conflicts with Great Britain, Spain and France.

Текст научной работы на тему «Европейское влияние на генезис внешней политики США: демографические процессы (XVI-XVIII вв. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94(73)"1775/1789"

Д.В. Дорофеев

канд. полит. наук, доцент, кафедра новой и новейшей истории, Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В. И. Вернадского», г. Симферополь

ЕВРОПЕЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА ГЕНЕЗИС ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ (XVI - XVIII ВВ.)

Аннотация. В статье анализируются демографические процессы в Западной Европе и Северной Америке на протяжении XVI—XVI11 вв. как фактор генезиса внешней политики США. В результате исследования была рассмотрена миграция европейского населения по регионам мира, а также сделаны выводы о том, что миграция переселенцев из Западной Европы создавала группы интересов по религиозному и этническому параметрам. Ограниченность свободных земель вынуждала руководство США к экспансии, что влекло к конфликтам с Великобританией, Испанией и Францией.

Ключевые слова: внешняя политика, демография, США.

D.V. Dorofeiev, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

THE EUROPEAN INFLUENCE ON THE GENESIS OF THE US FOREIGN POLICY: DEMOGRAPHIC

PROCESSES (XVI-XVIII CENTURIES)

Abstract. The article the demographic processes in Western Europe and North America during the XVI-XVIII centuries have been analyzed. It has been considered as a factor in the genesis of the US foreign policy. The migration of the Europeans to the different regions of the world was examined. The following conclusions were made: the migration of immigrants from the Western Europe created the groups of interests according to religious and ethnic parameters; the limit of available land forced the US government led to the conflicts with Great Britain, Spain and France.

Keywords: foreign policy, demography, USA.

Изучение демографических процессов в Европе и Северной Америке выступает одним из ключевых компонентов в исследовании генезиса становления и развития внешней политики США в XVIII веке.

Развитие научного знания, особенно в области медицины, введение в сельскохозяйственный оборот новых культур (картофель, кукуруза) способствовали уменьшению смертности, увеличению продолжительности жизни, формированию свободного рынка, повышению социальной мобильности, изменению в институте брака на протяжении XVI-XVIII вв. В результате ежегодный рост населения в Европе с 1500 по 1800 гг. составил порядка 5%.

За три столетия доля европейцев в населении мира увеличилась с 16% до 21%. В свою очередь, увеличение количества населения повлекло за собой проблему трудоустройства, рост плотности населения, миграцию за пределы Западной Европы. Еще до начала XIX в. европейский континент покинуло более 9 млн человек, из которых 5 млн чел. отплыло в Северную Америку, 3 млн чел. - в Латинскую Америку, 1 млн чел. - в Азию (включая азиатскую часть Российской империи), 100 тыс. чел. - в Африку и 10 тыс. чел. - в Океанию [6, p. 16-17].

В процессе демографических изменений XVIII в. стал периодом завершения в освоении и консолидации европейского пространства [1, с. 59-60], длительного демографического роста, увеличения степени урбанизации, расширения и усложнения торговли и производства, введения инноваций в сельское хозяйство [2, c. 31].

Участие атлантических стран Европы в морской торговле стимулировало рост урбанизации: если до 1500 г. в них насчитывалось порядка 10,1% городского населения, что позволи-

ло им занимать третье место в мире, идя после государств Азии (11,5%) и неатлантических государств Европы (11,4%), опережая страны Восточной Европы (4,0%), то спустя два столетия атлантические государства Европы выходят на второе место по урбанизации (14,6%), а к 1800 г. - на первое место (19,8%).

На общем фоне увеличения населения в Западной Европе выделяется Великобритания, в которой этот процесс полностью был связан с индустриализацией, стимулировавшей увеличение количества населения (в остальной части Европы географические границы роста населения не совпадали с индустриализацией) [6, р. 16-17]. С 1681 по 1776 гг. британское население увеличилось с 5,109 млн чел. до 6,913 млн чел., при этом после 1741 г. средний процент увеличения населения составил 1,01 % в год [7, р. 64-65]. В общей доле населения Западной Европы количество жителей Великобритании увеличивалось стремительно: в 1680 г. оно составило 7,6 % от общего количества западных европейцев, к 1840 г. показатель достиг 10,5 % [7, р. 57-58].

Демографические и социально-экономические особенности развития Европы привели к росту миграции в британские колонии Северной Америки (в последующем - США), предоставившие преимущества для североамериканского государства: рабочая сила, финансовые потоки, технологии [5, р. 52]. Между 1650 и 1770 гг. население североамериканских британских колоний (включая и Вест-Индию) ежегодно увеличивалось в среднем на 2,8 %, что было в 15 раз больше, чем демографические показатели роста населения в Англии [4, р. 169]. На протяжении 160 лет общее количество британских жителей в колониях увеличилось в 6,137 тыс. раз: с 350 человек, населявших Виргинию в 1610 г., до 2,148,076, проживавших на территории тринадцати колоний, в 1770 г. Каждое десятилетие XVII в. население увеличивалось в среднем на 41 %, а в XVIII в. - на 26 %.

Имело место также специфика темпов роста населения по регионам: 2,7 % - в колониях Новой Англии (Мэн, Нью-Хэмпшир, Вермонт, Плимут, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут), 3,3 % - Верхнего Юга (Мэриленд и Виргиния), 4,2 % - в Средних колониях (Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр), 5,5 % - Нижнего Юга (Джорджия, Северная Каролина, Южная Каролина) [4, р. 169]. XVIII в. стал периодом роста населения в южных колониях: в промежутке между 1700-1750 гг. население увеличилось там в четыре раза, достигнув полумиллиона человек, а к 1775 г. - удвоилось, превысив 1 млн человек.

Основными причинами демографического роста были миграция и ранние браки. Следует отметить, что, несмотря на низкие темпы роста количества населения в Новой Англии, именно в ее колониях, в отличие от иных, увеличение населения происходило не за счет мигрантов или ввоза рабов. После 1640 г. естественный прирост населения, при низком уровне смертности, стал основным источником роста населения. В результате, по сравнению с другими британскими колониями, в Новой Англии рабочая сила формировалась уже на основе рожденных там белых колонистов [4, р. 177].

Статистические данные за 1770 г. показывают, что в преддверии начала войны за независимость 47 % населения колоний сосредотачивались в Южных колониях, 27 % - в колониях Новой Англии и 25 % - в Средних колониях. К этому времени расовое распределение населения приобрело свою специфику: 33 % всех белых и 1,7 % всего афронаселения концентрировалось в колониях Новой Англии, 32 % и 4 % - в Средних колониях, 23 % и 28 % - в колониях Верхнего Юга, 11 % и 17,4 % - в колониях Нижнего Юга [4, р. 171-173]. В 1775 г. порядка 75 % населения колоний проживало вдоль восточного побережья Северной Америки - на территории шириной около 75 миль вглубь континента [3, р. 6].

Не прекращавшийся поток мигрантов создавал эффект геополитического давления. Потребность в продвижении фронтира на Запад (вглубь континента), на Юг (во Флориду) и Север (в Канаду), защита источников экономического роста и доступ к иностранным рынкам сбыта ко-

лониальных товаров становились центральной темой в общественно-политическом дискурсе колониальной эпохи и первых десятилетий существования США.

Фактически, в колониальный период истории Соединенных Штатов, демографические процессы в Северной Америке и Западной Европе обусловили ряд факторов, оказавших воздействие на генезис внешней политики североамериканского государства после провозглашения независимости 4 июля 1776 г. А именно:

1) нарастающие темпы миграции переселенцев из Западной Европы создавали группы интересов по религиозному и этническому параметрам, которые усложняли политический ландшафт США;

2) ограниченность свободных земель вынуждала продвигать американский фронтир вглубь континента, что, в свою очередь, вело к росту политических рисков во взаимоотношениях с Великобританией, Испанией и Францией.

Список литературы:

1. Массимо Л.Б. Демографическая история Европы / Ливи Баччи Массимо; пер. с итал. А. Миролюбовой. - СПб.: Александрия, 2010. - 304 с.

2. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848 / Эрик Хобсбаум; пер. с англ. Л. Якуниной. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 480 с.

3. Black J. Introduction to global military history: 1750 to the present day / Jeremy Black. -London: Routledge, 2005. - 294 p.

4. Galenson D.W. The Settlement and Growth of the Colonies: Population, Labor, and Economic Development / David W. Galenson / The Cambridge Economic History of The United States: in 3 Vols.: Volume I: The Colonial Era / Ed. by Stanley l. Engerman, Robert E. Gallman. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996-2000. - P. 135-207.

5. Maddison A. Growth and interaction in the world economy: the roots of modernity / Angus Maddison. - Washington: Publisher for the American Enterprise Institute, 2005. - 92 р.

6. Population and environment / Jacques Dupaquier / History of humanity. - London: Unesco, 1994-2008; in 7 vols.. - V. 5: From the sixteenth to the eighteenth century. - P. 11-22.

7. Wrigley E.A. British population during the 'long' eighteenth century, 1680-1840 / E.A. Wrig-ley / The Cambridge Economic History of Modern Britain: in 3 vols. V. I: Industrialisation, 1700-1860 / Edited by Roderick Floud, Paul Johnson. - Cambridge, 1996-2000. - P. 57-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.